В. Аллахвердов о поиске причин сознания в бессознательном, о гештальте и бихевиоризме //Психологическая газета
Виктор Михайлович Аллахвердов, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, прочитал курс «Методологические проблемы психологии». Курс вышел на платформе онлайн-обучения Coursera, он направлен на овладение основами методологической грамотности и освоение умения ориентироваться в современной методологической ситуации в психологии.
«Психологическая газета» публикует отрывки лекции «Объяснение сознания с помощью бессознательного», «Революция от гештальта» и «Бихевиористская контрреволюция» из модуля «Парадоксальность объяснения в психологии», в котором Виктор Михайлович разбирает теории происхождения сознания. Это продолжение темы, поднятой в материалах: «В. Аллахвердов о поиске причин сознания в окружающем мире и внутри», «В. Аллахвердов о поиске причин сознания в физиологии, биологии и медицине».
Объяснение сознания с помощью бессознательного
Можно попытаться объяснить сознание, эту самую очевидную вещь на свете, неизвестным. Когда мы объясняем неизвестным, то, вроде бы, все и понятно. Взяли и объяснили. Вот это неизвестное мы не знаем, но с его помощью можно все объяснить. Такую идею предпринимает Зигмунд Фрейд. Он пытается объяснить сознание бессознательным. Что мы знаем о бессознательном? Бессознательное весьма похоже на сознательное, но им не является. Сознание, утверждает Фрейд, даже определять не надо, все мы и так знаем, что это такое. Методологи науки здесь шутят, что и великие ученые иногда допускают нелепости: никто не знает, что такое сознание, а тут вот так высказываются. Но мы действительно знаем, что такое сознание, оно очевидно. А вот бессознательное неизвестно.
Откуда же порождается сознание? Так оно поздний потомок бессознательного.
А откуда возникает бессознательное? Замечательная идея: истинное бессознательное — это вытесненное из сознания. Вы чувствуете круг в объяснении? И из этого круга Фрейду не удается никак выйти.Фрейд построил замечательную, цельную, но непроверяемую конструкцию. Посмотрите: больной не принимает психоаналитической интерпретации своего невроза. Что скажет психоаналитик? Это говорит о сопротивлении и подтверждает сделанную интерпретацию. Но интерпретация тем более подтверждается, если больной согласен с врачом. Но, значит, позиция интерпретатора не зависит от позиции интерпретируемого.
Карл Поппер, великий философ науки XX века, начинал свою деятельность в клинике Адлера, человека, который развивал идеи, очень близкие тем, которые развивал Фрейд. Когда Поппер столкнулся со сложным случаем и не мог придумать его интерпретацию, он пришел к Адлеру и спросил: «Как быть?» Адлер ответил: «Вот это так». Он спросил: «А почему?» «Но об этом говорит весь мой тысячекратный опыт», — сказал Адлер.
Надо сказать, что сам Зигмунд Фрейд, который очень тщательно отслеживал, чтобы все его идеи в чистом виде развивались, и выгонял из психоаналитического сообщества тех, кто с ним не соглашался, все-таки своеобразно относился к своей деятельности. Эта цитата, я думаю, тоже существенна. Фрейд писал: «Все считают, что я отстаиваю научный характер своей работы и что сфера моей деятельности ограничивается лечением психических заболеваний. Это ужасное заблуждение превалировало в течение ряда лет, и мне так и не удалось внести ясность в этот вопрос. Я ученый по необходимости, а не по призванию. В действительности я прирожденный художник. Мне удалось обходным путем прийти к своей цели и осуществить мечту — остаться писателем, сохраняя видимость, что я являюсь врачом».
Фрейд придумал идею, он ее блистательно литературно оформил. Она произвела огромное впечатление на мир, мир оказался вдохновлен психоанализом, но по сути это скорее произведение искусства, чем произведение науки, несмотря на то огромное влияние, которое психоанализ оказал на психологию. Многие психологи до сих пор считают психоанализ все-таки мифотворчеством.Революция от гештальта
В психологии началась эпоха революций. Уже Фрейд рассматривал свою конструкцию, как коперникианскую революцию. Что сделал
Но параллельно началась и еще одна революция. Эту революцию совершили немецкие психологи, работавшие в Берлинском университете, и связана она, в первую очередь, с именем Макса Вертгеймера. «Сознание реагирует не на отдельные элементы реальности, — сказали гештальтисты, — а на целостную ситуацию». А целое нельзя раскладывать на элементы, тогда целое пропадает. Скажем, мелодия, транспонированная в другую тональность, остается той же самой мелодией, хотя все звуки изменились.
Вертгеймер пишет: «Издавна считали так: если есть определенный раздражитель, то я имею определенное, соответствующее ему ощущение». Этому вопросу было посвящено много исследований. Они принадлежат к самым основным и в то же время наиболее скучным разделам старой психологии. Не ближе ли к истине другое положение? Возникающее ощущение является результатом воздействия раздражителя как части какого-то целого.
Гештальтисты провели красивые эксперименты, в которых показали, как целое влияет на восприятие его частей. Они задались вопросами, которые до этого никто толком не обсуждал. Например, что видит новорожденный ребенок, впервые в жизни открыв глаза? Хаос световых пятен, которые постепенно складываются в образы предметного мира, или, наоборот, большое гомогенное пятно, из которого постепенно выступают предметы? По сути, это проблема. Что первично: ощущение или восприятие? И, как вы понимаете, гештальтисты отвечают: восприятие первично. Ребенок не видит хаоса световых пятен, он видит предметы, которые постепенно выступают.
По логике гештальтистов, сознание не должно обладать самостоятельной активностью. Существенную роль играет лишь структура объективной ситуации. Это и есть гештальт, да? Именно структура объективной ситуации, а не личные интересы и желания человека. То есть сознание ничего не делает. Великий гештальтист Вольфганг Кёлер поясняет: «Движение атомов и молекул в мозге существенно не отличается от динамики мыслей и чувств. Они структурно идентичны». Например, стремление к хорошей форме — это то, что получают гештальтисты в своих экспериментах: человек стремится то, что он видит, преобразовать в хорошую форму, в симметричную, упорядоченную и т.д. Стремление к хорошей форме не характеризует активность сознания. Оно предопределено структурой физического мира. Как заметил Кёлер, точно так же ведут себя все физические поля: они стремятся к замкнутости и симметричности.
В общем, получается такой усложненный вариант психофизического параллелизма. Есть физический мир, физиологический мир и психический мир, и они изоморфны друг другу, то есть у них одинаковая структура. Но подобная точка зрения ведет к признанию того, что сознание пассивно, что это эпифеномен, то есть побочное явление, сопутствующее другим явлениям, но не оказывающее на них никакого влияния. Это что же, мы хотим объяснить сознание, а выясняется, что оно не очень и существенно? Нет, конечно, гештальтисты хотели найти роль сознания, они пытались ее искать, но в рамках своей позиции они не могли ее найти. И эта точка зрения, в общем, тоже не смогла объяснить нам ни природу возникновения сознания, ни то, что оно делает.
Бихевиористская контрреволюция
Революционный пафос предшествующих психологических концепций, коперниканская революция Фрейда или переход от аристотельского мышления к галилеевскому, о чем говорят гештальтисты устами
Джон Уотсон, основоположник бихевиоризма, в 1907 году публикует монографию «Кинестетические органические ощущения, их роль в реакции белой крысы при прохождении лабиринта». Уотсон последовательно лишает крысу зрения, слуха, вкуса, обоняния, кожной чувствительности и показывает, что она при этом все равно только за счет моторики способна ориентироваться в лабиринте. Ага, главное — действие. Моторика! В 1913 году он выступает с программной статьей «Психология с точки зрения бихевиориста». «Поведение надо изучать точно так же, как и поведение животных, и перестать вести праздные разговоры о сознании. Абсурдно, изучая поведение животных, заниматься конструированием их сознания. Поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».
Ничего себе! Психология без психики и сознания?Бихевиоризм, конечно, откровенно принял эмпиристскую точку зрения. Но ведь, посмотрите, как это всегда бывает у эмпириков, все основные термины, которыми пользуются бихевиористы, не наблюдаемы. Они говорят о том, что воздействие стимулов вызывает определенную реакцию и надо изучать, как стимулы вызывают реакцию. Что такое стимул? Поступает много разной информации. Что именно из нее выделяется в качестве стимула? Если внимательно приглядеться, то оказывается, что стимулом является то, что животное рассматривает как стимул, или экспериментатора рассматривают как стимул. Нам не дать определение стимула, это неопределенное понятие.
Еще один важный момент — подкрепление, которое укрепляет связь между стимулом и реакцией. А это что такое? Собаке дали в качестве подкрепления мясо. А что именно есть подкрепление? Появление мяса в кормушке? Попадание мяса в ротовую полость? Процесс поедания мяса? Момент попадания мяса в желудок? Выделение желудочного сока? Чувство насыщения? При этом, если обезьяна наблюдает за выработкой условного рефлекса у другой обезьяны, которую за правильную реакцию подкрепляют, то у нее вырабатывается условный рефлекс. То есть подкреплением может служить кормежка другой обезьяны. Что такое подкрепление? Непонятно даже, что такое реакция.
Все основные слова не наблюдаемы, так почему же мы выбрасываем психику и сознание? И, естественно, сразу же возникает жесткая критика. Психологи и гуманисты говорят: бихевиоризм удалил из психологии сознание, а вместе с ним удалил осознание человеком себя и необходимую для принятия решения свободу выбора, человек в бихевиоризме развивается только под воздействием среды, он не имеет никакой возможности самоизменения, саморазвития. Бихевиорист уверяет, что он, мол, по заказу способен сделать из любого ребенка кого угодно: бандита, музыканта, ученого. Но ведь это неправда.
Бихевиоризм оказал огромное воздействие прежде всего на американскую психологическую науку. И, по сути, до сих пор весьма популярен. Но его идея пользоваться наблюдаемыми понятиями приводит к тому, что бихевиоризм не может создать теорию, потому что теория описывает ненаблюдаемые причины. И в итоге очень многое из того, что делается в рамках бихевиористского учения, оказывается малосодержательным. Но самое главное, отрицая психику и сознание, мы уж точно не беремся объяснить, зачем оно возникло.
История исследования поведенческой психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»
Статья посвящена вопросам поведенческой психологии. В рамках статьи рассматриваются основные направления, изучающие поведенческую психологию человека. Рассказывается об особенностях изучения работы человеческой психики как в группе, так и индивидуально. Также дается обзор истории изучения бихевиоризма как в России, так и в западных странах.
Ключевые слова: бихевиоризм, поведение, стимул, обучение.
The article is devoted to the questions of behavioral psychology. Inside the article the main directions of researching behavioral psychology are analyzed. The article describes the features of studying human psychic and how it works among the groups and individually. The article also provides an overview of the history of studying behaviorism in Russia as well as in western countries.
Keywords: behaviorism, behavior, stimuli, studying.
В России сами идеи бихевиоризма и в целом поведенческой психологии не получили должного распространения. В наши дни эти идеи можно применить в области педагогической практики, то есть имеется необходимость в постоянном совершенствовании технологий обучения и обновления педагогических методов. XXI век требует постоянного развития образования, и методы, разрабатываемые психологами, должны им помочь.
Поведение является внешним проявлением психической деятельности человека. Бихевиоризм как наука о поведении возник в ХХ веке и являлся новым направлением в психологии. Поведение стало предметом психологической науки. Э. Торндайк, который являлся одним из выдающихся американских психологов, а также предвестником бихевиоризма, исследовал динамику и условия научения, проводя эксперименты с «проблемным ящиком». В нём кошка заперта внутри, где она передвигается, а выбраться может лишь, нажав на рычаг. С течением времени и количеством проб кошка всё быстрее покидает замкнутое пространство. Данный метод решения задач животными Э. Торндайк назвал «Методом проб и ошибок». [11]
Само понятие бихевиоризм (behaviorism) появилось в 20 гг. ХХ века. Д. Уотсон в статье «Психология с точки зрения бихевиоризма», выпущенной в 1913 году, обозначил поведение (behavior) как новый предмет в психологии. Оно противопоставлено сознанию, являющемуся совокупностью внутренних, незаметных глазу, субъективно переживаемых процессов. Внешние проявления также являются неотъемлемой частью внутреннего мира.
Бихевиоризм описывает различные типы реакций, исследует процесс возникновения поведения и объясняет его, изучает возможность управления и контроля над поведением. Главные проблемы и задачи бихевиоризма заключаются в процессе научения и формирования навыков, образующихся вследствие слепых проб и ошибок. Мышление и речь также являются навыками, т. е. заученными или индивидуально приобретёнными действиями.
Поведение — это реакция R, возникшая в ответ на стимул S. Таким образом происходит приспособление индивида к окружающей среде. Под реакцией понимается любое объективно регистрируемое изменение организма, к примеру, моргание или движение. Есть несколько видов реакций: внешняя, внутренняя, безусловная, условная, врождённая или приобретённая. Основу поведения составляют врождённые элементарные движения. Д. Уотсона считал, что ответную реакцию (врожденную), или комплекс безусловных реакций вызывают в человеке определённые внешние воздействия. Условные реакции формируются на основе безусловных. В основе образования новых реакций лежит обуславливание. Классическое обуславливание происходит в ситуации, когда условный стимул предшествует безусловному, причём между этими двумя стимулами имеется короткий промежуток времени, и это происходит неоднократно. Условная связь исчезнет при систематической десенсибелизации, когда условный стимул будет предъявляться без безусловного.
Проводя исследования на животных и перенося их результаты на человека, обнаружилась ограниченность простой схемы стимул — реакция для объяснения поведения человека, ведь они находятся в достаточно сложных взаимоотношениях и определённую однозначную связь проследить между ними не всегда представляется возможным. Преодолеть эту ограниченность пытался необихевиоризм, сохранив главную установку бихевиоризма на биологизацию человеческой психики. Феноменами поля сознания являются понятия необихевиоризма: потребность, цель, ожидание, образ, успех или неуспех, интеллект. Э. Толмен, Б. Скиннер, К Холл — представители необехивеоризма.
Основы необихевиоризма заложил Э. Толмен в 30–60гг ХХ века, предложив внести в схему стимул — реакция (S-R) промежуточные переменные, которые опосредуют действие стимула. Он назвал их V. Ими являются цели, намерения, познавательные карты, гипотезы. В результате схема приобрела вид S-V-R. Э. Толмен противопоставил две трактовки поведения: молярную, где реакциями являются более обширные единицы поведения — поведенческие акты, и молекулярную, в которой поведение составляют мельчайшие поведенческие реакции, такие как мимика или жесты.
Сам же Э. Толмен являлся сторонником молярной трактовки. Человек, как и каждое животное, обладает целью — неким теоретическим конструктом, позволяющим объяснить окружающую его реальность более адекватно, придать ей смысл. Понять, что у человека или животного есть цель можно по наличию у них 1) поисковой активности, 2) прекращению этой активности после достижения результата, 3) а также при повторном поиске происходит более быстрое достижение желаемого результата
Э. Толмен экспериментально смог это подтвердить путём создания Y образного лабиринта, в одной части которого была вода, а в другой — еда. Он считал, что животные способны к активному формированию когнитивной карты и последующему применению её в действительности. Сперва крысы бегали по этому лабиринту сытые и не испытывавшие чувства жажды. Затем в контрольном эксперименте крыс запустили либо с чувством голода, либо с чувством жажды, и они смогли быстро определить нужное ответвление в Y образном лабиринте. Из этого Э. Толмен заключил, что ещё до непосредственного удовлетворения потребностей крыс, у них уже имелась некая схема данного Y образного лабиринта, сформировавшаяся ещё на начальном этапе, когда все потребности ещё были удовлетворены и не было нужды ни в пище, ни в воде.
В отличие от Д. Уотсона, который объяснил принцип научения при помощи схемы стимул — реакция (S-R), Б. Ф. Скиннер предложил другой путь научения — оперантное, в контексте обуславливания является основой научения, при котором происходит автоматическое подкрепление и закрепление связей в нервной системе вне зависимости от желания и воли. Схема состоит из Действия (операнты) — и подкрепления (которое является изменением в окружающей среде в ответ на действие). Подкрепление бывает положительным и отрицательным. При положительном подкреплении увеличивается вероятность повторения действия (операнты). При отрицательном, соответственно, эффект обратный. Временами оперантная связь возникает практически мгновенно, и её бывает весьма сложно разорвать. Б. Ф. Скиннер считал, что практически любое человеческое поведение можно объяснить при помощи оперантного научения. [9] Он полагал, что человек в своём взаимодействии с окружающей средой нацелен на то, чтобы достигнуть желаемого (получить поощрение). Основываясь на том, что механизмы поведения человека и животных идентичны, Б. Ф. Скиннер распространил свою концепцию на психотерапию, усвоение речи и обучение в школе, став инициатором обучения, названного программированным. [10]
Также Б. Ф. Скиннера принято считать основоположником ABA. Прикладной анализ поведение (ПАП), более известный как ABA (Applied behavior analisys) — это научная дисциплина, целью которой является изучение поведения как объекта исследования.
Широкое распространение метод ABA получил в начале 90-х годов после вызода в свет книги К. Моррис «Услышать голос твой». Исследования И. Ловааса о применении АВА метода в раннем возрасте показали, что до 40 % детей с аутизмом преодолевают задержки развития и включаются в коллектив сверстников в школьном возрасте. [6]
Прикладной анализ поведения применяется не только для реабилитации детей с аутизмом и другими расстройствами развития, но и для разработки обучающих технологий в целом, для организационного менеджмента, коррекции поведенческих и психических расстройств и даже для пропаганды здорового образа жизни.
Говоря про поведенческую психологию, существуют три вида научения:
1) Импринтинг (от англ. Imprint — запечатлевать) — это то, что объединяет человека и прочих живых существ. Импринтинг — быстрое, автоматическое приспособление организма к окружающим конкретным условиям при помощи врождённых форм поведения. С его помощью формируются многочисленные двигательные, сенсорные и другие инстинкты.
2) Условнорефлекторное научение — возникновение новых, специфических форм поведения как условных реакций на изначально нейтральный стимул. Работы И. П. Павлова во многом поспособствовали становлению данного типа научения.
3) Оперантное научение — подкрепление положительного результата, избегание неудачных попыток. Методом проб и ошибок приобретаются новые навыки.
Если мы говорим об истории бихевиоризма в России, то так получилось, что на начальном этапе достижениями российских ученых активно интересовались основоположники поведенческого подхода на западе. Так отец бихевиоризма Уотсон активно интересовался опытами Павлова по теме рефлексов у собак. Результаты, полученные у знаменитого российского ученого, легли в основу экспериментов, проводимых уже на людях.
История бихевиоризма в России связана с развитием позитивизма и неопозитивизма начале XX в что привело к отделению от него науки о поведении. Исследованиями жизни общества и различными сценариями его поведения занимались И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, А. С. Звоницкая, И. П. Павлов, и многие другие. Именно эти люди заложили основы бихевиоризма в России.
Первые шаги в исследованиях поведения сделал И. П. Павлов (1849 –1936). Физиолог ещё в 1876–1878 гг. активно изучал работу нервной системы. А в начале XX в. посредством опытов открыл такое явление как условный и безусловный рефлекс.
Так называемое «павловское научение» продвигало идею о том, что в мозгу устанавливаются связи между разными стимулами и порождаются различные реакции. Одни из них могут быть приобретённые, а другие быть уже с рождения. Например звонок, который является нейтральными стимулом, сигнализирует о наличии безусловного стимула — отделение слюны. В добавок к этому их можно сочетать. Так мы имеет стимул — еду, которая вызывает слюноотделение. И комбинируя этот стимул со звонком и лампочкой, которые либо запускают выделение слюны, либо его останавливают, то можно вырабатывать рефлексы.
Так же как и И. П. Павлов стал интересоваться вопросами рефлекторной природы человеческой психики В. М. Бехтерев. Результаты своих исследований он отразил в книге «Основы общей рефлексологии» (1923 г.), где говорится, что не существует врожденного рефлекса, например рабства или свободы. Также утверждается, что общество само порождает нравственность, делая социальную селекцию. И только тип реакций может быть наследуемым.
В качестве доказательства того, что нервная система обладает такой пластичностью, В. М. Бехтерев приводит результаты исследования рефлексов детей разного возраста, где было выявлено решающее значение среды, в которой живет и развивается личность. [7]
Помимо этого, В. М. Бехтерев утверждал, все процессы, протекающие в мозге человека рано или поздно будут иметь объективные внешние проявления. Применяя теорию рефлексов, в дальнейшем исследователь пришел к выводу, что необходимо принимать во внимание все объективные проявления, которые способны зафиксировать. Следует отметить и то, что Бехтерев много внимания уделял изучению человеческой памяти. Так, он со своими студентами, проводил опыт с показом картинок с различным временным интервалом. При этом испытуемые не только должны были вспомнить их детали, но и выражать своё отношение к происходящему на них.
Исследования И. М. Сеченова также внесли вклад в основу поведенческой психологии. Слово «рефлекс» воспринималось как своеобразная метафора в духе эпохи индустриализации 20-х годов прошлого века, когда человеческую жизнь пытались автоматизировать. «Машины — тела». И логика здесь была простая: рефлекс — это сокращение мышцы, т. е. её работа, и тем самым создаётся обратная связь, из-за этого меняется картина среды.
В. А. Вагнер (1849–1934) профессор Петербургского университета и биолог также проявил интерес к актуальному в 20-е годы вопросу об инстинктах. Ведь именно инстинкты тоже выступают факторами для определения типа поведения у людей. Вагнер выделяет несколько видов: питания, размножения, самосохранения, страха. Согласно теории петербургского социобиолога, человек при подражании, проявляет способности присущие существам с высокой степенью организации нервной ситемы, и оно при этом сопровождается проявлением творческих качеств. Подражание становится фактором эволюции человека.
Выводы В. А. Вагнера пересекаются с выводами Тарда. Он пишет: толпа всегда глупее и обладает низкими моральными качествами, нежели отдельные её члены. И в результате исследований выводит и классификацию разных типов толпы: предсоциальная, уличная инстинктивная толпа и социальная толпа. В заключении, Вагнер делает вывод о том, что толпа подавляет отдельную личность.
В 1910-е К. М. Тахтарев был одним из первых, кто в своих исследованиях обратились к использованию эмпирических методов – наблюдения, эксперимента и данных статистики. Его главным инструментом он считал математику, так как она позволяет добиться точных и объективных результатов. А задачу социологии видел как: понимание общественной жизни, взятой в целом, во всем многообразии ее явлений; разложение общественной жизни на ее различные составные основные явления – элементы общественной жизни.
По мнению Тахтарева, основной считается соединение всех естественных наук, не только биология и психология. Недостаточно строить социологию на основе биологии или психологии — иначе она превратится в психологию или же в биологию.
Такой же заметный след оставили в поведенческой психологии и труды П. А. Сорокина, который вывел пять принципов социологического подхода: 1) строится по типу естественных наук; 2) изучать мир таким, каков он есть; 3) изучать реальные взаимодействия людей, доступные эмпирическому измерению; 4) отказ от создания умозрительных схем; 5) несовместимость с идеей монизма, т. е. сведения любого явления к какому-нибудь одному. [8]
Основным понятием помогающим объяснить мотивы людей в исследованиях П. А. Сорокина является «ценность». Можно заметить, что общечеловеческие ценности он рассматривал как основу для сотрудничества народов.
В наши дни, П. Б. Торопов отмечает, что идеи о том, что человеку присуще относительно небольшое число врождённых поведенческих феноменов Дж. Б. Уотсона, Б. Ф. Скинера и Э. Торндайка устарели и ими также бихевиоризм не оперирует. Идею Б. Ф. Скиннера «Наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда» [1] П. Б. Торопов также считает актуальной.
Не следует забывать и о таких исследователях как: П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя и др., которые работали уже во второй половине в 20-го века. Они выработали три основных направления: Павловское учение, необихевиоризм, классический бихевиоризм. Основой теории научения является «закон эффекта» Э. Торндайка. Т. е. научение состоит из приобретения индивидуального широкого класса психических процессов, обеспечивающих формирование новых, приспособительных реакций. [2]
Течение бихевиоризма отделилось от классического в 60-е годы ХХ века. Таким образом возникло направление в социологии — социальный бихевиоризм, которое отличается от классического бихевиоризма. Причина появления социального бихевиоризма предельно проста: схема «стимул-реакция» давала возможность просто описать количественные показатели того или иного явления, но при этом полностью исключалась внутренняя характеристика явления и причины оной. Это привело социологию к дальнейшему развитию взглядов на организацию социального взаимодействия в малой группе.
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить достоинства и недостатки бихевиоризма.
Достоинства:
- естественнонаучное направление развитию психологии,
- объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов.
Недостатки:
- не учитывается психическая деятельность человека,
- сближение психики человека и животного,
- игнорирование процессов сознания.
Бихевиоризм нельзя назвать однородным, нельзя говорить о нём как о чем-то отрицательном, так и характеризовать его положительность. Его главные представители, приведенные выше, нуждаются в специфической характеристике, т.к. нельзя при изучении истории отказываться от принципа историзма. Любое явление, в том числе и идеи бихевиоризма, должны рассматриваться через призму конкретных исторических условий, которые имели место в период, когда зарождалось это течение. Эти идеи вполне соответствовали духу времени, который диктовал механизацию всего и вся, и не удивительно, что они рассматривали и человека как набор механизмов.
Литература:
- Барановская, Т. А. Обзор зарубежных теорий обучения. Исторический очерк / Т. А. Барановская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – № 11, с. 216–220, 222–225
- Головачева, И. В. Свобода, стимул, реакция (бихевиоризм в утопиях О. Хаксли и Б. Ф. Скиннера) / И. В. Головачёва // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 57, С. 115
- Голосенко, И. А. История русской социологии XIX — XX вв./ И. А. Голосенко., В. В. Козловский. – М. – Онега, 1995.
- Джеффрис В. Интегрализм П. А. Сорокина: новая общественная наука и реконструкция человечества // Социологические исследования. 1999. № 11.
- Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902–1988). Слово об Учителе, Вопросы психологии, 1993, N 1.
- Мелешкевич О., Ю. Эрц. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения. Бахрах-М, 2018 г, С. 35
- Менделевич, Д. М. О новом психотерапевтическом методе, разработанном В. М. Бехтеревым в Казани / Д. М. Менделевич // Журнал им. В. М. Бехтерева. – 2007. – Т. XXXIX. – № 4, c.112 –113
- Сорокин. П. А. Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992, с.11–17
- Скиннер Б. Ф. Бихевиоризм 50-х, 1963, С.56–57.
- Скиннер Б.Ф, Роджерс К. Вопросы о контроле поведения человека, 1956, С. 66–68
- Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930, С.28.
- Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины ХХ веков. – М. – Инфра-М, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): ABA, поведенческая психология, Россия, S-R, поведение, реакция, нервная система, образной лабиринт, общественная жизнь, человеческая психика.
102 Идеи темы бихевиоризма, чтобы написать о образцах и эссе
СОДЕРЖАНИЕ
- 🏆 Лучшие идеи темы бихевиоризма и примеры эссе
- 💡 Наиболее интересные темы бихевиоризма, чтобы написать о
- 📌 Простой Хорошие темы для эссе по бихевиоризму
- ❓ Вопросы для эссе по бихевиоризму
- 💯 Бесплатный генератор тем для эссе по бихевиоризму
🏆 Лучшие идеи по теме бихевиоризма и примеры эссе
- На пути к пониманию бихевиоризма Школа психологии
Поскольку поведение можно наблюдать, школа бихевиоризма родилась с основной предпосылкой, что основным предметом человеческой психологии является наблюдаемое поведение или различные действия человека.
- Концепция теории бихевиоризма в психологии
Согласно теории; Есть две основные обусловленности человеческой жизни в зависимости от ситуации, в которой находится человек, а именно: Классическая обусловленность. В этом состоянии речь идет о формировании человеческого поведения посредством естественного […]
- Определение бихевиоризма
В то время как подходы, основанные на когнитивных методах, пытаются не только понять, но и объяснить сложные причины, а также сложность поведения людей, бихевиоризм основывается на […]
- Теории Скиннера радикального бихевиоризма
. Аналогичным образом, оперантное обусловливание использует стимул, чтобы побудить людей вести себя определенным образом как в классе, так и в реальной жизни.
- Детская психология и бихевиоризм
Отличительными чертами этого подхода является то, что он связывает поведение человека с поведением низших организмов.
- Влияние нетрадиционных семей и детского поведения
Исследование показало, что мужчины имеют тенденцию быть более гомонегативными, чем женщины, и негативное отношение общества к геям и лесбиянкам как родителям может быть частично связано с внешними силами, преобладающими в обществе […]
- Психологический бихевиоризм: кризис Кассандры
Принцип частоты гласит, что частое соответствие ответов на данный стимул увеличивает шансы повторения одной и той же реакции на этот стимул.
- Перспективы бихевиоризма Уотсона, Скиннера и Толмена
Таким образом, Толмен расходился с Уотсоном и Скиннером, осуждая роль подкрепления или мотиваторов в анализе поведения. Уотсон, Скиннер и Толмен принадлежат к бихевиористской школе мысли в психологии.
- Что именно означает быть бихевиористом?
Это означает, что бихевиорист должен наблюдать за поведением двух организмов, в то время как он или она подвержены влиянию опыта в обществе.
- Возражение против бихевиоризма Дэвида Армстронга
Эта неспособность объяснить простые и нередуцируемые психические процессы является главной слабостью взглядов бихевиористов на разум. Учитывая эти недостатки, бихевиоризм представляет собой слабую и вызывающую возражения теорию разума.
- Когнитивная, социо- и бихевиористская теория
Бихевиоризм — это теория, которая фокусируется на поведении, наблюдаемом в развитии ребенка. Теория основана на утверждении, что мозг привык реагировать определенным образом […]
- Теории обучения: конструктивизм, гуманизм, бихевиоризм
Таким образом, фасилитатор или педагог сможет планировать процесс обучения в образом, который позволит учащемуся развиваться.
- Теории обучения: бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм
Все, что нужно сделать учащемуся, это явиться на место обучения, а стимул должен быть назначен инструктором. Роль преподавателя в процессе обучения заключается в консультировании студентов […]
- Психологические вопросы: «Бихевиоризм» Джона Ватсона
Согласно Ватсону, понимание психологии человека представляет собой сложный процесс, который требует от исследователя проведения исследование без ведома исследуемого.
- Образование Теории бихевиоризма и конструктивизма
Хотя конструктивизм гарантирует максимальное использование способностей человека, он не принимает во внимание влияние среды на человека.
💡 Самые интересные темы бихевиоризма для написания
- Джон Бродус Уотсон и его психологическая школа бихевиоризма
Он считается основателем психологической школы бихевиоризма. Джон Уотсон внес значительный вклад в научную психологию 20 века.
- Страх с бихевиористской и когнитивной точек зрения
Следовательно, мой страх является результатом восстановления того, что случилось со мной в тот день, когда я нашел змею в своей комнате.
- Бихевиористский подход в образовании
Рад должен продемонстрировать интерес к уроку и дать ответы на вопросы учителя, не делая посторонних комментариев.
- Бихевиоризм и психоанализ как теории личности
Различия заключаются в фундаментальных концепциях теорий и научном характере исследований, предпринятых Зигмундом и Скиннером в попытке доказать свою точку зрения.
- Бихевиоризм в развитии психологии
Основная цель этой статьи — привлечь внимание к теме бихевиоризма и объяснить его важность для развития психологии в долгосрочной перспективе.
- Сезар Миллан как известный специалист по поведению собак
Миллан получил прозвище «мальчик-собака» из-за своей естественной способности общаться с собаками. Следовательно, собачий бихевиорист стал знаменитостью в разных уголках страны.
- Проблемы бихевиоризма
Что касается этой точки зрения, Скиннер предположил, что важны краткосрочные, а не долгосрочные последствия поведения.
- Бихевиоризм и лечение тревожных расстройств
Сегодня теория бихевиоризма является одной из наиболее развитых и надежных теорий психологии благодаря своей методологии и подходу, которые проявляются в человеческом поведении.
- Бихевиоризм и когнитивизм как теории обучения
Эта теория обучения осуществима для наших учащихся, поскольку она основана на эффектах эмоций учащегося, которые являются частью большого обучения. Причина выбора этой теории обучения заключается в том, что […]
- Теории бихевиоризма Скиннера и Стаатса
Подход концентрируется на прогнозировании и контроле очевидного и кажущегося поведения. Подход утверждает, что основания для поведения являются внешними по отношению к рассматриваемому лицу.
- Берхус Фредерик Скиннер: Биография бихевиориста
Бихевиоризм — одна из психологических теорий, помогающих объяснить человеческое поведение и действия, мотивы, внутренние и внешние движущие силы. Рецепция психологической практики и теорий Скиннера и Выготского отражает практику […]
- Бихевиоризм как теория характера
Оперантное обучение: «за поведением следует результат, и природа результата изменяет склонность организмов повторять поведение в будущем».
- Как когнитивная наука вытесняет бихевиоризм
В конечном итоге когнитивная наука, похоже, дополнила бихевиоризм и сыграла центральную роль в растущей переоценке теории и исследований в области обучения, образования и психологии.
- Воздействие наркотиков и алкоголя и поведенческое поведение Помощь
Проблема алкогольной и наркотической зависимости с годами обострилась, чему способствовали такие факторы, как легкая доступность наркотиков, высокая стоимость жизни, бедность, финансовая нестабильность и слабость властей [ …]
- Логический бихевиоризм как подмножество школы
Это означает, что психические состояния тела можно объяснить только с помощью физических характеристик, которые проявляет тело.
- Ведущая практика в разработке тренингов: бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм
Теория игнорирует мыслительный процесс в уме Когнитивизм: Теория основана на процессах, происходящих при формировании поведения.
- Теория бихевиоризма и социального обучения: элегантность и белые пятна
В этой презентации описывается бихевиористская теория и теория социального обучения, особенно сущность элегантности и белых пятен.
📌 Простые и легкие заголовки эссе по бихевиоризму
- Теория бихевиоризма, чтобы способствовать осведомленности о ожирении
- , пересекая рубикон: бихевиоризм, язык и эволюционная преемственность
- Психоаналитические и бихевионистские объяснения фобии темной
- Поведенцизм и история организационной психологии
- Поведенческие поведенческие и сегодняшние мировые
- 6 СЕМЕННЫЙ Психология. Основные положения бихевиоризма
- Функционализм, бихевиоризм и эволюционная психология
- Бихевиоризм Когнитивизм и конструктивизм: образовательные технологии
- Понимание общества посредством подхода социального бихевиоризма
- Поведенцизм подкрепляющий наказание и вымирание
- Практические примеры социальной когнитивной теории, социальной психологии и бихевиоризма
- «Поведенцизм, гестальт, психоанализ и функционализм
- Структурализм, бихевиоризм, психоанализ и психоанализ
- .
- Бихевиоризм и его влияние на учащегося
- Бихевиоризм и социально-когнитивная теория обучения
- Бихевиоризм и его влияние на человека
- История и развитие бихевиоризма, когнитивной и гештальт-психологии
- Бихевиоризм и бесконечная потребность в дисциплине Американский институционализм
- Рационально-эмоциональная поведенческая терапия против традиционного бихевиоризма
👍 Хорошие темы эссе по бихевиоризму
- Психология и развитие человека: теория радикального бихевиоризма
- Полицейский менталитет: полицейская жестокость и бихевиоризм
- Бихевиоризм и первая американская психологическая революция
- Бихевиоризм, фундаментальные психологи и их вклад
- Бихевиоризм: основные истоки, определения Противоположные взгляды с точки зрения бихевиоризма и психобиологии
- Реклама классического обусловливания и бихевиоризма
- когнитивно -поведенцизм и когнитивно -поведенческая терапия
- «Бихевиоризм: поведенческая психология и поведенческая терапия
- Дуализм и логическая теория бихевиоризма
- « Поведенцизм: как общество влияет на наши решения
- . Психоаналитические идеи бихевиоризма Психология
- Сократ, рационализм, бихевиоризм и психология
- Основные различия между бихевионизмом и когнитивной психологией
- Мужской бихевиоризм и ритуалы в ночных клубах
- История и текущие применения бихевиоризма
- Картесайский дуализм и логический бихевиоризм
- Поведенвизм, поведения, конструктивизм и познание: множественные подходы к обучению
- . Поведенвизм, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения, поведения,
- 666. Функционализм и теория идентичности
❓ Вопросы для эссе по бихевиоризму
- Что такое теория бихевиоризма?
- Как бихевиоризм повлиял на исследования разума?
- Какие проблемы с бихевиоризмом?
- Как Баум определяет бихевиоризм и чем он отличается?
- Каковы ограничения поведенческих теорий?
- Как бихевиоризм объясняет преступное поведение?
- В чем недостаток бихевиористского подхода?
- Как вы преодолеваете поведенческие проблемы?
- Все ли действия изучены?
- Каковы образовательные последствия бихевиоризма?
- Как бихевиоризм используется в современном обществе?
- В чем самая большая проблема бихевиорализма?
- Как происходит обучение в бихевиоризме?
- Какова критика бихевиоризма в обучении?
- Может ли поведение передаваться по наследству?
- Каково влияние бихевиорализма в сравнительной политике?
- Как бихевиоризм помогает учителям понять учеников?
- Какова цель бихевиоризма?
- Поведение — это природа или воспитание?
- Каковы сильные и слабые стороны поведенческих теорий обучения?
- Кто поддерживал бихевиорализм?
- Какое самое важное ограничение поведенческих теорий применительно к классной комнате?
- Какой вклад в психологию внес бихевиоризм?
- Почему бихевиоризм важен в психологии?
- Что привело к упадку бихевиоризма?
- Как бихевиористы понимают взаимосвязь между обучением и развитием?
- В чем сила бихевиоризма?
- Как бихевиоризм проявляется в образовании и обществе?
- Откуда такое поведение?
- Почему бихевиористы говорят, что мысли не вызывают поведения?
💯 Бесплатный генератор тем для эссе по бихевиоризму
О чем должна быть статья?
Мы поможем вам провести мозговой штурм с отличными идеями о
Бихевиоризм для вашей статьи в кратчайшие сроки!
Процитировать эту страницу
Выберите стиль ссылок:
Ссылка
IvyPanda. (2023, 19 января). 102 Бихевиоризм Темы эссе Идеи и примеры. https://ivypanda.com/essays/topic/behaviorism-essay-topics/
Ссылка
IvyPanda. (2023, 19 января). 102 Бихевиоризм Темы эссе Идеи и примеры. Получено с https://ivypanda.com/essays/topic/behaviorism-essay-topics/
Процитированная работа
«102 идеи и примеры тем эссе по бихевиоризму». IvyPanda , 19 января 2023 г., ivypanda.com/essays/topic/behaviorism-essay-topics/.
1. АйвиПанда . «102 идеи и примеры эссе по бихевиоризму». 19 января 2023 г. https://ivypanda.com/essays/topic/behaviorism-essay-topics/.
Библиография
IvyPanda . «102 идеи и примеры эссе по бихевиоризму». 19 января 2023 г. https://ivypanda.com/essays/topic/behaviorism-essay-topics/.
Каталожные номера
IvyPanda . 2023. «102 идеи и примеры эссе по бихевиоризму». 19 января 2023 г. https://ivypanda.com/essays/topic/behaviorism-essay-topics/.
Ссылки
IvyPanda . (2023) «102 идеи и примеры тем эссе по бихевиоризму». 19 января.
При поддержке CiteTotal, службы бесплатного цитирования
Бихевиоризм: идеи и подтеории | Psychology Paper Example
Введение
В данной статье будут обсуждаться результаты предварительного теста в Главе 1, а также будет рассмотрена неоднозначность подтеорий и структур бихевиоризма. Кроме того, будет представлено объяснение того, как доктрина ассоциации и коннекционизм развили основы бихевиоризма. Кроме того, модель стимул-реакция и закон эффекта будут сравниваться и противопоставляться. Наконец, будет обрисована историческая эволюция бихевиоризма, предложенная его подтеориями. Следует сказать, что бихевиоризм — это теория, состоящая из многочисленных рамок, иногда создающих двусмысленность. Однако эти разные идеи вносят значительный вклад в общее понимание реакции человека на различные события, и они развиваются постепенно, дополняя, а иногда даже противореча друг другу.
Cut 15% СКИДКА на ваш первый заказ
Мы предоставим индивидуальную Организационное поведение бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой За предварительный тест в главе 1 был получен общий балл 4 из 6, что составляет 67% успеха. Вопросы были посвящены основам бихевиоризма, включая законы обучения, теорию коннекционизма, положительное и отрицательное подкрепление, обусловливание и практические последствия бихевиоризма. Первая ошибка, которую я сделал, была в вопросе о законах обучения. Торндайк описал процесс обучения, который включает в себя два элемента: упражнение и частоту (Rosser-Majors, 2017). Еще одна ошибка была допущена в вопросе о положительном и отрицательном подкреплении. Центральная идея (согласно бихевиоризму) заключается в том, что это увеличивает желаемое поведение.
Неоднозначность бихевиоризма
Существует очевидная двусмысленность, на которую указывают многочисленные подтеории и концепции бихевиоризма. Теория бихевиоризма предполагает следующее: люди учатся из-за стимулов (поощрений или наказаний) в их окружении. Это центральная мысль теории; однако ряд ответвлений внутри него создает определенную сложность для понимания. Есть четыре основных направления бихевиоризма, которые представляют разные идеи по этой теме. Психологический бихевиоризм рассматривает человеческое поведение как усвоенное с помощью положительных и отрицательных подкреплений. Радикальный бихевиоризм фокусируется на человеческом поведении и обучении, не принимая во внимание внутренний мир людей, рассматривая только сами действия. Молярный бихевиоризм утверждает важность скорости подкрепления. Радикальный бихевиоризм и молярный бихевиоризм отличаются тем, что они объясняют определенное поведение, используя разные подходы к причинам. Наконец, необихевиоризм предполагает, что обучение и поведение можно объяснить через связи между стимулом и реакцией (Rosser-Majors, 2017). Это наглядно демонстрирует неоднозначность теории, так как может меняться в зависимости от ее ответвлений.
Учение об ассоциациях, коннекционизм и основы бихевиоризма
Бихевиоризм берет свое начало в классическом ассоциативизме или ассоциативной доктрине, которая подразумевает, что человеческое поведение является результатом ассоциативного обучения. В ходе этого процесса люди накапливают стимулы и идеи и получают новые знания. Эти идеи легли в основу теории обучения Торндайка или коннекционизма. В результате концепция S-R Торндайка послужила основой для поведенческой психологии.
Модель стимул-реакция (S-R) и закон эффекта
Теории стимул-реакция (S-R) необходимы для основных принципов кондиционирования. Они утверждают, что поведение человека зависит от того, что было изучено ранее (Назир, 2018). Модель «стимул-реакция» предполагает, что стимул или среда, в которой существуют люди, вызывают определенные реакции или ответы. Эмоциональные ответы могут происходить как сознательно, так и бессознательно. Эдвард Торндайк ввел теорию закона эффекта. Это означает, что любое человеческое поведение, за которым последовал приятный результат, может быть воспроизведено. И наоборот, ожидается, что любое поведение, за которым последовали неприятные последствия, не будет повторяться. Эти две модели различаются тем, что закон эффекта объясняет человеческое поведение посредством подтверждающей реакции, утверждающей, что приятные последствия вызывают повторение поведения. В то же время модель S-R не предполагает такой зависимости.
Историческая эволюция бихевиоризма
Историческую эволюцию бихевиоризма можно ясно увидеть по появлению различных подтеорий. Есть четыре основных направления, в том числе молярный, радикальный, психологический и необихевиоризм. Психологический бихевиоризм — это самая ранняя стадия бихевиоризма, которая предполагает, что обучение происходит посредством положительных и отрицательных подкреплений. Иван Павлов и Эдвард Торндайк — самые важные фигуры в основании психологического бихевиоризма (Rosser-Majors, 2017). Другая важная ветвь — радикальный или молекулярный бихевиоризм. Он концентрируется на человеческом поведении и обучении, не принимая во внимание внутренний мир людей, глядя только на сами действия. Исследователи рассматривают поведение как то, что люди делают, говорят или проявляют. Молярный бихевиоризм противостоит радикальному бихевиоризму и создает определенную двусмысленность в лагере бихевиористов. Скорость подкрепления является центральной концепцией молярного бихевиоризма. Это означает, что количество событий в данный период вызывает или не вызывает определенное поведение человека. И последнее, но не менее важное: необихевиоризм предполагает, что обучение и поведение можно наблюдать и анализировать через связи между стимулом и реакцией (Rosser-Majors, 2017). Обсуждаемые выше ветви складывались постепенно, дополняя, а иногда и противореча друг другу.
Своевременная доставка!
Получите индивидуальную и 100 % свободную от плагиата статью всего за 3 часа
Начнем
322 специалисты онлайн