Ассертивность в психологии это: Ассертивность это

Содержание

Ассертивность в психологии: что это простыми словами

Приветствую Вас, друзья!

Манера общения с окружающими у разных людей отличается довольно сильно. Кто-то ведёт себя грубо и бесцеремонно, кто-то постоянно жалуется, кто-то старается быть услужливым. Но наибольшую симпатию у окружающих обычно вызывает ассертивное поведение – подход к общению, который можно кратно охарактеризовать словами «никто никому ничего не должен». Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой данный тип поведения, а также рассмотрим его основные принципы и правила.

Что такое ассертивность?

Ассертивность – это особый стиль поведения, мышления и восприятия окружающего мира, при котором человек не подчиняется манипуляциям и сам не стремится манипулировать окружающими. Про такого человека можно уверенно сказать, что у него выработалось зрелое и ответственное отношение к жизни, позволяющее ему быть самостоятельным, отстаивать свои права и уважать чужие.

Термин «ассертивность» пришёл в русский язык из английского. Он образован от слова assertiveness (напористость, способность отстаивать что-либо), которое в свою очередь имеет латинское происхождение и образовано от слова asserere (утверждать).

Ассертивность подразумевает наличие у человека трёх качеств – открытости, честности, и прямоты. Это значит, что он всегда прямо говорит то, что думает, не приукрашивая факты и не пытаясь подобрать слова, которые больше понравятся собеседнику. Любые попытки манипулировать окружающими для человека с ассертивным мышлением противоестественны. Он не боится расстроить собеседника правдой, но это не мешает ему быть позитивным и делиться своим позитивом с окружающими.

Ассертивность с точки зрения психологии

Вы наверняка замечали, что большинство людей в общении часто применяют один из двух способов манипулирования окружающими:

  • Агрессия. Если человек физически сильнее или имеет рычаги влияния, он старается получить из этого определенные выгоды. В общении с людьми, на которых он способен влиять, такой человек руководствуется принципом «Я сильнее, поэтому ты мне должен».
  • Поведение жертвы. Слабые люди часто манипулируют окружающими, изображая из себя жертву. В общении они придерживаются принципа «Я страдаю, поэтому ты должен бросить всё и помогать мне».

Ассертивный человек выше всего ценить самостоятельность – как свою, так и чужую. Он руководствуется принципом «Никто никому ничего не должен. Мы делаем что-то друг для друга, потому что это наш выбор».

Принципы ассертивного поведения

Очень хорошее и точное объяснение того, что такое ассертивность, можно найти в книге Гейла Линденфилда «Теория и практика ассертивности». Если вы хотите развить у себя ассертивное мышление и научиться вести себя соответствующим образом, запомните или запишите самые важные из сформулированных им принципов:

  • Самоуважение и уважение окружающих. В любых ситуациях следует вести себя уважительно по отношению к другим людям, независимо от их поступков, поведения и высказываний. При этом и самому нужно сохранять достоинство, демонстрировать самоуважение и не поступаться своими правами.
  • Принятие ответственности. Важнейший принцип ассертивности – способность принимать ответственность за свои поступки и ошибки. Попытки переложить вину на окружающих или обстоятельства – распространенная реакция, которая всегда вызывает отторжение.
  • Умение слушать собеседника.
    Ведение диалога – это искусство, которым нужно овладеть. Большинство людей в разговоре больше озабочены тем, чтобы выговориться. Поэтому они не сильно слушают собеседника, пока тот говорит, а больше думают о том, что сказать ему, чтобы убедить в своей правоте.
  • Умение доносить свои мысли. Умение правильно говорить не менее важно, чем умение слушать. Каждую фразу необходимо оценивать на предмет того, насколько точно и однозначно она описывает вашу точку зрения. Только так можно добиться взаимопонимания с собеседником и быть уверенным, что ему ясна ваша позиция.
  • Уверенность в себе. Адекватная самооценкаи уверенность в себе – ключевые признаки ассертивной личности. Очень важно при этом не переоценивать себя и уровень собственной компетентности, отстаивая свою правоту.
  • Позитивный настрой.
    Общение должно быть максимально спокойным, позитивным и конструктивным. Ассертивный человек умеет «сглаживать углы» в общении. Он не стремится показать своё превосходство, если собеседник оказался неправ, и не позволяет унижать собственное достоинство в случае своей неправоты.

10 правил ассертивного мышления

Подробно разобравшись в том, что такое ассертивность, можно заключить, что это полезное качество, которое необходимо развивать в себе. Лучше методикой для её развития считается подход, разработанный американским психотерапевтом Мануэлем Смитом. Его суть заключается в том, чтобы запомнить и соблюдать 10 ключевых правил ассертивного мышления.

  1. Я имею право сам решать, как мне вести себя

Очень часто люди боятся выглядеть слишком наглыми или бесцеремонными, поэтому сильно ограничивают своё поведение. Боясь, что кто-то осудит их, они не делают того, чего им хотелось бы, даже если речь идёт о вполне безобидных действиях. Ассертивное поведение подразумевает, что человек руководствуется исключительно собственными понятиями о нравственности, даже если они в чем-то противоречат общепринятым нормам морали.

  1. Я имею право не объяснять свои поступки

Многие люди боятся, что окружающие неправильно поймут их. Поэтому они всегда стараются объяснить свои мотивы и извиняются гораздо чаще, чем это требуется. Ассертивная личность предпочитает не тратить своё и чужое время на лишние объяснения и извинения.

  1. Я имею право сам решать, насколько меня заботят чужие проблемы

Мы всегда стараемся помогать другим людям, однако чрезмерная жертвенность при этом совершенно не нужна. Поэтому каждый раз, когда возникает желание помочь кому-то, нужно напоминать себе, что чужие проблемы не важнее ваших собственных. Это не значит, что нужно бросать товарища в беде.

Это значит, что не нужно жертвовать своими интересами ради чужих.

  1. Я имею право менять точку зрения

Стремясь выглядеть принципиальными, многие люди стараются не менять свою точку зрения, даже когда она явно теряет актуальность. Ассертивная личность оставляет за собой право менять свои взгляды, получая новую информацию. В ошибочных суждениях нет ничего страшного. Плохо, когда человек держится за привычные заблуждения, не желая признавать свою неправоту.

  1. Я имею право совершать ошибки и отвечать за них

Большинству людей свойственно ощущать вину за каждую совершенную ошибку, теряя время на бессмысленную руминацию и укоряя себя за свою неидеальность. Ассертивность – это способность принимать свои ошибки, позволяя себе быть несовершенным. Люди, которым она свойственна, не пытаются утаивать собственные промахи и неверные решения, а с готовностью принимают их последствия.

  1. Я имею право чего-то не знать и не должен стесняться этого

Практически каждый человек может вспомнить ситуацию, когда он не знал ответа на вопрос, но не был готов признать это. Наш перфекционизм заставляет нас думать, что произнеся фразу «Я не знаю», мы признаём свою глупость или некомпетентность. Поэтому мы начинаем выкручиваться, на ходу придумывая ответ, за который потом может быть стыдно. Ассертивный же человек понимает, что нет ничего постыдного в том, чтобы чего-то не знать. Он просто говорит, что не готов в данный момент ответить, но позже подумает над этим.

  1. Я имею право не беспокоиться о доброжелательности окружающих по отношению ко мне

Многие люди постоянно думают над тем, как им заслужить доверительное и доброжелательное отношение со стороны окружающих. Но такой подход обычно вызывает противоположный результат. Ассертивные личности не думают об этом и предпочитают заботиться о своих интересах, сохраняя хорошие отношения с окружающими. Интересно, что люди, не стремящиеся заслужить доброжелательность, обычно и так получают более доброжелательное отношение.

  1. Я имею право на нелогичные решения

Иногда мы действуем, подчиняясь не логике, а интуиции. После этого мы пытаемся придумать логическое объяснение этому поступку для себя и окружающих. Но делать это совсем не обязательно. Каждый человек имеет право поступить так, как ему хочется, и совсем не обязан объяснять логику и причины этого поступка.

  1. Я имею право сказать собеседнику, что не понимаю его

Одна из самых частых ошибок в общении – страх переспросить или уточнить какие-то детали, если что-то непонятно. Обычно человек стесняется переспросить и старается додумать детали самостоятельно, в результате чего ещё сильнее теряет нить разговора. Но задать уточняющий вопрос – это так просто. Поэтому никогда не стесняйтесь переспрашивать и уточнять. Это не поставит вас в неловкую ситуацию, а лишь улучшит взаимопонимание с собеседником.

  1. Я имею право сказать, что мне не интересна тема разговора

Многие люди считают, что при встрече должны рассказать нам все скучные истории из своей жизни, проинформировать о болезнях, пожаловаться на соседей и обсудить с нами последние политические события. Мы же, чтобы не расстроить собеседника, терпеливо выслушиваем всё это. Но нет ничего плохого в том, чтобы прямо сказать, что нам не интересна тема разговора. И не нужно бояться выглядеть грубым – вы не обязаны разделять интересы собеседника.

Заключение

Ассертивность – это черта зрелых, самодостаточных, уверенных в себе людей, относящихся с уважением и к себе, и к окружающим. Ассертивное поведение можно назвать золотой серединой, поскольку такие личности не пытаются самоутвердиться за чужой счёт и сами не ведут себя противоестественно в попытках угодить кому-либо. Поэтому ассертивность считается полезной чертой, и любой человек, стремящийся к успеху в делах и личной жизни, должен развивать её в себе. А сделать это помогут 10 правил Мануэля Смита, которые мы рассмотрели выше.

Ассертивность: понятие и важность

Что это такое? Ассертивность – это навыки, позволяющие отстаивать свою позицию и убеждения, не скатываясь в крайности: агрессию и подавление, с одной стороны, и пассивность и ведомость – с другой.

Как развить? Исследователи говорят, что ассертивность развивается с раннего возраста, поэтому многое в этом вопросе зависит и от родителей. Однако ДОУ и педагоги начальных классов тоже могут способствовать формированию этого навыка у детей.

Оглавление:

  1. Понятие ассертивности
  2. Факторы, влияющие на развитие ассертивности
  3. Структура ассертивности
  4. Правила развития ассертивного поведения в ДОУ
  5. 4 совета для учителей по развитию ассертивности у школьников

Понятие ассертивности

Ассертивность является важным качеством любой зрелой личности, а ее активное формирование происходит уже у подростков или в более раннем возрасте. При отсутствии данной характеристики ребенку труднее внутренне раскрыться и пройти социализацию среди ровесников и в обществе.

Термин «ассертивность» пришел из английского и образован от глагола assert, то есть «утверждать, настаивать на своем». Данным понятием обозначают способность человека действовать самостоятельно с учетом социальной ситуации, не забывая о самоуважении и позитивной самооценке. Кроме того, это возможность утверждения собственной позиции, предполагающей соблюдение личных границ и интересов других людей.

В 1960-х гг. американский психолог Э. Солтер проводил исследования и тесты на ассертивность, благодаря которым выяснил, что при конструктивном межличностном взаимодействии ассертивное поведение обеспечивает индивиду свободную самореализацию, независимость.

Данные качества противопоставлены манипуляции, деструктивному агрессивному воздействию на окружающих. Поведение может считаться ассертивным, если оно прямое, открытое, при этом личность не стремится навредить другим.

Выработка навыков ассертивного поведения является важным этапом развития в подростковом возрасте. Благодаря этому человек может соответствовать требованиям социума, начиная самостоятельную обособленную жизнь.

Большинство подростков хочет быть максимально социально активными, смелыми, понимать собственные возможности, им важно заявить о себе, отстаивать свою позицию. Однако с этими задачами справляются не все молодые люди. Дело в том, что без развитой ассертивности у них возникают трудности, когда нужно выбрать допустимый уровень настойчивости и активности.

Навыки ассертивного поведения можно назвать компонентом первичной профилактики девиаций, они являются противоположностью манипуляции и деструктивных форм влияния.

Поведенческие отклонения носят сложный характер, поэтому, чтобы не допустить их появления, необходимо как можно более подробно оценить вызывающие их факторы и причины. Не менее важно представлять себе условия, благодаря которым удается избежать проявления отклонений в поведении личности, достигшей подросткового возраста.

Факторы, влияющие на развитие ассертивности

Формированию ассертивности в поведении посвящен ряд современных исследований – все авторы указывают на системность данного сложного явления.

В соответствии с позицией социолога и психолога В. П. Шейнова появление ассертивности происходит благодаря таким группам факторов, как:

  • Ситуативные. Поведение ребенка зависит от ситуации. В обществе, в котором ему привычно находиться, безопасно, поэтому в его действиях будут четко проявляться признаки ассертивности. Но в новой для него среде он может начать придерживаться совершенной иной модели поведения.
  • Культурно-этнические. Ценности и нормы поведения могут значительно отличаться в зависимости от культуры. Это нужно учитывать, так как в основе ассертивности лежит ценность прав личности.
  • Семейные. Если царит комфортная атмосфера, человека поддерживают, признают его достижения, отсутствуют невротические заболевания, члены семьи оказываются более ассертивными. Поведение одиноких людей или живущих в неблагополучных семьях чаще бывает противоположным.

Психолог Ю. В. Шильцова рассматривает ассертивность дошкольников. В своей работе она представляет данное явление как сочетание таких ключевых составляющих, как:

  • Поведенческая. Происходит закрепление новых поведенческих умений, которые формируются под действием меняющихся условий. Данный процесс находит отражение в настойчивости, активности, целеустремленности, способности брать на себя ответственность, готовности идти на риск.
  • Аффективная. Речь идет о выражении эмоций, мыслей, использовании агрессии для достижения целей. Также благодаря ассертивности личность решает сложные жизненные задачи, доверяет себе и людям, принимает окружающих.
  • Когнитивно-смысловая. Предполагается сформированная ассертивная позиция, гибкость мышления, трезвая оценка своих поступков, характеристик и всей ситуации.

В психологии считается, что ассертивность формируется в человеке вместе с появлением социально значимых навыков. К ним относятся способность к коммуникации, саморегуляция, социальная поддержка, внутренний локус контроля, пр. Согласно теории Л. С. Выготского, чтобы личность могла успешно сформировать в себе данные навыки, они должны быть в зоне ближайшего развития.

Получается, что интересующее нас качество появляется у ребенка во время его взаимодействия с окружением. Чтобы у младших школьников формировалась модель ассертивного поведения, требуется обеспечить определенные условия. Для этого используется модель пошагового развития знаний, умений и навыков, имеющих особое значение с социальной точки зрения и находящихся в зоне ближайшего развития. Компетентный взрослый помогает ребенку, позволяет отработать навыки на практике во время формирующего занятия.

Структура ассертивности

Ассертивность состоит из таких компонентов, как:

  • Когнитивный. Предполагает адекватную оценку ситуации, гибкость мышления при решении проблем. На наполняемость данного компонента указывает уровень самооценки.
  • Аффективный. Это эмпатичное принятие себя и других, уверенность, способность доверять людям, выстраивая с ними отношения. Здесь учитывается вера подростка в себе, низкая степень тревожности.
  • Поведенческий. Речь идет об ответственности, настойчивости, способности идти на риск. Основными показателями для оценки уровня ассертивности являются отсутствие ярко выраженной агрессии, активность, настойчивость в ситуациях, когда требуется добиться желаемого результата.

Для формирования ассертивности важно оптимизировать воздействие на такие ключевые понятия, как:

  • Когнитивная составляющая. Ассертивная позиция появляется как результат анализа ситуаций, осмысления окружающего мира.
  • Эмоциональная составляющая. Предполагает способность выражать чувства, мысли, направлять негативные эмоции в конструктивное русло. Так личность развивается и учится выходить из сложных ситуаций.
  • Поведенческая составляющая. Предполагает закрепление форм поведения, конкретных поведенческих умений, навыков, сформированных в изменившейся среде.

Благодаря ассертивности человек получает возможность применять личностные ресурсы в непростых ситуациях.

Правила развития ассертивного поведения в ДОУ

Обучение ассертивности позволяет развить у ребенка умение сопротивляться давлению со стороны окружающих, отказываться от выполнения требований, которые кажутся неправильными, опасными.

Чтобы сформировать у ребят дошкольного возраста ассертивное поведение, необходимо придерживаться следующих правил:

    • Важно учить их общаться друг с другом напрямую, а не через педагога. Зависимость от старшего во время решения проблем не позволяет сформировать самоуважение.
    • Дети должны уметь просить вежливо, так как, услышав любезные слова либо получив реальный выбор, ровесники с большей охотой выполняют просьбу. Необходимо научить ребенка корректно отказывать и уважать право других на аналогичный поступок.
    • Рекомендуется прибегать к демонстрированию, проигрыванию ситуаций по ролям, в том числе при помощи кукол, игрушек, чтобы привить ассертивность.
    • Любая возможность развить в ребенке необходимые навыки должна использоваться, так как мотивация детей гораздо выше в естественных, а не придуманных ситуациях.
    • Ребенок должен привыкнуть к мысли о непререкаемости авторитета взрослого. При этом он может отстаивать свои права в общении со старшими.
    • Важно научить детсадовца пользоваться навыками ассертивности, чтобы он не стал агрессивным либо, наоборот, жертвой чужого лидерства, дискриминации.
  • Откажитесь от конфронтации в любых ее проявлениях, если она связана с физической опасностью. В данном случае основным условием является безопасность детей.
  • Ребенок должен уметь игнорировать провокационное поведение сверстников, чтобы контролировать свои эмоциональные реакции.
  • Научите применять ассертивные навыки на пути к целям – так вы избавите малыша от агрессии, социальной изоляции.
  • Дети разного пола должны одинаково обучаться ассертивности.

4 совета для учителей по развитию ассертивности у школьников

Формируя у школьников ассертивность, необходимо помнить про следующие правила:

Важно мягко реагировать на ошибки

Когда педагог унижает учеников, видя их ошибки, он лишает их уверенности в себе. Ребята должны знать: совершать ошибки нормально, в них нет ничего постыдного, ведь они естественны для процесса обучения. Для этого соответствующим образом реагируйте на грубые оплошности, допущенные в классе.

Если вы сами совершили промах, просто признайте этот факт, устраните проблему и продолжайте урок. Рассказывайте детям, как вы ошибались раньше, чему научились благодаря этому. Дайте им понять, что взрослые не идеальны.

Не позволяйте ребятам хихикать, в голос смеяться над недочетами одноклассников. Если подобное произошло, обсудите этот момент с учеником после урока – важно, чтобы он понял, что такое поведение является неприемлемым.

Необходимо хвалить, поощрять

Если у ребят что-то хорошо получается, а вы замечаете этот факт, дайте им об этом знать, чтобы развить у них ассертивность. Откажитесь от стандартных формулировок вроде «отличная работа» – куда важнее озвучить одобрение конкретных действий. Например, можете сказать:

  • «В этом предложении отлично подобраны слова!»
  • «Главный герой очень ярко описан!»
  • «Рисунок уникален, особенно мне нравится контраст цветов!»
  • «Очень интересный абзац вступления!»
  • «Здесь использовано действительно мощное олицетворение!»
  • «Я оценил, насколько ты был добр по отношению к Маше сегодня».

Чтобы поставить высокую отметку, выбирайте, например, зеленые чернила, а не только традиционные красные. Дело в том, что красные кажутся связанными с наказанием. Давайте письменный отзыв на работы учеников, начинайте его с перечисления позитивных моментов и только потом переходите к рекомендациям.

Стоит бросить вызов ученикам

Получая сложное задание, при выполнении которого нужно интеллектуально напрячься, мыслить глубже, нестандартно, ученики понимают, что вы верите в их силы. А значит, такой ход помогает развивать ассертивность, повышает уверенность ребят в себе.

Чаще всего они оправдывают ожидания педагога. И наоборот: результата не будет, когда учитель думает, что его подопечные не способны многому научиться.

Невербальный язык иногда более понятен, чем то, что озвучивается на словах. Ребятам не нужно много времени, чтобы оценить взгляды и убеждения наставника. Если вы не верите, будто они справятся с задачами более высокого уровня, и не даете им подобных заданий, ученики все поймут без слов.

Можно бросить своеобразный вызов ребятам, расширяя их словарный запас. Так они смогут воспринимать больший объем информации за урок. Для этого перед новым текстом всегда отрабатывайте лексику. В этом случае чтение будет более приятным, а у учеников возрастет уверенность в своих навыках.

Требуется постоянно учиться

Учителям и воспитателям будет полезен дистанционный образовательный вебинар «Ассертивное воспитание как элемент формирования функциональной грамотности школьников». По итогам просмотра можно получить сертификат участника международного образца. Документ свидетельствует об участии в занятиях, содержит в себе Ф. И. О. педагога, тему и продолжительность обучения.

Итак, агрессивностью называют комплекс навыков, благодаря которым личность становится независимой от чужих оценок и способной выражать свою позицию, несогласие. Также человек начинает отвечать за собственные действия и свою жизнь. Обучать ассертивности надо с детского сада и продолжать этот процесс в школе.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Рейтинг: 5

( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Напористость | Консультационные и психологические услуги

Что значит быть настойчивым?

Быть напористым означает быть честным в своих чувствах, мнениях и даже своих правах. Это не означает быть агрессивным, когда кто-то другой может чувствовать угрозу или неуважение. Агрессивность может привести к тому, что вы почувствуете себя хулиганом и потеряете важные отношения. Быть настойчивым также не означает быть пассивным, в котором вы слишком напуганы, чтобы сказать, что вы действительно чувствуете или во что верите. Оставаться пассивным в ситуациях, которые много для вас значат, может привести к тому, что вами будут манипулировать, использовать или не уважать.

Быть настойчивым так же важно, когда ваши чувства позитивны, как и когда они негативны. Например, вежливый, но твердый отказ на просьбы о вашем времени или имуществе, когда вы не можете предложить их без обиды или раздражения, на самом деле является одолжением для друга, который просит. Это позволяет избежать скрытых планов между вами, которые впоследствии могут повредить отношениям, и избавляет вас от негативных чувств обиды. Когда люди верят, что вы говорите «нет», когда нужно, они также будут верить, что ваше «да» искренне и не несет никаких скрытых обязательств. Кроме того, когда кто-то предлагает вам помощь или даже делает комплимент, искренние слова «да» или «спасибо» позволяют вам ощутить некоторое положительное отношение к вам со стороны других людей и построить собственную базу здорового самоуважения и уравновешенного «я». -Забота. Открытое получение даров помощи или уважения других иногда является более трудным актом самоутверждения, чем прямое и твердое противостояние ситуации, в которой ваши права могут быть нарушены.

 

Чтобы быть настойчивым, необходимо изучить убеждения, которые мешают вам быть честным и прямым в затрагивающих вас ситуациях. Это может быть убеждение, что вы кому-то не понравитесь, если вы не согласитесь или бросите вызов ситуации. Или это может быть вера в то, что вы будете несчастны, если не будете всем нравиться. Это может быть страх, что кто-то, кто имеет над вами власть, воспользуется ею в мстительных или несправедливых целях, если этот человек рассердится. Конечно, вы должны взвесить реалистичные последствия слишком резкого вызова ситуации. Но ваша позиция честно, прямо и уважительно, вероятно, уменьшит вероятность того, что вами манипулируют или с вами несправедливо обращаются. Помните, что вы не можете брать на себя ответственность за поведение или реакцию другого человека, но вы можете научиться уважать себя достаточно, чтобы ясно говорить о своем собственном опыте или точке зрения. Возможно, вы даже боитесь, что потеряете контроль и либо станете агрессивным, либо расплачетесь. Быть настойчивым — это выбор и навык. Никто не делает это идеально и не всегда предпочитает быть настойчивым, даже если это, вероятно, было бы полезно. Настойчивость требует практики и мужества. Когда вы научитесь быть более настойчивым в большем количестве ситуаций, вы, вероятно, будете чувствовать себя более свободным и уверенным в большем количестве ситуаций.

Что вы можете сделать, чтобы улучшить свои навыки уверенности в себе?

  • Практикуйте открытое выражение своих чувств.
  • Честно излагайте свои взгляды.
  • Демонстрируйте самообладание и уважение к другому человеку.
  • Помните о своих правах, уважая мнение других.
  • Будьте конкретны в своих заявлениях.
  • Попробуйте обратиться к источнику конфликта или непонимания.
  • Используйте утверждения «Я», чтобы взять на себя ответственность за свои чувства или взгляды.

Дополнительная литература

Настойчивый вариант , А. Лэнд и П. Якубовски, Шампейн, Иллинойс: Research Press, 1978.

Ваше совершенное право , Р. Альберте и М. Эммонс , Сан-Луис-Обиспо, Калифорния: Импакт, 1970

Напористое общение

Описание

Настойчивость — это манера общения и стиль отношений, используемый людьми для уверенного, открытого и позитивного выражения своих потребностей. Напористое поведение — это межличностный навык, который помогает людям поддерживать здоровые отношения, разрешать межличностные конфликты и предотвращать подавление или подавление своих потребностей.

Напористость лучше всего понимать как набор поведений. Примеры напористого поведения включают в себя отказ от необоснованных просьб, просьбу другого человека вести себя по-другому, четкое сообщение о том, какие чувства вызвало у вас событие или ситуация (положительные и отрицательные), выражение мнения или преследование личных целей.

Люди, испытывающие эмоциональные трудности, часто не могут вести себя уверенно, а низкий уровень уверенности в себе может усугубить такие проблемы. Люди, которые испытывают тревогу, могут быть покорными во время социальных взаимодействий, возможно, опасаясь последствий выражения своих потребностей или достижения личных целей. Непреднамеренным последствием такого поведения может стать подавление или минимизация собственных потребностей. Неспособность действовать в собственных интересах влияет на социальные ситуации и отношения (Peneva & Mavrodiev, 2013), а низкий уровень уверенности в себе связан с низкой удовлетворенностью отношениями и низкой самооценкой (Speed, Goldstein & Goldfried, 2018). ). Человек может заявить, что он не может удовлетворительным образом взаимодействовать с другими и что он избегает социальных ситуаций. Они также могут изо всех сил пытаться начать и поддерживать полноценные отношения или сообщать о проблемных или вредных взаимодействиях с другими людьми.

Социальная тревожность также может быть связана с гневом, агрессией и враждебностью. Человек может сообщать о разочаровании из-за невозможности удовлетворить свои потребности, о нарастании обиды на других людей и взрывных вспышках или спорах. Принятие напористого стиля общения может помочь уменьшить агрессию в социальных ситуациях и, как было показано, повышает самооценку, внутренний локус контроля и снижает враждебность (Speed, Goldstein & Goldfried, 2018).

Теории ассертивности

Психологическая теория, как правило, стремилась объяснить отсутствие напористости или объяснить, почему люди не способны быть напористыми.

Поведенческие теории предполагают, что неуверенные реакции приобретаются в процессе развития и переносятся во взрослую жизнь: формируются под негативными последствиями агрессивного поведения. Такие негативные последствия могут включать в себя наказание, сорванные цели или отказ (Salter, 2002; Wolpe, 1990). Поведенческие подходы предполагают, что этот дефицит можно устранить с помощью специального поведенческого тренинга (Heimberg & Becker, 19).81) и что поведение, включая зрительный контакт, позу, тон голоса или конкретные вербальные ответы, можно тренировать. Эти модели поведения требуют целенаправленного обучения, поскольку они не зависят друг от друга. Например, исследования в целом подтверждают наблюдение, что обучение зрительному контакту не приводит автоматически к осанке или тону голоса (Heimberg & Becker, 1981). Ожидается, что после того, как эти модели поведения будут обучены, они будут положительно закреплены в естественной среде и, следовательно, будут поддерживаться (Heimberg & Becker, 19).81).

Когнитивные теории предполагают, что неассертивное поведение возникает из-за бесполезных убеждений, которые мешают человеку быть настойчивым в определенных ситуациях (Heimberg & Becker, 1981), и что социальные ситуации могут вызывать бесполезные убеждения и оценки. Неуверенные в себе люди могут иметь негативную самооценку (например, «Я непривлекательный», «Я недостаточно хорош») и дисфункциональные предположения (например, «Если я скажу «нет», меня не полюбят», «Если я скажу чего хочу, то и буду наказан»). Такие убеждения влияют на то, как человек оценивает ситуации, приводя к негативным автоматическим мыслям, таким как «Они собираются уйти» или «Он сердится на меня», что приводит к чувству беспокойства, неуверенности в том, как действовать, и торможению. утвердительные ответы.

Напористость как сбалансированный ответ

Напористость можно понимать как стиль отношений, который находится на среднем пути между пассивностью и агрессивностью (Linehan, 2014; Butler & Hope, 1995). Человек с пассивным стилем отношений уступает просьбам и соглашается с решениями или действиями, с которыми он может не соглашаться: он ставит во главу угла угождение другим людям и согласие. Однако это может привести к ощущению беспомощности и неспособности изменить ситуацию. Подавление собственных желаний может привести к чувствам раздражения, досады и расстройства. В результате пассивное поведение может также включать плач, дуться и попытки уговорить или косвенно убедить людей что-то сделать (например, «Я ужасен в этом, ты намного лучше»). Это вызывает негативные чувства у других людей, поскольку они находят пассивное поведение утомительным и противоречивым. Агрессивный стиль отношений означает, что человек не прислушивается к точкам зрения других людей. Они могут игнорировать потребности, цели и чувства других людей, а просьбы выражаются в виде команд (например, «Сними это сейчас же, неважно, что ты об этом думаешь»). Этот стиль общения вызывает у других негативные чувства, и это часто приводит к тому, что просьба отклоняется или не выполняется. В результате человек, использующий агрессивный подход, может в конечном итоге почувствовать разочарование или изоляцию.

Уверенность включает в себя как вербальное, так и невербальное поведение. Используя настойчивую вербальную коммуникацию, человек может описать текущую ситуацию, выразить то, что ему нужно и чего он хочет, открыто рассмотреть точку зрения другого человека, повторно заявить о своих собственных целях и рассмотреть взаимоприемлемые компромиссы, которые могут привести к решению. Напористое невербальное общение включает в себя принятие вертикальной и уверенной позы, четкий и спокойный тон голоса и использование прямого зрительного контакта, особенно при просьбе или отказе. Принятие такого поведения ясно демонстрирует, что человек не подчиняется. В дополнение к этому, активное слушание не позволяет реляционному стилю стать агрессивным. При минимальном активном слушании сочетается обратная связь, чтобы показать, что другой человек слышит (кивание головой, минимальные вербальные выражения, такие как «мм-м-м» и «ага»), а также резюмирование и отражение того, что сказал другой человек, не пропуская его. суждение («так вы чувствуете, что…», «вы объяснили, что…», «вы сказали мне…»).

Этот информационный раздаточный материал Ассертивное общение предназначен для того, чтобы помочь вашему клиенту понять, что такое напористое общение и как выглядит напористое общение. В нем описываются качества напористой коммуникации и исследуются ее отличия от пассивной и агрессивной коммуникации. Кратко изложены некоторые ключевые ассертивные коммуникативные стратегии.

Инструкции

Раздаточный материал можно использовать для изучения представлений клиента об уверенности в себе. Вы можете обнаружить, что клиент демонстрирует непоследовательное понимание последствий напористого поведения. Применительно к их собственной жизни они могут полагать, что напористый ответ приведет к негативным последствиям, таким как неприятие, неодобрение или конфронтация; и вызывают в себе отрицательные эмоции, такие как вина, стыд и неуверенность в себе. Однако, если их спросить о неуверенном поведении других людей, они часто могут признать, что это наносит ущерб человеку, а не является средством предотвращения негативных последствий.

  • «Мы говорили о том, как вам трудно удовлетворять свои потребности и просить то, что вы хотите, когда вы находитесь с другими людьми. В этом листе кратко изложено настойчивое общение, которое является способом быть более уверенным в общении с другими людьми. Давайте пройдем через это вместе…»
  • «Когда мы разговариваем с другими людьми, мы можем общаться по-разному. Мы можем быть пассивными, напористыми или агрессивными.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts