Чем опасно равнодушие — сочинение по литературе. Помощь школьнику
Чем опасно равнодушие — сочинение по литературе. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику
Мы подготовили для Вас несколько сочинений о том, чем опасно равнодушие с примерами из литературы. Используйте наш материал для написания своего рассуждения на эту тему.
Вариант 1
Равнодушие – это отрицательная черта человека, который делает нас черствым к окружающим и даже к близким людям. Равнодушие показывает насколько мы хладнокровно к чужим чувствам и бедам, превращая нас монстров.
Чем опасна равнодушие? Я думаю, опасность состоит в том, что человек, который равнодушен к другим может остаться один, нужный момент ему никто не поможет. Этим человеком будет управлять гордость и эгоизм, а люди не захотят приближаться к такому человеку.
Так на примере произведения Бунина « Господин из Сан-Франциско» Мы видим к чему приводит безразличие. Автор пишет, что герой всю жизнь думал лишь о деньгах и как себя обеспечить, тем самым забыв о главном в жизни – семья. Когда господин решил провести время женой и дочкой, отправляюсь в круиз, то его семья уже потеряла интерес к нему. И по описанию поэта мы можем сделать вывод, что во время путешествия они были как чужие и каждый занимался своим делом. Но не только родные его люди относились к герою безразлично, Также и другие гости парохода, на котором все плыли отдыхать. Когда господин умер, его просто засунули в ящик, чтобы никто не заметил, не проявив даже жалости.
Таким образом, можно сделать вывод, что нельзя относиться к людям безразличие, ведь онибуду относиться к тебе также, тем самым мир останется без добрых людей.
Также равнодушием можно увидеть в произведении Чехова «Вишнёвый сад». Автор пишет про имении Раневской, которое было окружено вишнёвым садом, но его должны продавать за долги. Сама хозяйка относилась равнодушна к своему дому, принадлежавший её семье. После того как дом купили, Раневская спокойно едет в другой город к любовнику, не думай о семейном помести.
Мы можем сделать вывод, что равнодушие опасно тем, что люди забывают про семью и их ценности ради своей выгоды. Тем самым рушится нашей человечности отзывчивость к родным нашим людям.
Вариант 2
Что такое равнодушие? Какие негативные последствия оно влечет для человека? Знаменитый писатель А.П. Чехов говорил, что “равнодушие — это паралич души”. С ним сложно не согласиться, ведь равнодушный человек не способен сочувствовать и испытывать сострадания, сопереживать и радоваться ближнему. Равнодушный человек не интересуется проблемами общества, ему все равно на его окружение.
Примеры равнодушия и его последствий часто встречаются как в повседневной жизни, так и в произведениях литературы. Так в одноименном романе А.С. Пушкина главный герой — Евгений Онегин — проявляет равнодушие ко всему белому свету, он не видит смысла ни в чем. Евгений воспитывался как любой дворянин. Светская жизнь быстро сделала его равнодушным. Ему наскучила праздная и пустая повседневность. Онегин понимает, что превратился в бесчувственного, он пытается изменить себя и уезжает из столицы в деревню. Но и деревенский быт ему быстро надоел. Кроме того, из-за своего равнодушия, он отвергает дружбу с Лариным и не принимает любовь Татьяны. Герой не может проявлять настоящих эмоций и чувств. Евгений Онегин старается построить близкие отношения с Ольгой, не думая о том, как будет чувствовать себя Ленский. Чувства Онегина проснулись только после смерти Ленского во время дуэли, ведь именно Онегин из-за своего равнодушия позволил этому произойти. Сухость и эгоизм, сопровождавшие его долгие годы, нанесли огромный ущерб. Онегин заплатил высокую цену за то, что не смог вовремя избавится от равнодушия.
Что бы было с миром, если каждый человек в нем был равнодушным? Что бы стало с обществом? Именно такую картину рисует Ф.М. Достоевский в своем романе “Преступление и наказание”. Одна из основных героинь произведения, Соня Мармеладова, чувствует важность и необходимость самопожертвования и отзывчивости к окружающим. Она — это “луч света в темном царстве” общества, погрязшего в черствости. Она старается помочь каждому, в том числе и Родиону Раскольникову. Соня помогает Родиону справится с ужасными душевными терзаниями. Если бы не она, роман мог бы закончится трагически.
Равнодушие — проблема, встречающаяся в различных эпохах. Оно приводит мраку, черствости души. Именно поэтому следует помогать ближним, сопереживать и раскрыть душу миру.
Вариант 3
Равнодушие — это отсутствие заинтересованности и безразличное отношение к окружающему. Но может ли оно быть опасным для человека? Равнодушный человек опасен как для себя, так и для общества. Чаще всего он спокоен и безучастен, его не интересуют чужие проблемы. Я полагаю, что такая личность может оставить без помощи и человека, которому чужая поддержка жизненно необходима. Он видит только собственный интерес, ему безразличны чужие судьбы. Гордость и эгоизм властвуют в его душе.
Эту проблему не могла не затронуть и художественная литература. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова демонстрирует равнодушного человека, который ломает судьбы людей, не задумываясь о разрушительности его действий. В одной из глав произведения Печорин приезжает в Пятигорск, где знакомится с княжной Мери, в которую влюблен его давний знакомый Грушницкий. И Георгий решает разорвать их отношения жестоким образом. Печорин начинает ухаживать за девушкой, всячески стараясь привлечь ее внимание. Княжна становится холодна к Грушницкому, а спустя какое-то время она признается в любви Печорину.
Однако девушка ему не нужна. Для него это было лишь забавной игрой, мужчина никогда не испытывал теплых чувств к Мери. Его равнодушие погубило жизнь княжны, и, к сожалению, и после содеянного герой не видел своей вины. Вспоминается и пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». Всю жизнь Равневской ею двигало самолюбие: женщина пренебрежительно относилась как к слугам, так и родным. Героине также безразлично и будущее родных: она, продав имение, возвращается к своему любовнику с деньгами, предназначенными для ее дочери. Она видит в сложившейся ситуации лишь собственный интерес, и ее совсем не беспокоят чувства других людей.
Таким образом, равнодушный человек опасен для окружающих, его не беспокоят судьбы других людей, он везде видит лишь собственную выгоду. К сожалению, безразличные люди могут влиять на чужие жизни, поэтому стоит быть предельно осторожными, чтобы не стать жертвой холодности и апатии.
Вариант 4
Часто мы слышим о равнодушии современных людей ко всему, что происходит в мире. Равнодушие – это чувство безразличия к происходящему, нежелание реагировать на него. Равнодушных людей не заботят глобальные, чужие, а подчас и собственные проблемы, судьбы. Но к чему может привести такая жизненная позиция? Чем же опасно равнодушие?
Обратимся к произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главного героя романа, Григория Печорина, можно назвать равнодушным человеком. Он страдает от скуки и озабочен лишь тем, чтобы избавиться от неё любыми способами. В одной из глав романа, княжна Мери, рассказывается о времяпрепровождении Печорина в Пятигорске, куда он приехал на лечебные воды. Там он знакомится с молодой дочерью княгини, Мери. Узнав, что за девушкой ухаживает его приятель, Грушницкий, Печорин решает развлечь себя весьма жестоким способом. Он ставит своей целью влюбить юную Мери в себя, расстроив её возможные отношения с Грушницким. Григорий начинает ухаживать за девушкой, обольщать её. Он добивается того, что Мери становится холодна к Грушницкому и перестаёт отвечать на его ухаживания. Спустя некоторое время девушка признаётся Печорину в любви, однако её чувства совершенно не нужны ему, он не любит Мери. В конце концов, он признаётся девушке, что всё это было лишь игрой с его стороны и он никогда не испытывал к ней чувств. Мы видим, что в погоне за тем, чтобы потешить собственное самолюбие, Печорина совершенно не заботят чувства и судьбы окружающих. Он запросто играет с людьми, разрушая их жизни.
Другим примером является «Сказка» Куприна. История рассказывает о семье, которая слышит суровой зимней ночью крики из леса. Все находящиеся в доме прекрасно слышат, как человек зовёт на помощь, однако мать говорит, что это не их дело. Отец находит себе оправдание в виде испорченного ружья, хотя сам же признаёт, что ему жалко человека. Дед велит членам семьи радоваться, что они сидят дома в безопасности, за высокими заборами и крепкими запорами. Равнодушие и трусливость этой семьи могли стоить кому-то жизни в ту ночь.
Таким образом, равнодушие может быть опасно для окружающих, ведь именно равнодушные люди способствуют торжеству зла своим бездействием, позволяя себе или другим быть жестокими по отношению к окружающим. Именно поэтому нужно помнить, как важно не оставаться безучастным, ведь кто знает, что завтра может произойти и с тобой.
Все сочинения
Итоговое сочинение: Чем опасно равнодушие? (3 варианта)
Многомудрый Литрекон призывает читателей к отзывчивости и доброте. Чтобы логически обосновать свой призыв, он написал итоговое сочинение на тему: Чем опасно равнодушие? Аргументы он взял из книг «На дне», «Отцы и дети», «Гроза», «Герой нашего времени», «Евгений Онегин», «Ионыч».
Вариант 1
(510 слов) Мы часто слышим, что равнодушие опасно, но не понимаем, почему так? А дело в том, что в безразличие к чувствам и мыслям окружающих приводит к разрушению межличностных отношений. Более того, покинутый человек, осознавший свою ненужность, отчаивается и совершают фатальные ошибки. Не получив поддержки вовремя, люди уходят туда, откуда нет возврата. Такие примеры часто встречаются как в жизни, так и в литературе.
Рассмотрим ситуацию из пьесы А.Н. Островского «Гроза». Катерина вышла замуж за нелюбимого человека и оказалась в среде, где было принято грубое обращение. Свекровь заедала поедом, упрекала и всячески унижала невестку, а безвольный муж никак не защищал жену. Он был безразличен ко всему, кроме своего личного комфорта, и не раз винил в скандалах всех домочадцев, кроме себя любимого. Никто не смел перечить несправедливой хозяйке дома — Марфе Игнатьевне. Только Катерина пыталась защитить свое достоинство. Горькое одиночество толкнуло ее в объятия Бориса, племянника купца Дикого. Но и ему было все равно, что ждет Катерину после часа любви. Героиня призналась в адюльтере родственникам, ведь надеялась, что Борис возьмет на себя ответственность за их будущее. Но он испугался этого бремени и оттолкнул возлюбленную. Катерина осталась совершенно одна, и никому не было дела до ее чувств. Кабаниха не давала ей житья, заставляла сына избивать девушку, все окружающие осуждали не измену, а прямодушие «предательницы». Тихон опять проявил лишь равнодушие, ведь его сочувствие удивительно мирно уживалось с побоями и упреками в адрес супруги. Не выдержав всеобщего безучастия, героиня утопилась. Но и тогда Тихон обвинил во всем не себя, а маму. Равнодушие героев к судьбе человека было опасно, ведь привело к трагическим последствиям: Катерина потеряла веру в жизнь и пошла на самоубийство, так и не получив поддержки.
Не менее убедительный пример мы находим в пьесе М. Горького «На дне». В ночлежке царит атмосфера взаимной вражды и ненависти. Грубые реплики раздаются отовсюду, и никто не протягивает никому руку помощи. Подвал на Китай-городе напоминает ведро с крабами, где каждая особь цепко держит другую, и в результате никто не может вырваться со дна. Так происходит и с Актером — бывшим артистом, который спился, потерял способность запоминать тексты ролей и оказался на улице. Несмотря на безысходность своего положения, герой все еще таит в сердце надежду на благоприятный исход. Поэтому он прислушался к речам доброго странника Луки. Герой рассказал о бесплатной лечебнице для пьяниц, где всех лечат бесплатно. Актер всерьез увлекся этой идеей, он даже бросил пить на некоторое время, чтобы подготовиться к пути. Но соседи Актера грубо высмеяли его намерения. После ухода Луки Сатин разуверил Актера и разрушил все его надежды. Ему было все равно, как герой воспримет такой удар. Константин лишь хотел самовыразиться и произнести речь. Но после такого открытия Актер больше не смог жить. Он повесился. И даже тогда Сатин лишь укоризненно заметил: «Эх… испортил песню, дурак!». Равнодушие к судьбе ближнего обернулось трагическими последствиями — гибелью человека, так и не дождавшегося поддержки.
Таким образом, равнодушие таит в себе большую угрозу для людей — оно разрушает связи между нами. Из-за безразличия никто никому не помогает, никто никого не поддерживает. Находясь в одиночестве, в атмосфере непонимания, человек принимает страшные решения, которые никак не обратить вспять. И в этом виновато все его окружение.
Вариант 2
(430 слов) Говоря об опасности равнодушия, мы часто рассматриваем лишь одну сторону — ту, что не получила сочувствие в нужный момент. Однако безразличие несет в себе угрозу и для того, кто его проявляет. Оно умерщвляет душу, лишает возможности испытывать серьезные чувства. Подобными примерами богата отечественная литература, отражающая все движения человеческой души.
Вспомним роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин был равнодушен ко всем, даже к себе. Он охотно шел на верную смерть и играл с судьбой, потому что ничего не связывало его с жизнью. Он не хотел заводить семью и друзей, быстро остывал к избранницам, не ценил искреннюю привязанность. Он был бесконечно далек от людей. Эту его особенность особенно наглядно демонстрирует автор в главе «Бэла». Григорий был пленен красотой Бэлы, дочери влиятельного горца. Чтобы удовлетворить свое желание, он выкрал героиню, подкупив ее брата. Этим поступком он опозорил и саму Бэлу, и ее семью. Он же разозлил разбойника Казбича и натравил его на Азамата. Но ни о чем этом Григорий не подумал. Его волновали только собственные прихоти. Они же не позволили ему долго наслаждаться триумфом: как только гордая княжна полюбила его, он забыл о своих чувствах. Ему приелось это приключение. На теплоту он отвечал холодностью и сделал девушку несчастной. Безразличие ко всему вновь овладело им и обрекло его на бессмысленную жизнь, наполненную тоской. Он погиб в цвете лет, так и не изведав любви, дружбы, семейной близости. Равнодушие стало причиной его одиночества и неприкаянности.
Похожий пример описал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Анна Одинцова напоминает читателю Снежную королеву: она прекрасна, богата, но холодна и одинока. У нее нет чувств и желаний, идеалов и целей, ведь все, к чему она стремится, это личный комфорт. Овдовев и разбогатев, она стала лишь одной из мраморных статуй в своем саду. Ко всему равнодушная, всем пресыщенная, героиня изображает эмоции и дразнит главного героя произведения — Евгения Базарова. Она заводит с ним разговоры о любви и счастье, часто проводит время в его обществе. Она и сама не понимает, зачем. Видимо, ее сердце пытается согреться за счет чужого огня. Базаров не выдерживает накала страсти и признается Анне в любви. Она же не может ответить на такие чувства. Героиня попросту боится их и отступает. Безразличие вновь вступает в свои права и порождает тоску, затапливающую Анну Одинцову. Вся ее жизнь проходит без смысла, без цели, без эмоций. Равнодушие лишает ее семьи, детей и настоящего счастья наедине с любимым мужчиной.
Таким образом, безразличие опасно, прежде всего, для того, кто его проявляет. Оно делает жизнь человека тусклой и бесцельной. Его ничего не волнует и не интересует всерьез, поэтому ему всегда скучно. Равнодушие ко всему и всем обрекает его на одиночество и хандру.
Вариант 3
(438 слов) Размышляя о том, чем опасно равнодушие, люди часто упускают из виду его главное следствие — эмоциональную атрофию. Человек, одержимый безразличием, не способен на проявление искреннего чувства, а значит, у него отсутствуют стимулы к развитию и духовному росту. Все эти явления подмечены и описаны литераторами, которые во все времена старались излечить современников от равнодушия.
Например, А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» описал трагическую судьбу человека, который оказался «лишним» из-за своего равнодушия ко всему и всем. Евгений имел все возможности для полноценной реализации: был богат, неглуп, молод, красив. Но он весь свой потенциал пустил по ветру, так ничем и не заинтересовавшись всерьез. Тоска одолевала его, праздность мучила, но он ничего не мог с собой поделать: где бы он ни был, что бы ни делал, ему надоедало все. Защищая «постылую свободу», он отказался от брака с прекрасной девушкой, которая могла бы стать для него идеальной супругой (по его же собственному признанию). Но Онегин отверг Татьяну и свое личное счастье, ведь безразличие всегда очень быстро сменяло его кратковременное увлечение. Из-за своего непостоянства и апатии Евгений так ничего и не добился в жизни, ведь для успеха и самореализации человеку необходимы идеалы, мечты, сильные чувства. Если их нет, то люди впустую растрачивают годы, которые могли бы посвятить достижениям. Равнодушие ко всему делает личность беспомощной, не реализованной, «лишней». Безразличие поглотило Онегина и лишило его всего: любви, призвания, личного счастья.
Аналогичный пример описал А.П. Чехов в рассказе «Ионыч». В полости Дмитрий Старцев воспринимал жизнь с горящими глазами: у него были идеалы, грезы, цели. Он хотел стать высококлассным специалистом в медицине и помогать людям. Также он был нацелен на брак с достойной девушкой. Однако со временем волны разочарования и апатии затопили его. В маленьком городке не было расширенной и интересной практики, не было достойного его общества, не было культурных развлечений и каких бы ни было перспектив. Понравившаяся барышня отвергла Дмитрия, так как не видела смысла в замужестве. Постепенно Старцев, лишенный веры в лучшее будущее, мрачнел и смирялся и судьбой. Его охватило постыдное равнодушие к работе и личной жизни. Он принял такой исход, ведь ему, в сущности, стал безразличен он сам. Дмитрий стал трудиться только ради денег, спустя рукава и без энтузиазма. Он так и остался холост и одинок. Герой обрюзг, превратился в грубого и пошлого мещанина. Теперь люди звали его фамильярно «Ионыч», ведь он был таким же, как и они, равнодушным ко всему обывателем. Безразличие ко всему стало причиной деградации и эмоциональной импотенции Дмитрия.
Таким образом, человек, которому ни до чего нет дела, обречен на бессмысленное прозябание в мире, который ему не интересен. Безразличие убивает его эмоции и гасит последнюю надежду на позитивные перемены и белые полосы. Равнодушие — опасный яд для души.
Равнодушие: социальная болезнь — Всемирный молодежный альянс
Если меня это не касается, то это не моя проблема: равнодушие — это болезнь.
Недавно в школе со мной произошел несчастный случай, серьезно подорвавший мое здоровье. Следовательно, врач поручил мне носить шейный воротник и костыли, чтобы помочь мне восстановиться после указанной травмы.
Самое тяжелое в моем несчастном случае было то, что я не ходил на костылях, не носил шейный воротник целый день и даже не болел в спине. Самым болезненным в моей аварии было безразличие людей ко мне. Что я имею в виду под безразличием? Что люди, не все, но многие, и в основном в моем университете, будут пялиться на меня или смотреть на меня с жалостным выражением лица по поводу моего нынешнего состояния. Это случалось еще больше, когда я пытался ходить или перемещаться из одного места в другое.
То, как люди смотрели на меня, заставило меня задуматься о том, насколько бесчеловечным сейчас является наше общество. Наше общество не очень всеобъемлющее и полезное, и это становится социальной болезнью, которая распространяется очень быстро. Мы живем в обществе, в котором, когда ваши интересы или потребности не затрагиваются, вы не чувствуете необходимости помогать кому-то, чьи интересы и потребности каким-то образом были скомпрометированы. Это также отличный способ отрицать, что у другого человека есть достоинство. Пренебрегая человечностью других и их ценностью, мы теперь ограничиваем себя признанием их социального статуса, их влияния или их богатства. Мы становимся все более и более материалистичными вместо того, чтобы становиться более человечными.
Томас Гоббс заявил, что «человек для человека волк» в «Левиафане», описывая, что естественное состояние человека — это желание и воля причинять вред. То, что утверждает Гоббс, я видел отражением во многих политических кризисах: в перемещенных лицах и в беженцах, все они жертвы правительств и обществ, которые не могут быть более равнодушными к их нуждам и проблемам. Теперь для многих проблемы этих людей можно решить, ставя лайки или делясь проблемами в социальных сетях, вместо того, чтобы делать что-то, что может реально повлиять на ситуацию всех этих людей. Это когда мы, как общество, теряем понимание того, что на самом деле означает уважение достоинства и ценности человека.
Равнодушие — полная противоположность социальной приверженности. Человек становится безразличным к другому, потому что чувство ответственности и уважения к человечеству уже ничего для него не значит. Равнодушие — это то, что ранит тех, кто уже страдает от боли, поскольку это отсутствие признания их человечности и, следовательно, достоинства. Люди сводятся к объектам, поскольку субъект отношений намеренно решает объективировать их. Серьезное влияние, которое это оказывает на общественный уровень, продолжает развиваться, и мы будем продолжать наблюдать.
Есть надежда, как это исправить, поскольку у Всемирного молодежного альянса есть несколько программ, которые поддерживают борьбу с этим равнодушием. С помощью программ, которые воспитывают характер, таких как учебная программа по человеческому достоинству, WYA пытается построить общество людей, живущих с уважением к человеческому достоинству и, следовательно, проявляющих солидарность друг с другом. WYA также идет вперед и объясняет несколько тем, которые могут ясно показать важность уважения достоинства. Если вам интересно, вы можете подать заявку на участие в их Сертифицированной программе обучения и узнать о ней больше из нескольких чтений, которые иллюстрируют все. Нам нужно вылечить эту болезнь равнодушия и начать считать другого равным себе, ведь мы все рождены равными в достоинстве, ценности, любви и жизни.
[su_divider top=»no»]
Автор: Бренда Моралес, бывшая стажерка WYA в Латинской Америке из Мексики.
Опасности безразличия
На последнем курсе средней школы Магнификат в Кливленде я записался на курс, посвященный Холокосту, который называется «Опасности безразличия».
Класс был уникален тем, что его вели три учителя: учитель истории, учитель рисования и учитель религии. Наличие этих трех точек зрения помогло мне понять то, чего я раньше не понимал: ненависть — не самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся, а равнодушие.
Безразличие к другим людям и отсутствие сострадания к тем, кто страдает от несправедливости, — это реальная проблема, с которой должно столкнуться наше мировое сообщество.
Мы рассмотрели исторические последствия случаев массового насилия в истории человечества, особенно Холокоста. Мы прочитали речи Гитлера, подробно изучили книгу пережившего Холокост Эли Визеля «, ночь » и рассмотрели действия и исторические моменты, которые привели к гибели миллионов людей. Мы создавали иллюстрации и записывали цитаты в книги, которые мы делали из подержанных текстов и гипса Парижа. Мы также посмотрели на нашу собственную жизнь. Видели ли мы какие-либо политические и культурные условия, которые привели к Холокосту в наше время?
Класс помог мне понять, что история — это нечто большее, чем то, что произошло в прошлом. Это также мрачное напоминание о нашем потенциальном будущем.
Я начал спрашивать себя, Что я могу сделать? Чем могу помочь? Ответ, который помогли мне понять мои учителя, был четким и лаконичным: Act.
Моя школа основана на католических принципах, и религиозный смысл занятий был ясен: мы, как католики, обязаны не только изучать нашу религию, но и принимать ее. Я помню, как читал стихотворение отца Педро Аррупе, священника-иезуита 20-го века. В стихотворении «Влюбиться» Аррупе пишет: «Нет ничего более практичного, чем найти Бога, то есть влюбиться совершенно абсолютным, окончательным образом. То, во что вы влюблены, что захватывает ваше воображение, повлияет на все. Влюбитесь, оставайтесь в любви и это все решит».
На протяжении всего моего обучения мои учителя показывали мне, что любить абсолютным, окончательным образом означает помогать, посвящать себя ближним настолько, что вы не можете себе представить мир, в котором несправедливость по отношению к ним останется без ответа.
Лучший способ сохранить любовь — позволить этому призванию помочь вам найти свой жизненный путь.
«Опасности равнодушия» научили меня тому, что действия — это не выбор, это наша обязанность. Вместо этого выбор заключается в нашем понимании опасностей, которые идут рука об руку с безразличием, и это безразличие проявляется во многих формах.