Ассоцианизм это: Ассоцианизм — Психологос

Содержание

Ассоцианизм (ассоциативная психология) | Психологическая энциклопедия 1vc0

Ассоцианизм или ассоциативная психология — одно из основных направлений мировой психологии, объясняющее функционирование психики посредством образования ассоциаций — устойчивых связей между образами явлений. Впервые принцип ассоциации был сформулирован Аристотелем («Образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации»). В XIX в. были исследованы условия образования ассоциаций и их нейрофизиологические, условно-рефлекторные механизмы.

Ассоциативная психология — психологические направления, в которых единицей анализа — психики — признана ассоциация. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:

  1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.
  2. Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.
  3. Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

Ассоциативная психология — различные по своей научно-идейной сущности психологические направления, использующие понятие ассоциации в качестве главного объяснительного принципа. Идея о том, что существуют закономерные сочетания психических явлений и что эти сочетания имеют определенные телесные предпосылки, зародилась уже у Аристотеля («О душе»). Однако лишь в новое время в связи с распространением материалистической методологии на изучение психической деятельности эта идея становится научной доктриной, положившей начало ассоциативной психологии. Первые попытки наметить такую доктрину содержатся в работах Декарта (его физиологические сочинения), Спинозы и Гоббса. По Гоббсу, порядок, в каком представления сменяют друг друга, отражает последовательность ощущений. Эта последовательность, в свою очередь, детерминирована изменениями в организме, вызванными воздействиями на него физических тел, и поэтому течение всех психических процессов определяется материальными причинами.

Гоббс разделил «цепи мыслей» на две категории: причудливые, развёртывающиеся без плана и намерения, и регулируемые определенной целью. Тем самым была выдвинута задача, над которой бились психологи впоследствии: требовалось объяснить на основе понятия об ассоциации закономерный, упорядоченный характер процесса мысли. В отличие от Гоббса, применившего материалистическое представление о необходимой связи явлений ко всей области сознания, Локк назвал новым в философском лексиконе термином «ассоциация идей» только те связи, которые обусловлены случаем или привычкой (Дж. Локк, Опыт о человеческом разуме, 1690, рус. пер. 1898). Локк видел в ассоциации помеху для правильного мышления и считал образование новых сложных идей продуктом рефлексии как особой способности познания. Учению о зависимости порядка и сочетаний психических фактов от материальных причин (эта зависимость понималась первоначально с позиций механистического мировоззрения) идеализм противопоставил концепцию, согласно которой как компоненты ассоциации, так и она сама представляют собой первичные психические феномены, из совокупности которых строится якобы не только вся психическая жизнь, но и внешняя реальность.
Такой взгляд, отрицательно влиявший на развитие научного познания психики, защищали Беркли, Юм и их последователи.

Расцвет материалистического направления ассоциативной психологии в 18 веке выразился в продолжившем линию Гоббса учении Гартли, основанном на принципе тесной связи психической деятельности с нервной (последнюю Гартли, в силу ограниченности физиологических знаний, понимал как процесс вибрации). Будучи механистическим материалистом, Гартли не смог правильно разрешить проблему причинной обусловленности психических явлений и придерживался мнения о том, что они соединяются параллельно нервным процессам. Но, в отличие от других сторонников психофизического параллелизм, Гартли признавал первичным – воздействие внешнего мира и производным – связи в сфере психического. Гартли отбросил локковскую рефлексию как самостоятельный источник идей и выводил все стороны психической деятельности, включая абстрактное мышление и волю, из общих законов ассоциации. Важным нововведением явилось включение в ассоциативный процесс (наряду с психическими явлениями) мышечных движений.

Теория Гартли оказала значительное влияние не только на психологию, но и на многие другие области знания – этику, эстетику, биологию, логику, педагогику. С пропагандой идей ассоциативной психологии выступили Пристли, Бонне, Эразм Дарвин и др. Благодаря Гартли ассоциативное понимание психики стало синонимом материалистического.

Идеалисты направляют свои усилия на разделение этих понятий и доказательство независимости ассоциативной психологии от материализма. Они отрицают необходимую связь психических явлений с физиологическими и стремятся выхолостить из установленной ассоциативной психологией фактов и зависимостей их детерминистический смысл. В Англии Браун употреблял вместо термина «ассоциация» заимствованный у Беркли термин «суггестия», под которым понималась простая последовательность состояний сознания: одно чувствование вызывает другое, прежде Философский с ним, без того, чтобы была какая-либо необходимость в этой связи (Т. М. Brown, Lectures on the philosophy of the human mind, 1820).

Английский философ-идеалист Гамильтон заменял ассоциацию принципом «рединтеграции» (целое состояние сознания восстанавливается при появлении одного из его компонентов). Своеобразное преломление получила идеалистическая ассоциативная психология в Германии, где Гербарт выдвинул теорию, объяснявшую возникновение и развитие психических процессов «статикой и динамикой» представлений как первичных атомов сознания.

К середине 19 века наиболее видными представителями ассоциативной психологии были Милль и Бэн. Первый, стремясь преодолеть крайний механицизм (психологический «атомизм») ассоциативной психологии своего отца Дж. Милля, предложил концепцию «ментальной химии». Согласно этой концепции образцом для понимания психических явлений должны служить принципы не механики, а химии, показавшей, что при слиянии первичных элементов возникают соединения, обладающие новым качеством. Также и элементарные психические состояния (ощущения), образуя более сложные психические продукты, могут изменяться до неузнаваемости.

Бэн, отклонив «ментальную химию», ввел принцип «конструктивной имажинации», согласно которому ум способен создавать новые комбинации образов, отличные от встречавшихся в прежнем опыте (A. Bain, The senses and the intellect, 1855).

С развитием эволюционной теории предпринимались попытки перестроить ассоциативную психологию на основе новых биологических представлений (Спенсер). Но ни Милль, ни Спенсер не смогли вывести ассоциативную психологию из кризиса, так как придерживались ложного интроспекционистского взгляда на сознание и законы, которым оно подчинено. В новой экспериментальной психологии, выделившейся в 70–80-ых годах 19 века в самостоятельную научную дисциплину, по отношению к принципам ассоциативной психологии наметились две линии. Вундт, уделивший много внимания экспериментальному изучению ассоциации, подчинял ее особому синтетическому акту сознания – апперцепции. Другие исследователи (Эббингауз, Гальтон), напротив, видели в ассоциации первичный и универсальный психический факт.

В целом идеи ассоциативной психологии, несомненно, способствовали прогрессу опытных исследований в области психологии восприятия, памяти, воображения, мышления. Особенно ценными являлись работы Эббингауза (H. Ebbinghaus, Über die Gedächtnis. Untersuchungen zur experimentellen Psychologie, 1885), показавшие зависимость ассоциаций от числа повторений материала, времени его воспроизведения и т.д. Вместе с тем в ходе экспериментов обнаружилась ограниченность принципов ассоциативной психологии, ставших вскоре объектом критики со стороны различных идеалистических школ (в особенности так называемой гештальтпсихологии). При этом под ударом оказались не только уязвимые стороны ассоциативной психологии (игнорирование системного характера психической деятельности и качественных различий в формах ее проявления и уровнях развития), но и прогрессивные установки ее материалистического крыла, утверждавшего закономерный характер возникновения и связи психических актов и их обусловленность нервными процессами.

Циген, сторонник ассоциативной психологии, взгляды которого подвергнуты критике Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме», придерживаясь махистской методологии, защищал изжившие себя механистические схемы ассоциативной психологии, отбрасывая ее былые достижения. К началу 20 века традиционная ассоциативная психология, пронизанная механицизмом и идеализмом, потерпела крах, но многие ее выводы унаследовал бихевиоризм. Развив материалистическую и детерминистическую трактовку понятия ассоциации, Сеченов и Павлов выдвинули новую систему воззрений на ассоциативный процесс, положенную современной психологией в основу изучения закономерностей психической деятельности.

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Английский ассоцианизм

Развили английскую психологию от эмпиризма Локка к ассоцианизму. Дж.Беркли (1685 — 1753) шел от сенсуализма к субъективному идеализму. Разработал теорию зрительного восприятия пространства – “Опыт новой теории зрения” (1709), согласно которой зрительное восприятие есть комбинация зрительных и осязательных ощущений от движения глазных мышц. Говорил о зрении как о языке осязания – подчеркивал его знаковый характер.Д.Юм (1711 — 1776) в трактате “О человеческой природе” (1739) и труде “Исследование о человеческом познании” (1748) развил понятие ассоциации, представив все познание как ассоциацию идей. Он поделил все состояния сознания на впечатления и идеи, их отражения. Сложные идеи образуются путем ассоциаций, но не через действия ума (как у Локка), а через работу особого механизма ассоциаций, по которому строится вся работа познания.

Ассоциации неправильные и случайные даются по закону смежности во времени или пространстве, а правильные – по закону сходства и причинности. Они лежат и в основе научного мышления.Д.Гартли (1705 — 1757) в труде “О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях” (1749) развил учение о психике как естественном начале, восходящем к органической структуре мозга. Он выделил три основных простейших элемента душевной жизни: ощущения, идеации (идеи ощущений, или повторение ощущений без предметов), аффекции – удовольствие/неудовольствие. Из этих элементов с помощью механизма ассоциации строится душевная жизнь. В основе этого механизма лежат вибрации – физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Они различаются по степени, роду, месту и направлению. Сочетаются, собственно, не идеи, а состояния мозга, которые сопровождаются ими. Ассоциации могут быть одновременными или последовательными. Понимание слов – это образование ассоциации между словом и значением, оно устанавливается в детстве из опыта. Мышления как процесса в системе Гартли нет. Истины пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциаций, новые мысли – комбинации или разложение старых идей. Память – это воспроизведение ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каком они были получены. Если этот порядок нарушается, мы имеем дело уже с воображением. Воспроизведение происходит объективно без участия субъекта. Страсти рассматриваются как движущая сила поведения. Достигая определенного порога они могут именоваться желаниями или отвращениями. В той стадии, когда они настолько сильны, чтобы ввызвать действия, они могут именоваться волей. Во врожденном состоянии аффектов не существует – это продукт воспитания, возникает по ассоциации между представлением о вещи и аффекцией. В организме имеется набор врожденных первичных автоматизмов, из которых образуются произвольные движения, побуждаемые внешними стимулами. Он различал полупроизвольные, произвольные движения и вторичные автоматизмы. Все психические явления выводятся из внешних впечатлений

Самыми радикальными критиками любых учений, допускающих влияние на природу и человека сил, ускользающих от опыта и разума, выступили французские мыслители. Они объединились вокруг 35-томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780), освещавшей новейшие достижения человеческого знания. Поэтому их принято называть энциклопедистами. В энциклопедии с материалистических позиций излагались и вопросы психологии.

Пропагандистами опытного знания, критиками метафизики и схоластики были прежде всего Вольтер (1694-1778) и Кондильяк (1715-1780). Последний предложил образ «статуи», которая поначалу не обладает ничем, кроме способности ощущать. Стоит ей, однако, получить извне первое ощущение, хотя бы самое примитивное (например, обонятельное), как начинает действовать вся психическая механика. Как только один запах сменяется другим, сознание готово получить все то, что Декарт относил на счет врожденных идей, а Локк – рефлексии. Сильное ощущение порождает внимание; сравнение одного ощущения с другим становится функциональным актом, который определяет дальнейшую умственную работу, и т. д.

В отличие от «статуи» Кондильяка, врач Жюльен Ламетри (1709-1751) предложил образ «человека-машины». Именно так он озаглавил свой выпущенный под чужим именем трактат. Из него явствовало, что наделять организм человека душой столь же бессмысленно, как искать ее в действиях машины. Ламетри считал, что выделение Декартом двух субстанций – не более, чем «стилистическая хитрость», придуманная для обмана теологов. Декарт устранил душу из организма животных. Ламетри доказывал, что не нуждается в ней и человеческий организм, с которым сопряжены психические способности; они являются продуктом его машиноподобных действий.

Другими лидерами движения за новое мировоззрение выступили К.Гельвеций (1715-1771), П.Гольбах (1723-1789) и Д.Дидро (1713-1784). Отстаивая принцип возникновения духовного мира из мира физического, они трактовали наделенного психикой человека-машину как продукт внешних воздействий и естественной истории.

В человеке передовые французские мыслители видели венец природы. Столь же оптимистичными бы ли и предположения о заложенных в каждом индивиде неисчерпаемых возможностях совершенствования. Если человек плох, то вину за это нужно возлагать не на его греховную телесную природу, а на противоестественные внешние обстоятельства. Человек – дитя природы, поэтому существующий социальный порядок должен быть приведен в соответствие с потребностями и правами, которыми человека наделила природа.

Теория «естественного человека» придала крайнюю остроту проблеме соотношения между при рожденными особенностями индивида и внешними условиями, в которые включалась наряду с географическими, климатическими и другими условиями также социальная среда. Главная практическая идея французского материализма состояла в утверждении решающей роли воспитания и законов в формировании человека. Соответственно обязанности по усовершенствованию общества возлагались на воспитателей и просвещенных законодателей. Яркое и страстное обоснование этой идеи содержалось в сочинениях Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и К. А. Гельвеция.

Руссо утверждал, что человек от природы добр, но его чудовищно испортила цивилизация. Свои взгляды на психическую природу ребенка он изложил в известном произведении «Эмиль, или О воспитании». (Интересно отметить, что считавшийся в XVIH-XIX веках одним из крупнейших теоретиков воспитания, Руссо сам никогда не занимался воспитанием собственных детей, предпочитая отдавать их сразу после рождения в приют.) Заслугой Руссо явилось то, что он привел в целостную картину все известное к этому времени о природе ребенка, о его развитии.

В теориях французских энциклопедистов большое значение имели взгляды на природу биологического и социального. Именно Гельвеций и Дидро одними из первых рассматривали наследственность и среду как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка, связывая их влияние с проблемой способностей. При этом под способностями понималась возможность выполнять определенную деятельность на высоком уровне, но совершенно не учитывалась быстрота и легкость обучения. Естественно, что в результате Гельвеций приходил к выводу о том, что способности не являются врожденными, но приобретаются в процессе обучения. Такой подход был связан с его концепцией о всеобщем равенстве людей, индивидуальные различия которых являются, по мнению Гельвеция, лишь результатом разного социального положения и воспитания. Но тот же подход приводил, как ни странно, к фатализму, так как чело век воспринимался как игрушка судьбы, которая по своей прихоти может поместить его в ту или иную среду. Таким образом, защищая принцип естественного равенства всех людей во всех отношениях, Гельвеций в своих книгах «Об уме» (1758) и «О человеке» (1773) пришел к односторонним выводам. Воспитательное воздействие он возвел в степень силы, способной лепить из людей что угодно.

Иначе решал проблему другой лидер французских материалистов – Д.Дидро. Его возражения Гельвецию свидетельствуют о стремлении рассматривать психическое развитие индивида с широкой биологи ческой и исторической точки зрения. Гельвеций не знал другой детерминанты, кроме внешнего толчка. Отсюда его концепция случая: гениями или глупцами людей делают обстоятельства, в которых они случайно оказываются. Для Дидро же «случай» – лишь условие, эффект которого зависит от возможностей «человеческой машины». Откуда же берется ее конструкция? Она, по Дидро, продукт естественной истории.

Завершающий период в развитии французского материализма представлен врачом-философом П.Кабанисом (1757-1808). Ему принадлежит формула, согласно которой мышление – функция мозга. Свой вывод Кабанис подкреплял наблюдениями, сделанными в кровавом опыте революции. Ему было поручено выяснить, осознает ли казнимый на гильотине человек свои страдания (о чем могут свидетельствовать, например, конвульсии). Кабанис ответил на этот вопрос отрицательно; движения обезглавленного тела имеют, по его мнению, рефлекторный характер и не осознаются, ибо сознание – функция мозга. Понятие о функции, выработанное физиологией применительно к различным органам, распространялось, таким образом, и на работу головного мозга.

Associationist Theory of Thought — 893 Words

В общих словах, ассоциативизм — это теория, объясняющая, как различные элементы объединяются в человеческом уме, чтобы производить мысли, чувства и эмоции. Ключевые принципы ассоциативизма довольно просты: все элементы связаны в человеческом сознании через наборы переживаний. Элементы получены из разнообразного опыта и далее объединяются, чтобы сформировать мысль или чувство. Например, ребенок учится не прикасаться к огню, потому что у малыша это ассоциируется с болью, той болью, которая запомнилась из опыта с огнем. Кроме того, элементы могут объединяться, чтобы сформировать сложную идею, основанную на нескольких событиях.

Ассоциационистская психология основана на двух фундаментальных доктринах. Первая доктрина состоит в том, что более сложные явления ума образуются из простых частей. Второй состоит в том, что ментальный закон есть закон ассоциации. В целом, ассоциативные теоретики пытаются объяснить психические феномены, пытаясь показать конечный продукт небольших переживаний, связанных через сложные сети ассоциаций. Другими словами, ассоциативизм — это попытка объяснить ментальные явления, рассматривая небольшие переживания и ментальные законы ассоциации. Джон Стюарт Милль и Джордж Беркли — два наиболее выдающихся представителя ассоциативной теории (Wilson 19).90).

Джон Милль связал ассоциативную психологию с вопросами нравственного воспитания и социальной реформы. Интересно, что Милль утверждал, что содержимое человеческого разума (а именно, убеждения и моральные чувства) являются конечными продуктами разнообразного опыта, через который проходят люди. Эти малые переживания связаны ассоциативными законами. Различные комбинации этих переживаний могут привести к различным формам человеческой природы. Например, когда приобретается новый опыт, сознание человека меняется, потому что создается еще одна сеть связей опыта. Ассоциационизм, как предположил Милль, основан на предположении, что проблемы людей можно объяснить их ситуациями (или ассоциациями, вызванными этими ситуациями), а не внутренними факторами (Wilson 19).90).

Особое внимание следует уделить влиянию Милля на равенство между женщиной и мужчиной. Милль утверждал, что для обеспечения равенства между мужчинами и женщинами необходимо изменить опыт женщин. Следовательно, изменение переживаний приведет к изменению ассоциаций и, в конечном счете, изменит их мнение. Милль отверг идею о том, что подчинение женщин является естественным порядком. Он пытался показать, что социальное превосходство мужчин также является результатом специфического опыта, формирующего определенные ассоциации в сознании обоих полов (Скорупски 19).89).

Джордж Беркли, с другой стороны, исследовал теорию ассоциативизма через чувства вообще и осязание в частности. Беркли считал, что прикосновение дает людям полный доступ к миру. Более того, Беркли выдвинул идею о том, что видение предмета не дает верной информации о предметах. Например, башня имеет определенную форму и размер, но в зависимости от расстояния между башней и наблюдателем человек получает постоянно меняющийся зрительный образ (Берман 19).94).

С психологической точки зрения Беркли это происходит потому, что нет ассоциативной связи между видением и тактическими идеями. Тем не менее некоторые предположения Беркли очень похожи на предположения Милля. В частности, оба считали, что ассоциации являются результатом опыта. С одной стороны, Милль сосредоточилась на социальном опыте, таком как воспитание и роль женщин в обществе. Беркли, с другой стороны, сосредоточился на личном опыте, не обязательно связанном с социальными факторами. Беркли сформировал свою теорию ассоциаций на сенсорных переживаниях или процессах исследования мира через прикосновение. Конечно, понятие осязания имеет в этом контексте широкое значение (Winker 19).89).

Ассоциативизм имеет большое значение для современной психологии. Теории ассоциационизма положили начало развитию когнитивной психологии, объясняющей сознательную и бессознательную реакцию людей на разнообразный опыт. Ассоциативизм устанавливает четкую связь между опытом и мыслями. Например, обучение анализируется как процесс образования ассоциаций между несвязанной информацией. Большинство людей используют техники ассоциаций, даже не подозревая о них. Ассоциации часто используются для запоминания дня рождения друга или ответов на вопросы теста. Таким образом, Милль и Беркли заложили прочную основу для развития современной когнитивной психологии.

Вопросы

  1. Что такое ассоциативизм?
    Ассоциативизм — теория психологии, объясняющая связь между мыслями и прошлым опытом. Он объясняет, как люди учатся и как они реагируют на различные ситуации.
  2. Что было основным аргументом Милля в отношении ассоциаций?
    Милль сосредоточил свое внимание на важности информации социальных факторов об опыте. Милль пытался анализировать социальные явления, внимательно изучая социальные факторы, формирующие опыт различных групп людей.
  3. Каков был ключевой аргумент Беркли по поводу ассоциаций?
    Беркли исследовал ассоциации с помощью теории осязания и самоисследования. В отличие от других ассоциативных теоретиков, Беркли игнорировал внешние факторы, формирующие природу и сущность переживаний.
  4. В чем сходство взглядов Милля и Беркли на ассоциации?
    Оба теоретика сосредоточили свое внимание на важности прошлого опыта для исследования мира и получения новой информации. Милль и Беркли согласились бы друг с другом в том, что переживания — это маленькие элементы ассоциации.
  5. Каково современное применение ассоциативизма в психологии?
    Когнитивная психология является прямым проявлением ассоциативных теорий Милля, Беркли и других теоретиков.

Ссылки

Берман, Д. (1994) Джордж Беркли: Идеализм и человек . Оксфорд: Кларендон Пресс.

Скорупски, Дж. (1989) Джон Стюарт Милль . Лондон: Рутледж.

Уилсон Ф. (1990) Психологический анализ и философия Джона Стюарта Милля . Торонто: Университет Торонто. Нажимать.

Винклер, К. (1989) Беркли: интерпретация . Оксфорд: Кларендон Пресс.

Эта исследовательская работа по ассоциативным теориям мышления была написана и представлена ​​вашим коллегой ученик. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты должны цитировать его соответственно.

Запрос на удаление

Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.

Запросить удаление

Нужен образец Research Paper , написанный с нуля
профессиональный специально для вас?

801 сертифицированный писатель онлайн

ПОЛУЧИТЬ ПИСЬМЕННУЮ ПОМОЩЬ

2014: КАКАЯ НАУЧНАЯ ИДЕЯ ГОТОВА К ПЕНСИИ?

Как летают птицы? Как они держатся в воздухе? Предположим, что в учебнике вам сказали, что ответом будет «левитация», и он начал каталогизировать различные типы левитации (стационарная, мобильная), ее законы («То, что поднимается, должно опускаться», «Легкие предметы левитируют дольше») и ограничения ( Четвероногость). Вы бы быстро поняли, что полеты не были хорошо изучены, а также что вера в левитацию заслоняла необходимость и сдерживала надлежащее научное объяснение аэродинамики.

К сожалению, аналогичная ситуация и с вопросом «Как учатся животные?». Учебники скажут вам, что ответом является «ассоциация», и перейдут к каталогизации различных типов (классический, оперантный), его законов (Рескорла-Вагнера) и ограничений (автоформирование, дифференциальная обусловленность, блокировка). Вам скажут, что ассоциация — это способность организмов устанавливать связи между любым заданным стимулом и любым заданным результатом или реакцией — звук колокольчика с прибытием пищи или левая ветвь лабиринта с причинением боли — просто через (повторяющееся) воздействие их пары. И вам скажут, что, поскольку ассоциация относится ко всем раздражителям одинаково, она в принципе может позволить организму научиться чему угодно.

Проблема в том, что, как и в случае с левитацией, никто никогда не создавал механизм, который мог бы совершить такой подвиг. И никогда не будет, потому что такой механизм невозможен в теории, а значит, невозможен и на практике. В любой момент времени организм сталкивается с бесконечным числом потенциальных раздражителей и, следовательно, с бесконечным числом потенциальных результатов. День в жизни крысы, например, может включать в себя пробуждение, моргание, ходьбу на восток, подергивание носом, топтание, поедание ягоды, урчание, обнюхивание самки, температуру 5°C. , преследование, наблюдение за закатом, дефекация, чувство тошноты, поиск пути домой, драка, отход ко сну и так далее. Как крыса распознает, что из всех возможных комбинаций стимулов и результатов только одна ягода вызвала у нее тошноту? Точно так же, как ответы предполагают вопрос, данные предполагают теорию. В отсутствие априорной теории, определяющей, что искать и какие взаимосвязи проверять, невозможно разобраться в этом хаосе и выявить полезные закономерности. И все же, что является определяющей чертой ассоциативного обучения? Это отсутствие предшествующей теории. Так что, как и левитация, ассоциация пуста — вводящее в заблуждение переописание того самого явления, которое нуждается в объяснении.

Критики веками указывали на эту проблему с помощью ассоциативизма (иногда называемого проблемой индукции или проблемой фрейма). И в последние десятилетия было бесчисленное количество эмпирических доказательств того, что животные — муравьи, обучающиеся пути домой, птицы, обучающиеся пению, или крысы, обучающиеся избегать еды, — не учатся так, как предполагает ассоциативизм. И все же ассоциационизм (будь то эмпиризм, бихевиоризм, обусловленность, коннекционизм или пластичность) отказывается умирать и продолжает возрождаться снова, хотя и инкрустированный все более и более ситуативными исключениями, аномалиями и ограничениями. Его сторонники отказываются отказываться от него, возможно, потому, что считают, что альтернативы нет.

Но есть. В теории коммуникации информация — это уменьшение априорной неопределенности. Организмы «неопределенны», потому что они состоят из условных адаптаций, которые принимают разные состояния в разных условиях. Эти механизмы можно описать в терминах правил принятия решений, которые они воплощают: «если А, то В» или «Если вы обнаружите свет, то двигайтесь к нему». Неопределенность в отношении того, какое состояние принять (в состояние В или не в состояние В), разрешается соблюдением определенных условий (А). Уменьшение неопределенности наполовину составляет один «бит» информации; и поэтому одно решающее правило — это однобитовый процессор. Отдавая предпочтение адаптации с более разветвленными правилами принятия решений, естественный отбор может создавать более сложные организмы, которые занимаются более сложной обработкой информации, задавая больше вопросов миру, прежде чем прийти к решению. Эта структура объясняет, как животные получают информацию и учатся в окружающей среде. Для крыс существует правило: «Если вы что-то съели и впоследствии почувствовали себя плохо, то избегайте этой пищи в будущем»; у него нет такого правила, касающегося закатов, подергивания носа или драки, поэтому он никогда не устанавливает эти связи. Точно так же это объяснение объясняет, почему организмы, сталкивающиеся с разными экологическими проблемами, состоящие из разных кластеров таких механизмов, способны учиться разным вещам.

Вот вам и крысы. А как насчет людей, которые, очевидно, могут научиться вещам, к которым естественный отбор никогда их не готовил? Конечно, мы должны уметь левитировать? Нисколько; должна применяться та же логика неопределенности и обработки информации. Если люди способны изучать новые вещи, то это должно быть потому, что они способны создавать новую неопределенность — изобретать, воображать, создавать новые теории, гипотезы и предсказания и, следовательно, задавать новые вопросы миру. Как? Наиболее вероятный ответ заключается в том, что у людей есть целый ряд врожденных представлений о мире (связанных с цветом, формой, силами, объектами, движением, агентами и разумом), которые они способны рекомбинировать (почти случайным образом) в бесконечном разнообразии. способов (например, когда мы мечтаем), а затем проверяем эти новые догадки против реальности (посредством чувств). А успешные гипотезы сами рекомбинируются и пересматриваются, чтобы построить еще более сложные теоретические системы. Таким образом, наша биология не ограничивает обучение, а делает его возможным: предоставляет сырье, в большей или меньшей степени направляет процесс, освобождает нас для совершенно беспрецедентных мыслей и способствует росту знаний. Вот как мы учимся на собственном опыте — и все это без малейшего намека на ассоциации.

Послушайте, никто не спорит, что птицы летают; вопрос только как. Точно так же никто не оспаривает, что люди и другие животные учатся; вопрос только как. Разработка альтернативной точки зрения на обучение будет включать определение того, какими врожденными идеями обладают люди, какие правила используются для их объединения и как они пересматриваются. Но чтобы это произошло, мы должны сначала принять не только то, что ассоциация — это не ответ, но и то, что ассоциация — это даже не ответ. Только тогда наука обучения перестанет парить в воздухе и взлетит по-настоящему.

Ассоциационизм: концепция, критика и реакция

РЕКЛАМА:

Прочитав эту статью, вы узнаете об ассоциативизме:- 1. Концепция ассоциативизма 2. Критика ассоциативизма 3. Реакция против ассоциационизма.

Концепция ассоциативизма:

Факультетская психология нашла своего врага в лице сторонников ассоциативизма. Юм, Беркли, Бейн и Джеймс Милль были сторонниками ассоциации. Психическую жизнь они сводили к ощущениям, представлениям, рефлекторным действиям и их сочетаниям по законам ассоциации.

Ощущения являются элементарными единицами познания. Идеи — это бледные копии или репродукции ощущений. Они комбинируются различными способами в соответствии с законами ассоциации и порождают сложные когниции. Рефлекторные действия являются элементарными единицами действия. Они объединяются в сложные произвольные действия по законам ассоциации.

РЕКЛАМА:

Ассоциативисты придают слишком большое значение элементам психической жизни, а именно ощущениям, рефлекторным действиям и законам ассоциации. Они не признают единства и активности ума. Они рассматривают это как ряд психических состояний. Они начинают с несвязанных чувственных элементов и стремятся свести их к единству посредством законов ассоциации.

Ассоциативизм делает упор на интеллектуальный аспект психической жизни и цель и анализ ее на простейшие единицы или ощущения. Она объясняет их синтез в сложные переживания, идеи и мысли законами ассоциации. Поэтому гештальт-психологи называют ассоциативную психологию кирпичной психологией. Макдугалл называет это мозаичной психологией и атомистической психологией.

Ассоциативисты пытаются свести все психические процессы к одному процессу ассоциации. Они пытаются объяснить память связью одной «идеи» с другой.

Когда два психических процесса связаны ассоциацией в опыте человека, и один из них каким-то образом возникает у него, он вызывает другой в силу связи или ассоциации. Последовательность идей в мечтах может быть вызвана ассоциациями между ними, сформированными в прошлом опыте.

РЕКЛАМА:

Вид предмета, связанный в прошлом опыте с прикосновением к нему, становится признаком присутствия предмета. Подобным же образом визуальные признаки объектов подсказывают их размер, расстояние и направление.

Подобным образом ассоциативисты сводят рассуждения, убеждения и действия к одному процессу ассоциации. Они объясняют многие эмоции, такие как страхи и антипатии, ассоциацией совершенно невинных объектов людей с другими вещами, которые естественным образом вызывают страх или неприязнь.

Они объясняют произвольные действия ассоциацией рефлекторных действий с предметами, вызывающими удовольствие и боль. Объекты, доставляющие удовольствие, ищутся, а объекты, причиняющие боль, избегаются. Таким образом, ассоциационисты сочетают в своей психологии действий ассоциационизм с психологическим гедонизмом.

Они объясняют все психические процессы одним процессом ассоциации. Они изучают законы ассоциации и пытаются свести их к единому закону. Ассоциационизм доминировал в психологии начала девятнадцатого века.

Критика ассоциативизма:

(i) Ассоциативизм предполагает, что сложные психозы представляют собой совокупность простых ощущений, которые вновь проявляются в продуктах как их компоненты. Они рассматривают воспроизведение и ассоциацию элементарных ощущений как единственные рациональные формы объяснения. Они объясняют психический процесс, анализируя его на простые элементы или ощущения и показывая, как они связаны друг с другом посредством ассоциации.

Восприятие спелого манго объясняется зрительными ощущениями его цвета, формы, размера и формы, а также представлениями о его запахе, вкусе, мягкости и т. д., ожившими в памяти из прошлых восприятий.

Зрительные ощущения и воспоминания, соединенные друг с другом по ассоциации, составляют восприятие спелого манго. Этот сложный опыт объясняется анализом его составных ощущений и идей, которые формируют его посредством ассоциации.

(ii) Ассоциативизм рассматривает ментальную причинность как комбинацию, композицию или ассоциацию. Но ассоциация и воспроизведение — не единственная форма психической причинности. Единицы не всегда существуют в своей примитивной природе в своем соединении. Огонь, сжигающий дом, не сохраняется в сгоревшем доме как неотъемлемая часть.

Кроме того, ассоциация — это сплоченность. А и В связаны друг с другом и удерживаются в сознании не как отдельные единицы, а как связанное целое в виде АВ. Сплоченность подразумевает единство и активность ума. Это предполагает единство интересов и непрерывность внимания. Простая ассоциация как механический процесс не может объяснить психический процесс.

РЕКЛАМА:

(iii) Ассоциативизм ошибочно отрицает единство и активность разума. Ум — это субъект, на него воздействуют приятно или неприятно, он реагирует на него и изменяет его. Разум разбивает континуум представления на ощущения посредством актов внимания и объединяет их в новые психозы. Следовательно, ощущения не являются элементарными единицами опыта.

Они являются продуктами дифференциации континуума представления субъектом или самостью, как утверждает Уорд. Ощущения не сохраняются у субъекта как отдельные, не связанные друг с другом предметы. Они сохраняются или сохраняются как взаимосвязанные друг с другом в системах знаний.

Они связаны друг с другом как неотъемлемые члены систем. Они связаны и объединены друг с другом синтетическим актом апперцепции субъекта. Ассоциация – это форма апперцепции. Макдугалл справедливо называет ассоциационизм физиологическим атомизмом, атомистической психологией или мозаичной психологией.

(iv) Ассоциативизм ошибочно рассматривает восприятие как совокупность ощущений и образов памяти. Гештальтпсихология справедливо рассматривает восприятие как переживание целого, гештальта или конфигурации, которые не могут быть разбиты на элементарные единицы.

(v) Ассоциативизм ошибочно рассматривает произвольные действия как механические агрегаты рефлекторных действий. Волевые действия — это единичные действия, предполагающие обдумывание и выбор со стороны субъекта или самости. Они связаны с оценкой субъектом ситуации и реакцией на нее. Поэтому ассоциационизм был отвергнут современными школами психологии.

Реакция против ассоциативизма:

Возникновение британского идеализма в конце девятнадцатого века было реакцией на ассоциационизм, поскольку он подчеркивал единство и активность разума:

(i) Джеймс Уорд был видный представитель антиассоциаций. Он подчеркивал единство человеческого опыта и поведения. Он также подчеркивал активность и приспособление субъекта или себя и впитывал эволюционные идеи.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts