Апперцепция это в психологии: что это простыми словами, примеры, виды

Содержание

Что значит апперцепция — Значения слов

апперцепция в словаре кроссвордиста

апперцепция
  • В психологии — зависимость восприятия от прошлого опыта
  • Одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности
  • Зависимость восприятия человека от его предшествующего индивидуального опыта и психического состояния (в психологии)
  • В психологии — зависимость восприятия от прошлого опыта
  • Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта
  • Осознанное восприятие, термин введен Лейбницем
  • Восприятие, узнавание на основе прежних представлений

Словарь медицинских терминов

апперцепция (an- +лат. perceptio восприятие)

свойство психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями предшествующего индивидуального опыта.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

апперцепция

-и, ас. (книжн.). Восприятие, узнавание на основе прежних представлений.

прил. апперцепционный, -ая, -ое и апперцептивный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

апперцепция

ж. Зависимость восприятия человека от его предшествующего индивидуального опыта и психического состояния (в психологии).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

апперцепция

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) понятие философии и психологии нового времени, ясное и осознанное восприятие какого-либо впечатления, ощущения и т.п.; введено Г. Лейбницем в отличие от бессознательной перцепции. И. Кант наряду с этой «эмпирической апперцепцией вводит понятие «трансцендентальной» апперцепции — изначального неизменного «единства сознания» как условия всякого опыта и познания, позволяющего синтезировать многообразные восприятия. В основанной В. Вундтом психологии апперцепции — восприятие, требующее напряжения воли. В современной психологии синоним восприятия.

Большая Советская Энциклопедия

Апперцепция

(от лат. ad ≈ к и perceptio ≈ восприятие), одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности. Термин «А.» ввёл Г. Лейбниц (см. «Новые опыты о человеческом разуме», М.≈Л., 1936, с. 120), обозначив им процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления; это определило первый аспект понятия А.: переход чувственного, неосознанного (ощущения, впечатления) в рациональное, осознанное (восприятие, представление, мысль). И. Кант обратил внимание на то, что деятельность рассудка синтезирует атомарные элементы чувственности, благодаря чему восприятие всегда обладает некоторой целостностью. Для обозначения связи и единства представлений в сознании Кант ввёл понятие «синтетического единства А.», т. е. единства процесса осознания. На уровне чувственности такое единство обеспечивается рассудком , который есть «… способность a priori связывать и подводить многообразное [содержание] данных представления под единство апперцепции» (Соч., т. 3, М., 1964, с. 193). Синтез из уже имеющихся представлений Кант назвал трансцендентальной А. В 19 в. И. Ф. Гербарт через понятие А. объяснял обусловленность содержания нового представления запасом уже имеющихся представлений.

В. Вундт, благодаря которому понятие А. получило широкое распространение в психологии, объединил в нём все три аспекта: осознание воспринятого, его целостность и его зависимость от прежнего опыта. С помощью А. он пытался объяснить избирательный характер сознания и поведения.

В современной психологии понятие А. выражает тот несомненный факт, что разные люди (и даже один человек в разное время) могут по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разные предметы воспринимать как один и тот же. Это объясняется тем, что восприятие предмета есть не простое копирование, а построение образа , осуществляемое под влиянием имеющихся у личности сенсомоторных и категориальных схем, запаса знаний и т.д. В этой связи различают устойчивую А. (обусловленную мировоззрением и общей направленностью личности) и временную А. (определяемую настроением, ситуационным отношением к воспринимаемому и т.д.), тесно переплетающиеся в конкретном акте восприятия. Разновидностями идеи А. являются понятия гештальта, установки , выражающие различные аспекты активности личности.

Лит.: Ивановский В., К вопросу об апперцепции, «Вопросы философии и психологии», 1897, ╧ 1; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946, с. 50-58, 241; Metzger W., Psychologie, Darmstadt, 1954, S. 100, 128. См. также лит. при ст. Восприятие .

В. А. Костеловский.

Википедия

Апперцепция

Апперцепция ( — к и — восприятие ) — это процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчетливыми.

Одно из фундаментальных свойств психики человека , выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности .

В то время как Лейбниц употреблял термин перцепция , как простое, ещё не дошедшее до сознания впечатление, которое известное явление производит на органы наших чувств . Апперцепция же означает ощущение, уже воспринятое сознанием . Так, например, если раздающийся вблизи нас звук потрясает барабанную перепонку нашего уха, но до нашего сознания этот звук не доходит, тогда имеет место простая перцепция; когда же мы обращаем на него своё внимание и сознательно его слышим, тогда имеем факт апперцепции; поэтому апперцепция — сознательное восприятие известного чувственного впечатления и является переходом от впечатления к познаванию. Термин этот употребляется в узком и широком смысле. Прежде всего впечатления сводятся к одному общему представлению о предмете, и таким образом из впечатлений вырабатываются основные и простейшие понятия. В этом значении Кант говорит о синтезе апперцепции, причем старается доказать, что формы этого синтеза, роды сочетания впечатлений, понятия пространства и времени и основные формы понятий о категориях составляют прирождённое достояние человеческого духа, не вытекающее из наблюдения. С помощью этого синтеза новое впечатление посредством сравнения, сопоставления и т.

д. вводится в круг уже выработанных понятий, впечатлений, наблюдений, удержанных в памяти, и получает между ними своё место. Этот процесс усвоения и слияния понятий, который постоянно все более и более обогащает наше сознание, представляет апперцепцию в широком смысле этого слова. Гербарт сравнивал этот процесс с перевариванием пищи в нашем желудке . Оба рода этой апперцепции не совсем отделяются друг от друга, так как вообще восприятие отдельного впечатления обусловлено деятельностью, основанной на сопоставлении, сравнении, соединении, что, например, видно при определении величины предмета.

Трансцендентальная апперцепция Канта обнимает оба её значения; она есть деятельность чистого интеллекта , посредством которой он, с помощью существующих в нём форм мышления, из воспринятого материала впечатлений может создать весь объём своих понятий и представлений. Это понятие Фихте назвал иначе продуктивной силой воображения (produktive Einbildungskraft).

Примеры употребления слова апперцепция в литературе.

Опыт показывает, что свидетельства наших чувств в высокой степени совпадают с качествами объекта, однако наша апперцепция подвержена почти необозримым субъективным влияниям, которые чрезвычайно затрудняют верное познание человеческого характера.

Способность придать хаосу определенную форму — это способность мужчины, которому дана всеобъемлющая апперцепция и всеобъемлющая память — эти существенные черты мужского гения.

Таким образом, можно говорить о вневременности гения в трояком отношении свойственная ему универсальная апперцепция в связи с тем фактом, что он всем своим переживаниям придает значение ценности, лишает эти переживания характера чего-то временного, преходящего его появление в определенную эпоху не может быть объявлено характером этой эпохи, наконец, произведения его чувства не связаны ни в каком отношении со временем, ни с тем временем, которое совпадает с его существованием, ни с тем, которое предшествовало или следует за этим временем.

В конце концов совершенно правы противники Вундта, утверждая, что апперцепция не есть факт эмпирически — психологического характера, что она и не акт, который можно было бы воспринять.

Но апперцепция столь же мало является фактом опыта, как и внимание, как понятие и суждение.

Гали Костандик уже след простыл, а Андрей все бесился, ибо трансцендентальная апперцепция Канта полного опровержения не получила.

Установка всегда имеет точку направления, которая может быть сознательной или бессознательной, ибо приуготовленное сочетание содержаний безошибочно выдвинет в акте апперцепции нового содержания те качества или моменты, которые окажутся сопринадлежащими с субъективным содержанием.

Понятие установки несколько сродни понятию апперцепции у Вундта, с тем, однако, отличием, что в понятие апперцепции входит процесс, устанавливающий отношение приуготовленного содержания к новому содержанию, подлежащему апперцепции, тогда как понятие установки относится исключительно к субъективному приуготовленному содержанию.

Содержание, сильно подчеркнутое и находящееся в поле зрения нашего сознания, образует, иногда совместно с другими содержаниями, известную констелляцию, равносильную определенной установке, ибо такого рода содержание сознания способствует восприятию и апперцепции всего однородного, преграждая путь восприятию всего чужеродного.

Жизнь гения- это могучий поток, в котором стекаются самые далекие воды, которые с помощью универсальной апперцепции принимает в себя все отдельные моменты, не выбрасывая наружу ни одного.

Это лишний раз доказывает, что только воля отыскивает целесообразные ассоциации, что ассоциация вызывается путем более глубокой апперцепции, Здесь пришлось забежать вперед, в дальнейшем мы займемся вопросом об отношениях между ассоциационной и апперцепционной психологиями и постараемся дать надлежащую оценку обеим.

Пора поэтому оставить разговоры о какой-то эмпирической апперцепции и признать раз навсегда, что Кант был глубоко прав, признавая одну только трансцендентальную апперцепцию.

То отношение к своему прошлому, которое находит свое выражение в благочестии и основывается на непрерывной памяти, связанной в свою очередь с апперцепцией, может быть прослежено на многих других явлениях и подвергнуто более глубокому анализу.

Гениальность, как мы видели, является универсальной апперцепцией, а вместе с тем самой совершенной памятью, абсолютным отрицанием времени.

Осенью ему повезло, удалось достать несколько ценных книг и хорошо подумать над апперцепцией и аффикцией — применительно к бедрам малолетней гороховейской шлюхи.

Источник: библиотека Максима Мошкова

восприятия, трансцендентальная, временная, общая, Вундта

Апперцепция – это одно из фундаментальных свойств человеческого восприятия. Как наши глаза фокусируются на определенном предмете, обеспечивая отчетливое изображение, так и мозг фокусируется на определенном образе, фиксируя его в нашем восприятии. Апперцепция не является врожденной, а формируется у человека по мере накопления жизненного опыта. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, какой бывает, как проявляется и какое значение имеет для нашей жизни.

История понятия

Апперцепцию впервые описал ученый Лейбниц. В своих работах он рассказал про рефлекторные акты и восприятие. Следом за Лейбницем апперцепцию изучал Кант, который этим термином обозначил самосознание.

Каждый ученый трактовал способ восприятия по-своему:

  • Лейбниц утверждал, что апперцепция – это ощущения, которые человек осознает.
  • Для Канта апперцепция представляла собой врожденную способность сознания, которая сопровождается естественным процессом познания окружающего мира и себя изнутри.
  • По мнению Гербарта восприятие является слиянием новых идей с теми, что отложились в сознании из прошлого.
  • Альфред Адлер создал такое понятие, как схема апперцепции. Речь идет о совокупности индивидуальных представлений личности, которые касаются окружающего мира и людей. По его словам поведение индивида в большинстве случаев определяется психологическим процессом.
  • Ученый Вундт склонялся к тому, что апперцепция представляет собой психический процесс, используя который человек осознает свои мысли и восприятие.

В 19-20 веке разные ученые стали развивать понятие восприятия. С его помощью специалисты объясняли новые факты, используя прошлый опыт.

Особенности

Восприятие обладает определенными свойствами. Их можно обозначить как осмысленность, константность и предметность. Первое свойство заключается в различном восприятии разными людьми одного и того же предмета. Причина такого феномена в том, что у каждой личности свой накопленный опыт, на который она опирается. Второе — несмотря на меняющиеся условия, восприятие свойств предмета остается относительно независимым. Третье свойство говорит о том, что все впечатления окружающего мира люди относят к различным предметам и явлениям (синее небо, звук человеческого голоса и так далее). С предметностью связана осмысленность. К полученным новым впечатлениям всегда примешиваются прошлый опыт, знания, на их основе человек узнает предмет.

Виды апперцепции

Апперцепция в психологии – это состояние человека, которое зависит от восприятия и содержания психологической жизни индивида, особенностей отдельной личности, также имеющегося опыта. Люди запоминают наиболее важные моменты для себя, которые связаны с личными интересами или увлечениями.

Существуют следующие виды апперцепции:

НазваниеОписание
Трансцендентальная апперцепцияСложный термин, который предложил ученый Кант. Он уверен был, что апперцепция у человека присутствует с рождения, как субъект самосознания. Явление больше выступает основой для новых данных и количество опыта совершенно не имеет значения. Трансцендентальная апперцепция является частью человеческой личности, независимо от накопленных знаний за всю жизнь.
Эмпирическая апперцепцияСубъективное единое сознание, которое формируется благодаря полученным знаниям и накопленному опыту у человека.

Активизация апперцепции происходит в случае необходимости составления общего представления, используя личные впечатления. Воспринимая и осознавая новую информацию, человек меняется. Дополняется его существующий опыт, и пополняются знания.

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b c d Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. a b c Руны, Дагоберт Д. (ред.), Философский словарь
    , Littlefield, Adams, and Company, Totowa, NJ, 1972.
  2. Липпс, Теодор. Vom Fuehlen, Wollen und Denken.
    Лейпциг, Verlag von Johann Ambrosius Barth, 1902. См. Страницы 6-7.
  3. Суждение и истина в ранней аналитической философии и феноменологии
    . изд. Марк Textor. Springer, 2013. С. 14f.
  4. Адлер, Альфред (2011). «Наука о жизни»
    . CS1 maint: обескураженный параметр ( ссылка )
  5. Отт, Кристофер, Эволюция восприятия и космология вещества
    , iUniverse, 2004.

Классификация апперцепции в психологии

Существует определенная классификация апперцепции, учитывая современные психологические учения:

Название Описание
Временная апперцепцияЭмоциональное восприятие окружающего мира. Временная апперцепция формируется за счет эмоций, чувств, настроения и ощущений у человека, которые преобладают в определенной ситуации. Восприятие окружающего мира происходит ситуативно под влиянием эмоциональных установок. Изменение временной апперцепции наблюдается по мере смены настроения человека.
Устойчивая апперцепцияФормирование восприятия происходит в каждом случае индивидуально. Устойчивая апперцепция строится за счет привычек, мировоззрения, образованности и взглядов человека. То же самое касается образования, личного мнения и интеллектуального развития.
Социальная апперцепцияОтдельный вид апперцепции, который формируется в ходе восприятия окружающего мира. Это различного рода явления или предметы. При помощи социальной апперцепции анализируются большие группы людей. У каждого человека формируется более пристрастное и субъективное мнение по сравнению с восприятием предметов или явлений.

Апперцепция является сложным психологическим процессом, который помогает человеку воспринимать окружающий мир, различные явления, предметы, людей. Он способен выдвигать определенные гипотезы в отношении всех этих объектов, руководствуясь старыми знаниями и навыками, получая новые.

Законы и факторы

Факторы, законы и эффекты:

  1. Фактор замкнутости. Человек лучше воспринимает замкнутые фигуры.
  2. Фактор «общая судьба». Предметы объединяются зависимо от происходящих изменений.
  3. Закон «хорошего продолжения». Восприятие протекает по линии, искривленной меньше других.
  4. Фактор группировки без остатка. Предметы делятся на отдельные группы.
  5. Эффект сходства. Предметы группируются по цветам, размерам, форме.
  6. Эффект близости. Находящиеся рядом фигуры объединяются.

Шесть основных законов восприятия вывел М. Вертгеймер — основатель гештальтпсихологии.

Механизмы перцепции

Апперцепция в психологии – это восприятие у человека, которое формируется на протяжении всей его жизни. Происходит накопление опыта, появляется внутреннее состояние, определенные установки.

Чтобы понять механизм апперцепции, необходимо рассматривать ее применение в реальной жизни. Если не опытному человеку представить документы с намеренными ошибками, он их не заметит. Профессионал же в свою очередь сразу определит недочеты.

Перцепция в психологии формируется по определенному механизму, в котором принимают участие следующие способности человека:

  • мышление с помощью некоторых стереотипов;
  • идентификация окружающих людей, используя определенный тип личности;
  • применение рефлексивных механизмов.


Для восприятия окружающих человек также использует эмпатию. Явление, которое характеризуется проектировочными способностями. Индивид, формируя свое восприятие, переносит чувства других на себя.

Диагностика апперцепции

Исследование восприятия личности осуществляется при помощи специальных тестов:

Название Описание
Тест апперцепции символовЧеловеку показывают специфические карточки с изображениями. Специалист уточняет, что все символы взяты из сказок и мифов. Человеку необходимо карточки классифицировать максимально удобным ему способом. Дальше дополнить символы и разделить их по категориям (любовь, игра, власть). Тест позволяет выявить у человека приоритеты, ценность и смысловую направленность личности.
Исследование тематической апперцепцииВ этой ситуации специалист показывает черно-белые фотографии, таблицы, изображения. Карточки подбираются с учетом особенностей испытуемого (возраст, пол). Человеку необходимо составить сюжеты, глядя на изображения.

Диагностика апперцепции проводится, если необходимо дифференцировать состояние человека или он проходит проверку перед назначением на важный пост. Тестирование также необходимо, чтобы установить депрессию у пациента или возможные суицидальные наклонности.

Перцепция и апперцепция

Перцепция и апперцепция отличаются между собой механизмом восприятия окружающего мира. В первом случае человек просто видит, слышит и чувствует. Информация воспринимается, но осмысление ее не происходит.

При апперцепции наблюдается формирование сознания и восприимчивости вещей, явлений, объектов, людей. Полученная информация осмысливается при помощи органов чувств, эмоций, желаний, идей и мыслей.

Через апперцепцию индивид может также познать свой собственный внутренний мир, руководствуясь взглядами, желаниями и интересами. Многочисленные психические составляющие характеризуют личность человека.


Апперцепция в психологии

Познание мира и жизни происходит через призму своего собственного опыта. Это может быть страх, комплексы или неудачи. Сюда же относятся различные ситуации в жизни, которые человек больше не желает вспоминать, переживания, возникшие на фоне негативных или положительных обстоятельств. То же самое касается понятия добра и зла.

В большинстве случаев перцепция и апперцепция являются двумя составляющими, которые дополняют друг друга. Полноценная картинка складывается благодаря тому, что все пережитые моменты сохраняются в памяти, важные они или нет. И при необходимости, человек может снова вернуться к ним, чтобы провести полноценный анализ.

Примеры влияния прошлого на настоящее

Предшествующее знание о мире и его объектах обнаруживается всегда. Это не так просто проиллюстрировать. Допустим, вы сидите в кресле, а рядом ребенок собирает какое-нибудь сооружение из кубиков «лего». Если вы задремали, уже увидев, какой бастион возник под его рукой, и пока вы спали, он его разобрал на мелкие, но все же связанные части, то практически без труда, проснувшись, вы сможете вспомнить, к чему относилась та или иная часть.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Абстракции и абстрактное мышление

Апперцепция – это прямое следствие научения. Если бы мы не обладали этим свойством, вряд ли мы смогли бы быстро проводить параллели и понимать, как работать с новым стимулом. Один раз с трудом прочитав предложение, мы бы каждый раз заново учились, что буквы складываются в слова, а каждое слово несет свой смысл. Нам вновь и вновь пришлось бы давать внешним и внутренним стимулам значение.

Научившись значениям сигналов от органов чувств, мы приобретаем сеть ассоциаций, благодаря которым нам легче интерпретировать стимулы внешнего мира. К примеру, когда вы слышите балалайку, вы можете сразу же провести параллель с традициями славян, их культурой, а конкретно – с их танцами и развлечениями. Проще говоря, на наше представление о мире влияет взаимодействие двух структур:

  • Знаний.
  • Ощущений.

То, что мы знаем об объекте, накладывается на то, что мы ощущаем в процессе его непосредственного восприятия, и мы получаем образ объекта в данный момент. Это помогает нам читать, писать, относить людей и явления к той или иной группе, но это и приводит к множественным заблуждениям и проблемам.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Примеры апперцепции восприятия

У каждого человека присутствует способность апперцепции. Все люди индивидуально воспринимают окружающий мир, используя свои собственные навыки и знания.

Примеры апперцепции восприятия:

  • Когда человек смотрит определенную передачу, которая рассказывает о новинках кино, он запоминает картину, которая должна выйти в кинотеатрах на днях. При этом ведущий этой программы может также дополнительно рассказывать про главных героев или отдельных сценах. Однако для зрителя оказалась важной информацией время выхода кино.
  • Мастер, который занимается изготовлением лыж, будет оценивать изделие для катания в горах, учитывая свои профессиональные навыки и знания. Это касается качества материала и его обработки. Лыжник, который собирается купить лыжи для отпуска, в первую очередь оценивает упругость, прочность изделия и другие аналогичные характеристики.
  • В процессе движения на работу человек не обращает внимания на окружающие детали, вещи и людей. Ему важен номер маршрутки, на которой необходимо добраться до работы и все сопутствующие моменты, связанные с поездкой.
  • Многие люди, чтобы отвечать на поставленные вопросы, используют знания и опыт, полученные в прошлом. Если, например, от женщины ушел мужчина, чтобы вернуть его, она будет искать всевозможные средства и полезную информацию в себе.
  • Недоверчивый человек будет всегда видеть в своих собеседниках обман, подвох или тягу к манипуляциям.
  • Во время прослушивания любой музыки индивид выделяет для себя знакомые и приятные звуки, которые он уже слышал раньше.

Многие люди часто выбирают место для отдыха, руководствуясь своими эмоциями и ощущениями, которые переживали на предыдущих выходных. В большинстве случаев, концентрация на ощущениях, убеждениях или эмоциях заставляет человека принимать ограниченные решения.

То же самое касается вывода, выбора. Человек будет больше отдавать предпочтение тем моментам, которые ассоциируются у него с положительными событиями, избегая негатива и отрицательных эмоций.

Апперцептивное искажение

Апперцепция в психологии – это сложный процесс, который требует тщательного изучения.

А чтобы тесты получились максимально результативными, специалисты используют следующие формы искажения:

Название Описание
Простая проекцияСостояние аффекта, которое возникает в определенных условиях и обстоятельствах, сильно влияет на формирование апперцепции, может даже менять ее. У человека возникают чувства по отношению к окружающим людям, качества и эмоции. Он может их перекладывать на собеседника. Простыми словами, чувствуя ненависть по отношению к одному человеку, думает, что его также не любят, как и он сам.
СентизацияОпределенное направление в психологическом лечении индивида. Основная цель терапии заключается в том, чтобы изменить поведение подопечного.
ЭкстернализацияСостояние, при котором анализируется внутренний мир личности с использованием его индивидуальных характеристик.
Обратная проекцияЧеловек приписывает себе многочисленные качества, которыми не владеет, но очень хочет их получить. Контакт с окружающими людьми в этой ситуации плохой. Человек приписывает им негативные качества.

Апперцептивные искажения могут привести к появлению галлюцинаций, отличимых между собой. Это объясняется тем, что человек прилагает волевые усилия. Он неосознанно их провоцирует, при этом получает большое удовольствие.

Рациональная психология и паралогизмы разума

Первая из трех идей разума — душа как первое безусловное. Рациональная психология обычно ищет безусловное (метаэмпирическое и трансцендентное) в абсолютном субъекте, чтобы вывести из него прочие внутренние феномены. Но тут возникает «трансцендентальная иллюзия», и претенциозная теория впадает в паралогизмы, т.е. порочные умозаключения. Речь идет об ошибке, которую традиционная логика называет quaternio terminorum (учетверение терминов). Умозаключение включает в себя три термина, но если один из них — средний, обманно употреблен в двух посылках по-разному, то вместо трех образуются четыре термина. В традиционной психологии, по Канту, этот паралогизм случается, когда отталкиваются от самосознания, то есть синтетического единства апперцепции, а затем

трансформируют его в субстанциональное онтологическое единство.

Очевидно, тем не менее, что субстанцию как категорию можно применить к данным интуиции, никак не к самосознанию. «Я мыслю» — форма и чистая активность, от которой зависят сами категории, она — субъект, а не объект категорий. Итак, рациональная психология родилась из недоразумения. Единство сознания в качестве основы категорий принято за интуицию субъекта, взятого как объект, а затем к нему неверно применена категория субстанции. Но ведь интуиция характеризует единство мыслящего субъекта, и категория субстанции здесь неприменима. Субъект категорий не связан напрямую с предметом: чтобы их помыслить, следует принять в качестве основания чистое самосознание, которое еще предстоит объяснить. Короче, мы думаем о себе как о мыслящих существах, но о ноуменальном нам ничего не известно. Мы осознаем себя феноменами, детерминированными в пространстве и во времени, но онтологический субстрат каждого из нас — душа как метафизическое «Я» — ускользает. Попытки вырваться за пределы феноменального мира почти всегда заканчиваются паралогизмами.

Апперцептивные галлюцинации

Апперцепция в психологии – это не всегда идеальное восприятие. Иногда происходит искажение познания окружающего мира, возникают сопутствующие проблемы, среди которых галлюцинации. В большинстве случаев основной причиной являются психологические отклонения личности.

Апперцептивные галлюцинации представляют собой расстройства восприятия, при котором перед глазами человека всплывают многочисленные образы без реальных объектов. Они различаются по органам чувств, могут быть зрительные, слуховые, тактильные или обонятельные.

Отличительной особенностью апперцептивных галлюцинаций является механизм их возникновения. Несуществующие образы или звуки появляются тогда, когда этого хочет сам человек. Он заставляет испытывать себя эти чувства, получая от сложившейся ситуации наслаждение.

Многие пациенты с диагнозом шизофрения находятся в такой ситуации. В первое время развития заболевания больной заставляет себя испытывать слуховые галлюцинации, которые через время становятся для него реальностью. Он слышит звуки в голове и вокруг себя.

Существуют следующие типы апперцептивных галлюцинаций:

НазваниеОписание
Абстрактная фонторемияУ человека отнимают свои собственные мысли, на месте которых появляется чужое восприятие.
КонкретнаяСостояние, которое возникает в результате собственных воспоминаний человека, всплывающих ранее у него в период появления галлюцинаций.

Существует также классификация апперцептивных галлюцинаций по степени сложности:


НазваниеОписание
ЭлементарныеПростые проявления, среди которых стук, щелчок или вспышка света.
ПростыеСостояние сопровождается единичным нарушением восприятия. Например, человеку кажется, что он слышит запах цветов.
СложныеГаллюцинации проявляются комплексными расстройствами. Больной отчетливо видит несуществующего объекта, чувствует его прикосновения и слышит.
СценоподобныеГаллюцинации в этом состоянии меняют полностью всю окружающую обстановку. Часто сценоподобные расстройства сопровождаются помутнением сознания.

Учитывая также особенные условия возникновения, апперцептивные галлюцинации классифицируют на гипнагогические, функциональные, психогенные и возникающие при сенсорной депривации.

Развитие перцептивных навыков

Большая часть психологов склоняются к тому мнению, что для взаимных отношений и дружеского общения одному человеку достаточно улыбнуться окружающим. Улыбка является одним из важных критериев для развития перцептивных навыков.

При помощи мимики можно получить огромное количество информации о чувствах человека. Если научиться правильно улыбаться и контролировать эмоции, можно значительно улучшить перцептивные навыки.

Методика Экмана помогает максимально точно отличить эмоциональные проявления и научиться развивать способности восприятия. У каждого человека есть определенные зоны, где проявляются основные эмоции (грусть, радость, страх, гнев, злость). Речь идее про лоб, глаза, рот, подбородок и нос.

Тест для исследования детей

Апперцепция у детей тестируется при помощи специальных исследований, которые подходят для возраста 3-10 лет. Методика в психологии создана ученым Беллаком. В ходе тестирования ребенку показывают различные изображения, на которых нарисованы животные, занятые определенной деятельностью.

Ему необходимо рассказать историю, которая приходит в голову при просматривании этих карточек. Какие животные нарисованы на картинке, что они делают, чем заняты и с кем. После рассказа психолог задает уточняющие вопросы ребенку, чтобы сложилась полноценная картина. Важно во время тестирования изображения детям показывать в определенной последовательности.

Такая методика обследования позволяет выявить у ребенка способности восприятия окружающего мира, а именно:

  • существующие потребности и мотивы;
  • внутренние конфликты, если они присутствуют;
  • страхи, фобии;
  • фантазии;
  • отношение к сверстникам, методы поведения;
  • присутствие защитных механизмов;
  • связь с близкими родственниками (брат, сестра, мать, отец, бабушка, дедушка).

Апперцепция помогает осознать, осмыслить, задуматься над происходящей реальностью, используя навыки и знания из прошлого. В случае с детьми эти восприятия необходимо корректировать, чтобы в будущем у них появились правильные понятия об окружающем мире.

Благодаря апперцепции человек наполняется опытом, который в будущей жизни ему пригодится. В психологии явление формируется в зависимости от оценки, которую индивид дает сложившийся ситуации. Итоговое мнение, конечно, будет отличаться от восприятия других людей. Именно поэтому окружающий мир настолько разнообразен для каждого индивида.

Итог

Через какую призму вы смотрите на мир? Люди смотрят на мир каждый через свою призму. При слове «яблоко» одни представляют себе зеленое яблоко, а другие – красное. Смотря в одно окно, кто-то видит звезды, а другой – решетки. Таким образом, убеждения, верования, принципы «что хорошо и что плохо» — это та призма, через которую смотрит на мир человек, что и характеризует явление апперцепции. Итог – некоторое ограниченное восприятие мира, игнорирование всего остального.

Эта призма заставляет человека действовать тем или иным образом. Смотря через нее, человек совершает те или иные поступки. Соответственно, есть люди, которые считают нормальным сморкаться в общественных местах, и те, кто будет терпеть, пока не попадет в уборную, чтобы освободить свой нос. Есть люди, которые считают себя достойными стать богатыми, несмотря на то, что сейчас они живут на вокзале в картонной коробке, и те, кто считает себя недостойным богатства, даже если он закончил высшее образование и имеет крышу над головой.

В зависимости от того, через какой набор убеждений, принципов, правил, разрешений и запретов человек смотрит на окружающий его мир, он позволяет себе тот или иной образ жизни. Можно сказать, что многие люди не достигают своих целей и желаний только потому, что считают себя недостойными их иметь или неспособными достигнуть. Конечно, если человек считает себя недостойным и неспособным, то он ничего не будет делать ради достижения целей. И здесь уже не имеет значения, у кого какие возможности имеются. Есть люди без рук и без ног, зарабатывающие больше денег, чем те, кто физически полностью здоров.

Все зависит от того, во что вы верите, чем руководствуетесь и что сами себе разрешаете и запрещаете. Прогноз жизни при апперцепции может быть как счастливым, так и несчастным. Все зависит от глаз смотрящего человека, который выделяет из всей информации то, что ему хочется знать, видеть и слышать.

Но если человек изменит свою привычную призму, то меняются и его поступки, образ жизни, отношения и даже круг общения. Если хотите изменить свою жизнь, измените свои убеждения, принципы, «разрешаю» и «не позволяю». Все это неизбежно приведет к изменению вашего поведения и совершению новых поступков, а они уже в свою очередь приведут к получению новых последствий. И в зависимости от того, что и в какую сторону вы будете менять, ваша жизнь будет меняться в том или ином направлении.

Психология боли и восприятия боли

Боль — нормальное явление человеческого опыта. Обычная боль имеет особую психологию, которая обеспечивает основу для любого поведения по управлению болью. Нормальная психология боли пытается объяснить совместное переживание боли, которая несложна и непродолжительна. Она проста в том смысле, что диагностически незначительна (например, головная боль) или связана с легкой травмой, не требующей клинического вмешательства (например, ушибы). ¹ Существуют два основных аспекта помимо сенсорных признаков нормальной боли:

  • его социальная или коммуникативная функция;² и

  • прерывание умственной деятельности или побег/избегание.³ требует и запускает поведение, которое мешает нормальному функционированию жизни.¹ Переживание боли каждым человеком и его выражение являются продуктом сенсорного опыта, личного опыта человека, межличностного контекста и значения, которое оно имеет для человека.⁴

    Копинг, сфокусированный на проблеме, лучше всего подходит, когда ситуации оцениваются как изменчивые, а копинг, сфокусированный на эмоциях, наиболее идеален, когда ситуации менее изменчивы. Если используется неправильный подход, стресс остается нерешенным и создает собственную петлю настойчивости. (Изображение: iStock)

    Модель решения проблем с анальгетиками

    Чуть более десяти лет назад была предложена экспериментальная модель решения проблем с анальгетиками (см. рис. 1).⁵ Эта модель помогает понять, как действует нормальная боль. прерывать внимание и поощрять поведение при решении проблем, которое варьируется от бесстрастного и настойчивого до крайне драматичного и панического.⁴ Процесс начинается, когда боль прерывает внимание человека и заставляет его нежелательно и нежелательно сосредотачиваться на своем теле. Затем боль оценивается как угроза, что делает их более бдительными и побуждает к решению проблем.

    Часто пациенты не имеют в своем распоряжении инструментов, приемов или методов, позволяющих избежать этого, как только начнется этот процесс. Какое бы решение человек ни выбрал, оно окажется эффективным или неэффективным. Если их метод эффективен, они возвращаются в состояние до прерывания; если это неэффективно, они могут стать статичными в петле настойчивости. Другими словами, они могут быть активно и неоднократно вовлечены в напряженные попытки решить неправильную проблему.⁵ Например, пациент может настаивать на приеме лекарств, несмотря на отсутствие какого-либо эффекта, потому что они принадлежат к культуре анальгетиков, которая избегает боли и стресса. ⁶ Эти попытки затем потерпят неудачу, потому что боль выходит за рамки ожиданий человека, длится слишком долго, не поддается лечению и/или нарушает их социальную функцию.⁶

    Рисунок 1. Модель решения проблем с обезболиванием. Изменено из ссылки 5.

    Восприятие боли

    Известно, что ощущение боли имеет два различных нервных пути.⁷ В первом пути сигнал боли поступает из любой части тела и активирует переднюю поясную кору. головного мозга, что связано с восприятием боли. Люди по-разному реагируют на эту стимуляцию, потому что ощущение определяется активацией второго пути, включающего медиальную префронтальную кору и прилежащее ядро, которые связаны с мотивацией и эмоциями. боль, такие как личность, познание, убеждения, социокультурные переменные, обучение и эмоциональная реактивность.⁸

    Личность

    Восприятие боли может определяться стилем привязанности пациента, тревожным или избегающим. Люди с тревожным стилем привязанности жаждут близких и интимных отношений, но склонны жертвовать своими потребностями, чтобы их партнер был счастлив. Люди с этим стилем привязанности, как правило, чувствуют больше боли в присутствии человека, который не сочувствует их состоянию. Люди с избегающим стилем привязанности склонны ценить независимость и самодостаточность больше, чем близость. Люди с этим стилем привязанности также сообщают о меньшей боли в одиночестве, чем в присутствии другого человека.⁷ Эти два стиля привязанности связаны с широким спектром процессов и результатов близких отношений, в частности с личностными конструкциями.⁹

    За последние несколько десятилетий было предложено несколько теорий о личности людей, страдающих хронической болью.¹⁰ С появлением биопсихосоциального подхода в 1980-х годах в этой области преобладает модель диатез-стресс. Модель подчеркивает взаимосвязь между биологической предрасположенностью человека и воздействием окружающей среды, чтобы объяснить различные реакции на хроническую боль.0003

    Когниции

    Изучение когнитивных процессов, лежащих в основе всех паттернов поведения, можно разделить на две категории: его форма и/или структура и содержание мыслей. переживание боли через внимание, память, принятие решений и другие процессы саморегуляции. Одной из конкретных реакций на боль, которая может предсказывать ее тяжесть, является катастрофическое мышление. Катастрофическое мышление определяется как «преувеличенная негативная ментальная установка, возникающая во время реальных или ожидаемых переживаний боли».¹²Современные концепции катастрофического мышления описывают его как оценку или набор неадекватных убеждений.¹³ Неадаптивное мышление можно разделить на четыре широкие категории или типы. когнитивных искажений, в том числе чрезмерного обобщения, умственного фильтра, поспешных выводов и эмоциональных рассуждений.¹⁴

    Убеждения

    Существуют и другие принципы, влияющие на то, насколько сильно пациенты чувствуют боль, включая самоэффективность, локус контроля, участие в роли больного и эффект плацебо/ноцебо.¹⁵ Самоэффективность это личное суждение пациента о том, насколько хорошо он может выполнить курс действий, необходимый для решения предполагаемой ситуации. Локус контроля — это степень уверенности пациента в том, что он контролирует исход событий своей жизни, в отличие от внешних сил, находящихся вне его контроля. Считается, что пациент вовлечен в роль больного, когда он придерживается определенной модели социальной роли больного. Плацебо-реакция возникает, когда неспецифическое лечение оказывается эффективным в качестве анальгетика при назначении его энтузиастом, заслуживающим доверия сторонником его эффективности. эффект ноцебо.¹⁵

    Социокультурные переменные

    Ранние теории психологии боли оценивали глобальные факторы, такие как пол, возраст и культура. мужчины.¹⁷ Предыдущие исследования также показали, что болевой порог увеличивается с возрастом.¹⁸ Когда-то считалось, что мы различаемся культурно в некотором роде, что влияет на то, как мы переживаем боль. Например, в 19 в.XX в., что расовые группы различались по своему физиологическому переживанию боли, что позже оказалось необоснованным. Однако теперь мы понимаем, что внутри культурных групп существуют различия, которые могут влиять на их болевой опыт, включая поколение, аккультурацию, социально-экономический статус, связи с родной страной, основной язык, степень изоляции и проживание в этнических районах. Эти факторы могут опосредовать отношения между культурой и болью.

    Обучение

    Боль может быть обусловленной реакцией или приобретенным поведением, а не только физической проблемой.¹⁵ Поведение начинается исключительно в ответ на наличие травмы, а затем подкрепляется и становится условной реакцией. Болезненное поведение, такое как ограждение, подергивание, растирание, гримаса и вздохи, может привести к тому, что пациенты ощутят, что они испытывают больше боли, если их подкрепить. Аналогичным образом бездействие может облегчить боль у некоторых пациентов, но приводит к порочному кругу декондиционированности и дальнейшего усиления боли. Боль может быть результатом этих условных реакций страха или поведения избегания, которые сохраняются даже после исчезновения боли.¹⁵

    Эмоциональная реактивность

    По сравнению с другими негативными эмоциями, такими как страх, печаль, вина, самоуничижение и стыд,¹⁶ гнев является наиболее заметной эмоцией у пациентов с хронической болью. ¹⁹ Гнев относится к эмоциональному переживание, которое может быть текущим состоянием настроения или общей предрасположенностью к чувству гнева. У людей со значительными проблемами гнева могут быть проблемы с эмпатией; однако это навык, который можно развивать и культивировать с течением времени. Исследования показали, что люди, как правило, более эмпатичны по отношению к своим друзьям, в то время как стресс может снижать их способность к эмпатии⁷ 9.0003

    Вмешательства

    Вмешательства, направленные на то, чтобы позволить пациентам вырваться из вышеупомянутой петли настойчивости и изменить их восприятие боли, могут быть более эффективными, чем вмешательства, которые, кажется, поддерживают точку зрения пациента на проблему как на проблему, которую можно решить только облегчение боли.⁵ Психотерапия, например, может вызывать долгосрочные изменения в поведении посредством обучения, что приводит к изменениям в экспрессии генов, которые изменяют анатомический паттерн взаимосвязей между нервными клетками мозга. ⁸ Регулирование экспрессии генов психосоциальными факторами делает все функции организма, включая мозг, подвержены психосоциальным воздействиям.⁸

    Механизмы изменений

    По-видимому, отсутствует осведомленность и понимание механизмов изменений, связанных с психотерапией. Существует физиологический процесс, который включает скелетно-мышечную активность, частоту сердечных сокращений, артериальное давление, паттерны ЭЭГ, симпатическое возбуждение, выработку эндогенных опиоидов, выработку нейротрансмиттеров, нейрогормональную активность и функционирование коры.⁸ Вмешательства, основанные только на биомедицинском подходе, могут успокоить пациент, который сосредоточен на решении своей боли облегчением.

    Другим процессом является создание изменений посредством познания, которое обращается к скрытому разговору с самим собой, мыслям и убеждениям пациента. Целью лечения в этих вмешательствах является уменьшение ригидности веры в боль, что требует биомедицинского подхода и изменения фрейма проблемы с потребности в излечении на ведение хронического заболевания²⁰

    Третий процесс – через изменение явного поведения, которое включает в себя то, как человек действует и говорит. Поведенческая терапия может быть направлена ​​на устранение беспокойства и повышенной бдительности в отношении сигналов возможной боли с повышенным страхом перед возможными последствиями боли.²¹

    Последний процесс — это изменение через устранение эмоциональной реактивности. В центре внимания лечения может быть скорее полное приспособление к жизни, которое изменяется на такое, в котором боль является особенностью, а не центром.²² Модель транзакционного совладания (см. психологическое лечение хронической боли.

    Рисунок 2. Транзакционная модель стресса и копинга. Изменено из ссылки 23.

    Трансакционная модель стресса и преодоления стресса

    Трансакционная модель Лазаруса и Фолкмана, разработанная в 1984 г., является одной из наиболее полных теорий стресса и преодоления стресса в психологической литературе, но ей уделялось мало эмпирического внимания применительно к хронически больным группам населения²³ Модель предполагает, что это взаимодействие человека и ситуации, или транзакционный процесс, когда пациент воспринимает угрозу. Уровень угрозы зависит от первоначального субъективного суждения пациента или первичной оценки. Затем происходит вторичная оценка, которая представляет собой суждение о преимуществах и последствиях определенного стиля преодоления с учетом целей и ограничений человека.

    Копинг, ориентированный на проблему, относится к стратегиям преодоления, направленным на решение или изменение проблемы, например, получение информации о боли или обращение за медицинской помощью. Совладание, сфокусированное на эмоциях, используется для управления или регулирования эмоциональной реакции на боль, такой как физические упражнения, медитация или участие в деятельности, помогающей забыть о боли. Затем происходит переоценка, которая определяет эффективность копинг-стратегии и психологическую адаптацию пациента. Согласно гипотезе согласия этой модели, копинг, ориентированный на проблему, наиболее уместен, когда ситуации оцениваются как изменчивые, тогда как копинг, ориентированный на эмоции, наиболее идеален, когда ситуации менее изменчивы. Если используется неправильный подход, стресс остается нерешенным и создает собственную петлю настойчивости. •

    1. Экклстон С. Нормальная психология повседневной боли. Международная клиническая практика . 2012;67:47-50.
    2. Губерт Л., Крейг К., Вервоорт Т. и др. Лицом к лицу с болью: эффекты эмпатии. Боль . 2005;118:285-288.
    3. Eccleston C, Crombez G. Боль требует внимания: когнитивно-аффективная модель прерывающей функции боли. Психологический бык . 1999; 125:356-366.
    4. Крейг К.Д. Психология боли. Postgrad Med J. 1984;60:835-840.
    5. Экклстон С., Кромбез Г. Беспокойство и хроническая боль: неверная модель решения проблем. Боль . 2007; 132:233-236.
    6. Экклстон С. Нормальная психология хронической боли. Психолог . 2011; 24:422-425.
    7. Власофф В. Физиология и психология боли. Неврология и неврология. Доступно по адресу: www.brainblogger.com/2015/03/19/the-physiology-and-psychology-of-pain/. 2015. По состоянию на 22 мая 2019 г.
    8. Cianfrini L, Doleys D. Роль психологии в управлении болью. Практика обезболивания . 2017;6:1.
    9. Шейвер П., Бреннан К. Стили привязанности и черты личности «большой пятерки»: их связь друг с другом и с результатами романтических отношений. Pers Soc Psychol Bull . 1992; 18:536-545.
    10. Конрад Р., Вегенер И., Гейзер Ф., Клейман А. Расстройства темперамента, характера и личности при хронической боли. Curr Pain Головная боль Респ. 2013;17:318.
    11. Гастин С., Берк Л., Пек С. и др. Боль и личность: проявляют ли люди с разными формами хронической боли общую индивидуальность? Практика боли. 2016;16(4):486-494.
    12. Салливан М., Торн Б., Хейторнтвейт Дж. и др. Теоретические взгляды на связь между катастрофизацией и болью. Клин Дж. Пейн .2001;17:52-64.
    13. Тагг Дж. Когнитивные искажения. Размышления об обучении. Доступно на: www2. palomar.edu/users/jtagg/cds. htm. 1996. По состоянию на 12 мая 2017 г.
    14. Международная ассоциация изучения боли. Таксономия IASP. Доступно по адресу: www.iasp-pain.org/Taxonomy. 1986. По состоянию на 22 мая 2012 г.
    15. Хансен Г., Стрельцер Дж. Психология боли. Emerg Med Clin N Am . 2005; 23:339-348.
    16. Экклстон К. Роль психологии в управлении болью. Брит Джей Анест . 2001;87:144-152.
    17. Унру А. Гендерные различия в клинической боли. Боль . 1996; 65: 123–167.
    18. Lautenbacher S, Peters J, Heesen M, et al. Возрастные изменения в восприятии боли: систематический обзор и метаанализ влияния возраста на болевые пороги и толерантность. Neurosci Biobehav Rev . 2017;75:104–113.
    19. Fernandez E, Milburn T. Сенсорные и аффективные предикторы общей боли и эмоций, связанных с аффективной болью. Клин Джей Пейн . 1994;10:3-9.
    20. Терк Д., Гэтчел Р. Психологические подходы к лечению боли. 2-е изд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press; 2002.
    21. Vlaeyen J, Linton S. Избегание страха и его последствия при хронической мышечно-скелетной боли: современное состояние. Боль . 2000;85:317-832.
    22. Маккракен Л. Контекстная когнитивно-поведенческая терапия хронической боли. Сиэтл: IASP Press; 2005.
    23. Лазарус Р., Фолкман С. Стресс, оценка и преодоление. Нью-Йорк: издательство Springer Publishing Company; 1984.

    Примечания: эта статья была первоначально опубликована 30 января 2020 г. и последний раз обновлялась 4 февраля 2020 г. 2015 март;28(1):9-30.

    дои: 10.1017/S0269889714000301.

    Джейсон Миллер 1

    принадлежность

    • 1 Калифорнийский университет в Лос-АнджелесеЭлектронная почта: [email protected].
    • PMID: 25832568
    • DOI: 10. 1017/S0269889714000301

    Джейсон Миллер. Научный контекст. 2015 март

    . 2015 март; 28(1):9-30.

    дои: 10.1017/S0269889714000301.

    Автор

    Джейсон Миллер 1

    принадлежность

    • 1 Калифорнийский университет в Лос-АнджелесеЭлектронная почта: [email protected].
    • PMID: 25832568
    • DOI: 10.1017/S0269889714000301

    Абстрактный

    Тематический апперцептивный тест (ТАТ) был проективным психологическим тестом, созданным гарвардским психологом Генри А. Мюрреем и его возлюбленной Кристиной Морган в 1930-х годах. Тест вошел в зарождающуюся разведывательную службу Соединенных Штатов (OSS) во время Второй мировой войны из-за его знаменитой репутации в раскрытии самых глубоких аспектов бессознательного человека. Впоследствии он распространился как научно-объективный исследовательский инструмент, способный не только копать бессознательные глубины, но и определять наилучшего кандидата на руководящую должность, психологические комплексы человеческой натуры, уникальные особенности культуры. Два предположения лежат в основе полезности теста. Одна из них — сила повествования. Тест влечет за собой преднамеренное оскорбление испытуемых, основанное на их неспособности интерпретировать собственное повествование. Форма теста требует, чтобы испытуемый не смог расшифровать закодированный, бессознательный смысл, который раскрывает его рассказ. Мюррей считал, что интерпретация рассказа субъекта и содержащиеся в нем проекции зависят исключительно от психолога. Этот взгляд на интерпретацию проистекает из, казалось бы, более разумного убеждения мыслителей-романтиков девятнадцатого века в том, что литературный текст служит заместителем глубочайшего «я» автора. ТАТ также предполагает, что за пределами сознания существует нечто, очень напоминающее психоаналитическое бессознательное, которое также имеет явные прецеденты в немецкой мысли девятнадцатого века. Взгляды Мюррея на литературную интерпретацию, его взгляды на психологию, а также продолжающееся преобладание ТАТ сигнализируют о концепции личности девятнадцатого века, которая настаивает на «отношениях глубины и поверхности, внутренней и внешней жизни» (Galison 2007, 277). Ясно, что герменевтическая практика психоанализа Фрейда, усиленная Юнгом, основывалась на литературных концепциях бессознательного, более широких, чем те, что были в психологии девятнадцатого века.

    Похожие статьи

    • Интервью о Фрейде и Юнге с Генри А. Мюрреем в 1965 году.

      Роазен П. Розен П. J Анальная психология. 2003 г., февраль; 48 (1): 1–2. J Анальная психология. 2003. PMID: 12664714 ​​

    • Происхождение и история ТАТ-изображений «Серии B» и «Серии C».

      Морган В.Г. Морган ВГ. J Pers Ass. 2003 г., октябрь; 81 (2): 133–48. doi: 10.1207/S15327752JPA8102_05. J Pers Ass. 2003. PMID: 12946920

    • Происхождение и история самых ранних изображений теста тематической апперцепции.

      Морган В.Г. Морган ВГ. J Pers Ass. 2002 декабрь; 79 (3): 422-45. doi: 10.1207/S15327752JPA7903_03. J Pers Ass. 2002. PMID: 12511014

    • [Последующие психологические эффекты].

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts