Рисуем человека (и не только). Строение тела и поза
1. Введение
Этот метод поможет вам рисовать людей и разных существ. Он никоим образом не претендует на звание лучшего или даже быстрого. Работая таким образом, вам придется думать и воссоздавать формы человеческого тела в объеме.
В классической мультипликации (особенно у Диснея) используется аналогичный метод проработки персонажей. Там важно прочувствовать персонажа в объеме, чтобы он двигался естественно. Этот метод поможет вам оформить свое представление форм персонажа на бумаге. И избавит от синдрома «не поместился на листке».
2. Поза
Основы анатомии
Схематические изображения
Начнем с упрощенных изображений человека. Помните: «Палка, палка, огуречик — получился человечек»… Не стоит недооценивать их значение.
Самое главное — они отображает очень важную характеристику объекта, который вы рисуете — пропорции. Вы знаете значение пропорций в рисовании. Слишком короткая нога или слишком длинный нос могут испортить любой шедевр.
Давайте присмотримся повнимательнее к нашим человечкам. Они отличаются в деталях, в зависимости от того, насколько точно вы хотите воссоздать фигуру. Но позами мы займемся чуть позже. Давайте сначала рассмотрим пропорции.
Человечек 1. Голова, торс, руки и ноги. С ним вы мало что сможете сделать. Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций этих частей тела. |
Человечек 2 . Дальше — больше. На этой фигурке уже можно отобразить пропорции плеча и предплечья, бедра и голени. |
Человечек 3. Вершина схематичного искусства ;). Думаю вряд ли вы видели, чтобы кто-то рисовал так. У этой фигурки плечи и таз уже имеют определенную ширину. Ниже вы оцените значение схематических рисунков. |
Задание: нарисуйте несколько «человечков» и посмотрите, насколько точно вы соблюдаете пропорции. Это простой и быстрый способ оценить ваше знание пропорций человеческого тела. Вы сможете реально оценить результат, если вас не будут отвлекать аксессуары: доспехи, волосы и т.д.
Кроме того, схематическое изображение позволяет сразу определить, поместится ли ваш герой на листок бумаги, ему отведенный.
Язык тела
И снова человечки.
Итак, теперь вы знаете, насколько важно освоить пропорции. И какую помощь в этом оказывают схематические человечки. Теперь пора заняться позой. Или, другими словами, заставить вашего героя что-то делать.
С помощью схематических рисунков вы сможете перепробовать множество поз и выбрать нужную, прежде чем начинать работу над персонажем. Кроме того, вы всегда будете видеть, поместится фигурка на листе или нет. Так что схематическое изображение помогает планировать ваш будущий шедевр.
Человечки в действии.
Ниже приведены несколько примеров, в которых схематические «человечки» отображают различные позы. Как правило, сразу видно, естественная поза или нет. В крайнем случае, попробуйте воссоздать ту позу, которую нарисовали, и вам сразу станет ясно 😉
Этот бросает копье. |
Танцует (ну, мне так кажется ;). |
Бежит. Обратите внимание, что таз и плечи стали немного уже. Ведь мы рисуем вид сбоку. |
Гладиатор. Опущенная рука с мечом немного короче. Обратите внимание на поворот корпуса — очень естественная поза, особенно, когда оглядываешься куда-то. |
Этот грустит. Или никак не может найти контактную линзу. |
Этот просто ничего не делает. Тот же поворот корпуса — плечи и бедра развернуты на небольшой угол. |
Странный тип. Ему наверно очень неудобно. Во всяком случае, выглядит глупо. |
Задание: нарисуйте несколько схематических человечков, занимающихся разными делами. Следите за пропорциями. Эта работа поможет вам прочувствовать динамику человеческого тела.
Равновесие
Когда вы задаете позу своего героя, нужно не забыть о его центре тяжести. Закон всемирного тяготения еще никто не отменял. Центр тяжести человека расположен в низу живота. Вес ног составляет около половины веса тела.
Его расположение относительно точек опоры влияет на равновесие тела. Посмотрите на эти примеры:
красный круг = центр тяжести
красная стрелка = направление силы тяжести
зеленая стрелка = точки опоры
Обычная походка. Центр тяжести находится между двумя точками опоры. В результате человек находится в равновесии. |
Падение. Центр тяжести находится в стороне от точек опоры. В результате человек теряет равновесие и падает влево. |
Балансирование. Оно возможно благодаря относительной симметричности человеческого тела. Сравните со следующим рисунком. |
Теперь человечек наклоняется вправо. Центр тяжести тоже немного смещается вправо. |
Беги, человечек, беги. Когда человек бежит, центр тяжести находится впереди точки опоры. Вы видите, что такая неуравновешенная поза приводит к тому, что человек падает вперед. Естественно, он не упадет, потому что движется вперед и поочередно выставляет ноги вперед. |
Прислонившись к стене. Человечек находится в равновесии, потому что центр тяжести находится между двух точек опоры: ноги и плеча. Вторая нога не принимает участия в удержании равновесия. |
Крадущийся тигр. Притаившийся дракон. Высокий удар ногой. Центр тяжести находится справа от точки опоры и тело будет двигаться вправо. Это придаст силу удару. Кстати, знающие люди говорят, что так бить неправильно. |
Конечно, поза не обязательно должна быть уравновешенной. Это придает ей динамизм и движение. Уравновешенная поза — это спокойный персонаж.
Надеюсь, что мои советы позволят вам добиться большей естественности рисунка.
Движения и действия
Тело — это гибкая и подвижная система, на которую влияет сила тяжести. Его положение не бывает жестко установленной.
На первом рисунке изображен идущий человек. Движения я отобразил в несколько преувеличенном виде, для наглядности. Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Плечи как правило движутся в противоположном направлении. На втором рисунке — человек, который лежит на боку, опершись на локоть. Его грудная клетка висит на соответствующем плече. Позвоночник имеет определенную гибкость и тоже может изменять свое положение. |
3. Строение
Чтобы создать что-то, нужно понять его строение. Если вы хотите изобразить человеческое тело, нужно немного знать особенности его строения.
Скелет
Скелет, как вы знаете, составляет основу тела. Схематические человечки уже показали нам кое-что. Но нам нужно познакомиться с человеческим телом поближе.
Основные части человеческого тела:
|
Вид сбоку. Обратите внимание на изгиб позвоночника (я убрал руки, чтобы его было лучше видно). |
Чтобы нарисовать фигуру человека можно использовать скелет в упрощенном виде:
Этот рисунок позволяет немного лучше понять строение тела. |
Строение тела
А теперь — ближе к телу. Займемся мускулами (или жиром, уж как получится). Мы будем использовать эллипсы, цилиндры и другие формы для отображения частей тела. Выберите форму, которая больше всего подходит для нужной части тела.
Может перейти сразу к рисованию собственно тела?
Можно, конечно. Но мы занимались схематическими фигурками и упрощенным скелетом, чтобы вас не отвлекали детали и вы могли заняться пропорциями, равновесием и позой. Этот, казалось бы, лишний шаг позволит вам разобраться с объемными пропорциями.
Объемное представление частей тела. Красные линии — соединения. Вы можете проанализировать расположение частей тела. |
Расположение частей тела. Практика
Вы можете использовать этот метод, чтобы описать позу и объемы. Посмотрите на примеры. Слева — наброски, схематические рисунки. Справа — объемные прорисовки на основе схематических рисунков. Учтите, что не нужно строго придерживаться цилиндрической формы — скорее просто соединяйте суставы. Эти наброски похожи на медицинские манекены, составленные из цилиндров и эллипсоидов. |
Детали
Этот метод вам пригодится и при проработке деталей, например кисти и ступни. |
4. Варианты
Конечно, у разных людей довольно разные пропорции.
1. Люди
Вот несколько примеров:
Иногда легче рисовать всю фигуру целиком (как в случае с мускулистым мужчиной), иногда — сначала грудную клетку, затем остальное. Смотрите сами, как удобнее. |
2. Разнообразные существа
Этот метод поможет вам рисовать разнообразных существ, строение которых сходно с человеческим. Если быть точным — всех потомков динозавров, от млекопитающих до птиц.
Вот несколько примеров:
Когда я работал над мускулистой обезьяной, то рисовал всю фигуру сразу. Как правило, для мускулистых существ не нужно рисовать отдельно грудную клетку. То же самое применимо к конечностям. Не обязательно сначала рисовать линии. Нарисуйте суставы и соедините их. |
3. Мультипликационные персонажи
Да, для «мультяшек», особенно в стиле сороковых-пятидесятых, тоже хорошо подходит этот метод. Преобразовывать объемы довольно легко, вы сами увидите. Не нужно прорисовывать грудную клетку и таз, если они вам не нужны. Да и суставы вряд ли нужны для «мультяшек», которые гнутся, словнот резиновые. |
Вот и все, ребята. Урок окончен. Главная мысль — для рисунков нужна определенная основа. Чтобы получить ее, лучше упростить изображение до схематического. Основное преимущество этого метода — вы можете легко и быстро опробовать разные позы. И размер бумаги не станет на пути полета вашей фантазии. Этот метод поможет улучшить композицию рисунка.
И напоследок — небольшой пример.
что за нейросеть, как использовать, что может плагин, как установить
Даша Лейзаренко
написала текстов
Профиль автораЛев Переулков
нагенерировал картинок
Профиль автораВ феврале для нейросети Stable Diffusion вышло расширение ControlNet, которое может генерировать изображения по готовой картинке, наброску или позе.
С плагином результаты получаются намного качественнее. Теперь можно детально задать нейросети референс и влиять на процесс генерации. ControlNet решает даже давнюю проблему с рисованием рук. Мы протестировали плагин и рассказываем, как он работает, что в нем можно сгенерировать и где попробовать.
Что такое Stable Diffusion
Stable Diffusion — самая продвинутая нейросеть для генерации изображений с открытым исходным кодом. Она полностью бесплатна. Но для запуска нейросети нужен мощный компьютер и навыки программирования.
Зато у нейросети нет ограничений: она может качественно генерировать изображения на основе текстового запроса, дорисовывать наброски и переделывать картинки-референсы. Еще Stable Diffusion можно обучить на собственном датасете и создавать похожие по стилю, но уникальные изображения.
Почему ControlNet делает шаг вперед в генерации картинок
В чем революционность. Популярная нейросеть Stable Diffusion от компании Stability.AI уже генерирует качественные изображения. Однако пользователь не может контролировать результат генерации в полной мере. На нейросеть можно влиять текстовыми запросами и даже картинками-референсами, но все равно алгоритм много что додумывает сам.
Все меняет технология ControlNet, которую разработали исследователи из Стэнфордского университета. По сути это плагин Stable Diffusion, решающий проблему пространственной согласованности.
/stable-diffusion/Как пользоваться нейросетью Stable Diffusion без навыков программирования
О чем речь. Раньше при генерации изображения на основе картинки-референса нельзя было указать нейросети, какие части менять, а какие оставить. А с помощью ControlNet можно задавать дополнительные входные условия — позу персонажа, очертания исходной картинки. Например, можно взять фото человека, прогнать его через нейросеть и заменить только его внешность с сохранением остальной композиции.
Для генерации с ControlNet всегда нужна картинка-референс — она выступает как трафарет. Плагин генерирует на основе оригинала наброски разных форматов, а потом использует их как базу для дальнейшей генерации. Это решает сразу несколько известных проблем нейросетей с генерацией групп людей, текста, рук, глаз и других мелких деталей. Раньше Stable Diffusion генерировал пальцы на основе «шума» из миллионов картинок разных пальцев, это зачастую давало странные результаты. Теперь она имеет четкий трафарет и может повторить контур руки.
Исходник Примеры генерации в Stable Diffusion без ControlNet. Копирует цвета и общую композицию, но портит фон, лицо и стрелку Примеры генерации в ControlNet. Точно повторяет фон и лицоStable Diffusion обучена на парах «картинка — текстовое описание». Она имеет блочную структуру. ControlNet копирует каждый блок этой сети и соединяет его с соответствующим ему исходным блоком. Получается так: исходный блок неизменен, а блок-копия может обучаться.
Принцип работы ControlNet. Источник: github.com Принцип работы ControlNet. Источник: github.comНа вход блок-копия принимает сумму выхода предыдущего блока-копии и выхода предыдущего исходного блока. Выход блок-копии складывается с выходом соответствующего исходного блока. Далее процесс генерации течет по исходной сети.
Исходная сеть не обучается. Сеть-копия перерабатывает информацию из входного скетча, позы или контура так, чтобы исходная сеть с помощью этой информации сгенерировала нужную картинку.
ControlNet позволяет задать на вход сети-копии скетч, контур картинки, карту глубины, позу и так далее. На выходе получается картинка, сгенерированная в соответствии с заданными параметрами. На вход можно подавать не только картинку, но и текстовый запрос, таким образом изменяя вид получаемой картинки.
Что может ControlNet и из чего она состоит
В ControlNet входят семь разных моделей. Изначально они применялись не в комплексе, а только по отдельности. Недавно появилась возможность использовать несколько моделей разом — функция называется Multi-ControlNet.
Перед генерацией нужно подобрать ту модель, которая лучше всего подходит для задачи, а затем загрузить в нее изображение. Модели могут обнаруживать края картинок, анализировать информацию о глубине, обрабатывать эскизы или повторять человеческие позы.
Вот какой есть выбор в ControlNet и как работает каждая модель.
Модель Canny. После загрузки изображения-референса нейросеть рисует тонкой линией ее набросок. Так она довольно четко выделяет очертания объекта, сохраняя многие мелкие элементы.
/list/neurocharacters/Нейросети для создания персонажей: пробуем 10 бесплатных сервисов
При генерации ControlNet переносит этот набросок в новую картинку, а уже с помощью текстового запроса можно задавать параметры для нового изображения. Например, Canny позволяет заимствовать у картинки композицию и стилистику, но менять детали — скажем, лицо персонажа или цвета на картинке.
Примеры генерации модели Canny. Тут изменяют породу собаки. Источник: github.comМодель HED, Holistically-Nested Edge Detection. Нейросеть при загрузке картинки размыто и неаккуратно очерчивает объекты на ней так, как это сделал бы человек.
Полезна для перекраски или изменения стилистики.
Примеры генерации модели HED. Автор поменял цвет волос и одежды. Источник: github. comМодель Depth Map. При загрузке создает набросок картинки с картой глубины — показывает, какие объекты располагаются ближе, а какие дальше.
Модель удобна для случаев, когда нужно заимствовать с изображения композиционную глубину.
Примеры генерации модели Depth Map. Нейросеть распознает, как должны находиться руки робота в перспективе. Источник: github.comМодель Normal Map. Карта нормалей определяет положение объекта в трехмерном пространстве.
Подходит для генерации 3D-персонажей или реалистичных картинок.
Примеры генерации модели Normal Map. Игрушка-овца получилась реалистичной, но в разных стилях. Источник: github.comМодель MLSD, Mobile Line Segment Detection. Детектор прямых линий.
Полезен для генерации картинок на основе изображений с прямыми линиями: дизайна интерьеров, зданий, уличных сцен.
Примеры генерации MLSD. Автор изменил цвета в интерьере. Источник: github.comМодель OpenPose. Отлично работает с людьми на изображениях. При загрузке картинки определяет положение головы, плеч, рук, ног, а потом создает «скелет» — довольно точную схему позы. Если добавить текстовое описание, к примеру, поменять сыщика с референса на спасателя, то нейросеть изменит облик, но сохранит выбранную позу.
В модели есть редактор, где можно перетаскивать части тела и делать свои позы.
Примеры генерации OpenPose. Астронавт повторяет позу с исходной картинки. Источник: github.comМодель Scribble. Генерирует картинку по скетчу. Достаточно сделать или загрузить рисунок, причем не нужно обладать талантом художника — хватит и примитивного наброска. А с помощью текста можно уже указать, во что превратить скетч.
Так можно воплощать идеи и эскизы.
Примеры генерации Scribble. Реалистичных черепах сгенерировали по скетчу. Источник: github.comКак ControlNet изменяет картинки с сохранением черт оригинала
С этой задачей лучше остальных справляются три основные модели: Canny, Normal Map и Depth Map. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, потому что они работают по разным принципам. Их нужно выбирать в зависимости от референса и цели.
Для теста Canny выбрали фото Райана Гослинга и Марго Робби со съемок фильма «Барби» — попробуем его изменить. Модель тщательно учитывает детали: орнамент на одежде, выражение лица и даже текстуру дерева перед актерами. Но из-за такого внимания к мелким моментам бывают ошибки. Например, нейросеть «видела» в наброске не элементы одежды и фона, а другой силуэт, и поэтому генерировала дополнительное лицо.
/how-to-prompt/Как составлять запросы к Midjourney, Stable Diffusion и другим нейросетям
Depth Map подходит для работы с глубиной — задним и передним планом. Это больше для пейзажей, архитектуры и композиций. Если хочется сгенерировать здание, но сохранить его основные части наподобие шпиля, то карта глубины справляется без проблем.
Для карты глубины взяли скриншот из Hogwarts Legacy. Игровой замок тут же потерял узнаваемость, но нейросеть сохранила масштабность постройки и учла пейзаж. В других тестах происходил тот же эффект, потому что карта глубины не прорисовывает мелкие детали.
Normal Map создает карту, которую еще используют в 3D-редакторах для имитации геометрии на объектах. Например, текстура нормалей человеческой кожи покажет углубления, поры и царапины. Это удобно, если надо сгенерировать персонажа и сохранить геометрические особенности — броню, выпуклые части или несовершенства.
Для карты нормалей взяли кадр из того самого диалога о симфониях и картинах фильма «Я, робот». Здесь нейросеть учла детали — провода, форму тела и разницу материалов. При работе с картами нормалей можно настроить, как будет обрезаться фон, так что это удобный инструмент для концепт-артистов.
Как ControlNet сохраняет позу
Для проверки этого метода мы взяли танец Хоакина Феникса в «Джокере». Поза сложная, но алгоритм ее воссоздал — пусть и без харизмы актера: в отличие от той же модели Canny, OpenPose даже не пытается сохранить одежду, черты лица и другие визуальные элементы оригинала. Только воссоздать позу.
При этом OpenPose работает не везде. Например, если на картинке-референсе люди перекрывают друг друга, то части тела в скелете исчезают.
У OpenPose есть уникальное преимущество — возможность выстроить позу самому. Для этого уже есть отдельные плагины в дополнение к основному ControlNet: двигаешь кости на черном фоне как хочешь, а если надо, то добавляешь еще скелеты. Так можно сгенерировать персонажа в любом виде — или сразу в нескольких.
/midjourney-movies/Нейросеть Midjourney генерирует кадры из несуществующих фильмов: как сделать такое самому
Как ControlNet генерирует картинки по скетчу
В ControlNet можно загрузить набросок от руки и сгенерировать по нему что угодно. Если честно, пока это работает не очень хорошо: нейросеть часто упускает детали и слишком жестко следует общему контуру, а значит, и анатомическим ошибкам художника. То есть в теории скетч и может нарисовать кто угодно, но каждая кривая линия сильно влияет на результат.
На эту часть эксперимента ушло больше всего времени: нарисовали около пяти иллюстраций, но только по одной получили качественные генерации.
Сначала мы нарисовали длиннохвостого кота на ноутбуке, но нейросеть отказывалась генерировать клавиатуру, даже если указать это в текстовом запросе. Получается, нужно добавить кнопки на скетч. Но гораздо легче сделать коллаж из фотографий кота и клавиатуры и сгенерировать картинку уже в модели Canny.
В других же случаях сервис не учитывал позу или эмоцию. Это делает Scribble скорее бесполезным инструментом: нужно прорабатывать скетч больше, но тогда легче генерировать другими способами. По наброску с роботом мы генерировали десятки раз, но все они выглядели плохо.
Неудачная генерация |
Как ControlNet генерирует на основе гифок
Для теста взяли ролик с актером Шайа Лабафом. Нейросети не умеют делать плавную анимацию, потому что каждый следующий кадр генерируют отдельно от предыдущего. Из-за этого одна и та же деталь постоянно меняется.
В текстовом поле описали мужчину, одежду, часы на руках. Даже при использовании ControlNet плавности недостаточно, поэтому такие анимации подойдут только для соцсетей и чего-то экспериментального. В паре кадров видно, как нейросеть рисует круглые часы, ошибается в положении рук и даже теряет тон кожи.
Гифки с Шайей Лабафом, анимированные с помощью ControlNet модель Canny Гифки с Шайей Лабафом, анимированные с помощью ControlNet модель HEDНа основе Stable Diffusion есть новый инструмент — Gen-1. Разработчики попытались добиться консистентной анимации, но недостатки все равно видны. Это все равно яркий признак, что в индустрии работают в эту сторону: наверняка через десять лет появятся нейросети и под эту задачу.
Сейчас есть только одно применение — в экспериментальной анимации. Альберто Миелго, который занимался стилем мультфильма «Человек-паук: Через вселенные», часто вставляет кадры с абсолютно другой стилистикой. Это помогает здорово оживить анимацию, а с ControlNet делать такое проще и быстрее.
Где попробовать ControlNet самому
Установить ControlNet самостоятельно. Полная версия со всеми моделями скачивается и устанавливается как расширение к основной нейросети Stable Diffusion. Так у вас будет постоянный доступ к моделям и все возможности сервиса. Оригинальный репозиторий выложен на GitHub. Подходит для тех, у кого есть мощный ПК и минимальные навыки программирования.
Пользователи уже создали простое расширение для Stable Diffusion, которое можно установить без навыков программирования. Нужно:
- Скачать модели для ControlNet. Можно выбрать отдельные или скачать все сразу.
- Если вы пользуетесь Stable Diffusion, вероятно, у вас уже есть веб-интерфейс Automatic1111. Если нет, установите его, выбрав свою операционную систему: Windows с процессорами Nvidia, Windows с процессорами AMD, Linux или MacOS.
- Включите WebUI и установите расширение ControlNet. Для этого кликните на вкладку Extensions и нажмите Install from URL. Скопируйте в поле эту ссылку и нажмите Install.
- Добавьте модели с расширением.safetensor в папку stable-diffusion-webui\extensions\sd-webui-controlnet\models.
- У ControlNet нет собственной вкладки в Automatic1111. Вместо этого она будет отображаться как отдельный раздел в нижней части вкладок txt2img или img2img.
- Перетащите картинку из браузера или с рабочего стола и начинайте генерировать.
Как с помощью нейросети Niji Journey нарисовать что угодно в стиле аниме — и себя тоже
Расширение ControlNetВоспользоваться онлайн-инструментами. Урезанные версии ControlNet доступны прямо в браузере. Они позволяют понять принципы работы нейросети, но качественные картинки тут вряд ли получится сгенерировать.
Scribble Diffusion. Простая модель Scribble, которая генерирует картинки по наброску. Делаете скетч прямо в браузере, прописываете текстовый запрос и нажимаете кнопку «сгенерировать».
Демо на Hugging Face. На платформе можно протестировать все основные модели ControlNet, а не только Scribble. Загружаете исходную картинку, прописываете текстовый запрос и генерируете.
На выходе получается соответствующий заявленной модели результат, но с артефактами и кривыми лицами у персонажей.
Исходная картинка, позы, генерацияНа площадке также есть демо для генерации видео, которое позволяет сгенерировать короткий ролик на основе гифки и текстового запроса.
Однако ожидание очень долгое, а сервис порой выдает ошибку.
Пример генерации видео в деморежиме. Источник: twitter.comМы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.
Осанка — Physiopedia
Оригинальный редактор — Проект Open Physio Ведущие участники — Аммар Сухейл , Ким Джексон , Карина Тереза Магтибай , 90 007 Simisola Ajeyalemi , Admin , Nikhil Benhur Abburi Люсинда Хэмптон , Ниша Селин Нельсон , Уша 7 Видья Ачарья , Клэр Нотт , Амрита Патро , Самуэль Адедигба , Ванда ван Никерк , 127. 0.0.1 , Ришика Баб buru и Rachael Lowe
Содержание
- 1 Введение
- 2 Оценка осанки
- 3 Осанка и здоровье
- 4 Физиотерапия
- 4.1 Работа мышц в позе
- 4.2 Примеры типов позы стоя
- 5 Заключительные замечания
- 6 Каталожные номера
Хорошая осанка — это больше, чем стоять прямо, чтобы выглядеть лучше.
- Это важная часть вашего здоровья в долгосрочной перспективе.
- Убедившись, что вы держите свое тело правильно, независимо от того, двигаетесь вы или неподвижны, вы можете предотвратить боль, травмы и другие проблемы со здоровьем.
Что такое осанка?
Поза, которая представляет собой относительное положение тела в любой момент времени, представляет собой совокупность положений различных суставов тела в этот момент. Положение каждого сустава влияет на положение других суставов [1] :
- Правильная осанка — положение, при котором на каждый сустав оказывается минимальное напряжение
- Неправильная осанка — любое статическое положение, увеличивающее нагрузку на суставы
Обычно существует два типа осанки [2] :
- Статическая поза — тело и его сегменты выровнены и удерживаются в определенных положениях. Примеры включают стоя, сидя, лежа и стоя на коленях.
- Динамическая поза — тело или его части движутся — ходьба, бег, прыжки, метание и подъем.
Оптимальная осанка
Ключом к хорошей осанке является положение позвоночника. Позвоночник имеет три естественных изгиба — на шее, в средней/верхней части спины и в нижней части спины. Правильная осанка должна поддерживать эти изгибы, а не увеличивать их. Ваша голова должна быть выше плеч, а верхняя часть плеча должна быть над бедрами.
- В идеальной позе линия тяжести должна проходить через определенные точки тела. Это можно просто наблюдать или оценить с помощью отвеса для определения средней линии тела.
- Эта линия должна проходить через мочку уха, плечевой сустав, тазобедренный сустав, через большой вертел бедренной кости, затем немного кпереди от средней линии коленного сустава и, наконец, кпереди от латеральной лодыжки.
- Если смотреть спереди или сзади, вертикальная линия, проходящая через центр тяжести тела, теоретически должна делить тело пополам на две равные половины, при этом вес тела должен быть равномерно распределен между двумя ступнями.
При оценке осанки следует наблюдать за симметрией и поворотами/наклонами в передней, боковой и задней проекциях. Оценивать:
- Выравнивание головки
- Искривление шейного, грудного и поясничного отделов
- Симметрия на уровне плеч
- Симметрия таза
- Тазобедренные, коленные и голеностопные суставы
Сидя:
- Уши должны быть на уровне плеч, а плечи на уровне бедер
- Плечи должны быть расслаблены, а локти прижаты к бокам туловища
- Угол между локтями, бедрами и коленями составляет примерно 90 градусов
- Ступни на полу
- Предплечья параллельны полу, запястья прямые
- Ноги должны удобно стоять на поверхности
Неправильная осанка может быть вредна для здоровья. Сутулость (см. изображение справа) или сползание на банку
- Смещение опорно-двигательного аппарата
- Увеличение давления на позвоночник, что делает его более уязвимым к травмам и дегенерации
- Вызывает боль в шее, плечах и спине [3] [4] [5]
- Уменьшить гибкость
- Влияет на подвижность суставов
- Влияет на равновесие и повышает риск падения
- Затруднить переваривание пищи
- Вызывает нарушение дыхания и влияет на окружающие структуры, включая сердце и диафрагмальный нерв [6]
- У женщин это может привести к дисбалансу мышц кора, ведущему к недержанию мочи и/или пролапсу тазовых органов
Возрастные постуральные изменения
Старение неизбежно влияет на осанку. Основными факторами постуральной нестабильности являются [7] :
- Грудной гиперкифоз
- Потеря поясничного лордоза
- Уменьшение подошвенной дуги
Обучение, научить клиента:
- Следите за осанкой во время повседневной деятельности, такой как просмотр телевизора, мытье посуды или ходьба
- Будьте активны. Любой вид упражнений может помочь улучшить осанку, но некоторые виды упражнений могут быть особенно полезными. например. йога, тай-чи и другие занятия, посвященные осознанию тела. Также полезно делать упражнения, укрепляющие мышцы кора.
- Поддерживайте здоровый вес. Лишний вес может ослабить мышцы живота, вызвать проблемы с тазом и позвоночником, а также вызвать боли в пояснице.
- Носите удобную обувь на низком каблуке. Высокие каблуки, например, могут нарушить равновесие и заставить человека ходить по-другому. Это увеличивает нагрузку на мышцы и вредит осанке.
- Убедитесь, что рабочие поверхности находятся на удобной для вас высоте, когда вы сидите перед компьютером, готовите обед или едите [8] .
- Обязательно задействуйте мышцы кора (например, глубокие мышцы живота и мышц тазового дна) во время напряженной деятельности и выдыхайте во время подъема. Это помогает стабилизировать позвоночник. [9]
- Не забывайте сохранять нейтральную позу, так как это помогает телу функционировать оптимально.
И избегать:
- Статические позы, такие как длительное сидение и стояние.
- Длительное сидение со скрещенными ногами может привести к согнутой и асимметричной осанке, особенно у людей с болями в пояснице [10] . Сидение в вертикальном положении в течение долгих часов также может вызвать проблемы с осанкой. Рекомендуется вставать со стула и передвигаться хотя бы каждые 30 минут. [11] .
- Длительное стояние, обычно на работе, может привести к скелетно-мышечным болям и сосудистым нарушениям. Перерывы в сидячем положении необходимы, чтобы предотвратить риск сопутствующей боли или дискомфорта [12] .
- Курение. Было высказано предположение, что курение оказывает долгосрочное воздействие на систему контроля осанки, поскольку оно увеличивает риск дегенерации дисков поясничного отдела [13] .
Цели физиотерапии:
- Получить функциональный диапазон движения сустава. Это необходимо для достижения оптимального статического и динамического выравнивания позы.
- Получить нормальную длину мышц. Поддержание правильной длины мышц может снизить риск постуральных отклонений.
- Получите хорошую мышечную силу. Необходима достаточная мышечная сила, чтобы принять правильное положение тела.
- Получите превосходную мышечную выносливость. Постуральные мышцы должны работать часами. Плохая выносливость является основным фактором привычной плохой осанки.
- Нормальная растяжимость нерва. Нервная ткань нуждается в достаточной длине, чтобы обеспечить нормальную осанку.
- Хорошая пространственная осведомленность, то есть, где вы находитесь в космосе. Вербальная и визуальная обратная связь, а также запись осанки могут помочь в закреплении правильной ориентации тела.
- Привычки к идеальной осанке. Самое сложное — это первоначальное изменение, а затем закрепление правильной привычки. [14]
Работа мышц в позе[править | править код]
Сбалансированное положение тела снижает работу, выполняемую мышцами для поддержания его в вертикальном положении. Было установлено (с помощью электромиографии), что в целом [15] :
- Собственные мышцы стоп находятся в состоянии покоя благодаря поддержке связок.
- Камбаловидная мышца постоянно активна, потому что гравитация имеет тенденцию тянуть тело вперед через ступни. Реже активны икроножные и глубокие задние большеберцовые мышцы.
- Передняя большеберцовая мышца менее активна (если только вы не носите высокие каблуки).
- Квадрицепсы и подколенные сухожилия обычно не так активны [16] .
- Подвздошно-поясничная мышца постоянно активна.
- Большая ягодичная мышца неактивна.
- Средняя ягодичная мышца и напрягатель широкой фасции активно противодействуют латеральным постуральным колебаниям.
- Erector Spinae активен, противодействуя силе гравитации.
- Мышцы живота остаются в покое, хотя нижние волокна внутренних косых мышц активны, чтобы защитить паховый канал
Примеры типов позы стоя править код]
Некоторые из примеров неправильной осанки могут быть следующими:
- Лордотическая осанка. Лордоз относится к нормальному внутреннему искривлению позвоночника. Когда эта кривая преувеличена, это обычно называют гиперлордозом. Таз обычно наклонен вперед.
- Осанка с раскачиванием спины. В этом типе осанки голова выдвинута вперед, гиперэкстензия шейного отдела позвоночника, сгибание грудного отдела позвоночника, экстензия поясничного отдела позвоночника, наклон таза назад, гиперэкстензия бедра и колена и слегка подошвенное сгибание в лодыжке. .
- Осанка с плоской спиной. В этом типе осанки голова выдвинута вперед, разгибание шейного отдела позвоночника, разгибание грудного отдела позвоночника, утрата поясничного лордоза и наклон таза назад.
- Положение головы вперед — описывает смещение головы вперед с выпяченным подбородком. Это вызвано повышенным сгибанием нижнешейного и верхнегрудного отделов позвоночника с повышенным разгибанием верхнешейного отдела позвоночника и разгибанием затылка на уровне С1.
- Сколиоз — Отклонение нормальной вертикальной линии позвоночника, состоящее из бокового искривления и ротации позвонков. Сколиоз рассматривается, когда угол наклона позвоночника составляет не менее 10° на задне-передней рентгенограмме, связанной с ротацией позвонков [17] . Это трехмерный боковой изгиб позвоночника в форме буквы C или S.
- Кифоз — Увеличенная выпуклость, наблюдаемая в грудном или крестцовом отделах позвоночника.
- Важно убедиться, что у клиентов хорошая динамическая и статическая осанка.
- Одного знания того, как исправить осанку, недостаточно, чтобы изменить настоящую привычку.
- Боди использует изученные двигательные модели для выполнения повседневных действий. Когда мы сидим, стоим, идем или двигаемся — наше тело следует ранее выученным двигательным шаблонам. Если тело научилось сутулиться — так оно и будет.
- Физиотерапевты, исправляя и улучшая осанку с помощью методов оценки и лечения, могут привести ко многим положительным результатам для здоровья клиентов.
- ↑ Маги Диджей. Ортопедическая физическая оценка (6-й). Сент-Луис, Миссури: Эльзевир Сондерс; 2014.
- ↑ Леванги П., Норкин К.С. Совместная структура и функция: всесторонний анализ (4-й). Компания Ф. А. Дэвиса. Филадельфия. 2005 г.
- ↑ Kang BR, Her JG, Lee JS, Ko TS, You YY. Влияние уровня компьютерного стола на скелетно-мышечный дискомфорт шеи и верхних конечностей и активность ЭМГ у пациентов с травмами спинного мозга. Трудотерапия международная. 20193 февраля 2019 г.
- ↑ Borhany T, Shahid E, Siddique WA, Ali H. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом у частых пользователей компьютеров и Интернета. Журнал семейной медицины и первичной медико-санитарной помощи. 2018 март;7(2):337.
- ↑ Daneshmandi H, Choobineh A, Ghaem H, Karimi M. Неблагоприятное воздействие длительного сидения на общее состояние здоровья офисных работников. Журнал медицины образа жизни. 2017 июль;7(2):69.
- ↑ Альбаррати А., Зафар Х., Альгадир А.Х., Анвер С. Влияние вертикального и сутулого положения сидя на силу дыхательных мышц у здоровых молодых мужчин. Международное биомедицинское исследование. 2018 25 февраля; 2018.
- ↑ Фернандес В.Л., Рибейро Д.М., Фернандес Л.С., Менезеш Р.Л. Постуральные изменения в сравнении с контролем равновесия и падениями у пожилых людей, живущих в сообществе: систематический обзор. Физиотерапия в движении. 2018 7 июня; 31.
- ↑ Medlineplus Good Posture Доступно по адресу: https://medlineplus. gov/guidetogoodposture.html (последний доступ 21.4.2020)
- ↑ Эффективность стабилизации корпуса при неспецифической хронической боли в пояснице».> Frizziero A, Pellizzon G, Vittadini F, Bigliardi D, Costantino C. Эффективность стабилизации корпуса при неспецифической хронической боли в пояснице. J Funct Morphol Kinesiol. 22 апреля 2021 г .; 6 (2): 37. doi: 10.3390/jfmk6020037. PMID: 33922389; PMCID: PMC8167732.
- ↑ Юнг К.С., Юнг Дж.Х., Ин ТС. Влияние сидения со скрещенными ногами на туловище и углы таза, а также давление на ягодичные мышцы у людей с болью в пояснице и без нее. Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения. 2020 июль;17(13):4621.
- ↑ Вонгпипит В., Чжан Х., Мияшита М., Вонг С.Х. Прерывание продолжительного сидения снижает постпрандиальную концентрацию глюкозы у молодых мужчин с центральным ожирением. J Clin Endocrinol Metab. 2021 23 января; 106 (2): e791-e802. doi: 10.1210/clinem/dgaa834. PMID: 33186451.
- ↑ Джо Х. , Лим О.Б., Ан Ю.С., Чанг С.Дж., Кох С.Б. Негативное воздействие длительного стояния на работе на симптомы опорно-двигательного аппарата и физическую усталость: пятое корейское исследование условий труда. Медицинский журнал Йонсей. 2021 6 июня; 62 (6): 510.
- ↑ Кираз М., Демир Э. Связь дегенерации дисков поясничного отдела с уровнем гемоглобина и курением. Нейрохирургия. 2020 1 ноября; 66 (5): 373-7.
- ↑ Коррекция осанки Physioworks.
- ↑ Тиба Р., Такакусаки К., Ота Дж., Йозу А., Хага Н. Модели контроля вертикального положения человека на основе мультисенсорных входов; в быстрой и медленной динамике. Неврологические исследования. 2016 1 марта; 104:96-104.
- ↑ Tikkanen O, Haakana P, Pesola AJ, Häkkinen K, Rantalainen T, Havu M, Pullinen T, Finni T. Мышечная активность и периоды бездействия в обычной повседневной жизни. ПлоС один. 2013 18 января; 8 (1): e52228.
- ↑ Janicki JA, Alman B. Сколиоз: обзор диагностики и лечения. Педиатрия и здоровье детей. 2007 1 ноября; 12 (9)):771-6.
Осанка — Physiopedia
Оригинальный редактор — Проект Open Physio Ведущие участники — Аммар Сухейл , Ким Джексон , Карина Тереза Магтибей 9000 8, Simisola Ajeyalemi , Admin , Nikhil Benhur Abburi , Люсинда Хэмптон , Ниша Селин Нельсон , Уша , Аминат Аболаде , Джордж Прудден , WikiSysop , Видья Ачарья , Клэр Нотт , Амрита Патро , Самуэль Адедигба , Ванда ван Никерк , 127.0.0. 1 , Ришика Баббуру и Рэйчел Лоу
Содержимое
- 1 Введение
- 2 Оценка осанки
- 3 Осанка и здоровье
- 4 Физиотерапия
- 4.1 Работа мышц в позе
- 4.2 Примеры типов положения стоя
- 5 Заключительные замечания
- 6 Каталожные номера
Хорошая осанка — это больше, чем стоять прямо, чтобы выглядеть лучше.
- Это важная часть вашего здоровья в долгосрочной перспективе.
- Убедившись, что вы держите свое тело правильно, независимо от того, двигаетесь вы или неподвижны, вы можете предотвратить боль, травмы и другие проблемы со здоровьем.
Что такое осанка?
Поза, которая представляет собой относительное положение тела в любой момент времени, представляет собой совокупность положений различных суставов тела в этот момент. Положение каждого сустава влияет на положение других суставов [1] :
- Правильная осанка — положение, при котором на каждый сустав оказывается минимальное напряжение
- Неправильная осанка — любое статическое положение, увеличивающее нагрузку на суставы
Обычно существует два типа осанки [2] :
- Статическая поза — тело и его сегменты выровнены и удерживаются в определенных положениях. Примеры включают стоя, сидя, лежа и стоя на коленях.
- Динамическая поза — тело или его части движутся — ходьба, бег, прыжки, метание и подъем.
Оптимальная осанка
Ключом к хорошей осанке является положение позвоночника. Позвоночник имеет три естественных изгиба — на шее, в средней/верхней части спины и в нижней части спины. Правильная осанка должна поддерживать эти изгибы, а не увеличивать их. Ваша голова должна быть выше плеч, а верхняя часть плеча должна быть над бедрами.
- В идеальной позе линия тяжести должна проходить через определенные точки тела. Это можно просто наблюдать или оценить с помощью отвеса для определения средней линии тела.
- Эта линия должна проходить через мочку уха, плечевой сустав, тазобедренный сустав, через большой вертел бедренной кости, затем немного кпереди от средней линии коленного сустава и, наконец, кпереди от латеральной лодыжки.
- Если смотреть спереди или сзади, вертикальная линия, проходящая через центр тяжести тела, теоретически должна делить тело пополам на две равные половины, при этом вес тела должен быть равномерно распределен между двумя ступнями.
При оценке осанки следует наблюдать за симметрией и поворотами/наклонами в передней, боковой и задней проекциях. Оценивать:
- Выравнивание головки
- Искривление шейного, грудного и поясничного отделов
- Симметрия на уровне плеч
- Симметрия таза
- Тазобедренные, коленные и голеностопные суставы
Сидя:
- Уши должны быть на уровне плеч, а плечи на уровне бедер
- Плечи должны быть расслаблены, а локти прижаты к бокам туловища
- Угол между локтями, бедрами и коленями составляет примерно 90 градусов
- Ступни на полу
- Предплечья параллельны полу, запястья прямые
- Ноги должны удобно стоять на поверхности
Неправильная осанка может быть вредна для здоровья. Сутулость (см. изображение справа) или сползание на банку
- Смещение опорно-двигательного аппарата
- Увеличение давления на позвоночник, что делает его более уязвимым к травмам и дегенерации
- Вызывает боль в шее, плечах и спине [3] [4] [5]
- Уменьшить гибкость
- Влияет на подвижность суставов
- Влияет на равновесие и повышает риск падения
- Затруднить переваривание пищи
- Вызывает нарушение дыхания и влияет на окружающие структуры, включая сердце и диафрагмальный нерв [6]
- У женщин это может привести к дисбалансу мышц кора, ведущему к недержанию мочи и/или пролапсу тазовых органов
Возрастные постуральные изменения
Старение неизбежно влияет на осанку. Основными факторами постуральной нестабильности являются [7] :
- Грудной гиперкифоз
- Потеря поясничного лордоза
- Уменьшение подошвенной дуги
Обучение, научить клиента:
- Следите за осанкой во время повседневной деятельности, такой как просмотр телевизора, мытье посуды или ходьба
- Будьте активны. Любой вид упражнений может помочь улучшить осанку, но некоторые виды упражнений могут быть особенно полезными. например. йога, тай-чи и другие занятия, посвященные осознанию тела. Также полезно делать упражнения, укрепляющие мышцы кора.
- Поддерживайте здоровый вес. Лишний вес может ослабить мышцы живота, вызвать проблемы с тазом и позвоночником, а также вызвать боли в пояснице.
- Носите удобную обувь на низком каблуке. Высокие каблуки, например, могут нарушить равновесие и заставить человека ходить по-другому. Это увеличивает нагрузку на мышцы и вредит осанке.
- Убедитесь, что рабочие поверхности находятся на удобной для вас высоте, когда вы сидите перед компьютером, готовите обед или едите [8] .
- Обязательно задействуйте мышцы кора (например, глубокие мышцы живота и мышц тазового дна) во время напряженной деятельности и выдыхайте во время подъема. Это помогает стабилизировать позвоночник. [9]
- Не забывайте сохранять нейтральную позу, так как это помогает телу функционировать оптимально.
И избегать:
- Статические позы, такие как длительное сидение и стояние.
- Длительное сидение со скрещенными ногами может привести к согнутой и асимметричной осанке, особенно у людей с болями в пояснице [10] . Сидение в вертикальном положении в течение долгих часов также может вызвать проблемы с осанкой. Рекомендуется вставать со стула и передвигаться хотя бы каждые 30 минут. [11] .
- Длительное стояние, обычно на работе, может привести к скелетно-мышечным болям и сосудистым нарушениям. Перерывы в сидячем положении необходимы, чтобы предотвратить риск сопутствующей боли или дискомфорта [12] .
- Курение. Было высказано предположение, что курение оказывает долгосрочное воздействие на систему контроля осанки, поскольку оно увеличивает риск дегенерации дисков поясничного отдела [13] .
Цели физиотерапии:
- Получить функциональный диапазон движения сустава. Это необходимо для достижения оптимального статического и динамического выравнивания позы.
- Получить нормальную длину мышц. Поддержание правильной длины мышц может снизить риск постуральных отклонений.
- Получите хорошую мышечную силу. Необходима достаточная мышечная сила, чтобы принять правильное положение тела.
- Получите превосходную мышечную выносливость. Постуральные мышцы должны работать часами. Плохая выносливость является основным фактором привычной плохой осанки.
- Нормальная растяжимость нерва. Нервная ткань нуждается в достаточной длине, чтобы обеспечить нормальную осанку.
- Хорошая пространственная осведомленность, то есть, где вы находитесь в космосе. Вербальная и визуальная обратная связь, а также запись осанки могут помочь в закреплении правильной ориентации тела.
- Привычки к идеальной осанке. Самое сложное — это первоначальное изменение, а затем закрепление правильной привычки. [14]
Работа мышц в позе[править | править код]
Сбалансированное положение тела снижает работу, выполняемую мышцами для поддержания его в вертикальном положении. Было установлено (с помощью электромиографии), что в целом [15] :
- Собственные мышцы стоп находятся в состоянии покоя благодаря поддержке связок.
- Камбаловидная мышца постоянно активна, потому что гравитация имеет тенденцию тянуть тело вперед через ступни. Реже активны икроножные и глубокие задние большеберцовые мышцы.
- Передняя большеберцовая мышца менее активна (если только вы не носите высокие каблуки).
- Квадрицепсы и подколенные сухожилия обычно не так активны [16] .
- Подвздошно-поясничная мышца постоянно активна.
- Большая ягодичная мышца неактивна.
- Средняя ягодичная мышца и напрягатель широкой фасции активно противодействуют латеральным постуральным колебаниям.
- Erector Spinae активен, противодействуя силе гравитации.
- Мышцы живота остаются в покое, хотя нижние волокна внутренних косых мышц активны, чтобы защитить паховый канал
Примеры типов позы стоя править код]
Некоторые из примеров неправильной осанки могут быть следующими:
- Лордотическая осанка. Лордоз относится к нормальному внутреннему искривлению позвоночника. Когда эта кривая преувеличена, это обычно называют гиперлордозом. Таз обычно наклонен вперед.
- Осанка с раскачиванием спины. В этом типе осанки голова выдвинута вперед, гиперэкстензия шейного отдела позвоночника, сгибание грудного отдела позвоночника, экстензия поясничного отдела позвоночника, наклон таза назад, гиперэкстензия бедра и колена и слегка подошвенное сгибание в лодыжке. .
- Осанка с плоской спиной. В этом типе осанки голова выдвинута вперед, разгибание шейного отдела позвоночника, разгибание грудного отдела позвоночника, утрата поясничного лордоза и наклон таза назад.
- Положение головы вперед — описывает смещение головы вперед с выпяченным подбородком. Это вызвано повышенным сгибанием нижнешейного и верхнегрудного отделов позвоночника с повышенным разгибанием верхнешейного отдела позвоночника и разгибанием затылка на уровне С1.
- Сколиоз — Отклонение нормальной вертикальной линии позвоночника, состоящее из бокового искривления и ротации позвонков. Сколиоз рассматривается, когда угол наклона позвоночника составляет не менее 10° на задне-передней рентгенограмме, связанной с ротацией позвонков [17] . Это трехмерный боковой изгиб позвоночника в форме буквы C или S.
- Кифоз — Увеличенная выпуклость, наблюдаемая в грудном или крестцовом отделах позвоночника.
- Важно убедиться, что у клиентов хорошая динамическая и статическая осанка.
- Одного знания того, как исправить осанку, недостаточно, чтобы изменить настоящую привычку.
- Боди использует изученные двигательные модели для выполнения повседневных действий. Когда мы сидим, стоим, идем или двигаемся — наше тело следует ранее выученным двигательным шаблонам. Если тело научилось сутулиться — так оно и будет.
- Физиотерапевты, исправляя и улучшая осанку с помощью методов оценки и лечения, могут привести ко многим положительным результатам для здоровья клиентов.
- ↑ Маги Диджей. Ортопедическая физическая оценка (6-й). Сент-Луис, Миссури: Эльзевир Сондерс; 2014.
- ↑ Леванги П., Норкин К.С. Совместная структура и функция: всесторонний анализ (4-й). Компания Ф. А. Дэвиса. Филадельфия. 2005 г.
- ↑ Kang BR, Her JG, Lee JS, Ko TS, You YY. Влияние уровня компьютерного стола на скелетно-мышечный дискомфорт шеи и верхних конечностей и активность ЭМГ у пациентов с травмами спинного мозга. Трудотерапия международная. 20193 февраля 2019 г.
- ↑ Borhany T, Shahid E, Siddique WA, Ali H. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом у частых пользователей компьютеров и Интернета. Журнал семейной медицины и первичной медико-санитарной помощи. 2018 март;7(2):337.
- ↑ Daneshmandi H, Choobineh A, Ghaem H, Karimi M. Неблагоприятное воздействие длительного сидения на общее состояние здоровья офисных работников. Журнал медицины образа жизни. 2017 июль;7(2):69.
- ↑ Альбаррати А., Зафар Х., Альгадир А.Х., Анвер С. Влияние вертикального и сутулого положения сидя на силу дыхательных мышц у здоровых молодых мужчин. Международное биомедицинское исследование. 2018 25 февраля; 2018.
- ↑ Фернандес В.Л., Рибейро Д.М., Фернандес Л.С., Менезеш Р.Л. Постуральные изменения в сравнении с контролем равновесия и падениями у пожилых людей, живущих в сообществе: систематический обзор. Физиотерапия в движении. 2018 7 июня; 31.
- ↑ Medlineplus Good Posture Доступно по адресу: https://medlineplus. gov/guidetogoodposture.html (последний доступ 21.4.2020)
- ↑ Эффективность стабилизации корпуса при неспецифической хронической боли в пояснице».> Frizziero A, Pellizzon G, Vittadini F, Bigliardi D, Costantino C. Эффективность стабилизации корпуса при неспецифической хронической боли в пояснице. J Funct Morphol Kinesiol. 22 апреля 2021 г .; 6 (2): 37. doi: 10.3390/jfmk6020037. PMID: 33922389; PMCID: PMC8167732.
- ↑ Юнг К.С., Юнг Дж.Х., Ин ТС. Влияние сидения со скрещенными ногами на туловище и углы таза, а также давление на ягодичные мышцы у людей с болью в пояснице и без нее. Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения. 2020 июль;17(13):4621.
- ↑ Вонгпипит В., Чжан Х., Мияшита М., Вонг С.Х. Прерывание продолжительного сидения снижает постпрандиальную концентрацию глюкозы у молодых мужчин с центральным ожирением. J Clin Endocrinol Metab. 2021 23 января; 106 (2): e791-e802. doi: 10.1210/clinem/dgaa834. PMID: 33186451.
- ↑ Джо Х. , Лим О.Б., Ан Ю.С., Чанг С.Дж., Кох С.Б. Негативное воздействие длительного стояния на работе на симптомы опорно-двигательного аппарата и физическую усталость: пятое корейское исследование условий труда. Медицинский журнал Йонсей. 2021 6 июня; 62 (6): 510.
- ↑ Кираз М., Демир Э. Связь дегенерации дисков поясничного отдела с уровнем гемоглобина и курением. Нейрохирургия. 2020 1 ноября; 66 (5): 373-7.
- ↑ Коррекция осанки Physioworks.
- ↑ Тиба Р., Такакусаки К., Ота Дж., Йозу А., Хага Н. Модели контроля вертикального положения человека на основе мультисенсорных входов; в быстрой и медленной динамике. Неврологические исследования. 2016 1 марта; 104:96-104.
- ↑ Tikkanen O, Haakana P, Pesola AJ, Häkkinen K, Rantalainen T, Havu M, Pullinen T, Finni T. Мышечная активность и периоды бездействия в обычной повседневной жизни. ПлоС один. 2013 18 января; 8 (1): e52228.
- ↑ Janicki JA, Alman B. Сколиоз: обзор диагностики и лечения. Педиатрия и здоровье детей.