Биография выготского кратко: Выготский биография кратко – вклад в психологию, творчество Льва Семеновича и основные идеи трудов

Лев Выготский — краткая биография, этапы работы

Выготский Лев Семёнович (1896—1934), российский психолог.

Родился 17 ноября 1896 г. в Орше.

Второй сын в многодетной (восемь братьев и сестёр) семье. Отец, банковский служащий, через год после рождения Льва перевёз родных в Гомель, где основал публичную библиотеку. Из семьи Выгодских (изначальное написание фамилии) вышли известные филологи, двоюродный брат психолога — Давид Выгодский был одним из видных представителей «русского формализма».

В 1914 г. Лев поступил в Московский университет на медицинский факультет, с которого позже перешёл на юридический; одновременно он учился на историко-филологическом факультете Народного университета имени А. Л. Шанявского.

В студенческие годы публиковал рецензии на книги писателей-символистов — А. Белого, В. И. Иванова, Д. С. Мережковского.

Тогда же написал свою первую большую работу «Трагедия о Гамлете Датском У. Шекспира» (она увидела свет лишь через 50 лет в сборнике статей Выготского «Психология искусства»).

В 1917 г. вернулся в Гомель; принимал активное участие в создании школы нового типа, начал вести исследования в организованном им психологическом кабинете при педагогическом техникуме.

Стал делегатом II Всероссийского съезда по психоневрологии в Петрограде (1924 г.). где рассказал о применённых им рефлексологических методиках при изучении механизмов сознания.

После выступления на съезде Выготского, по настоянию известного психолога А. Р. Лурия, пригласил на работу директор Московского института экспериментальной психологии Н. К. Корнилов. Через два года под руководством Выготского был создан экспериментальный дефектологический институт (ныне Институт коррекционной педагогики Российской академии образования) и таким образом заложены основы дефектологии в СССР.

В 1926 г. вышла «Педагогическая психология» Выготского, защищающая индивидуальность ребёнка.

С 1927 г. учёный публиковал статьи, анализирующие направления мировой психологии, и при этом разрабатывал новую психологическую концепцию, получившую название культурно-исторической.

В ней регулируемое сознанием поведение человека соотносится с формами культуры, в частности с языком и искусством. Такое сопоставление сделано на основе разработанного автором понятия о знаке (символе) как особом психологическом инструменте, служащем средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую).

Труд «История развития высших психических функций» (1930—1931 гг.) был опубликован только в 1960 г.

Последняя монография Выготского «Мышление и речь» (1936 г.) посвящена проблемам структуры сознания.

В начале 30-х гг. в адрес Выготского участились нападки, его обвиняли в отступлении от марксизма. Гонения, наряду с непрекращающейся работой на износ, истощили силы учёного. Он не перенёс очередного обострения туберкулёза и умер в ночь на 11 июня 1934 г.

Еще из «Биографии советских ученых»

Популярно

Комментарии

Лев Семенович Выготский — краткая биография

ФИО:Выготский Лев Семенович
Дата рождения:5 (17) ноября 1896 г.
Место рождения:Орша, Беларусь
Знак зодиака:Скорпион
Деятельность:Ученый-психолог
Дата смерти:11 июня 1934 г. (37 лет)

Содержание:

  • У истоков: детские годы
  • Хроника жизни
  • Личная жизнь
  • Научное наследие

Выдающийся учёный Л.С. Выготский оставил яркий след в истории советской науки о человеке. Результаты его научных достижений оказали колоссальное влияние на развитие психологии и педагогики в ХХ веке.

У истоков: детские годы

Лев Семёнович Выготский родился в 1896 года в городе Орша в интеллигентной семье. Его отец, Семён Львович, был банковским служащим. В последние годы жизни, он управлял Арбатским отделением Промышленного банка в Москве. Мать имела педагогическое образование, хорошо знала французский и немецкий языки, но была домохозяйкой и занималась воспитанием шестерых детей.

Родители — Семён Львович и Цецилия Моисеевна

Когда Льву Семёновичу ещё не исполнилось и года, семья переехала из Орши в Гомель. В этом городе прошли детские и школьные годы будущего выдающегося психолога.

Лев Выготский в возрасте 4 года с сестрой

В формировании личности Л. С. Выготского огромную роль сыграло домашнее образование и воспитание. Ещё будучи мальчиком, он получил навыки внимательного отношения к людям, присматривая за младшими детьми.

В многодетной семье у Льва Семёновича было пять сестёр и брат: Хая-Ана (1895-1936), Клавдия (1904-1975), Зинаида (1898-1981), Эстер (1899-1969), Мария (1907-1990). Младший брат Льва Семёновича, Давид, родился в 1905 году, но очень рано умер в возрасте 14 лет. Две сестры учёного, Клавдия и Зинаида, впоследствии стали видными лингвистами и составителями словарей для перевода с французского и английского языков.

В семье царил культ книги и постоянно обсуждались спектакли местного театра. Начальное образование Л. С. Выготский получил дома, усердно занимаясь у педагога С. Апшиза. Сдав экзамены за пять классов, он продолжил обучение в мужской гимназии Гомеля в шестом классе.

Самыми интересными для Льва Семёновича были такие предметы, как философия и литература. За годы учёбы он выучил шесть языков: латынь, древнееврейский, греческий, английский, французский и немецкий. Закончив гимназию с отличием в 1913 году, для продолжения обучения юноша переехал в Москву.

Лев Выготский в молодости

Хроника жизни

  1. 1913 год ‒ Л.С. Выготский поступил на медицинский факультет Московского университета, но вскоре перевёлся на юридическое отделение.
  2. 1914-1917 годы ‒ Параллельное обучение в Московском народном университете по историко-философскому направлению.
  3. 1916-1917 годы ‒ Совмещая учёбу в двух вузах, Л. С. Выготский работает техническим секретарём в журнале «Новый путь».
  4. 1917 год ‒ Лев Семёнович возвращается в Гомель после окончания обучения. Начало преподавательской деятельности в педагогическом техникуме. Основывает и редактирует литературный журнал «Вереск».
  5. 1919 год ‒ Л.С. Выготский заболевает туберкулёзом, но продолжает педагогическую и научную деятельность. Создание психологического кабинета-лаборатории при Гомельском педагогическом техникуме.
  6. 1924 год, январь ‒ Л. С. Выготский переезжает из Гомеля в Москву. Поступление в аспирантуру и начало работы в Институте экспериментальной психологии.
  7. 1925 год, лето ‒ Участие в международной дефектологической конференции в Лондоне. Посещение Германии и Франции.
  8. 1925 год, осень ‒ Присвоение по болезни без защиты научной степени кандидата психологических наук. Тема кандидатской работы ‒ «Психология искусства».
  9. 1925-1926 годы ‒ Лечение от туберкулёза в санатории «Захарьино». Выведен на группу по инвалидности.
  10. 1927 год ‒ Возобновление научной деятельности в Институте экспериментальной психологии РАНИОН.
  11. 1927 год, декабрь ‒ Возглавляет руководство Медико-педагогической станцией Главсоцвоса.
  12. 1928 год ‒ Из печати выходит очередная книга психолога «Педология школьного возраста».
  13. 1929 год, апрель ‒ Поездка в Ташкент с циклом лекций по психологии.
  14. 1929-1931 годы ‒ Время работы в Клинике нервных болезней при Первом Московском медицинском институте.
  15. 1930 год ‒ Издание монументальной работы в соавторстве с А. Р. Лурией «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок» и завершение работы над книгой «Педология подростка».
  16. 1931 год ‒ Назначение Л.С. Выготского на должность замдиректора по науке в Институте педиатрии.
  17. 1931 год, май-август ‒ Л. С. Выготский организует первую психологическую экспедицию в Среднюю Азию.
  18. 1932 год, лето ‒ Вторая и последняя психологическая экспедиция в Среднюю Азию.
  19. 1934 год, зима ‒ Создание Львом Семёновичем психологического отдела во Всесоюзном институте экспериментальной медицины.
  20. 1934 год, лето ‒ Обострение тяжёлой болезни и смерть учёного 11 июня этого года.

Лев Выготский во время занятий по педологии в Университете. (Ташкент, 1929)

Личная жизнь

В повседневной жизни Л.С. Выготский был энергичным и увлечённым своим делом человеком. Он легко овладевал вниманием собеседников, поражая их четкостью и ясностью изложения мысли. Современники отмечали трудолюбие учёного и его огромную эрудированность, выходящую за пределы профессиональной деятельности.

Лев Семёнович превосходно знал классическую и современную художественную литературу, проводил литературные понедельники, на которых обсуждались новинки поэзии и прозы. Л.С. Выготский читал лекции о теории относительности, был большим знатоком театра. Ему принадлежит около 70 рецензий на театральные постановки.

В 1924 году Л.С. Выготский женился на Розе Ноевне Смеховой (1899-1979). За десять лет семейной жизни у них родись две дочери. Старшая девочка, Гита (1925-2010), стала впоследствии доктором психологических наук и возглавила Институт психологии им. Л. С. Выготского при Российском государственном гуманитарном университете. Младшая дочь, Ася, родилась в 1930 году и прожила всего пятьдесят пять лет. Став взрослой, она защитила кандидатскую диссертацию и работала научным сотрудником НИИ онкологии.

С женой и дочерьми

Научное наследие

Неуёмная энергия и многообразие интересов Л.С. Выготского объясняет обширность его научного наследия. За свою непродолжительную жизнь ученый опубликовал около 200 научных статей и книг по педагогике и психологии.

В своих работах Л.С. Выготский исследовал связи интеллекта и состояния аффекта, интересовался проблемой истории развития поведения и сознания, продемонстрировал основу высших психологических функций человека, включая процесс образования. Особенно его интересовали взаимосвязи членораздельной речи и мышления.

Ученый-психолог Лев Выготский

Выдающийся учёный разработал новую эстетическую теорию, в которой, при анализе художественного произведения, делал упор на взаимодействие двух структурных элементов ‒ материала и формы. Его плодотворная научная деятельность оказала существенное влияние на развитие этнографии, социологии, психопатологии, дефектологии, патопсихологии, нейропсихологии, психиатрии, языкознания.

Лев Семёнович ‒ основоположник собственной школы в психологической науке. Её базой стала культурно-историческая теория учёного. В числе ярких последователей Л.С. Выготского советские психологи А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец и многие другие.

Имя Л.С. Выготского присвоено несколькими образовательным учреждениям. В их числе Институт психологии Российского государственного гуманитарного университета и педагогический колледж в Гомеле.


 

Сознание | Britannica

Ключевые люди:
Эдмунд Гуссерль Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг Мехер Баба Дэниел С. Деннет Т.Х. Зеленый
Похожие темы:
бессознательный самоанализ ощущение поток сознания отражение

См. весь связанный контент →

сознание , психологическое состояние, которое английский философ Джон Локк определил как «восприятие того, что происходит в собственном уме человека».

(Читайте эссе Юваля Ноя Харари «Британника» о «Человеке без сознания»)

Еще из Британники

болезнь нервной системы: измененное сознание

Ранние виды

В начале 19 века это понятие рассматривалось по-разному. Некоторые философы рассматривали его как своего рода субстанцию ​​или «ментальную субстанцию», совершенно отличную от материальной субстанции физического мира. Другие рассматривали его как свойство, характеризующееся ощущением и произвольным движением, которое отделяло животных и людей от низших форм жизни, а также описывало различие между нормальным бодрствующим состоянием животных и людей и их состоянием во сне, в коме или под наркозом. наркоз (последнее состояние было описано как бессознательное состояние). Другие описания включали анализ сознания как формы отношения или действия ума по отношению к объектам в природе, а также представление о том, что сознание представляет собой непрерывное поле или поток существенно ментальных «чувственных данных», примерно схожих с «идеями» более ранних эмпирические философы.

Метод, используемый большинством ранних авторов для наблюдения за сознанием, заключался в самоанализе — заглядывании в собственное сознание для обнаружения законов его работы. Ограниченность метода стала очевидной, когда было обнаружено, что из-за различных предубеждений обученные наблюдатели в лаборатории часто не могут прийти к единому мнению относительно фундаментальных наблюдений.

Неспособность интроспекции выявить непротиворечивые законы привела к отказу от всех психических состояний как подходящих предметов научного изучения. В бихевиористской психологии, основанной главным образом на работах американского психолога Джона Б. Уотсона в начале XIX в.00-х годов концепция сознания не имела отношения к объективному исследованию человеческого поведения и доктринально игнорировалась в исследованиях. Необихевиуристы, однако, заняли более либеральную позицию по отношению к менталистическим состояниям, таким как сознание.

Исследование об экспериментах ученых из Калифорнийского технологического института по изучению сознания

Посмотреть все видео к этой статье

То, что сознание зависит от функции мозга, было известно с древних времен. Хотя детальное понимание нейронных механизмов сознания не достигнуто, возможны корреляции между состояниями сознания и функциями мозга. Уровни сознания с точки зрения уровней бдительности или реактивности коррелируют с паттернами электрической активности мозга (мозговые волны), регистрируемыми электроэнцефалографом. Во время бодрствования картина мозговых волн состоит из быстрых нерегулярных волн низкой амплитуды или напряжения. Напротив, во время сна, когда можно сказать, что сознание минимально, мозговые волны намного медленнее и имеют большую амплитуду, часто появляясь в виде периодических всплесков медленного нарастания и убывания амплитуды.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Как поведенческие уровни сознания, так и коррелированные паттерны электрической активности связаны с функцией части ствола мозга, называемой ретикулярной формацией. Электрическая стимуляция восходящей ретикулярной системы пробуждает спящую кошку к пробуждению сознания и одновременно активирует ее мозговые волны в соответствии с образцом бодрствования.

Когда-то предполагалось, что нейрофизиологические механизмы, обслуживающие сознание и высшие психические процессы, должны находиться в коре. Однако более вероятно, что кора выполняет более специализированные функции интеграции паттернов сенсорного опыта и организации двигательных паттернов и что восходящая ретикулярная система представляет собой нервные структуры, наиболее важные для сознания. Однако ретикулярную формацию ствола мозга не следует называть местонахождением сознания. Он представляет собой интегративный очаг, функционирующий за счет своих широких взаимосвязей с корой и другими областями мозга. См. также самоанализ; бессознательный.

Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Эми Тикканен.

Лев Выготский Биография

Лев Выготский был психологом развития начала 20-го века, который разработал социокультурную теорию развития ребенка, призванную объяснить влияние культуры на рост и развитие ребенка.

Профессиональная жизнь

Лев Выготский родился 17 ноября 189 года в семье любителей искусства и литературы на территории современной Беларуси.6, вырос в Гомеле. Выготский начал учиться в Московском университете в 1913 году, хотя возможности его курсов были сильно ограничены из-за того, что он был евреем. Выготский решил изучать право и окончил его в 1917 году.

Вернувшись в Гомель, Выготский преподавал логику и психологию в местном колледже. В 1924 году он ошеломил своим выступлением Второй Всесоюзный съезд по психоневрологии, а впоследствии был приглашен в Московский институт экспериментальной психологии. В институте Выгостский девять лет работал преподавателем и научным сотрудником. Выготский был психологом-новатором, добившимся значительных успехов в области детского развития. Короткая карьера Выготского была сосредоточена на развитии детей, психологии развития и педагогической философии.

Вклад в психологию

Выготский предположил, что дети формируют свое поведение и привычки в зависимости от своей культуры и межличностного опыта; он назвал это явление культурной медитацией. Он утверждал, что высшее мышление развилось в результате социокультурных взаимодействий, и называл общее знание культуры интернализацией. Например, ребенок, который знает, что пользование туалетом — это личное занятие, усвоил культурную норму.

Зона ближайшего развития (ЗБР) Выготского остается популярной теорией в области психологии развития для иллюстрации процесса обучения ребенка. Зона относится к промежутку времени, который требуется ребенку, чтобы перейти от ранних стадий обучения новой задаче к моменту, когда ребенок может выполнить новую задачу самостоятельно. Выготский утверждал, что дети научились решать более сложные задачи с помощью кого-то более знающего. Выготский называл эту форму социальной поддержки строительными лесами: процесс помощи ребенку сделать что-то, фактически не делая это за него. Практика строительных лесов должна постоянно корректироваться, чтобы соответствовать новым возможностям ребенка. Например, зона ближайшего развития четырехлетнего ребенка в отношении изучения алфавита может включать самостоятельное знание алфавитной песни, но указание на буквы и их определение — это то, для чего ему или ей могут потребоваться леса. По мере того, как ребенок учится распознавать буквы, его или ее родители или учителя могут подтолкнуть ребенка к чтению или письму. Многие современные книги по воспитанию детей советуют строить из них строительные леса.

Выготский проводил связь между языком и мыслительными процессами и считал, что внутренняя речь развивается в результате воздействия внешнего языка. Однако он предупреждал, что внутренняя речь имеет совершенно иное содержание и характер, чем внешняя речь. Внутренняя речь служит для ребенка средством контроля и управления своими действиями, тогда как внешняя речь играет значительную роль в социально-эмоциональном развитии.

Выготский также провел обширное исследование игры. Он обнаружил, что игра играет ключевую роль в обучении и что дети часто усваивают концепции, основанные на воображаемой игре. Игра может иметь символическое значение, например, когда ребенок говорит взрослому, что палка на самом деле является змеей. Он утверждал, что культурные нормы, правила поведения и социальные навыки часто усваиваются через игру. Следовательно, игра является важной деятельностью, которая позволяет детям научиться модулировать и контролировать свое собственное поведение.

Избранные произведения Льва Выготского
  • Педагогическая психология (1926)
  • Исторический смысл кризиса в психологии (1927)
  • Мышление и речь (1934)
  • Инструмент и символ в развитии ребенка (1934)
  • Разум в обществе (1978)
  • Мысль и язык (1986)

Каталожные номера:

  1. Брайант, П.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts