Человек просветленный: Что означает Просветление?

Что означает Просветление?

Садхгуру говорит о том, что означает Просветление и почему это не выбор, а необходимость в жизни каждого человека.

ArticleJul 9, 2022

Вопрос: Я хочу оставить ежедневные заботы и полностью посвятить себя познанию своего настоящего «Я». Но как только я думаю о своей семье, это желание уходит на второй план. Как мне совместить всё?

Садхгуру: Ваша семья живёт с «фальшивым» вами. Как ужасно!

Когда люди слышат слово «просветление», в их воображении возникает пещера для медитации в Гималаях. Я не хочу говорить о чём-либо, чего ещё нет в вашем опыте. Потому что стоит нам начать говорить об этом, и вы утратите связь с реальностью. Если то, что лежит за пределами вашего опыта, начнёт казаться вам реальностью, то вы потеряете почву в той реальности, в которой находитесь сейчас.

К сожалению, именно это и случилось в мире во имя духовности и религии.

В жизни большинства людей Бог является фактором, не способствующим их развитию, а препятствующим ему.

Потому что они верят, что Бог позаботится об их пропитании, выживании, здоровье и бизнесе. Поэтому давайте не будем говорить о познании себя с помощью некоего мистического способа или других измерений. Давайте поговорим о познании себя самым практичным способом, который мы можем найти.

Изучите руководство пользователя

Если вы хотите пользоваться какой-либо машиной или гаджетом, например, вы хотите сесть за руль мотоцикла или автомобиля, то чем больше вы узнаете об этой машине, тем больше контроля и свободы вы приобретёте в управлении ею. Чтобы вы ни использовали: автомобиль, компьютер или даже смартфон, — чем больше вы о них знаете, тем эффективнее вы используете их. Даже с людьми вокруг вас: вашей семьёй, друзьями или коллегами — чем лучше вы знаете их, тем легче вам с ними взаимодействовать. С чем бы ни захотели иметь дело — чем больше вы об этом знаете, тем лучше вы с этим справляетесь.

Почему вы не применяете это по отношению к себе? Чем больше вы знаете об этой частичке жизни, которую вы называете «собой», тем лучше вы овладеете ею и тем легче вам будет справляться с ней, что, определённо, даст вам больше доступа к жизни. Другими словами, просветление — это способ познать эту частицу жизни гораздо глубже, чем вы знаете её сейчас. Вы можете знать что-то о своем мыслительном процессе, своей личности и своих эмоциях (возможно, вы уже занимались психоанализом), но вы всё ещё ничего не знаете о сути этой жизни — как она происходит, откуда берётся и куда уходит, какова её природа. Если вы не знаете ничего об этом механизме, с которым имеете дело, то всё будет происходить случайным образом.

Пожалуйста, посмотрите на это. Что вы знаете об этой частице жизни? Проживая жизнь случайным образом и существуя здесь как случайность, вы будете потенциальной катастрофой. Может быть, вы ещё не стали настоящей катастрофой, но вы уже потенциальная катастрофа. Если вы живёте как потенциальная катастрофа, тревога и страх — ваше естественное состояние.

И так проходит вся ваша жизнь.

Не думайте, что просветление — это какая-то странная вещь, которой занимаются йогины в пещерах Гималаев. Это совершенно иное.

Просветление означает: если вы хотите прожить свою жизнь с определенной лёгкостью, то вы должны познать этот кусочек жизни.

Если вы не исследовали и не познали его, то как вы сможете жить с лёгкостью? Если нет лёгкости, то о радости не может быть и речи. Когда жизнь лишена лёгкости и радости, возникает вопрос: «Быть или не быть?» Люди считают этот вопрос очень разумным. Это самый глупый вопрос, который вы можете задать себе. Процесс жизни является настолько потрясающим феноменом, а вы задаётесь вопросом: «Быть или не быть?» Такие глупые вопросы возникают в умах, потому что люди не осознали безграничность того, что значит быть человеком. Просветление — это не выбор, это необходимость.


Примечание редактора: Отрывок из книги «Размышления мистика». Эта книга предназначена не для слабонервных. Она искусно направляет нас к ответам о реальности, которые выходят за рамки наших страхов, гнева, надежд и проблем. Садхгуру держит нас на грани логики и увлекает своими ответами на вопросы, касающиеся жизни, смерти, перерождения, страдания, кармы и познания своего «Я». Книга переведена на русский язык и доступна в книжных и онлайн-магазинах.

Related Tags

Просветление

Поиск

Иллюзия

Мышление

Судьба

Семья

Related Content

article

 

Начните воспринимать себя частью жизни

Садхгуру рассказывает нам историю о встрече Аристотеля с Гераклитом, чтобы проиллюстрировать нашу склонность теряться в своем мыслительном процессе и упускать верную перспективу жизни.

Dec 17, 2022

article

 

Если вы не потеряли себя, вы — потерянный случай

Садхгуру развеивает распространенное заблуждение о том, что духовность — это поиски себя. На самом деле, всё точно наоборот.

Dec 10, 2022

article

 

Мощный инструмент для самопреобразования

Преобразуйте себя

Dec 3, 2022

КТО ТАКОЙ ПРОСВЕТЛЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК. Как понять, что вы обрели просветление

Наш самый глубокий и мощный тренинг ЖИЗНЬ В МОМЕНТЕ™ в Карпатах продолжается. И пока участники выполняют упражнения, я хочу поговорить с вами о просветлении.

ДУАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Я гарантирую опыт просветления каждому участнику нашего тренинга в горах. И сегодня одна участница из Казахстана спросила меня: «Как понять, просветленный человек или нет?»

Давайте начнем с того, что большинство людей живут в дуальности. Это состояние, когда ум разделяет все на две крайности: хорошее — плохое, теплое — горячее, белое — черное. Связано это с тем, что левое и правое полушарие обычного человека очень мало взаимодействуют между собой.

Когда человек начинает медитировать, его полушария все больше взаимодействуют, возникают новые нейронные связи, и в какой-то момент человек понимает, что он не один в этом мире, и начинает воспринимать себя неотъемлемой частичкой Вселенной.

ПОНИМАНИЕ ЕДИНСТВА МИРА

Просветленный человек очень хорошо понимает взаимосвязь между событиями в жизни. Сегодня он украл, а завтра обязательно будет наказан в большей или меньшей степени. Сегодня он нарушает определенные законы Вселенной — завтра он за это будет платить. И наоборот: если жить в соответствии с законами, помогая другим, то на выходе можно получить значительно больше.

Просветленный человек не видит границ между «я» и «они». Он воспринимает мир как единое целое. Простой пример: цветок не может существовать без пчел, которые его опыляют, так же, как пчела не может жить без нектара, собранного с цветка. Гуляющие на поле коровы и лошади дают перегной, питающий цветы и травы, а те в свою очередь являются пищей для скота.

Все в мире взаимосвязано. Просветленный, регулярно медитирующий человек это видит, поэтому намного лучше функционирует в этом мире. Ведь когда мы мыслим дуально, то противопоставляем себя и весь остальной мир, поэтому вынуждены выживать и, как следствие, страдать.

Если мы воспринимаем мир как целое, то находимся во всемирном океане любви и знаем, что Вселенная дружелюбна. Приходит понимание, что мы получим все, что нам нужно, — и у нас все получается.

МЕДИТАЦИЯ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ

Здесь очень важно избежать перекосов. Некоторые люди слишком сильно уходят в просветление и говорят: «Мне не нужны деньги, я буду питаться Солнцем». Такие люди тоже по-своему страдают. Как говорит один из моих учителей Ген Пороше: «Это как два крыла у птицы: с одной стороны дуальный ум, с другой — Безграничный Разум». Чтобы правильно функционировать в этом мире, нужны оба эти крыла. Если одного нет, начинается падение по спирали вниз.

Байрон Кейти, еще одна из моих учителей, говорит: «Единственное, что может нам причинить страдание, — это мысли, в которые мы верим. Как мы можем избавиться от страданий? Нужно прекратить разделять мир на части и начать понимать, что все едино. А чтобы это осознать, нужно медитировать».

Просветленные люди всегда достигают значительно больше и живут без страданий, в счастье и радости, наслаждаясь каждым мигом своей жизни, чего я вам и желаю!

 

Смотрите также: Когда мы чем-то занимаемся, что-то изучаем, встраиваем какой-то навык, а нам говорят: «Не витай высоко в облаках, будешь низко падать», мы опускаем руки. МОТИВАЦИЯ ОТ ЧЕМПИОНА МИРА. Чему я научился, работая с олимпийской чемпионкой #935

Домой ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА КТО ТАКОЙ ПРОСВЕТЛЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК. Как понять, что вы обрели просветление #936

Многоликий просвещенный человек

В 18 веке новые научные идеи означали новое понимание того, что значит быть мужчиной и женщиной.

По мере того, как все становилось гендерным, тревога росла.

Адрес в Рочестере или корпорация, собирающаяся есть жареную свинину и устриц с р-г-т, с картины Томаса Роулендсона, 1789. «Господи! — восклицала его записная книжка, — как я вчера был безобразен, а сегодня хорош!»

После густых бород протестантской Реформации быть чисто выбритым стало признаком известного человека. Это разозлило Пипса. На протяжении многих лет он пытался справиться с бесконечной задачей, посещая парикмахера, приглашая парикмахера к себе домой и даже бреясь сам. Сначала он попробовал пемзу. Хотя вначале это было «легко, быстро и чисто», это было не лучше парикмахера. Затем появилась бритва, но и в ней были свои подводные камни: «Я много порезался, но думаю, что это от тупости бритвы».

Казалось бы, простая рутинная работа, но количество предметов, необходимых для бритья, показывает, насколько обременительной была эта работа. Бритва, мыло и помазок, конечно, но Пипсу также понадобился бы кожаный ремень, чтобы бритва была острой, дорогое зеркало, вода для сбора и нагревания на огне, белье для регулярной стирки и свечи для вечерней стрижки.

. Деньги были нужны, чтобы купить комплект и заплатить слугам или парикмахеру. Как и ожидалось, богатство и социальное положение были неразрывно связаны. Бритье было привилегией состоятельных людей и признаком «вежливого джентльмена».

«Вежливый джентльмен» был архетипом, против которого мужчины могли позиционировать себя. Это был, как и «Домашний Патриарх» до него, доминирующая мужская норма, к которой стремилось большинство мужчин. Это диктовало господствующую мужскую моду, поэтому Пепис не носил бороды и не носил парик. Придерживаться этой моды было проще всего. В XVIII веке под гнетом этой господствующей нормы находились и другие социальные типы, от ультрамужественных повесов на одном конце, до изнеженных пижонов и моллинезий на другом. Все они позиционировались в рамках традиционной оппозиции: чтобы быть мужчиной, нужно не быть женщиной.

В георгианском Лондоне предметы «Его» и «Ее» стали повальным увлечением: от письменных столов до туалетных столиков. Мужественность осуществлялась через покупку и владение определенными предметами. Эстетика отвечала предполагаемой функции: мужчины должны были писать интеллектуальные письма, тогда как женщины должны были писать праздные письма. Производители извлекли выгоду из этих предвзятых идей: мужчины должны были быть сильными, поэтому их мебель была большой, тяжелой и внушительной; женщины должны были быть изящными, поэтому они получили маленькие, пышные и неуклюжие модели. Рекламщики играли на различиях и на страхах людей: как неловко для честолюбивого джентльмена оказаться пишущим не за прямоугольным столом из темного красного дерева, а за низкорослым дамским столиком.

Однако слишком привередливое следование моде также может быть унизительным. К 18 веку в некоторые особенно роскошные наборы для бритья входили расчески, пилочки для ногтей, зеркала, ножницы и опасные бритвы, сделанные из черепахового панциря и чистого серебра. Мужчин, несомненно, можно было соблазнить красотой, но чрезмерные расходы могли показаться не стоическими, снисходительными и даже пижонскими.

Обнадеживающий Вежливый Джентльмен должен был следовать осторожной линии, следуя моде таким образом, чтобы его мужественность подчеркивалась, но не затрагивалась женственностью женщин. Укоренившийся в вопросах сексуальности термин «женоподобный» проблематичен. В 17 веке это относилось как к мужчинам, которые были «похожи» на женщин и, следовательно, наслаждались содомией или трансвестизмом, так и к мужчинам, которые слишком сильно любили женщин и стали сексуально одержимыми.

«Фоп» 18-го века, первоначально означавший «дурак», стал представлять изнеженного мужчину, который подражал женщинам. Их эпиценность могла быть тотальной, от одежды до разговора и интонации. Озабоченность щеголя своим внешним видом позже в том же столетии сравнится с «макаронами»: молодые люди, вернувшиеся из своего Гранд-тура по Европе, впервые попробовали макароны. Преувеличивая континентальную моду, они носили диковинную одежду, такую ​​как гигантские напудренные парики с крошечными шляпками сверху.

Молли — термин, обозначающий мужчину-гомосексуалиста. Скорее всего, оно произошло от латинского «mollis», что означало «мягкий» и означало пассивного, женоподобного гомосексуалиста. Поскольку содомия считалась преступлением, караемым смертной казнью, дома Молли возникли как маргинализированные места встреч, где можно было насладиться переодеванием в одежду другого пола, гомосексуализмом и случайными ритуалами имитации родов. Хотя эта церемония «родовой» была увековечена непристойными репортерами, в течение столетия появляются свидетельства того, что мужчины на маскарадах, возможно, в рамках народных праздников природы, притворялись рожающими женщинами.

Распутник «повеса», прославленный в суде Восстановления и воплощенный печально известным графом Рочестером, был термином для сексуально распутного. Хотя в конечном итоге они стали предметом шуток 18-го века о венерических болезнях и безумии, повесы подрывно поддерживали доминирующую мужскую норму, поддерживая патриархальные структуры.

Эти лихорадочно обсуждаемые мужские идентичности иллюстрируют беспокойство 18-го века о том, что значит быть мужчиной. Ключевой причиной этого беспокойства было изменение взглядов на человеческое тело. На протяжении тысячелетий преобладала «однополая» модель. Теория, записанная Галеном, римским врачом второго века, заключалась в том, что женщины по существу являются слаборазвитыми мужчинами. Мужские половые органы были вывернуты наизнанку женскими: как цветок, яичники выворачивались и превращались в яички; влагалище превратилось бы в пенис. По мере того как Просвещение 18-го века стимулировало экспериментальную науку, стала общепринятой «двуполая» модель с двумя наборами отдельных гениталий. Внезапно анатомия стала отличной, и поэтому вместо того, чтобы мужчины и женщины были фактически одинаковыми, даже текучими, основные телесные процессы стали гендерными. Затем люди эпохи Просвещения пытались определить свой пол.

Больше, чем когда-либо, мужественность выражалась через контроль. Связывая новые медицинские знания и глобальный империализм, рассказы о «Веселой стране» сформировали жанр эротической фантастики 18-го века, получивший свое название от каламбура в американском штате Мэриленд. Женское тело изображалось как чужая земля со своими обычаями, языком и товарами, которые мужчины должны исследовать, жать и пахать. В этой фантазии неизменно скрытое сексуальное желание женщины открывалось по приглашению мужчин; им доставляет удовольствие достижение мужского мастерства; их тела — объекты мужского открытия. Способ быть мужчиной заключался в том, чтобы отличаться от женщины и отвечать за нее.

Доказательство твоей мужественности, однако, проводилось между мужчинами. В тавернах повсеместна была культура буйного мужского пьянства. В кофейнях мужчины читают вслух новости, политику, культуру и даже эротику, занимаясь делами и напиваясь. Вежливый джентльмен должен был не только выглядеть соответствующим образом, но и уметь интеллектуально участвовать в общественной жизни. Отличительной чертой просветительской мужественности был разум. Часто это означало отличие от эмоционально настроенных, но интеллектуально неполноценных женщин и связанных с ними маргинализированных мужчин, а также просто хвастовство перед другими вежливыми джентльменами. Эксклюзивные клубы, созданные во имя чего угодно, были вершиной мужской общительности. Это были места, где можно было постичь мудрость просветления, подняться по социальной лестнице и, как выразился знаменитый литератор Сэмюэл Джонсон, проповедовать в «собрании хороших парней».

В этих частных пространствах правила были размыты. Вежливые джентльмены использовали язык просвещения, чтобы оправдать сексуальное любопытство. Клубы Адского Пламени были самыми печально известными якобы вежливыми клубами, известными своим развратом и распущенностью. The Beggar’s Benison Club был основан в Шотландии для кампании за свободную торговлю, но посвятил большую часть своего времени изучению секса. «One Feminine Gender, 17 лет, была нанята для One Sovereign», — говорится в частных отчетах общества. Как любопытный экзотический цветок или животное, участники осмотрели ее обнаженное тело: «Никому не разрешалось говорить или прикасаться к ней. Она широко раздвинула [ноги] на сиденье, сначала спереди, а затем сзади». Для этих мужчин мужественность заключалась в просветительских представлениях о покорении природы, создании и категоризации знаний.

Это стремление сделало некоторые элитные общества подозрительно похожими на маргинализированные дома Молли. На блюде, принадлежавшем Нищему Бенисону, была надпись «ПУТЬ МУЖЧИНЫ С ДЕВУШКОЙ». TEST PLATTER», выгравированная в центре. Церемониальный объект использовался для инициации новичков, которых проинструктировали читать эротику вслух, прежде чем все участники мастурбировали в блюдо. Для членов клуба эти гомоэротические мероприятия не были ни проявлением морального отречения, ни гомосексуализмом. Участники должны были соблюдать строгие правила, поощрялась интеллектуальная критика эротической литературы. Шарлатаны-моралисты предостерегали от низменного «долбления», превращая эту бесстыдную, но социально регулируемую мастурбацию в выражение интеллектуальной свободы. Более того, растирание и сравнение фаллосов не считалось гомосексуальным, потому что внимание было обращено на женщин: ритуал был репетицией, упражнением в сексуальном обучении с использованием инструкций Мерриленда для подготовки к настоящему. Как ботаники классифицировали земную фауну, так и Бенисон нищего откроет пути человеческой природы и сексуальности.

Вопрос о том, как быть мужчиной, явно сбивал с толку, поскольку мужская идентичность не всегда укладывалась в четкие категории: мужчины варьировались от сильных до бессильных; и те, кто ведет переговоры об изменении социальных норм, с теми, кто ими пользуется. Тем не менее, все они противопоставляли то, что значит быть мужчине, их восприятию женщин. Это напоминание о том, что изучение гендера по отдельности часто мало что дает; мужественность и женственность всегда были неразрывно переплетены. В любом случае, если человек 18-го века действительно хотел пробиться, будь то правитель, распутник или мятежник, ему лучше поднять бритву.

Джек Дайкстра получает докторскую степень по истории раннего Нового времени в Кембриджском университете.

срок службы просвещенного человека-Osho World

OSHO на просвещенном Zen Master Gutei

Gutei Isshi был китайским Чан или Зен, который проводил свое время в горах, медицировал и повторял Каннонгё , двадцать пятая глава Лотосовой сутры. Однажды к нему пришла молодая монахиня, жившая неподалеку. Монахиня бросила вызов Гутею, чтобы тот произнесла слово дзен, но — когда он оказался не в состоянии это сделать — ушла. Проведя так много времени в медитации и учебе, Гутей был встревожен своей неспособностью сказать монахине хоть одно слово дзен. Вскоре после этого Тенрю нанес визит Гутею. Гутей понял, что его неспособность ответить монахине была вызвана непониманием, и попросил Тенрю научить его. Тенрю поднял палец, и в этот момент Гутей просветлел.

Другая, более известная версия: Гутей поднимал палец всякий раз, когда ему задавали вопрос о дзен. Мальчик-слуга начал подражать ему таким образом. Когда кто-нибудь спрашивал мальчика, о чем проповедовал его учитель, мальчик поднимал палец. Гутей услышал о проказах мальчика. Он схватил его и отрезал палец. Мальчик заплакал и убежал. Гутей позвал и остановил его. Когда мальчик повернул голову к Гутею, Гутей поднял свой палец. В этот момент мальчик был просветлен. Когда Гутей собирался уйти из этого мира, он собрал вокруг себя своих монахов. «Я получил Дзэн пальцев, — сказал он, — от моего учителя Тэнрю, и за всю свою жизнь я не мог исчерпать его». Затем он скончался.

Ошо говорит о Гуэти и о случае, когда он поднял палец, которого там не было, и говорит: «ГУТЕЙ ПОДДЕРЖИВАЛ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ПАЛЬЦ. МАЛЬЧИК ПОШЕЛ ПОДНЯТЬ СВОЙ ПАЛЬЦ, А КОГДА ПОНЯЛ, ЧТО ЕГО НЕТ, ОН ПОКЛОНИЛСЯ. В ЭТО МГНОВЕНИЕ ОН СТАЛ ПРОСВЕТЛЕННЫМ.

ГУТЭЙ ПОДДЕРЖИВАЛ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ПАЛЬЦ — очень напряженный момент осознания, очень великое устройство, ситуация, созданная мастером. Разума больше нет, боль исчезла, потому что внимание было привлечено куда-то еще… как будто мальчик не сможет дышать в этой ситуации. «Останавливаться!» — и дыхание остановилось, и мышление остановилось, и он забыл, что у него теперь нет пальца. Просто по старой привычке, когда мастер поднял палец, он поднял свой — чего там не было. Это показывает, что он полностью забыл, что произошло. В тот момент он не был телом, иначе как можно забыть? — боль, и палец у тебя отрезан, и ты в крови, и глаза твои еще полны слез, и еще мгновение назад он выл. Это «Стой!» сотворил чудо».

Ошо говорит….

МАСТЕР ДЗЕН ГУТЭЙ ИМЕЛ ПРАКТИКУ ПОДНИМАТЬ ПАЛЕЦ КОГДА ОН ОБЪЯСНЯЛ ВОПРОС О ДЗЕН. ОЧЕНЬ МОЛОДОЙ УЧЕНИК НАЧАЛ ПОДРАЖАТЬ ЕМУ, И КОГДА КТО-НИБУДЬ СПРАШИВАЛ УЧЕНИКА, О ЧЕМ ПРОПОВЕДУЕТ ЕГО УЧИТЕЛЬ, МАЛЬЧИК ПОДНИМАЛ ПАЛЕЦ. ГУТЕЙ УСЛЫШАЛ ОБ ЭТОМ, И КОГДА ОДНАДНЕМ ОН НАСТУПИЛ НА МАЛЬЧИКА, ВО ВРЕМЯ ЭТОГО ДЕЛА, ОН Схватил МАЛЬЧИКА, ВЫНЕСЛ НОЖ, ОТРЕЗ ЕГО ПАЛЬЦ И ВЫБРОСИЛ ЕГО. КОГДА МАЛЬЧИК УБЕЖАЛ, ГУТЕЙ КРИЧАЛ: «СТОП!» Мальчик остановился, обернулся и посмотрел на своего хозяина сквозь слезы. ГУТЕЙ ПОДДЕРЖИВАЛ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ПАЛЬЦ. МАЛЬЧИК ПОШЕЛ ПОДНЯТЬ СВОЙ ПАЛЬЦ, А КОГДА ПОНЯЛ, ЧТО ЕГО НЕТ, ОН ПОКЛОНИЛСЯ.

В ЭТО МОМЕНТ ОН СТАЛ ПРОСВЕТЛЕННЫМ.

Это очень странная история, и есть все шансы, что вы ее неправильно поймете, потому что самое сложное для понимания в жизни — это поведение просветленного человека. У вас есть свои собственные ценности, и вы всегда просматриваете эти ценности.

Просветленный человек находится в совершенно другом измерении, где он живет без ценностей, где он живет без каких-либо критериев, где он живет без всякой морали, где он просто живет без эго, потому что все ценности принадлежат эго. Просветленный человек просто живет. Он не манипулирует своей жизнью, он — плывущее белое облако. Ему некуда идти, нечего добиваться. Для него нет ничего хорошего и ничего плохого. Он не знает никакого Бога, он не знает никакого Дьявола. Он знает только жизнь, а жизнь в своей совокупности прекрасна.

Бог уродлив еще и потому, что он часть, а не целое. Дьявол уродлив еще и потому, что он тоже часть, а не целое. Бог не жив, Дьявол тоже мертв, потому что

жизнь существует как ритм между двумя — добром и злом, Богом и Дьяволом. Между этими двумя полюсами существует жизнь. Жизнь не может существовать с одной полярностью. Это два берега, между которыми течет река жизни. Просветленный человек узнал об этом. Он ни против чего и ни за что. Он отвечает момент за моментом, без какого-либо суждения с его стороны.

Вот почему это очень сложно. Просветленный человек всегда более или менее похож на сумасшедшего. Итак, первое, что нужно понять: не оценивайте просветленного человека через свои ценности — очень сложно, потому что что еще вы можете сделать?

Я слышал, что однажды великий художник попросил своего друга-врача прийти и посмотреть на одну из картин, которые он только что закончил. Художник думал, что это было величайшее творение, которое он когда-либо создавал, это была вершина всего его искусства. Поэтому, естественно, он хотел, чтобы его друг-врач пришел и посмотрел на это. Доктор наблюдал очень внимательно, осматривал то с той, то с другой стороны. Прошло десять минут. Художник немного испугался, потом спросил у врача: «В чем дело? Что вы думаете об этой картине?»

Врач сказал: «Мне кажется, двусторонняя пневмония!»

Это происходит со всеми, потому что у врача свои взгляды, свои взгляды на вещи. Он посмотрел на картину — он не может смотреть ни на что, кроме своих фиксированных взглядов; без них он не может смотреть — диагностировал. Картина не нуждается ни в каком диагнозе; он скучал. Красивое дело превратилось в пневмонию. Так работает ум. Когда вы смотрите на вещь, вы заставляете свой разум раскрасить ее. Не делайте этого с просветленным человеком, потому что для просветленного это ничего не изменит, но вы упустите возможность увидеть красоту этого.

Второе:

просветленный человек ведет себя из центра, а не с периферии. Вы всегда ведете себя с периферии, вы живете на периферии, на периферии. Для вас окружность важнее всего. Вы убили свою душу и спасли свое тело. Просветленный человек может пожертвовать своим телом, но не может позволить, чтобы его душа была потеряна. Он готов умереть — в любой момент он готов умереть, это не проблема — но он не готов потерять свой центр, саму суть своего существа. Для просветленного человека тело — всего лишь средство.

Итак, если это необходимо, то даже просветленный человек скажет вам: «Оставь тело, но не оставляй свое внутреннее существо». Так рождается всякая тапасчарья, всякая аскеза. Окружность должна быть принесена в жертву центру. Даже если нужно отрезать голову — если это поможет вам, если с головой может упасть ваше эго — просветленный человек скажет вам отбросить голову, отрезать ее: «Не носите эту голову, если это помогает эго, потому что зря вы теряете все».

Это нужно помнить:

когда живешь в центре, вид совсем другой. Тогда никто не умирает, никто не может умереть — смерть невозможна. Если вы живете на периферии, тогда умирают все, смерть — это окончательный конец каждого; вечной жизни не существует нигде.

Кришна, разговаривающий с Арджуной в Гите, — это на самом деле центр, разговаривающий с периферией. Арджуна живет на периферии: он думает о теле, он ничего не знает о душе. И Кришна говорит из центра, и он говорит: «Не беспокойтесь об этих телах. Они умирали много раз и умрут много раз. Смерть есть не что иное, как превращение, как будто кто-то сбрасывает с себя одежду, покидает свой старый дом и входит в новый дом. Это тело ничто, Арджуна, так что не беспокойся о нем. Смотри внутрь». Но как Арджуна может заглянуть внутрь других, если он не заглянул внутрь себя?

Запомни: этот дзен-мастер Гутей — Кришна. Он живет из центра и ведет себя соответственно. И этот случай происходит с учеником, который находится на периферии. Но Гутей не порезал бы тебе палец, помни. Ученик был достоин этого, он это заслужил — только тогда мастер дойдет до такого. Чтобы дойти до такого уровня, ученик должен был научиться, должен был заслужить это, иначе Гутей не зашел бы так далеко. Даже Арджуна не был так достоин, как этот ученик Гутея, потому что Кришна разговаривал с ним — Гутей что-то сделал.

Запомни разницу. Мастер приходит, чтобы сделать с вами определенные вещи только тогда, когда вы это заслужили; иначе он будет говорить с вами. Делать можно только тогда, когда ты готов, когда момент так близок, что его нельзя упустить; ничего нельзя сказать, можно только что-то сделать. Потому что, если вы говорите, нужно время; если вы говорите, то другой должен это понять. Что-то нужно делать немедленно, мгновенно. Мастер сделает что-то только тогда, когда увидит, что ты на грани: то разговоры не помогут, то ему придется тебя подтолкнуть. Теперь вы как раз у двери; всего одно мгновение, и вы можете пропустить дверь, и в течение многих жизней вы, возможно, не сможете снова подойти к двери.

Жизнь очень сложна. Редко бываете у дверей. А если хозяин скажет: «Смотрите, дверь здесь!» и начинает объяснять вам, что к тому времени, как вы поняли, двери уже нет. Жизнь – это постоянное движение. Мастер должен что-то делать. Даже если он думает, что убийство тебя поможет, он убьет тебя. Вот почему нужна сдача.

Сдаться нелегко, потому что сдаться означает сказать мастеру: «Отныне моя жизнь и моя смерть принадлежат вам». Сдача означает: «Я готов. Если ты скажешь: «Умри!», я умру. Я не буду спрашивать, почему». Если вы спросите, почему, нет сдачи, нет доверия.

А в древние времена многие люди могли стать просветленными, потому что они могли сдаться. Доверие было в самой атмосфере, вера была повсюду, доверие цвело повсюду. Не могло пройти и дня, чтобы не встретить человека, которому можно доверять. И в тот момент, когда вы увидели человека, которому доверяете, вы почувствовали зависть — он был таким красивым человеком. Но в наши дни стало почти невозможно встретить надежного человека. Та красота исчезла. Вы сталкиваетесь с сомневающимися, скептиками, молчунами; они уродливы, но они повсюду. И, мало-помалу, вы также питаетесь сомнениями. С самого первого дня, когда ваша мать дает вам молоко, вы питаетесь сомнениями. Весь научный механизм зависит от сомнения. Вы должны быть скептичными, сомневающимися; только тогда наука может работать. Религия работает совершенно противоположным образом. Вы должны быть доверчивыми, быть глубоко утверждающими, тогда сдача возможна. Этот ученик Гутея был предавшимся, поэтому этот случай стал для него просветлением. Теперь мы вступим в эту странную историю. Каждое слово значимо.

МАСТЕР ДЗЕН ГУТЭЙ ИМЕЛ ПРАКТИКУ ПОДНИМАТЬ ПАЛЕЦ КОГДА ОН ОБЪЯСНЯЛ ВОПРОС О ДЗЕН.

Мастера никогда ничего не делают без надобности, даже пальцем не пошевелив. Ненужное исчезло. Только существенное существует с мастером. Он не сделает ни одного движения, ни одного жеста, если это не существенно. Несущественное существует с невежеством; тогда, что бы вы ни делали, это тривиально, несущественно — если вы откажетесь от этого, ничего не будет потеряно. Посмотрите на свою жизнь, что бы вы ни делали — если вы оставите ее, что потеряете? Через это ничего не выиграешь — мелочи с утра до вечера. А потом тебе это надоедает, потом ты ложишься спать, а утром снова готов заниматься теми же пустяками. Получается замкнутый круг, одно несущественное переходит в другое несущественное, они связаны друг с другом.

Но вы так боитесь смотреть на эту мелочь жизни, что всегда держитесь к ней спиной, потому что, глядя на мелочь жизни, вы чувствуете себя подавленным: «Что я делаю?» И если вы видите, что все, что вы делаете, абсолютно бесполезно, ваше эго потеряно; потому что эго может чувствовать себя значительным только тогда, когда вы делаете что-то важное. Так вы придаете значение пустякам и чувствуете, что выполняете великие обязанности перед нацией, перед семьей, перед человечеством — как будто без вас существование просто прекратится. Ничто не важно, что бы вы ни делали, — но вы должны придавать этому значение, потому что через значение питается, укрепляется эго.

В невежестве все несущественно. Что бы вы ни делали, даже ваша медитация, ваша молитва, ваше посещение храма — все тривиально. Даже когда вы молитесь, это не может быть глубже, чем когда вы читаете газету. Потому что это не вопрос молитвы, это вопрос о вас. Если у вас есть глубина, то когда бы вы ни двигались, что бы вы ни делали, действие будет иметь глубину. Если у вас нет глубины, даже если вы пойдете в храм, это не имеет значения;

вы входите в храм так же, как и в гостиницу. Вы одинаковы, храм и гостиница не могут иметь большого значения. Дайте ребенку очень дорогую игрушку из бриллиантов, и он будет делать с этой дорогой игрушкой то же самое, что и с обычными игрушками, потому что он ребенок. Он поиграет с ним несколько минут, затем бросит в угол и уйдет.

Ваша глубина придает глубину вашим действиям. Даже когда просветленный мастер поднимает палец, это имеет смысл, очень многозначительно. Почему этот Гутей обычно поднимал палец… КОГДА ОН ОБЪЯСНЯЛ ВОПРОС О ДЗЕН? Не всегда — всякий раз, когда он объяснял вопрос о дзэн, он поднимал палец. Почему? — потому что он объяснял, и он также показывал, потому что, что бы вы ни спросили о религии, один поднятый палец будет ответом.

Все ваши проблемы возникают из-за того, что вы не едины. Все ваши проблемы возникают из-за того, что вы фрагментированы. Все ваши проблемы возникают из-за того, что вы представляете собой разобщенность, хаос, а не гармонию. А что такое дзен, и что такое йога, и что такое медитация? Ничего, кроме прихода к единству. Само слово йога означает единство, быть единым, тотальным, целым.

Итак, Гутей объяснял Дзэн: это объяснение было второстепенным, первичным был поднятый палец. Он что-то говорил и показывал. Так живет просветленный человек: он говорит и показывает. Само его существо, его жесты, его движения показывают, что такое религия. Если вы не можете видеть, если вы слепы или если вы потеряли это измерение понимания, взгляда, тогда вы слышите только слова. Но если умеешь смотреть, то и слов не надо. Слова бесполезны, их можно отбросить, они вторичны. Но поднятый палец нельзя опустить; это первично, это единственный ответ. Все те, кто знал, в любой точке мира, все подняли палец.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts