Иллюзия психология: Иллюзия — Психологос

восприятие и разоблачение иллюзий — Психология PRO



Психика: восприятие и разоблачение иллюзий — Психология PROПерейти к содержимому

Консультации &nbsp · &nbsp Книги &nbsp · &nbsp Аудио


Из статей этого раздела вы узнаете, что такое психика, как устроено восприятие, а также о том, как все мы себя водим за нос своими же взглядами на жизнь. Все личные проблемы можно свести к тому, что мы не знаем себя, и потому заполняем пробелы собственной несостоятельности иллюзиями о жизни. Мы воспринимаем происходящее в нашей жизни, как нечто «нормальное», и сами начинаем верить в ту ложь о правильной жизни, в которой с каждым годом увязаем все глубже. Только честность с собой может помочь расчистить свалку психического мусора. Иногда взглянуть честно на собственную персону бывает непросто; если у вас есть реальная потребность разобраться в себе, можете получить мой сторонний взгляд на платной онлайн-консультации.

Психике посвящен ряд выпусков и на моем youtube-канале.

Психика и восприятие:

  • Злость и гнев. Как перестать злиться и ссориться?
  • Нервная система: успокоение и возбуждение
  • Сила мысли и психологические проблемы
  • Точка сборки и картина мира
  • Дофамин — гормон погони за счастьем
  • Тревога — страх неизвестности. Как избавиться от тревоги?
  • Иллюзия личной воли, иллюзия выбора
  • Эго и подсознание
  • Причуды бессознательного
  • Самооценка: крутизна по цельсию
  • Лучший инструмент психолога
  • Депрессия: симптомы и лечение
  • Духовные фетиши
  • Как «контролировать» эмоции
  • Естественный отбор для чайников
  • Разоблачение магии
  • Как сходят с ума
  • Разоблачение ума
  • Как побороть лень
  • Принять себя со всеми потрохами
  • Желания-требования и желания-предпочтения
  • Самообман
  • Эмоции – реальный источник проблем
  • Самоанализ: интуиция и здравомыслие
  • Кто ты под маской?
  • «Я», «Оно» и «Сверх-Я», или «Психоанализ для чайников»
  • Предмет психологии
  • Структура личности и внутренний стержень
  • Реальные сны
  • Когда слишком много думаешь
  • Субъективный «объективный» мир
  • Субъективная объективность
  • Бессознательное подсознание
  • Интуиция
  • Чужие игры
  • Душевные спады
  • Образы сознания
  • Влияние образов
  • Убеждения человека – сны разума
  • Выбор и спонтанность
  • Счастье для человека…
  • Гордость
  • Социальная система ценностей и заблуждений
  • Любимые песни эго
  • Блаженство и суета сует
  • Смерть VS самоутверждение
  • Обижаться бесполезно
  • Потребитель реальности
  • Мир снов
  • Надежда и обреченность безнадеги
  • Самосознание маленького человека
  • Познать себя
  • Избавление от страданий
  • Саморазвитие через осознанность и самоутверждение
  • Эгоизм естественен
  • Тщеславие, гордыня и унижение
  • Господство и унижение величественного ничтожества
  • Реальная жизнь в нереальном мире
  • Неврозы невротиков, или о том, как нормальные люди занимаются самообманом
  • Психика человека
  • Разоблачение иллюзий и безусловная любовь
  • Чудо как фактор восприятия
  • Двойственность переживаний
  • Психологическая личность и сущность
  • Осуждение – приговор осуждающему
  • И снова о проекциях ума
  • Мнения и порывы
  • Раздражение и вынужденность
  • Чувство вины, стыд и совесть
  • Лечение депрессии
  • Сила мысли
  • Атман – высшее «Я»
  • Природа мышления и развитие мысли
  • Отождествление и самоидентификация
  • Эго
  • Иллюзия реальности
  • Проекция реальности
  • Свобода выбора как иллюзия

Психика: восприятие и разоблачение иллюзий

Иллюзия восприятия.

4. Зрительные и иные искажения восприятия у человека (+ видео): alf_electric — LiveJournal

(Ваши уточнения и дополнения к тексту, а также ссылки на книги, статьи, фото и видео по теме приветствуются)



(Продолжение. Начало здесь, здесь и здесь)

«Мир не такой, каким кажется.»

(Духовная мудрость)

Эта тема совсем простая. Она о том, что наше восприятие несовершенно и иногда мы видим зрительные образы, слышим звуки, чувствуем вкус и запах не так, как это есть на самом деле. Наш головной мозг строит искаженные образы реальности. Он способен создавать видимость того, чего не существует в действительности и в то же время не замечать очевидное. Мы можем наблюдать какое-то явление, даже зная, что оно невозможно. В психологии это называется иллюзии восприятия. Это четвертый уровень (если двигаться извне) иллюзии восприятия.

В контексте вышесказанного, иллюзии — это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Термин «искаженное» означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. С учетом этого выделяют два типа иллюзий — те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.

Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. Здесь больше физика. Иллюзии второго типа связаны с особенностями восприятия, например, геометрических фигур, когда в зрительных образах искажаются их пропорции, цвета и прочее. Это уже больше физиология и психология.

Отличным примером иллюзии является Луна низко над горизонтом, размер которой кажется намного бОльшим, чем когда она находится высоко в небе. Эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Атмосфера Земли лишь немножко увеличивает наблюдаемый оптический размер Луны у горизонта, делая ее по вертикальной оси слегка приплюснутой. Простой способ продемонстрировать иллюзорность эффекта — это подержать небольшой объект, например, монетку, на вытянутой руке, прикрыв при этом один глаз. Сравнивая размер объекта с большой Луной у горизонта и с маленькой Луной в небе, можно увидеть, что относительный размер не изменяется. Можно также сделать из листа бумаги трубу и смотреть через неё только на Луну, без окружающих объектов — иллюзия исчезнет.

Еще примеры известных всем иллюзий. Рельсы на железной дороге параллельны и находятся на некотором удалении друг от друга. Тем не менее, если смотреть вдаль, мы видим, что они к горизонту якобы сходятся. Электрические или телеграфные столбы одинаковой высоты. Но те, которые вдали, кажутся маленькими в сравнении с теми, что вблизи. Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты. ..

В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии (или оптические иллюзии).

Оптические иллюзии — это ошибки в зрительном восприятии, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображенного объекта. Причины таких ошибок кроются и в особенностях физиологии зрения, и в психологии восприятия. Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.

Ниже указаны некоторые группы зрительных иллюзий, которые проиллюстрированы картинками.


1. Иллюзии восприятия размера. Они связана с тем, что одинаковые длины при горизонтальном и вертикальном положении или при наличии дополнительных элементов кажутся разными.

А). Иллюзия Мюллера-Лайера. Какой из горизонтальных отрезков длиннее? Кажется, что верхний. На самом деле они равные.

Б). Иллюзия кинескопа. Какая из красных линий длиннее? Кажется, что правая. Нет, они одной длины.

В). Иллюзия Эббингауза. Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами
или тот, который окружен большими? Кажется, тот, что маленькими. Нет, они одинаковые.


(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)


2. Искажения геометрии фигур. Они связаны с тем, что параллельные прямые кажутся не параллельными, а ровные геометрические фигуры выглядят кривыми.

А). Иллюзия кафе «Wall». Параллельны ли горизонтальные линии? Кажется, что нет. На самом деле они параллельны.

Б). Иллюзия изогнутых квадратов. Узор как бы изгибается во внутрь. На самом деле квадраты ровные.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)


3. Иллюзии цвета и контраста. Они связаны с тем, что на разном фоне и при разном контрасте происходит искажение правильности восприятия цветов.

А). Иллюзия множества цветовых оттенков. Сколько на картинке ниже цветовых оттенков, не считая белого? Кажется, что четыре. На самом деле, всего два — розовый и зеленый. Темно зеленые и темно розовые таковыми только кажутся.

Сколько цветов на картинке? Видите три цвета — розовый, салатовый и серый? На самом деле их тут только два. Никакого серого цвета здесь нет.

Б). Иллюзия бегающих цветных пятен. Необходимо смотреть не отрываясь на крестик. И вскоре увидите как минимум бегающее зелёное пятно. На самом деле ничего зелёного тут нет.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)


4. Иллюзии движения. Она связана с тем, что узоры статической картинки кажутся движущимися.

А). Иллюзия вращения кругов. Если смотреть на картинку, то складывается ощущение, что круги вращаются, хотя на самом деле изображение статично, это не анимация. Если на некоторое время сосредоточить взгляд в центр картинки, то вращение останавливается.

Б). Иллюзия волн. На самом деле элементы узора статичны. Если на некоторое время сосредоточить взгляд в центр картинки, то «волны» останавливаются.

В). Иллюзия движения по коридору. На самом деле элементы узора статичны. Если сосредоточить взгляд в центр картинки, то через некоторое время движение останавливается.

Г). Иллюзия кручения кругов. Нужно смотреть на черную точку в центре и удалять или приближать глаза к рисунку. Тогда видно, что круги вращаются, причем в разные стороны.

Д). Иллюзия волны из центра. Если сосредоточить взгляд в центре картинки, то заметны движении волн. Эффект усиливается при удалении и приближении глаз к рисунку.

Е). Иллюзия расширения кругов. Если сосредоточить взгляд в центре картинки и двигать головой взад-вперед, то заметны расширения и сужения кругов, а также изменение цветовых вариаций.

Ж). Фрактальная пульсирующая иллюзия. Если рассматривать картинку, то заметны пульсирующие изменения в ее форме.

З). Иллюзия движения в разные стороны. Если смотреть на картинку, то видно, как центральная фигура движется влево, а нижняя вправо.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)


5. Двойственное изображение. На рисунке изображения построены таким образом, что в них можно различить разные образы. Это зависит от сосредоточения и настройки ума на тот или иной образ.

А). Иллюзия Ястрова. Кого вы здесь видите? Зайца или утку? Можно увидеть и то, и другое.

Б). Иллюзия молодой девушки или грустной старухи. Вы видите кого?

В). Иллюзия книга или женская грудь, прикрытая платьем. Вы видите кого?

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)


6. Иллюзии соотношения фигуры и фона. Они связаны с тем, что фон можно одновременно воспринимать объектом и наоборот. Классический пример соотношения фигуры и фона ниже: здесь можно увидеть как вазу, так и два лица

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)


7. Иллюзии кажущихся, несуществующих фигур. Они связаны с тем, что на фоне разных объектов и фигур создается впечатление наличия несуществующих фигур. Классический пример — треугольник Каниша. Равностороннего белого треугольника на самом деле нет. Он только кажется.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)


8. Иллюзии восприятия глубины. Они связаны с тем, что при разной фокусировке взгляда поверхность выглядит то выпуклой, то вогнутой. Например, на картинке ниже рабочие выглядят на фоне неба как работающие на крыше, а на фоне земли как работающие на полу. На самом деле поверхность одна и та же на всем протяжении.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)


9. Иллюзии невозможной фигуры. Связаны с расположением линий, которые не создают геометрическую фигуру или рисунок объекта, но мозг воспринимает их именно такими.
Речь идет в основном о двусмысленных картинках, которые, на первый взгляд, кажутся «нормальными», но при детальном рассмотрении делаются непонятными, когда осознаешь, что они могут вызывать два противоречивых восприятия. При этом трудно уловим признак, который позволил бы определить, что является фоном, а что – фигурой.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)


10. Иллюзии перевёрнутой картинки. Связаны с распознаванием различных образов в зависимости от пространственной проекции объекта. Внизу голова французского солдата и, при переворачивании, лошади.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)


11. Эффект перцептивной готовности. Мы не видим того, что не ожидаем. Например, при чтении. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву в отдельности, а слово целиком. Поэтому при беглом чтении перестановка или пропускание букв могут не замечаться.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)


12. Парейдолические иллюзии. Это иллюзорное восприятие реального объекта, мысленное превращение его в нечто иное. Парейдолии возникают при восприятии самых обычных объектов. Например, при рассматривании рисунка обоев или ковра, трещин и пятен на потолке, облаков можно увидеть изменчивые, фантастические пейзажи, лица людей, необычных зверей и т.п. В частности, в дыме, идущем из горящего здания Центра международной торговли (США, 2001), некоторые журналисты увидели лицо дьявола. Основой таких иллюзорных образов являются детали действительного рисунка. Некоторые парейдолические иллюзии возникают при восприятии каких-либо общеизвестных изображений. В этом случае они могут наблюдаться одновременно у множества людей.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)


13. Иллюзия следящего взгляда. Есть картины лиц, с какой бы стороны человек не рассматривал их, нарисованные персонажи будут смотреть ему прямо в глаза.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)


14. Иллюзии распознания образов. Возникают при условии, если есть подсказка или известно, что нарисовано. Тогда распознать образ относительно легко. Если не знать, что изображено, то увидеть рисунок образа практически невозможно. Например, ниже на картине берега озера можно просмотреть огромных размеров младенца.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)

15. Эффект последействия. Связан с запечатлением на сетчатке глаза определенного образа и переноса его при взгляде на иной объект, либо связанное с этим изменение восприятия другого объекта. Картинки на эту тему можно посмотреть здесь



Что интересно, такого рода ошибочные зрительные впечатления характерны для большинства людей, что говорит об одинаковости механизма восприятия у человека. Тот факт, что огромное число людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит о том, что в системе координат человеческого восприятия мира наше зрение в целом дает относительно точные сведения о предметах нашего мира. Хотя, конечно, об абсолютной точности здесь речь не идет. С другой стороны, тот факт, что разные люди в процессе зрительного восприятия обладают различной способностью ошибаться, иногда видят в предметах то, чего другие не замечают, свидетельствует о субъективности многих наших зрительных ощущений и об их относительности.

Говоря о причинах зрительных иллюзий, следует, во-первых, указать, что иногда они появляются вследствие специально созданных, особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т.п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения. Во-вторых, подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического несовершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмысливании зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении простейших сравнительных измерений. Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе, к примеру сетчатка глаза или рефлексы нервов. («Иллюзии зрения»)



Прочие иллюзии и эффекты..

Существуют и другие виды иллюзий, не только зрительные (оптические).

Примером иллюзии восприятия пространства может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Сидя в вагоне поезда, всем знакомо ощущение начала движения стоящего соседнего железнодорожного состава, в то время как в действительности это поехал поезд, в котором сидит сам наблюдатель. Лишь перевод взгляда на землю или другие окружающие предметы приводит к осознанию того, кто на самом деле движется.

Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например, приписывание голоса кукле, а не артисту. Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.

Вкусовые иллюзии основаны на эффекте контраста, когда вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.

Контрастная температурная иллюзия: после холодного теплое воспринимается как горячее. Иллюзия веса : из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший предмет кажется тяжелее. Также холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса.

Описание некоторых других иллюзий приводится здесь.


Ниже видеоролик научно-популярного фильма «Большой скачок. Иллюзии» (26 мин.). В нем популярно рассказывается об иллюзиях восприятия, механизмах их проявления и научном изучении.

Еще один видеоролик — «Иллюзия вращения» (2 мин.). В нем вращается силуэт женщины и кошки. В какую сторону? По часовой стрелке или против? Каждый будет видеть по своему. Более того, даже у одного и того же человека восприятие направления вращения через некоторое время может поменяться.

Много ценной и интересной информации на озвученную тему содержится в научно-популярном фильме BBC «Испытайте свой мозг. Вы не поверите» (его можно скачать в интернете). (Это видео дается по наводке жж-френда spartak_gomel, за что спасибо ему!)



Таким образом, даже в границах чувствительных для человека диапазонов восприятия об объективности картины мира, строящейся в нашем мозгу, говорить не приходится. Слишком много субъективного и иллюзорного.

PS. Кстати, забегая вперед, вернитесь к картинкам иллюзии вращения кругов. Сосредоточьте взгляд в центре и попытайтесь охватить зрением всю картинку сразу, а не ее отдельную точку или фрагмент. Задержитесь на этом сосредоточении. Вы скоро заметите, что вращение прекратилось. При этом попытайтесь войти в состояние безмыслия, так называемой прострации. Это и есть состояние медитации. Такого рода картинки являются прекрасным тренажером для развития навыком удержания медитативного состояния и пребывания в нем.

(Продолжение следует)

Георгий Козулько

Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: [email protected])


Ниже для любознательных даны ссылки на страницы с картинками и более подробной информацией об иллюзиях восприятия:



  • Зрительные иллюзии и феномены
  • Иллюзии восприятия
  • Иллюзия восприятия
  • Обман зрения — 44 картинки с пояснением (+ видео)
  • Самые интересные оптические иллюзии
  • Фото иллюзии или обман зрения
  • Эффект перцептивной готовности
  • Оптическая иллюзия — Википедия
  • Иллюзия Луны — Википедия
  • Ссылки на сайты и литературу, посвященные иллюзиям

(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21. livejournal.com/103607.html)

ИЛЛЮЗИИ

Иллюзии относятся к «сенсорным искажениям», которые могут обмануть чувства человека. Это может быть связано с любым из органов чувств, но наука может лучше понять зрительные иллюзии. Оптические иллюзии указывают на то, что это может произойти, когда глаза и мозг человека пытаются общаться друг с другом на простом языке. Когда у человека искажается способность восприятия движения, возникают иллюзии.

Иллюзии — это конфликт между фактами, которые можно понять, и фактами. Это также «ложное восприятие». Иллюзии — это «искажение» сенсорного стимула, который является реальным. При неправильном восприятии это может создать ложное впечатление. Иллюзии возникают при искажении ощущения, и это «психологическое искажение».

Примеры иллюзий

Когда человек наблюдает за карандашом, находящимся в стакане с водой, он может подумать, что карандаш погнут или сломан, но на самом деле он не сломан. Кроме того, когда изображение состоит из круга другого цвета, а также есть круг большего размера, хотя он и неподвижен, его можно рассматривать как вращающийся круг, который образует круги или отверстия. Это примеры иллюзий. Приводя примеры иллюзий, можно ясно понять чудеса иллюзий.

Иллюзии в психологии: интересная штука, чтобы возиться с вашим разумом

Иллюзии — это психологический фактор, который указывает на «ошибочное восприятие в присутствии стимула». Существует конфликт между реальным фактом и умом, который создает неправильное восприятие. Иллюзии могут возникать, потому что «воздействие света» на любой объект, такой как радуга, является причиной преломления света. Это иллюзия, которая происходит в атмосфере. Фокусники показывают волшебство, создавая иллюзии, но зрители интерпретируют это как что-то реальное. Для развлечения можно использовать различные примеры иллюзий. В научном парке может быть секция, где иллюзия является главной достопримечательностью, и люди наблюдают за ней с разных точек зрения. Иллюзии в психологии широко используются для обозначения неточных восприятий, возникающих при сенсорных искажениях. Иллюзии относятся к мощным подсказкам, с помощью которых можно понять, как мозг обрабатывает информацию. Иллюзия в психологии указывает на то, что многие люди могут быть обмануты оптическим обманом. Иллюзии могут стать серьезной проблемой для пациента. Пациент, страдающий мигренью, может демонстрировать иллюзии, такие как аура или движение цветов.

Какие виды иллюзий существуют в психологии?

В психологии существуют различные виды иллюзий, такие как:

  • «Оптические иллюзии»

Оптическая иллюзия возникает, когда изображение создано таким образом, что может ввести человека в заблуждение, чтобы увидеть его по-другому. Это конфликт между мозгом и реальным фактом. Об этом можно рассказать на примерах иллюзий, то есть, когда два человека разного роста стоят над наклонным полом, а пол покрыт галочками. Люди могут видеть их в том же размере и на ровном полу.

Слуховая иллюзия возникает, когда люди могут слышать ненастоящие звуки. Например, люди могут слышать пастушьи тоны разной высоты, но ничего подобного.

Эти иллюзии отличаются от других, и это происходит, когда один пахнет иначе, чем другие. Это происходит, когда раздражители получают противоречивую информацию при воспроизведении запаха. Подобные факты могут случиться со вкусом.

Оптическая иллюзия — одна из лучших иллюзий, которыми можно заниматься. Оптические иллюзии могут быть созданы, и это сделано различными научными факторами. Из-за оптической иллюзии в мозг поступает противоречивая информация, которая вводит в заблуждение восприятие человека. Радуга — это естественная иллюзия, и люди могут создавать иллюзии для развлечения, например, для магических шоу. Хотя иллюзии являются психологическими факторами, они могут быть созданы на основе науки. Это может происходить из-за различного воздействия света, ошибок в «индивидуальной обработке сенсорных деталей». Кроме того, слышание разных тонов может быть иллюзией, в то время как ничего подобного там не происходит. Это одни из лучших иллюзий.

Выводы

Иллюзии могут создавать неверное истолкование объектов и это может происходить из-за заблуждения мозга. Это разница между нашей собственной точкой зрения и реальным фактом. Эффекты освещения или различные размеры объектов могут создать перспективу, отличную от реальности. Это отличается от галлюцинаций.

Иллюзия знания | BPS

Новая книга Стивена Сломана и Филипа Фернбаха Иллюзия знания: почему мы никогда не думаем в одиночестве опубликован 6 апреля Macmillan. Здесь мы запускаем два эксклюзивных экстракта.

Преимущества и опасности коллективного разума

В предисловии к Святой Жанне , его пьесе о Жанне д’Арк, подростке, чьи видения святых и архангелов побуждали солдат к битве в начале пятнадцатого века, Джордж Бернар Шоу приводит удивительно убедительный аргумент, что следовать мистическим видениям Жанны д’Арк было по крайней мере так же рационально, как следовать за современным генералом на сегодняшнем поле битвы, полном высокотехнологичного и непостижимого военного оружия. Его аргумент состоит в том, что воином двадцатого века двигала вера не меньше, чем воином пятнадцатого века:

В Средние века люди верили, что Земля плоская, на что у них было по крайней мере свидетельство их чувств: мы верим, что она круглая, не потому, что хотя бы один процент из нас мог привести физические причины столь причудливое убеждение, а потому, что современная наука убедила нас в том, что ничто из очевидного не является правдой и что все волшебное, невероятное, экстраординарное, гигантское, микроскопическое, бессердечное или возмутительное является научным.

Гипербола, конечно, но удивительно, насколько мы зависим от того, что нам говорят делать в современном мире. Так мало из того, что с нами происходит, можно понять через непосредственный чувственный опыт. От будильника, который нас будит, до туалета, в который мы бредем, до смартфона, который мы включаем (до или после нашего посещения ванной), до кофемашины, которая приветствует нас на кухне, до крана, который мы использовать для наполнения кофемашины, ничто не находится полностью в пределах нашего концептуального понимания. Но мы используем эти инструменты; мы даже полагаемся на них, потому что они работают (кроме тех случаев, когда они не работают и наша жизнь немного выходит из равновесия). Мы можем поблагодарить экспертов, которые их создали, потому что мы зависим от их ноу-хау. Мы верим в мастеров современной техники после многих лет успешного использования их устройств. Но когда эти устройства выходят из строя, когда отключается кабельное телевидение или из канализации выбрасывается коричневый осадок, нам грубо напоминают о том, как мало мы знаем об удобствах современной жизни.

Иллюзия знания возникает потому, что мы живем в сообществе знаний и не можем отличить знание, которое находится у нас в голове, от знания вне его. Мы думаем, что знания, которые у нас есть о том, как работают вещи, находятся внутри нашего черепа, хотя на самом деле мы черпаем их из окружающей среды и других людей. Это такая же особенность познания, как и ошибка. В мире и в нашем сообществе хранится большая часть нашей базы знаний. Человеческое понимание во многом состоит просто из осознания того, что знание находится где-то далеко. Сложное понимание обычно состоит из знания, где его найти. Только по-настоящему эрудированные люди на самом деле обладают знаниями, доступными в их собственной памяти.

Иллюзия знания — обратная сторона того, что экономисты называют проклятием знания. Когда мы что-то знаем, нам трудно представить, что кто-то другой этого не знает. Если мы выстукиваем мелодию, мы иногда шокированы тем, что другие ее не узнают. Это кажется таким очевидным; в конце концов, мы можем услышать это в наших головах. Если мы знаем ответ на вопрос общего знания (кто снимался в S

Звук музыки ?), мы склонны ожидать, что другие тоже знают ответ. Проклятие знания иногда приходит в форме предубеждения задним числом. Если наша команда только что выиграла большую игру или наш кандидат только что выиграл выборы, то мы чувствуем, что знали это с самого начала, и другие тоже должны были ожидать такого исхода. Проклятие знания заключается в том, что мы склонны думать, что то, что у нас в голове, находится в головах других. В иллюзии знания мы склонны думать, что то, что в головах других, находится в наших головах. В обоих случаях мы не можем различить, кто что знает.

Поскольку мы живем внутри коллективного разума, сильно полагаясь на других и окружающую среду для хранения наших знаний, большая часть того, что находится в наших головах, довольно поверхностна. Нам может сойти с рук эта поверхностность большую часть времени, потому что другие люди не ожидают, что мы будем знать больше; в конце концов, их знания тоже поверхностны.

Мы справляемся, потому что существует разделение когнитивного труда, которое разделяет ответственность за различные аспекты знаний в сообществе.

Разделение когнитивного труда имеет фундаментальное значение для того, как развивалось познание и как оно работает сегодня. Способность делиться знаниями в сообществе — это то, что позволило нам отправиться на Луну, строить автомобили и автострады, делать молочные коктейли и фильмы, ведать перед телевизором, делать все, что мы можем делать благодаря живущих в обществе. Разделение познавательного труда определяет разницу между комфортом и безопасностью жизни в обществе и одиночеством в дикой природе.

Но есть и недостатки, когда мы полагаемся на то, что кто-то хранит для нас знания. Большинство из вас, читающих эту книгу, вероятно, знакомы с Алисой (известной в Стране чудес), но мало кто сегодня действительно читал романы Льюиса Кэрролла, которые познакомили ее с миром. Многие знают Элис косвенно, по фильмам, мультфильмам и сериалам, а не благодаря уникальному и умопомрачительному опыту чтения замечательных книг Кэрролла.

Если мы не знаем исчисления, мы не сможем понять красоту представления времени, исчезающего, позволив ему сжаться в мгновение, и как это связано с касательной кривой. Мы не можем видеть то, что видел Ньютон, что сделало его настолько важным, что власти похоронили его в Вестминстерском аббатстве. Это одна из издержек жизни в сообществе знаний: мы упускаем то, что знаем только благодаря знаниям и опыту других.

Есть и более опасные последствия. Поскольку мы путаем знания в наших головах со знаниями, к которым у нас есть доступ, мы в значительной степени не осознаем, как мало мы понимаем. Мы живем с убеждением, что понимаем больше, чем на самом деле. Как мы увидим в оставшейся части книги, многие из самых насущных проблем общества проистекают из этой иллюзии.

Настоящий сверхразум

Поскольку компьютеры не обладают способностью разделять интенциональность, и мы не видим доказательств того, что они находятся на пути к ее достижению, мы не слишком беспокоимся о злобном сверхразуме, который будет преследовать свои собственные цели. целей за счет человечества. Действительно, мы не видим на горизонте никакого сверхразума. Машины, не обладающие базовой человеческой способностью распределять внимание и цели, никогда не смогут читать наши мысли и перехитрить нас, потому что они даже не смогут нас понять.

Но в некотором смысле технология делает возможным сверхразум. Интернет предоставил нам новые умные инструменты, такие как устройства GPS и операционные системы, которые общаются с нами. Но одна из самых полезных форм веб-приложений превращает людей в инструменты. Приложения краудсорсинга создали более широкие и динамичные сообщества знаний, чем когда-либо прежде, объединяя знания и навыки большого числа людей. Краудсорсинг — это важнейший поставщик информации для сайтов и приложений, объединяющий знания из разных источников, местоположений и баз знаний. Yelp и Amazon собирают отзывы об услугах и продуктах. Waze собирает карты дорожных условий на основе информации, предоставленной отдельными водителями на дороге.

Кроме того, есть такие сайты, как Reddit, которые позволяют пользователям задавать вопросы и побуждают любого дать ответ.

Если все сделано правильно, краудсорсинг — это лучший доступный способ воспользоваться опытом сообщества. Это вовлекает как можно больше людей в достижение цели. Это означает, что эксперты с большей вероятностью предложат свой вклад. В конце концов, это лучший способ достичь цели: использовать опыт. Yelp объединяет информацию от посетителей ресторанов, которые утверждают, что знают, насколько хорош ресторан, а Reddit пытается определить, кто обладает наибольшим опытом, чтобы ответить на чей-то вопрос. Таким образом, краудсорсинг работает лучше всего, когда у тех, кто обладает наибольшим опытом, есть достаточный стимул для участия в сообществе.

Краудсорсинг создает интеллектуальные машины, но не с помощью волшебства ИИ. Их интеллект не исходит из глубокого понимания того, как лучше рассуждать, или благодаря огромной вычислительной мощности. Их интеллект проистекает из использования сообщества. Waze проведет вас через пробки, интегрируя отчеты тысяч людей, которые хорошо осведомлены о пробках в тех местах, где они находятся. Прогресс здесь не в интеллекте в общепринятом смысле. Это сила соединения людей.

Одна из больших проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, использующие краудсорсинг, заключается в том, как стимулировать экспертов к участию. Деньги — это только один из стимулов. Эксперты также преуспевают в том, чтобы быть правыми, часто больше, чем в финансовых стимулах. Станьте свидетелем взрывного роста Википедии. Он не платит вкладчикам ни цента. Так же поступил и Оксфордский словарь английского языка , когда он впервые начал собирать цитаты для определения значений слов в 1857 году. OED обратился к добровольцам с просьбой прочитать бесчисленное количество английских текстов, и оно продолжает это делать до сих пор. Большинству экспертов нравится возможность продемонстрировать свой опыт, особенно когда их вклад признается. Вклад в сообщество знаний заложен в нашей совместной природе.

У каждого из нас есть свое маленькое окошко в мир, немного знаний, к которым у нас есть доступ. Краудсорсинг — это способ просмотра десятков, сотен, а иногда и тысяч окон одновременно. Но краудсорсинг работает только тогда, когда он обеспечивает доступ к экспертным знаниям. Без опыта это может быть бесполезно и даже вредно. Паллокерхо-35 (ПК-35) — финский футбольный клуб. Несколько лет назад команда пригласила болельщиков участвовать в принятии решений, касающихся найма, тренировок и даже тактики игры. Они проголосовали с помощью мобильных телефонов. Исход был катастрофическим. Команда выступила плохо, тренера уволили, и эксперимент внезапно закончился. Чтобы схема краудсорсинга работала, недостаточно просто иметь большое сообщество; сообщество должно иметь необходимый опыт.

Иногда мастерство только кажущееся. Средние рейтинги пользователей на Amazon.com — это не все, чем они должны быть. Их оценки не очень хорошо коррелируют с оценками настоящих экспертов и слишком высоки для любимых брендов и дорогих вещей. Многие потребители просто не имеют опыта, чтобы точно оценить качество технических продуктов, таких как цифровые камеры и кухонная техника.

Но краудсорсинг может быть эффективным. Это было впервые обнаружено Фрэнсисом Гальтоном в 1907 в статье под названием Vox Populi (Мудрость C r o w d s ) 9 0040 . Он сообщает о конкурсе, проведенном на фермерской ярмарке в Плимуте, Англия, на угадывание веса жирного быка. Соревнование было открыто для всех, кто готов заплатить небольшую плату в надежде сделать предположение, достаточно близкое к истинному весу быка, чтобы выиграть приз. Предположения исходили от экспертов, таких как мясники и фермеры, а также от широкой публики. Как говорит Гальтон, «средний конкурент был, вероятно, так же хорошо приспособлен для справедливой оценки веса быка в убранном виде, как и средний избиратель для оценки достоинств большинства политических вопросов, по которым он голосует, и разнообразия среди избирателей». судить справедливо было, вероятно, почти одинаково в обоих случаях». Гальтону удалось получить билеты с оценками и насчитать 787 разборчивых. Он обнаружил, что среднее предположение было в пределах 1 процента от истинного веса быка, равного 1,19.8 фунтов. Когда дело доходит до оценки веса, толпа проявляет некоторую мудрость. В сдержанной прозе Гальтона: «Этот результат, я думаю, более достоин доверия к демократическому суждению, чем можно было ожидать». Мы можем индивидуально страдать от иллюзии знания, но опыт, который присутствует в толпе, может преодолеть индивидуальные предубеждения.

Краудсорсинг широко разрекламирован в деловом мире. Обычно его используют для объяснения успеха таких сайтов, как Википедия. Группа экономистов восхваляла разновидность краудсорсинга, называемую рынком предсказаний. На рынке предсказаний люди делают ставки на то, что произойдет в будущем. Сумма, которую толпа готова поставить на определенный исход, используется для оценки вероятности этого исхода. Люди заинтересованы в том, чтобы делать ставки, потому что лучший предсказатель получает приз в виде денег или престижа. Эксперты особенно мотивированы, потому что они, скорее всего, знают, что произойдет, чем новички, и поэтому эксперты, как правило, имеют огромное влияние на рынок. Многие правительственные учреждения и частные компании использовали рынки предсказаний, чтобы делать предположения о том, что произойдет на внутренних выборах, в международных делах и в деловой среде. Они часто пользуются большим успехом, чем традиционные методы прогнозирования.

Краудсорсинг на самом деле является примитивным методом использования сообщества знаний по сравнению с тем, что уже на горизонте. Веб-разработчики только начинают разрабатывать приложения, которые позволяют сообществам динамически формироваться для решения конкретных проблем. Идея этих приложений состоит в том, чтобы упростить совместную работу, позволяя группам экспертов со всего мира временно собираться вместе для работы над конкретными проектами. Прежде чем эти приложения станут массовыми, необходимо решить ряд проблем: необходимо привлечь к участию экспертов; методы должны быть разработаны таким образом, чтобы выбрать правильный набор экспертов для решения любой конкретной проблемы; познавательный труд должен быть эффективно разделен; и необходимо разработать методы для справедливого распределения как рисков, так и вознаграждений, связанных с каждым проектом. Успех этих приложений для совместной работы зависит от того, насколько хорошо эти проблемы решены.

Платформы для поддержки такой децентрализованной совместной деятельности только появляются с футуристическими названиями, такими как Ethereum, Sensorica и Colony. Эфириум вдохновлен успехом Биткойна, интернет-валюты, которая децентрализована и не управляется какой-либо единой организацией. Информация о том, кому принадлежит биткойн, хранится в общедоступной книге транзакций, называемой цепочкой блоков. Цепочка блоков — это сложная технология для ведения записи обо всех транзакциях, которая обновляется и хранится в сети пользователей Биткойн. Распространение реестра транзакций по сети — хороший способ предотвратить ошибки и мошенничество. Ethereum использует метод цепочки блоков, чтобы обеспечить сотрудничество через децентрализованное соглашение всех участников проекта. Предполагается, что информация безопаснее, если она распространяется по всему сообществу, предотвращая чрезмерный доступ любого отдельного человека. Доступ к информации означает контроль, и цель этих платформ для совместной работы — способствовать равенству: позволить каждому вносить свой вклад в соответствии со своими способностями и получать вознаграждение в соответствии со своими заслугами. Цель состоит в том, чтобы позволить сообществам безопасно и надежно разделить познавательный труд для любого проекта. Как только одна из этих платформ станет популярной, она создаст совершенно новый способ ведения бизнеса. Если станет нормой вести бизнес через команды, которые постоянно меняют союзы экспертов, нам придется пересмотреть понятие компании. Это может привести к совершенно новому типу экономики.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts