Безусловный рефлекс это в психологии: «Безусловный рефлекс, безусловный стимул, безусловный раздражитель, безусловное подкрепление. Это одно и тоже? Чем они различаются?» — Яндекс Кью

Что такое безусловный рефлекс, его виды? Назовите примеры безусловных рефлексов.

Осипенко Анна

Психология

  • Горий Алена

    Психология

    Это врожденная реакция положительного или отрицательного характера живой особи на влияние специфических внутренних факторов и внешних стрессоров. Безусловные рефлексы наследственны, бывают простые и сложные. Они выполняют функции приспособления, помогая выживать индивиду и размножаться.

  • Ирженко Вячеслав

    Психология

    Абсолютно все органы и ткани участвуют в рефлекторных реакциях организма. Виды безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные, половые. Например, защитный безусловный рефлекс – это отдергивание руки от чего-то горячего или учащение дыхания при недостаточном количестве кислорода.

    Некоторые безусловные рефлексы свойственны живым существам лишь в определенном возрасте. Например, хватательный рефлекс проявляется в младенчестве и исчезает в 3-4 месяца. Нейронные дуги, которые отвечают за безусловные реакции, формируются в утробе матери и остаются до конца жизни индивида, хотя подвержены изменениям из-за болезни. Еще один пример безусловной реакции: кошки всегда приземляются на все лапы, начинает формироваться этот рефлекс у котят в 3-4 недели.

  • Борт Кирилл

    Психология

    И. П. Павлов, который продолжил разрабатывать гипотезу М. Сеченова о рефлекторной деятельности головного мозга, делил безусловные рефлексы на простые и сложные. Простые – это одиночная реакция организма на раздражитель: отдергивание руки от холодного/горячего. Сложные – ряд реакций, связанных между собой: инстинкты, которые заставляют человека и животного приспосабливаться к условиям окружающей среды (выкармливание потомства, стройка гнезд и нор).

Наследственные, или безусловные, рефлексы

Основной группой реакций новорожденного ребенка следует считать наследственные, или безусловные, рефлексы. Ребенок кричит, двигает ручками и ножками, кашляет, принимает пищу, и все это он делает благодаря хорошо налаженному и работающему с первых же минут нервно-рефлекторному механизму.

Отличительными чертами рефлексов следует признать, во-первых, то, что они являются ответным действием на какое-либо раздражение; во-вторых, то, что они машинообразны, непроизвольны и несознательны, так что, если человек хочет подавить тот или иной /24/ рефлекс, он часто оказывается не в состоянии сделать это; в-третьих, то, что они по большей части биологически полезны. Так, если бы человеческий детеныш не умел рефлекторно кашлять, он легко мог бы задохнуться при приеме пищи; существующий же рефлекс заставляет его совершать выталкивательные, выбрасывающие движения, для того чтобы избавиться от частиц пищи, попадающих к отверстию дыхательного горла и угрожающих ему. Так же полезен рефлекс закрывания век в ответ на направленное в глаз какое-нибудь неприятное механическое раздражение. Этот рефлекс защищает такой чрезвычайно важный и нежный орган, как глаз, от механических повреждений.

Уже из этого мы можем видеть, что новорожденный ребенок существует главным образом в силу наследственных форм поведения. Если он может питаться, дышать и двигаться, то всем этим он обязан рефлексам. Рефлекс представляет собой не что иное, как самую простую связь, которая существует между тем или иным элементом среды и соответственным приспособительным движением организма.

Инстинктами принято называть более сложные формы наследственного поведения. В последнее время усиленно выдвигается точка зрения, что и инстинкт следует рассматривать как сложный или цепной рефлекс. Под этим понимают такое соединение нескольких рефлексов, когда ответная часть одного рефлекса служит раздражителем для следующего. Тогда вследствие незначительного толчка или одного какого-нибудь внешнего раздражителя может возникнуть сложный ряд действий и поступков, связанных между собой таким образом, что каждое действие будет автоматически вызывать следующее.

Возьмем для примера инстинкт питания, проявляющийся у ребенка. С этой точки зрения дело надо представлять себе так. Первоначальным раздражителем явятся внутренние процессы, побуждающие ребенка рефлекторно совершать ряд ищущих ориентировочных движений ртом, глазами и головой. Когда в ответ на эти движения мать приближает к губам ребенка грудь, возникает новое раздражение и новый рефлекс схватывания соска губами. Это движение, в свою очередь, вызывает новый рефлекс сосательных движений, в результате которых молоко переливается в рот ребенка.

Новый раздражитель вызывает рефлекс глотания и т.д.

При таком понимании инстинкт представляет из себя не что иное, как цепь последовательных рефлексов, соединенных между собой на манер звеньев. Условно и схематически инстинкт можно обозначить следующей формулой: если обычный рефлекс обозначить как ab, гдеа будет обозначать раздражитель, аb — рефлекс, то инстинкт выразится следующей формулой:ab bc cd de и т.д. /25/

Однако такое понимание инстинкта вызывает ряд возражений. Во-первых, указывает на то, что инстинкт находится в гораздо менее ограниченной и точной связи с элементами окружающей среды, чем рефлекс. Рефлекс — это связь однозначная, строго определенная и детерминированная. Напротив того, в инстинкте она представляется и гораздо менее определенной, и более свободной.

Наблюдатели рассказывают, что у молодых белок, отделенных в момент рождения от родителей и воспитанных в комнате, никогда не видавших земли и леса и получавших пищу всегда из рук человека, в осеннее время начинает проявляться инстинкт собирания запасов на зиму. И белка закапывает орехи в ковер, в диван или собирает их в углу комнаты. В таких условиях совершенно исключена возможность выучки и устранены все те элементы среды, которыми сопровождается обычно проявление инстинкта. Поэтому приходится предположить гораздо более растяжимую и гибкую связь между инстинктивной реакцией и средой, чем при рефлексе.

Далее, система движений, составляющих рефлекс, строго определена и дана заранее в совершенно точном виде. Напротив, инстинктивные движения никогда не могут быть предугаданы и учтены наперед до конца, никогда не представляют точного трафарета и варьируются от раза к разу.

Наконец, третья особенность инстинкта заключается в большей сложности производимых при нем движений. В то время как в рефлексе действует обычно один орган, в инстинктах налицо ряд согласованных движений различных органов.

К этому надо еще присоединить анатомические и физиологические отличия инстинктов от рефлекса. В их образовании играет чрезвычайно важную роль растительная, или вегетативная, нервная система, а также гормональная, или внутренняя, секреция.

По всему этому следует выделять инстинкты в особую форму наследственного поведения, причем в основу положить тот признак, что рефлекс представляет из себя реакцию отправления одного какого-нибудь органа, а инстинкт — реакцию поведения всего организма. Признак этот выдвинут Вагнером.

Проще всего понять это различение на примере спаривания обезглавленных мух, приводимом Вагнером. Обезглавленные мухи способны спариваться, но только при том условии, чтобы это происходило между одной обезглавленной и одной нормальной особью. При этом все движения, совершаемые перед соединением, которые не могут быть заранее учтены и предсказаны и в которых участвуют разные органы, совершает нормальная муха. К самому же акту спаривания оказывается способной и обезглавленная. В данном случае мы имеем экспериментально расчлененное поведение на инстинктивные и рефлекторные формы. Все реакции поведения организма, предшествующие половому акту, должны быть отнесены к инстинктивному поведению, связанному с работой головных центров. Сам акт полового соединения оказывается простым рефлексом, не требующим участия головных центров и локализованным в более низких центрах. /26/

Безусловный стимул в классическом обусловливании: определение и примеры

Юлия Симкус, опубликовано 8 августа, 2022 | Факт проверен Солом Маклеодом, доктором философии


Используя терминологию классической парадигмы обусловливания, безусловный стимул (УС) — это стимул, который приводит к автоматической реакции. Другими словами, реакция происходит без предварительного обучения.

Например, если запах вашей любимой еды вызывает у вас чувство голода или холодный ветерок вызывает у вас дрожь, то запах еды и холодный ветерок считаются безусловными раздражителями.

Они вызывают непроизвольную реакцию без вашего обучения такой реакции. В отличие от условного раздражителя (УС), вам не нужно учиться реагировать на безусловный раздражитель, реакция происходит автоматически.

Самая известная и тщательная работа по классическому обусловливанию была обнаружена Иваном Павловым в начале 1900-х годов в его экспериментах по пищеварительной реакции собак. Павлов оказал такое большое влияние на изучение классической обусловленности, что ее часто называют павловской обусловленностью.

В классическом обусловливании условный раздражитель начинается как нейтральный раздражитель, который в конечном итоге автоматически запускает условную реакцию после того, как становится связанным с безусловным раздражителем. После того, как нейтральный раздражитель становится связанным с безусловным раздражителем, он становится условным раздражителем.

Если вы сочетаете нейтральный раздражитель (NS) с безусловным раздражителем (US), который уже вызывает безусловную реакцию (UR), этот нейтральный раздражитель станет условным раздражителем (CS), вызывая условный ответ (CR), аналогичный исходному безусловный ответ.

Некоторые другие примеры безусловных раздражителей в нашей повседневной жизни включают неожиданный громкий хлопок, заставляющий вас вздрагивать, или пыль в носу, вызывающая чихание. Безусловные раздражители приводят к естественным реакциям нашего тела, которые могут помочь защитить нас от потенциальных опасностей.

Иван Павлов был первым, кто открыл процесс классического обусловливания. Проводя исследования пищеварения собак, Павлов заметил, что физические реакции собак на пищу со временем менялись.

Сначала у собак выделялось слюноотделение только тогда, когда перед ними клали еду, но в конце концов они начали выделять небольшое количество слюны еще до того, как им принесли еду.

Он понял, что у собак выделяется слюна не от запаха или вида еды перед ними, а скорее от шумов и мест, которые постоянно присутствовали еще до того, как еда была доставлена.

Чтобы еще раз проверить свою теорию, Павлов звонил в колокольчик незадолго до подачи еды собакам. Сначала это не вызывало никакой реакции у собак, но со временем собаки научились ассоциировать звук колокольчика с подачей еды, и у них начиналось выделение слюны только при звуке колокольчика.

Как упоминалось ранее, безусловный стимул — это стимул, вызывающий автоматическую реакцию. Таким образом, в эксперименте Павлова еда является безусловным раздражителем, а слюноотделение собак — безусловным ответом.

Слюноотделение происходило автоматически и без сознательного усилия собак, когда они чувствовали запах пищи. Пища была безусловным раздражителем, поскольку вызывала рефлекторную реакцию и не требовала обучения.

Бихевиорист Джон Б. Уотсон и аспирант Розали Рейнер были первыми психологами, которые применили принципы классического обусловливания к человеческому поведению, показав, что эмоциональные реакции могут быть классически обусловлены у людей.

Их эксперимент, известный как случай Маленького Альберта, включал в себя формирование фобии у эмоционально стабильного ребенка.

Когда Альберту было всего 9 месяцев, Уотсон и Рейнер подвергли его ряду раздражителей, включая белую крысу, горящие газеты, обезьяну и маски. Поначалу Алерт не боялся никаких раздражителей.

Однако в следующий раз, когда Альберт подвергался воздействию каждого раздражителя, Ватсон издавал громкий звук, ударяя молотком по металлической трубе.

После многократного сопоставления одного из стимулов, например, белой крысы, с громким шумом, Альберт начинал ожидать громкого шума всякий раз, когда он видел белую норму.

В конце концов, Альберт начинал плакать, просто увидев крысу. Другими словами, у него была классическая обусловленность испытывать страх при виде крысы.

Громкий шум является безусловным раздражителем в этом примере. Когда Ватсон громко шумел, Альберт плакал. Уотсон использовал эту безусловную реакцию на состояние Маленького Альберта, чтобы бояться отличительных раздражителей, которых ребенок обычно не боялся бы (например, белой крысы или обезьяны).

Классическое кондиционирование – эффективный инструмент маркетинга и рекламы. Идея состоит в том, чтобы создать рекламу с положительными характеристиками, такими как запоминающаяся музыка, яркие цвета, милые дети, привлекательные модели или забавные представители, чтобы реклама вызывала приятную реакцию у человека, который ее увидел.

Таким образом, когда потребитель видит тот или иной товар в Интернете или в магазине, он должен испытать это положительное чувство и с большей вероятностью совершить покупку.

В данном примере реклама служит безусловным стимулом (БС), а удовольствие от просмотра рекламы — безусловным ответом (БР). Поскольку рекламируемый продукт упоминается в рекламе, он ассоциируется с США, а затем становится условным раздражителем (УС).

Один из примеров такой обусловленности можно увидеть в рекламе Sprite «Drake Sprite: The Spark Commercial» с рэпером Дрейком в главной роли. В этой минутной рекламе Дрейк не очень хорошо читает рэп и чувствует себя невдохновленным.

Но, когда он делает глоток спрайта, он оживляется и сразу же снова может читать рэп. Безусловный стимул — это Дрейк, а условный стимул — пить Спрайт. Условная реакция состоит в том, что, выпив Спрайт, вы освежитесь и вдохновитесь, как Дрейк.

Согласно теории классического обусловливания, стимулы, связанные с наркотиками, могут ассоциироваться с полезными аспектами употребления.

Например, принадлежности для наркотиков, такие как пачки сигарет, бонги и трубки, а также среда, в которой происходит употребление наркотиков, могут вызывать у потребителей тягу и поиск наркотиков. У курильщиков один только вид пачки сигарет может вызвать желание закурить.

Эти атрибуты считаются условными раздражителями, а никотин — безусловный раздражитель .

Сигнальная реактивность — это теория, согласно которой люди связывают ситуации (например, встречу с друзьями)/места (например, паб) с вознаграждающим действием никотина, и эти сигналы могут вызывать чувство тяги.

Эти факторы становятся сигналами, связанными с курением. Длительное употребление никотина создает связь между этими факторами и курением. Это основано на классической обусловленности. Никотин — это безусловный стимул (UCS), а удовольствие, вызванное внезапным повышением уровня дофамина, — это безусловная реакция (UCR).

В ходе исследования ассоциативного обучения у курильщиков, проведенного в 2012 году, Марианна Литтел обнаружила, что курильщики демонстрируют ярко выраженное ассоциативное обучение во время эксперимента по выработке условного рефлекса более высокого порядка в ответ на нейтральные сигналы, которые сочетаются со стимулами, связанными с курением.

Другими словами, она научила курильщиков ассоциировать курение с объектом, который ранее был совершенно нейтральным.

В чем разница между безусловным раздражителем и дискриминационным раздражителем?

Дискриминационный стимул относится к чему-то, например, к человеку или событию, которое предшествует поведенческой реакции. Таким образом, сначала возникает дискриминационный стимул, а затем поведение следует как прямой результат этого стимула.

Дискриминационный стимул создается, когда реакция подкрепляется, тогда как безусловный стимул — это стимул, который приводит к автоматической реакции без какого-либо подкрепления или предварительного обучения.

В чем разница между безусловным раздражителем и нейтральным раздражителем?

Нейтральный раздражитель — это раздражитель, который сначала не вызывает автоматической реакции, в то время как безусловный раздражитель — полная противоположность — безусловный раздражитель — это раздражитель, вызывающий автоматическую реакцию.

В классическом обусловливании нейтральный раздражитель становится условным раздражителем, если последовательно сочетается с безусловным раздражителем.

При первоначальном предъявлении нейтральный стимул не влияет на поведение. Однако, поскольку он неоднократно сочетается с безусловным раздражителем, он начинает вызывать ту же реакцию, что и безусловный раздражитель.

В чем разница между безусловным раздражителем и безусловным ответом?

Безусловный раздражитель — это раздражитель, вызывающий автоматическую реакцию. Безусловная реакция – это автоматическая реакция на раздражитель. Слюноотделение собак в поисках пищи — это безусловная реакция в эксперименте Павлова.

Как безусловный раздражитель становится условным раздражителем? ?

Безусловный раздражитель становится условным раздражителем после того, как нейтральный раздражитель становится связанным с безусловным раздражителем, и субъект научился связывать раздражитель с данным результатом.

Является ли алкоголь безусловным раздражителем?

Да, алкоголь является безусловным раздражителем в классическом обусловливании. Эффектам алкоголя (опьянение и торможение) не нужно учиться. Они универсальны, последовательны и автоматически.

Содержимое тщательно проверяется командой квалифицированных и опытных специалистов по проверке фактов. Специалисты по проверке фактов проверяют статьи на предмет фактической точности, актуальности и своевременности. Мы полагаемся на самые актуальные и авторитетные источники, которые цитируются в тексте и перечислены внизу каждой статьи. Контент проверяется на факт после редактирования и перед публикацией.

Джулия Симкус учится в бакалавриате Принстонского университета по специальности психология. Она планирует получить докторскую степень в области клинической психологии после окончания Принстона в 2023 году. Джулия является соавтором двух журнальных статей, одна из которых называется «Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, и поведенческие зависимости во время пандемии COVID-19 и ограничений, связанных с COVID-19». была опубликована в журнале Frontiers in Psychiatry в апреле 2021 года, а другая под названием «Пищевая зависимость: последние данные о клинических последствиях» будет опубликована в начале 2022 года в Handbook of Substance Misuse and Addictions: From Biology to Public Health.

Симкус, Дж. (2022, 8 августа). Безусловный раздражитель в классическом обусловливании . Просто психология. www.simplypsychology.org/unconditioned-stimulus.html

  • Дополнительная информация
    Бихевиоризм Классическое кондиционирование Маленький эксперимент Альберта Эксперимент с собаками Павлова

Кларк, Р. Э. (2004). Классические истоки условности Павлова. Интегративная физиология и поведенческие науки 39 (4), 279-294.

Горн, Г. Дж. (1982). Влияние музыки в рекламе на выбор поведения: классический подход к формированию условий. Журнал маркетинга , 46 (1), 94-101.

Харрис, Б. (1979). Что случилось с маленьким Альбертом? Американский психолог , 34 (2), 151.

Хокинс, Д., Бест, Р. и Кони, К. (1998.) Поведение потребителей: построение маркетинговой стратегии (7-е изд.). Бостон, Массачусетс: McGraw-Hill.

Литтел, М., Франкен, И.Х. Электрофизиологические корреляты ассоциативного обучения у курильщиков: эксперимент по кондиционированию высшего порядка. BMC Neurosci 13, 8 (2012).

Павлов И. П. (1897/1902). Работа пищеварительных желез. Лондон: Гриффин.

Павлов И. П. (1928). Лекции по условным рефлексам . (Перевод WH Gantt) Лондон: Аллен и Анвин.

Павлов И. П. (1927). Условные рефлексы. Исследование физиологической деятельности коры головного мозга . Переведено и отредактировано Анрепом Г.В. (Oxford University Press, Лондон, 1927).

Павлов, И. П. (1955). Избранные произведения . Москва: Изд-во иностранных языков.

Рехман И., Махабади Н., Рехман С.И. Классическое кондиционирование. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; Январь 2020 г. Доступно по адресу: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470326/

Vladtv, YouTube (ноябрь 2010 г. ). Дрейк Спрайт: реклама искры. Получено 15 декабря 2019 г. с https://www.youtube.com/watch?v=mh6vHoyBs58. сообщите об этом объявлении

Watson, J.B. (1913). Психология с точки зрения бихевиориста. Психологический обзор, 20 , 158-177.

Уотсон, Дж. Б., и Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии , 3 (1), 1.

Условный ответ | в Главе 05: Обусловливание

Условная реакция

Теперь мы подходим к обозначениям элементов классического обусловливания. Эти термины студентам иногда трудно запомнить.

Лучший способ выучить эти термины — обратить внимание на то, что они означают . Например, представьте, что условное означает обусловленное обучением или зависящее от предыдущего опыта .

Павлов обозначил сигнал , возникающий перед биологически значимым событием, как условный раздражитель (УС). Его способность вызывать слюноотделение носит условный характер, то есть «зависит от условий». Другими словами, условный раздражитель действует , а не автоматически вызывают слюноотделение у необученной собаки.

Еще один способ запомнить, что означает CS, — подумать о слове CUES. Условный раздражитель — это то, что вызывает условную реакцию . Павлов подал звуковой сигнал (КС) перед тем, как дать собачьему мясному порошку.

Что означают сокращения CS и CR?

Как Павлов инициировал биологический рефлекс слюноотделения? Он бросил мясной порошок в рот собаке.

Еще до обучения слюноотделение вызывается мясным порошком. Таким образом, этот ответ считается равным безусловный (не зависит от особых условий обучения).

Мясной порошок называется безусловным раздражителем (США). Это стимул, который вызывает реакцию автоматически и безоговорочно.

Поскольку реакция слюноотделения на мясной порошок является врожденной и безусловной, она называется безусловной реакцией (UR). Каждый рефлекс, перечисленный на предыдущей странице (давление, коленный рефлекс и т. д.), состоит из безусловного стимула, который вызывает безусловную реакцию.

Почему используется слово «безусловный»?

Повторяю: классическое обусловливание происходит, когда сигнал (CS) ставится перед рефлексом. Во многих учебниках будет сказано, что CS «соединен» с UCS, но кондиционирование происходит быстрее, если CS приходит немного до рефлекса.

Обусловливание происходит наиболее быстро, если сигнал поступает примерно за полсекунды до активации рефлекса, в случае таких движений, как отдергивание кончика пальца. При реакциях желез, таких как слюноотделение, кондиционирование происходит быстрее всего, если сигнал поступает примерно за две секунды до активации рефлекса.

В методике Павлова сигнал звучал до того, как мясной порошок впрыскивался собаке в рот. Затем собака предвосхитила мясной порошок, когда услышала тон. Поэтому слюнки до тонуса.

Заученный ответ на сигнал — это условный ответ (CR). Это зависит от предшествующего акта обучения, отсюда и название «условный». После обучения СР возникает в ответ на сигнальный или условный раздражитель (УС).

Безусловный ответ и условный ответ очевидно похожи друг на друга , но не идентичны. У них разные причины (одна — реакция на биологически естественный раздражитель, другая — предвосхищающая реакция).

Они также встречаются с другой силой . Условная реакция обычно несколько слабее безусловного раздражителя.

Чем CR отличается от UCR?

У собаки выделяется меньше слюны на сигнал, чем на настоящую еду. Испытуемые Ватсона, вероятно, не так энергично отдергивали кончики пальцев, когда слышали звонок, по сравнению с тем, когда они действительно получали удар током.

Следовательно, у них разные имена. Первоначальный рефлекторный ответ – это безусловный ответ. Выученная реакция является условной реакцией.

Из-за неправильного перевода ранних работ Павлова большинство психологов ссылаются на «условные реакции», а не на «условные реакции». Условное является правильным переводом русского слова условное (Фитцпатрик, 1990).

Какой неправильный перевод терминов Павлова произошел?

Слово условное также более значимо, чем условное . В классической схеме Павлова у собаки выделяется слюна из-за предыдущего опыта. Следовательно, CR буквально обусловлен ассоциацией CS с рефлексом.

Слово обусловленное не имеет такого значения, если только не провести сравнение между условной реакцией и кондиционированием куска металла путем придания ему формы — метафора, которую Павлов не имел в виду.

Почему «условный», возможно, имеет большее значение, чем «условный»?

Сирил Фрэнкс, известный поведенческий терапевт, написал следующее в эссе, озаглавленном «Поведенческая терапия и ее павловские истоки»: его сочинения, а не «обусловлены».

Его намерение состояло в том, чтобы передать по существу временный характер образовавшихся таким образом связей, связей, которым не хватало определенности и регулярности врожденных или «безусловных» рефлексов. Для Павлова … условный рефлекс был творческой, возникающей деятельностью организма, а не шаблонным или неизменным процессом. (Фрэнсис, 19 лет73)

Что Сирил Франкс сказал о взглядах Павлова на CR?

Франки, возможно, написали «Павлов не доверял абсолютизму в любой форме», чтобы опровергнуть широко распространенное мнение, что Павлов продался коммунистическому режиму после большевистской революции в 1917 году. Ленин, лидер русской революции, очень уважал Павлова, одного из величайших ученых своей страны.

Одобрение Ленина сделало павловскую психологию одобренной государством психологией Советского Союза. В течение многих лет российские психологи считали, что классическое обусловливание может объяснить большую часть человеческого поведения. Некоторые американские психологи так же относились к оперантному обусловливанию, о котором мы поговорим во второй половине главы.

Приобретение условной реакции

Приобретение — это процесс обучения в экспериментах на обусловливание. Приобретая, существо приобретает условный ответ.

Один лектор, Томас Ландауэр, в то время работавший в Bell Laboratories в Нью-Джерси, использовал простую технику, чтобы продемонстрировать приобретение условной реакции на большом вводном уроке по психологии. Читая лекции о Павлове, он периодически поднимал стартовый пистолет, кричал «СЕЙЧАС!» и выстрелил.

Обусловливание двигательной реакции типа прыжка происходит наиболее быстро, когда сигнал поступает примерно за полсекунды до активации рефлекса. Время Ландауэра было близко к оптимальному. Он крикнул «СЕЙЧАС!» примерно за полсекунды до создания громкого шума, который вызвал рефлекс испуга (заставил всех подпрыгнуть).

Как Ландауэр быстро установил классическую обусловленность в большой толпе?

Это было естественно что все подпрыгнули в ответ на сообщение о стрельбе. Громкий шум является безусловным раздражителем (УС), который приводит к неусвоенной реакции вздрагивания (УР).

Еще пять раз в течение следующих 20 минут своей лекции о классическом обусловливании Ландауэр поднимал руку и кричал «СЕЙЧАС!» и выстрелил из пистолета. «СЕЙЧАС!» условный раздражитель (УС).

Тогда Ландауэр поднял руку и закричал: «СЕЙЧАС!» но ничего не сделал. Все прыгнули. Он подготовил всю толпу менее чем за полчаса.

Почему ученики прыгнули?

Почему это произошло? Суть классического кондиционирования заключается в том, чтобы поставить сигнал перед 9.0124 рефлекс , чтобы организм мог получить «скачок» или фору в рефлексе.

Помните, мы описывали классическое обусловливание как примитивную форму предсказания . Студенты Ландауэра давали упреждающую реакцию .

Услышав «СЕЙЧАС!» пять раз, за ​​которыми сразу же последовал выстрел, их нервная система узнала прогностическую связь между звуком и шумом. Когда они снова услышали сигнал, они отреагировали (подпрыгнули).

Конечно, это было просто предсказание. Они не собирались прыгать. Они просто сделали это. Классическое обусловливание не требует сознательного намерения.

Кривая приобретения

Приобретение условного ответа часто происходит всего за несколько попыток или повторений пары CS-рефлекс. Пример Ландауэра показывает это.

Ландауэру стоило только крикнуть «СЕЙЧАС!» и выстрелить из пистолета пять раз, пока все не запрыгали на слово «СЕЙЧАС!» Опыты с животными показывают то же самое: условная реакция вырабатывается быстро.


Типичная кривая приобретения, включающая 15 попыток

На рисунке показана кривая обучения . По оси Y отложено количество слюны, выделяемой во время каждой тренировки.

Обратите внимание, что в 7-м испытании есть признаки обусловливания. (Каждая попытка представляет собой одно соединение сигнала с активацией рефлекса.)

Как быстро можно выучить условную реакцию?

В отличие от многих сглаженных диаграмм в учебниках, этот конкретный пример демонстрирует реальную изменчивость. Он идет вверх и вниз, а не только вверх.

Какая «реальная изменчивость» показана на кривой?

Кондиционирование не всегда протекает гладко от отсутствия реакции до большой реакции, и во время тренировки могут быть неудачи, когда организм не реагирует так сильно, как раньше.

Угашение и спонтанное восстановление

Классический условный рефлекс можно устранить или погасить путем устранения прогностической связи между сигналом и рефлексом. Это достигается путем подачи сигнала (CS) при предотвращении рефлекса.

Как предотвратить возникновение рефлекса? Один из методов заключается в активации поведения, несовместимого с рефлексом. Например, кошка будет бояться коробки, в которой ее ударит током. Позже кошке можно дать «терапию», покормив ее в коробке.

Кормление предотвращает реакцию тревоги. Так кошка теряет страх перед коробкой.

Это открытие привело к созданию терапии под названием десенсибилизация, предназначенной для устранения страхов и фобий. Десенсибилизация прошла очень успешно. Это положило начало поведенческой терапии как дисциплине.

Если КС повторяется много раз, но рефлекс ни разу не активировался, организм узнает, что сигнал больше не имеет того же значения, что и раньше . Сигнал уже не предсказывает активацию рефлекса, и условная реакция исчезает. Этот общий процесс называется вымиранием .

Ландауэр продемонстрировал вымирание в своей лекции. После установления условной реакции (студенты подпрыгивали, когда он сказал «СЕЙЧАС!») он гасил ее. Периодически он высовывал руку и кричал: «СЕЙЧАС!» без стрельбы из стартового пистолета .

Сначала люди продолжали прыгать. Однако, когда он повторил действие, крича «СЕЙЧАС!» каждые несколько минут без стрельбы из стартового пистолета реакция ослабевала.

В итоге никто не прыгнул. Повторно подавая сигнал без выстрела из пистолета, он устранил прогностическую связь между условным стимулом («СЕЙЧАС!») и CR или условной реакцией (прыжок). Вскоре условного ответа не последовало. Вымирание произошло.

Как погасить классическую условную реакцию?

По прошествии времени после угасания классически обусловленная реакция обычно немного восстанавливается и возвращается. Это восстановление происходит спонтанно (без дополнительной подготовки), поэтому оно называется спонтанным восстановлением .

Что такое спонтанное выздоровление?

После того, как Ландауэр впервые погасил реакцию испуга, он читал лекцию на другую тему в течение 20 минут. Затем, без предупреждения, он поднял руку в воздух и закричал: «СЕЙЧАС!» (все еще не стреляя из пистолета).

Большая часть толпы снова подпрыгнула. Ландауэр продемонстрировал спонтанное выздоровление.


Спонтанное восстановление после первого периода угашения

Для того, чтобы полностью погасить классически обусловленную реакцию, нужно пройти процедуру угашения повторно. Спонтанное восстановление гасится каждый раз, когда оно происходит.

Кстати, эта диаграмма идеализирована: нереально сглажена. Подлинная запись поведения никогда не будет такой чистой и простой.

Как полностью погасить CR?

Для животного спонтанное выздоровление похоже на проверку гипотезы о том, что прогностическая взаимосвязь вернется. Ни один морской слизень не стал бы использовать такие точные слова, но в действительности спонтанное восстановление позволяет животным не отказываться от предсказательных отношений слишком рано.

Это было бы адаптивной тенденцией, если бы (например) условная реакция, связанная с кормлением, не работала в течение одного дня. Вместо того, чтобы отказываться от ранее полученных знаний (связывая запах с источником пищи), животные снова реагируют на сигнал на следующий день.

Это спонтанное выздоровление. Возможно, прогностические отношения вернутся, и если да, то спонтанное восстановление позволит животному воспользоваться преимуществом.

Павловский условный рефлекс: «Это не то, что вы думаете»

Роберт А. Рескорла из Университета Пенсильвании был, вероятно, самым влиятельным исследователем классического условного рефлекса в конце 20-го века. В 1988 году он написал статью американского психолога под названием «Павловское обусловливание: это не то, что вы думаете».

Рескорла пожаловался, что психологи проигнорировали достижения в классических исследованиях обусловливания, произошедшие за предыдущие 20 лет. Рескорла процитировал устаревшее описание классического обусловливания во вводном учебнике по психологии.

[Цитата из учебника] «Основной операцией в обусловливании является соединение двух раздражителей. Один, первоначально нейтральный в том смысле, что он не вызывает никакой реакции, называется условным раздражителем ( С S) ; другой, который тот, который постоянно вызывает реакцию, называется безусловный раздражитель (УЗ) .

Реакция, вызываемая безусловным раздражителем, представляет собой безусловную реакцию (УР) . В результате сочетания условного раздражителя (УС) и безусловного раздражителя (БС) появляется реакция на ранее нейтральный условный раздражитель. Тогда это называется условной реакцией (CR) ». появиться в 1988, когда Рескорла написал свою статью, несмотря на «произошедшие кардинальные концептуальные изменения».

На самом деле, классическое обусловливание все еще типично описано во многих учебниках, даже спустя 30 лет. Что не так со старомодным описанием обусловленности? Рескорла привел следующие проблемы:

1. В описании учебника подчеркивалась смежность [близость во времени] условного раздражителя и безусловного раздражителя, в то время как современные исследования подчеркивают информативный или предсказательный характер условного раздражителя.

2. Описание в учебнике создавало впечатление, что любые два раздражителя могут быть связаны как условный раздражитель и безусловный раздражитель. Современные исследования показали, что некоторые стимулы гораздо легче связать с определенной биологической реакцией, чем другие.

3. Согласно описанию в старом учебнике, кондиционирование было медленным и постепенным , требующим множества повторений или проб. Рескорла писал: «Хотя кондиционирование иногда может быть медленным, на самом деле большинство современных препаратов для кондиционирования обычно демонстрируют быстрое обучение», требующее от 1 до 8 попыток.

Какие, по мнению Рескорла, проблемы со многими описаниями классического обусловливания в учебниках?

Rescorla также хотел изменить изображение классического кондиционирования. Он сказал, что его профессора еще в 60-х создавали впечатление, что классическое обусловливание было «полным плевком и подергиванием», потому что известные эксперименты основывались на слюноотделении, моргании глаз и отдергивании пальцев.

Рескорла отметил, что классическая кондиция в современную эпоху имеет отношение к гораздо большему, чем плевки и подергивания. Классическое обусловливание «тесно вовлечено в контроль центральных психологических процессов, таких как эмоции и мотивация».

Следующий раздел главы содержит множество примеров, подтверждающих аргументы Рескорлы. Теперь известно, что классическое обусловливание связано с иммунной системой, сексуальным ожиданием, толерантностью к наркотикам и многим другим.

———————
Ссылки:

Fitzpatrick, S. (1990). Русские о психике: Обзор. Наука, 248 , 881-883.

Франкс, CM (1966). Клиническое применение кондиционирования и других поведенческих методов: концептуальные и профессиональные соображения. Условный рефлекс: Павловский журнал исследований и терапии, 1 , 36–50.

Рескорла, Р. А. (1988). Павловское обусловливание: это не то, что вы думаете. Американский психолог, 43, 151-160.

Предыдущая страница   | Верх страницы   | Содержание главы   | Следующая страница


Напишите доктору Дьюи по адресу [email protected].


Не видите то, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts