Какая ситуация типична для формального лидерства: Формальное и неформальное лидерство в организации —

Содержание

Психологические особенности лидера-подростка | ДЦ «Луч-П»

   Подростковый возраст – сложный этап в становлении личности. Основные трудности данного периода раскрываются такими характеристиками, как «переходный», «кризисный», «критический». «Переходным» данный период называют из-за того, что он является этапом между детством и юностью. Для подростков характерна невозможность существовать без взрослых, полная зависимость от старших. «Кризисным» подростковый возраст является ввиду конфликтов. Провоцируют подростка его собственные биологические, психические или личностные особенности. «Критическая» оценка подросткового возраста обусловлена, во-первых, особенностями, интересами ребенка, которые часто происходят скачкообразно и неожиданно. Во-вторых, все происходящие изменения часто заставляют подростка активно проявлять разные формы непослушания и протеста (грубость, замкнутость). В этом возрасте завершается физическое созревание человека, закладываются основные черты его мировоззрения и характера. Именно на этом этапе зачастую определяется, как в дальнейшем сложится судьба ребенка.

   Лидер (с англ. leader – ведущий) – это лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Лидер — это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в этой группе. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

   В подростковом возрасте при формировании группировок очень явно проявляется власть девочек. Мальчики по своему развитию в этом возрасте несколько отстают от девочек — года на два. Поэтому мальчики, немножко запаздывая во взрослении, вначале невольно подчиняются лидерству девочек.

Внешне это незаметно, но, анализируя поведение подростков, можно обнаружить, какая из девочек какой группой мальчиков руководит и как она это делает. Как правило, это девочки, которые были лидерами всегда: в детском саду, в начальной школе, во дворе.

   В социальной психологии принято выделять два типа лидеров в группе: формальный (с руководителем) и неформальный (собственно лидер).

  Формальный лидер — назначенный лидер, который наделен законной властью для воздействия на других. Например, это назначенный классным руководителем староста в школьном классе.

  Во время работы группа может иметь одного формального лидера, но лидерские функции могут выполняться несколькими людьми. Тут уже справедливо определение «неформальный лидер».

  Неформальные лидеры — члены группы, чей авторитет опирается на их влияние в группе. Неформальные лидеры не наделены законной властью, их влияние опирается в основном на компетентность и авторитет.

  По характеру деятельности психологи выделяют универсального лидера, который постоянно проявляет свои качества лидера, и ситуативного, того, кто проявляет качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях.

  Исследователи описали следующие лидерские роли:

  • лидер-организатор (реализует функцию групповой интеграции)
  • лидер-инициатор (задает тон в решении групповых проблем)
  • лидер-генератор эмоционального настроя (в значительной степени аналог роли эмоционального лидера)
  • лидер-эрудит (олицетворяет интеллектуальное лидерство)
  • лидер эмоционального притяжения
  • лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).
  • лидер игрового звена(в футболе, хоккее)
  • лидер досуга (в свободном общении)
  • лидер-диспетчер (спортсмен, ведущий игру партнеров, своего рода дирижер на спортивном поле),
  • ситуативный лидер (эпизодическая кратковременная роль в ситуациях спортивных игр), и т. д.

   Если все лидерские роли совмещаются в одном ребенке – лидере, то это настоящий лидер по жизни. Развитие и совмещение в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности и т. д.

   Психологи утверждают: «Чтобы повести за собой массы, нужно в первую очередь обладать яркой харизмой, индивидуальностью, иметь творческое мышление, фонтанировать идеями и уметь применять на практике чужие». Лидерские качества проявляются в упорстве и целеустремленности. Такие люди без проблем могут сплотить вокруг себя команду единомышленников, они обладают ответственностью.

  Харизматическое лидерство является особой формой исключительного и одарённого влияния на других людей при помощи своей личной привлекательности. Оно привлекает людей, чем-то особенным, тем, чего нет ни в ком другом, это и есть та самая харизма. Благодаря ей подросток может получить всеобщую поддержку и признание. Харизматичный лидер – это, как правило, человек психически сильный, волевой, успешный, ему легко реализовывать поставленные цели, он прекрасно себя чувствует в социуме. Немецкий политолог и социальный психолог М. Вебер полагал, что харизма – это уникальное качество личности. Оно помогает выглядеть на фоне других исключительным, незаурядным человеком, который наделен особенной силой, недоступной для большинства.

Согласно теории Вебера, такая личность способна воздействовать на огромные массы людей, «заряжать» их определенной энергетикой.

 Среди разных видов одаренности выделяют социальную или лидерскую одаренность. Синонимом этого сочетания является понятие «организаторские способности». Лидерская одаренность выражается в способности понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностейдругих людей, эмпатия, рефлексия. Очень часто наблюдается и яркое чувствоюмора, помогающее им нравиться другим людям.

  Качества лидера непосредственно зависят от его темперамента. Так, лидер с холерическим темпераментом способен прекрасно ладить с людьми, отличается инициативностью, живостью ума, решительностью. Лидер с сангвинистическим темпераментом деловит, энергичен, общителен и отзывчив.

Он обладает высокой работоспособностью, но не любит кропотливый труд. Лидер — флегматик не способен проявлять свои эмоции, но его работоспособность феноменальна. Меланхолик очень чувствителен к критике, мнителен и необщителен. Такой тип темперамента менее подходит для лидера.

  Заметное развитие у подростков-лидеров приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. Поэтому, лидер должен обладать мужеством, твердо и решительно принимать смелые решения и действия на пути из неудач и трудностей. Контролировать себя, испытывая страх, решать сложные задачи. В основном лидер обладает устойчивостью и твердостью характера. В разных жизненных ситуациях человек должен быстро и твердо принимать правильное решение, от которого может зависеть положение всей группы.

  Аналитический склад ума тоже характеризует лидера. Хороший лидер видит ситуацию в целом, он может разбить ее на части для ближайшего рассмотрения. То есть, удерживая цель в поле своего зрения, хороший руководитель может разбить ее на промежуточные цели, чтобы выработать управляемые шаги и добиться прогресса в этом направлении.

  Таким образом, лидер среди подростков является эталоном для группы, все его качества и поступки являются оценочным критерием для других. Подростковый возраст — благоприятный период для воспитания лидерских качеств у ребенка, где оптимально его включение в совместную деятельность с педагогами и родителями, стимулирующими развитие у подростков лидерских качеств самосознания, самовоспитания, самооценки.

 

 

Тест c ответами по предмету лидерство – пройти тест онлайн бесплатно

    Авторам

    8-800-333-85-44

    Оформить заявку

    Вход

    • Справочник
    • Онлайн-калькуляторы
    • Тесты с ответами

    Выполним любые типы работ

    • Дипломные работы
    • Курсовые работы
    • Рефераты
    • Контрольные работы
    • Отчет по практике
    • Эссе
    Узнай бесплатно стоимость работы

    Менеджмент

    Менеджмент

    Менеджмент

    Менеджмент

    Менеджмент

    Менеджмент

    Менеджмент

    Менеджмент

    Менеджмент

    • Контрольная работа

      от 1 дня /

      от 100 руб

    • Курсовая работа

      от 5 дней /

      от 1800 руб

    • Дипломная работа

      от 7 дней /

      от 7950 руб

    • Реферат

      от 1 дня /

      от 700 руб

    • Онлайн-помощь

      от 1 дня /

      от 300 руб

    Оставляй заявку — и мы пройдем все тесты за тебя!

    Что такое неформальное лидерство и чем оно отличается от формального лидерства

    Лидерство — это широкий и всеобъемлющий термин, который может быть трудно определить. Однако большинство людей согласится с тем, что лидерство — это влияние на других для достижения общей цели. Есть много разных способов лидерства, и неформальный лидер — один из наиболее часто используемых методов. Неформальные лидеры не назначаются и не избираются, а органически возникают внутри группы. У них может не быть официальной власти, но они часто обладают большим влиянием.

    В этой статье мы рассмотрим, что значит быть неформальным лидером, и обсудим некоторые качества, которые делают его успешным. Мы также рассмотрим несколько советов для начинающих неформальных лидеров. Итак, если вам интересно узнать больше об этом влиятельном типе лидера, продолжайте читать!

    Неформальное лидерство может быть одним из самых важных аспектов набора инструментов лидера, но также и одним из самых сложных для освоения. Этот тип лидерства часто основан на отношениях и взаимодействии, а не на формальном авторитете. В результате может быть трудно понять, когда и как использовать методы неформального лидерства. Однако, обладая небольшими знаниями и практикой, вы можете научиться эффективно использовать неформальную власть для достижения своих целей.

    Содержание

    • 1 Что такое неформальное лидерство?

      Неформальное лидерство — это тип лидерства, который официально не признается и не санкционируется организацией. Этот тип лидерства часто возникает из-за индивидуальных действий и поведения людей внутри организации, а не из-за какой-либо официальной должности или полномочий.

      Неформальных лидеров можно найти в организациях любого типа, от предприятий до школ и государственных учреждений. У них может не быть официального звания или положения, но они часто обладают большой властью и влиянием в организации благодаря своей способности мотивировать и вдохновлять других.

      Неформальные лидеры обычно обладают определенными качествами, которые позволяют им эффективно руководить без формальных полномочий. Эти качества могут включать сильные коммуникативные навыки, харизму, способность решать проблемы и глубокое знание работы организации.

      Чем неформальное лидерство отличается от формального лидерства?

      Неформальное лидерство , как правило, более массовое и возникающее , в то время как формальное лидерство осуществляется сверху вниз. Неформальное лидерство часто исходит от людей, увлеченных определенной проблемой или обладающих ценными навыками и знаниями, которыми можно поделиться. Эти люди могут не иметь никаких официальных полномочий, но все же могут иметь значительное влияние в группе. С другой стороны, формальные лидеры назначаются или избираются на свои должности и обычно имеют больше официальных полномочий для принятия решений и осуществления изменений.

      Между неформальным и формальным лидерством может быть много общего, и два типа лидеров могут работать вместе для достижения общих целей. Однако важно отметить, что они часто имеют разные приоритеты и подходы. Неформальные лидеры, как правило, сосредотачиваются на построении отношений и решении проблем, в то время как формальные лидеры больше внимания уделяют принятию решений и достижению целей. Это может привести к напряженности и конфликтам, если у этих двух групп разные планы.

      Стоит также отметить, что неформальное лидерство может быть более подвержено коррупции и принуждению. Лица, обладающие неформальной властью, могут использовать ее для личной выгоды, или другие могут оказывать на них давление, чтобы они принимали решения, не отвечающие интересам группы. Формальные лидеры, как правило, менее уязвимы для такого рода влияний, но все же могут столкнуться с сопротивлением подчиненных, если примут непопулярные решения.

      Преимущества неформального лидерства

      1. Неформальное лидерство выгодно, поскольку позволяет быстро и эффективно общаться между лидерами и последователями. Когда необходимо принять решение, неформальный лидер может быстро передать сообщение и получить обратную связь от последователей. Этот тип общения важен в быстро меняющейся рабочей среде.
      2. Неформальное лидерство также может помочь мотивировать сотрудников. Неформальный лидер может служить образцом для подражания и задавать тон на рабочем месте. Сотрудники, которые чувствуют мотивацию и поддержку, более продуктивны и счастливы на работе.
      3. Неформальное лидерство может помочь наладить отношения на рабочем месте. Формируя отношения с коллегами, сотрудники с большей вероятностью будут сотрудничать и сотрудничать друг с другом. Это может привести к более позитивной рабочей среде и повышению производительности.
      неформальный лидер

      Как развить навыки неформального лидерства?

      Формальные лидерские навыки можно освоить в классе или во время обучения на рабочем месте. Однако навыкам неформального лидерства труднее научить, и они часто требуют большего самосознания и самоанализа. Вот несколько советов по развитию навыков неформального лидерства:

      1. Знайте свои сильные и слабые стороны

      Чтобы эффективно руководить другими, вам необходимо знать свои сильные и слабые стороны. Если вы не осознаете собственных недостатков, вам будет сложно работать над их исправлением. Точно так же, если вы знаете свои сильные стороны, вы можете использовать их, чтобы влиять на других.

      2. Будьте скромны и искренни

      По-настоящему эффективные лидеры не ведут себя так, будто они лучше всех остальных. Вместо этого они скромны и искренни, что позволяет другим доверять им и следовать за ними. Люди с большей вероятностью будут уважать и доверять тому, кто искренен и приземлен, а не тому, кто высокомерен и отчужден.

      3. Будьте хорошим слушателем

      Хорошие лидеры также умеют слушать. Когда вы слушаете других, вы показываете, что цените их вклад и мнение. Умение слушать также позволяет вам лучше понять проблему или ситуацию, что может помочь вам найти лучшие решения.

      4. Будьте терпеливы и прощайте

      Лидерство может вызывать стресс, и время от времени вы неизбежно будете совершать ошибки. Когда это происходит, важно быть терпеливым и прощать. Если вы гневно отреагируете или наброситесь на других, это только усугубит ситуацию. Вместо этого старайтесь сохранять спокойствие и конструктивность, даже когда что-то идет не так.

      5. Будьте открыты к переменам

      Лидеры , добившиеся успеха, принимают перемены . Они знают, что мир постоянно меняется и что им нужно адаптироваться, чтобы не отставать. Если вы не хотите меняться, вы быстро отстанете и станете неактуальными. Вместо этого будьте открыты для новых идей и новых способов ведения дел. Когда дело доходит до лидерства, гибкость является ключевым моментом.

      Развитие навыков неформального лидерства может быть сложным, но полезным процессом. Следуя приведенным выше советам, вы сможете развить и улучшить свои навыки неформального лидерства.

      Проблемы неформального лидерства

      Неформальное лидерство может быть проблемой, потому что может быть трудно определить, кто отвечает. Этот тип лидерства часто возникает спонтанно, когда кто-то берет на себя инициативу в ситуации, и нет четкой иерархии или субординации. Это может привести к путанице и конфликтам, поскольку люди могут не знать, за кем следовать или какие решения принимать.

      Неформальные лидеры также должны быть эффективными коммуникаторами, поскольку они должны быть в состоянии мотивировать и вдохновлять своих последователей. Они должны иметь возможность видеть общую картину и сообщать четкое видение будущего. Они также должны уметь эффективно управлять отношениями и укреплять доверие своих последователей.

      Неформальные лидеры часто должны быть гибкими и приспосабливаемыми, поскольку им может потребоваться изменить свои планы и стратегии на лету. Они также должны уметь справляться со стрессом и невзгодами, так как на пути часто будут возникать проблемы и препятствия.

      зеленых зонта и золотой зонт

      Каковы некоторые распространенные ловушки неформального лидерства?

      1. Одна из распространенных ловушек неформального лидерства заключается в том, что может быть трудно поддерживать постоянный уровень влияния и авторитета. Поскольку неформальные лидеры, как правило, не имеют официальной должности или звания, они могут легко потерять свое положение в группе, если не будут стабильно работать хорошо.
      2. Неформальные лидеры могут не обладать тем же уровнем знаний или опыта, что и лица, занимающие более формальные должности, что может ограничивать их способность принимать решения или давать указания.
      3. Может быть трудно справиться с конфликтами и разногласиями . Из-за отсутствия четкой иерархии или цепочки подчинения может быть сложно определить, кто должен принимать решения или разрешать споры. Это может привести к разочарованию и замешательству среди членов группы и, в конечном счете, помешать группе достичь своих целей.
      4. Неформальное лидерство также может быть рискованным, поскольку не существует формального процесса или структуры, защищающих лидера от ответственности за свои решения. Если что-то пойдет не так, вину может взять на себя неформальный лидер, даже если он не несет ответственности за результат. Это может нанести ущерб репутации лидера и затруднить сохранение его влияния в будущем.

      Когда и как использовать методы неформального лидерства?

      Техники неформального лидерства могут быть полезны при попытке достичь цели или задачи, особенно если цель зависит от времени. Например, если есть срочный заказ, который необходимо выполнить, использование неформального метода, такого как делегирование полномочий тому, кто способен справиться с задачей, может быть наиболее эффективным способом выполнения работы.

      Другой случай, когда неформальные приемы могут быть полезны, — это когда лидеру необходимо завоевать доверие последователей. В некоторых случаях более формальный подход может показаться холодным или неприступным. Использование неформальных методов, таких как уделение времени тому, чтобы слушать и проявлять интерес к другим, может помочь создать связь между лидером и последователями. Это может быть особенно важно в командных условиях, где важны сотрудничество и сотрудничество.

      Существует множество различных методов неформального лидерства, которые можно использовать в зависимости от ситуации. Важно знать о различных вариантах и ​​выбрать тот, который с наибольшей вероятностью поможет достичь желаемой цели.

      Неформальный лидер — это естественный лидер в группе

      Заключение : Короче говоря, неформальное лидерство — это термин, используемый для описания естественного лидера в группе . Этот человек может не иметь официального звания или должности, но часто именно он берет на себя ответственность и добивается цели. Преимущества неформального лидерства могут быть значительными, но важно понимать проблемы, связанные с этим типом власти, прежде чем пытаться использовать ее.

      Если вы хотите развить свои собственные навыки неформального лидерства, обязательно помните об этих распространенных ловушках. И если вы когда-нибудь окажетесь в ситуации, когда формальное лидерство не работает, не стесняйтесь попробовать некоторые из этих неформальных методов. Мы будем рады услышать о вашем опыте в комментариях ниже!

      Путь к лидерству: от неформального к формальному

      У вас нет официальной должности лидера в вашей организации? Кто-то, кто никуда не собирается, стоит между вами и должностью вице-президента или директора? Вы разочарованы ограничениями вашей нынешней роли?

      Не позволяйте этим препятствиям помешать вам стать лидером! У меня для вас хорошие новости: даже если вы не занимаете официально определенной руководящей должности в своей организации, вы все равно можете руководить. Неформальный лидер может быть столь же (если не более) эффективным, чем «официальный» лидер. Роль неформального лидера, безусловно, находится в пределах вашей досягаемости и может проложить путь к более формально определенным возможностям внутри организации.

      Вероятно, вы лучше всего знакомы с формальными руководящими ролями, которые четко прописаны в организационных схемах компании. Эти роли назначаются людям в зависимости от их положения в группе. Формальные лидеры должны организовывать и направлять членов группы для достижения целей организации или команды.

      С другой стороны, неформальные лидеры — это люди, чьи коллеги (или другие коллеги в организации) считают их достойными внимания или подражания. Неформальные лидеры не занимают определенных или формальных позиций власти или власти над теми, кто предпочитает следовать за ними. На самом деле, они часто непреднамеренно попадают на руководящие роли, не стремясь к ним активно.

      Но что, если вы хотите, чтобы был неформальным лидером? Может ли развитие навыков неформального лидерства помочь вам получить статус формального лидера? Короткий ответ: да!

      Когда я провожу семинары по неформальному лидерству, я сначала прошу участников перечислить черты, характеризующие неформального лидера. Обычно они отвечают словами «страстный», «вдохновляющий», «настойчивый», «дальновидный» и «харизматичный» — и это лишь некоторые из многих характеристик, которые они перечисляют.

      Эти черты присущи как формальным, так и неформальным лидерам, наряду со здоровой дозой самосознания. Чтобы быть хорошим лидером, вы должны полностью понимать, насколько вы на самом деле соответствуете каждой из этих черт, и вы не должны переоценивать свои способности. Ваши коллеги наверняка заметят любую неподтвержденную браваду и решат не следовать за вами.

      Лидеры всех мастей демонстрируют эти семь основных компетенций. Взгляните на этот список и узнайте, применимы ли (и как) эти черты к вам:

      1) Провидец

      • Создайте четкую картину того, что должно быть достигнуто
      • Превратите цели в четкие ожидания для себя и для тех, с кем вы работаете
      • Получить информацию о целях и видении компании, чтобы получить широкую поддержку во всей организации

      2) Вдохновляющий

      • Захватывающий и убедительный способ рассказать о том, что нужно сделать
      • Заручитесь поддержкой и энтузиазмом коллег по работе в отношении ваших идей и целей компании
      • Способствовать открытому и честному общению во всех направлениях
      • Выявление и преодоление барьеров на пути к открытому общению и доверию помимо ваших повседневных обязанностей

      3) Стратегический

      • Сбалансируйте краткосрочные и долгосрочные возможности (и угрозы) путем оценки ситуаций, рисков, затрат и выгод
      • Думайте творчески и интуитивно — и быстро схватывайте новые идеи
      • Поймите сильные и слабые стороны себя и своего отдела, а затем разработайте творческие решения для преодоления проблем

      4) Тактический

      • Делай дела!
      • Доводите проекты до их успешного завершения благодаря исключительной приверженности делу и неослабевающей концентрации на конечном результате
      • Обладать превосходными знаниями о том, что нужно для успеха (и как внешние силы могут повлиять на этот успех)
      • Просмотрите и оцените все переменные, чтобы определить ключевые вопросы и варианты решения проблем
      • Поощряйте и используйте опыт, знания и работу других без страха и колебаний

      5) Убедительный

      • Преодолеть сопротивление новым идеям и донести необходимость конструктивных изменений и разрушения
      • Используйте логику, разум, эмоции и силу убеждения, чтобы привести других к своей точке зрения
      • Проявите креативность и новаторство в представлении идей
      • Оттачивайте навыки межличностного общения для продвижения командной работы
      • Убедитесь, что идеи хорошо продуманы и продуманы, прежде чем представлять их

      6) Решительный

      • Принимайте правильные решения быстро (но не опрометчиво), не дожидаясь поступления всей информации
      • Формулировать смелые стратегические планы
      • Поймите общую картину и то, как вы можете на нее повлиять
      • Выявляйте тенденции, сохраняя при этом связь с реальностью

      7) Этический

      • Не стесняйтесь признавать «я не знаю» вместо того, чтобы заявлять о знаниях или навыках, которых у вас нет на самом деле
      • Ставьте амбициозные цели и высокие стандарты для себя и других и привлекайте всех к ответственности
      • Демонстрировать и поддерживать ценности и принципы, которые создают атмосферу доверия и честности
      • Говорите правду даже в неизвестном

      После того, как вы использовали этот список для определения своих сильных и слабых сторон, вы готовы к следующему шагу: используйте свои сильные стороны и смягчите свои недостатки .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts