Бихевиористическое направление в психологии: Бихевиористское направление в социальной психологии.

Содержание

Бихевиористское направление в социальной психологии.

Бихевиоризм – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного. Поведение изучалось по формуле: стимул – реакция. Реакция – это ответ на внешний стимул, посредством которого происходит адаптация индивида к окружающей среде. Закономерности поведения человека выводились из закономерностей внешнего стимулирования.

Центральной социально-психологической проблемой в рамках бихевиоризма стала проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта путем проб и ошибок, и идея подкрепления. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Закон эффекта выражается в том, что из всех реакций на одну и ту же ситуацию закрепляется и становится преобладающей только та, которая сопровождается положительными эмоциями.

Закон упражнения заключается в том, что реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения, лежит в основе формирования социальных привычек.

Закон готовности выявляет возможности человека посредством упражнений улучшать адаптацию на психофизиологическом уровне.

Закон ассоциативного сдвига проявляется в том, что если при одновременном действии двух раздражителей один из них вызывает положительную (отрицательную) реакцию, то и другой (до этого нейтральный) приобретает способность вызывать ту же реакцию.

Представители: Скиннер, Бандура. Основной механизм социальности: обмен подкреплениями по принципу справедливости. Образ человека: ч-это саморегулируемая система, управляемая результатами собственных действий. Группа = система взаимодействий. Общение = просто обмен стимулами, реакциями, подкреплениями между людьми. Специфические категории: научение и подкрепление. Способы помощи людям: переучивание, освобождение от патологических навыков, формирование целесообразных навыков.

Основной минус бихевиоризма в том, что большинство работ выполнены на животных, социальные психологи пытаются это преодолеть (Бандура, например, большинство исследований проводил на людях).

Бихевиоризм в социальной психологии использует сейчас необихевиоризм. Как известно, в нем выделяются два направления, отождествляемые с именами К. Халла (введение идеи промежуточных переменных) и Б. Скиннера (сохранение наиболее ортодоксальных форм классического бихевиоризма). В рамках подхода Халла в социальной психологии разработан ряд теорий, прежде всего теория фрустрации – агрессии Н. Миллера и Д. Долларда. Кроме того, в рамках этого же подхода разрабатываются многочисленные модели диадического взаимодействия, например, в работах Дж. Тибо и Г. Келли. Характерным для работ этого рода является использование, в частности, аппарата математической теории игр. Особняком стоят в социально-психологическом необихевиоризме идеи так называемого социального обмена, развиваемые в работах Д. Хоманса. Необихевиоризм и в социальной психологии претендует на создание стандарта подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения.

именно в рамках этого течения меньше всего улавливается «социальный контекст», и социальная психология имеет наименее «социальный» вид.

Агрессия и аутоагрессия. Основные методы изучения


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации

Агрессия и аутоагрессия. Основные методы изучения

А – деструктивное, разрушительное поведение.

А – тенденция/стремление проявляющ в реальном поведении/фантазировании с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.

А конструктивная – удовлетворение потребностей

А деструктивная – соц обусловленность

Характеристики А:

— направленность

— формы проявления: явные/латентные

— интенсивность

Формы А:

— ситуативные А реакции

— пассивное А поведение

— активное А поведение

Категории А:

— по направленности: внеш-внутр

— по способу выражения: произвол-непроизвольная

— по конечной цели: инструментальная (кон цель) – враждебная

— по форме выражения: физическая, вербальная, косвенная, негативизм (против авторитета/руководителя).

Методы диагностики агрессии:

— наблюдение (карта наблюдения Д. Скотта)

— интервью (индивидуально-психологический опросник А.Адлера-психоанализ, «анкета подростка» А.Бандура и Р. Уолтерс – поведенч подход)

— проективные методики – рисунок несущ животного, дом-дерево-человек, кинетический рисунок семьи, тест руки Э. Вагнера

— опросники – мет Баса-Дарки

Акцентуации характера, виды, механизмы дезадаптации. Социально-педагогическая тактика в общении с акцентуантами

74. Клинические типологии личности

На основе анализа клинического материала выделяют следующие типы патологических вариантов характера, от особенностей которых страдает сам человек или окружающие.

По А.Е. Личко:

Шизоидный тип — характеризуется внутренней оторванностью от внешнего мира, отсутствием внутренней последовательности во всей психике; это странные и непонятные люди, от которых не знаешь, чего ждать, они холодны к другим и очень ранимы сами. Шизоид игнорирует то, что не соответствует его представлениям, свои требования строит независимо от реальности, у него своя логика, и это сказывается на его мышлении, которое носит индивидуальный, иногда очень оригинальный характер; он замкнут, раздражителен, избегает общения.

Проблема – навязывание общения

Выход – оставить в покое, войти через его интересы.

Циклоидный тип — характеризуется многократной сменой периодов полного расцвета сил, энергии, здоровья, хорошего настроения и периодов депрессии, тоскливости, пониженной работоспособности. Эти частые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведение малопредсказуемым, противоречивым.

Проблема – ситуация давления, выход на суицид

Выход – оставить в покое, дать задания, в повышенный период все нагонит.

Гипертимный тип — это постоянно веселые, беспечные, жизнерадостные люди, у которых постоянно хорошее настроение, независимо от обстоятельств жизни («патологический счастливчик»), повышенная активность, энергичность, но направленная часто на неадекватные цели (алкоголизм, наркотики, сексуальные связи, хулиганство и т.п.).

Проблема – жесткая регламентация поведения, дезадаптация, уход – суицид

Выход – подкидывать новые социальные идеи

Сензитивный тип — характерно постоянно пониженное настроение, во всем видят только мрачные стороны, жизнь кажется тягостной, бессмысленной, они пессимистичны, чрезвычайно ранимы, быстро устают физически, могут быть очень отзывчивыми, добрыми, если попадают в атмосферу сочувствия со стороны близких, но, оставшись наедине, снова впадают в уныние.

Проблема – выдергивают из привычной обстановки или предательство – развод родителей.

Выход – искренность, последовательность

Психастенический тип — характерны крайняя нерешительность, боязливость, постоянная склонность к сомнениям, их терзает страх за себя, за родных, для уменьшения тревоги и страхов они выполняют общепринятые суеверия, вырабатывают свои приметы и ритуалы действий по «защите себя от несчастий».

Проблема – принятие решения

Выход – делать мозговым, информационным центром.

Эпилептоидный тип — характерна крайняя раздражительность, нетерпимость к мнению окружающих, совершенно не выносят возражений, замечаний, в семье часто тираны, легко впадают в гнев, не могут сдержаться, выражают свой гнев в бранных словах, рукоприкладстве, теряя порой контроль над собственными действиями до полной невменяемости.

ЭМ-лабильный тип – колебание настроения до 30-40 р/день связанные с внешними ситуациями. Общительный, фоновые реакции, на лидерство не претендуют.

Проблема – ситуация черной полосы

Выход – поощрение, похвала.

Астено-невротич тип – кратковременные АФФ вспышки на все действия + и -. Медленно врабатываются, короткий пик, быстрый спад. Учебная неуспеваемость. Вспыльчивы, быстро истощаются.Роль шестерок, алкоголизация, токсикомания.

Проблема – повышение психол нагрузок или перенесение тяжелых заболеваний

Выход – снизить уровень требований, спрашивать на 20-25 минуте урока.

Эпилептоидная акц хар – рационализм, дистимичность, жажда лидерства. Систематизируют, признают иерархию власти. Себялюбивы, холодны, но требуют заботы к себе. Социализированные – во главе угла буква закона, Асоциальные – главное своя выгода. Ранняя алкоголизация.

Проблема – потеря власти

Выход – дозировать власть, ограничивать, разводить власть по сферам.

Истероидная ак хар – жажда внимания, быть уникальным, выделяться. Ярко одеваются, приукрашивают себя. В ассоц компаниях не задерживаются, неалкоголизируются.

Проблема – дефицит внимания, утрата статуса – шантажное поведение суицида

Выход – направлять в творческую активность, за это и поощрять.

Конформный тип — характерно стремление подражать другим, «быть как все», осваивать стандарты поведения, взглядов, мнений, присущих данной социальной группе, не имея собственных позиций. Без стержня.

Неустойчивый тип – проблема – попадение в группы риска, Выход – жесткая регламентация всего.

Смешанный тип – совмещение 2-х рабикалов-слабых мест, но и снижение дезадаптивности.

Амальгамная акцент хар – наслоение биологического типа на воспитание

По Леонгарду:

Гипертимный, дистиимчный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, экстравертированный, интровертированный.

~~~37. Бихевиоризм


Эдвар Торндайк (1874-1949) , Джон Брадуас Уотсон (1878-1958)

Влияние работ Павлова и Бехтерева. S-R. Все через научение. Кривая научения.

Предмет изучения. Изучать не сознание, а поведение человека. Личность – все то чем обладает индивид.
Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.
Основные теоретические положения. Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения. Связь «ситуация-реакция» характеризуется признаками:
1) исходный пункт – проблемная ситуация;
2) организм противостоит ей как целое;
3) он активно действует в поисках выбора;
4) выучивается путем упражнения.
Законы «естественного отбора» полезных действий у индивида: закон упражнения – при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе. закон готовности – упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов. закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию. закон эффекта —
Сфера психологии – взаимодействие между организмом и средой. Коннексия – это элемент поведения.
Практика. Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия. Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.
Вклад. Подняли эксперимент на высокую ступень исследования.
В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения. (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое. )

Внимание. Общая характеристика. Основные виды и свойства внимания

19. Общая характеристика внимания

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.
В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.
Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других — несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.
Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.
Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.
Итак, непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.
Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.
Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Произвольное внимание тесно связано с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.


Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности.
СВОЙСТВА внимания

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Различают следующие свойства внимания:

— объем

— сосредоточенность (концентрация)

— распределяемость,

— устойчивость,

— колебание – периодическое снижение-повышение внимания

— переключаемость – перестройка внимания- — произвольная и непроизвольная.


Воля и мотивация деятельности и общения

43. Воля как характеристика сознания

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.
Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего \ каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:
осознание цели и стремление достичь ее;

осознание ряда возможностей достижения цели;

появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

борьба мотивов и выбор;

принятие одной из возможностей в качестве решения;

осуществление принятого решения;

преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир — воля не требуется), 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности; 2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии — болезненному безволию.

44. Структура волевого действия

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

осознание цели и стремление достичь ее;

осознание ряда возможностей достижения цели;

появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

борьба мотивов и выбор;

принятие одной из возможностей в качестве решения;

осуществление принятого решения.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, — это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание — это существующие идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо — это прежде всего знать содержание побудительного стимула.

Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» — это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого — установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание — один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека.

Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап — принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

45. Мотивация

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.


В современной психологической литературе существуют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них- теория каузальной атрибуции.
Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные — внутренними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Локус контроля — характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля — локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) — желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация — стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм — стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность — стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.


Скачать 1.29 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Что такое изменение поведения в психологии? 5 Модели и теории

Почему мы ведем себя так, а не иначе?

Может ли ответ на этот вопрос помочь нам изменить наше нежелательное поведение?

Изменение нежелательного поведения может помочь отдельным людям, сообществам и окружающей среде.

Однако поведение может сильно укорениться и стать привычкой, которую мы выполняем автоматически, не задумываясь. Это создает серьезную проблему для изменения такого поведения.

Для разработки эффективных мероприятий по изменению поведения полезно понимать теории и модели изменения поведения.

В этой статье будут рассмотрены ведущие теории и модели, а также интересное исследование и несколько простых техник, которые помогут вашим клиентам изменить свое поведение.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения для достижения цели. Эти подробные научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам поставить действенные цели и освоить методы, позволяющие добиться устойчивых изменений в поведении.

Эта статья содержит:

  • Что такое изменение поведения? 14 Примеры
  • 2 психологических теории об изменении поведения
  • 3 Объяснение научных моделей и структур
  • Исследование изменения поведения: увлекательное исследование
  • Почему сложно изменить поведение?
  • Как добиться изменения поведения: 4 техники
  • Полезные ресурсы с сайта PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое изменение поведения? 14 Примеры

Изменение поведения связано с изменением привычек и поведения в долгосрочной перспективе. Большинство исследований поведения, связанного со здоровьем (Дэвис, Кэмпбелл, Хилдон, Хоббс и Мичи, 2015 г.), показывают, что небольшие изменения могут привести к значительному улучшению здоровья и продолжительности жизни людей. Эти изменения могут иметь косвенные последствия для здоровья окружающих (Swann et al., 2010).

Примеры включают:

  • Отказ от курения
  • Снижение потребления алкоголя
  • Здоровое питание
  • Регулярные занятия спортом
  • Безопасный секс
  • Безопасное вождение

Другими формами поведения, которые являются целью изменений, являются действия, влияющие на окружающую среду, например:

  • Мусор
  • Оставить свет включенным
  • Не подлежит переработке

Некоторые изменения в поведении могут быть связаны с улучшением самочувствия, например

  • Уменьшение прокрастинации
  • Регулярная деятельность по уходу за собой
  • Быть более настойчивым на работе
  • Ложиться спать раньше
  • Практика внимательности

Это всего лишь несколько примеров изменения поведения, которые многие пробовали в какой-то момент своей жизни. Некоторые изменения могут быть легкими, но другие оказываются довольно сложными.

2 Психологические теории об изменении поведения

Существует множество теорий о поведении и изменении поведения.

В обзоре литературы Davis et al. (2015), исследователи определили 82 теории изменения поведения, применимые к отдельным людям. В этой статье мы обсудим наиболее часто встречающиеся теории и модели.

Теория запланированного поведения/обоснованного действия

Фишбейн и Айзен разработали теорию обдуманного действия в 1970-х годах. Эта теория утверждает, что поведение возникает из-за намерения, а на намерение влияет личное отношение и воспринимаемая социальная норма (Madden, Ellen, & Ajzen, 19).92).

Это означает, что чем более позитивно человек относится к изменению своего поведения и чем больше другие делают желаемое поведение или поддерживают изменение поведения, тем сильнее будет намерение человека изменить свое поведение и тем больше вероятность того, что он успешно изменит свое поведение Это.

В 1980-х Айзен расширил эту модель, включив воспринимаемый поведенческий контроль как фактор влияния на намерение, а иногда и как прямое влияние на поведение (Madden et al., 19).92).

Воспринимаемый поведенческий контроль — это уверенность человека в своей способности выполнять поведение и в том, верят ли они, что могут преодолеть барьеры и проблемы. Эта расширенная модель известна как теория запланированного поведения и объясняет больше вариаций в изменении поведения, чем теория обоснованного действия (Madden et al., 1992).

Теории запланированного поведения/обоснованного действия

Изображение выше, адаптировано из Madden et al. (1992) серым цветом показана теория обоснованного действия, а коричневым цветом добавлен воспринимаемый поведенческий контроль для создания теории запланированного поведения.

Вот полезное объяснение теории запланированного поведения на YouTube.

Социальная когнитивная теория

Социальная когнитивная теория, предложенная Бандурой в 1986 году, является расширением его более ранней теории социального научения, в которой он утверждает, что многие виды поведения усваиваются путем наблюдения за другими людьми в нашем социальном окружении (Бандура, 19).99).

Чтобы принять поведение, мы должны обратить внимание на моделируемое поведение, запомнить его и воспроизвести. Нас могут вознаграждать за это, что подкрепляет поведение, или наказывать, что снижает вероятность того, что мы совершим это снова. Однако Бандура признал, что принятие поведения — это нечто большее.

Он расширил свою теорию, включив в нее личностные факторы человека: когнитивные, аффективные и биологические. Это включает в себя личные ресурсы и способности человека, его предполагаемую самоэффективность (способность выполнять поведение), его ожидания в отношении затрат и выгод от изменения своего поведения, а также предполагаемые барьеры и возможности, которые могут помочь или помешать им.

Бандура подчеркивает, что мы являемся агентами нашего собственного развития и изменений, и наша предполагаемая самоэффективность и ожидания результатов играют важную роль в определении наших действий. Наше социальное окружение может способствовать или препятствовать достижению наших целей, предоставляя возможности или налагая ограничения, что, в свою очередь, может повлиять на нашу предполагаемую самоэффективность и ожидаемые результаты в следующий раз (Bandura, 1999).

Модель этой теории показана ниже, подчеркивая двунаправленную связь между личными факторами человека, окружающей средой и его поведением, при этом каждый фактор влияет на другие.

Модель социальной когнитивной теории

На YouTube есть хорошее видео с обзором социальной когнитивной теории Бандуры.

3 Объяснение научных моделей и структур

Теории могут использоваться для создания моделей и структур, которые имеют более практическое применение и могут использоваться для разработки вмешательств. Ниже описаны три часто встречающиеся модели.

Транстеоретическая модель

Эта модель, также известная как этапы изменения, наиболее часто встречается в литературе. Транстеоретическая модель была разработана Prochaska и DiClemente в конце 70-х годов и предполагает шесть стадий изменения поведения (Prochaska, 19).79; Прочаска и ДиКлементе, 1982).

Определение стадии, на которой находится человек, помогает медицинским работникам, тренерам и терапевтам проводить целенаправленные вмешательства на этой стадии.

Шесть стадий изменения:

  1. Предварительное обдумывание
    Человек не намерен менять свое поведение. Они могут быть неосведомлены о последствиях своего поведения или не уверены в своей способности измениться, иногда из-за предыдущих неудачных попыток.
  2. Созерцание
    Человек намерен изменить свое поведение в течение следующих шести месяцев. Они видят преимущества внесения изменений, но также хорошо осведомлены о недостатках и проблемах, которые могут удерживать их на этом этапе.
  3. Подготовка
    Человек планирует изменить свое поведение в течение следующего месяца. Обычно они уже предприняли некоторые шаги, например, присоединились к группе поддержки, купили книгу по самопомощи, нашли тренера и т. д., и у них есть какой-то план.
  4. Действие
    В течение последних шести месяцев человек значительно изменил свое поведение, что привело к другому результату в отношении его здоровья и/или благополучия.
  5. Поддержание
    Человек продолжает изменять свое поведение в достаточной степени, чтобы предотвратить рецидив, но не тратит на это столько времени и усилий, как на этапе действия. ПРИМЕЧАНИЕ. Рецидив может произойти на любом этапе до этого включительно, начиная с любой из предыдущих стадий модели. Люди чаще всего возвращаются к размышлениям или подготовке к очередной попытке изменить свое поведение (Prochaska & Velicer, 19).97).
  6. Прекращение
    Человек больше не испытывает искушения использовать свое старое поведение в качестве метода выживания и чувствует уверенность в своей способности сохранить это изменение. Многие люди будут бороться за достижение этого конечного состояния.

Транстеоретическая модель/этапы изменений

Вот короткая анимация на YouTube о транстеоретической модели изменений.

Модель информации, мотивации и поведенческих навыков

Эта модель была разработана Фишером и Фишером (1992) после изучения литературы об изменении поведения, связанного с риском заражения СПИДом. Они предлагают три ключевых фактора, влияющих на изменение поведения:

  • Информация о поведении
  • Мотивация к поведению
  • Поведенческие навыки для выполнения поведения

Информация включает в себя автоматические мысли о поведении, а также сознательно полученную информацию. Мотивация включает в себя как личную мотивацию, стремление изменить поведение для себя, так и социальную мотивацию, стремление изменить поведение, чтобы вписаться в социальную среду.

Информация и мотивация влияют на поведенческие навыки, которые включают объективные навыки и воспринимаемую самоэффективность. Сочетание информации, мотивации и поведенческих навыков влияет на изменение поведения (см. изображение ниже).

Как специалисту, помогающему, увеличение объема информации, которой располагает ваш клиент, помогая ему найти свою мотивацию, или улучшение его объективных поведенческих навыков или воспринимаемой самоэффективности, может помочь ему изменить свое поведение.

Модель информация-мотивация-поведенческие навыки (Fisher & Fisher, 1992)

Колесо изменения поведения и модель COM-B

В 2011 году Мичи, ван Стрален и Уэст объединили различные схемы изменения поведения, чтобы создать колесо изменения поведения . Цель этого состояла в том, чтобы предоставить руководство для политиков и тех, кто проводит поведенческие вмешательства, на основе существующих данных.

Колесо изменения поведения от Michie et al. (2011)

Ступица этого колеса, наиболее важная для нас часть, включает в себя три условия: способность, возможность и мотивация.

  • Способность включает в себя как физическую, так и психологическую способность выполнять определенное поведение, включая наличие необходимых знаний и навыков.
  • Возможность касается среды вокруг человека, которая либо способствует, либо препятствует поведению.
  • Мотивация — это побуждение и энергия для выполнения определенного поведения, включая привычки, эмоции и мысли.

Эти компоненты были объединены в модель COM-B, в которой возможности и возможности влияют на мотивацию, а все три фактора влияют на поведение. Улучшение любой из этих областей может помочь вашему клиенту изменить свое поведение.

Модель COM-B (Michie et al., 2011)

Исследование изменения поведения: увлекательное исследование

более эффективны, если они предпринимаются в период, когда уже происходят значительные изменения в жизни.

Они хотели выяснить, могут ли вмешательства, направленные на поощрение устойчивого поведения, с большей вероятностью вызвать изменение поведения у людей, недавно переехавших.

Они изучили 800 участников, половина из которых переехала в течение предыдущих шести месяцев. Другая половина жила в тех же районах и имела одинаковые права собственности, размер дома, доступ к общественному транспорту и перерабатывающим предприятиям, но недавно не переезжала.

Исследователи провели интервенцию по устойчивому поведению половине тех, кто двигается, и половине тех, кто не двигается, и сравнили данные самоотчетов о поведении до и после вмешательства.

После учета экологических ценностей, поведения в прошлом, силы привычек, намерений, воспринимаемого контроля, личных норм и вовлеченности они обнаружили, что вмешательство оказало сильнейшее влияние на самоотчеты об устойчивом поведении тех, кто недавно переехал в течение последнего три месяца, так называемое «окно возможностей».

Это подтверждает гипотезу разрыва привычек: изменения в поведении более вероятны, когда люди уже претерпевают значительные изменения в жизни.

Почему изменить поведение сложно?

Процесс перемен может показаться пугающим, и многим людям он кажется трудным. Важно помнить, что изменение — это процесс, а не разовое событие. Внести большие изменения за один шаг может быть сложно, но разбиение большой цели на более мелкие требует планирования и приверженности.

Трудно сохранять мотивацию, если награда за изменение поведения кажется отдаленной или неопределенной; например, больше заниматься спортом, чтобы снизить риск сердечных заболеваний в пожилом возрасте.

Если нет немедленного вознаграждения за изменение поведения или если есть немедленные затраты, такие как тяга к никотину при отказе от курения, это может затруднить сохранение мотивации. Вот почему полезно выявлять эти проблемы заранее и составлять планы на случай их возникновения.

Как описано выше в теориях и моделях, существует множество факторов, определяющих, насколько успешным будет изменение поведения. Наличие намерения не обязательно выражается в поведении (Гольвитцер, 19 лет).99). Метаанализ, проведенный Уэббом и Шираном (2006), показал, что изменение намерения от среднего до большого приводит к изменению поведения от небольшого к среднему, известному как разрыв между намерением и поведением.

Факторы, которые помогают изменить поведение, включают следующее (Gollwitzer, 1999):

  1. Цели должны быть как можно более конкретными, а не расплывчатыми.
  2. Цель должна быть в ближайшем, а не в отдаленном будущем.
  3. Причиной изменения поведения должна быть положительная выгода, а не потеря отрицательной.
  4. Причиной изменения поведения должно быть обучение, а не производительность/достижения.

Как вызвать изменение поведения: 4 метода

Хотя модели обеспечивают полезную, основанную на фактических данных основу для поведенческих вмешательств, для применения этих идей полезно иметь методы изменения поведения.

Вот несколько примеров:

Намерения реализации

Намерения реализации связывают конкретное поведение с конкретной ситуацией: «Если произойдет X, я сделаю Y». Это означает, что если возникает конкретная ситуация, мыслительный процесс автоматически напоминает человеку о конкретном поведении, которое он намеревался применить.

Это способ выработки новых привычек, который оказался эффективным во множестве ситуаций (Gollwitzer, 1999). Например, можно сказать себе: «Если я увижу, что в пустой комнате горит свет, я его выключу». Это означает, что вы с большей вероятностью заметите эту ситуацию и что-то сделаете, когда она возникнет.

Мотивационное интервью

Мотивационное интервью помогает людям прояснить свои мысли и мотивы изменений, а также выявить препятствия на пути к изменениям, чтобы можно было рассмотреть решения. Это известно как изменить разговор .

Мотивационное интервьюирование — это процесс руководства, а не направления, помогающий клиенту определить свои сильные стороны и цели и улучшающий его чувство собственной эффективности и самостоятельности.

Этот подход особенно полезен для тех, кто не хочет или сомневается в изменении своего поведения и превосходит традиционные советы, помогая клиентам изменить свое поведение (Rubak, Sandboek, Lauritzen, & Christensen, 2005).

Вдохновитесь выступлениями TED

На TED проводится много замечательных докладов об изменении поведения. Вот два примера.

В этом замечательном выступлении нейробиолог-бихевиорист Тали Шарот объясняет, почему обычный метод, используемый для поощрения изменения поведения, — угроза людям остаться такими, как они есть, — не работает: «Страх побуждает к бездействию, в то время как острые ощущения от выгоды побуждают к действию. ».

Она предполагает, что для изменения нашего поведения важны три ключевых фактора:

  1. Социальные стимулы
  2. Немедленная награда
  3. Мониторинг прогресса

В этом девятиминутном выступлении американский психиатр, нейробиолог и писатель Джадсон Брюэр предполагает, что осознанность может быть полезным методом изменения поведения. Он предлагает нам заметить нашу склонность к определенному поведению, поинтересоваться, почему у нас возникает эта потребность, и решить, действительно ли это поведение вознаграждает нас или мы можем отказаться от него.

  1. Обратите внимание на стремление.
  2. Проявите любопытство.
  3. Почувствуйте радость отпускания.
  4. Повторить.

Полезные ресурсы с сайта PositivePsychology.com

На нашем сайте есть несколько бесценных ресурсов для реализации изменений в поведении. Чтобы помочь, ознакомьтесь с некоторыми из следующих материалов:

  • Рабочий лист абстракции
    В этом рабочем листе представлены три простых подсказки, которые помогут клиентам четко определить и проиллюстрировать желаемое изменение поведения и его последствия.
  • Мотивационное интервьюирование: исследование крайностей Рабочий лист
    Этот рабочий лист помогает клиентам систематически исследовать возможные негативные последствия продолжения текущего поведения и возможные положительные последствия изменения своего поведения.
  • Рабочий лист замены вознаграждения
    Этот рабочий лист помогает клиентам определить негативные последствия поведения, которое они используют, чтобы вознаградить себя, и выбрать другое поведение вознаграждения с положительными последствиями для их замены.
  • Рабочие листы для мотивационного интервьюирования
    Эти рабочие листы представляют ряд вопросов для мотивационного интервьюирования в соответствии с Акронимом DARN, который означает Желания , Способность , Причины 2 Потребность 1 и 01 Потребность 2 .

Важная информация

Если вашей целью является разработка мероприятий, которые помогут клиентам изменить свое поведение, то понимание теорий и моделей изменения поведения является полезным первым шагом.

Изменить поведение сложнее, чем иметь знания или даже правильные намерения вести себя определенным образом. В игре так много факторов, в том числе убеждения человека о своих возможностях и барьерах, а также факторы окружающей среды, такие как социальные нормы.

Мы надеемся, что эта статья дала вам руководство, вдохновение, методы и ресурсы, необходимые для того, чтобы помочь вашим клиентам осуществить изменения. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для достижения целей.

  • Бандура, А. (1999). Социальная когнитивная теория: агентная точка зрения. Азиатский журнал социальной психологии , 2 (1), 21–41.
  • Дэвис Р., Кэмпбелл Р., Хилдон З., Хоббс Л. и Мичи С. (2015). Теории поведения и изменения поведения в социальных науках и науках о поведении: обзорный обзор. Health Psychology Review , 9 (3), 323–344.
  • Фишер, Дж. Д., и Фишер, В. А. (1992). Изменение поведения, связанного с риском заражения СПИДом. Психологический бюллетень , 111 (3), 455–474.
  • Gollwitzer, PM (1999). Намерения реализации: Сильные эффекты простых планов. Американский психолог , 54 (7), 493–503.
  • Мэдден, Т.Дж., Эллен, П.С., и Айзен, И. (1992). Сравнение теории запланированного поведения и теории разумного действия. Бюллетень личности и социальной психологии , 18 (1), 3–9.
  • Мичи, С., ван Стрален, М.М., и Уэст, Р. (2011). Колесо изменения поведения: новый метод описания и разработки вмешательств по изменению поведения. Наука внедрения , 6 , 42.
  • Прочаска, Дж. О. (1979). Системы психотерапии: транстеоретический анализ. Дорси Пресс.
  • Прочаска, Дж. О., и ДиКлементе, К.С. (1982). Транстеоретическая терапия: к более интегративной модели изменений. Психотерапия: теория, исследования и практика , 19 (3), 276-288.
  • Рубак С., Сандбок А., Лауритцен Т. и Кристенсен Б. (2005). Мотивационное интервью: систематический обзор и метаанализ. British Journal of General Practice , 55 (513), 305–312.
  • Суонн, К., Кармона, К., Райан, М., Рейнор, М., Барис, Э., Дансдон, С., и Келли, член парламента (2010). Системы здравоохранения и изменение поведения, связанного со здоровьем: обзор первичных и вторичных доказательств. Национальный институт здравоохранения и клинического мастерства.
  • Верпланкен, Б., и Рой, Д. (2016). Расширение возможностей вмешательств для пропаганды устойчивого образа жизни: проверка гипотезы разрыва привычки в полевом эксперименте. Журнал экологической психологии , 45 , 127–134.
  • Уэбб, Т.Л., и Ширан, П. (2006). Влияет ли изменение поведенческих намерений на изменение поведения? Метаанализ экспериментальных данных. Психологический бюллетень , 132 (2), 249–268.

Новое направление психологии

У меня есть сомнения по поводу психологии.

Любой, кто читал этот блог раньше, знает, что Эндрю и я достаточно самоуверенны в отношении того, что мы считаем правильным и неправильным в психологических исследованиях. Речь идет не о небольших размерах эффекта или фальсифицированных данных, которые в настоящее время являются популярными (и обоснованными) опасениями. Речь идет о типах вопросов, которые обычно задают психологи, и о том, полезны ли они и могут ли они продвинуть дисциплину вперед. В этих вопросах доминируют конструкты — самооценка, предубеждения, объем рабочей памяти, интеллект, мотивация — до такой степени, что инопланетянину, читающему журнал по психологии, было бы прощено предположить, что смысл психологии в том, чтобы понимать конструкты, а не людей.

Психологи задают вопросы о конструкциях, потому что господствующая теоретическая парадигма (когнитивная психология) утверждает, что психические состояния играют причинную роль в поведении и что для понимания того, как работают люди, необходимо понять содержание этих состояний и природу когнитивных процессов. процессы, воздействующие на них. Это не звучит безумно. Несмотря на то, что я считаю когнитивную психологию фатально ошибочной парадигмой (см. здесь, здесь и здесь), я достаточно погружен в мейнстримную психологию, чтобы это автоматически не звучало как плохой способ ведения дел. И в любом случае, я закончил активную борьбу с когнитивной психологией, так что этот пост не для того, чтобы перефразировать то, о чем я писал в другом месте. Вместо этого я хочу изложить то, что я думаю о психологии должен делать . Идея проста, но она радикально отличается от мейнстрима.

Вот утверждение:

Информация — это первичная внешняя причина поведения. Если психология собирается добиться какого-либо реального прогресса, она должна быть основана на тщательном анализе типов доступной информации и механизмов, с помощью которых информация используется для контроля или ускорения поведения.

Вот аргумент:

Предположим, что поведение — это любое потенциально наблюдаемое действие, не имеющее механической причины (например, поднятие руки — это поведение, а поднятие руки роботом — нет).

Допустим, цель психологии — создать модели, объясняющие поведение. Эти модели должны позволить нам предсказать поведение, понять, почему оно имеет такую ​​форму, и обеспечить основу для прогнозирования новых результатов и изменения/манипулирования поведением. Каков наилучший метод для достижения этой цели?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала определить потенциальные немеханические причины поведения. Есть два основных места для поиска потенциальных причин — вещи вне организма и вещи внутри организма. Вне организма существует структура в энергетических и химических массивах. Структура в свете, звуке, магнитных полях, молекулах. Для животных с правильным типом рецепторов (например, сетчатки) эта структура потенциально информативна об окружающем мире. Информация определяется как структура в энергетических массивах, которая используется для контроля или ускорения поведения.

Информация является основной внешней причиной поведения*.

Понимание информации — это то, чем должны заниматься психологи. Это правильная отправная точка для психологии, поскольку она включает в себя большинство внешних причин поведения и проясняет роли внутренних факторов, влияющих на поведение. Мозг и тело важны, потому что они определяют способность организма обнаруживать и использовать информацию. Вопросы о мозге и теле должны касаться этих проблем. Сравнения между мозгом и телом разных организмов должны касаться этих проблем.

*Внешние механические события могут изменить наш мозг и тело (например, через повреждения). Проглатывание веществ (например, во время еды) может изменить наш мозг и тело благодаря химическим свойствам веществ, которые могут нанести вред, использоваться организмом для осуществления жизненно важных процессов или изменять экспрессию генов. Таким образом, внешние механические события могут изменить природу внутренних участников, которые могут изменить поведение. Понимание этих событий будет полезно для выяснения того, почему мозг и тело являются такими, какими они являются для конкретного организма в конкретной задаче. Однако это шаг в сторону от основной цели психологии.

Отправные точки

Литература о восприятии-действии, следующая за Экологической психологией Гибсона, является хорошим примером серьезного отношения психологов к информации. Эта литература полезна, потому что она уже положила начало работе по изучению того, как один тип информации — перцептивная информация — используется для управления или ускорения поведения, и потому что она иллюстрирует исследовательскую стратегию, которую можно использовать для изучения других типов информации. Эндрю и я недавно написали статью, объясняющую, как эту исследовательскую стратегию можно применить к любой области психологии, а не только к восприятию-действию (воплощенное познание — это не то, что вы думаете).

Поле возможных типов информации, однако, намного больше, чем просто перцептивная информация. Чтобы разобраться с этим, я создал таксономию информации, в которой типы информации могут быть определены по ряду параметров. Сами измерения определяются в терминах отношений между миром (структура в свете, звуке и т. д.) и организмом. Структура в энергетических или химических массивах классифицируется как тип информации, если рассматривать вид от первого лица конкретного организма в конкретной задаче.

Основные параметры: обнаружение (должен ли организм учиться обнаруживать информацию?), обучение (должен ли организм учиться использовать информацию?) и осознание (информация о вещь в мире, которая вызвала это, или это о чем-то другом?). Есть некоторые потенциальные второстепенные измерения, наиболее важные из которых непрерывность (информация ускоряет действие или используется для непрерывного контроля действия?).

Дополнительную информацию см. здесь и здесь.

Эта таксономия обеспечивает, например, основу для различения структур, вызывающих рефлексы, от тех, которые используются, чтобы взять чашку кофе или участвовать в разговоре. Это также обеспечивает основу для сравнения животных с точки зрения их способности использовать различные типы информации.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts