Бихевиоризм основные идеи таблица: Основные идеи современного бихевиоризма.

Основные идеи современного бихевиоризма.

Основные понятия современного бихевиоризма.

107

сутствия более глубоких объяснительных теорий. Сегодня процесс научения во многом строится на принципах подкрепления, впрочем, как и процесс воздействия, представленныйврекламе, пропагандеит.п.

Представленный обзор основных понятий бихевиористской социальной психологии, конечно же, не отражает всего богатства ее категориального аппарата, но все же дает возможность разобраться в сути разрабатываемых им теоретических построений. Обладание культурой бихевиористской психологической ментальности создает предпосылки для конструктивногоиспользованиядостиженийданнойтрадициивпределахразвитиядругих психологическихпостроений.

Рассмотримидеи, лежащиевоснованиисоциальногоповедениячеловека.

1.Человеческий организм динамичен в социальном взаимодействии – положение, являющееся центральным для понимания современной бихевиористской социальной психологии.

В отличие от ортодоксального бихевиоризма Уотсона, рассматривающего первичность стимулов по отношению к реакциям, современный бихевиоризм предполагает первичность реакций по отношению к стимулам, т.е. человек воспринимается не как пассивнореагирующийнавоздействующиеизвнестимулы, акакдинамичноактивнывсвоем отношениикнимикизменениямвокружающемегосоциальноммире.

2.Оперантыпродуцируютстимульныесобытия, создаваявозможностьихбудущего повторения. Социальные действия, совершаемые людьми, рассматриваются как способные влиять на окружение, вызывать позитивные, негативные или нейтральные последствия, которые, в свою очередь, увеличивают, уменьшают или вовсе не оказывают никакого влияния на будущую актуализацию определенных поведенческих действий. Без этого не только трудно объяснить формирование поведения, но и обсуждать вопрос о сохранении поведенияилиснижениивозможностейегопроявления.

3.Поддержание активного поведенческого репертуара является функцией подкрепления, обретенное поведение будет актуализироваться только при соответствующих стимульных условиях.

Несмотря на достаточную гибкость обсуждаемого положения, оно все женедаетответанавопрос, почемучеловекприопределенныхобстоятельствахсовершает определенные действия. Разве что подкрепление увеличивает вероятность актуализации операнта, илиутверждениеофункциональныхотношениях, окотороммыскажемниже.

4.Повторяемость активности всходных обстоятельствах. В своей работе «Поведенческая модель человека: предположения и применение» Кюнкель и Нагасава приходят к выводу, что стимулы не только генерализуются, но и, будучи представленными в ситуации, могут сигнализировать о возможном проявлении определенной активности (закон дискриминациистимулов), примеромчемуявляетсяповедениетех жестудентов ваудитории, сигнализирующее о необходимости следования определенным социальным нормам. Короче, «если активность следует за подкреплением, вполне вероятно, что она будет повторновоспроизведенаприсходныхобстоятельствах» (с. 534).

5.Депривация (лишение). Если человек какое-то время лишен желаемого объекта, этот объект начинает со временем проявлять тенденцию к обладанию. потенциалом подкрепления; если человек не лишен объекта, он не обладает подкрепляющей силой. Это

Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии

108

положение является существенным для бихевиоризма прежде всего потому, что депривация проявляется в поведении человека значительно более эффективно, нежели принцип подкрепления. Реальная практика социальной жизни демонстрирует достаточно большое число примеров «сладости запретного плода». Однако не вызывает сомнений, что данное положениеноситотнюдьнеуниверсальныйхарактер.

Эффективность подкрепления остается предметом дискуссии и сегодня. Так, устанавливают, что «свойства подкрепления многих стимулов (не всех) зависят от их пригодностиилиприемлемостинадостаточнодлительныйпериод» (1978, с. 26–27).

6. Моделирование и научение. Актуальным для современной бихевиористской со- циальнойпсихологииявляетсяиположениеомоделировании–процессенаучения, вкотороминдивид актуализирует реакции, полученные посредством наблюдения задействиями и их последствиями со стороны других людей. Продолжающаяся актуализация определенного поведения в данной логике рассуждений является производной от того, в какой степени наблюдаемое поведение подкреплено (Kunkel и Nagasawa, с. 534). Общий вывод сводитсякследующему– еслиактивностиможнонаучитьчерезмоделирование, товполне вероятно, что она будет воспроизведена наблюдающим в сходных обстоятельствах (при условии, чтоповедениенаблюдаемогобылоподкреплено).

Особый вклад в разработку научения через моделирование внес А. Бандура. Автор утверждает, что результаты наблюдения за действиями других помогают определить природу и возможную эффективность непосредственно воспринимаемых действий, делать оценкипоследствийнаблюдаемыхдействий– пригодных, полезных, илинаоборот.

Конечно, когнитивная революция впсихологии немогла неоказать влияния на теоретические построения бихевиористов. Игнорирование таких категорий, как мышление, сознание, самость, социальный опыт, внутренняя активность и т.п., не могло не сказаться здесь. Поэтому в современных теоретических построениях бихевиористов все больше представлены элементы внутренней активности человека. В то же время, вполне естественно, отказ от фундаментальных постулатов происходит не так легко, как хотелось бы. В 90-ые годы обозначились кризисные тенденции и в когнитивной, и в гуманистической со- циально-психологических традициях. Наблюдается интерес ко многим наработкам в рамках бихевиористской и психодинамической традиций, возврат к анализу поведения человеканаметатеоретическомуровне.

Специфика бихевиористского подхода к рассмотрению социальнопсихологической феноменологии

В соответствии с логикой рассуждений Биджоу и Байера, анализ поведения должен строиться на следующих основополагающих представлениях: 1) детерминизме окружающей среды, включающем взаимодействие между организмами (в том числе генетическую одаренность) иихсоциальным окружением; 2) принципеэволюционности, всоответствии с которым поведение осуществляется на основе соответствующих механизмов в процессе эволюции; 3) объективном наблюдения как инструменте познания действительности; 4) функциональностианализавзаимодействийиобъяснений.

Специфика бихевиористского подхода в социальной психологии.

109

Отличительной особенностью анализа поведения является подчеркивание влияния окружения, среды на человеческий организм, генетических данных организма, чувствительностикподкреплениювсоответствиисегорольюдлявыживания.

Биджоу и Байер определяют анализ поведения человека, как его психологическое развитие, включающее прогрессивные изменения в ходе взаимодействия с событиями и фактами реальной жизни. Пытаясь оставаться в рамках естественнонаучного подхода, авторы пытаются избежать включения ненаблюдаемых гипотетических построений – причин поведения – и, наоборот, придерживаются идеи о том, что человеческое поведение представляет собой некоторую функцию специфических характеристик биологического созреванияорганизмавеговзаимодействиисокружающиммиром.

Поведение разграничивается на две категории – респондентное и оперантное. Расширение значения понятия «реакция» достигается за счет введения понятия «класс реакций», основывающегося на суждении о том, что реакции человека изменчивы во времени.

Класс реакций относится к тем варьирующимся формам реагирования, которые выполняют сходную функцию. Одни представители класса реакций сходны, другие весьма отличны, и лишь одно остается неизменным – влияние на окружение или одинаковое реагированиенасходныесобытиявокружении.

Человек рассматривается не только как источник респондентных и оперантных реакций, но и как источник стимулов, как своего рода окружение внутри собственной самости. Представленность окружения в индивиде может измеряться по косвенным проявлениям: либочерезпредшествующиенаблюдавшиесявзаимодействия, генерируемыебиологическими структурами и их функционированием (например, желудочная боль от перенасыщения), либо собственно поведением (например, речью, мускульным напряжением и т.д.). Таким образом, индивид может быть источником стимулов, которые обусловливают респондентное поведение, источником стимулов усиливающих, ослабляющих, либо не оказывающих никакого влияния на существующие условия. Именно по этой причине анализ поведения рассматривает индивида как «группу взаимосвязанного оперантного и респондентного поведения и как источник стимулов, приобретающих специфические функциональные качества для этого поведения».

Большинство же стимулов, влияющих на поведение человека обладают внешними источниками, и каждый должен быть измерен с помощьюинструментовилипосредствомизмененийвповедениииндивида.

Окружениеиндивидавключаетдвакомпонента: «специфическиестимульныесобытия», интегрирующие физические объекты (дома, машины и т.д.), химические объекты (аромат цветов, пищи, парфюмерии и т.д.), организмы и социальные объекты (действия и взаимодействия других), «обрамляющие объекты», или контекст, в котором происходит стимульно-реактивное взаимодействие. Обрамляющие объекты включают в свою очередь физическиеихимическиеобрамления(земля– вода, чистыйвоздух– загрязненныйвоздух и т.д.), организмические (насыщенное, ограниченное, опасное поведение, присутствие наркотиков в организме, физиологический цикл и т.д.), социальные (культура, дом, церковь, присутствиезначимыхдругихит.п.)

Специфические стимульные события, как компоненты окружения, могут анализироваться в характеристиках их физических измерений и \ или функциональных аспектов. Когда они описываются в характеристиках их физических атрибутов (красный автомобиль, высокий голос и т.п.), конкретизируются физические характеристики стимулов.

Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии

110

Стимулы могут измеряться изменениями в поведении индивида, и это составляет их функциональный аспект (функция стимулов). Если поведение показывает наличие значимой связи между стимулом и реакцией, для анализа становится значимой и функция стимула. Понятие стимульной функции позволяет организовать многообразие стимульных событийинаэтойосновеизбежатьсубъективизмапонятий.

Класс стимулов позволяет систематизировать сходные стимулы, проявляющиеся в разных обстоятельствах. В рамках одного класса они могут существенно различаться физически или быть схожими, однако их эффект по отношению к поведению должен быть одинаков ( так, сцена из телепередачи, картина, запах из кухни могут приводить к одному итомужеэффекту– желаниюпоесть).

Обрамляющие факторы раскрывают характеристики конкретных стимулов функции реакции в их взаимодействии. Природа обрамляющих факторов может быть физической, химической, органической или биологической, социальной или культурной, а в повседневной жизни они могут представать в различных комбинациях, что повышает вероятностьактуализацииповедениячеловека, усиливаетегостимульно-реактивныефункции.

Наконец, в качестве решающих аспектов анализа поведения выступает продолжительностьвзаимодействиямеждуиндивидомиокружением.

Поведенческий анализ устанавливает, что утверждение функциональных отношенийадекватноотвечаетнавопрос«почему?» иякобыгипотетическиотрицаетобъяснение, таккакононарушаетсоответствиемеждутеоретическойиэмпирическойдеятельностьюв науке. В любом случае система современного анализа поведения рассматривает стимульные условия, предшествующие или следующие, не как причину реакций, а как один из факторов множественного поля, и строится она на понимании всевозможных взаимодействийчеловеческогоповеденияиокружения.

К числу заслуг бихевиористского направления в социальной психологии следует отнести привнесение аспектов научности, строгости теоретических построений, их обязательного подтверждения в эксперименте, детальной проработки вопросов формирования, проявленияиизмененияповедения.

Следуеттакжеотметитьвсебольшуюегоконвергенциюскогнитивнойтрадициейв социальной психологии, однако после кризиса когнитивизма начала 80-х годов стала очевидной необходимость новой спирали в построении интегративной социальной психологии, вкоторойрольбихевиористскойтрадициибудетпо-прежнемурасти.

Глоссарий

Вероятность подкрепления – условия проявления определенных оперантных действий в соответствующих обстоятельствах. Обстоятельства проявления определенных оперантов часто определяются как схемы подкрепления.

Генерализация стимулов – имеет место тогда, когда стимул (стимулы) в силу их повторных ассоциаций с подкреплением становятся подкрепляющими и \ или дискриминантными стимулами, а другие стимулы, имеющие сходство сними также приобретают подкрепляющие и \ или дискриминантные свойства.

Депривация – состояние лишенности желаемого объекта, выражающееся в обретении со временем объектом тенденции обладания потенциалом подкрепления, становление «запретного плода» сладким.

Основные отличия психодинамического подхода.

111

Дискриминантные стимулы – индикаторы проявления определенных оперантов, сигнализирующие об обстоятельствах вызывания стимула. Дифференциальное подкрепление – имеет место в тех социальных ситуациях, в которых человеку предстоит выбор между двумя или несколькими альтернативными линиями поведения, приводящими к одному и тому же результату. Затухание – процесс возвращения операнта в свое исходное состояние при неподкреплении условий проявления операнта.

Моделирование – процесс научения в котором индивид (индивиды) актуализирует реакции, наученные посредством наблюдения за действиями и их последствиями со стороны других людей.

Негативное наказание – сокращение или устранение событий, последствий или изменений в окружении, приводящее к сокращению проявлений нежелательного поведения.

Негативное подкрепление – стимулы, способствующие устранению проявления определенных оперантов. В случае негативного подкрепления речь идет о сокращении окружения, способствующем прекращению проявлений нежелательного поведения.

Нейтральные подкрепления – события и последствия, следующие за некоторым оперантом и не оказывающие влияния на вероятность его проявления в будущем.

Оперант – поведение (реакция) личности вызывающая изменение в его окружении.

Поведение – родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и т.д., т.е. любые измеряемые реакции. Позитивное наказание –сокращение или устранение событий, последствий или изменений в окружении индивида, приводящее в случае применения после их проявления к повышению вероятности будущих проявлений желательного поведения. Позитивное подкрепление – события, последствия или изменения в окружении индивида обусловленные некоторым оперантом, повышающим вероятность его проявления.

Респондент – реакция организма на определенного рода стимуляцию. Основное различие между оперантом и респондентом заключается в отношении поведения к стимулу. Операнты контролируются своими последствиями (стимулами, следующими за ними), в то время как респонденты контролируются стимулами, предшествующими им.

Стимул – события, последствия или изменения в окружении индивида, оказывающие воздействие на его поведение.

Вопросы для обсуждения

1.В чем своеобразие бихевиористского подхода к анализу социальнопсихологической феноменологии?

2.В чем причины избрания естественнонаучного подхода (позитивистского) как ведущей методологии исследования?

3.Каковы основные тенденции развития современного бихевиоризма в соци-

Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии

112

альной психологии?

4.Почему бихевиористы избегают рассмотрения внутренней активности личности как детерминанты поведения?

Для дополнительного чтения

1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2000.

2.Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штребе. – М.: ЮНИТИ-

ДАНА, 2004.

Основной источник

Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-

та, 1984.

Контрольная работа — Основные идеи бихевиоризма и небихевиоризма

Лабораторная

  • формат doc
  • размер 30.35 КБ
  • добавлен 28 апреля 2010 г.

Исторический обзор бихевиоризма.
Необихевиоризм Скиннера.
Бихевиоризм и агрессия.
О психологических экспериментах.
Теория фрустрационной агрессивности.
Вместо заключения: связь психологии и естественных наук.

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Исторические дисциплины
  3. История науки и техники
  1. Академическая и специальная литература
  2. Концепции современного естествознания (КСЕ)
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Культурно-историческая психология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Методология и история психологии
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования
  1. Академическая и специальная литература
  2. Философские дисциплины
  3. История философии
  1. Академическая и специальная литература
  2. Философские дисциплины
  3. Философия науки и техники
  1. Документальная литература
  2. Жизнь выдающихся людей
  3. Ученые, изобретатели, деятели науки

Смотрите также

  • формат doc
  • размер 669.74 КБ
  • добавлен 08 июня 2010 г.

Книга (1-е изд. — 1980 г. ) является вторым дополненным изданием учебного пособия «Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса» и содержит статьи и фрагменты программных проектов ведущих представителей основных направлений зарубежной психологии — бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа, французской социологической школы и культурно-исторической («понимающей») психологии. В данное издание включен новый раздел по методологии…

  • формат doc
  • размер 1002.11 КБ
  • добавлен 17 января 2011 г.

Учебное пособие. – Пенза, ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2007., — 144 с. (Тираж 300 экз). Рецензенты: Доктор психологических наук, профессор Р. Х. Тугушев Кандидат психологических наук, доцент Е. И. Дымов Аннотация. В учебном пособии представлена наиболее важная информация, необходимая студентам для продуктивного освоения курса «История психологии». В пособии наряду с теоретической информацией содержатся вопросы для самопроверки и рекомендуемая л…

Лабораторная

  • формат doc
  • размер 144.5 КБ
  • добавлен 15 января 2010 г.

ВГПУ ОЗО II курс.

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 81 КБ
  • добавлен 20 июня 2011 г.

Психологические идеи у философов средневья Аврелия Августина и Фомы Аквинского; Развитие психологических течений Средневековья; Этапы развития религиозной мысли в развитии психологии; Введение, заключение, список литературы; СПбИВЭСЭП, 2-ой курс, без титульного листа, 15 страниц

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 109 КБ
  • добавлен 12 августа 2010 г.

Бихевиористы считали, что истинная цель психологии — описывать, объяснять, предсказывать и управлять поведением. Они делали акцент на том, чтобы понять, как опыт формирует поведение; поэтому, естественно, их интерес был сконцентрирован на процессе научения. Работы И. П. Павлова и его последователей надолго определили представление о рефлекторных механизмах поведения. Они изложены во всех современных учебниках в разделе о мозговых механизмах психи…

Шпаргалка

  • формат doc
  • размер 262 КБ
  • добавлен 01 декабря 2010 г.

Предмет истории психологии. Факторы развития науки. Значение курса в системе подготовки психолога. Периодизация развития психологии, краткая характеристика основных этапов. Материалистические учения о душе в античности. Психологические взгляды софистов и Сократа. Учение о душе Платона. Психологическое учение Аристотеля. Трактат Аристотеля «О душе» и его значение в истории психологии. Психологические идеи поздней античности. Специфика развития пси…

Презентация

  • формат ppt
  • размер 988.5 КБ
  • добавлен 30 ноября 2010 г.

Краткая история развития психологического направления — бихевиоризм, его поэтапное развитие: классический бихевиоризм, необихевиоризм, теория ?оперантного бихевиоризма?; основные представители (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Э. Толмен, Б. Скиннер) и их идеи.

Лабораторная

  • формат doc
  • размер 4. 66 МБ
  • добавлен 11 апреля 2010 г.

Теория Торндайка. Теория Уотсона. Теория оперантного бихевиоризма. Теория социального научения. Общая характеристика гештальтпсихологии. Общая характеристика глубинной психологии. Развитие психоанализа в 30-50-е годы. Общая характеристика гуманистической психологии и др.

Справочник

  • формат docx
  • размер 94.09 КБ
  • добавлен 15 июня 2011 г.

Основные направления и школы психологической науки, основатели и деятели, их описание и основные идеи, развитие и нынешнее состояние

Шпаргалка

  • формат doc
  • размер 169. 02 КБ
  • добавлен 20 января 2011 г.

Основные идеи Пьер Жан Жорж Кабанис, Основные идеи Беркли, Основные идеи АХ Нарцисс Каспар, Основные идеи Батист, Основные идеи Бонне, Основные идеи Бехон, Основные идеи Дарвин, Основные идеи Декарт, Основные идеи Дильте, Основные идеи Дьюи, Основные идеи Кюльпе, Основные идеи Льебо, Основные идеи Телезио, Основные идеи Гобс, Основные идеи Эсхил, Основные идеи Анаксимандр, Основные идеи Соловьев В. С. Основные идеи Лопатин Л. М Основные идеи…

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Без его замечательного руководства и энтузиазма я бы не учился так хорошо, как в университете».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Пройдите курс по написанию эссе

Как показано в

The Economist

Readers Digest

Times Высшее образование

Журнал eLearn

Просмотр сайта


Академическое письмо Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Тематические учебные пособия

Поиск


Поиск учебных пособий

Лучшие учебные пособия по академическому письму и обучению

Как написать введение, которое поразит вашего учителя

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts