Бандура теория социального научения: Теория социального научения Альберта Бандуры / Skillbox Media

Содержание

Теория социального научения. Психология. Люди, концепции, эксперименты

Теория социального научения

Теория социального научения, предложенная в 1977 году, – одна из самых значимых теорий научения во всей истории психологии. Согласно этой теории, приобретенное поведение не следует считать исключительно результатом подкрепления, вознаграждения или наказания, оно вырабатывается также через научение путем наблюдения. Бандура считал, что люди выбирают, как поступить в той или иной ситуации, во многом основываясь на поведении окружающих.

С детства человека окружают модели, за которыми он может наблюдать: родители, сверстники, учителя и даже персонажи телешоу. Например, модели фемининного и маскулинного поведения наблюдаются и кодируются, а позднее имитируются и копируются. При этом обычно копируется поведение того, с кем человек чувствует свою схожесть; часто это представитель одного с ним пола. Перечислим три основные концепции теории социального научения Альберта Бандуры:

1.  Человек обучается новой форме поведения путем наблюдения.

Для этого используется живая модель (реальный человек, ведущий себя определенным образом), вербальная модель, выдающая инструкции (объяснение или описание того, как следует себя вести), либо символическая (формы поведения, изображенные в фильмах, описанные в книгах).

2. Важным аспектом научения является субъективное отношение человека. Подкрепление из окружающей среды – это лишь один из факторов научения новой модели проведения, но не единственный. Например, удовлетворение, гордость и ощущение прогресса Бандура называет истинным, или внутренним, подкреплением. Иными словами, в научении новому типу поведения могут играть важную роль мысли и чувства человека.

3. Нельзя считать, что поведение человека непременно изменится в процессе научения. Бихевиористы полагали, что научение ведет к перманентным изменениям поведения, однако Бандура ясно показал, что благодаря научению путем наблюдения мы можем воспринимать новую информацию, не демонстрируя при этом соответствующего поведения.

Однако наблюдение за новой моделью поведения еще не означает, что человек ему научится. Чтобы социальное научение было успешным, необходимо выполнение ряда условий:

Внимание. Чтобы чему-то научиться, нужно обратить на это внимание, а все, что отвлекает внимание, плохо сказывается на научении путем наблюдения.

Сохранение. Человек должен быть способен запомнить полученную информацию, чтобы потом извлечь ее и воспользоваться ею.

Воспроизведение. После того как человек обратил внимание на новую форму поведения и запомнил информацию, ее нужно перевести в действие. Практика позволяет улучшить результаты.

Мотивация. Для имитации новой формы поведения у человека должен быть мотив. И тут на сцену выходят подкрепление, вознаграждение и наказание. Если наблюдаемое поведение подкрепляется, человек, скорее всего, захочет его скопировать; если же последовало наказание, у него вряд ли появится желание повторить его.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Теория социального научения: когнитивный вызов

Теория социального научения: когнитивный вызов Мы уже видели, что бихевиоризм, как и любое другое течение с хорошо отработанной системой взглядов, имеет длинную историю. Джон Б. Уотсон поднял голос в поддержку изменения «духа времени» в американской психологии, когда

Теория социального научения

Теория социального научения Предисловие В этой книге я предпринял попытку ввести анализ человеческого мышления и поведения в унифицированные теоретические рамки. Ведь то, какие именно аспекты психологического функционирования подвергаются более тщательному

Врожденные механизмы научения

Врожденные механизмы научения Признание существования некоторых различий между той степенью легкости, с которой усваиваются различные реакции и условия окружающего мира, уже превратилось в трюизм. Некоторые различия объясняются физиологическими ограничениями

Теория социального научения

Теория социального научения Теория социального научения, предложенная в 1977 году, – одна из самых значимых теорий научения во всей истории психологии. Согласно этой теории, приобретенное поведение не следует считать исключительно результатом подкрепления,

Виды научения

Виды научения Классическое обусловливаниеОсновы классического обусловливания были созданы в начале XX века И. П. Павловым. В опытах Павлова условный стимул (звонок) сочетается с безусловным стимулом (кормление собаки), между ними устанавливается связь таким образом, что

Изменение поведения в результате социального научения

Изменение поведения в результате социального научения Теоретики научения, в том числе покойный Б. Ф. Скиннер, долгое время отстаивали идею о том, что ситуационные стимулы — окружающие нас события — напрямую влияют на наше поведение одним из двух способов. Будучи

Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения Биографический очерк

Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения Биографический очерк Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner) родился в 1904 году в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Атмосфера в его семье была теплой и непринужденной, учение уважалось, дисциплина была строгой, а награды давались,

Джулиан Роттер: теория социального научения

Джулиан Роттер: теория социального научения В то время, конец 1940–х — начало 1950–х годов, когда Джулиан Роттер начал создавать свою теорию, наиболее значимыми направлениями были психоаналитическая и феноменологическая теории личности. По мнению Роттера, оба этих подхода

Теория социального научения: основные концепции и принципы

Теория социального научения: основные концепции и принципы В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях.

Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных. Эти

Глава 24. Джулиан Роттер и теория социального когнитивного научения

Глава 24. Джулиан Роттер и теория социального когнитивного научения Д. ЧернышевТеория Джулиана Роттера основана на предположении, что когнитивные (cognitive) факторы способствуют формированию реакции человека на воздействия окружающей среды. Роттер отвергает концепцию

Применение теории социального научения

Применение теории социального научения Трактовка нарциссизма с позиций теории социального научения, изложенная Миллоном (Millon, 1969), не связана с гипотезой лишения материнской заботы и сосредоточена прежде всего на чрезмерно высокой оценке ребенка родителями. Согласно

УРОВНИ И ВИДЫ НАУЧЕНИЯ

УРОВНИ И ВИДЫ НАУЧЕНИЯ Конечная цель всей мыслительной (умственной, или интеллектуальной) деятельности человека состоит в успешном решении разнообразных практических задач, которые ставит перед ним производственная и общественная жизнь. Для этого идеальные решения,

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Г. ЗИММЕЛЯ

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Г. ЗИММЕЛЯ Немецкий социолог Георг Зиммель (1858–1918) является основоположником направления социального конфликта, в частности теории функционального конфликта. Являясь автором 30 книг, теорию конфликта Зиммель описал в работах:«Социология»

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Р. ПАРКА

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Р. ПАРКА Роберт Парк (1864–1944) является основателем Чикагской школы в социологии, сложившейся в 1920е гг. в Америке в связи со стремительным ростом города Чикаго. Социологию Парк определял «как науку о коллективном поведении» и

📖 Теория социального научения. Бандура А. Читать онлайн

Читайте еще:

Найди в жизни гармониюГречинский Анатолий

Очень осторожно надо относиться к человеку

Затем, начиная новые знакомства, надо быть чистыми, свободными душой, чтобы никаких проблем и бремени на душе не было. Часто люди, которым природой запрещено иметь сближение, соединившись, приобретают множество проблем и психических болезней, а в дуальной паре эти же люди, не успев от…

Непобедимый интровертЛэйни Марти

Экстравертные дети нуждаются в постоянном взаимодействии с другими

5. Сосредоточьте внимание на том, что является для вас желательным, а не на том, что происходит в реальности.

Оружие — слово. Оборона и нападение с помощью… (Практическое руководство)Котлячков Александр

Часть III. Гипнотическое поведение наводящего порчу: составные части.

На третьем месте — семантика. В любом случае, фраза должна или самостоятельно пугать субъекта, или будоражить его воображение, которое живо нарисует ему ужасные картины будущего.

Сон ведьмыДоннер-Гро Флоринда

Часть четвертая.

За несколько минут, которые понадобились ему, чтобы достичь хижины, в его уме промчалось страшное видение. С потрясающей ясностью он увидел, как его жизнь в одно мгновение фатально изменилась. Почти механически он подошел к безжизненному, разорванному пулями телу Элио. Он даже не заметил, как в…

Оружие — слово. Оборона и нападение с помощью…Котлячков Александр

ЧАСТЬ I. РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ ГИПНОТИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ: СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

Вернемся к опыту, как критерию истинности. Факт считается научно состоявшимся, как известно, если опыт, произведенный кем-то однажды, может быть повторенным при сходных условиях и с теми же результатами. Иначе говоря, то, что сделано одним, другой тоже сможет повторить, если будет делать то же…

Формула личности, или Как свои недостатки превратить в достоинстваБарсова Анна

для поддержки можно сформулировать как: «Не стремитесь надевать на себя терновый венец великомученика!»

Не стоит также брать на себя ответственность Творца-создателя и перекладывать на свои плечи кармический груз родных и близких — этим вы

Занимательная физика отношенийГагин Тимур

Отличается дружба от любви (длительных отношений) всего двумя моментами: как правило

Лиза. Мефик, как ты понимаешь женское сердце. Дядя (в сторону). Еще бы! Сорок лет непрерывной практики. Входит тетя Зоя.

Образ в системе психической регуляции деятельностиЗавалова Наталья

Глава 6. Учет характеристик образа полета в инженерно-психологическом проектировании деятельности летчика.

Характерным примером использования неинструментальных сигналов для построений управляющего движения являются факты, полученные В. В. Давыдовым и А. Б. Васильевым (табл. 6.3).

Любовь у помешанныхЛомброзо Чезаре

Это состояние было причиной нескольких изнасилований и постоянной потребности совокупления, для удовлетворения которой он стал воровать. Но, как я понял из его истории, склад его души был аналогичен складу души у рожденных преступников.

Чистая кармаЛазарев Сергей

КУМИРСТВО МУДРОСТИ

Сначала нужно покаяться в нежелании жить и через покаяние снять все обиды на себя, на судьбу, потом покаяться в том, что лежало в основе этих обид: презрение, ненависть и осуждение других людей, а потом в том, что лежит в основе агрессии: желание любовь к земному поставить выше любви к Богу. ..

Революция, которую мы ждалиНаранхо Клаудио

Глава 8. Путь к мудрости: восстановление интуитивного разума с помощью гуманитарных наук

Можно было бы создать проект мультикультурной антологии, которая прививала бы читателям, и особенно студентам, вкус к мудрости, приближала их к интуитивному пониманию. Но и этого было бы недостаточно, чтобы привести нас к самой мудрости, требующей намного большего, чем изучение доктрин…

Оружие — слово. Оборона и нападение с помощью…Котлячков Александр

ЧАСТЬ IX. ОТДЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ, ТЕХНИКИ, ПРИЕМЫ «ЦЫГАНСКОЕ ГАДАНИЕ» ПО РУКЕ ДЛЯ СНЯТИЯ ПОРЧИ

В других случаях можно выдать мощную формулу порчи, от которой в присутствии посторонних наблюдателей мужчину может мгновенно прохватить понос, или его вырвет, и т. п. Иными словами: опозорить именно его мужскую сущность. (С вашего позволения, в этой книге примеры особо действенных формул такого. ..

Теория социального обучения Бандуры в образовании

Теория социального обучения: Альберт Бандура

То, как люди учатся, веками восхищало как педагогов, так и психологов, а первые научные исследования обучения были проведены в конце 1800-х годов.

С тех пор мы наблюдаем всплеск интереса к концепциям и теориям обучения, когда различные психологи проводят исследования, чтобы помочь им понять, каким образом дети получают, обрабатывают и сохраняют знания и навыки во время обучения.

В этой статье мы рассмотрим одну из таких теорий обучения — теорию социального обучения Бандуры.

Что такое теория социального обучения?

Теория социального научения — это идея о том, что люди учатся, наблюдая и имитируя поведение, смоделированное другими. Бандура назвал это явление наблюдательным обучением. Короче говоря, нет необходимости иметь непосредственный опыт чего-то, чтобы учиться.

Для обучения через наблюдение необязательно должно быть живое наблюдение (т. е. реальный человек моделирует или демонстрирует поведение). Это также может происходить путем наблюдения за персонажами, реальными или вымышленными, в фильмах, телевизионных программах, видеоиграх и т. д.

Обучение через наблюдение также может происходить посредством словесных инструкций или слушания того, как кто-то описывает или объясняет, как что-то делается.

Что нам нужно знать о теории социального обучения?

  • Что такое теория социального обучения ? Теория социального научения — это идея о том, что поведению можно научиться посредством наблюдения, моделирования и имитации.
  • Кто разработал эту теорию? Альберт Бандура разработал свою теорию после серии известных теперь исследований, известных как эксперименты с куклой Бобо.
  • Существуют ли другие теории, связанные с теорией социального обучения? Бандура построена на теориях классического и оперантного обусловливания, выдвинутых теоретиками поведения Иваном Павловым и Б. Ф. Скиннером.
  • Каковы элементы теории социального обучения? Бандура определил четыре фактора (или элемента), необходимых для успешного обучения через наблюдение.
  • Как мы можем использовать теорию социального обучения в нашем классе? Педагоги считают теорию социального обучения мощным инструментом для обучения, обучения, мотивации учащихся и управления поведением.
  • Есть ли критика теории социального обучения? Некоторые критиковали теорию Бандуры за ее ограниченность и узкий взгляд.

Давайте углубимся в каждый из них более подробно, чтобы лучше понять теорию социального обучения.

Кто разработал теорию социального обучения?

Теория социального обучения была разработана канадским психологом Альбертом Бандурой.

Бандура считал, что все виды поведения усваиваются посредством социального подражания, а не генетики. В начале 19В 60-х годах он начал проводить серию известных теперь исследований, известных как эксперименты с куклами Бобо, которые привели к развитию его теории, которую он опубликовал в 1977 году.

В рамках этих экспериментов группа детей индивидуально подвергалась воздействию взрослого модель, которая была физически и словесно агрессивна по отношению к кукле Бобо.

Когда этих детей оставили играть с куклой Бобо самостоятельно, многие из них имитировали и воспроизводили поведение, которое они наблюдали.

Этот эксперимент был повторен позже, но на этот раз взрослая модель была либо вознаграждена, либо вынесена порицание за оскорбительное поведение.

Результаты этих экспериментов показали, что на детей можно влиять и что они могут учиться, наблюдая за поведением других.

Это также показало, что поведение, которое подкрепляется или вознаграждается, имеет тенденцию повторяться, тогда как поведение, которому делают выговор, повторяется с меньшей вероятностью.

Какие еще теории связаны с теорией социального обучения?

Теория социального научения глубоко укоренилась в классической обусловленности Павлова и оперантной обусловленности Скиннера.

Теория социального научения Бандуры часто связана с теориями поведенческого научения, которые фокусируются на идее о том, что любое поведение человека приобретается посредством обусловливания и взаимодействия с внешней средой.

Бихевиористы считают, что все люди могут быть обучены выполнять любую задачу в надлежащих условиях и условиях, независимо от их происхождения или способностей.

В теории социального научения Бандура соглашается с бихевиористскими теориями научения классического и оперантного обусловливания, выдвинутыми психологами Иваном Павловым и Б. Ф. Скиннером соответственно.

Однако он считает, что прямое подкрепление не может объяснить все типы обучения, поскольку и дети, и взрослые часто учатся, не имея непосредственного опыта и не демонстрируя своего нового поведения.

Например, ребенок, который никогда раньше не катался на велосипеде, будет знать, что нужно сесть в седло и нажимать ногами на педали, чтобы велосипед двигался.

Этот ребенок научился бы такому поведению, наблюдая за моделью.

Эта модель могла быть другим ребенком или взрослым в их окружении, но также могла быть героем мультфильма по телевизору.

Это побудило Бандуру добавить две собственные идеи при формулировании своей теории:

  • Поведение изучается из окружающей среды посредством обучения через наблюдение.
  • Существуют психические факторы, которые определяют, приобретается ли новое поведение.

Принимая во внимание, что не все модели поведения, за которыми наблюдают, будут имитировать, Бандура определил четыре фактора (или элемента), необходимых для успешного обучения через наблюдение.

Каковы 4 элемента теории социального обучения?

  • Внимание: Урок должен увлечь ученика настолько, чтобы удерживать его внимание.
  • Сохранение: Учащиеся должны уметь запоминать то, что они видели или слышали.
  • Репродукция: Учащимся нужно дать время попрактиковаться в наблюдаемом поведении.
  • Мотивация: Учащийся должен уметь видеть преимущества нового поведения для долгосрочного усвоения.

Внимание : Чтобы поведение можно было наблюдать и впоследствии имитировать, наблюдатель должен сначала заметить поведение и сосредоточить на нем свое внимание.

Если поведение не вызывает интереса у наблюдателя или он отвлекается, маловероятно, что поведение будет воспроизведено на более позднем этапе.

Сохранение : Наблюдатель должен иметь возможность запомнить поведение, которое он наблюдал, и сохранить его в своей памяти для доступа к нему на более позднем этапе.

Даже если поведение имитируется вскоре после того, как оно замечено, это все равно требует значительных навыков памяти. На способность учащегося удерживать может влиять ряд факторов.

Воспроизведение : Это включает воспроизведение наблюдаемого поведения. Способность наблюдателя воспроизвести поведение будет зависеть от того, сохранили ли они поведение после наблюдения.

Конечно, удержание здесь не единственный фактор. Физические возможности человека также могут ограничивать его способность воспроизводить поведение.

Мотивация: Чтобы воспроизвести поведение, наблюдатель должен быть мотивирован для его воспроизведения.

Эта мотивация может быть внутренней или внешней. Поощрение и наказание являются ключевыми факторами мотивации, при этом учащиеся с большей вероятностью будут подражать наблюдаемому поведению, если оно приводит к положительному результату.

Мотивация может также возникать из наблюдения за тем, как другие получают вознаграждение за такое же поведение.

Самоэффективность человека или его вера в собственную способность воспроизводить поведение также могут оказывать значительное влияние на мотивацию.

Как можно применить теорию социального обучения в классе?

Как учителя, мы хотим, чтобы наши ученики были успешными и учились в меру своих способностей. То, как мы учим, и стратегии, которые мы используем, а также обстановка в классе — все это влияет на преподавание и обучение.

Давайте рассмотрим несколько способов использования теории социального обучения Бандуры в нашем классе.

Поведение

Хорошее управление классом является ключом к успешному преподаванию и обучению. Без этого может наступить хаос, и это будет мешать как учителю, так и ученикам.

Теория социального обучения может быть использована для поощрения и обучения желаемому поведению в классе с помощью положительного подкрепления и вознаграждения.

Например, ученик, которого хвалят за то, что он поднял руку, чтобы заговорить, скорее всего, повторит это поведение. Кроме того, другие учащиеся последуют их примеру и поднимут руки, увидев, что поведение привело к положительному результату.

И наоборот, учащийся, получивший выговор за нежелательное поведение, с меньшей вероятностью повторит такое поведение, как и его сверстники, которые также захотят избежать негативных последствий повторения действия.

Обучение

Как указывалось ранее, одной из предпосылок успешного обучения через наблюдение является то, что внимание наблюдателя сосредоточено на поведении.

Поэтому, прежде чем демонстрировать или моделировать что-то нашим ученикам, крайне важно привлечь их внимание . Обеспечение того, чтобы уроки соответствовали уровню и были как можно более увлекательными, поможет поддерживать внимание учащихся.

Запоминание смоделированного поведения или информации также является ключом к успешному обучению. Как известно, отдельные ученики учатся по-разному.

Один из способов, которым мы можем помочь нашим учащимся запомнить информацию и поведение, — это включить в наш урок как можно больше различных действий. Мультисенсорный подход к обучению помогает увеличить запоминание.

Например, проводя урок в устной форме, мы можем использовать наглядные пособия, чтобы закрепить информацию.

Мотивация учащихся

Как определил Бандура, для успешного обучения через наблюдение наблюдатель должен быть мотивирован для воспроизведения поведения.

Исследования показывают, что учителя, которые полны энтузиазма и увлечены преподаванием, могут мотивировать учащихся учиться, поскольку они склонны подражать своему учителю.

Учителя могут внешне мотивировать учащихся с помощью положительного подкрепления и вознаграждений. Они также могут помочь повысить внутреннюю мотивацию и самоэффективность учащегося за счет вербального убеждения, положительного подкрепления и конструктивной обратной связи.

Теория самоэффективности Бандуры уходит своими корнями в теорию социального обучения. Если учащийся уверен в себе и считает, что у него есть возможность воспроизвести определенное поведение, то он с большей вероятностью попытается и добьется успеха.

И наоборот, если учащемуся не хватает уверенности в себе и он не верит, что сможет выполнить задание, то он с меньшей вероятностью приложит усилия для выполнения задания и в конечном итоге может потерпеть неудачу.

Наша работа как преподавателей состоит в том, чтобы найти различные способы мотивации наших учащихся к учебе.

Работа в парах и группах

В нашем классе обучение происходит не только благодаря тому, что учащиеся наблюдают за своим учителем.

Обучение также происходит путем наблюдения за своими сверстниками, поэтому парная и групповая работа в классе может иметь много преимуществ.

Например, если учащийся с более высокими способностями соединяется с учащимся, испытывающим затруднения, это позволяет проводить коучинг со сверстниками.

Это очень полезная и эффективная стратегия, используемая сегодня в классах. Студенты часто более склонны обращать внимание на своих сверстников, чем на другого взрослого.

При содействии групповой работе учитель может поместить менее мотивированного учащегося в группу с высоко мотивированным учащимся с намерением, чтобы их влияние побудило другого учащегося взять на себя некоторую ответственность, помогая немотивированному учащемуся учиться.

Каждый член группы может выступать в качестве модели, а члены группы могут учиться, наблюдая за поведением и отношением своих сверстников.

Критика теории социального обучения

Хотя теорию социального обучения хвалят за то, что она предлагает нам другой взгляд на то, как происходит обучение, она не лишена недостатков и вызывает критику со стороны тех, кто считает, что у нее есть свои ограничения.

Многие теоретики считают, что он предлагает слишком узкую точку зрения, игнорируя важные влияния окружающей среды и такие факторы, как социально-экономический статус.

Теория социального научения предполагает, что действия и поведение человека определяются обществом и не принимает во внимание индивидуальную ответственность.

Он также не принимает во внимание влияние биологических факторов, таких как генетика, поскольку теоретики-биологи утверждают, что некоторые модели поведения на самом деле частично наследуются.

Заключение

Теория социального обучения, безусловно, занимает свое место в нашей системе образования и предлагает нам лучшее понимание того, как учатся наши ученики.

Однако учителям также важно осознавать, что если стратегии не реализованы правильно или используются непоследовательно, они вряд ли будут эффективными.

Следует также отметить, что то, что работает для одних учеников, может не работать для других, независимо от того, насколько сильно они поощряются или наказываются. Нет сомнений в том, что существует множество внешних факторов, влияющих на желание и способность учащегося учиться.

Теория социального научения показывает нам, что наблюдение играет важную роль в формировании знаний, поведения и отношения наших учащихся.

По этой причине учителя должны быть превосходными образцами для подражания и обеспечивать инклюзивность, вдохновение и сострадание по отношению к своим ученикам.

Часто задаваемые вопросы по теории социального обучения

Что такое теория социального обучения?

Теория социального обучения Бандуры вращается вокруг идеи о том, что люди учатся, наблюдая и имитируя поведение, смоделированное другими. Бандура назвал это явление наблюдательным обучением. Короче говоря, нет необходимости иметь непосредственный опыт чего-то, чтобы учиться.

Каковы 4 элемента теории социального обучения?

Внимание: Урок должен увлечь ученика настолько, чтобы удерживать его внимание.
Запоминание: Ученики должны уметь запоминать то, что они видели или слышали.
Репродукция: Ученикам нужно дать время на отработку наблюдаемого поведения
Мотивация: Ученик должен уметь видеть преимущества нового поведения для долговременного усвоения.

Похожие сообщения:

Как теория социального обучения работает в образовании

У каждого учителя есть такие ученики. Те, которые делают класс трудным. Они говорят вне очереди, запугивают других детей и выражают поведенческие проблемы, которые могут вывести учителя из себя. Хотя эти ситуации могут разочаровывать, проблемы учащегося могут быть связаны с отсутствием руководства в классе.

«Содержание большинства учебников скоропортящееся, но инструменты самостоятельности со временем хорошо служат». -Альберт Бандура  

Нынешние и подающие надежды учителя знают, что одна из их самых важных обязанностей — давать ученикам рекомендации, необходимые им для того, чтобы они стали лучшими учениками и людьми, а не просто учить их урокам по книгам. Правильное понимание теорий обучения может помочь учителям наладить контакт со студентами, которые плохо себя чувствуют или испытывают проблемы с успеваемостью. Практическое применение правильной теории социального обучения может напрямую решать поведенческие проблемы и иметь решающее значение для улучшения образовательного пути учащегося.

Проще говоря, теория социального обучения утверждает, что люди в первую очередь учатся, наблюдая за другими. На это обучение, которое носит социальный, а не просто поведенческий характер, как считалось раньше, можно воздействовать (например, ребенок видит, как брат или сестра вежливо просят угощение и получают его), или не реагировать (например, подросток слышит друг описывают взлом замка, и они узнают что-то новое, но сами не пробуют). Особенно когда речь идет об агрессивном поведении, теория социального обучения играет большую роль в том, как люди, дети, учатся. При рассмотрении социального обучения в контексте агрессивного поведения теория объясняет, как возникает агрессия, провокации, связанные с этим типом поведения, и результаты паттернов агрессии.

Теория социального обучения состоит из четырех элементов:

  • Внимание. Дети не могут учиться, если они не сосредоточены на задании. Внимание ребенка должно быть захвачено, чтобы он мог имитировать поведение. Способность обращать внимание во многом зависит от доступности наблюдаемого поведения, сложности поведения и его воспринимаемой ценности.
  • Удержание. Люди учатся, усваивая информацию. Затем мы вспоминаем эту информацию, когда хотим отреагировать на ситуацию, в которой есть элементы, напоминающие нам о том, что мы узнали. Чтобы учиться на наблюдениях, мы должны сохранить эту информацию. Сохраняя последовательность поведения вместе с его последствиями, учащийся может извлечь эти знания и применить их к будущим имитациям поведения.
  • Репродукция. Мы воспроизводим наше ранее изученное поведение или знания, когда это необходимо. Выполнение поведения, демонстрируемого моделью, или ссылка на него в наших действиях может улучшить то, как мы реагируем. Когда поведение повторяется в различных социальных контекстах, учащийся может учитывать обратную связь и корректировать или изменять способы выполнения этого поведения в будущих взаимодействиях.
  • Мотивация. Желание выполнять поведение, основанное на наградах и наказаниях, возникающих в результате моделирования действий. Когда воспринимаемое вознаграждение перевешивает воспринимаемую цену, человек с большей вероятностью будет подражать поведению. Социальные реакции и последствия определяют, будет ли повторяться наблюдаемое поведение в будущем.

Теория социального обучения предполагает, что социальное моделирование и хорошее поведение являются мощными инструментами в классе. Если дети видят положительные результаты такого действия, как внимание к уроку, они с большей вероятностью выполнят это действие сами. И наоборот, если они видят негативные последствия, они, скорее всего, избегают такого поведения. Поведенческие и когнитивные теории обучения являются неотъемлемой частью теории социального обучения. Как всеобъемлющая модель, открытая для широкого спектра обучающего опыта, социальное обучение учитывает социальный контекст, чтобы понять, что обучение — это не только поведенческий, но и когнитивный процесс. Это означает, что учителя могут использовать системы наказания и поощрения, чтобы помочь учащимся учиться на чужих примерах. Теория социального обучения также способствует самоэффективности посредством конструктивной обратной связи. Студенты, которые получают положительное подкрепление, как правило, больше уверены в себе и своих способностях — теория утверждает, что положительное взаимодействие будет выделяться в их сознании, и они захотят повторить свое хорошее поведение.

Альберт Бандура (1925–2021) — отец теории социального обучения. В 1960-х годах он провел ставший теперь известным эксперимент под названием «Эксперимент с куклой Бобо», который привел к его официальным работам по теории социального обучения в 1977 году. изучали поведение детей после того, как они наблюдали, как взрослый агрессивно вел себя по отношению к кукольной игрушке с низким центром масс, которая качалась назад после того, как ее сбили с ног. Самым важным элементом эксперимента было наблюдение за тем, как дети вели себя после того, как увидели, как взрослый получает вознаграждение, наказание или не сталкивается с какими-либо последствиями за физическое насилие над куклой Бобо. Эти эксперименты помогли показать, как на детей можно повлиять, научившись усваивать или имитировать поведение других. Затем Альберт Бандура применил эти идеи к поведенческому развитию учащихся.

Лев Выготский (1896–1934) также был известен своей работой по изучению того, как дети школьного возраста учатся у своих сверстников, хотя его работа была больше сосредоточена на когнитивном и языковом развитии. Выготский сосредоточил внимание на зоне ближайшего развития (ЗБР), которая определяет разницу между тем, что ребенок может делать без посторонней помощи, и тем, чего он может достичь с помощью руководства и поощрения. Выготский предполагает, что социальное взаимодействие между студентом и моделью является важной частью процесса обучения и называется совместным или кооперативным диалогом.

Многое было изучено за десятилетия, прошедшие с момента появления теории социального обучения. С психологической точки зрения до реального воздействия в области социальной работы и образования социальное обучение оказалось эффективным инструментом для понимания поведения, взаимодействий и отношений детей. Социальное обучение также помогло нам наблюдать, как когнитивные факторы и факторы окружающей среды способствуют обучению и поведению. На практике теория социального обучения предлагает множество преимуществ, в том числе:

  • Гибкий. Теория социального обучения является фундаментальной и достаточно динамичной, чтобы ее можно было применять ко многим видам поведения, а также к формальным и неформальным учебным средам, начиная от классной комнаты и заканчивая сетями знаний в более широкой публике.
  • Адаптируемый. Теория поддерживает идею о том, что обучение происходит различными способами, включая тщательное наблюдение, подражание и непосредственный практический опыт. Кроме того, теория социального обучения поддерживает идею о том, что большинство людей процветают и адаптируются к новым условиям и ситуациям.
  • Легко наносится. Теория социального научения применялась во многих ситуациях и неизменно демонстрирует тесную взаимосвязь между концепциями социального научения и поведением.
  • Сильные результаты. Степень, вероятность и частота подкрепления влияют на подражание и приводят к улучшению результатов, включая повышение вовлеченности и улучшение коммуникации. Теория социального обучения также способствует более сильным результатам, основанным на ее способности более легко отслеживать конкретное поведение и создавать улучшенную среду, которая влияет на то, как люди учатся и ведут себя.

Альберт Бандура также является создателем социальной когнитивной теории, которая расширяет возможности теории социального обучения и связана с когнитивной теорией обучения. Изучая принятие решений и усвоенное поведение, когнитивная теория расширяет теорию социального научения, принимая во внимание сопутствующие факторы, такие как личность человека и мыслительный процесс, преимущества самого поведения и их окружение. В социальной когнитивной теории Бандура постулирует, что люди не только формируются под влиянием своего окружения и внутренних сил, но и стремятся влиять на свое окружение и внутренние силы. Самоэффективность является ключевым понятием в рамках этой теории.

Новаторский эксперимент Бандуры с куклой Бобо доказал, что дети учатся развивать новые реакции, наблюдая за поведением окружающих. Обучение через наблюдение предполагает, что те, за кем наблюдают, служат моделями, и дети стремятся быть похожими на своих моделей, подражая им.

Модели играют ключевую роль в развитии детей, и часто наблюдаемое поведение влияет на многие отношения, поведение и идеи, которые ребенок усваивает в процессе своего развития. Основываясь на эксперименте Бандуры, дети усваивают и сохраняют поведение, которому они подвергаются, что потенциально определяет их индивидуальные взгляды, начиная от имитации мужского и женского поведения, развития антисоциальных или социальных личностей и принятия определенных взглядов и поведения в долгосрочной перспективе.

Пожалуй, одной из самых влиятельных моделей в жизни ребенка является роль учителя. Учителя играют решающую роль в процессе обучения ребенка, и теория Бандуры поддерживает идею о том, что подкрепление, возможно, является наиболее важным элементом обучения через наблюдение. Дети с большей вероятностью узнают и повторят поведение на основе таких факторов, как похвала или вознаграждение, или в силу мотивации продолжать демонстрировать выученное поведение. Учитель не только вносит свой вклад в образовательную основу ребенка, но также помогает в обеспечении поощрения и подкрепления, необходимых для сохранения во всех аспектах их жизни в детстве и во взрослой жизни.

Одно дело изучать социальное обучение, и совсем другое — внедрить его в свой класс. Важно понять стратегии того, как использовать эту теорию и помочь учащимся преуспеть в ней. Сочувствие и забота имеют решающее значение для того, чтобы эта теория обучения достигла положительных результатов в вашем классе. Учителя должны всегда помнить, что они могут сосредоточиться на подкреплении, чтобы сформировать поведение, смоделировать соответствующее поведение и повысить самоэффективность в рамках своей модели в классе.

Модель перевернутого класса. Модель перевернутого класса предполагает изменение традиционного расписания обучения. Вместо того, чтобы учитель читал лекции в течение учебного дня, учащиеся смотрят обучающее видео или читают материалы дома. Затем в классе они применяют то, чему научились, выполняя действия или задания, которые могли быть домашним заданием. Учителя выступают в роли гидов и наставников, помогая им продолжать обучение. Это воплощает в себе теорию социального обучения, потому что учащиеся могут наблюдать за поведением и действиями других учащихся во время обучения и деятельности, видеть, когда их хвалят и поощряют, и применять эти наблюдения к своему обучению. Учителя могут использовать эту модель, записывая свои лекции по определенному предмету, чтобы учащиеся могли смотреть это видео в качестве домашнего задания, а затем задавать вопросы и работать над заданиями на следующий день.

Геймификация и моделирование. Геймификация и моделирование помогают учителям сделать свой класс более интерактивным, превращая задания и действия в игры. Геймификация может включать в себя превращение деятельности в соревновательную игру с наградами для победителей, создание той уникальной и новой искры, которая привлечет интерес учащихся.

Моделирование в классе помогает добавить интереса и веселья в классную ситуацию. Учебное испытание, условный город, цифровая симуляция — это отличные способы улучшить обстановку в классе и заинтересовать учащихся. Между тем, они могут учиться, проводя исследования для задания, взаимодействуя со своими сверстниками и учась у них. Учителя могут начать с тестирования модуля, включающего простую игру или симуляцию, а затем добавить новые игры или симуляции в более крупных масштабах.

Коучинг равных. Совместное обучение — отличный способ помочь учащимся учиться друг у друга. Студенты, связанные друг с другом, могут наблюдать и учиться, помогая друг другу на этом пути. Важно быть осторожным при организации коучинга сверстников, так как вы не хотите, чтобы учащиеся чувствовали себя некомфортно или неуверенно из-за того, что другой учащийся помогает им. Репетиторство с равными может хорошо работать для изучения математики, написания и редактирования статей и многого другого. Чтобы успешно внедрить коучинг со сверстниками, внимательно наблюдайте за учащимися, чтобы определить, какие пары подходят друг другу. Старшие ученики также могут выполнять эту роль, передавая то, чему они научились у взрослых, когда они сами учатся преподавать.

Существует множество цифровых ресурсов, которые могут помочь учителям внедрить социальное обучение в свой класс и помочь учащимся улучшить поведение и добиться успеха. Использование социальных инструментов обучения полезно для педагогики и андрагогики и включает социальное программное обеспечение для улучшения обмена между людьми и системами, например:

Google Sky: этот ресурс представляет собой моделирование неба, которое может помочь учащимся узнать об астрономии.

  • Padlet: Padlet может помочь учащимся и учителям сотрудничать. Студенты могут общаться и работать друг с другом, просматривая обучающие видео или читая статьи, написанные учителем.
  • edpuzzle: Edpuzzle позволяет учителям создавать видеоконтент для удобства учащихся.
  • quizzizz: Quizizz — отличный вариант игры, который делает обучение и викторины более увлекательным игровым вариантом.
  • Ward’s Science: видеоролики с практическими рекомендациями — отличный способ для учащихся учиться дома, особенно в перевернутом классе.

Если вы являетесь действующим или начинающим преподавателем, важно понимать, как различные теории обучения могут принести пользу вашему классу и помочь учащимся добиться успеха. Учителя играют ключевую роль в жизни детей и служат для того, чтобы вдохновлять их личным примером, а также посредством мотивации и подкрепления, данного ребенку. Применение правильной теории обучения, основанной на потребностях каждого ребенка, имеет решающее значение для его развития и может оставить неизгладимое впечатление, имеющее основополагающее значение для формирования его будущего.

Если вы заинтересованы в том, чтобы использовать эти теории для изменения жизни, подумайте о том, чтобы получить экспертные знания в области образования со степенью Педагогического колледжа WGU.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts