Беседа это метод исследования: Метод беседы это

Эмпирические методы исследования в педагогике: метод беседы, интервью

Педагогические исследования призваны реформировать систему образования, улучшить ее качество и повысить культурный и интеллектуальный уровень населения. С его помощью происходят перемены в учебном процессе, которые плодотворно сказываются на школьниках и студентах всех специальностей.

Педагогические исследования призваны реформировать систему образования, улучшить ее качество и повысить культурный и интеллектуальный уровень населения. С его помощью происходят перемены в учебном процессе, которые плодотворно сказываются на школьниках и студентах всех специальностей.

При проведении педагогических исследований чаще всего используют так называемые эмпирические методы, которые основываются на «практических» данных. Одним из таких способов является беседа и интервью.

Понятие метода беседы и интервью в педагогике

Указанные варианты исследования позволяют не просто конкретизировать позицию испытуемого, но и понять, что он испытывает (эмоции), как обосновывает свою точку зрения, интонацию и жестикуляцию и пр.

Беседа и интервью предполагают непосредственный контакт исследователя с испытуемым. Эти опросные варианты позволяют при необходимости уточнить интересующие моменты, прояснить ситуацию и пр. Данные способы считаются самыми простыми. Их применение позволяет собрать максимум информации «из первых уст», а также в дальнейшем использовать ее в собственных целях.

В какой форме может проводится опрос?

В общем контексте беседа и интервью предполагают общение организатора и объекта исследования. Такой опрос «лицом к лицу» проходит (в 90% случаев) по заранее определенному сценарию: посвящен конкретной теме, сформирован предварительный перечень основных вопросов, отклонения от намеченного плана допустимы.

Важно отметить, что результаты беседы чаще всего остаются закрытыми для посторонних глаз. Они могут быть использованы в личных или научных целях, подвержены анализу и оценке и пр. Интервью же предполагает открытую запись ответов, а в дальнейшей все итоги обнародуются выходом в свет в каком-либо издании, научном труде и пр. Притом интервью предполагает дословную запись всех ответов респондента.

Специфика беседы в педагогике

Беседа в педагогической практике – повседневный метод. С ее помощью преподаватель не только разъясняет темы учащимся, но и определяет степень усвоения материала.

Беседа, как педагогический метод исследования, предполагает формальное и неформальное общение организатора научной деятельности и испытуемого. Здесь формат проведения опроса может разниться в зависимости от цели мероприятия, гипотезы и пр. Вопросы, задаваемые учителем в ходе общения, могут быть свободными (то есть возникать по мере общения) или запланированными (когда педагог заранее составляет список вопросов).

Особенности проведения беседы в педагогике

Беседа в педагогической практике может быть индивидуальной и групповой. Индивидуальная беседа призвана выяснить, с какими сложностями сталкивается объект, как он их преодолевает, как ему можно помочь. Групповая беседа чаще всего призвана определить уровень подготовки учащихся, степень усвоения пройденного курса (модуля), непонятные или сложные для учащихся моменты. Результаты беседы превращаются в своего рода ориентир по совершенствованию учебного процесса, плана занятий, методов обучения.

Беседа может проходить очно (то есть непосредственный контакт лиц) или заочно (по телефону, переписка смс или с помощью мессенджеров, электронной почты и пр.).

Специфика применения интервью в педагогике

Интервью в педагогике предполагает индивидуальную или групповую беседу по заранее составленному сценарию. Важно чтобы организатор создал достойные условия для опроса.

Главным отличием интервью от беседы заключается в том, что в интервью заранее определены роли каждого собеседника. Здесь изначально ясно, кто является исследователем, кто является простым собеседником (испытуемым), кто и кому задает вопросы. В ходе беседы права и обязанности у всех одинаковы.

Отличия интервью от беседы

Проведение интервью допускается только очно или дистанционно с применением соответствующих приложений (скайп, конференция, Zoom и т.д.), когда можно увидеть лицо собеседника. Общение исключительно живое.

Интервью выступает разновидностью беседы, но здесь более детальные правила его организации: точные вопросы, получение точных ответов (обязательна их дословная фиксация). Оно позволяет собрать максимально достоверную и обоснованную доказательную базу. Чаще всего интервью применяется при выполнении педагогических научных изысканий: написании монографий или диссертации.

Беседа и интервью успешно используются не только в педагогической среде, но и другими специалистами: психологами, журналистами, властями и пр. Это самый простой способ «информационной разведки», требующий минимум затрат и подготовки. Главное, правильно определить проблему, объект исследования и перечень интересующих вопросов.

Для дальнейшего использования результатов беседы или интервьюирования необходимо правильно и оперативно фиксировать полученные результаты. На один и тот же вопрос в разное время респонденты могут отвечать по-разному. Поэтому необходимо ответственно подходить не только к планированию, но и непосредственному проведению и контролированию общения между респондентами и организатором.


Образовательный центр DissHelp.ru

DissHelp.ru — консультации по выполнению студенческих работ, профессиональная работа с текстом, переводы. Информационное сопровождение

Подписаться на наш канал

Все что необходимо знать студенту и аспиранту теперь в одном месте

Сервис помощи студентам

База образцов дипломных и курсовых работы. Все студенческие работы в одном месте! Скидки!!

Заказать написание

Последние комментарии

это в психологии метод исследования. Виды, достоинства и недостатки метода

Распространённый диагностический метод опроса в психологии — это беседа, которая позволяет получить информацию о мотивах поведения, выявить необходимые черты характера, особенности субъективного мира личности. Как независимый метод беседа интенсивно используется в консультативной, диагностической и психокоррекционной психологии.

Беседа в психологии — это средство сбора данных, а также инструмент убеждения, информирования, воспитания. Она применяется в медицинской, юридической, политической, возрастной отраслях психологии.

Условия проведения беседы

Квалифицированное применение беседы в психологии — это использование фундаментальных знаний, навыков общения, компетентности практического психолога как специалиста. Вопросы должны быть правильно заданы и сформулированы, иметь логическую взаимосвязь между собой. Но главным условием метода является доверие респондента исследователю.


Жесты человека и их значения. Узнаем как понять человека по…

Согласно исследованиям, только десятую долю информации человек передает словами. Остальная часть…

Беседа в психологии должна проходить по заранее построенному плану, базироваться на взаимном доверии, иметь вид диалога, а не допроса, исключать внушение или подсказку, предложенные в качестве вопроса. Беседа в психологии — это вопросно-ответный метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определённую тему.

Важным условием для проведения метода беседы в психологии является соблюдение конфиденциальности, этических норм, проявление уважения к собеседнику. Вспомогательные действия оказывают анкетирование для сверки достоверности данных и запись разговора на диктофон.

Метод беседы связан с внешним и внутренним наблюдением, предполагающим получение невербальной информации и соизмерение её с вербальной: оценку отношения испытуемого к исследователю, предмету разговора, обстановке, искренность и ответственность личности.


Краткая характеристика метода опроса в психологии

В психологии существуют различные способы получения информации, материала для исследования. Одним…

Виды беседы

Виды беседы в психологии подразделяются на следующие:

  • индивидуальная;
  • групповая — в беседе принимают участие несколько испытуемых;
  • структурированная или формализованная;
  • стандартизированная — повышающая лёгкость обработки информации, но снижающая степень познания: не исключено неполное информирование;
  • нестандартизированная — проходит непринуждённо, подготовленные вопросы ставятся по обстоятельствам беседы, из-за чего повышается сложность обработки данных;
  • организационная: по способу проведения — по месту работы, жительства, в офисе психолога.

По инициативе выделяют следующие типы беседы:

  • управляемая — происходит по инициативе психолога, который поддерживает тему разговора. Непропорциональность инициативы может создавать закрытость респондента, упрощение ответов до односложных;
  • неуправляемая — возникает по инициативе ответчика и может принимать форму исповеди, а психолог занимается сбором необходимой информации в поставленных целях, используя умение выслушать.

Структура беседы

Этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:

  1. Вводная часть. Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника. Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности.
  2. Второй этап. Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.
  3. Третий этап. Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап — кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.
  4. Завершающая стадия. Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.

Создание атмосферы

Раскрепощение собеседника имеет важную роль: в атмосфере искренности появляется возможность получить наиболее точную информацию. Исследователь должен исключить обстоятельства, провоцирующие неискренность испытуемого, такие как опасение выглядеть некомпетентно, запрет упоминания третьих лиц, откровенность в интимных сторонах вопроса, непонимание цели беседы, боязнь неправильных выводов.


Установление контакта с людьми: специфические особенности,. ..

Бывают люди, с которыми нам общаться комфортно, с ними можно поговорить, посмеяться и весело…

Ход беседы формируется в самом её начале, поэтому исследователю необходимо проявлять неподдельный интерес к личности испытуемого, его мнениям, но избегать открытого согласия или отрицания точки зрения. Отношение к теме разговора допустимо выражать мимикой, жестами, интонацией, постановкой дополнительных вопросов, замечаний специфического вида.

Восприятие собеседника

Восприятие бывает двух типов: организационное позволяет правильно воспринимать речь собеседника, эмоциональное, эмпатийное характеризуется способностью проникновения.

Реплики исследователя могут считаться вопросами, хотя и не поставлены в такой форме, а вопросы респондента — ответами, независимо от субъективного восприятия.

Психологу следует иметь в виду, что некоторые реплики, подразумевающие определённое отношение к собеседнику, могут повлиять на ход беседы до её абсолютного прекращения.

Нежелательны реплики с оттенком осуждения, похвалы, приказа, угрозы, предупреждения, нравоучения, уничижения, ухода от проблемы, прямого совета. Такие фразы нарушают естественный ход рассуждения респондента и могут вызвать реакцию защиты, раздражения. Задача психолога — направить беседу в соответствующее целям русло.

Виды слушания

Слушание подразделяется на следующие виды:

  1. Рефлексивное: его суть заключается в формировании беседы при помощи активного речевого вмешательства психолога в процесс общения. Основные приёмы техники: выяснение, перефразирование, отражение чувств, подведение итогов.
  2. Нерефлексивное слушание: психолог управляет беседой невербально: мимикой, контактом глаз, жестами, выбором дистанции. Техника полезна в случаях: выражение собственной точки зрения респондента, ему нужно выговориться, собеседник затрудняется решить наболевшие проблемы, испытывает неуверенность.

Беседа в психологии: достоинства и недостатки

Преимуществом метода беседы являются предпосылки для правильного понимания вопросов с учётом устной, более раскрепощённой формы ответов.

Недостатками беседы в психологии являются:

  • большие временные затраты, что имеет особое значение при массовых опросах;
  • необходимость высоких профессиональных навыков для проведения результативной беседы;
  • возможность нарушения объективности со стороны исследователя в зависимости от его личности, профессионального умения и опыта.

Совмещение методов

Беседа успешно используется как составляющая основного метода, например опроса, наблюдения, тестирования, эксперимента. Объединение методов психологии — беседы, эксперимента, опроса, наблюдения — обеспечивает исчерпывающую информацию, которая характеризует исследуемую личность.

Эксперимент в психологии — это исследование в заданных условиях при помощи опосредованного вмешательства исследователя. Можно смоделировать искусственную ситуацию, обстоятельства, при которых испытуемый проявит себя характерным для него образом.

Результативность беседы отражает показатель общей культуры специалиста и зависит как от внимания к словам, так и от умения получать невербальные сведения. Содержание информации обоих типов позволяет правильно интерпретировать данные и усовершенствовать достоверность результатов. Успешно организованная беседа является гарантом точности полученных сведений.

Диалоговый анализ в качественных исследованиях

Опубликовано 17. 10.22 Луиза Принсипи

.

 

Человеческий разговор сложен. Во время разговора мы склонны заканчивать предложения друг друга, говорить с интонацией, прерывать кого-то посреди речи или использовать заполненные паузы, такие как «э-э» или «э-э». Какими бы случайными ни казались эти случаи, некоторые утверждают, что в дискуссиях существует внутренний порядок и что мы не просто говорим «вслепую».

Здесь в игру вступает анализ диалога (CA). Этот подход, впервые предложенный Харви Саксом в сотрудничестве с Шеглоффом и Эмерсоном в 1960-х годах, включает изучение человеческого понимания и реакции в контексте социального взаимодействия. Но что такое CA и как его можно применять в разных условиях?

 

Определение анализа разговора

По своей сути, CA представляет собой качественную методологию, которая сосредоточена на изучении разговора во время взаимодействия или, точнее, последовательного порядка разговора. Он направлен на понимание скрытых правил, структур или значений, которые создают эти последовательности в обсуждении.

Благодаря своим наблюдениям в записях телефонов доверия для самоубийц, Сакс разработал эту методологию, чтобы понять уровни социального порядка, раскрываемые в повседневных разговорах. По его словам, дискуссии — это структурно организованные явления, в основе которых лежит некая система.

Разговорные аналитики особенно заинтересованы в изучении повседневных взаимодействий и институциональной деятельности, такой как здравоохранение, юриспруденция или образование. Эти люди также исследуют, как эти взаимодействия переходят в социальные действия или как люди делают что-то посредством разговора.

 

Применение методов анализа разговоров 

Основной метод CA включает запись, расшифровку и анализ реальных разговоров. Ключ к точному анализу — фиксировать взаимодействие так, как оно происходит естественным образом, а не в контролируемых условиях или ролевой игре. Это связано с тем, что сообщение, которое мы передаем извне, не всегда является точным описанием задуманного нами смысла.

Например: изменение высоты тона или интонации слова может полностью изменить его значение 

Извините↗ — Я не расслышал, что вы сказали. Можешь повторить?

Извините↘ — Прошу прощения.

 

 

Вот некоторые вопросы, которые следует учитывать при анализе социального взаимодействия:

  • Как люди вступают в разговор и выходят из него?
  • Откуда вы знаете, что ваша очередь говорить?
  • Как вы строите свой диалог таким образом, чтобы он был связан с тем, что сказал человек перед вами?
  • Как вы сформулируете свое сообщение в понятной форме для следующего выступающего?
  • Как вы будете выбирать, представлять и развивать тему?

 

Хотя СА может применяться в различных отраслях (например, в антропологии, бизнесе, промышленной психологии), его корни лежат в понимании диалога во время взаимодействия в институциональных и процессуальных условиях, таких как лекции в классе, судебные процессы и медицинские консультации. .

Разговоры Аналитики рассматривают эти институциональные и процедурные взаимодействия как активные и обусловленные исторически, культурно и социально. Этот тип разговора часто встречается в профессиональных условиях, когда говорящие имеют разные права и права на высказывание (например, врач-пациент, учитель-ученик, юрист-клиент, начальник-подчиненный).

 

Анализ диалогов в качественном исследовании

Сбор данных респондентов для CA осуществляется на более объективном уровне, чем в большинстве качественных исследований. Вместо того, чтобы брать интервью у людей, вы будете наблюдать за реальными разговорами или просматривать их с помощью аудио- или видеозаписей.

В отличие от контролируемых фокус-групп и интервью, изученные вами взаимодействия не будут инсценированы для исследовательских целей. Тем не менее, CA по-прежнему сохраняет свое качественное происхождение, поскольку ожидается субъективная интерпретация данных естественного разговора, даже если метод сбора не зависел от какого-либо влияния исследования.

 

 

Сбор данных в режиме реального времени с помощью Civicom Thoughtlight®

Получите возможность собирать различные отзывы респондентов, которые содержат большое количество мнений, с помощью ThoughtLight®. Собирайте оперативную мобильную информацию от респондентов с помощью аудио- и видеозаписи, фотосъемки и текстовых ответов для дальнейшего качественного исследования.

 

 

Связь с исследованиями

Введение

Проведение исследований является жизненно важным компонентом вашего обучения. Я не говорю о сборе и анализе данных, а ознакомлении и интерпретации предыдущего исследования, которое было проведено по вашей теме. Иметь представление о предыдущих исследованиях необходимо для понимания вашей области, ее тенденций и вашей темы достаточно хорошо, чтобы разработать надежную исследовательскую проблему и поверить, что вы можете внести свой вклад в свою область.

Возьмем разговор в качестве метафоры исследования. В некотором смысле исследование — это разговор, хотя и происходящий между исследователями во времени и на больших расстояниях. Метафора, однако, уместна: исследователи в одной области реагируют на исследования друг друга и строят, опровергают или проверяют идеи друг друга. Разговор об исследованиях продолжается, старые голоса и темы отпадают или устаревают, а новые голоса и тенденции появляются. Восприятие исследования как беседы может помочь вам понять, как войти в эту область и внести свой вклад в нее своими собственными исследованиями.

Знание разговора

Прежде чем вступить в разговор, вы должны знать разговор или ознакомиться с ним. Подумайте о ком-то, присоединяющемся к серьезному разговору, который уже идет на вечеринке. Новичок должен слушать и понимать позиции разных людей в разговоре. Как только они почувствуют, что знают, о чем разговор и где он был, они могут внести значимый вклад в разговор.

Точно так же знание разговоров в вашей области предполагает ознакомление с исследованиями по вашей теме. Вы должны приобрести здравый смысл этого предыдущего исследования. Что является основополагающим? Тенденции? Что в пользу? Что не в фаворе? Почему? Кто является одним из основных имен в исследовании? Каковы основные теории? Ознакомление с исследованием важно для понимания того, где находится область, что важно и где вы можете внести свой вклад. Это также дает вам прочную основу для участия в беседе и разработки исследовательской проблемы.

Начало беседы

Чтобы начать содержательную беседу, вы должны знать, что было сделано ранее. Вы должны быть в курсе того, о чем говорят люди. То же самое относится и к исследованиям. Вы должны иметь некоторое представление о состоянии исследований в области по вашей теме и ознакомиться с исследованиями. Вам, конечно, нужно будет сделать это для вашего исследования. Но из содержательных курсов и ваших академических интересов вы уже должны быть в некоторой степени знакомы с исследованиями в своей области. Это особенно важно при разработке исследовательской задачи.

Проблема исследования, как это звучит, является проблемой исследования. Исследовательская проблема представляет собой проблему или вопрос в исследовании или вместе с ним. Хотя исследовательская проблема часто связана с социальной или организационной проблемой, реальная исследовательская проблема сама по себе разрабатывается путем изучения литературы, чтобы увидеть, какие исследования были проведены по вашей теме. Таким образом, важно иметь представление об исследовании и ознакомиться с исследованиями, которые более специфичны для вашей темы.

Участие в беседе

Доведя метафору до конца, как мы можем внести свой вклад в беседу? Речь идет об уникальности вашего исследования и его значимости для исследований и практики. Ваше исследование должно быть уникальным и давать знания, которых еще нет в литературе. Ваше исследование должно внести уникальный вклад. Конечно, в этом и заключается проблема исследования, и поэтому так важно ознакомиться с исследованиями по вашей теме.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts