Таджикский Будда в нирване — самый большой в мире
На фоне преступных деяний вандалов из ИГИЛ, методично уничтожающих культуру доисламского периода, Таджикистан бережно хранит артефакты буддизма. В республике находится крупнейшая в мире глиняная статуя Будды в нирване.
«Китайцы, корейцы, японцы и буддисты со всего мира постоянно приезжают к нам, чтобы увидеть этого Будду в Нирване. Целое паломничество. Они молятся возлагают цветы. Мы им не мешаем», — рассказывает сотрудница музея Камилла Маджнонова.
Будда в Душанбе не зря привлекает тысячи туристов и паломников ежегодно. Это самая большая статуя Будды, находящегося в нирване, в мире. Ее длина около 14 метров, и она была создана аж 1600 лет назад. Музей древностей в Душанбе стал знаменит именно благодаря ней. Будда сегодня — одна из главных достопримечательностей страны.
«Мне действительно понравился тур по музею. Но самое потрясающий артефакт – Будда. Атмосфера статуи впечатляет», — говорит Патриша, туристка из Германии.
«Я вообще очень рада, что мне удалось его увидеть. О его существовании мне рассказали мои коллеги, которые меня пригласили в Душанбе. Это замечательные впечатления, очень сильные», — соглашается с ней Виктория Долгова, туристка из России.
Главному экспонату даже выделили почетное место, самый большой зал, целиком.
«Это потрясающая находка. Она говорит о том, что на нашей территории было немало исповедующих буддизм», — поясняет Камилла Маджнонова, сотрудница музея.
Меры безопасности вокруг Будды — очень серьезные. Запрещена фото и видео съемка, которая, по словам археологов, плохо влияет на экспонат. Съемочная группа «Настоящего времени» — первая за несколько лет, кому разрешили снимать здесь официально. С момента установки в этом зале в 2010 году статую ни разу не передвигали, чтобы не повредить.
Будда был найден на юге Таджикистана советскими археологами еще в 60-ые годы прошлого века в заброшенном храме. Отреставрирована статуя была в 1997-ом. Место находки, заброшенный храм, жители ближайших сел до сих пор называют «Аджина-теппа» — Холм Джиннов.
«Всего в Аджина-теппа было найдено 600 артефактов и различных обломков статуй Будды. Они сегодня распределены по разным музеям страны», — поясняет Камилла Маджнонова, сотрудница музея.
Несколько лет назад в Таджикистане был построен большой Национальный музей. Будду хотели перенести туда, но археологи и специалисты не разрешили этого делать. Дело в том, что статуя выполнена из глины, и она очень хрупкая. Поэтому для нового музея сделали точную копию.
Здесь видно, что части статуи отличаются друг от друга. Дело в том, что сохранилась только нижняя часть и часть головы. А вот середина, туловище, было сделано заново. Дело в том, что в 8 веке нашей эры, когда в Среднюю Азию пришел ислам, были разрушены все буддисткие храмы и монастыри. Была разрушена и эта часть. Но ее восстановили максимально близко к оригиналу.
Более 97% населения Таджикистана сегодня составляют мусульмане, и по словам руководства музея, бережное отношение к артефактам и древним предметам культа доисламской эпохи, говорит о терпимости и уважении к другой вере и демонстрирует истинное лицо мусульманина. Особенно это актуально сегодня, когда на Ближнем Востоке идет уничтожение артефактов, имеющих мировое значение.
Все новости и репортажи из Кыргызстана, Таджикистана и других стран Азии читайте на сайте «Настоящее Время — Азия»
Путь Будды. Одиннадцать шагов к нирване
Программа с Юрием Болотовым
11 дней/10 ночей
Болотов Юрий — журналист, писатель, гид. Автор путеводителей и статей для журнала «GEO», «Эхо планеты», газеты «АиФ». Участник экспедиции «GEO» Тибет-Непал-Индия «На велосипедах через Гималаи». Проходил ретриты в медитационных центрах Непала, Таиланда и Малайзии. Участник учений Далай Ламы XiV. Автор нескольких туров по странам Азии, специалист по буддизму и индуизму. Прожил в Южной Азии и ЮВА пятнадцать лет.
Человеческий ум в повседневной жизни подобен глазу — он может видеть все вокруг, но не видит сам себя. Путешествие по Непалу и Индии, где жил Будда Гаутама, позволит испытать культурный шок, изменить точку зрения на предыдущий опыт, заглянуть внутрь себя. Для понимания, как обычному человеку удалось достичь нирваны, нужно или прожить жизни Будды, или пройти теми же дорогами, что и он. Роща Лумбини, неподалеку от северной границы Индии и близлежащий город Капилавасту, где он вырос. Дерево Бодхи в царстве Магадха, под которым Будда достиг просветления. Олений парк в Сарнатхе, где произнес свою первую проповедь и селение Кушинагари, где Будда, лежа между двумя деревьями, ушел в паринирвану. Чтоб больше не возродиться вновь.
Программа тура: |
Шаг 1 | Прибытие в Дели, пересадка на самолет в Катманду |
Полет займет 2 часа, по прибытию представитель отвозит в отель. Отдыхаем, обедаем, после чего смотрим Катманду, в котором буддизм представлен в основном направлением тхеравада. Уже во времена Будды Непал был очень популярен среди отшельников и мистиков. Здесь перемешались религии бон, индуизм, анимизм. Молодой принц Сиддхартха Гаутама рос, окруженный благодатной почвой. В 29 лет он меняет царский дворец на судьбу аскета. Непал — земля, где закладывался фундамент для его дальнейшего Просветления. Во второй половине дня отправляемся к центру притяжения современных буддистов в Непале, 36-метровой ступе Боднатх (Бодо). Четыре части ступы символизируют четыре элемента стихии. Основание выполнено в форме трёхуровневой мандалы, символизирующей землю. Куполообразная часть ступы символ воды. Шпиль над куполом символизирует огонь, а зонт, возвышающийся над шпилем — воздух. Взор Будды следует за людьми по всей окружности ступы, вызывая ощущение прикосновения к бесконечности. Ступа внесена в мировое наследие ЮНЕСКО. Возвращение в отель, ночь в отеле. |
Шаг 2 | Завтрак в отеле. Начинаем осмотр с Патана, далее следуем к ступе Сваямбунатх и едем в городок Парпинг |
Патан или Лалитпур самый старый город в долине Катманду. Это художественная и архитектурная столица, расположенная на плато вдоль реки Багмати. По легенде на месте Катманду было огромное озеро Наг Хират — озеро змей — нагов. Потом в центре озера вырос цветок лотоса, который превратился в холм. А тот, в свою очередь, стал ступой Сваямбунатх. Бодхисатва Манджушри, увидев цветок лотоса, решил осушить озеро и священным мечом прорубил щель в горах. Через эту щель воды озера ушли и образовалась долина. Так появилось живописное ущелье Чобхар. Через него протекает священная река Багмати и несет воды в величественный Ганг, святая святых индуистов. Кстати, геологические исследования показали — действительно когда-то на месте долины существовало озеро. Парпинг (Янглегшо) — город на юге долины Катманду. Этот район известен ущельем Чобхар, индуистскими храмами Дакшинкали, Шекха Нарайян и Джал Винайяк (храм Ганеши), буддистскими храмами и монастырями, пещерами, в которых медитировал и проповедовал один из сподвижников Будды — Падмасамбхава. Кстати, в Непале насчитывается 108 «мест силы», включая сюда Сагарматху (Эверест) и секретные пещеры Шамбалы. |
Шаг 3 | Катманду – Лумбини |
Завтрак в отеле. Переезд на юг остановками по маршруту. Будда родился в садах Лумбини, на равнине Тераи в Южном Непале. Посетим руины храма Майя Деви, увидим колонну Ашоки с надписью на языке пали, установленной на месте рождения в 249 году до н. э. Сейчас в Лумбини функционирует центр паломничества с буддистскими вихарами-монастырями и медитационный центр. Это первое из четырех самых важных мест, связанных с именем Будды. Ужин и ночь в отеле. |
Шаг 4 | Лумбини – Капилавасту – Лумбини |
День посвятим детству и юности Просветленного. Едем в Тилауракот, древнее название Капилавасту, 27 км. на запад. Это столица бывшего королевства династии Шакьев, к которому принадлежал Гаутама. Капилавасту переводится как «Основанный Капилой», в память мудреца Капилы. Задолго до Будды святой указал верившим в него царевичам из города Поталы и приближённым место для строительства нового поселения. |
Шаг 5 | Лумбини – Кушинагар |
После завтрака индийский водитель заберет из отеля, и мы переедем в Индию. Направляемся в место, где Будда ушел в Паринирвану. Кушинагар или Касия — древняя столица империи Малла. Сам Будда говорил, что в древние времена — это место называлось Кушавати и было столицей его царства, когда он был правителем-бодхисаттвой Маха-Судассаной. «А сейчас, я хочу вам напомнить, что всё сложенное из условий, когда-то возникшее, подвергнуто разрушению. Трудитесь усердно ради вашего собственного освобождения!». С этими словами Будда вошёл в Махапаринирвану. «Земля сотряслась, звёзды посыпались с небес и пространство наполнилось божественной музыкой». Это произошло в 543 г до н. э. на полнолуние в Весак по индийскому календарю, в месяце мае. По пути остановки. Селимся в отель, завтрак и ужин. |
Шаг 6 | Кушинагар – Варанаси |
Утром, после завтрака осмотр ступ V-III веков до н.э. храм Махапаринирваны и ступу Паранирваны Калачури и ступу кремации Макутабандхана, ныне носящая местное название ступа Рамабхар. Большая часть археологических находок — руин монастырей и ступ расположена на территории специального парка. После окончания осмотра выезжаем в Варанаси, заселение в отель. (Завтрак, ужин включены). |
Шаг 7 | Варанаси – Сарнатх |
В древности город звался Каши, а в священной книге «Каши Пуране» сказано, что человек, который стремится попасть в Каши, избавляется от грехов трех жизней. Варанаси город-современник Вавилона и Луксора, один из древнейших городов планеты, где до наших времен живут люди. Его упоминают в Махабхарате и Рамаяне. Это лучшее место для понимания того, что собой представляет Индия. Марк Твен писал: «Варанаси старше истории, старше традиций, старше даже легенд — а выглядит вдвое старше, чем все они, вместе взятые». Именно здесь боги спускаются на землю, а простой смертный сможет достичь вечного блаженства. Не удивительно, что именно недалеко от Варанаси, в Сарнатхе Будда дал первое учение. Он объяснил Четыре Благородные Истины и предписал Восьмеричный Путь. Послушав Будду, его товарищи стали первыми учениками. Впоследствии Будда провёл первый сезон дождей в Сарнатхе в Мулагандхакути. Возвращение в Варанаси, обряд огней Аарти, ночь в отеле. |
Шаг 8 | Варанаси – Бодхгайя |
После завтрака отправляемся в Бодхгайю, то место, где Будда достиг Просветления, став буддой нашей эпохи. Согласно буддийской традиции, все 1000 исторических будд именно в Бодхгае достигают Просветления. Бодхгая в переводе с санскрита так и переводятся — «место Пробуждения возле Гая». По приезду заселение. Посещение храма Махабодхи (В 2002 году получил статус охраняемых объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО) и деревни Суджата. В 12 км к северо-востоку от Бодхгаи тянется невысокий горный кряж, в склонах которого расположены пещеры Дунгешвари. В одном из трех гротов Шакьямуни в течение нескольких лет предавался практике. К западу от храма Махабодхи находится обширный пруд Бодхи Саровар, в котором Сиддхартха совершал омовения перед тем как отправиться медитировать под деревом Бодхи. Будда оставался в Бодхгае на протяжении семи недель. Ночь в Бодхигайя. |
Шаг 9 | Бодхигайя – Раджгир – Наланда – Патна |
Ранний завтрак, после которого отправляемся в Раджгир и Наланду. Остановившись в Наланде на ночь, Будда с учениками поутру в последний раз пересекли Ганг в том месте, где сейчас стоит город Патна и подошли к деревне Белува. Там, Будда почувствовал недомогание, но пошёл дальше, до Вайшали. Будда трижды говорил Ананде, что Будды могут прожить до скончания кальпы, если в этом будет потребность у учеников. Но Ананда не понял важности этой речи и не сказал ничего, пойдя медитировать. Тогда Шакьямуни отказался от мысли продлить срок жизни своего тела. Раджгир-древняя столица царства Магадха, до переноса столицы в Паталипутру (современную Патну). В Раджгире немало паломников-буддистов и джайнистов, здесь много времени провели и Будда и Махавира. В Раджгире Будда приручил дикого слона и обратил в веру Индру, повелителя богов и царя Бимбисару. Раджгир или Раджагриха упоминается в индуистском эпосе Махабрахата. Город окружен пятью холмами, на которых видны остатки городских укреплений. Основанный в 5 веке нашей эры буддистский университет в Наланде был крупнейшим в своем роде во всем мире. В 8 веке здесь 12 лет проучился известный китайский путешественник и ученый Сюаньцзан. Из его записей следует, что в то время в Наландском университете училось и проживало более 10. 000 учеников и монахов и 1500 преподавателей. В наше время на месте университета лишь руины и фундаменты учебных корпусов, 4-х храмов и 9-ти монастырей, разбросанные на значительной площади. Сохранилась ступа высотой 31 метр. Ночь в Патне (завтрак и ужин). |
Шаг 10 | Патна – Вайшали – Патна – Дели (9W 312 @ 1815 / 2005 или иной) |
После завтрака отправляемся в Вайшали. Вайшали — город, служивший в VI веке до н. э. столицей Личчхави, могущественного государства Древней Индии, одного из первых государств в мире с демократической республиканской формой правления. После того, как принц Гаутама (будущий Будда) покинул семью и свое царство, он пришел сюда и здесь проходил духовное обучение. В конце концов он отказался от учения своего гуру и основал свой путь спасения. Впоследствии Будда несколько раз возвращался в Здесь Будда Шакьямуни прочитал свою последнюю проповедь перед Паринирваной и принял решение оставить этот мир. Спустя 100 лет в Ваишали проходил Второй Буддистский Съезд и были возведены две ступы. Едем в аэропорт Патны и летим в Дели, где селимся в отеле (завтрак и ужин). |
Шаг 11 | Осмотр Дели. Кутуб Минар, Акшрадхам, Храм Лотоса, гурдвара |
Дели — столица современной Индии. Много династий и правителей сменились здесь за прошедшие 3000 лет. Наследие их живет во многих памятниках, от мавзолея Королей Лоди 13-ого века до зданий Британской Империи, таких как парламент или Президентский дворец. В программу включен осмотр Ворот Индии, Президентского Дворца и здания правительства (со стороны), храма Лотоса, минарета Кутуба и Хрaм Акшардам. Храм Лотоса (закрыт по понедельникам) — один из удивительных храмов Индии. Построенный в форме цветка лотоса, он является самым большим и красивым бахаистским храмом и служит символом для приверженцев этой веры по всему свету. Ещё одно культовое место – 72-х метровый минарет Кутуб – Минар, построенный в XII – XIV веках, украшенный каллиграфической вязью и являющийся символом мусульманского владычества в Дели. Хрaм Акшардам — недавно открытый храм, вошёл в Книгу Рекордов Гиннeса кaк самый грандиозный индуистский храм в мире. Высота дворца составляет 42 м, ширина и длина 94 и 106 м. Он украшен 234 колоннами, 9 величественными куполами, 20 четырехгранными башенками и более 20 тысяч статуй. По периметру здания располагаются фигуры 148 слонов. Это подлинный рукотворный шедевр каменной резьбы. Поражают ажурные резные своды, напоминающие резьбу в тысячелетних джайнистских храмах, скульптуры богов, изящные барельефы, в которых проработаны мельчайшие детали. Посещение этого места не оставит равнодушным. Далее трансфер в аэропорт, без размещения в отеле. |
Предполагаемые отели по программе:
Город |
Стандартные отели |
Катманду |
Hotel Mulberry |
Лумбини |
Buddha Maya Garden |
Кушинагар |
Lotus Nikko |
Варанаси |
Costa River |
Бодхгая |
Lotus Nikko |
Патна |
Patliputra Ashok |
Дели |
Atrio |
Отели могут быть заменены с учетом их соответствия стандартам в случае, если в указанных отелях номера закончились. Стандартное время заселения и выселения в отелях 12:00 дня.
Четыре стадии просветления | Нирвана
Нирвана — это наивысшее состояние, которого можно достичь, и тот, кто достиг Нирваны, известен как Арахант. Есть четыре стадии нирваны: сотапанна, сакадагами, анагами и арахант.
Нирвана — одно из самых популярных слов в буддизме . Он также известен как Просветление . Согласно легенде, Господь Будда достиг уровня Нирваны в Бодх Гайе во время медитации под Деревом Бодхи . Владыке Будде потребовалось 6 лет, чтобы достичь Нирваны . В буддизме , Нирвана является высшим состоянием, которого можно достичь, и его также считают буддийские монахи в буддизме . Согласно буддийской традиции , тот, кто достиг Нирваны , будет свободен от мирских желаний и жизненных страданий, а также будет свободен от Колеса Жизни, Бхавачакры .
Говорят, что есть четыре этапа для достижения полного Просветления . Четыре стадии Просветления в Буддизме — это четыре последовательных этапа, которые помогают достичь высшего состояния или состояния Полного Просветления . Тот, кто достиг полного Просветления , также известен как Арахант . Учения четырех прогрессивных стадий Просветления являются центральным элементом большинства буддийских школ, включая Буддизм Тхеравады и так далее. Четыре стадии Просветления — это Сотапанна, Сакадагами, Анагами и Арахант . Люди, находящиеся на одной из этих четырех стадий, входят в буддийскую общину или Сангху .
Стандартные четыре стадии, описанные в Сутта-питаке из Палийского канона , — это Входящий в поток, Один раз возвращающийся, Не возвращающийся и Арахант . Но согласно Сангха из Учеников Татхагаты , существует около восьми видов путей к Нирване , если пути и плоды человека берутся отдельно. Вот они:
1. Путь к Вхождению в Поток
2. Плод Вхождения в Поток
3. Путь к Единожды-Возвращающемуся
4. Плод Единожды-Возвращающегося
5. Путь к Не-Возвращающемуся
6. Плод
7. Путь к Арахантству
8. Плод Арахантства
А вот стандартные четыре стадии Просветления . Это:
• Stream Enterer
Первый этап — Stream Enterer или Sotappana . Сотаппана означает « тот, кто входит в потоки ». Говорят, что тот, кто вошел на эту стадию, открывает око Дхармы . Сказано, что тот, кто открыл глаза Дхармы , достиг уровня Архатства в семи перерождениях. Когда вы станете вступивший в поток , вы освободились от желаний и ритуалов, у вас больше нет проблем с идентичностью, и вы можете стать единым целым с разумом и зрением. Считается, что тот, кто вошел на эту ступень, никогда не родится в низших сферах Бхавачакры . Вошедший в поток будет полностью доверять трем драгоценностям буддизма т.
• Одноразовый
Второй этап Просветление равно Однажды вернувшийся или Сакадагами . Сакадагами буквально означает тот, кто однажды приходит . Однократно Возвращающийся и Вступивший в Поток считаются свободными от 3 оков Просветления . Три оковы — это иллюзия, сомнение, и привязанность к ритуалам и правило. Однажды вернувшийся ослабили остальные три оковы Просветления т. е. вожделение, недоброжелательность и желание прекрасного материала . Считается, что Однажды вернувшиеся достигают Просветления за одно перерождение, а не Вошедших в поток , что исключает перерождение в низших сферах, таких как животные, ад или голодный призрак.
• Невозвращающийся
Третий этап Нирвана — Невозвращающийся или также известный как Анагами . Анагами буквально означает » тот, кто не приходит ». Невозвращающийся считается свободным от пяти оков и не возвращается в человеческий мир или какие-либо низшие миры после перерождения. Невозвращающиеся считаются достигшими Нирваны после одного перерождения. Они рождаются в одном из пяти особых миров.
• Арахант
Последней стадией Нирваны является Арахант . Тот, кто вступает на эту стадию, освобождается от всех десяти оков, а также освобождается от цикла перерождений и смертей. арахант достиг уровня Нирваны , следуя пути, указанному Владыкой Буддой .
Поделиться этой страницей
День Рождения, Нирваны и Паринирваны Господа Будды |
Будда Пурнима или Будда Джаянти или Весакха – это самое священное событие для буддистов. Согласно индуистской мифологии, Господь Будда считается 9-м воплощением Господа Вишну. Один из самых важных праздников, Будда Пурнима отмечается в день полнолуния лунного месяца Вайшака (что соответствует месяцу апрель-май). 902:07 Это особый день, когда буддисты всего мира отмечают события рождения, просветления и ухода из жизни Гаутума Будды. В этот день на Будду снизошел высший свет реализации, и он достиг Просветления (Нирваны) под деревом Бодхи в Бодха Гайе. Будда ушел в вечность (Маха Паринирвана) после завершения своего Сахасра Чандра Даршана (80-й год) в день полнолуния Вайшакхи. Первоначально буддизм распространился из Индии и постепенно ассимилировался во многих иностранных культурах, поэтому Будда Пурнима празднуется по-разному во всем мире.
В большинстве буддийских стран города, деревни, дороги, улицы, храмы и дома ярко освещены разноцветными фонарями, электрическими лампами и красивыми украшениями. В Индии паломники со всего мира приезжают в Бодх-Гайю, чтобы принять участие в праздновании Будды Пурнимы.