4 архетипа личности: что это, описание и характеристики
От малоприятной Тени до великой Матери — швейцарский психиатр Кал Юнг выделил несколько архетипов, которые играют большую роль в жизни людей. Давай поговорим о том, какие они бывают и насколько актуальны сегодня.
Кадр из фильма «Тор 2: Царство Тьмы»
Что такое архетип
Архетипы Юнга
Основные архетипы
Другие важные архетипы
Критика
Архетип — это структурный элемент коллективного бессознательного в аналитической психологии. Под ним подразумевают универсальные модели личности, которые человек имеет с рождения.
Впервые это понятие применительно к людям использовал швейцарский психиатр Карл Юнг, объявив их паттернами (образцами) поведения, которое мы наследуем от своих предков.
Кадр из фильма «Геракл»
Наставником Юнга был Зигмунд Фрейд. Поначалу они вместе работали над развитием психоанализа. Однако затем между двумя знаменитыми психиатрами случились разногласия, в результате которых Юнг приступил к разработке собственного подхода, ставшего в дальнейшем известным как аналитическая психология.
Так же, как и Фрейд, Юнг уделял большое внимание бессознательному (и выделил комплекс Электры у девочек), однако в отличие от своего старшего коллеги, он считал, что оно может быть не только личным, но и коллективным. По его мнению, наша психика состоит из трех элементов:
- Эго
- Личное бессознательное
- Коллективное бессознательное
В этой системе Эго является нашим сознательным разумом. Личному бессознательному отведена роль «хранилища» воспоминаний. А коллективное бессознательное, в свою очередь, представляет собой ту часть психики, в которой содержатся знания и опыт, «унаследованные» нами как представителями человеческой расы в целом и определенного этноса в частности.
Именно в этом коллективном бессознательном «обитают» архетипы. По мнению Юнга, они отвечают за то, как мы ведем себя, переживаем определенные ситуации, а также за все те формы реагирования, которые используем.
В своей книге «Психология бессознательного» психиатр написал:
«Это особенно верно в отношении религиозных идей, но центральные концепции науки, философии и этики не являются исключением из этого правила. В их нынешнем виде они представляют собой варианты архетипических идей, созданных путем сознательного применения и адаптации этих идей к реальности. Ибо это функция сознания — не только распознавать и усваивать внешний мир через врата чувств, но и переводить в видимую реальность мир внутри нас».
Карл Юнг был не согласен с гносеологическим тезисом tabula rasa (лат. «чистый лист»), исходя из которого все мы рождаемся без какого-то внутреннего содержания, и наши личности формируются исключительно на основе индивидуального опыта.
По мнению ученого, все как раз наоборот — на свет мы появляемся со своеобразным «наследством» от предыдущих поколений. Архетип, простыми словами, — это своеобразный психический аналог инстинкта или «изначальные образы» наших предков, которые, согласно Юнгу, живут в нас с самого рождения и дают представление о том, как быть человеком.
Кадр из фильма «Война Богов: Бессмертные»
Юнг выделил несколько основных архетипов, однако подчеркивал, что их число может быть бесконечно. Кроме того, они подобны своеобразным «сосудам», чье специфическое содержание определяют история, культура, а также личный контекст.
Таким образом, для каждого отдельного человека архетип будет несколько отличным. Рассмотрим несколько примеров.
1. Маска (персона)
Данный архетип — то, как мы «презентуем» себя миру. Ты, наверное, слышала про «социальные маски», которые мы «надеваем» в разных ситуациях. Человек может по-разному вести себя в определенных условиях и иметь массу «ролей». Подумай о тех, что есть у тебя — это может быть дочь, подруга, подчиненная или начальница, клиент, любовница.
Не пропустите
Тому, как «носить маски», ребенок учится с детства. Маска (персона) отвечает за то, чтобы мы не выбивались из установленных обществом правил, скрывая свое истинное «Я», со всеми теми импульсами и побуждениями, которые выбиваются из социальной нормы.
Есть у этого архетипа один серьезный минус: человек, который слишком тесно отождествляет себя с Маской, рискует «срастись» с ней, из-за чего рискует потерять за выбранной ролью свое «Я».
2. Тень
Также известная как Альтер-Эго, Тень воплощает все то темное и низменное в нас, что мы тщательно скрываем от окружающих. В него заложены наши сексуальные и животные инстинкты, а также пороки, слабости, недостатки.
В Тень уходит все то, что неприемлемо для общества, а также нашего собственного представления о морали и ценностях — например, алчность, гнев, зависть, агрессия или похоть. Стоит отметить, что «набор» элементов Тени может сильно отличаться в различных культурах и эпохах.
Юнг предположил, что она может появляться во сне и принимать ужасающие формы монстров, демонов или змей. Также он отмечал, что эту «темную сторону» имеет каждый из нас, а те, кто привык отрицать наличие в себе Тени, как правило, проецируют ее на других, обвиняя их в «порочности».
Не пропустите
Не пропустите
О чем говорят наши сны: 5 сновидений с тайным смыслом
3. Анима или Анимус
Этот интересный архетип описывает женские черты в мужской психике (Анима) и наоборот — мужские в женской (Анимус) и играет большую роль в гендерной идентичности. Проявлением Анимы в мужчине является наличие у него таких качеств, как впечатлительность, повышенная эмоциональность или даже нежность. Анимус в женщине — стремление к доминированию, властность и смелость.
В отличие от Маски, Анима/Анимус является нашим истинным Я, а не «игрой для других», представляя собой взаимосвязь коллективного и личного бессознательного. Так, общество может навязывать человеку определенные стереотипы поведения в соответствии с его половой принадлежностью (мальчики не плачут или девочки не дерутся), что приводит к внутреннему конфликту, если предложенная роль (мужественная или женственная) не совпадает с самоощущением Анима/Анимуса.
Когда люди подавляют своих внутренних Анимов/Анимусов, это может привести к проблемам в психическом развитии, а также спровоцировать одностороннее развитие личности.
4. Самость
Верховный архетип. Это объединенное бессознательное (коллективное и личное), а также сознание индивида. Самость рождается по мере развития человека, когда интегрируются различные аспекты личности.
По мнению Юнга, дисгармония между бессознательным и сознательным разумом может привести к психологическим проблемам, поэтому нам важно признавать в себе наличие разных сторон и учитывать конфликты, которые могут возникать между ними.
Кадр из фильма: «Властелин колец: Братство Кольца»
Как мы упомянули выше, Юнг подчеркивал, что число архетипов неизмеримо, они не являются статичными, обладая способностью объединяться друг с другом.
Помимо четырех основных, упомянутых выше, психиатр выделял другие значимые архетипы. Вот лишь несколько из них:- Отец: авторитет, действие, сила.
- Мать: забота, поддержка, любовь, утешение.
- Ребенок: невинность, новое начинание, спасение.
- Мудрый старик: опыт, знание, мудрость.
- Герой: победитель, защитник, спасатель.
- Дева: невинность, желание, чистота.
- Обманщик: ложь, смута, корысть.
У Юнга был ряд последователей, которые продолжили развивать его идеи. Одной из них стала Кэрол Пирсон — американская писательница, которая, взяв за основу работы швейцарского психиатра, а также психоаналитика Джеймса Хиллмана, мифолога Джозефа Кэмпбелла и других глубинных психологов, опубликовала в 1986 году книгу «Герой внутри: шесть архетипов, по которым мы живем», ставшую бестселлером.
Позже она выделила 12 архетипов личности, написала на эту тему еще несколько книг и совместно с Хью Марр создала индикатор архетипов (PMAI), помогающий определить архетип человека, чтобы помочь людям лучше понять свои мотивы.
Не пропустите
Не пропустите
Ведьма, амазонка, гейша: плюсы и минусы женских архетипов (бонус: практика по проработке одного из них)
Идеи Юнга с самого начала не были так популярны, как Фрейда, и его архетипы сегодня используются не столько в психологии, сколько в метафизике и литературе.
Проблема в том, что архетипы определяются крайне расплывчато и образуют бесчисленные разнообразия, из-за чего не поддаются обобщению. Кроме того, архетипы Юнга подверглись критике за то, что они чрезмерно стереотипны, редукционистичны (упрощены) и предвзяты.
Автор
Мария Минаева
Редактор рубрик «Психология» и «Отношения».
Какое впечатление произвела на вас эта статья?
Рекомендуем
Как справиться с симптомами климакса и забыть про стресс
Нервный срыв: симптомы и последствия для женщин
Саморазвитие: с чего начать меняться к лучшему
Если муж выпивает: как с этим жить и можно ли побороть
Как правильно попросить прощения: советы от психолога
Тест на эмоциональное выгорание: проверь, не пора ли притормозить
Успеешь все: чем хороша методика работы «4 дня в неделю по 3 часа»
«Не хочу никакого праздника»: как создать новогоднее настроение из ничего
Как слезть с кредитной иглы и начать жить в плюс: советы от финансового коучаРеклама на lisa. ru
Архетипы личности. Их гардероб — Индивидуальный Пошив Одежды на Заказ (Киев)
Одежда через призму архетипов личности
В этой статье мы коротко познакомим вас с архетипами личности и как они могут отображаться в гардеробе, в стиле человека. Мы сделали короткую подборку фотографий весенне-летних коллекций именитых дизайнеров, которые наилучшим образом показывают настроение каждого из архетипов.
Для начала разберемся со значением слова «архетип». Психологи определяют его так:
«Архетип (от греч. arche начало + typos образ) — понятие, введенное К.Г. Юнгом для обозначения изначальных первобытных образов, универсальных символов или мотивов, которые существуют в коллективном бессознательном и проявляются в сновидениях каждого из нас. Они повторяются в сюжетах мифов и сказок разных народов, поскольку «складировались» в коллективное бессознательное с первых дней человечества. Дракон, герой, мудрец, мать, сокровища – примеры архетипических образов».
Исследователи М. Марк и К. Пирсон доработали теорию архетипов К.Г. Юнга и всего выделили 12 типов: Герой, Бунтарь, Маг, Славный Малый, Любовник, Шут, Простодушный, Искатель, Мудрец, Опекун, Творец, Правитель.
Архетип «Правитель»Как правило, правитель может визуализироваться в двух направлениях:
— «драма», которая указывает на его обособленность, принадлежность к высшей касте, некая царственность.
— «классика», которая показывает его структурированность, четкость, конкретику.
Гардероб приверженца «драмы» будет выделяться через роскошь. Как правило, ему присущи тяжелые ткани, палитра драгоценных камней и крупные, роскошные аксессуары. Гардероб «правителя» в классике — более лаконичен и сдержан. Это два «полюса», между которыми стилист, работая с клиентом, может варьировать в зависимости от того, какая черта больше выражена в человеке и его пожеланий касательно гардероба.
Наиболее ярко архетип «правителя» выражен в последней коллекции Dolce&Gabbana, а также в брендах Georgio Armani PRIVE , Valentino и Balmain.
Архетип «Заботливый»Название этого архетипа говорит самом за себя. Его основная задача — заботиться, не привлекать к себе внимание, быть «в тени» и особо не выделяться. Цветовые решения будут неяркими, приглушенными. Свойственна смесь классики и натурального стиля.
Бренды: PRINGLE of Scotland и lemlem
Архетип «Искатель» (путешественник)
Это простодушный «ребенок» . Скорее всего он будет выбирать максимально простые силуэты и принты. А если он выбирает что-то сложное — обязательно в нем будет намек на естественность и простоту. Бренды: Ralph Lauren, HERMES, KENZO.
Архетип «Славный малый/Дружище»
Представители этого архетипа хотят быть частью «системы». Для них это самое главное. Быть в социуме, в компании, принимать активное участие в процессах. Им присуще простые образы и откровенный минимализм. Бренды: Paul&Joe , YEEZY.
Архетип «Эстет/Любовник»Для «любовника», «эстета» свойственны облегающие струящиеся силуэты и отсутствие жестких форм. Подчеркнутая линия талии, красивое декольте, всевозможные вырезы и разрезы, ремни и кружева — все это отличительные черты гардероба «любовника» и «эстета». В нем очень развито чувство прекрасного, эстетический вкус, поэтому он любит играть цветами. Цветовые решения для гардероба могут быть самыми разными: от постельных тонов до ярких, в зависимости от цветотипа человека и его темперамента. Бренды: Francesco Scognamiglio, ELIE SAAB, Alexandre Vauthier.
Архетип «Творец»Представители этого архетипа ищут необычные сочетания, интересные цветовые решения, необычный крой. Любят миксовать то, что обычно сложно соединить. Но в отличии от архетипа «шута», который будет смешивать все подряд только ради того, чтобы создать яркий образ, у «творца» очень развито чувство вкуса и стиля. Его одежда будет яркой, но очень эстетичной. В основном все любители street-style — это «творцы», которые любят соединять, например, кружевное платье и кеды, свитшот и кружевная юбка со шпильками и т. д. Бренды: ERDEM, MARY KATRANTZOU, HOUSE OF HOLLAND.
Архетип «Шут»Если говорить языком брендов, то яркими представителями этого архетипа являются MARQUES’ALMEIDA, ASHISH, VIKTOR & ROLF и Comme des Garcons. Они много креативят, а иногда работают с совершенно необыкновенным кроем, например, добавляя в изделие 6 рукавов. Их отношение к моде может показаться легкомысленным, как будто они развлекаются. Основная задача этого архетипа — обратить на себя как можно больше внимания.
Архетип «Мыслитель»
«Мыслитель» погружён в себя. Для него важно, чтобы ничего не отвлекало от размышлений. «Мыслитель» думает о высоком, прекрасном, ищет смысл жизни. В гардеробе представители этого архетипа отдают предпочтение простой одежде, которая удобная и не сковывает движений. В то же время, это может быть необычный сложный, архитектурный крой, но в целом одежда все равно будет очень простой. Минимум украшений и аксессуаров, а если «Мыслитель» выбирает их — они обязательно будут концептуальными, минималистичными, со строгой «геометрией». Ярким представителем этого направления является Yohji Yamamoto, а также Chalayan, THE ROW.
Архетип «Маг/Волшебник» Как правило, этот архетип может визуализироваться в двух направлениях:
— «темный маг», которому свойственны темные цвета, всевозможные накидки, бархатные струящиеся платья.
— «белый маг» — постельные цвета, особенно металлические и серебряные тона, шелк и атлас, цветочные, космические и сказочные принты, летящий крой.
Бренды, в которых отслеживается эти направления: ROCHAS, Aganovich.
Архетип «Воин/Герой»Выражается в воинственных образах, которым характерны элементы кожи, корсеты, ремни, всевозможные плетения, которые напоминают кольчугу, металлические элементы, накидки, похожие на плащ. Часто это жесткие формы с подчеркнутой линией талии и плеч. Бренды: Balmain и Jean Paul Gaultier, David Koma, Gareth Pugh.
БУНТАРЬАрхетип «Бунтарь»
Образ «бунтаря» — это всегда отказ от стереотипов, особенно в одежде. Этому образу характерна многослойность, мешковатые брюки, свободные рубашки, ботинки на шнуровках и тп. Цветовые решения будут неяркими, с сероватым подтоном, грязноватыми мотивами, но в тоже время могут встречаться единичные яркие элементы в образе. Бренды: Diesel, Maison Margiela, BEVZA
Архетип «Простодушный/Дитя»Представители этого архетипа будут выбирать простые фасоны, отдавать предпочтение натуральному и романтическому стилю в одежде. Их визитная карточка — это пастельные цвета, рюши, воланы, кружево, элементы из стиля Рококо. И в тоже время, этот архетип может выражаться через простые силуэты, многослойность, мелкую клетку, этно, цветочные принты, а также вышивку и все, что связано с ручной работой. Бренды: GIANBATISTA, GIAMBA
_______________________________________________________________________
Когда мы начинаем работать над стилем человека, ищем одежду для клиента, прежде всего мы «считываем» его индивидуальность (архетипы). С помощью стилистических решений, мы помогаем раскрыть новые, красивые, уникальные качества человека, подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки. А также, что очень важно, помочь ему «обмануть свою природу», если в этом есть необходимость, конечно же. Например, деловой женщине помочь стать мягче и женственнее или же наоборот, добавить в образ строгости для того, чтобы произвести нужное впечатления на окружающих, а мужчине помочь выглядеть стройнее или солиднее. Примеров много и все они индивидуальны. Персональный стилист — это как личный консультант, тренер, врач, друг, который может помочь вам усовершенствовать свой стиль и имидж так, чтобы вы не только выглядели стильно, а еще и нравились себе, чувствовали себя комфортно и уверенно в любой обстановке!
PURITY — это команда профессиональных стилистов, закройщиков и портных, которые справиться с любой задачей на тему «что надеть?» Мы всегда рады вам помочь!
тел. +38066 00 44 066
Путеводитель: 12 юнгианских архетипов, популяризированных «Героем и преступником»
Карл Юнг опубликовал свои архетипы, которые охватывают ключевые человеческие роли и мотивы в его работах Психея (1954).
Его детализированные и абстрактные идеи до сих пор широко используются в кинопроявке, рассказывании историй и рекламе.
Юнг утверждал, что архетипы существуют в «психической системе коллективного, универсального и безличного характера». Он предположил, что «групповой опыт имеет место на более низком уровне сознания, чем индивидуальный опыт», как предполагает психология толпы.
12 архетипов были популяризированы Марком и Пирсоном в популярной книге по психологии бренда «Герой и преступник » (2002). Пара преобразовала оригинальные термины Юнга в более современный жаргон. Например, Child был переименован в Innocent .
Говорят, что у каждого человека есть сложная смесь нескольких из 12 юнгианских архетипов, которые могут постепенно развиваться и меняться с течением времени в зависимости от наших жизненных обстоятельств и личного роста. Эти архетипы дают общее объяснение нашим различным методам чувств и рассуждений.
Существует значительное количество совпадений печально известных архетипов Юнга с другими теориями личности , такими как четыре юмора, темпераментов , астрологическими элементами, вариантами инстинктов и Эннеаграммой — мистическая взаимосвязь.
У каждого архетипа есть главная цель, фатальный недостаток и основное пристрастие. Эти качества проявляются у всех немного по-разному, однако их отличительные черты по-прежнему легко определить в поведении.
Прежде чем мы перейдем к архетипам, необходимо определить четыре основных направления (т. е. основной жизненный девиз / вдохновение), а именно: Приказ → Поддержание порядка в социальной среде
The 12 Jungian archetypes popularized by Mark and Pearson are as follows:
- Caregiver ( Order )
- Creator ( Order )
- Explorer ( Freedom )
- Hero ( Ego )
- Невинный ( Freedom )
- Jester ( Social )
- Любовник ( Social ) 0047
- Magician ( Ego )
- Member ( Social )
- Outlaw ( Ego )
- Ruler ( Order )
- Sage ( Freedom )
Опекун
Опекун считает альтруизм и самопожертвование вершинами поддержания социальной структуры. Они бескорыстны и щедры в своих действиях и хотят, чтобы их близкие были удовлетворены и счастливы своей неугасимой заботой и преданностью.
Основная цель: Помогать другим, жертвовать бесплатно и получать признание за их заботу и преданность Фатальный недостаток: Склонность «спасать» людей, которые наносят ущерб их психическому здоровью Зависимость: Созависимость в романтических и платонических отношениях |
Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 2, Эннеаграмма 9, инстинктивный вариант СО, Флегматик
Творец
В любой момент времени у Творца в работе находится множество проектов. Будь то снятие стресса или пробуждение чувства смысла, работа — это их жизненная сила. Творец стремится полностью принять и направить свое подлинное «я» во внешний мир.
Основная цель: Создавать и выражать свои мысли и чувства с помощью различных средств Фатальный недостаток: Обилие незавершенных дел и склонность к прокрастинации Зависимость: Переутомление, навязчивость и склонность к бедности другие системы типологии личности: Эннеаграмма 4, инстинктивный вариант SX ИсследовательИсследователь ищет спасения, чтобы сосредоточиться на следующем приключении. Несмотря на то, что Исследователь эгоистичен по своей природе, он приобретает знания и понимание из своего личного опыта и твердой автономии. Их определение успеха можно определить так: « Я сделал это сам.
Сходство с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 7, Эннеаграмма 4 ГеройГерой стремится бороться за справедливость и большее благо, как бы «добро» ни определялось в их умах. Во время своих завоеваний и путешествий они столкнутся со многими препятствиями, которые проверят их истинный характер. Герой целеустремлен и может развить в себе комплекс спасителя.
Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 1, Эннеаграмма 3, вариант SO инстинктивный вариант НевинныйШироко раскрытые и чрезмерно доверчивые, Невинные купаются в забвении потенциальных угроз жизни в их воображаемой утопии . Они склонны к прожорливому поведению, чтобы еще больше отвлечься от опасностей мира.
системы типологии личности: SP инстинктивный вариант ШутШут, по сути, безрассудный, откровенный гедонист, который устраивает глупые шалости просто ради удовольствия. Момент важнее всего — прошлое и будущее — это мете иллюзии, которые разъедают радость. Даже в самых ужасных ситуациях Шут всегда найдет способ пошутить.
Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 7, SO/SX инстинктивные варианты, Сангвиник ЛюбовникЧто за жизнь без страсти и романтики? Любовник стремится разжечь и подпитать пламя похоти, чтобы получить эмоциональный кайф за кайфом. Несмотря на то, что изначально они энергичны, их борьба с истинной близостью может в конечном итоге привести их к недолгим интрижкам.
|