Антропоморфизм в литературе это: антропоморфизм | это… Что такое антропоморфизм?

АНТРОПОМОРФИЗМ | это… Что такое АНТРОПОМОРФИЗМ?

(от греч. ἄνϑρωπος – человек и μορφή – форма) – наделение предметов природы, а также вымышленных мифич. существ (духов, богов) человеч. обликом и свойствами. А. – одна из характерных черт большинства религий. Уже др.-греч. мыслители, напр. Ксенофан (6 в. до н.э.), указывали на то, что все люди создают богов по своему образу (Ксенофан, В 14, 15, Diels). Позднее эта мысль развивалась Спинозой («Этика», см. Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 396 и др.), Вико («Основания новой науки об общей природе наций», 1940, с. 88 и др.), Вольнеем («Руины, или размышления о революциях империй», 1928, с. 53, 99–100) и др. Наиболее глубоко вскрыл значение А. в религии Фейербах: «…природа там, где она религиозно почитается, является для человека предметом не как природа,… а как человекоподобное, или, вернее, человеческое существо» (Избр. филос. соч., т. 2, М., 1955, с. 688). Эти мысли Фейербаха положительно оценили Маркс и Ленин. Большое значение А. в первобытном мышлении придавал Чернышевский: «…неразвитой человек видит в природе что-то похожее на человека, или, выражаясь технически, вносит в природу антропоморфизм, предполагает в ней жизнь, похожую на человеческую жизнь» (Избр. филос. соч., т. 1, 1950, с. 245).

Ряд сов. ученых (Зеленин, Лосев) считает, что А. является поздней ступенью развития мифологии; первоначально человек представлял себе сверхъестеств. существа в виде животных (зооморфизм) или бесформ. чудовищ. Зеленин полагает, что именно переход от зооморфизма к А. означал наиболее существенный этап в развитии религии. Однако данные науки показывают, что антропоморфные представления о духах и демонах существовали параллельно с зооморфными. Кроме того, вплоть до наст. времени в религ. верованиях всех стран встречаются образы мифич. животных. А. ранних религий связан с погребальным культом (поверья о «живом мертвеце», о привидениях, о душах умерших), с тотемизмом, где в образах «тотемических предков» переплетаются животные и человеч.

черты; известны и антропоморфные олицетворения явлений природы: солнца (чаще в образе женщины), месяца (в образе мужчины), грома, ветра и др. Такого рода антропоморфные представления существуют у австралийцев, семангов, андаманцев, ведда, огнеземельцев, калифорнийских индейцев и др.

На позднейших стадиях развития А. свойствен всем религиям, но не в одинаковой степени. Почти все народы представляли себе и изображали богов в человеч. образе; но у древних египтян, индейцев, отчасти у народов Месопотамии, Сирии, Финикии образы богов наделены и животными чертами и изображаются зачастую зооантропоморфными. У римлян А. развился под греч. влиянием.

Наибольшего развития А. достиг в религии древних греков. Боги Гомера, Эсхила – настоящие люди с их достоинствами и недостатками, только более могучие и бессмертные; в греч. скульптуре и живописи боги и богини изображались прекрасными мужчинами и женщинами. Эта антич. (греч.) традиция перешла и в христианство, где сохранилась, особенно в католич.

и православной иконографии, до наших дней: бог-отец изображается почтенным старцем, бог-сын (Иисус Христос) или прекрасным младенцем, или благообразным мужчиной средних лет, «царица небесная» (богородица) – молодой красивой женщиной-матерью; только «духа святого» принято изображать в виде голубя. Лишь немногие религии пытаются преодолеть А.: так, в иудаизме и исламе запрещено изображать бога каким бы то ни было образом; однако верующие все же представляют его себе в человеч. виде. В священных книгах евр. Ягве и мусульм. Аллах действуют и говорят, как люди. Т.о., А., хотя и в более скрытой форме, налицо и в этих религиях.

Развитие науч. знаний в новое время побудило христианских и др. церковников очистить религию от наивно-антропоморфных образов: бога они стали представлять себе как некий отвлеченно-моральный принцип. На этой же почве возникли утонченные религ.-филос. концепции: теизм, деизм, богоискательство, богостроительство и пр. сохраняющие, однако, в себе следы А.

А. присущ, помимо религ. верований, также и народному поэтич. творчеству: в нар. сказках и песнях животные, растения и неодушевленные предметы зачастую говорят и действуют, как люди. Этот «поэтический» А. имеет иные корни, чем религ. А.; на них одним из первых указал М. Горький, отметивший, что А. этого типа «возник из процессов работы и выражает вполне естественное стремление человека наделять предметы реального мира – материалы и орудия труда – человеческими свойствами, для того чтобы понять и освоить их» (Собр. соч., т. 27, 1953, с. 189).

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, М., 1958, с. 49–72; Тюменев А. И., Возникновение религии и первые шаги религиозного развития, «Зап. научн. об-ва марксистов», 1922, No 3, с. 60–85; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936, с. 4–12; Зеленин Д. К., Культ онгонов в Сибири, М.–Л., 1936; Никольский В. К., Происхождение религии, М.

, 1940, с. 75–76; Эншлен Ш., Происхождение религии, пер. с франц., М., 1954, с. 87; Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957; Веth К., Einführung in die vergleichende Religionsgeschichte, Lpz., 1920, гл. 6.

С. Токарев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

АНТРОПОМОРФИЗМ | Энциклопедия Кругосвет

АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anthropos ‘человек’ и morphe ‘вид, форма’), наделение человеческими качествами, уподобление человеку.

Различаются следующие значения данного термина.

1. Мировоззренческий принцип, выражаемый различными, прежде всего, номинативными средствами языка. В соответствии с этим принципом неодушевленные предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие природой человека, наделяются человеческими качествами, физическими и психическими. Указанным объектам приписывается, в частности, способность чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.

Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идет гроза, небо хмурится и т.п.). Антропоморфизм был свойствен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевленные объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также вымышленные сущности земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (черти) миров. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста, чрезмерная волосатость и др.

В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребенка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». В повседневной жизни антропоморфизм продолжает сохраняться не как принцип мировоззрения, а как один из принципов языковой номинации. Это касается также языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети, память компьютера, диалоговая программа.

2. Прием поэтической речи, состоящий в том, что предмет изображения уподобляется человеку, либо наделяется человеческими свойствами, в частности, способностью вести беседу с человеком:

О временах простых и грубых

Копыта конские твердят

(О. Мандельштам)

В поэтической речи нередки случаи, когда все изложение ведется от лица неодушевленного предмета:

Я – кактус! Я с трудом великим

Даю порою корешок,

Я неуклюж и с видом диким

Колол и жег что только мог

(К.Случевский)

Антропоморфизм в поэтической и некоторых видах непоэтической речи представляет собой пример коммутации «лицо/не-лицо». Распространенность антропоморфизма в определенных родах прозы и поэзии настолько высока, что скорее отказ от видения в неодушевленных объектах и живых существах, не являющихся людьми, партнеров по диалогу станет считаться здесь отклонением от нормы: «баснописцы, любящие „говорящих» животных, а также философы, изучающие развитие сознания у растений и даже у материи вообще, сохранили многочисленных последователей» (Ж.Дюбуа. Общая риторика).

3. Риторический прием включения в аргументативный или убеждающий дискурс духовных и прочих воображаемых сущностей, умерших или еще не родившихся людей или персонифицированных неодушевленных предметов. В уста этих сущностей вкладываются аргументы в пользу отстаиваемой оратором точки зрения или выражение определенного отношения к сообщаемому. Так, в старопольской литературе популярны жалобы отчизны-матери на неблагодарность детей-граждан. Другие примеры: Наши славные предки стыдятся, глядя на вас, бросивших мечи и бежавших; Потомки доверили нам заботу о нашей голубой планете; Звери только скажут вам спасибо, если вы прекратите рубить лес в промышленных масштабах; Любой компьютер, отвечая на этот вопрос, покажет на экране код ассемблера.

4. Единицы языка, являющиеся результатом использования приемов, перечисленных выше (в этом значении термин антролпоморфизм употребляется также во множ. числе), т.е. обозначающие соответствующие «человеческие» признаки, качества, действия и отношения сходства между человеком и другими предметами и явлениями (растениями, животными, объектами неживой природы, мифологическими существами и т. д.).

Антропоморфизмы можно разделить на лексические и синтаксические. Антропоморфный характер первых присутствует в их словарном значении: это лексические единицы, представляющие наименования предметов, не являющихся частями тела человека или не обозначающих человеческие качества, но этимологически восходящие к наименованиям последних. К лексическим антропоморфизмам относится, в частности, богатый арсенал стершихся метафор: ручка (двери), носик (чайника), ушко (иголки), устье (реки) и т.п. Синтаксические антропоморфизмы представляют собой сочетания наименований предметов, не относящих к человеку и не обладающих в действительности человеческими качествами, с обозначениями качеств, действий и отношений, характеризующих людей или свойственных людям. Среди синтаксических антропоморфизмов четко различаются носители живой и стершейся образности (ср.: три гордые пальмы Лермонтова и устойчивые терминологические сочетания очарованные частицы, усталость металла и т. п.).

Некоторые лингвисты и философы считают, что изобилие антропоморфизмов в речи является одним из показателей того, насколько искажается истина в ходе употребления естественного языка. Х.Вайнрих отмечает: «языковая ложь, если понимать вещи буквально, – это большинство таких риторических фигур, как эвфемизмы, гиперболы,… слова-табу, антропоморфизмы и др.» (Язык и моделирование социального взаимодействия). Ж.Деррида пишет: «Что же, таким образом, представляет собой истина? – вопрошает Ницше, – марширующую армию метафор […] и антропоморфизмов […] Истины есть иллюзии, которые забыли об этой своей иллюзорной природе».

Приблизительными синонимами для термина антропоморфизм являются: олицетворение, персонификация, прозопопея.

Леон Иванов

Антропоморфизм — определение и примеры

Определение антропоморфизма

Антропоморфизм — это литературный прием, который можно определить как метод, с помощью которого писатель приписывает человеческие черты, амбиции, эмоции или поведение в целом животным, нечеловеческим существам, явлениям природы , или объекты.

Разница между антропоморфизмом и персонификацией

Антропоморфизм также является типом персонификации, который придает человеческие характеристики нечеловеческим существам или объектам, особенно животным. Однако между этими двумя есть небольшая разница. Олицетворение — это акт наделения животных или объектов человеческими характеристиками для создания образов, в то время как антропоморфизм направлен на то, чтобы заставить животное или объект вести себя и выглядеть как человек.

Знаменитая деревянная кукла Пиноккио была антропоморфизирована, когда ему дали возможность говорить, ходить, думать и чувствовать, как настоящий мальчик. Басни и сказки обычно имеют персонажей, которые могут служить примерами антропоморфизма.

Примеры антропоморфизма в литературе

Пример №1:

Ягуар (Тед Хьюз)

«Но кто бежит, как и все, мимо них, прибывает
В клетку, где толпа стоит, смотрит, загипнотизированная,
Как ребенок во сне, во сне, у ягуара, спешащего в ярости
Сквозь тюремную тьму после сверла глаз

На короткий свирепый запал. Не от скуки –
Глаз доволен быть слепым в огне,
Ударом крови в мозг глухой ухо –
Он вертится из прутьев, но нет ему клетки

Больше, чем провидцу его келья:
Его походка — пустыни свободы:
Мир катится под длинным толчком его пятки.
Над полом клетки открываются горизонты».

Это стихотворение основано на ягуаре, свирепом животном. Хьюз показывает своим читателям мир глазами ягуара, который думает как человек.

Пример #2:

Скотный двор (Джордж Оруэлл)

«Товарищи, вы уже слышали о странном сне, который мне приснился прошлой ночью. Но я приду к сну позже. У меня есть еще кое-что, чтобы сказать сначала. Не думаю, товарищи, что пробуду с вами еще много месяцев, и перед смертью считаю своим долгом передать вам ту мудрость, которую приобрел. Я прожил долгую жизнь, у меня было много времени для размышлений, пока я лежал один в своем стойле, и я думаю, что могу сказать, что понимаю природу жизни на этой земле не хуже любого живущего сейчас животного. Вот об этом я и хочу вам сказать… Человек — единственное существо, которое потребляет, не производя. Он не дает молока, не несет яиц, он слишком слаб, чтобы тянуть плуг».

Скотный двор — один из прекрасных примеров антропоморфизма. В этом отрывке одна из свиней по имени Старый Майор произносит политическую речь перед своими товарищами против зла, навязанного человеческими правителями. Здесь Старый Майор подстрекает их к восстанию против человека-тирана. Все это использование является хорошим примером антропоморфизма.

Пример №3:

Собачья сказка (Марк Твен)

«Мой отец был сенбернар, моя мать была колли, но я пресвитерианка. Это мне мама сказала, я сама не знаю этих приятных различий. Для меня это всего лишь красивые большие слова, ничего не значащие. Моя мать любила такие; ей нравилось их произносить и видеть, как другие собаки смотрят с удивлением и завистью, будто недоумевая, откуда у нее столько образования… Когда я, наконец, подрос, меня продали и увезли, и больше я ее никогда не видел. У нее было разбито сердце, и у меня тоже, и мы плакали; но она утешала меня, как могла…»

Главный герой этой истории — пес, который описывает свою жизнь щенком. История рассказывается с точки зрения верного питомца. Собака обладает человеческими чертами, такими как эмоции, стыд, страх, боль, счастье и безнадежность.

Функция антропоморфизма

Существуют различные причины для использования антропоморфизма. Основной из них – сделать более широкое обращение к читателям. С использованием предметов или животных история может стать визуально привлекательной и не угрожающей читателям. Следовательно, он мог привлечь внимание широкой аудитории (в том числе и детей), представляя мультипликационных персонажей в сказках и мультипликационных фильмах. В литературе он служит действенным средством создания политической и социальной сатиры. Следовательно, он имеет более широкую сферу применения, чем просто развлечение детей.

сообщите об этом объявлении

Антропоморфизм: определение и примеры | LiteraryTerms

I.

Что такое антропоморфизм?

Антропоморфизм (произносится как ann-throw-poe-MORF-ism) — это придание человеческих черт или атрибутов животным, неодушевленным предметам или другим нечеловеческим вещам. Оно происходит от греческих слов антропо (человек) и морф (форма).

Это может быть очень очевидно: например, скала в форме человека будет считаться антропоморфной. Но антропоморфизм обычно более фигуративен.

 

II. Примеры  антропоморфизма

Пример 1

Антропоморфизм также может быть ошибкой . Например, некоторые люди думают, что орлы и другие хищные птицы выглядят сердитыми. Но, конечно, это только из-за формы их глаз. У птиц не такое выражение лица, как у людей, поэтому ошибочно смотреть в глаза орла и делать вывод, что он зол — это антропоморфизация птица.

Пример 2

Всю организацию можно было бы описать с помощью антропоморфной аналогии или метафоры, если бы ее различные члены мыслились как части тела. Например, мозг организации будет ее лидером; мускул был бы крутым прихвостнем; а глазами и ушами будет шпионская сеть организации. (Это была бы аналогия, если бы было явное «сравнение» слов, иначе это была бы метафора.)

Пример 3

Иногда мы антропоморфизируем части собственного тела. Например, расхожее выражение «слушай свое сердце» предполагает, что с нами говорит сердце, что, конечно, не буквально Точно так же люди описывают разговоры между головой и сердцем, что является примером антропоморфизации (или персонификации) эти два органа.

 

III. Типы антропоморфизма

а. Буквальный антропоморфизм

Простейшая форма антропоморфизма — это когда что-то буквально буквально принимает форму человека или буквально изображается как действующий человек. Мультяшное животное, которое носит одежду, является примером буквального антропоморфизма. Точно так же животные, играющие на пианино, или деревья, разговаривающие друг с другом, могут быть примерами буквального антропоморфизма.

б. Метафорический антропоморфизм (персонификация)

Олицетворение — популярный литературный троп, в котором неодушевленный предмет описывается так, как если бы он был человеком. Это одна из форм антропоморфизма, а также форма метафоры. (Чтобы узнать больше об этих концепциях, посетите страницы «Аналогия», «Метафора» и «Сравнение».) Примеры персонификации включают:

  • Ветер выл .
  • тихая вода скрывает много секретов.
  • Маленький городок прижался к открытому утесу.

Подчеркнутые слова — это все, что делают людей , поэтому они используются в этих предложениях метафорически, и поэтому предложения являются примерами персонификации.

в. Антропоморфная аналогия

В антропоморфной аналогии вы говорите, что нечто есть , как и , в некотором роде человек. От олицетворения это отличается наличием языковых сравнений — слов типа «как» или «подобно». Сравнивая что-либо с человеческим существом, вы можете более четко проиллюстрировать его качества или поведение или сделать так, чтобы абстрактная идея не сошла со страниц. (Чтобы узнать больше об этих понятиях, посетите страницы Аналогия, Метафора и Сравнение.)

d. Символический антропоморфизм

Это когда человеческий (или человекоподобный) персонаж символически заменяет что-то другое. В отличие от персонификации, это не просто метафора — это расширенный символ, который указывает на сущность персонажа. Например, греческий бог Посейдон является антропоморфным (человеческим) символом моря, и точно так же Эолус является антропоморфным символом ветра. Итак, предложение «выл ветер» является олицетворением; если есть настоящий персонаж , заменяющий ветер, такой как Эол, то это не олицетворение, а символический антропоморфизм. Многие богословы и религиоведы утверждают, что Бог христианства, иудаизма и ислама является антропоморфным символом доброжелательности, сострадания или трансцендентности.

 

IV. Важность антропоморфизма

Люди запрограммированы на то, чтобы понимать человеческое поведение и реагировать на него определенным образом — обычно мы реагируем на антропоморфизм интуитивно и эмоционально. Писатели могут воспользоваться этим, используя антропоморфизм в своих описаниях и сравнениях. Подумайте, насколько сильнее будет ваш мысленный образ, если автор описывает «сердитую, жестокую бурю», а не просто «сильную бурю».

Антропоморфизм также может сделать историю более доступной для детей. Никто точно не знает, почему, но детям обычно нравится видеть, как животные и неодушевленные предметы (например, машины или кухонные принадлежности) ведут себя как люди. Возможно, просто такой антропоморфизм делает историю более образной и причудливой.

Антропоморфные аналогии также могут помочь сделать абстрактную мысль более конкретной. Например, в дискуссиях о внешней политике люди часто говорят о поведении целых стран, как если бы эти страны были отдельными людьми. Мы могли бы говорить о «дружбе» между двумя странами или о необходимости «наказать» одну страну за ее агрессию или «запугивание» другой. Очевидно, что эти метафоры/аналогии немного искажают реальность ситуации, но упрощают ее таким образом, чтобы облегчить понимание.

В. Примеры антропоморфизма в литературе

Пример 1

Животная ферма часто описывается как а -а -а -а -а -а -а -а -а -а -а — политические дебаты и, в конце концов, сон в кроватях. Однако в каком-то смысле эта история является противоположностью антропоморфизма! Поскольку каждое животное является символом реального человека или социальной группы (Снежок = Лев Троцкий, Боксер = рабочий класс и т. д.), это действительно пример придания животной формы человеку, а не наоборот! Тем не менее, животных, говорящих на человеческом языке, буквальный антропоморфизм , поэтому разумно, что люди говорят о Скотном дворе таким образом — это просто сложнее, чем большинство других примеров.

Пример 2

Г. Уэллс Остров доктора Моро рассказывает о безумном ученом, который буквально антропоморфизирует животных — он проводит над ними экспериментальные операции, чтобы сделать их более похожими на людей. Книга посвящена темам жестокости и прав животных и пытается стереть грань между человеком и животным, в то же время показывая, что у поисков доктора Моро есть фиксированные пределы: мы можем только сделать животных настолько похожими на нас, прежде чем они станут истинными. природа утверждает себя.

Пример 3

В книге Нила Геймана « американских богов » используется бесчисленное количество символических антропоморфизмов. В романе все древние боги реальны, но вступили в конкуренцию с современными богами, которые представляют собой антропоморфные формы технологий, средств массовой информации и т. Д. Есть также боги из других эпох, например, представляющие железные дороги. Эти антропоморфные символы и взаимосвязь между ними позволяют Гейману через свою историю сделать заявление о современной жизни и ценностях.

 

VI. Примеры Антропоморфизм в поп-культуре

Пример 1

Дроиды из «Звездных войн» являются примером различных форм антропоморфизма. C-3PO антропоморфен в буквальном смысле (он похож на человека), но по своим манерам и характеру он гораздо более жесткий и роботизированный. R2-D2, с другой стороны, далеко не антропоморфен по своей форме, но его личность очень родственна и человечна!

Дроиды из «Звездных войн» на вручении «Оскара»


Посмотрите это видео на YouTube

Пример 2

В сказках и мультфильмах постоянно используется антропоморфизм. В диснеевском мультфильме « Робин Гуд », например, все персонажи — животные, но они живут в замках, сражаются на мечах, носят одежду и во всем остальном ведут себя как люди. Все это примеры буквального антропоморфизма.

Робин Гуд — Трейлер


Смотреть это видео на YouTube

Пример 3

Время хватает вас за запястье, указывает, куда идти. (Green Day, Good Riddance )

Начальная лирика этой мелодии Green Day антропоморфизирует время.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts