Человек способный сознательно и ответственно делать выбор: Установите соответствие между понятиями и характеристиками: Харрактеристики 1. Человек активно и

Содержание

Тест : «Человек, личность, потребности, свобода»

Тесты: «Человек, личность, потребности, свобода»

Вариант 1

1. Человек от животного отличается тем, что он

1) имеет природные инстинкты

2) обладает наиболее совершенным слухом

3)  не зависит от природных условий

4) обладает членораздельной речью

2. Специфические черты, присущие определенной особи (организму) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике

1) человека

2) индивида

3) личности

4) индивидуальности

3. Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают

1) разнообразными ощущениями

2) членораздельной речью

3) рациональным мышлением

4) возможностями саморазвития

4. Верны ли следующие суждения?

А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б. Человека от животных отличает способность трудиться сообща.

1) верно только А                                                        3) верно и А и Б

2) верно только Б                                                        4) оба суждения неверны

Б) характер оценочных суждений

5. Какая из перечисленных ниже  способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?

1) способность ощущать воздействие среды

2) способность воспринимать окружающую действительность

3) способность делать выбор и нести за него ответственность

4) способность удовлетворять свои потребности

6. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ:______________________________

 

7. Вставьте вместо пропуска. Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется ___________________________потребностью.

10. Завершите фразу: «Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется _____________________».

8. Признаком понятия «человеческая деятельность» является

1) доминирование биологических потребностей

2) приспособительный характер

3) целенаправленность

4) обязательное использование орудий

9. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

1) земля

2) техника

3)  взращиваемая культура

4) земледелец

10. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются

1) объектами деятельности

2) субъектами деятельности

3) целями деятельности

4) средствами деятельности

11. Игра, общение познание – это

1) виды деятельности человека

2) этапы формирования личности

3) виды поведения всех живых существ

4) формы коммуникации

12.  Установите соответствие между видами деятельности  и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующее позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ                             ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1) деятельность в воображаемой                                   А) труд

ситуации                                                                          Б) учение

2) практическая полезность                                           В) игра

3) нацеленность на обретение знаний

4) замещение реальных объектов условными

5) преобразовательная направленность

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

13. Доминирующим фактом социализации личности выступает

1) природная среда

2) врожденные особенности человека

3) общение с окружающими

4) специфика социальных норм

14. Отличительным признаком понятия «личность» является (ются)

1) членораздельная речь

2) наличие физических потребностей

3) способность брать ответственность на себя

4) сознание и мышление

15. Верны ли следующие суждения о формировании  личности?

А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.

Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.

1) верно только А                                                     3) верно и А и Б

2) верно только Б                                                      4) оба суждения неверны

16. Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей

1) социальной мобильности в обществе

2) социализации молодого поколения

3) приобретенного социального статуса

4) самореализации личности в группе

17. Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется

1) на протяжении всей жизни человека

2) в период зрелости

3) прежде всего в детском возрасте

4) после завершения учебы в школе

18. Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как

1) индивида

2) личности

3) физического лица

4) биологической особи

19. Завершите фразу: «Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ________________________________».

20. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.

Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.

1) верно только А                                                     3) верно и А и Б

2) верно только Б                                                      4) оба суждения неверны

21. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.

Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.

1) верно только А                                                     3) верно и А и Б

2) верно только Б                                                      4) оба суждения неверны

22. Верны ли следующие высказывания о свободе человека?

А. Свобода предполагает выбор при наличии альтернативы.

Б. Расширение поля свободы увеличивает степень ответственности личности.

1) верно только А                                                     3) верно и А и Б

2) верно только Б                                                      4) оба суждения неверны

23. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

 А. Моральная ответственность личности предполагает свободу воли.

  Б. Моральная ответственность выражается в умении управлять собой и своим поведением.

1) верно только А                                                     3) верно и А и Б

2) верно только Б                                                      4) оба суждения неверны

24.

Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности человека?

А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.

Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложится на него.

1) верно только А                                                     3) верно и А и Б

2) верно только Б                                                      4) оба суждения неверны

Тесты: «Человек, личность, потребности, свобода»

Вариант 2

1. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической, социальной. Социальная составляющая включает

1) знания и умения

2) чувства и волю

3) физическое развитие

4) возрастные особенности

2. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку?

1) индивид

2) деятель

3) творец

4) индивидуальность

3. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек – это существо, которое участвует в создании самого себя.

Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.

1) верно только А                                                        3) верно и А и Б

2) верно только Б                                                        4) оба суждения неверны

4. К социальным потребностям человека относится потребность

1)  дышать

2)  питаться

3)  спать

4)  общаться

5. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?

А. Гениальным человека делает природа, а не общество.

Б. Умственная одаренность – качество, обусловленное биологической природой человека.

1) верно только А                                                        3) верно и А и Б

2) верно только Б                                                        4) оба суждения неверны

6.  Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите и укажите потребность, «выпадающую» из их ряда и относящуюся к другому понятию.

Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых

Ответ:________________________________________

7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

     «В труде, учении, __________(1) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства_______________(2) – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные_______________(3) организма являются лишь_____________(4) – весьма многозначными, которые обуславливают, но не определяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства__________________(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____________(6) не только проявляются, но и формируются.

В работе, учении, труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных ситуациях и поступках формируется и закаляется характер».

              Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) особенность                                     Е) задатки

Б) способности                                     Ж) общение

В) личность                                           З) деятельность

Г) игра                                                    И) группа

Д) общество                                      

8. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности

1) материально-производственной

2) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразовательной

9. В отличие от поведения животных, деятельность человека носит характер

1) преобразующий

2) приспособительный

3) коллективный

4) орудийный

10. Деятельность человека, направленная на создание полезных обществу материальных и духовных благ, — это

1) познание

2) труд

3) общение

4) прогнозирование

11. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «структура деятельности». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Субъект, цель, средства, индивид, объект, результат

Ответ:________________________________________

12. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека

1) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды

2) ответственности за свои действия и их последствия

3) обусловленности поведения генетическими особенностями

4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

13. Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике

1) человека

2) индивида

3) индивидуальности

4) личности

14. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно только А                                                     3) верно и А и Б

2) верно только Б                                                      4) оба суждения неверны

15. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, — это

1) адаптация

2) образование

3) воспитание

4) социализация

16. Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется

1) самореализацией

2) способностью

3) самопознанием

4) социализацией

17. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

1) верно только А                                                     3) верно и А и Б

2) верно только Б                                                      4) оба суждения неверны

18.  Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ                                                  ПОНЯТИЯ

1) человек, активно осваивающий                              А) индивид

и целенаправленно преобразующий                           Б)  индивидуальность

природу, общество и самого себя                                В)  личность

2) отдельно взятый представитель                               

всего человеческого рода

3) человек в комплексе его неповторимых

уникальных свойств

4) человек, способный сознательно и ответственно

делать выбор

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

 

     1

    2

     3

 4

 

 

 

 

 

                         

 

Ольга Лукина: Разработка искусственного интеллекта не должна оказаться в руках деструктивных лидеров

Цифровизация

|

Поделиться

    Цифровизация и наращивание силы искусственного интеллекта могут иметь совсем не такие последствия для человечества, каких оно хочет. Эксперты считают, что у современного ИИ все еще много недостатков, и ключевой из них — неспособность принимать взвешенные решения. О том, почему многие ИТ-лидеры находятся на острие социальной ответственности перед будущим, о чем должны задуматься разработчики ИИ-решений и чем искусственный интеллект опасен уже сегодня, в интервью CNews рассказала кандидат медицинских наук, бизнес-психотерапевт, директор Института интегративной психотерапии и коучинга Ольга Лукина.

    «Искусственный интеллект может принести не только технологические чудеса»

    CNews: Происходящая на глобальном рынке цифровизация всего, чего угодно, поставила несколько важных вопросов перед человечеством и перед бизнесом. Например, многие эксперты говорят о том, что искусственный интеллект (ИИ) лишь возьмет на себя рутинные задачи бизнеса, оставив людям по-настоящему творческие задачи. Согласны ли вы с этим?

    Ольга Лукина: Хотелось бы, чтобы это было именно так. В словах экспертов по ИИ декларируется идея прогресса, возможности для развития людей. С идеей я, конечно, согласна, но что произойдет на практике — вопрос открытый. Будучи экспертом в области эмоций, мышления и поведения лидеров, я осторожна. Потому что часто случается так, что они сознательно хотят сделать одно, но делают другое, и далеко не всегда готовы брать ответственность за последствия, а порой — даже не готовы признавать сам факт несоответствия запланированного и получившегося. Люди остаются людьми, и пока с ними сосуществуют их внутренние конфликты, подавленные детские страхи, обиды и гнев — их бессознательные мотивы могут идти вразрез с их рациональными намерениями и целями. Уже сейчас в области развития ИИ есть вещи, которые меня весьма настораживают.

    Ольга Лукина: Уже сейчас в области развития ИИ есть вещи, которые меня весьма настораживают

    CNews: У использования искусственного интеллекта сегодня много и сугубо теоретических, и вполне предсказуемых последствий. Многие, например, предрекают серьезные проблемы с ростом безработицы.

    Ольга Лукина: Думаю, такая опасность существует. И в первую очередь она коснется людей не высококвалифицированных профессий. Я уверена, что высококлассный юрист или врач, как бы ни развивался и ни обучался ИИ, своей востребованности не потеряют. Потому что в основе их успешных стратегий лежат не только рациональные алгоритмы, но еще и интуиция, умение тонко чувствовать, что происходит с их клиентом на эмоциональном и физическом уровне, системное понимание окружающего контекста. А этого никогда не сможет робот. Поэтому, когда я обучаю или консультирую молодых людей, я очень рекомендую им инвестировать сегодня силы в свое развитие. Чтобы оказаться востребованными в будущем, людям необходимо владеть не только глубокими профессиональными знаниями, но еще и активно развивать свой эмоциональный интеллект (ЭИ).

    Говоря о все большем проникновении ИИ в нашу жизнь, я думаю, что потеря рабочих мест — пожалуй, самое безобидное последствие. Я уверена, что политики и экономисты будут способны найти решение. Во мне ИИ вызывает не только предвкушение каких-то будущих технологических чудес, но и тревогу, ведь потенциал воздействия искусственного интеллекта намного превосходит потенциал атомной энергии. Если ИИ попадет в руки деструктивных лидеров, то мы можем получить значительно более страшные вещи, чем сокращение рабочих мест.

    Я думаю, что разработчики в области атомной энергии, узнав о последствиях применения атомного оружия в Хиросиме и Нагасаки, оказались эмоционально и духовно не готовы к таким результатам своих научных и технологических изысканий: сотни изуродованных тел, тысячи мучительных смертей от лучевой болезни… Уверена, что осознание последствий сделало жизни этих ученых невыносимой. Я хотела бы обратить внимание на эту историю; необходимо делать из нее серьезные выводы для себя, проводить работу над ошибками, чтобы не допустить повторения того, что уже когда-то произошло.

    CNews: Давайте попробуем объяснить, что такое эмоциональный интеллект.

    Ольга Лукина: Есть распространенная точка зрения, что ЭИ — это способность человека чувствовать и понимать свои эмоции и управлять ими, а также его способность чувствовать и понимать эмоции других людей и управлять ими.

    К сожалению, это популярное определение — весьма расплывчато и не может считаться полным, оно может ввести людей в заблуждение. Вспомним Остапа Бендера: он прекрасно умеет управлять эмоциями окружающих его людей, подчиняя их своим авантюрам и сиюминутным коммерческим интересам. Согласно имеющемуся определению, можно сказать, что у Остапа — высокий эмоциональный интеллект. Он очарователен и прекрасно считывает мотивы других людей, но они для него — лишь объекты для манипуляций. А всякая манипуляция — это силовая психологическая игра. Сегодня ты — кошка, которая наслаждается своей властью, терзая мышку, а завтра ты натолкнешься на еще более хитрого и коварного зверя. Люди, живущие в парадигме силовых игр, имеют незрелую невротическую личностную организацию, и они неизбежно приходят к поражению в развязке. Рано или поздно. Увы, они не умеют жить win-win.

    Человек же со зрелой и целостной психикой раскусит и манипулятора, и его очарование, прикрывающее корыстное намерение, в два счета, и не позволит себя использовать.

    Есть настоящие чувства и эмоции человека, а есть навязанные. В психотерапии есть соответствующий термин — «рэкетные» чувства. Например, вместо страха человек может чувствовать возбуждение, потому что он с детства должен был подавлять и не показывать страх. И именно это возбуждение будет вести его в опасной ситуации. Его бесстрашие будет равно безумию. Или другой пример: владелец бизнеса все время раздражается и кричит на своих подчиненных, веря, что только он один «знает истину». Эту модель он получил от своего агрессивного и доминирующего отца. Его чувство раздражения не связано с реальной ситуацией. Нам не удастся перейти с таким лидером к равноценному и эффективному сотрудничеству, пока он не осознает истоки своего раздражения и не заменит его на уважение к позиции других людей, признав за ними право быть умными.

    В определении ЭИ обязательно должен присутствовать критерий высокого уровня осознанности, то есть понимание человеком своих подлинных чувств, а не их заменителей, навязанных кем-то в его далеком детстве. В определении ЭИ также должна быть учтена зрелая система ценностей человека, определяющая его выборы, за которые он готов нести ответственность. И, безусловно, это умение эмпатически присоединиться к чувствам другого человека.

    Именно эти комплексные свойства психики дают человеку возможность жить с миром в парадигме «Я + Ты +» и достигать настоящего успеха… Альтернатива только одна — бесконечная игра в «кошки-мышки». Как свидетельствует всемирная история, все игравшие в больших кошек рано или поздно оказываются разодранными мышками. Это законы психики.

    Если кому-то удобнее и проще интерпретировать ЭИ как способность справляться со своими невротическими эмоциями через манипулирование мотивами других невротических людей, то подозреваю, что ИИ сможет это освоить, так как здесь игровые последовательности предсказуемы, и потому могут быть оцифрованы. Но здесь не остается места для любви, творческой спонтанности, сострадания, а значит — осознанной созидательности. Возможно, где-то здесь и лежит тот самый судьбоносный выбор, который придется сделать человечеству в области ИИ.

    «ИТ специалисты — на острие социальной ответственности перед будущим»

    CNews: Вы много работаете с талантливыми ИТ-специалистами. Как у них обстоят дела с эмоциональным интеллектом? Как это может повлиять на развитие ИИ?

    Ольга Лукина: ИТ-лидеры — очень нестандартные люди. С раннего детства ими движет мощный инстинкт познавать мир, находить ответы на вопросы, как что устроено и почему. Таким детям очень нужна защита и любовь родителей, чтобы их мозг полно раскрывал свой потенциал. Наталкиваясь на неразумное или непоследовательное поведение родителей, эти удивительные дети были вынуждены отдавать свои силы не на развитие, а на поиск возможности приспособиться. Они и в этом обычно преуспевают: их мозг находит решение, как внешне соответствовать жестким требованиям, сохранив при этом в себе тайное понимание того, «что есть что» на самом деле. Во взрослой жизни за такое раздвоение «того, что внутри» и «того, что снаружи» им приходится платить высокую цену.

    Никто не отменял роль бессознательного жизненного сценария человека. Эта матрица, глубоко встроившаяся в психику, определяет выборы человека. Он бессознательно воспроизводит во взрослой жизни те же картины и сюжеты, от которых когда-то в детстве очень страдал. Это касается отношения к себе самому, отношений с окружающими людьми… Сценарий крадет внутреннюю свободу, спонтанность и ощущение эмоциональной безопасности внутри. Интеллектуальная и интересная работа может на многие годы стать спасательным кругом для этих людей, местом, куда они убегают.

    Но это инфантильный способ психической защиты себя от эмоционального неблагополучия, он не совершенный и очень дорогой.

    Как бы ни были глубоко скрыты внутренние конфликты и блоки этих лидеров, их совершенный мозг все равно может вычислить факт наличия эмоциональной травмы, как причины их страданий. И они безошибочно находят специалиста, который может показать то, что они смогли просчитать, но не смогли увидеть, прочувствовать и изменить.

    Меня всегда поражала работоспособность и искренность ИТ-профессионалов уже в процессе самой психотерапии, проницательность мозга, который хватает суть нового и дальше уже работает сам.

    Все, что нужно такому человеку для движения вперед, — не уступающий по системности и быстроте мышления оппонент. С другим психотерапевтом он просто не будет работать. Его психотерапевт должен сделать то, чего не может он сам: почувствовать зажатого внутри него ребенка и вызвать его к жизни. Другими словами, у терапевта должен быть высокий рациональный и эмоциональный интеллект. Иначе можно работу даже не начинать.

    Ольга Лукина: Если ИИ попадет в руки деструктивных лидеров, то мы можем получить значительно более страшные вещи, чем сокращение рабочих мест

    Я верю, что именно ИТ-профессионалы могут сделать нечто, что качественно изменит наш мир и превратит его в лучшее место. Они откроют возможности, о которых большинство из нас даже не подозревает. И при всем этом у меня есть тревога, что идеи и гениальные разработки этих людей попадут в руки деструктивных лидеров из миров бизнеса и политики, и именно они станут бенефициарами.

    В моей книге есть эпизод, в котором ИТ-гений, приносящий корпорации миллиарды, беззвучно, как ребенок, плакал в моем кабинете, рассказывая мне об унизительной ситуации, в которой он не смог себя отстоять. Его босс, будучи с утра в плохом настроении, так сильно был недоволен темпом сложнейших разработок ИТ-департамента, что ему недостаточно было словесно оскорбить своего ИТ-директора. Он захотел раздавить его человеческое достоинство, показав свою безграничную власть. Он демонстративно вытер свои сопли о бумаги, которые принес ИТ-директор, готовивший их несколько бессонных ночей. Это была лайт-версия внешнего проявления деструктивного лидерства, которое является самой большой угрозой для всех нас.

    Все это уже было в истории. Мы все читали о случае на банкете в честь первого испытания водородной бомбы, когда генерал авторитарно осадил скабрезным анекдотом Андрея Сахарова, предложившего тост за то, «чтобы ядерное оружие никогда не было использовано против людей!»: «Ваше дело — укреплять, а наше дело – направлять», — сказал генерал.

    В истории с моим клиентом в силу вступили его детские страхи, образ пугающей родительской фигуры слился с образом могущественного босса. Мой клиент мог уйти в любую компанию. На рациональном уровне он знал о своей востребованности, но на иррациональном уровне он чувствовал себя беззащитным ребенком, продолжая терпеть унижения, он не мог даже сказать слово в защиту себя.

    ИТ-профессионалы, занимающиеся ИИ, не имеют права разрешать кому-то так к себе относиться. Они не имеют права относиться к своим разработкам, как к увлекательным детским игрушкам. И не имеют права использовать работу, как способ убегания от неразрешенных эмоциональных проблем. Потому что потенциал того, что они делают, слишком велик.

    За мозгами тех, кто делает прорывные инновации, идет охота. Ключевым становится вопрос ответственности ИТ-лидеров за то, что они делают, и за то, как это будет использовано. Это — вопрос целостности человека, его профессиональной и человеческой этики.

    И он — на самом острие иглы.

    CNews: Вы привели в качестве примера атомную энергию и связанные с ее использованием негативные последствия. А какие угрозы несет в себе именно искусственный интеллект? Есть ли у вас какие-то примеры?

    Ольга Лукина: За ответом на этот вопрос не придется далеко ходить. Предупреждающие об опасности антиутопические и фантастические романы уже сегодня наливаются жизнью. У меня создается ощущение, что Google заметно преобразуется из демократичной развивающей площадки, которая открывала нам возможности выбирать самую разнообразную и не ангажированную информацию, в среду, в которой все более заметно влияние лидерства деструктивного типа.

    Например, они считают, что могут экономить на грамотных интеллектуальных контент-менеджерах, стремятся исключить их из процесса. Возможность принимать решения передается искусственному интеллекту, который настраивается таким образом, что зачастую не пропускает через свое сито нестандартный и оригинальный контент, способный развивать людей и самих лидеров.

    Пандемия коронавируса стала провокатором и ускорителем этого процесса: люди ушли на карантин, а право принятия решения относительно приемлемости контента в YouTubе по факту перешло к искусственному интеллекту.

    Чем это обернулось на практике: в разгар пандемии мы разместили серии моего документального сериала «Лидеры в моем кабинете» на YouTubе. Этот фильм — как раз о лидерах, которые пришли в аналитическую терапию, чтобы работать над собой; о том, как они проходили свой непростой путь, возвращая себе способность любить себя и людей, как они с болью продирались через свои болезненные амбиции; о том, как они заново учились доверять, как расчищали путь к своей самореализации, чтобы идти к своим настоящим целям; как они из тиранов и бунтарей превращались в свободных и созидающих лидеров. Материал — не банальный.

    Этот контент искусственный интеллект YouTube не пропускал! Нами были заявлены шесть апелляций, но ничего не менялось. Редкие живые менеджеры на связь практически не выходили, отписываясь удивительными текстами вроде: «Мы очень сожалеем, сами проблем в контенте не видим, но он не проходит робота, а мы сделать ничего не можем. Пишите, пожалуйста, еще одну апелляцию. Очень надеемся, что система фильм пропустит». Во мне нарастало удивление: «В чем цель очередной апелляции? В надежде снискать милосердия у ИИ?» Как психиатр, я отдавала себе отчет, что это столь же бессмысленно, как искать благоразумности у психотика.

    Мини-антиутопия сегодня? То есть, теперь принятием решения о допустимости контента для YouTubе занимаются роботы, и человек уже не может вмешаться? Ну, тогда это сигнал «SOS», и нам предстоит получать лишь посредственный, усредненный и направленный контент… Вероятно, это устраивает людей, принимающих решения. Но устраивает ли это тех же ИТ-лидеров, которые строили площадку, думая о свободном развитии людей?

    CNews: У вас есть понимание, чем искусственному интеллекту не понравился этот материал?

    Ольга Лукина: Я полагаю, что искусственный интеллект улавливает «неприемлемые» слова. Например, рассказывая о своем пути, я использую, например, словосочетание «психотропные препараты». Или, рассказывая про своего клиента, бизнесмена из 90-х годов, я упоминаю особенности того времени. Как у нас тогда строился бизнес? Без бутылки коньяка были переговоры? Только те, которые с водкой. Это — документалистика. Искусственный интеллект ловит слово, условно, «алкоголь», и не пропускает контент. Он распознает слова, но не понимает смысл. В английском языке это слово («sense») имеет такие значения, как «ощущение», «эмоциональный и интеллектуальный смысл». К слову, у меня есть примеры того, что не лучше обходится с нестандартными текстами и «Яндекс». Все было бы гораздо проще, если бы этими настройками конструктивно и созидательно управляли лидеры, несущие ответственность, в том числе, за несовершенство искусственного интеллекта.

    Эффективность лидеров заканчивается, когда они начинают экономить на человеческом разуме, и искусственный интеллект начинает принимать свои решения, оставляющие за скобками понятие «смысл».

    Хотелось бы, чтобы лидеры YouTube и «Яндекса» интерпретировали мои замечания как конструктивную критику, как помощь в построении здоровых деловых партнерских отношений с авторами, которые уважают себя и свой контент.

    «Многие боятся автоматизации»

    CNews: Как вы считаете, почему во многих компаниях сотрудники встречают появление ИИ с некоторым опасением? Является ли это проявлением иррационального страха перед объектами, действующими подобно человеку? Или дело в банальном страхе потерять работу?

    Ольга Лукина: Присутствуют оба эти страха. Но работа с иррациональными страхами — не компетенция руководителя. Это компетенция психотерапевта. Если, конечно, человек обратится с таким запросом.

    А вот с вполне рациональным страхом потерять работу должно справляться государство. Вернемся к началу нашего диалога. Бизнесмены, желая уменьшить ФЗП, будут стремиться к использованию ИИ. И зрелое, думающее о своих людях государство должно быть готово предложить высвобождающимся людям альтернативу.

    Ольга Лукина: Эффективность лидеров заканчивается, когда они начинают экономить на человеческом разуме, и искусственный интеллект начинает принимать свои решения, оставляющие за скобками понятие «смысл»

    CNews: Нужно ли предпринимать какие-то шаги, направленные на «очеловечивание» искусственного интеллекта?

    Ольга Лукина: Мы до сих пор не понимаем до конца, что такое человеческий интеллект и как функционирует человеческий мозг. Сможем ли мы создать искусственный интеллект, схожий по своим функциям с мозгом? Сознание умнейших людей планеты продолжают разрушать болезни: Альцгеймер, болезнь Пика, злокачественные формы шизофрении… И мы бессильны. Каждому остается только молиться, чтобы участь сия его не настигла. Многие интеллектуально сильные люди ведут себя невротически, повреждая себя и других людей. Любовь и спонтанность оцифровке не подлежат. Что тогда понимать под «очеловечиванием» ИИ? Может быть, попытку алгоритмизировать невротические последовательности? Я не знаю, как ответить на ваш вопрос.

    CNews: Мне кажется, такая цель сейчас не стоит, это считается относительно недостижимой точкой.

    Ольга Лукина: Раз так, то искусственный интеллект должен оставаться прикладным инструментом. И во все те моменты, когда необходимо именно принятие решения, рядом с роботом должен находиться ответственный и профессиональный человек, способный эти осознанные решения принимать.

    Добросовестность | Психология сегодня

    Отзыв от Psychology Today Staff

    Добросовестность — фундаментальная черта личности, одна из Большой пятерки, отражающая склонность к ответственности, организованности, трудолюбию, целеустремленности, соблюдению норм и правил. Как и другие основные личностные факторы, он имеет множество аспектов; добросовестность включает в себя самообладание, трудолюбие, ответственность и надежность.

    Добросовестный человек хорош в саморегуляции и контроле импульсов. Эта черта влияет на то, будете ли вы ставить и придерживаться долгосрочных целей, обдумывать выбор, вести себя осторожно или импульсивно и серьезно относиться к обязательствам перед другими. (Другие личностные черты «большой пятерки» — это экстраверсия, покладистость, открытость и невротизм.) Добросовестность обычно является ключевым компонентом успеха — как в любви, так и в работе. Это также важный показатель здоровья, благополучия и долголетия.

    Содержимое
    • Понимание совести
    • Связь между добросовестностью и успехом

    Понимание совести

    Совестливые люди активно принимают большие и малые решения. Например, добросовестные люди не просто ставят цели, они устанавливают график достижения каждой цели. Добросовестные люди хорошо справляются с работой, требующей внимания к деталям, например, хирурги и пилоты; и неудивительно, что сознательные люди с меньшей вероятностью окажутся за решеткой.

    Как поступает сознательный человек?

    Эти люди не импульсивны. Они планировщики и соблюдают график. Они также не пропускают оплату счетов, делают заметки, выполняют свои обещания и приходят вовремя. Они заботятся о себе с помощью упражнений, правильного сна и здорового питания. Они менее склонны к рискованному поведению, такому как курение и пьянство.

    Как стать более сознательным?

    Одним из методов является ментальное противопоставление, с помощью которого люди представляют себе цель, путь к цели и препятствия, которые могут встретиться на этом пути. Такой процесс может помочь людям выбрать достижимые цели и усилить их стремление к их достижению. И природа, и воспитание влияют на эту черту личности, и с возрастом люди становятся более сознательными.

    Можете ли вы быть добросовестным в одних вещах, но не в других?

    Да. По большому счету, люди ведут себя последовательно, когда окружающая среда последовательна, но поведение может не распространяться на разные домены. Степень добросовестности, с которой мы относимся к задаче на работе, не предсказывает, насколько добросовестно мы будем относиться к оплате счетов или другим личным вопросам. Это позволяет предсказать, насколько добросовестными мы будем оставаться в своих начинаниях, связанных с работой.

    Совестливые более эмпатичны?

    Добросовестность среди нас вполне может быть более эмпатичной по отношению к другим. Китайское исследование 471 медсестры показало, что эмпатия положительно связана с добросовестностью и покладистостью, но отрицательно связана с невротизмом.

    Является ли добросовестность генетической?

    Исследования в области поведенческой генетики показали, что эта черта примерно наполовину связана с генетикой и наполовину с окружающей средой, в которой человек вырос, или с факторами развития, которые в настоящее время не изучены. Анатомически префронтальная кора, место всех исполнительных функций, играет решающую роль в управлении поведением, отражающим добросовестность.

    Можете ли вы быть слишком сознательным?

    Человек может быть слишком усердным и целеустремленным, что может привести к выгоранию. У врачей, в профессии которых добросовестность может быть очень полезна, уровень выгорания оценивается примерно в 50 процентов.

    Связь между добросовестностью и успехом

    Совестливые люди, как правило, добиваются больших успехов в учебе и профессиональной деятельности. На работе, наряду с высокой производительностью, они получают более высокие заработки, хорошие отношения, удовлетворение от работы и достижения. Кроме того, добросовестные, как правило, занимают больше руководящих должностей.

    Совестливые люди проявляют настойчивость больше, чем другие?

    Усердные и дотошные люди будут цепляться за проблему, пока она не будет решена. Если они потерпят неудачу, они продолжат попытки. Они не обязательно умнее всех в комнате, и при этом они не будут выполнять задачу лучше, чем другие. Однако они будут стремиться к успешному разрешению.

    Совестливые люди более соблюдают правила?

    Совестливые люди соблюдают определенные правила жизни. Например, они с большей вероятностью будут ездить с ограничением скорости и брать на себя ответственность за возникающие проблемы. Это также относится к отношениям и обязательствам, которые с ними связаны.

    Совестливые люди более пунктуальны и подготовлены?

    Менее сознательные люди могут проспать, опоздать на урок или на работу и избежать задач, требующих действия. Но приходить вовремя — важная черта добросовестного человека. Они ведут списки дел, обычно готовы, без промедления выполняют задачи и предпочитают упорядоченную рутину. Они заядлые конспектировщики и пишут первые черновики.

    Совестливые люди здоровее?

    Исследования показали, что добросовестность может означать более низкое кровяное давление, более низкие показатели диабета и инсульта, меньшее количество проблем с суставами, среди других результатов для здоровья. В целом, добросовестный человек в большей степени заботится о себе и живет дольше.

    Какая связь с перфекционизмом?

    Люди с более высоким уровнем сознательности могут быть подвержены риску перфекционизма и трудоголизма и могут плохо себя чувствовать в условиях сильного стресса. Как уже упоминалось, чрезмерно добросовестные люди склонны к выгоранию. Те, у кого низкая сознательность, могут, наоборот, проявлять гибкость и спонтанность.

    Совестливые люди счастливее?

    Если вы чувствуете, что в вашей жизни появилось больше свободы действий или что вы контролируете происходящее, значит, у вас есть внутренний локус контроля. И происходящие вещи и ситуации напрямую зависят от ваших навыков, способностей и действий, которые вы предприняли. У людей с высокой совестливостью есть такой внутренний локус контроля.

    Основные материалы для чтения

    Последние сообщения

    Сознательное измерение личности

    Сознательность описывает способность человека проявлять самодисциплину и контроль для достижения своих целей. Люди с высокими показателями организованы и решительны и способны отказаться от сиюминутного удовлетворения ради долгосрочных достижений. Люди с низкими показателями импульсивны и легко отвлекаются.

    Концепция Сознательности фокусируется на дилемме, с которой мы все сталкиваемся: делать то, что мне нравится сейчас, или вместо этого делать то, что менее весело, но окупится в будущем? Некоторые люди более склонны выбирать развлечения в данный момент, и поэтому у них низкий уровень Сознательности. Другие с большей вероятностью будут упорно работать над достижением своих целей, и поэтому у них высока эта черта.

    Как выглядит высокая сознательность?

    Люди с высоким уровнем Сознания, как правило, ответственны и целеустремленны. Они составляют план и придерживаются его. Их часто называют надежными, аккуратными и трудолюбивыми. Они следят за тем, чтобы все было правильно, и выполняли свои обещания.

    Совестливые люди имеют преимущество во многих сферах жизни. Люди с высоким уровнем добросовестности, как правило, получают более высокие оценки в школе и считаются лучшими работниками на рабочем месте. Добросовестность положительно коррелирует с доходом и ответственностью на работе. Добросовестные люди обычно зарабатывают репутацию надежных, продуктивных и трудолюбивых сотрудников.

    Совестливые люди, как правило, легче справляются с самодисциплиной в целом; они менее склонны принимать импульсивные решения и делать неверный выбор. Высокосознательные люди реже совершают преступления и имеют меньше проблем с наркоманией и алкоголизмом. Установлено, что они даже живут дольше.

    Хотя Добросовестность обычно считается положительной чертой, у высокого уровня Сознательности есть и недостатки. Совестливые люди иногда могут быть чрезмерно серьезными, и им может понадобиться подталкивание, чтобы расслабиться и повеселиться. Очень Совестливые люди могут стать трудолюбивыми до излишеств и сгореть от переутомления. У добросовестных людей иногда возникают проблемы с гибкостью и спонтанностью.

    Как выглядит низкая совестливость?

    Люди с низким уровнем Сознательности, как правило, отдают предпочтение развлечениям и реагированию на требования момента. Их часто описывают как непринужденных, случайных и расслабленных. Они, как правило, не любят жестких графиков и жесткой структуры.

    Те, у кого низкая Сознательность, склонны избегать планирования наперед. Им может быть трудно преследовать долгосрочные цели, потому что они легко отвлекаются и склонны следовать своим импульсам. Они могут бороться с самодисциплиной в целом. Другие люди могут считать их неуравновешенными, безответственными или непредсказуемыми.

    Добросовестность тесно связана с доходом и успехом на работе. Люди с высоким уровнем Сознательности, как правило, более трудолюбивы и организованны, и поэтому имеют преимущество на рабочем месте. Напротив, для тех, у кого низкая Сознательность, упорядоченные привычки не являются естественными. Менее сознательным людям приходится больше работать, чтобы быть надежным и продуктивным сотрудником, которого ценят организации.

    Хотя Добросовестность обычно считается положительной чертой, низкие показатели в этом измерении дают некоторые преимущества.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts