Апперцепции пример: Репозиторий БГПУ: Недопустимый идентификатор

Содержание

понятие, сущность и примеры — Новости Оптом

Содержание статьи:

  • Единство и тождественность
  • Соответствие и несоответствие
  • Разные люди – разное восприятие
  • Что такое апперцепция
  • Формы и законы
  • Анализ рукописей
  • Сфера использования понятия
  • Различия
  • Поиски и установки
  • Развитие

Мир относительно постоянен. А вот видение человека по отношению к нему может меняться. В зависимости от того, какое это видение, такими красками он нам и отвечает. Всегда можно найти доказательства этому. В мире есть все, что человек хочет видеть. Но одни делают акцент на хорошем, а другие – на плохом. Это и есть ответ, почему каждый человек смотрит на мир по-разному.

Единство и тождественность

От того, на какие вещи человек обращает внимание больше всего, и зависит окружающая среда. Его самоощущение определяется исключительно собственным мнением, отношением к обстоятельствам и всему происходящему вокруг. Единство и тождественность при самосознании субъекта является предпосылкой для познавательного синтеза. Это и есть трансцендентальное единство апперцепции, которое должно отсекать любые аномалии в мышлении личности.

Вам будет интересно:Сущность сознания: понятие, структура, виды

Что человек думает, как относится к происходящим событиям – все это определяет его эмоции, чувства и формирует определенную идею, точку зрения и подобные проявления. В мире может происходить все, что подвластно уму человека. Такое понятие, как трансцендентальное единство апперцепции, предполагает наличие самосознания, отображающего образ мышления человека в отношении любого события в жизни и окружающем мире без проявления чувственной оценки.

Соответствие и несоответствие

Вам будет интересно:Эпистема — это… Понятие, основные принципы теории, формирование и развитие

Важно иметь терпимость и не удивляться присутствию в мире одновременно самых разных вещей: прекрасных и ужасных. Что значит проявить терпимость? Это осознанно принимать несовершенство мира и самого себя. Необходимо понимать, что все могут ошибаться. Мир не идеален. И связано это с тем, что все окружающее человека может не соответствовать представлению его или другого человека.

Например, кого-то хотят видеть брюнетом, а он рыжий. Или ребенок должен быть спокойным и послушным, а он непоседа и шалун. Поэтому трансцендентальное единство апперцепции предполагает терпимость, которая проявляется в том, что присутствует понимание возможного несоответствия других людей и окружающего мира чьим-либо ожиданиям и представлениям. Мир такой, какой есть — реальный и постоянный. Меняется только сам человек и его мировоззрение.

Вам будет интересно:Данилевский Николай: биография, основные идеи теории, творческая деятельность, научные труды

Разные люди – разное восприятие

В философии трансцендентальное единство апперцепций – это понятие, введенное Кантом. Впервые он использовал его в своей работе «Критика чистого разума».

Философ разделяет первоначальную и эмпирическую апперцепцию. В жизни часто можно встретить ситуацию, когда люди, будучи участниками одних и тех же событий, могут говорить о них по-разному. Это зависит от личного восприятия человека. И бывает так, что складывается впечатление, будто это совершенно два разных случая, хотя говорят об одном и том же.

Что такое апперцепция?

Это условное восприятие всего, что окружает человека. Оно зависит от личного опыта, представлений и приобретенного знания. Например, человек, занимающийся дизайном, зайдя в помещение, в первую очередь будет оценивать его обстановку, цветовое оформление, расположения предметов и прочее. Другой человек, флорист, зайдя в это же помещение, обратит внимание на присутствие цветов, какие они и как за ними ухаживают. Следовательно, одну и ту же комнату, два разных человека будут воспринимать и оценивать по-разному.

В философии, трансцендентальное синтетическое единство апперцепции предполагает, что выявленная структура «Я» может использоваться для объяснения априорных синтетических познаний. Этот смысл вложен в понятие «трансцендентальный».

Формы и законы

Кант говорит о том, что, зная чистые формы такого синтеза, под которыми он понимает категории, люди могут антиципировать законы. В свою очередь, этим законам должны подчиняться явления, как следствие возможного опыта. В противном случае эти законы не дойдут до эмпирического сознания, не будут восприняты.

Вам будет интересно:Ведическая философия: основы, период появления и особенности

Поэтому трансцендентальное синтетическое единство апперцепции предполагает высшее основоположение знания, носящее аналитический характер. Само понятие «Я» уже в себе имеет представление о синтезе внутри него всех возможных представлений. Но, само аналитическое единство апперцепции может иметь место исключительно благодаря ее первоначальной синтетической природе. Связь с объективными категориальными синтезами Кант называет объективным единством самосознания. Оно отлично от субъективного, которое основывается на случайных или личных ассоциациях.

Анализ рукописей

Самосознание философ трактует как акт чисто спонтанный, указывающий на то, что чистая апперцепция принадлежит к высшим познавательным способностям. В связи с такими представлениями не удивляет то, что Кант иногда отождествляет единство апперцепции (первоначальное) и рассудок.

Анализ рукописей философа показал, что он накануне представления своего труда «Критика чистого разума» трактовал «Я» в духе рациональной психологии. Это значит, что «Я» — вещь в себе, доступная апперцепции (непосредственному интеллектуальному созерцанию). Отказ от такой позиции впоследствии привел к нестыковкам в структуре аргументации.

Позже понятие «трансцендентальная апперцепция» и ее единство послужило началом для создания научных трудов Фихте.

Сфера использования понятия

Вообще, данное явление было рассмотрено многими философами и представителями иных наук. Его широко используют в психологии, медицине, социологии и других сферах человеческого бытия. Кант сочетал возможности людей. Он выделял эмпирическую апперцепцию, что значит познавать самого себя, и трансцендентальную, указывающую на чистое восприятие мира. Например, Гербарт И. говорит об этом понятии, как о процессе познания, получения человеком новых знаний и объединения их с уже имеющимися. Вундт В. характеризует апперцепцию, как механизм, который структурирует личный опыт в сознании человека. Адлер А. прославился мнением о том, что человек видит то, что он хочет увидеть. Другими словами, он замечает лишь то, что подходит под его концепцию мира. Так и формируется определенная модель поведения личности.

Такое понятие, как трансцендентальное единство апперцепции, простыми словами, характеризует способность человека интерпретировать собственное мироощущение. Это его личное отношение или оценка окружающего мира и людей. Такое понимание присутствует в медицине и социологии.

Различия

Такая интересная наука, как рациональная психология, опровергалась Кантом. В ней понятие трансцендентной апперцепции с ее единством не смешивается с трансцендентальным субъектом, его носителем, о котором практически ничего не известно. Именно на ошибочном отождествлении этих терминов основывается рациональная психология. Считается, что само по себе это понятие является только формой мышления, отличающейся от трансцендентального субъекта так, как мысль отлична от вещи.

Очень важно отметить, что впечатления сводятся, прежде всего, к одному общему представлению о предмете. На основании него вырабатываются основные и простейшие понятия. В таком значении Кант подразумевал синтез апперцепции. При этом он доказывал, что формы этого синтеза, сочетания впечатлений, понятие пространства, времени и основные категории являются прирожденным достоянием человеческого духа. Это не вытекает из наблюдения.

С помощью такого синтеза новое впечатление, благодаря сравнению и сопоставлению, вводится в круг выработанных ранее понятий и впечатлений, удержанных в памяти. Так оно получает свое место между ними.

Поиски и установки

Избирательное восприятие, или апперцепция, примеры которой были приведены выше, указывает на внимательное и вдумчивое восприятие окружающего мира, основанное на собственном опыте, знаниях, фантазиях и других взглядах. Все эти категории – различные у разных людей. В первую очередь человек смотрит на то, что соответствует его целям, мотивам и желаниям. Через призму своего пристрастия он изучает и описывает окружающий мир.

Если же человек имеет твердое ощущение внутри себя, которое называется «хочу», то он начинает поиски соответствующего его желанию и способствующего реализации задуманного. На ощущения влияют также установки и психическое состояние личности.

Опираясь на то, что синтетическое единство апперцепции приводит человека к познанию окружающего мира через призму своих мыслеобразов и ощущений, можно сказать и обратное. Например, к каждой личности, с которой происходит общение, у другого человека возникает то или иное к ней отношение. Это социальная апперцепция. К ней относится влияние людей друг на друга посредством идей, мнений и совместной деятельности.

Вам будет интересно:Кто такие агностики и почему они отрицают возможность познания мира?

Само понятие апперцепции разделяют по видам: культурная, биологическая и историческая. Она бывает врожденной и приобретенной. Апперцепция имеет очень большое значение для человеческой жизни. Сам же человек обладает способностью меняться из-за влияния новой информации, осознавать, воспринимать, дополнять свои знания и опыт. Понятно, что меняются знания – меняется сам человек. Мысли личности влияют на ее характер, поведение, способность выдвигать гипотезы в отношении других людей, явлений и предметов.

Философское понятие апперцепция, определение которого говорит нам об осознанном восприятии всего окружающего на основе личного опыта и знаний, имеет латинское происхождение. Оно широко применяется в психологии. Результатом такого процесса будет ясность и отчетливость элементов сознания. Это ключевое свойство психики человека, выражающее предопределенность восприятия явлений и предметов внешнего мира в соответствии с особенностями психологического опыта, накопленными знаниями и состоянием личности в частности.

Впервые термин апперцепция предложил немецкий философ и математик Лейбниц Г.

В. Он занимался еще логикой, механикой, физикой, юридической наукой, историей, был ученым, философом и дипломатом, изобретателем и языковедом. Лейбниц является основателем и первым президентом Берлинской Академии наук. Ученый был и иностранным членом Французской Академии наук.

Лейбниц обозначил этим термином сознание, рефлективные акты, дающие человеку мысль про «Я». Апперцепция отличается от перцепции, неосознаваемого восприятия. Он объяснил различие между восприятием-перцепцией (внутреннее состояние монады) и апперцепцией-сознанием (рефлективным познанием этого состояния внутри человека). Лейбниц Г. В. ввел различие между этими понятиями в полемике с картезианцами, принимающими в качестве «ничто» неосознаваемые восприятия.

Развитие

Впоследствии понятие апперцепция получило наибольшее развитие в немецкой философии и психологии. Этому способствовали работы И. Канта, И. Гербарта, В. Вундта и других. Но даже при наличии различий в понимании, это понятие рассматривалась как способность души, спонтанно развивающаяся и являющаяся источником единого потока сознания.

Лейбниц ограничивал апперцепцию высшей ступенью познания. Кант так не думал, и разделял трансцендентальную и эмпирическую апперцепцию. Гербарт уже вводит понятие апперцепции в педагогику. Он истолковывает ее как осознание субъектами новой информации под влиянием запаса опыта и знаний, которые называет апперцептивной массой.

Вундт превратил апперцепцию в универсальный принцип, который объясняет начало всей психической жизни у человека, в особую психическую причинность, внутреннюю силу, детерминирующую поведение личности.

В гештальтпсихологии апперцепция сводится к структурной целостности восприятия, которая зависит от первичных структур, возникающих и меняющихся в зависимости от своих внутренних закономерностей. Само же восприятие – это активный процесс, где информация принимается и используется для выдвижения гипотез, а также их проверки. Характер таких гипотез зависит от содержания прошлого опыта.

Когда происходит восприятие какого-либо предмета, то активизируются и следы прошлого. Так, один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться различным образом. Чем богаче у конкретного человека опыт, тем будет более насыщенным его восприятие, тем больше он сможет увидеть в событии.

То, что будет воспринимать человек, содержание воспринимаемого, зависит от поставленной задачи этим самым человеком и мотивами его деятельности. На содержание реакции оказывает существенное влияние фактор установки субъекта. Он складывается под влиянием непосредственно того опыта, который был получен ранее. Это своеобразная готовность воспринимать новый объект определенным образом. Такое явление было изучено Д. Узнадзе вместе с его сотрудниками. Оно характеризует зависимость самого восприятия от состояния субъекта, которое определяется предшествующим опытом. Влияние установки распространяется на работу разных анализаторов и носит широкий характер. В процессе самого восприятия принимают участие чувства, которые могут изменить значение оценки. Если присутствует эмоциональное отношение к предмету, то он легко может стать объектом восприятия.

Источник

Апперцепция – трансцендентальное единство апперцепции, примеры, перцепция

  • Рекомендуется к полному прочтению:
  • Апперцепция
  • Перцепция и апперцепция
  • Трансцендентальное единство апперцепции
  • Примеры апперцепции
  • Итог

ВходРегистрация

Что есть окружающий мир? Почему для одних он кажется светлым и чистым, для других – злым и неприветливым? Ведь на самом деле мир один для всех. Почему у каждого человека свое особенное отношение к происходящему? Апперцепция играет главную роль в данном вопросе. Наряду с ней существуют перцепция и трансцендентальное единство апперцепции, примеры которых тоже будут рассмотрены.

Мир постоянно остается одним и тем же, меняется лишь то, каким его видит человек. В зависимости от того, как вы лично смотрите на мир, такие краски он приобретает. И самое удивительное то, что как бы вы на него ни посмотрели, вы увидите доказательства своему мнению. В мире присутствует все, что видит человек. Только одни люди акцентируют внимание лишь на хороших вещах, а другие – на плохих. Вот почему каждый смотрит на мир по-разному. Все зависит от того, на какие вещи вы обращаете внимание больше всего.

Ваше самоощущение определяется лишь вашим мнением об обстоятельствах, отношением ко всему происходящему. То, что вы думаете и как относитесь к тому или иному событию, определяет ваши чувства, эмоции, формирует определенную точку зрения, идею и т. д.

В мире происходит абсолютно все, что только подвластно человеческому уму. Необходимо научиться терпимости и не удивляться тому, что в мире сразу присутствуют и самые прекрасные вещи, и самые ужасные. Проявление терпимости – значит, осознанно относиться к несовершенству мира и самого себя, понимая, что никто и ничто не застраховано от ошибок.

Неидеальность заключается лишь в том, что мир, вы или другой человек не соответствуете своим или чужим представлениям. Другими словами, вы хотите видеть мир одним, а он таким не является. Вас хотят видеть блондином, а вы являетесь брюнетом. Терпимость проявляется в том, чтобы понимать, что вы, другие люди и окружающий мир не должны соответствовать чьим-либо ожиданиям и представлениям.

Мир таков, каков он есть — реальный и постоянный. Только сам человек меняется, а вместе с ним меняются мировоззрение и представление о том, что происходит в этом мире.

Апперцепция

Замечали хоть раз, что люди могут говорить об одном событии, в котором они принимали участие, однако каждый будет рассказывать свою историю, будто это два разных события? Апперцепция — это условное восприятие окружающего мира (предметов, людей, событий, явлений), в зависимости от личного опыта, знаний, представлений о мире и т. д. К примеру, человек, который занимается дизайном, попав в квартиру, в первую очередь будет оценивать ее с точки зрения обстановки, сочетания цветов, расположения предметов и т.

д. Если в эту же комнату зайдет человек, который увлекается флористикой, он в первую очередь обратит внимание на наличие цветов, их ухоженность и пр.

Одна и та же комната – разные люди с различным опытом, профессиональными навыками и интересами – разное восприятие комнаты, которая по сути остается одинаковой для всех, кто в нее попадает.

Вдумчивое и внимательное восприятие окружающего мира на основе собственного опыта, фантазий, знаний и прочих взглядов называется апперцепцией, которая у людей разная.

Апперцепцию называют «избирательным восприятием», поскольку в первую очередь человек обращает внимание на то, что соответствует его мотивам, желаниям, целям. На основе своего опыта он пристрастно начинает изучать окружающий мир. Если же человек находится на стадии «хочу», тогда он начинает выискивать в окружающем мире то, что соответствует его желаниям, поможет в их реализации. Также на нее влияют установки и психическое состояние человека.

Данное явление рассматривалось многими психологами и философами:

  • И. Кант сочетал возможности человека, выделяя эмпирическую (познание самого себя) и трансцендентальную (чистое восприятие мира) апперцепцию.
  • И. Гербарт воспринимал апперцепцию как процесс познания, где человек получает новые знания и объединяет их с имеющимися.
  • В. Вундт характеризовал апперцепцию как механизм структурирования личного опыта в сознании.
  • А. Адлер знаменит своей фразой: «Человек видит то, что хочет видеть». Человек замечает лишь то, что соответствует его концепции мира, из-за чего формируется определенная модель поведения.
  • В медицине данное понятие характеризуется как способность человека интерпретировать собственные ощущения.

Отдельно выделяют социальную апперцепцию – личное отношение или оценка окружающих людей. К каждому человеку, с которым общаетесь, вы испытываете то или иное отношение (чувства). Это и называется социальной апперцепцией. Также сюда входит влияние людей друг на друга через идеи и мнение, ход совместной деятельности.

Выделяют такие виды апперцепции:

  1. Биологическая, культурная, историческая.
  2. Врожденная, приобретенная.

Апперцепция представляет важное значение в жизни человека. Сайт психологической помощи psymedcare.ru выделяет две функции:

  1. Способность человека меняться под влиянием новой информации, которую он осознает и воспринимает, дополняя тем самым свой опыт и знания. Меняются знания, меняется сам человек, поскольку мысли влияют на его поведение и характер.
  2. Способность человека выдвигать гипотезы в отношении людей, предметов, явлений. Основываясь на имеющихся знаниях и получая новый материал, он предполагает, предвосхищает, выдвигает гипотезы.

Перцепция и апперцепция

Человек воспринимает окружающий мир. Как именно он это делает? Здесь может прослеживаться не только апперцепция, но и перцепция. В чем их отличие?

  • При апперцепции человек воспринимает мир осознанно, четко, в зависимости от прошлого опыта, имеющихся знаний, целей и направленности своей деятельности. Она является активной формой познания окружающего мира с целью дополнения собственных знаний и опыта.
  • При перцепции человек является «невключенным». Ее еще называют «бессознательной перцепцией», когда мир воспринимается просто так, нечетко, независимо.

Перцепция может не нести в себе никакого смысла и значения. Человек видит и чувствует окружающий мир, однако поступающая информация является настолько незначительной, что человек не обращает на нее внимания, не запоминает.

При апперцепции человек действует осознанно, выискивая из окружения то, что поможет ему в решении некой когнитивной задачи.

Простым примером перцепции и апперцепции является звук, который раздается недалеко от человека:

  • Если индивид обращает на него внимание, анализирует, осознает, запоминает произошедшее, тогда говорится об апперцепции.
  • Если индивид услышал, но не обратил внимания, не потрудился осознать происходящее, говорится о перцепции.

Перцепция и апперцепция взаимосвязаны. Часто бывают ситуации, когда человек сначала не обращает внимания на какие-то явления или людей, а потом нуждается в их воспроизведении, когда в процессе апперцепции осознает важность их запоминания. К примеру, человек знал о наличии какого-то сериала, однако не смотрел его. Познакомившись с интересным собеседником, заходит разговор о данном сериале. Человек вынужденно вспоминает о той информации, на которую он ранее не обратил внимания, теперь делая ее осознанной, четкой и нужной для себя.

Социальная перцепция характеризуется восприятием другой личности, соотнесением сделанных выводов с реальными факторами, осознание, интерпретация и прогнозирование возможных действий. Здесь происходит оценка объекта, на которого было направлено внимание субъекта. Самое главное – данный процесс является взаимным. Объект со своей стороны становится субъектом, который оценивает личность другого человека и делает вывод, ставит оценку, на основе чего формируется определенное отношение к нему и поведенческая модель.

Функциями социальной перцепции становятся:

  1. Познание самого себя.
  2. Познание партнеров и их взаимоотношения.
  3. Установление контактов эмоционального характера с теми, кого человек считает надежными и нужными.
  4. Готовность к общей деятельности, где все будут достигать определенных успехов.

Что представляется в вашем сознании, когда слышите то или иное слово, так вы и реагируете, видите окружающий мир. Мир сам по себе ни плохой, ни хороший. Он такой, какую оценку вы ему даете.

Здесь можно услышать: «А как же люди, которые постоянно мешают жить, обижают, предают?». Почему бы по мере своего успокоения после негативной ситуации или расставания не смотреть на своего обидчика с улыбкой? Ведь в другом человеке есть что-то хорошее, что вам когда-то нравилось, вместе с ним у вас в жизни происходили приятные события. Пока вы смотрите на своих обидчиков с улыбкой, они не могут вам причинить вреда и отнять у вас счастье. Более того, вы можете взять от них те качества, которые вас когда-то привлекали, и воспитать их в себе. Ведь пока вы стараетесь избегать своих обидчиков, пытаетесь их забыть, они причиняют вам боль при каждом воспоминании или напоминании о них. Вы тратите силы на то, чтобы убежать, вместо того чтобы просто не реагировать и развиваться, становиться лучше и сильнее.

Если вам что-то не нравится, просто измените свое отношение. Перестаньте бояться, прятаться, бегать. Начните не реагировать на неприятные вещи, но видеть их, а время уделять лишь тому, что вас радует. Ведь мир зависит от вашего видения его. Он может быть красивым и счастливым, если вы будете акцентировать внимание именно на этом. А может быть серым и скучным, если будете уделять время именно депрессивному состоянию. Мир нужно видеть таким, каков он есть.

Трансцендентальное единство апперцепции

Каждый человек обладает навыком трансцендентального единства апперцепции, которое понимается как объединение новых знаний с имеющимся жизненным опытом. Другими словами, это можно назвать обучением, развитием, изменением. Человек постоянно получает новые знания, информацию, нарабатывает навыки. Это объединяется с тем, что уже было получено ранее, создавая новое представление о себе, о людях, о мире в целом.

Трансцендентальное единство апперцепции включает в себя три фактора:

  1. Дедукцию – выделение частного вывода на основе общей информации. Через перцепцию человек переходит к апперцепции – познанию той информации, которая ему необходима.
  2. Созерцание – наблюдение, которое может потом быть предано разбору и анализу.
  3. Воображение – представление той информации, которая является дополняющей.

Человек заблуждается, когда думает, что видит окружающий мир таким, каким он есть на самом деле. В действительности человек видит все в искаженном спектре по причине влияния на мировосприятие некоторых факторов. Это могут быть убеждения того, что хорошо и что плохо, целенаправленность на одни идеалы и отвержение других, предрассудки и комплексы относительно каких-то жизненных явлений. На ошибочное мироощущение влияет множество факторов. Как это проявляется во внешнем мире?

Люди печально известны тем, что часто заранее принимают решения, а затем создают условия, в которых сделанные ранее выводы находят подтверждение. Человек сознательно замечает случаи, подтверждающие его подозрения и ожидания. Он замечает только то, что хочет видеть – примеры, подкрепляющие его предубеждения. Например, мужчина, подозревающий свою женщину в измене, будет видеть в каждом ее общении с другими представителями противоположного пола доказательства измены. Такой мужчина будет видеть не простое деловое общение его женщины и другого мужчины, а явные признаки флирта, которые в конечном итоге приведут к сексу. Он видит то, что хочет, а не то, что есть на самом деле.

Стереотипы играют свое. Очень ярко это проявляется в желании расположить к себе какого-либо человека. Например, женщина приносит мужчине пиво, потому что считает, что все мужчины пьют, с учетом того, что ее же первый брак рухнул по причине алкоголизма. Спрашивается: зачем продолжать стереотип дальше, если он уже разрушил предыдущие отношения? Так, к сожалению, поступают многие люди. В обычном состоянии духа они могут осуждать либо поощрять некоторые действия человека, но когда дело доходит до расположения к себе другого, они забывают о том, что стереотипы могут сыграть злую шутку, если ими воспользоваться. Как вы думаете, из-за чего разрушится брак женщины с этим мужчиной, которому она принесла пиво? Правильно, из-за алкоголизма, как и в первом случае.

Человек, критикуя другого человека, говорит не о нем, а о том, что увидел в нем самого себя. Он критикует те качества, которые присущи ему самому. И он реагирует на них отрицательно потому, что сам в себе эти качества ненавидит. Человека всегда раздражает  в других то, что есть в нем самом. Большое количество осуждений говорит о принципиальности. Чем более вы принципиальны, тем больше вы осуждаете других. Данная игра является прекрасным защитным механизмом эго человека. Эгоизм никогда не позволяет своему хозяину замечать свои ошибки и недостатки, так как это убивает его. Прикрываясь несовершенством окружающего мира и людей, эго защищает человека от рассмотрения своих недостатков.

Еще одним прекрасным искажением мировосприятия являются так называемые ошибки. Человеку привычнее говорить о том, что что-то было сделано неправильно, нежели посмотреть на ситуацию с другой стороны. На самом деле ошибок не бывает! Их просто не существует! Есть всего лишь ситуации, к которым человек относится, как к ошибкам. Но сами по себе они не являются ошибочными.

Примеры апперцепции

Каждый человек обладает апперцепцией, только не осознает этого. Примеры апперцепции здесь могут быть многочисленные:

  • Хореограф при общении с людьми обращает внимание на то, как они двигаются, насколько пластичны их руки и ноги.
  • Просмотр телепередачи заключается в запоминании важной информации. Например, когда будет выпущен в прокат новый эпизод любимого сериала, хотя в телепередаче могло говориться об актере, который играет главную роль в этом жанре.
  • Человек, который не доверяет людям, будет видеть за каждым их словом обман, ложь, желание манипулировать.
  • Мастер по изготовлению лыж и горнолыжник по-разному оценивают лыжи. Мастер будет смотреть на качество и способы обработки материала, а горнолыжник будет оценивать упругость, прочность и прочие свойства лыж.
  • Желая ответить на свой вопрос, человек будет выделять информацию, которая частично или полностью дает нужные знания. Например, женщина после ухода любимого мужчины будет искать любую информацию, которая ответит на ее вопрос: как вернуть его?
  • Когда человек идет на работу, он не обращает внимания ни на что, кроме того, что связано с процессом поездки. Например, он будет не обращать внимания на людей, стоящих на остановке, а лишь отмечать, какие номера маршруток подъезжают.
  • Слушая мелодию, человек будет выделять лишь те звуки, которые ему приятны на слух.
  • При выборе, куда пойти отдохнуть, человек будет ориентироваться на опыт переживаний, через который он прошел, уже отдыхая в том или ином месте.

Концентрация на конкретных ощущениях, убеждениях, идеях и эмоциях заставляет человека ограничиваться в своих решениях, выводах и выборе. Человек будет избегать того, что раньше его напугало или причинило боль, при этом отправляясь или увлекаясь лишь тем, что дает положительные переживания.

Итог

Через какую призму вы смотрите на мир? Люди смотрят на мир каждый через свою призму. При слове «яблоко» одни представляют себе зеленое яблоко, а другие – красное. Смотря в одно окно, кто-то видит звезды, а другой – решетки. Таким образом, убеждения, верования, принципы «что хорошо и что плохо» — это та призма, через которую смотрит на мир человек, что и характеризует явление апперцепции. Итог – некоторое ограниченное восприятие мира, игнорирование всего остального.

Эта призма заставляет человека действовать тем или иным образом. Смотря через нее, человек совершает те или иные поступки. Соответственно, есть люди, которые считают нормальным сморкаться в общественных местах, и те, кто будет терпеть, пока не попадет в уборную, чтобы освободить свой нос. Есть люди, которые считают себя достойными стать богатыми, несмотря на то, что сейчас они живут на вокзале в картонной коробке, и те, кто считает себя недостойным богатства, даже если он закончил высшее образование и имеет крышу над головой.

В зависимости от того, через какой набор убеждений, принципов, правил, разрешений и запретов человек смотрит на окружающий его мир, он позволяет себе тот или иной образ жизни. Можно сказать, что многие люди не достигают своих целей и желаний только потому, что считают себя недостойными их иметь или неспособными достигнуть. Конечно, если человек считает себя недостойным и неспособным, то он ничего не будет делать ради достижения целей. И здесь уже не имеет значения, у кого какие возможности имеются. Есть люди без рук и без ног, зарабатывающие больше денег, чем те, кто физически полностью здоров.

Все зависит от того, во что вы верите, чем руководствуетесь и что сами себе разрешаете и запрещаете. Прогноз  жизни при апперцепции может быть как счастливым, так и несчастным. Все зависит от глаз смотрящего человека, который выделяет из всей информации то, что ему хочется знать, видеть и слышать.

Но если человек изменит свою привычную призму, то меняются и его поступки, образ жизни, отношения и даже круг общения. Если хотите изменить свою жизнь, измените свои убеждения, принципы, «разрешаю» и «не позволяю». Все это неизбежно приведет к изменению вашего поведения и совершению новых поступков, а они уже в свою очередь приведут к получению новых последствий. И в зависимости от того, что и в какую сторону вы будете менять, ваша жизнь будет меняться в том или ином направлении.

Другие записи журнала

  • Как избавиться от бессонницы в домашних условиях?
  • Невроз навязчивых состояний
  • Паранойя
  • Дереализация
  • Органическое расстройство личности и поведения
  • Дизартрия
  • ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство)

Чисто зрительные процессы апперцепции | Нарушения нижних и высших зрительных способностей, вызванные поражением затылка: с особым упором на психопатологические, педагогические, производственные и социальные последствия

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Нарушения нижних и высших зрительных способностей, вызванные повреждением затылка: с особым упором на психопатологические, педагогические, производственные и социальные последствия расстройств нервной системыOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Нарушения нижних и высших зрительных способностей, вызванные повреждением затылка: с особым упором на психопатологические, педагогические, производственные и социальные последствия расстройств нервной системыOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Поппельройтер, В. , «Чисто зрительные процессы апперцепции», в J. Zihl (ред.), Нарушения нижних и высших зрительных способностей, вызванные повреждением затылка: с особым упором на психопатологические, педагогические, производственные и социальные последствия. , История нейробиологии (

Оксфорд , 1990; онлайн-издание, Oxford Academic, 22 марта 2012 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198521907.003.0002, по состоянию на 8 июня 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Нарушения нижних и высших зрительных способностей, вызванные повреждением затылка: с особым упором на психопатологические, педагогические, производственные и социальные последствия расстройств нервной системыOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Нарушения нижних и высших зрительных способностей, вызванные повреждением затылка: с особым упором на психопатологические, педагогические, производственные и социальные последствия расстройств нервной системыOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Резюме

Патологические аномалии зрительной функции остались бы для нас совершенно непонятными, если бы мы не различали «чистое восприятие», т. е. простое ощущение , с одной стороны, и зрительную апперцепцию , с другой. К сожалению, в патологии мозга слишком односторонне доминирует так называемая ассоциативная психология, которая не принимает во внимание существенное различие между ощущением и апперцепцией, а стирает его. Под ярлыком «апперцепция» можно понимать множество различных явлений. Во-первых, простое замечание раздражителя, осознание раздражителя, несомненно, представляет собой функцию, предшествующую ощущению и сложной апперцепции, и поэтому может рассматриваться как базовый им. Апперцепция основана на материале ощущения. Прямых доказательств существования ощущения, конечно, нет; но это существование самоочевидно, потому что в психических терминах «замечать» означает также «осознавать». Следовательно, процесс наблюдения должен быть по крайней мере на уровне процесса ощущения.

Ключевые слова: патологическая аномалия, чистое восприятие, зрительная апперцепция, патология мозга, ощущение, ассоциативная психология

Субъект

Заболевания нервной системы

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Институциональный доступ

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Пространственное восприятие – Когнитивные способности

Что такое пространственное восприятие?

Пространственное восприятие — это способность осознавать свои отношения с окружающей средой (экстероцептивные процессы) и с самим собой (интероцептивные процессы). Пространственное осознание состоит из двух процессов: экстероцептивных, которые создают представления о нашем пространстве через чувства, и интероцептивных процессов, которые создают представления о нашем теле, например, о его положении или ориентации. Пространство — это то, что нас окружает: предметы, элементы, люди и т. д. Пространство также составляет часть нашего мышления , так как именно здесь мы объединяем весь наш опыт. Чтобы получить правильную информацию о характеристиках нашего окружения, мы используем две системы.

Когда мы говорим о пространственном восприятии, обычно под ним понимают «пространство» вокруг нас: предметы, элементы, людей и т. д. Однако пространство включает в себя также часть нашего мышления , так как именно туда мы помещаем всю свою жизнь. переживает вместе.

Хорошее пространственное восприятие позволяет нам понимать окружающую среду и наше отношение к ней . Пространственное восприятие также состоит из понимания отношений между двумя объектами при изменении их положения в пространстве. Это помогает нам мыслить в двух и трех измерениях , что позволяет нам визуализировать объекты под разными углами и распознавать их независимо от точки зрения, с которой мы их видим.

  • Зрительная система: Зрительные рецепторы глаза расположены на сетчатке, в задней части глаза. Эти рецепторы отвечают за отправку визуальной информации, получаемой глазами, в мозг.
  • Тактильная система: Она расположена вокруг тела человека и предоставляет информацию о положении многих частей тела, движении конечностей и физической поверхности, обнаруживаемой в том, что наблюдается, например, скорость и жесткость.

Наиболее заметной характеристикой этой познавательной способности является то, что она позволяет нам воспринимать наше окружение с формами, размерами, расстояниями и т. д. Благодаря пространственному восприятию мы можем мысленно воспроизводят объекты как в 2D, так и в 3D, а предвидят изменения в пространстве.

Пространственное восприятие важно и полезно для людей всех возрастов , так как мы постоянно используем эту когнитивную способность. Например, когда мы ходим, одеваемся или даже рисуем. Плохое пространственное восприятие влияет на то, как мы фокусируемся и понимаем, как наше тело взаимодействует с окружающей средой. Другим примером может быть то, что наше пространственное восприятие постоянно работает, чтобы не дать нам наступить на стены, стулья, двери и т. д. Когда мы ведем машину, мы должны быть осторожны, чтобы оставаться на своей полосе и не перепрыгивать через бордюр, когда паркуемся. В этих случаях мы должны судить о расстоянии, положении и размерах других объектов по отношению к себе. Даже когда мы хотим отправиться куда-то, где никогда раньше не были, нам приходится ориентироваться, что использует этот когнитивный навык.

Когда мы развиваем пространственное восприятие, мы развиваем пространственное сознание расположения вещей вокруг нас. Для этого необходимо понимать (вверх, вниз, дальше, внизу…).

Пространственное восприятие может нарушаться при некоторых нарушениях развития, таких как аутизм, синдром Аспергера, церебральный паралич и других. В этих случаях проблема кроется в непонимании собственного тела. Другими словами, отсутствие пространственного восприятия своего тела и сложность его интерпретации в целом.

Примеры пространственного восприятия

Левое полушарие отвечает за развитие этой когнитивной способности. В этом полушарии развиты математические и пространственные вычисления, которые напрямую связаны с хорошим пространственным восприятием, пространственным пониманием и с самим собой в окружающей среде. Давайте представим, что черепно-мозговая травма вызывает повреждение нашего левого полушария, это вызовет проблемы с ориентацией, распознаванием и интерпретацией, что означает, что наше пространственное восприятие также будет затронуто.

Патологии и расстройства, связанные с плохим пространственным восприятием

Таким образом, хорошее пространственное восприятие — это способность определять свое положение, перемещаться, ориентироваться, принимать множественные решения, анализировать ситуации и представления о нашем окружении и отношениях, которые имеет наше тело с этим.

Пример : Вы решили пойти в новое кафе в торговом центре. По приезду смотрите на карту. Вы можете найти местонахождение кафе, и вы приходите вовремя на дневной капучино. Чтобы интерпретировать карты и символы в 2D, нам необходимо пространственное восприятие.

Как вы можете измерить и оценить пространственное восприятие

Пример : Нам нужно пространственное восприятие, чтобы упорядочить коробки, книги или другие предметы на полках или в чемодане. Мы мысленно оцениваем возможные комбинации позиций и выбираем ту, которая лучше всего соответствует нашим потребностям.

Пример : Когда нам нужно выбрать дорогу или направление, мы должны иметь возможность выбрать перспективу, которая наиболее подходит для того, что нам нужно. Для этого нам нужно ориентироваться с помощью одной из двух форм: декартовой ориентации, которая использует стороны света (север, юг, восток, запад) или использовать точку отсчета. Для последнего вы выберете дерево, дом или что-то еще в качестве точки отсчета, чтобы иметь возможность вернуться в то место, куда вам нужно идти.

Как восстановить или улучшить пространственное восприятие?

Все когнитивные способности, включая пространственное восприятие, можно тренировать для повышения производительности. CogniFit может помочь, предлагая индивидуальные программы тренировок.

Нейропластичность является основой для восстановления пространственного восприятия и других когнитивных способностей. В CogniFit есть ряд упражнений, предназначенных для восстановления дефицита пространственного восприятия и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи укрепляются за счет использования функций, которые от них зависят. Итак, если мы будем часто упражняться в пространственном восприятии, мозговые связи структур, участвующих в восприятии, будут усилены. Таким образом, когда наши глаза отправляют пространственную информацию в мозг, а мозг обрабатывает ее, связи будут быстрее и эффективнее, улучшая наше пространственное восприятие.

CogniFit состоит из команды профессионалов, специализирующихся на изучении процессов синаптической пластичности и нейрогенеза. Это позволило создать персонализированную программу когнитивной стимуляции для нужд каждого пользователя.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts