Бихевиоральные теории личности кратко: Общая характеристика теорий личности, относящихся к бихевиоральному направлению

Содержание

Теории личности в бихевиоризме


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


Теории личности в бихевиоризме

Бихевиоральные теории личности – направление теоретической и экспериментальной психологии, основывающееся на схеме S-R (стимул-реакция). Оно сформировалось в американской психологии на основе идей И. П. Павлова, Дж. Б. Уотсона, Э. Л. Торндайка. Представители этого направления – Э. К. Толмен, Э. Р. Гутри, К. Л. Халл, Скиннер, Н. Е. Миллер, Дж. Доллард. Подход отличается особым вниманием к построению экспериментальной процедуры, научной точности и контролируемости результатов. Методическим арсеналом бихевиоральной теории личности являются процедуры формирования связей между воздействием на личность и определенным поведением.

В бихевиоральной теории личности изучаются условия формирования, закрепления, исчезновения привычек, навыков, поведенческих образцов. Личность приравнивается к промежуточным переменным между стимулом и реакцией. Не отрицая врожденных факторов, представители бихевиоризма изучают, прежде всего, наблюдаемое поведение и определяющие его факторы среды.

Формирование личности рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угасания других. Основные типы научения: классическое (И. П. Павлов), оперантное (Скиннер), угасания (И. П. Павлов), имитация (Бандура). Изучение оснований и движущих сил развития личности выступает как анализ физиологических механизмов влечений. Различают первичные (физиологические) и вторичные (психологические) побуждения. Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкрепления. Вторичные побуждения постепенно становятся ведущими. Система подкреплений также усложняется: первичные подкрепления утрачивают свою роль. Реакции дифференцируются, обобщаются на основе речи, приобретают внутреннюю организацию.

В русле бихевиорального подхода сформировалось одноименное психотерапевтическое направление, также базирующееся на теории научения. Его развивают Айзенк, Дж. Уолп, Бандура, А. Лазарус, А.

Каздин. Эмоциональные проблемы рассматриваются в нем как результат формирования связи эмоции с определенным стимулом (например, учитель вызывает у ребенка тревогу). Признавая, что прошлые события повлияли на возникновение проблем клиента, представители бихевиоральной психотерапии не исследуют корни нарушений. Невротическое поведение, так же, как и нормальное, рассматривается как результат подкрепления. В качестве причин поведенческих проблем называют отсутствие адекватной родительской модели, подавление основных потребностей, травмы, не поддерживающее окружение, отсутствие возможности апробировать и закреплять определенные поведенческие образцы. Примером формирования поведения ребенка в результате научения (или наблюдения) является следующая иллюстрация. Эксперимент проводился с группой детей возраста трех лет. Дети были разбиты на три группы, каждой из которых психологи показывали маленький фильм. Начало фильма во всех трех группах было одинаковым – ребенок ломал и «бил» игрушечную куклу.
Но вот концовка фильма в трех группах была абсолютно разная. Одной группе детям показали, что после этого поступка выходит воспитательница, и наказывает ребенка за поступок – ставит в угол. Второй группе детей показали, что вышедшая воспитательница ведет себя безразлично и ребенок продолжает «бить» куклу. Третей группе детей показали, что вышедшая воспитательница похвалила ребенка, который правильно « наказал» куклу. После демонстрации фильма три группы детей разместили в трех комнатах, где было много игрушек – кукол. Комнаты были устроены таким образом, что дна из стен представляла собой зеркало «с секретом». Дети видели в зеркале отражение себя, а психологи исследователи – видели детей. Таким образом, три группы детей было размещено и за ними началось скрытое наблюдение. Результаты исследования были следующие. Той группе детей, которой показали в конце, что воспитательница наказывает ребенка за сломанную игрушку обращались и играли с игрушками аккуратно. Группа детей, которой показали «безразличное» поведение воспитательницы, демонстрировала как спокойное поведение в отношении игрушки, так и агрессивное.
Третья же группа детей, которая видела, как воспитательница хвалила ребенка за поступок, проявила наибольшую агрессию в отношении игры. Таким образом эксперимент показал, что в формировании личности, ее поведения и поступка очень большую роль играет научение (наблюдение) за поступками других людей, и, что самое главное – это поощрение или наказание, которое за поведением следует. Положительное подкрепление – похвала, стимулирует ребенка повторить модель поведения; отрицательное подкрепление – порицание, наказание – стимулирует ребенка больше не использовать выбранную им стратегию поведения.

Каталог: prog
prog -> Рабочая программа дисциплины
prog -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
prog -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
prog -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
prog -> Программа государственной итоговой аттестации
prog -> Программа курса инструментальная дидактика
prog -> Сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы
prog -> Программа повышения конкурентоспособности
prog -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования


Скачать 30,49 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Б. Ф. Скиннер. Теории личности

Глава 7. Научающе — бихевиоральное направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер

Все теоретики, чьи точки зрения мы уже рассмотрели, интересовались тем, что происходит внутри человека, внутренними структурами и процессами, лежащими в основе наблюдаемых форм поведения. Будь то бессознательные психические процессы и конфликты, описанные Фрейдом, архетипы, постулированные Юнгом, или суперчерты, установленные Айзенком, внимание концентрировалось на состоянии «внутри человека». Конечно, теоретики, подобно Адлеру, Эриксону, Фромму и Хорни, признавали решающую роль культурального, социального, семейного и межличностного влияния на поведение человека. Даже Кеттел отметил, что поведение является результатом комплексного взаимодействия особенностей личности и ситуации.

И все же едва ли можно избежать заключения, что для всех этих теоретиков реальное действие происходит под наружной оболочкой. Но равным образом значимым является и тот факт, что опыт отвечает за многое в нашем поведении. Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Если личность является результатом научения, то, видимо, нам важно знать, что такое научение и как оно происходит. Именно подходу к личности с позиции научения и посвящена данная глава.

Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения.

Научающе — бихевиоральное направление занимается открытыми [Доступными непосредственному наблюдению. (Прим. перев.)] действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других персонологов, теоретики бихевиорально — научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека.

Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии. По мнению многих, он является одним из самых высокочтимых психологов нашего времени (Davis et al., 1982). Данная глава посвящена его точке зрения на оперантное научение.

Как мы увидим в следующей главе, радикальный бихевиоризм Скиннера явно отличается от теорий социального научения. Хотя подходы Альберта Бандуры и Джулиана Роттера отражают некоторые из основных положений научающе — бихевиорального направления, они предлагают более широкий взгляд на поведение, которое подчеркивает взаимосвязь факторов внутри и вне людей. Однако, не забегая вперед, давайте обратимся к личности самого Скиннера.

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно

Глава 2 Теории развития личности

Глава 2 Теории развития личности 2. 1. Подходы в рамках биогенетических и социогенетических концепцийРазвитие детской психологии в конце XIX – начале XX в. было тесно связано с педологией – наукой о детях, созданной американским психологом Гренвилем Стэнли Холлом

Глава 2. Экзистенциальный критерий в теории личности З. Фрейда

Глава 2. Экзистенциальный критерий в теории личности З. Фрейда Рассмотрение теории личности З. Фрейда следует начать с изложения его общих представлений о структуре личности. Как считает З. Фрейд, личность человека состоит из трех основных структурных областей, или

Глава 3. Экзистенциальный критерий в теории личности А. Адлера

Глава 3. Экзистенциальный критерий в теории личности А. Адлера Знакомство с теорией личности А. Адлера следует начать с одного из базовых ее положений, которое характеризует жизнь человека в целом как явление телеологическое. Это означает, что самой природе человеческой

Глава 4. Экзистенциальный критерий в теории личности К. Юнга

Глава 4. Экзистенциальный критерий в теории личности К. Юнга Представления К. Юнга о личности базируются на его более общих представлениях о структуре и развитии психики человека, которые, в свою очередь, рассматриваются им в контексте биологической эволюции и

Глава 5. Экзистенциальный критерий в теории личности К. Роджерса

Глава 5. Экзистенциальный критерий в теории личности К. Роджерса В теории личности К. Роджерса ключевое место занимает понятие самоактуализации. Термин «самоактуализация» состоит из сочетания двух слов: сам и актуализация. Слово «актуализация» означает, по К. Роджерсу,

Глава 6. Экзистенциальный критерий в теории личности В.

 Франкла

Глава 6. Экзистенциальный критерий в теории личности В. Франкла Изложение теории личности В. Франкла мы начнем с рассмотрения его общих представлений о природе человека. Как он считает, природе человека свойственно многообразие разнородных форм бытия, которые

Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд

Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд Когда психология отделилась от философии и во второй половине XIX века стала научной дисциплиной, главной ее целью являлось раскрытие основных элементов психической жизни взрослого человека при

Глава 5. Эго — психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни

Глава 5. Эго — психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни Многие исследователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значение эго — процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся

Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк

Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей

Глава 8. Социально — когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и Джулиан Роттер

Глава 8. Социально — когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и Джулиан Роттер Трудно преувеличить то влияние, которое основные принципы теории научения оказали на психологию и теорию личности. Концепции классического и оперантного научения,

Глава 9.

Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли

Глава 9. Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли То, что люди — думающие существа, является фундаментальным фактом. Действительно, интеллектуальные процессы настолько самоочевидны, что фактически все персонологи сегодня так или иначе признают их

Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу

Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу Теоретические направления персонологии часто классифицируют в терминах трех основных категорий. Первая, психоанализ, представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими

Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс

Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.

Поведенческая теория личности (определение)

Что отличает вас от любого другого человека на этой планете? Кто-то может возразить, что каждый человек представляет собой уникальную сумму всего опыта, который он когда-либо имел. Мы все были свидетелями разных вещей, получили определенные уроки или пережили определенные события, которые сформировали то, как мы принимаем решения и демонстрируем определенное поведение.

Давайте сосредоточимся на последнем слове: поведение. Эта статья посвящена поведенческой перспективе личности. Мы рассмотрим, как это соотносится с другими школами мысли, как бихевиористы пришли к своим выводам и как вы можете тренировать себя и свою личность с помощью поведения. Бихевиоризм больше не является доминирующей точкой зрения в психологии, но так было на протяжении многих десятилетий. Хотя у этой точки зрения есть свои критики, она является результатом одних из самых увлекательных и известных на сегодняшний день психологических экспериментов.

Что такое поведенческая перспектива?

Два типа кондиционирования

Примеры поведенческой точки зрения на телевидении и в реальной жизни

Как поведенческая перспектива согласуется с психологией личности

Можно ли изменить свою личность с помощью бихевиоризма?

Что такое поведенческая перспектива?

Поведенческая точка зрения, или бихевиоризм, — это убеждение в том, что личность является результатом взаимодействия человека с окружающей средой, включая решения, которые он принимает, и действия, которые он предпринимает. Психологи могут точно определить и связать привычки и поведение, чтобы предсказать, как сформировалась личность человека.

Возьмите знаменитую цитату Джона Б. Ватсона о поведении и личности:

«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучить его любому специалисту, какой я выберу, — врачу, адвокату, художнику, торговому главе и, да, даже нищему и ворюге, независимо от его талантов, наклонностей, склонностей, способностей, призвания и расы. предки.»

Как бы он это сделал? Через поведение. Джон. Б. Уотсон никогда не брал дюжину здоровых младенцев и не превращал их в людей, которых он перечислил, но его убеждения в поведении были тверды. Опыт одного младенца может привести его на путь к искусству, в то время как отдельный опыт привел другого младенца на путь становления вором.

Взаимодействия, которые могут сформировать ваш жизненный путь и форму вашей личности, включают:

  • Травматический жизненный опыт
  • Уроки родителей и учителей
  • Уроки кино, телевидения и других средств массовой информации
  • Отношения

Все, что мы наблюдаем, влияет на то, как мы будем вести себя позже.

Учет каждого взаимодействия человека с миром может показаться ошеломляющим. Итак, давайте рассмотрим два способа, которыми мы можем быть заставил вести себя так или иначе. Согласно бихевиоризму, эти типы обусловленности формируют все наши дальнейшие решения и, в конечном счете, нашу личность.

Два типа обусловливания

Психологи подразделяют бихевиоризм на два разных процесса: классическое обусловливание и оперантное обусловливание. Есть два важных человека, которых вы должны знать в мире бихевиоризма, и они иллюстрируют два разных типа обусловленности.

Классическое кондиционирование

Вы, наверное, уже знаете один. Иван Павлов — отец знаменитого эксперимента «собака Павлова». В этом эксперименте Павлов включил метроном для группы собак. Когда собаки слышали звук колокольчика после этого метронома, они получали лакомство. Это случай классического кондиционера .

Вскоре у собак началось физическое выделение слюны, когда они услышали метроном. Они автоматически связали два несвязанных стимула с помощью поведенческого обучения. (Также есть серия Офис , где Джим проводит аналогичный эксперимент над Дуайтом.)

Мы похожи на собак Павлова? Связываем ли мы два стимула друг с другом и развиваемся ли мы, чтобы совершать определенные действия в результате этой ассоциации? Исследование Маленького Альберта говорит, что да.

Это исследование провел американский психолог по имени Джон Б. Уотсон . Уотсон использовал маленького мальчика по имени Альберт в качестве своей «собаки». Он показал мальчику изображения белой крысы и других предметов. Затем он издавал громкий и страшный звук, когда мальчик видел изображение крысы. Достаточно скоро у мальчика появилась классическая привычка реагировать страхом всякий раз, когда он видел изображение белой крысы.

В этом эксперименте есть одна оговорка. Маленький Альберт тоже стал вести себя подобно другим белым тварям. Вместо того, чтобы связывать свой страх и громкий шум с крысой из-за того, что он белый, Альберт сделал другие предположения и вел себя непредсказуемым образом по отношению к другим объектам, которые он лично ассоциировал с крысой.

Имейте это в виду. Можем ли мы считать поведенческую перспективу всеобъемлющей теорией, если она не может объяснить, как мы связываем два отдельных стимула?

Оперантное обусловливание

Второй тип обусловливания — это оперантное обусловливание . Этот тип процесса может помочь лучше предсказать, как кто-то будет себя вести. Вместо того, чтобы использовать два несвязанных стимула, оперантное обусловливание использует вознаграждение и наказание для формирования поведения. Человек может предсказать реакцию, которую он получит, если будет вести себя определенным образом, и может изменить свое поведение в зависимости от желаемой реакции.

Человека, которого многие люди связывают с оперантным обусловливанием, зовут Б. Ф. Скиннер. (Вы можете помнить, что «Скиннер» создал «Оперантное» обусловливание, потому что в их именах по 7 букв.) Наряду с Фрейдом, Б. Ф. Скиннер сегодня является одним из самых известных психологов в мире.

Скиннер против Фрейда (Психоанализ против бихевиоризма)

Скиннер и Фрейд не всегда соглашались, но их теории совпадают, что помогает объяснить, почему люди принимают решения. Фрейд считал, что бессознательное постоянно ищет удовольствия и всеми возможными способами избегает боли.

Мы часто связываем вознаграждение с удовольствием, а наказание с болью. Скиннер считал, что изменить поведение человека можно с помощью ряда поощрений и наказаний. Люди будут стремиться к поведению, которое, как они знают, принесет им удовольствие, даже если они изначально не были склонны действовать таким образом.

Работа Скиннера привела его к тому, что он научил голубей играть в пинг-понг и помогать солдатам во время Второй мировой войны. Хотя вы можете не думать, что голуби по своей природе спортивные или патриотические существа, оперантное обусловливание привело их к такому типу поведения.

Ящик Скиннера (известный также как камера кондиционирования оперантов) — известный лабораторный образец, используемый для изучения поведения животных.

В коробке было маленькое животное (обычно крыса). Также был рычаг и дозатор еды, который был прикреплен к рычагу и выдавал пищевые гранулы. Скиннер хотел посмотреть, будет ли крыса ассоциировать нажатие на рычаг с раздачей еды.

Что ж, сработало!

Но почему крыса вообще нажала на рычаг? Он, конечно же, не знал, что рычаг будет выдавать пищевые гранулы. Ну, крысы — исследовательские существа (как и мы, люди) и будут исследовать окружающую среду. Это включает в себя нажатие случайных кнопок, таких как рычаг!

После множества дальнейших исследований Скиннер понял, что есть четыре способа поощрять или препятствовать поведению. Вот определение и несколько примеров оперантного обусловливания:

Положительное подкрепление

Добавьте что-нибудь и улучшите поведение. Например, дать крысе пищевую гранулу, когда она нажимает на рычаг.

Отрицательное подкрепление

Уберите что-нибудь и увеличьте поведение. Например, непрерывно бить током крысу по лапам и прекращать бить током только тогда, когда крыса нажимает на рычаг.

Позитивное наказание

Добавьте что-нибудь, чтобы уменьшить поведение. Примером может быть шлепание собаки, когда она лает.

Негативное наказание

Удалите что-нибудь, чтобы уменьшить поведение. Например, перестать обращать внимание на лающую собаку.

Примеры поведенческой точки зрения на телевидении и в реальной жизни

Нередко можно увидеть по телевизору примеры классического и оперантного обусловливания, но они не всегда показывают более серьезные последствия того, как это обусловливание меняет личность человека. Возьмите Офис. Все видели сцену, в которой Джим учит Дуайта тянуть руку за мятой, когда Джим перезагружает свой компьютер. Это классический пример классического обусловливания. Это показывает изменения в личности Дуайта? Не совсем – сцена просто предназначена для того, чтобы вызвать смех.

Еще одна сцена из «Теория большого взрыва» показывает, как Шелдон «тренирует» Пенни с помощью оперантного обусловливания. Каждый раз, когда Пенни делает что-то внимательное для Шелдона, она получает шоколад. Можно утверждать, что опыт Пенни мог сформировать ее личность. Если она признает вознаграждение, которое она получает за внимательность, она может быть тактична за пределами квартиры, где получает шоколад от Шелдона. Она? Опять же, это не часть ее истории. Сцена в основном для смеха. (И это отличный ресурс для студентов, изучающих оперантное обусловливание!)

Как бихевиоризм объясняет такие привычки, как зависимость? Этот пост Reddit от r/psychology предлагает анализ на примере ферзевого гамбита.

Как поведенческая перспектива согласуется с психологией личности

Бихевиоризм утверждает, что мы (и наши личности) можем меняться каждый день. Если вас правильно «обучили», вы можете стать человеком с любым типом личности. Это, безусловно, дает надежду людям, которые могут стремиться быть более целеустремленными, пунктуальными или обладать какой-либо другой традиционно «хорошей» или «успешной» чертой.

Любой, кто успешно обучил собаку вести себя определенным образом, знает, что в этой теории есть доля правды. Однако поведенческая перспектива довольно ограничена, когда речь идет об общей психологии личности. Бихевиористы не принимают во внимание мысли и чувства, которые стоят за чьими-то действиями.

Пример конфликтов с точки зрения поведенческой психологии

Человек может каждый день приходить вовремя на работу не потому, что он хочет или потому что они вообще пунктуальные люди, но могут просто бояться потерять работу и остаться без денег. Иногда люди предпочитают жертвовать своими ценностями и личностью ради желаний, потребностей и желаний.

Бихевиоризм — это всего лишь одна часть головоломки психологии личности, но ее важно знать. Мы не можем полностью дискредитировать бихевиоризм, потому что он действительно влияет на то, как люди принимают решения.

Можете ли вы изменить свою личность с помощью бихевиоризма?

У каждого есть что-то, что он хочет изменить, приспособить или улучшить в себе. Можете ли вы использовать оперантное и классическое обусловливание для достижения этой цели? Да и нет. Вы можете включать элементы бихевиоризма, изменяя свое поведение, но вы должны учитывать и другие факторы, если хотите изменить себя.

Найдите минутку, чтобы подумать о своем повседневном поведении. Начните с размышлений о некоторых ваших ежедневных привычках. Почему вы их делаете? Отражают ли они то, кем вы являетесь в целом как личность, или отражают ценности и модели мышления, которые вы установили за эти годы? Что ваша приверженность этим ценностям говорит о вашей личности?

Изменив свои привычки, вы можете изменить свою личность. Это происходит медленно. Скажите, что хотели бы быть более дисциплинированным. Это, конечно, не происходит в одночасье; но, изменив свое поведение, вы можете приобрести эту черту. Начните с раннего подъема или выполнения утренней рутины, которая настроит вас на успех. Если у вас возникли проблемы с выполнением этих действий, включите некоторые подкрепления. Вам не нужно наказывать себя за невыполнение поведения, но это может помочь. Выполняя эти действия, вы открываете дверь для более дисциплинированных действий. По мере выполнения этих более дисциплинированных действий вы и окружающие вас люди заметите, что стали более дисциплинированным человеком.

Это всего лишь один пример того, как вы можете интегрировать идеи поведенческой теории личности в свою жизнь. Начни вести себя так, как ты хочешь, и ты станешь тем, кем всегда хотел быть!

Поведенческая теория личности – EMPOWER COMMUNITY HEALTH, LLC. – 617-729-9111

Личность:
Уникальный способ мышления, чувств и действий людей

Как заметила одна группа теоретиков, каждый из нас в некоторых отношениях подобен все остальные человек, как некоторые другие человек, и как ни один другой человек, который когда-либо жил в прошлом или будет существовать в будущем.

ВТОРАЯ СИЛА

  • Используя основные принципы обучения, теоретики поведения рассматривают как нормальное, так и ненормальное поведение как реакции на различные стимулы, реакции, которые были изучены на основе прошлого опыта и которые в настоящем управляются стимулами в окружение индивидуума.
  • Школа бихевиоризма возникла в 1910-х годах под руководством Джона Б. Уотсона. В отличие от теоретиков психодинамики, бихевиористы изучают только наблюдаемое поведение. Их объяснения личности сосредоточены на обучении. Скиннер, Бандура и Уолтер Мишель предложили важные бихевиористские теории.
  • Исследователи генетики поведения находят все больше доказательств того, что когнитивные способности, черты личности, сексуальная ориентация и психологические расстройства в некоторой степени определяются генетическими факторами (наследственными).

Обучение определяется как относительно постоянное изменение поведения. По мере того, как мы учимся, мы меняем то, как мы воспринимаем окружающую среду.

Джон Ватсон был первым, кто начал изучать людей и то, как процесс обучения влияет на наше поведение и, в свою очередь, на нашу личность. Эксперимент Уотсона с Лилом Альбертом показал, что люди могут быть классически обусловлены, как и собаки Павлова.

Центральная идея бихевиоризма заключается в том, что исследовать можно только наблюдаемое поведение, а внутренние мысли и эмоции являются частными и субъективными.

  • Б. Ф. Скиннер считал, что личности людей возникают из склонностей к реакциям и что последствия формируют реакции.
  • Альберт Бандура сказал, что люди учатся реагировать, наблюдая за другими. Он считает, что мышление и рассуждение важны в обучении.
  • Исследование Уолтера Мишеля показало, что люди ведут себя по-разному в разных ситуациях.

Психологи сходятся во мнении, что личность формируется в результате двустороннего взаимодействия между личностными характеристиками и окружающей средой. Это взаимодействие называется реципрокным детерминизмом. Критики утверждают, что бихевиористы часто неуместно обобщают исследования на животных на людей и часто недооценивают биологические факторы.

  • «Обучение и обусловливание», Б. Ф. Скиннер хорошо известен описанием принципов оперантного обусловливания. Скиннер считал, что среда определяет поведение. Согласно этой точке зрения, у людей есть устойчивые паттерны поведения, потому что у них есть определенные типы склонностей к реакции. Это означает, что со временем люди учатся вести себя определенным образом. Поведение, имеющее положительные последствия, имеет тенденцию к увеличению, в то время как поведение, имеющее отрицательные последствия, имеет тенденцию к уменьшению.
  • Скиннер не считал, что детство играет особенно важную роль в формировании личности. Вместо этого он думал, что личность развивается на протяжении всей жизни. Реакции людей меняются по мере того, как они сталкиваются с новыми ситуациями.
  • Пример: Когда Джефф был молод, он жил в пригороде. У него появилась склонность к быстрой езде, потому что его друзьям нравилось кататься с ним, и он никогда не получал штрафы за превышение скорости. Однако после окончания колледжа он переехал в город. Всякий раз, когда он ехал быстро, он получал штраф за превышение скорости. Кроме того, его новые друзья гораздо более осторожно относились к езде на быстрых машинах. Сейчас Джефф не любит быструю езду и считает себя осторожным человеком.
  • Альберт Бандура отметил, что люди учатся реагировать определенным образом, наблюдая за другими людьми, которых называют моделями. Исследование Бандуры в области обучения через наблюдение можно лучше объяснить экспериментом с куклой БоБо.
  • Хотя Бандура согласен с тем, что личность возникает в результате обучения, он считает, что обусловливание не является автоматическим, механическим процессом. Он и другие теоретики считают, что когнитивные процессы, такие как мышление и рассуждение, важны для обучения. Тот вид бихевиоризма, который они отстаивают, называется социально-когнитивным обучением.

Кому мы подражаем?

  • Исследования показали, что люди более склонны подражать одним моделям, чем другим. Люди склонны подражать моделям, которые им нравятся или которыми они восхищаются, и моделям, которые они считают привлекательными и сильными. Люди также более склонны подражать моделям, которые кажутся похожими на них самих. Кроме того, если люди видят, что модели вознаграждаются за их поведение, они с большей вероятностью будут подражать этим моделям. Рекламодатели часто используют результаты этих исследований при разработке рекламы. Например, реклама, которая пытается убедить молодых людей купить определенную марку безалкогольных напитков, часто показывает молодых, привлекательных моделей, которые получают вознаграждение за свое поведение, связанное с употреблением газированных напитков.
  • Уолтер Мишель, как и Бандура, является теоретиком социального познания. Исследование Мишеля показало, что ситуации сильно влияют на поведение людей и что реакция людей на ситуации зависит от их мыслей о вероятных последствиях своего поведения. Исследование Мишеля вызвало серьезные споры, потому что оно поставило под сомнение идею стабильных черт личности. Сам Мишель не хотел отказываться от идеи устойчивых черт личности. Он считал, что исследователи должны обращать внимание как на ситуативные, так и на личностные характеристики, влияющие на поведение.
  • Сегодня большинство психологов признают, что на поведение человека влияют как характеристики человека, так и конкретная ситуация. Личные характеристики включают врожденный темперамент, усвоенные привычки и убеждения. Окружающая среда включает в себя возможности, награды, наказания и случайные события. Личность является результатом двустороннего взаимодействия между характеристиками человека и окружающей средой. Этот процесс взаимодействия называется реципрокным детерминизмом. Характеристики людей влияют на то, в каком окружении они находятся. Эти среды, в свою очередь, влияют на личностные характеристики людей и изменяют их.

Критика поведенческих подходов

  • Критики поведенческого подхода к личности приводят три аргумента:
  • Исследователи-бихевиористы часто проводят исследования поведения животных, а затем обобщают их результаты на людей. Такое обобщение результатов может ввести в заблуждение, поскольку у людей сложные мыслительные процессы, влияющие на поведение.
  • Бихевиористы часто недооценивают важность биологических факторов.
  • Подчеркивая ситуационное влияние на личность, некоторые социально-когнитивные теоретики недооценивают важность личностных черт.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts