Базовое образование в юности по э эриксону: Базовое образование дошкольника по э эриксону. Психологический взляд (PsyVision)

Содержание

3.3. Проблема соотношения обучения и развития

1. Развитием психики называют:

А) закономерные изменения психических процессов во времени

Б) количественные, качественные и структурные преобразования психических процессов

В) необратимость и закономерность характера изменений психики

2. Филогенез – это…:

А) формирование и распад мозговой организации психических структур

Б) воспроизводимость однотипных изменений у особей одного вида

В) становление структур психики в ходе биологической эволюции вида

Г) становление структур психики в ходе социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп

Д) формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного

3. Онтогенез – это…:

А) формирование и распад мозговой организации психических структур

Б) воспроизводимость однотипных изменений у особей одного вида

В) становление структур психики в ходе биологической эволюции вида

Г) становление структур психики в ходе социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп

Д) формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного

4. Л.С. Выготский выделил закономерности психического развития (исключи лишнее):

А) компенсаторность психики

Б) цикличность развития психики

В) метаморфоз психики

Г) необратимость психического развития

Д) непрерывность психического развития

5. Кто автор теории рекапитуляции?

А) А. Валлон В) М. Л. Мид

Б) С. Холл Г) Э. Геккель

6. Назовите автора теории конвергенции двух факторов:

А) А. Валлон В) В. Штерн

Б) С. Холл Г) Э. Геккель

7. Назовите автора биогенетического закона:

А) А. Валлон В) В. Штерн

Б) С. Холл Г) Э. Геккель

8. Учение о развитии высших психических функций разработал:

А) П.П. Блонский В) Д.Б. Эльконин

Б) А.Н. Леонтьев Г) Л.С. Выготский

9. Обучение будет являться развивающим при условии, что:

А) оно соответствует развитию

Б) значительно опережает развитие

В) забегает вперед развития

Г) нет верного ответа

10. Установи соответствие.

1) ЗБР

А) уровень трудности задач, доступных для самостоятельного решения

2) УАР

Б) расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого

3) УПР

В) уровень трудности задач, недоступных ребенку для самостоятельного решения

11. Понятие зоны ближайшего развития ввел:

А) Д.Б. Эльконин

Б) Л.С. Выготский

В) А.Н. Леонтьев

Г) П.Я. Гальперин

Д) Л.В. Занков

1. Возраст – это психологическая категория, обозначающая:

А) особый цикл психического развития

Б) латентный период, ограниченный кризисами

В) детство, отрочество, юность, зрелость

Г) временные характеристики индивидуального развития

2. Возрастные границы (исключи лишнее):

А) подвижны

Б) изменчивы

В) жестко закреплены

Г) имеют конкретно-исторический характер

Д) не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности

3. В психологии развития рассматривают понятия возраста (исключи лишнее):

А) онтогенетического

Б) хронологического

В) филогенетического

Г) психологического

Д) биологического

4. Назовите критерий, который положен в основу периодизации Д.Б. Эльконина:

А) психосексуальное развитие

Б) смена ведущей деятельности

В) когнитивное развитие

Г) моральное становление личности

Д) психосоциальное развитие

5. Назовите критерий, который положен в основу периодизации Ж. Пиаже:

А) психосексуальное развитие

Б) смена ведущей деятельности

В) когнитивное развитие

Г) моральное становление личности

Д) психосоциальное развитие

6. Назовите критерий, который положен в основу периодизации З.Фрейда:

А) психосексуальное развитие

Б) смена ведущей деятельности

В) когнитивное развитие

Г) моральное становление личности

Д) психосоциальное развитие

7. Назовите критерий, который положен в основу периодизации Л.С. Выготского:

А) смена социальной ситуации развития

Б) смена ведущей деятельности

В) когнитивное развитие

Г) моральное становление личности

Д) психосоциальное развитие

8. Назовите критерий, который положен в основу периодизации Э. Эриксона:

А) психосексуальное развитие

Б) смена ведущей деятельности

В) когнитивное развитие

Г) моральное становление личности

Д) психосоциальное развитие

9. Назовите критерий, который положен в основу периодизации П.П. Блонского (20-ые гг XX века):

А) кризисы развития

Б) развитие зубов

В) персонификация личности

Г) событийная общность

Д) антропометрические признаки

10. Назовите критерий, который положен в основу интегральной периодизации общего психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман):

А) кризисы развития

Б) развитие зубов

В) персонификация личности

Г) событийная общность

Д) антропометрические признаки

11. Назовите критерий, который положен в основу периодизации Л. Кольберга:

А) психосексуальное развитие

Б) смена ведущей деятельности

В) когнитивное развитие

Г) моральное становление личности

Д) психосоциальное развитие

12. Какой стадии психосексуального развития по З. Фрейду соответствует период младенчества:

А) генитальной

Г) фаллической

Б) оральной

Д) латентной

В) анальной

13. Какой стадии психосексуального развития по З. Фрейду соответствует период раннего детства:

А) генитальной

Г) фаллической

Б) оральной

Д) латентной

В) анальной

14. Какой стадии психосексуального развития по З. Фрейду соответствует период дошкольного детства:

А) генитальной

Г) фаллической

Б) оральной

Д) латентной

В) анальной

15. Какой стадии психосексуального развития по З.Фрейду соответствует младший школьный возраст:

А) генитальной

Г) фаллической

Б) оральной

Д) латентной

В) анальной

16. Какой стадии психосексуального развития по З.Фрейду соответствует пубертатный период:

А) генитальной

Г) фаллической

Б) оральной

Д) латентной

В) анальной

17. Разрешением «Эдипова комплекса» З. Фрейд считал:

А) идентификацию с агрессором

Г) развитие супер-Эго ребенка

Б) эмоциональную регрессию

Д) появление фрустрации

В) подавление сексуальных желаний

18. Одним из феноменов Ж. Пиаже является:

А) эгоидентичность

Г) ассимиляция

Б) эгоизм

Д) аккомодация

В) центрация

19. Базовое образование ребенка в младенчестве (по Э. Эриксону):

А) генеративность

Д) базальное доверие

Б) автономия

В) компетентность

Г) инициативность

20. Базовое образование в раннем детстве (по Э. Эриксону):

А) генеративность

Д) идентичность

Б) автономия

В) компетентность

Г) инициативность

21. Базовое образование в дошкольном периоде (по Э. Эриксону):

А) генеративность

Д) идентичность

Б) автономия

В) компетентность

Г) инициативность

22. Базовое образование в школьном возрасте (по Э. Эриксону):

А) генеративность

Д) идентичность

Б) автономия

В) компетентность

Г) инициативность

23. Базовое образование в юности (по Э. Эриксону):

А) генеративность

Д) идентичность

Б) интимность

В) компетентность

Г) инициативность

24. Базовое образование в ранней зрелости (по Э. Эриксону):

А) генеративность

Д) интимность

Б) автономия

В) компетентность

Г) инициативность

25. Базовое образование в средней зрелости (по Э. Эриксону):

А) генеративность

Д) идентичность

Б) автономия

В) продуктивность

Г) инициативность

26. Базовое образование в поздней зрелости (по Э. Эриксону):

А) генеративность

Б) идентичность

В) продуктивность

Г) инициативность

27. На какой стадии формируется Супер Эго (по 3.Фрейду)?

А) анальная стадия Г) оральная стадия

Б) латентная стадия Д) фаллическая стадия

В) генитальная стадия

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Стадии психосоциального развития Эриксона

В 1950 году Эрик Эриксон выпустил свою книгу «Детство и общество», в которой изложил свою известную теорию психосоциального развития . Его теория состоит из 8 стадий, через которые проходит здоровый человек в течение своей жизни, каждая из которых описывает конкретную проблему или задачу. Эриксон сосредоточился не столько на возрасте, сколько на развитии личности. По мере того, как люди осваивают каждый этап, они переходят к следующему и сталкиваются там с новой проблемой. Этапы разворачиваются естественным образом, под влиянием воспитания и культуры каждого человека.

Эрик Хомбургер Эриксон (урожденный Эрик Саломонсен; 1902–1994) был психологом развития и психоаналитиком.

Каждый этап предлагает уникальный конфликт, который игрок должен преодолеть. Нельзя просто отбросить отрицательную силу, представленную в то время, но нужно стремиться найти баланс между положительной и отрицательной силой. Как объяснялось на каждом этапе, отрицательная сила предлагает положительные результаты в небольших количествах. Цель для человека состоит в том, чтобы примирить две силы для достижения цели. Цели для каждого этапа — это добродетели, которые служат улучшению жизни людей, такие как надежда, решимость и мудрость. Например, если человек способен справиться с конфликтом и обрести добродетель надежды, он сможет нести эту добродетель с собой на всю оставшуюся жизнь. Ожидается, что если этап не будет освоен, проблема снова появится в будущем. Однако этапы не являются постоянными; можно справиться с конфликтами даже постфактум.

См. также:

  • Стадии нравственного развития – Лоуренс Кольберг
  • Жан Пиаже и его теория и этапы когнитивного развития
  • Теория нравственного развития – Piaget

Стадия 1: Стадия перорального или младенческого или младенческого этапа

Обзор

Стадия : оральный сенсорный/младенчество
Возраст : Рождение до 18 месяцев
Задача : кормление
.
Добродетель : Надежда

С рождения до 18 месяцев младенцы находятся на орально-сенсорной стадии. Как следует из названия, первичным событием на этом этапе является кормление . Взаимодействуя со своими мамой и папой, младенец учится прислушиваться к биологическим побуждениям, исходящим от тела. Если родители способны адекватно реагировать на потребности младенца, ребенок развивает чувство доверия к его побуждениям и понимает, что мир — безопасное и любящее место. Задача родителя состоит в том, чтобы продемонстрировать последовательность и знакомство для развития этого доверие .

Этот этап посвящен конфликту доверия и недоверия . Точно так же, как каждый родитель стремится завоевать доверие к своему ребенку, он не должен исключать способность недоверия . Доверие можно непосредственно наблюдать на этом этапе: ребенок не будет очень расстроен, если ему придется подождать минуту или две для мамы или папы. Каждый родитель не должен совершенствоваться; младенец понимает, что даже если мама или папа не придут сразу, они скоро обратятся к его потребности. Это центральное убеждение влияет на людей на протяжении всей их жизни. Взрослые понимают, что даже если сейчас что-то не ладится, в итоге все наладится. это Надежда помогает людям пережить трудные времена, разочарования в карьере и трудности в личной жизни. Только через баланс доверия и недоверия ребенок может развить эту надежду.

Если родители пренебрегают потребностями младенца, вместо этого у них разовьется недоверие . Ребенок станет подозрительным к другим, основываясь на своем личном опыте. Игнорирование младенца или ненадежное удовлетворение его биологических потребностей заставляет их опасаться будущих отношений.

См. Также: Зона проксимульного развития и строительства Виготского

Стадия 2: Мускулисто-анальный или ранний детство

Обзор

Стадия : мускулистовый /ранний детства
Возраст : 18 месяцев. лет
Задача : Приучение к туалету
Конфликт : Самостоятельность против сомнения/стыда
Добродетель : Сила воли

Когда ребенку исполняется 18 месяцев, он начинает вступать в следующую стадию: раннее детство. Эта стадия продолжается в течение всего периода ясельного возраста, пока ребенку не исполнится 3 или 4 года. Как младенцы учатся справляться с конфликтами в своей повседневной жизни, так и малыши учатся справляться с ними. На этом этапе мы видим, как каждый ребенок стремится найти баланс между автономность и позор .

Дети учатся самостоятельности, исследуя окружающие их области; если родители позволяют ребенку манипулировать окружающей средой, у него разовьется самостоятельность. Установление правильных границ способствует балансу между уверенностью и самоконтролем. Это означает, что родители и другие лица, осуществляющие уход, должны поощрять ребенка, но также твердо держаться и следовать правилам. Воспитание малышей лучше всего можно описать популярным советом «твердо, но терпимо».

На этом этапе событием жизни или навыком обучения, приобретаемым малышами, является приучение к туалету . По мере того, как дети учатся контролировать свое тело, они начинают выражать это по-разному. Приучение к туалету — это один из способов для малышей продемонстрировать независимость, а также развить уверенность в своих силах.

В конечном счете, цель создания баланса между независимостью и сомнениями у малыша состоит в том, чтобы развить решимость или силу воли . Эта стадия часто характеризуется этой чертой; все знают малыша с решительным отношением «может сделать»! Идея состоит в том, чтобы сохранить эту силу воли, чтобы использовать ее надлежащим образом в дальнейшей жизни. В то время как сила воли может разочаровывать в крошечном теле трехлетнего ребенка, она ценна во взрослом возрасте.

С другой стороны, вместо самооценки у ребенка может развиться сомнение. Чтобы обезопасить себя в жизни, необходимы небольшие суммы — именно это мешает взрослым бегать голыми или прыгать со здания, — но чрезмерная доля стыда заставляет их верить, что они не могут принимать решения самостоятельно. Родители должны знать, что даже такая мелочь, как смех над малышом, когда он пытается приложить усилия, может нанести вред. Он может начать сомневаться в своих способностях или считать, что ему слишком сложно учиться. Точно так же родители не должны препятствовать исследованиям или другим попыткам быть независимыми, поскольку они учат своих малышей тому, что они не должны действовать по собственной воле.

Еще один способ развить у малышей нежелательное чувство стыда или сомнений — это отсутствие каких-либо ограничений, установленных родителями. Неограниченный доступ к трудным или опасным задачам учит малышей тому, что они ничего не умеют. В эту категорию попадают и родители, которые всегда помогают своим детям. Малыши, которые не могут научиться что-либо делать сами, считают, что это слишком сложно сделать самостоятельно. Например, ребенок никогда не научится сам обуваться, если родитель всегда завязывает ему шнурки.

See also: Andragogy Theory – Malcolm Knowles

Stage 3: Locomotor or Preschool Stage

Overview 

Stage : Locomotor /Preschool
Age : 3 to 5 years old
Task : Independence
Конфликт : Инициатива против вины
Добродетель : Цель

Третий этап развития ребенка также приходится на раннее детство где-то между 3 и 6 годами. противоборствующие силы, в данном случае вина и инициатива .

Прежде чем мы оценим роль инициативы, мы можем спросить: действительно ли чувство вины необходимо? Эриксон сказал бы, что да, абсолютно. Вина гарантирует, что мы можем проявить раскаяние и отвергнуть злые намерения.

Эта стадия развивает баланс посредством игры. Дети могут развивать свое воображение, играть по ролям и предсказывать то, что может произойти в будущем. Инициатива помогает детям развивать новые навыки и раскрывать свою любознательность. Родители могут поддержать своих детей, побуждая их расширять свои идеи и предлагая им составить план.

На этом этапе у детей развиваются мораль и ответственность, поскольку они начинают понимать последствия своих действий. В то время как двухлетний ребенок может спустить сотовый телефон в унитаз, не понимая результата, пятилетний ребенок точно знает, что мама или папа будут в ярости, если она это сделает. Пятилетняя девочка чувствовала бы себя виноватой, если бы сознательно смыла телефон в унитаз. Она способна представить реакцию, которую получит на свои действия.

Целью данного этапа является разработка цель . Ребенок, который овладевает этим балансом, понимает свои ограничения и продолжает смело действовать в своей жизни. Используя собственное воображение, они создают собственную цель в своей жизни.

См. Также: Теория социального обучения: Альберт Бандура

Стадия 4: Стадия задержки или школьного возраста

Обзор
Стадия : Задержка /школьная возраст
Возраст : 6–11 лет
Задача : Возраст : 6–11 лет
. Школа
Конфликт : Трудолюбие против неполноценности
Добродетель : Компетенция

Четвертая стадия в теории Эриксона происходит в начальной и средней школе, или в возрасте от 6 до 11 лет. На этом этапе преобладает социализация, когда сверстники, учителя и другие члены сообщества начинают влиять на рост ребенка. Каждая социальная группа играет роль в определении развития ребенка: сверстники проявляют одобрение, учителя поддерживают обучение, а родители продолжают устанавливать границы и поощрять их. Дети стремятся добиться успеха во всех сферах своей жизни, будь то в классе или на улице с друзьями. Конфликт, наблюдаемый на этом этапе, называется промышленность против неполноценность .

Как и на предыдущих этапах, необходим баланс между двумя силами. Социализация помогает детям развивать устойчивость, ставить цели и следовать своему плану. Они учатся сосредотачиваться на учебе и своих социальных навыках на игровой площадке. Это называется промышленность . Хотя было бы неплохо склонить чашу весов только в пользу промышленности, неполноценность по-прежнему требуется, чтобы дети не становились высокомерными или эгоистичными.

Подобно другим негативным силам, на этом этапе слишком много неполноценности также плохо сказывается на детях. Если члены сообщества постоянно отвергают ребенка, они теряют уверенность в себе и в своей способности эффективно выполнять задачи. Это можно продемонстрировать тонкими или очевидными способами; дискриминация, запугивание, резкая критика и изоляция — все это влияет на рассматриваемого ребенка. Крайне важно, чтобы о ребенке судили не по тому, кто он есть, а по усилиям, которые он приложил для достижения успеха.

Одно из различий между третьей и четвертой стадиями заключается в том, как дети играют в игры. Дети на третьем этапе имеют лишь смутное представление о правилах игры и могут менять их несколько раз. Дети на четвертом этапе будут иметь четкое представление о правилах игры и будут следовать им буквально. Они ожидают, что эти правила применимы и к их жизни — другие должны относиться к ним справедливо и делать соответствующие выводы на основе фактов.

Когда человек находит баланс между трудолюбием и неполноценностью, он развивает компетенция . Благодаря успешному взаимодействию на школьном дворе они приобрели достаточно уверенности, чтобы взять этот навык с собой в будущее.

См. Также: Теория множественных интеллектов — Gardner

Стадия 5: стадия подросткового возраста

Обзор
Стадия : подростковый возраст
Возраст : 12–18 лет
Задача : Отношения Peer
Conflict 4
. : Идентичность против смешения ролей
Добродетель : Fidelity

Стадия подросткового возраста начинается в период полового созревания и продолжается до тех пор, пока человек не станет полностью взрослым, между 18 и 20 годами. Именно подростковый возраст впервые привлек внимание Эриксона, что привело к анализу всех стадий развития. Эта стадия фокусируется на конфликте между эго-идентичностью и путаницей ролей .

С точки зрения взрослого, этот этап кажется самым сложным. Подростки пытаются выяснить, какое место они занимают в обществе. На этом этапе происходит много внутренней борьбы — подростки пытаются понять, как они могут внести значимый вклад в общество и как представить себя на основе того, во что они верят. Это известно как эго-идентичность .

Это сложно, потому что внешний мир в плохом состоянии. Все подростки видят ужасные новости, разоблачающие фанатизм, расизм, материализм и самодовольство. Это отбивает у них желание участвовать в жизни мира! Мы действительно должны работать над продвижением положительных примеров для подражания и делиться добрыми делами.

Если нет надлежащей поддержки эго-идентичности, у людей может развиться ролевая путаница . Это означает, что они не уверены в том, какое место они занимают. С самого раннего возраста мы задаем детям вопросы, чтобы помочь им найти свое место в мире, например: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Кризис идентичности не является нетипичным для этой стадии.

Чтобы помочь подросткам приблизиться к взрослой жизни, общество проводит ритуала посвящения . Они предназначены для того, чтобы послать подростку и другим людям сообщение о том, что они больше не дети. Они различаются в зависимости от культуры; обряды перехода могут быть символическими церемониями, испытаниями, вечеринками или ритуалами.

Целью освоения этого этапа является верность , или лояльность. Люди успешно примирились со своим местом в обществе, и они награждаются умением осмысленно жить в нем. Это не означает, что они принимают все недостатки, описанные ранее, но способствуют тому, чтобы сообщество стало лучше.

См. Также: Девять событий обучения Gagne

Стадия 6: Стадия молодой взрослой жизни

Обзор
Стадия : Молодой взрослый век
Возраст : 19-40 лет
Задача : 9003 Conflict
. : Близость против изоляции
Добродетель : Любовь

Шестая стадия в теории Эриксона включает в себя юношескую взрослость, которая в современную эпоху составляет от 20 до 30 лет. По мере продвижения к шестому, седьмому и восьмому этапам целевые годы становятся немного более гибкими. Могут быть существенные различия в уровнях зрелости взрослых; однако конфликт юношеской стадии взрослости всегда один и тот же.

Стадия взрослой жизни выдвигает на первый план силы близости против изоляции , что представляет собой вызов близости к другим против защиты себя. Точно так же, как подростки сосредоточены на отношениях со сверстниками, молодые люди сосредоточены на любовных отношениях. Они, надеюсь, освоили последний этап и больше не чувствуют необходимости проявлять себя, вместо этого сосредоточившись на росте и поддержке другого в отношениях. Люди стали более уверенными в себе и осознают свою роль в обществе. Это позволяет им быть независимыми существами, не опасаясь потерять свою индивидуальность при общении с другими.

На этом этапе возникают некоторые проблемы — незрелость часто наблюдается, когда молодые люди демонстрируют «боязнь обязательств». Они откладывают прогресс в своих отношениях или предпочитают вообще не брать на себя обязательств. Многие оправдывают свое поведение, объясняя, что посвятят себя отношениям, когда почувствуют себя более стабильными, например, когда закончат школу или получат дом.

Несмотря на сложности этого этапа, результат того стоит. Если молодой взрослый успешно балансирует между изоляцией и близостью, он обретает добродетель 9.0003 любовь . Эриксон считал, что это мощная психосоциальная сила. Любовь, которую человек способен примирить с этой стадии, означает, что он способен продемонстрировать «взаимную преданность», что означает, что он способен отложить в сторону свои разногласия и заботиться о других, не только о своем супруге и семье, но и также коллеги, соседи и друзья.

См. также: Экспериментальная теория обучения Колба и стили обучения

Стадия 7: Средний возраст Стадия

Обзор
Стадия : средняя взрослая жизнь
Возраст : 40–60 лет
Задача : Воспитание
Конфликт : Generativity Versus Stagnation
. , седьмая стадия немного нечеткая на временной шкале, но, по оценкам, происходит в возрасте от 30 до 60 лет. Этот период характеризуется временем, затрачиваемым на воспитание детей или воспитание детей в целом.

Хотя этот этап считается полезным, он также имеет плохую репутацию из-за «кризиса среднего возраста». Это период вопросов, когда мужчины и женщины начинают сомневаться в том, чего они достигли или как, по их мнению, будет выглядеть их жизнь в это время. Они могут принять решительные меры, чтобы заново пережить свою молодость, например, бросить работу, уйти от супруга или купить спортивную машину. Эта паника бесполезна, так как их счастье часто бывает недолгим. В конечном итоге они сосредотачиваются на себе и забывают, для кого они это делают или ради чего стоит жить.

Кризис среднего возраста является прекрасным примером одной половины конфликта на этом этапе: застой . Взрослый, размышляя о своем опыте, часто беспокоится о том, что его жизнь стала застойной или скучной. Они обеспокоены тем, что не было активности или развития, и паникуют при мысли, что их жизнь оказалась не такой, какой они себе ее представляли. Забота о себе — это полная противоположность генеративности или бескорыстной заботе о мире, который вы оставите позади.

Генерация непосредственно связана с воспитанием детей на этом этапе. В то время как предыдущие два этапа были сосредоточены на взаимной любви, этот этап описывает любовь и надежду, простирающуюся в будущее. Родители любят своих детей, не ожидая ничего взамен, и стремятся сделать мир для них лучше. Хотя люди чаще всего заводят детей и практикуют генеративность, есть много других способов изменить ситуацию. Вклад в общество может также означать обучение других, писательство, защиту вопросов социальной справедливости или разработку изобретения.

Разрешая конфликт на этом этапе, человек приобретает добродетель, известную как забота . Люди чувствуют себя удовлетворенными своим вкладом в общество и могут взять с собой способность заботиться о себе на следующем этапе.

См. Также: Таксономия Блума

Стадия 8: Стадия зрелости

Обзор
Стадия : зрелость
Возраст : 65 лет до смерти
Задача : отражение и принятие
. 0004 : Целостность против отчаяния
Добродетель : Мудрость

Последний этап начинается, когда дети вырастают и наступает выход на пенсию, около 60 лет в современном обществе. Это ласково известно как поздняя взрослость или менее ласково, старость. В то время как люди в нашем эйджистском обществе презирают каждый год, на самом деле достичь этой стадии зрелости — подвиг.

Конфликт на этой стадии — это целостность эго против отчаяния . Целостность эго включает в себя размышление о своей жизни и примирение со своей жизнью такой, какая она есть, включая ее конец. Если вы способны принять выбор, который вы сделали, и то, как вы прожили свою жизнь, вы не должны бояться смерти. Важно признать, что даже ваши ошибки сделали вас тем, кем вы являетесь сегодня. Это трудная задача, особенно если учесть притяжение отчаяния на данном этапе.

Первый элемент отчаяния на этом этапе — биологический: тело не функционирует так, как раньше. Люди хуже реагируют на грипп и переломы костей и не так быстро восстанавливаются. У женщин наступает менопауза, а мужчины могут бороться с эректильной дисфункцией. Хронические заболевания, такие как артрит, диабет и болезни сердца, начинают влиять на качество жизни.

Помимо физических недомоганий, людей больше беспокоит смерть. Они становятся свидетелями смерти своих сверстников, родственников и, возможно, даже супруга. Они могут чувствовать отчаяние, ожидая своей неизбежной смерти.

Если этого недостаточно на данном этапе, люди также испытывают элементы социального отчаяния. По мере того, как они вступают во взрослую жизнь, социальные структуры в их жизни, кажется, исчезают. Их дети уезжают, они увольняются с работы, и большинство из них обнаруживают, что другие больше не интересуются их мнением. Для молодых людей это кажется самым сложным этапом из всех.

Есть много способов справиться с отчаянием, возникающим на этой стадии. Некоторые люди могут впадать в депрессию, бредить или злиться. Другие могут ответить, мечтая о прошлом, когда жизнь была лучше. Однако еще больше людей могут быть озабочены плохими решениями, которые они приняли, даже если уже слишком поздно их менять.

Если человек сможет справиться с этой стадией, он или она будет вознагражден мудростью . Обладание мудростью в жизни рассматривается как дар. Эриксон считал, что «щедрость духа» характеризуется мягким взглядом на жизнь и может быть использована для обучения других. Старейшины могут делиться своей мудростью с детьми, что является огромным преимуществом. Здоровые дети не будут бояться жизни, если их старшие достаточно честны, чтобы не бояться смерти . – Эрик Эриксон.

Ссылки:

Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество. WW Norton & Co.

Теория развития Эрика Эриксона: наблюдения учителя

Эрик Эриксон был психологом, большую часть своей работы проделавшим в постфрейдистскую эпоху, с 1930-х по 1950-е годы. Он был учеником Фрейда и находился под сильным влиянием его теории развития личности. Однако, в отличие от своего предшественника, Эриксон придавал большое значение социальной среде в психологическом развитии человека.

Таким образом, его теорию обычно называют психосоциальной теорией развития личности. Теория Эриксона утверждает, что каждый человек проходит в жизни несколько отчетливых и качественно различных стадий, от рождения до смерти. Согласно ему, стадии универсальны, и возраст, в котором говорят, что человек перешел от одной стадии к другой, также довольно универсален. Однако следует иметь в виду, что Эриксон мало что знал о культурах и обществах, отличных от его собственной, и, таким образом, универсальность его теории может и должна быть поставлена ​​под сомнение.

Ключевая идея теории Эриксона состоит в том, что на каждом этапе индивидуум сталкивается с конфликтом, который может или не может быть успешно разрешен на этом этапе. Например, первый этап он назвал «Доверие против недоверия». Если качество ухода хорошее в младенчестве, ребенок учится доверять миру, чтобы удовлетворить свои потребности. В противном случае доверие остается нерешенной проблемой на последующих этапах развития.

По словам Эриксона, несмотря на то, что на каждом этапе преобладает проблема, этапы не являются водонепроницаемыми. Проблемы одного этапа накладываются на вопросы другого; то, как человек решал более ранние проблемы, определяет, как он будет решать последующие проблемы. Самое главное, существует связь между нынешними моделями мышления и чувств и ранее нерешенными или решенными проблемами развития. Но Эриксон также сказал, что блоки развития на любой стадии могут быть устранены в любой момент.

Сейчас я представлю краткий обзор тех частей теории Эриксона о стадиях развития, которые имеют отношение к школьному обучению, и что каждая из них означает для меня как учителя.

Стадия I: 0–2 года.

Доверие против недоверия

Доверие возникает из последовательного удовлетворения потребностей. Младенец, который может доверять матери или отцу в удовлетворении своих потребностей, с этой стадии приобретет базовое чувство доверия к миру (в удовлетворении своих потребностей). Чувство доверия помогает принять ограничения и границы.

Стадия II: 2–4 года.

Самостоятельность против стыда

Ребенок этого возраста начинает исследовать мир по своему желанию. Это возраст, широко известный как «ужасные двойки». Очень маленький ребенок учится, чувствуя всеми органами чувств, и выражение автономии в этом процессе кажется очень важным для роста ребенка. Если эта автономия будет нарушена, могут возникнуть три последствия:

  1. Развивается чувство стыда.
  2. Это препятствует здоровому принятию ограничений.
  3. Ребенок чувствует себя опустошенным из-за небольших кризисов.

Лично я никогда не мог понять, почему ребенку запрещают прикасаться к различным предметам дома, а затем отправляют в школу Монтессори играть в «сенсорные» игры!

В этом возрасте начинают проявляться чувства. Важно не осуждать чувства ребенка, такие как гнев или ревность, а помочь ребенку быть чутким к своим поведенческим проявлениям в конкретной ситуации.

Стадия III: 4–6 лет.

Инициатива против чувства вины

Ребенок на этом этапе начинает принимать решения и осуществлять их, в основном через игровую деятельность. Воображение является ключевым двигателем. Чувство цели развивается, когда она может представить что-то в своем воображении и следовать этому. Такую инициативу необходимо поощрять.

Некоторые особенности программы детского сада напрашиваются сами собой из этих представлений.

  1. Ребенку должно быть предоставлено пространство для выражения воображения, например, игра с различными природными, простыми материалами и ролевые игры. Готовые игрушки часто препятствуют этому выражению, так как с большинством из них можно сделать очень мало воображения. Например, спичечный коробок может стать автомобилем или самолетом, но готовая машина не может стать ничем иным, кроме того, чем она является. Им можно только манипулировать.
  2. Можно представить рассказы и песни, стимулирующие воображение.
  3. Действия в реальной жизни, такие как подача еды, нарезка овощей или приготовление чапати, подготавливают детей к участию в жизни общества вокруг них. Дети этого возраста способны вносить продуктивный вклад в окружающую среду, в которой они живут. Я бы даже сказал, что это жизненно необходимо, и что они считают свой вклад «реальным», а не просто «притворным». Это обычно наблюдается в более бедных семьях, где дети этого возраста берут на себя ответственность за младших братьев и сестер и некоторые домашние обязанности.
  4. Следует поощрять деятельность, направленную на ребенка, когда ребенок выбирает себе занятие и повторяет его столько раз, сколько захочет. Это опять-таки возможность для ребенка проявить инициативу и взять на себя ответственность. Высмеивание, высмеивание детского воображения, скрытое или открытое ожидание могут подавлять естественное чувство инициативы. Можно также исказить инициативу ребенка, связав ее с вознаграждением и производительностью. В этом возрасте к лжи следует относиться деликатно, так как выдумывание историй может не совпадать с ложью. Препятствование инициативе путем вызывания чувства вины или стыда может привести к тому, что ребенок станет подавленным или будет делать что-то исподтишка.

Стадия IV: 6–12 лет.

Трудолюбие против неполноценности

Это годы, когда ребенок может начать усердно заниматься в учебе и приобретать компетенции в различных сферах деятельности.

Это также время, когда ребенка хвалят за «делание», за достижения. Я хотел бы задать вопрос: что мы сообщаем ребенку о его «бытии»? Взрослые подтверждают компетентность, и это становится сильной мотивацией для ребенка заниматься деятельностью. Хотя это может быть сильным поощрением для ребенка, это также заставляет его ценить себя только за свои достижения и может способствовать чувству сравнения и неполноценности. Что тогда происходит со всеми теми его частями, которые не видны миру как «достижения»? Кажется, это очень чувствительный баланс. Также кажется уместным не подтверждать только определенные виды способностей, поскольку это может ограничить области исследования теми, которые одобрены.

В то же время жизненно важно помочь ребенку почувствовать, что он может выполнять задание и делать его хорошо. Иногда в этой возрастной группе учителя склонны оправдывать отсутствие навыков, незавершенность или неточность в работе ребенка тем, что ребенок мал и у него достаточно времени для обучения. Это может быть контрпродуктивным для развития чувства компетентности. Небольшие цели обучения могут быть установлены в различных областях. Кажется, есть явные основания для твердого и последовательного требования, чтобы ребенок действительно достиг цели и продемонстрировал доказательство обучения, а не только вовлеченности. Эта фаза напрямую связана с продуктивностью в дальнейшей жизни. Таким образом, младшая и средняя школа — это время, когда ребенок проверяет свои многочисленные таланты и формирует трудовую этику.

В более поздней части этой фазы начинается переопределение отношений ребенка с миром. Таким образом, учебная программа должна включать в себя различные виды входных данных, чтобы удовлетворить это. Упражнения по наблюдению, территориальные исследования, понимание потока ресурсов и материалов, изучение образа жизни посредством аудита ресурсов — вот некоторые из мероприятий, которые были опробованы в нашей школе и оказались очень полезными в этом отношении.

Стадия V: 12–19 лет.

Идентичность и путаница ролей

На этом этапе возникают следующие вопросы: «Кто я?», «Каковы мои ценности?», «Какова моя личность?» Идентичность определяется как способность осуществлять выбор. Это последний этап, относящийся к школьному образованию.

На этом этапе уместно проявить инициативу и показать доказательства обучения. Существует книга доктора Мориса Джеймса под названием « Walkabout Papers », в которой очень подробно рассказывается об этом процессе студенческой инициативы. В нем описывается, как студент ставит перед собой задачу в определенных областях, планирует и выполняет проект в каждой из них. Учителя и консультанты в сообществе могут выступать в качестве фасилитаторов в этом процессе, но учащийся работает самостоятельно. В конце этого процесса может быть представлена ​​сообществу проделанная работа в качестве реального доказательства усилий и достижений.

Для Эриксона это также этап, на котором необходимо выбрать ценности, понять убеждения и исследовать «я». Если ценности навязываются, а не выбираются самим ребенком, они не усваиваются, и в дальнейшей жизни отсутствует смысл. Как выбираются эти значения? Эриксон говорит, что подростки часто находятся под влиянием образцов для подражания и склонны подражать своим ценностям и придерживаться их. Индивидуация без бунта важна для здорового самоощущения.

Как мы реагируем на особенности этой стадии развития? Первостепенное значение имеет потребность в открытых и теплых отношениях между взрослым и подростком, которые сохранят каналы связи открытыми. Например, поскольку очевидно, что на молодого человека влияют ролевые модели, продвигаемые средствами массовой информации или обществом в целом, важно, чтобы мы помогли ему понять, что любое подражание ограничено и калечит творчество.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts