чем отличаются известные направления в психологии
Сегодня, если вы планируете изучать психологию или начать работать с терапевтом, на выбор вам может быть предложено множество школ и подходов. Рассказываем, в чем разница между психоанализом и гештальтом, аналитической психологией и трансанализом, чтобы вам было проще ориентироваться во всем этом многообразии.
Психоанализ в общественном сознании плотно связан с фазами психосексуального развития человека, а также с таким понятием как «либидо», введение которого в психологию принадлежит Фрейду. Но не менее важную роль для последующего развития других школ психологии сыграла описанная Фрейдом концепция взаимоотношений сознательного с бессознательным — например, подавление инстинктивного поведения в угоду социальным нормам. По мнению автора, именно из конфликта этих двух составляющих психики рождаются расстройства и включаются защитные механизмы.
Архетип произрастает из коллективного бессознательного, которое, в свою очередь, по мнению Юнга, представляет собой «осадок» биологического и культурно-исторического опыта, полученного в ходе эволюции человечества. То, как архетип влияет на поведение человека, определяет либидо. В отличие от концепции Фрейда, у Юнга либидо — это в целом созидательная психическая энергия, не обязательно сексуального характера. Либидо путем спонтанного формирования общих установок направляет развитие индивида по пути «индивидуации», то есть формированию индивидуальности в гармонии с собственными архетипами и коллективным бессознательным. В процессе работы в этом направлении человек знакомится со своим бессознательным через призму символов и метафор.
Гештальт-психология противопоставляется принципам структурной психологии, по которой сознание расчленяется на элементы, а элементы формируют феномены. Представители гештальт-психологии подчеркивали, что восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. В сознании человека все части собираются в целое, таким образом организуется гештальт — целостная форма, которая изучается полностью, как на уровне элементов, так и на уровне связей между ними.
Основоположником бихевиоризма считается американский физиолог Джон Уотсон. Он описывал поведение человека и животного как набор рефлексов, часть из них получена из генетической памяти, накопленной в ходе эволюции, часть приобретена в течение жизни. Поведение человека или животного для бихевиористов принципиально не отличалось, и изучались в основном внешние поведенческие реакции людей или представителей животного мира. Психоэмоциональные и комплексные поведенческие реакции не смогли поместиться в концепцию бихевиоризма, поэтому ближе к середине двадцатого века концепции пришлось измениться — ученые начали уделять внимание не только рефлексам, формирующим наблюдаемое поведение, но и среде, в которой поведение проявляется.
Сам Эрик Берн называл транзактный анализ «психоанализом для домохозяек», но этот практико-ориентированный подход позволяет преодолевать трудности в межличностном общении, которые вырастают из дезадаптивных установок. Например, человек может совместно со специалистом проанализировать свое поведение и заметить, что слишком часто в стрессовых ситуациях находится в эго-состоянии Ребенка (да, это тот самый «внутренний ребенок»).
Также благодаря Берну в практику коучей вошла знаменитая игра «Да, но…», которая помогает тренировать коммуникативные навыки как в рабочем, так и в неформальном общении.
Знаковые системы позволяют построить высшие психические функции на основе низших — внимания и памяти, которыми человек на ранних этапах развития (в детстве) не может управлять самостоятельно. Важную роль в психическом развитии ребенка играет родитель, который обучает его знаковым системам и связанным с ними смыслам, он учит ребенка оперировать ими и конструировать восприятие.
Одним из важных направлений когнитивной психологии является изучение процессов обработки информации, в частности — процессов чтения. Результаты исследований используются для разработки моделей обучения детей, а также для коррекции дислексии.
В гуманистической психологии человек изучается как целостный субъект, то есть анализируются все его аспекты отношений с внешним миром и собой, применяется анализ отдельных эпизодов жизни. В качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Одной из ключевых фигур гуманистической психологии является Абрахам Маслоу, предложивший термин «самоактуализирующаяся личность».
Ролло Мэй, один из основных деятелей этого направления, описывал человека и мир вокруг него как динамическую систему, которая постоянно меняется. В связи с чем в работе с клиентом важным является персонализированный подход, изучение жизни человека как уникальной истории, свободной от статистических обобщений.
Трансперсональная психология тоже появилась в 60-е годы и тоже представлялась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Из-за сильного включения магического мышления (в том числе веры в силу мысли, визуализации, манифестации и аффирмации) трансперсональная психология стала очень популярна в США, хотя в то же время активно критиковалась научным сообществом. Тем не менее, это направление до сих пор остается востребованным.
Александра Иваницкая
Теги
#well-being
#саморазвитие
#психология
#эрудиция
1.3 Психологические школы: бихевиоризм.
В самом начале XX века возникло мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение как совокупность реакций организма, обусловленную общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Кредо этого направления запечатлел термин поведение (англ. ‘бихевиор’), а само оно было названо бихевиоризмом. Его ‘отцом’ принято считать Джона Уотсона (1878-1958), статья которого ‘Психология, каковой ее видит бихевиорист’ (1913) стала манифестом новой школы. Уотсон требовал ‘выбросить за борт’ как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители.
Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять. Происходящее внутри человека изучить невозможно, следовательно, личность выступает как «черный ящик». Объективны лишь внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые они обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.
Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул—реакция» (S—R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Оно бывает положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает стремление избежать отрицательного подкрепления, т.
е. наказания, боли и пр.Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность — все то, чем обладает индивид, его расположенность к тому или иному реагированию: навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции, а также пластичность, помогающая образовывать новые навыки, и способность их удержать и сохранить, чтобы приспособиться к среде. Это значит, что личность — организованная и относительно устойчивая система навыков. Последние составляют основу относительно устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям, чье изменение ведет к формированию новых навыков.
Человека бихевиористы понимают как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать его на требуемое поведение,
Это направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении, в наибольшей степени подорвало позиции бихевиоризма. К 1930 психологи, работавшие в традиции когнитивизма Э.Толмена, убедительно показали, что психика существует и у животных. В одном из экспериментов было выявлено, что крысы в лабиринте действуют на основе «когнитивных карт», т.е. психических образов знакомой им структуры лабиринта, а не просто двигательного обусловливания. Аналогичные эксперименты продемонстрировали, что бихевиоризм Уотсона рисует чрезвычайно упрощенную картину, так как на самом деле значительную часть деятельности составляет то, что происходит внутри организма. Для описания таких внутренних феноменов и процессов необихевиористы начали использовать понятие «промежуточных переменных» (см. ниже раздел Теория научения). Серьезным достижением когнитивизма стала гипотеза об избирательной готовности, суть которой в следующем: у животных могут возникать только те поведенческие реакции, к которым оно психологически подготовлено и которые соответствуют уровню его психической организации. Другими словами, речь идет о значении «видоспецифичных» свойств в формировании поведения.
С позиций данного принципа становится очевидной концепция Уотсона о безграничных возможностях бихевиоризма – ни одному экспериментатору не удалось, например, научить свиней бросать монетки в копилку, поскольку естественное поведение этих животных состоит в том, что они роют и разбрасывают, а не подбирают и складывают.Бихевиоризм Ричарда Х. Холла
Среди исследователей и теоретиков образования иногда говорят, что образование теперь руководствуется своей «третьей метафорой» или доминирующей теорией. Принципал подавляющие теории, которые использовались в качестве общих моделей для руководства образовательными практика, теория и исследования — это «бихевиористская теория», «когнитивная (или обработки информации) теория» и «конструктивистская теория» (в исторической в порядке от первого к последнему). Это все интересные концепты/модели, и имеют определенные последствия для будущего учителя, но, по моему скромному мнению, как только мы действительно начнем переводить их в значения для практики учителей, границы между ними начинают стираться, а различия в том, что они подразумевают для учителя, чтобы сделать, не так ясно.
Исторические корни «бихевиоризма» на самом деле уходят вглубь истории психологии, чем адресовано в вашей книге, харизматичному персонажу по имени Джон Б. Уотсон, о котором вы, возможно, читали в общей психологии. Теории Уотсона во многом были ответом на психологические теории. популярный в начале 20 го века (например, Фрейд психоанализ), который в значительной степени опирался на ненаблюдаемые (ненаучные) переменные, такие как подсознание. По мнению Уотсона, если психология должен был прогрессировать, ему нужно было иметь дело с переменными, которые можно было определить эмпирически (т.
Вторая фундаментальная характеристика бихевиористов, не лишенная связи с во-первых, в том, что они рассматривают внешнюю среду как главную (может быть, единственный) определяющий фактор в поведении. Так, в классическом «природа vs. «воспитание», бихевиористы полностью придерживаются «воспитания». «радикальным бихевиористам» вроде Уотсона, что определяет интеллект, темперамент, и другие личностные характеристики ребенка, это окружающая среда в котором воспитывается ребенок. Генетическая предрасположенность значения не имеет. Один из самых известных цитат Уотсона выглядит следующим образом:
«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и моих собственных указанных мир, чтобы воспитать их, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучить его любому специалисту, которого я выберу: врачу, юрист, художник, купец-главарь и, да, даже нищий и вор, независимо от его талантов, склонностей, склонностей, способностей, призваний, и раса его предков».
Как вы найдете в своем тексте, бихевиористские модели, такие как безусловно, могут быть эффективными в объяснении и изменении поведения. Однако, бихевиоризм, безусловно, имел и продолжает иметь своих критиков, которые неудивительно, учитывая, как долго он существует и какое влияние это имело отношение к психологической теории и практике. Одна критика заключается в том, что теории слишком упрощены, чтобы точно объяснить сложность поведения (об этом мы поговорим подробнее в виртуальной лекции по Когнитивной Теория). Вторая критика состоит в том, что подкрепление может фактически действовать, чтобы «подорвать внутренняя мотивация». Например, если учащемуся нравится решать математические задачи в любом случае, как только он или она будет вознагражден за это, это может действовать на самом деле снизить мотивацию решать задачи без подкрепления («Превращение игры в в работу.). Это классическая проблема, которую мы рассмотрим далее в виртуальная лекция о мотивации.
ПОВЕДЕНИЕ | ПСИХОЛОГИЯ
Бихевиоризм возник в начале 20-го века и стал главной силой в американской психологии. Поддерживаемый такими психологами, как Джон Б. Уотсон (1878–1958) и Б. Ф. Скиннер (1904–1990), бихевиоризм отвергал любые ссылки на разум и рассматривал открытое и наблюдаемое поведение как надлежащий предмет психологии.
На протяжении десятилетий бихевиоризм доминировал в американской психологии. К 1960-м годам психологи начали осознавать, что бихевиоризм не может полностью объяснить человеческое поведение, потому что он игнорирует психические процессы.
Бихевиоризм, также известный как поведенческая психология, представляет собой теорию обучения, основанную на идее о том, что любое поведение приобретается посредством обусловливания. Кондиционирование происходит при взаимодействии с окружающей средой. Бихевиористы считают, что наши реакции на внешние раздражители формируют наши действия. Поведение можно изучать систематическим и наблюдаемым образом независимо от внутренних психических состояний.
Существует два основных типа кондиционирования:
- Классическое обусловливание — это техника, часто используемая в обучении поведению, в которой нейтральный стимул сочетается с естественным стимулом. В конце концов, нейтральный стимул вызывает ту же реакцию, что и естественный стимул, даже если естественный стимул не проявляется. Связанный стимул теперь известен как условный стимул , а выученное поведение известно как условная реакция . Есть также безусловная реакция вызванная безусловным раздражителем непроизвольно. Иногда утверждают, что условная реакция и безусловная реакция похожи.
Обучение может происходить через ассоциации. Классический процесс обусловливания работает, развивая связь между стимулом окружающей среды и естественным стимулом. В классических экспериментах физиолога Ивана Павлова собаки ассоциировали подачу пищи (что-то, что естественно и автоматически вызывает реакцию слюноотделения) сначала со звуком колокольчика, а затем с видом белого халата лаборанта. В конце концов, лабораторный халат сам по себе вызывал у собак реакцию слюноотделения 9. 0003
Когда связь исчезает, это известно как исчезновение , в результате чего поведение постепенно ослабевает или исчезает. Такие факторы, как сила первоначальной реакции, могут играть роль в том, как быстро происходит угасание. Например, чем дольше реакция была обусловлена, тем больше времени может потребоваться, чтобы она угасла.
Факторы, подобные обобщению , распространены там, где мы уточняем нашу новую информацию и связываем ее с нашей существующей информацией. Эти действия выполняются нами на регулярной основе, где мы создаем сходство и, таким образом, можем хранить их в нашем мозгу в течение более длительного периода времени. Как правило, мы делаем типичные ошибки, когда обобщаем.
Мотивированное забывание относится к воспоминаниям и переживаниям, которые мы хотим забыть из-за их негативного влияния на наш мозг и поведение. В основном это происходит, когда воспоминание о каком-то травмирующем усложняет воспоминание о новых вещах.
2. Оперантное обусловливание это метод обучения, который происходит посредством подкреплений и наказаний. Эдвард Трондайк , психолог-первопроходец, описавший закон эффекта, говорил об ассоциации между поведением и следствием поведения. Когда желаемый результат следует за действием, повышается вероятность повторения поведения в будущем. С другой стороны, реакции, за которыми следуют неблагоприятные последствия, с меньшей вероятностью повторятся в будущем.
Обучение также может происходить через поощрения и наказания. Бехевиорист Б.Ф. Скиннер описал оперантное обусловливание как процесс, в котором обучение может происходить посредством подкрепления и наказания. Точнее, формируя ассоциацию между определенным поведением и последствиями этого поведения, вы учитесь. Например, если родитель вознаграждает своего ребенка похвалой каждый раз, когда он берет свои игрушки, желаемое поведение постоянно подкрепляется. В результате ребенок будет с большей вероятностью убирать беспорядок.
Графики подкрепления важны для оперантного обусловливания. Этот процесс кажется довольно простым — просто наблюдайте за поведением, а затем предложите награду или наказание. Однако Скиннер обнаружил, что время этих поощрений и наказаний оказывает важное влияние на то, как быстро усваивается новое поведение, и на силу соответствующей реакции.
3. Обучение через наблюдение также является важной частью поведенческой психологии. Основан У Альберта Бандуры было много аргументов против его теории обучения путем имитации модели через несколько шагов, которые также способствуют изменению нашего психологического поведения.
Факторы, влияющие на обучение через наблюдение
Согласно исследованиям Бандуры, существует ряд факторов, повышающих вероятность того, что поведение будет имитировано.
Мы с большей вероятностью будем подражать:
- Люди, которых мы воспринимаем как теплых и заботливых.
- Люди, которые получают вознаграждение за свое поведение.
- Когда вы были вознаграждены за подражание поведению в прошлом.
- Когда нам не хватает уверенности в собственных знаниях или способностях.
- Люди, которые имеют власть над нашей жизнью.
- Люди, похожие на нас по возрасту, полу и интересам.
- Люди, которыми мы восхищаемся или которые имеют более высокий социальный статус.
- Когда ситуация сбивает с толку, двусмысленна или незнакома.
Теория наблюдения оказывает реальное влияние на людей, особенно на детей, у которых отсутствует теория разума. Последствия адаптации через подражание окружающему нас виртуальному миру оказывают более опасное, чем полезное воздействие на общество . Они поощряют насилие, агрессию, депрессию, резкость и т. д., а не доброту, щедрость, готовность помочь и т. д.
Сильные и слабые стороны поведенческой психологии
- Поведенческая психология имеет некоторые сильные стороны. Бихевиоризм основан на наблюдаемом поведении, поэтому при проведении исследований иногда легче проводить количественную оценку и сбор данных. Эффективные терапевтические методы, такие как интенсивное поведенческое вмешательство, анализ поведения, экономия жетонов и дискретное пробное обучение, уходят своими корнями в бихевиоризм. Эти подходы часто очень полезны для изменения дезадаптивного или вредного поведения как у детей, так и у взрослых.
- Есть у него и недостатки. Многие критики утверждают, что бихевиоризм представляет собой одномерный подход к пониманию человеческого поведения. Они предполагают, что поведенческие теории не учитывают свободную волю и внутренние влияния, такие как настроение, мысли и чувства. Кроме того, он не учитывает другие типы обучения, происходящие без использования подкрепления и наказания. Более того, люди и животные могут адаптировать свое поведение при введении новой информации, даже если это поведение было установлено путем подкрепления.