Чем отличается мироощущение от миропонимания: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Мировоззрение, мироощущение и миропонимание | Блог одного учёного

Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окружающий мир? Что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и здрав. смысл, на веру в сверхъест. или на науч. знания. Это зависит от типа мир-я. Мировоззрение. — это система обобщ. взглядов на мир, на место в нем ч-ка и его отн-е к этому миру, а также осн-ные на этих взгл. убеждения, чувства, идеалы, к-рые опред. жизн. позицию ч-ка, принципы повед. и ценностн. ориентации. Взгляды — опред. совок. знаний, выраж-х в представлениях и понятиях: они составляют основу мир-я. Эти общ. полож. и принципы превр. в убеждения — особые состояния знаний, хар-ся тверд. увер-стью. Мир-е полож. и принц. содерж. оценку явл-й дейст-сти, опр. жизн. поз. ч-ка. М. вкл. настроения, чувства, переж., составляет их эмоц.-псих. основу. 2 стороны м-я: эмоционально-психический и рациональный. Идеалы — компонент м-я, духовн. ориентир, придает осмысл. и целеустр. чел-ской деят-сти. Знания, ставшие убежд-ми — основа м-я. Сущ. м. ч-ка/о-ва. Личн. м. — зав. от хар-ра, соц. гр. В о-ве формир. общечел. ценности — единые для всех людей идеи гуманизма, нравств. принц., эстетич. и др. критерии. Т.о. можно гов. о мировоззр. всего о-ва на опр. этапе истор. р-я. Мифолог. мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. происх. и устр-во мира, появл. людей, жив., причины стихийн. явл., опр. свое место. Мифы связ. с обрядами, обычаями, содерж. нравств. нормы и эстетич. предст-я, сочет. реальн. и фантазии, мысли и чувства. В мифах ч-к не выдел. себя из прир. Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и их главенств. роль в мирозд. и жизни людей. Раздваивает мир на земной/небесн.

Вера в сверхъест. — основа. Религ. вера проявл. в поклонении высшим силам, позднее формир. образ единого Бога.

Философское мировоззр. ориент. на рациональн. объясн. мира. Общие предствал. о прир., о-ве, ч-ке станов. предм. теор. рассм. и логич. анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел. совок. вопр. о происх. мира, его строении, месте ч-ка и т.п., но отл. логич. упорядоч. сист. знаний, хар-ся стремл. теор-ски обоснов. положения и принципы. В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы.

В различных формах мировоззрений по-разному представлены интеллектуальный и элмоциокальный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познава-тельных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию.

Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

«Коэффициент интеллектуальности» мировоззрений различен. Неодинакова также степень их эмоциональной насыщенности. Но так или иначе, мировоззрения включают в себя оба эти «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрений не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение – не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа .ума, но и человеческие эмоции.

Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета, тревоги, напряжения и многие другие. Среди мировоззренческих эмоций есть окрашенные в «мрачные» тона тревоги, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Можно опасаться, переживать, болеть за своих близких, за свою страну, народ, будущее человечества, за жизнь на 3емле, за судьбы культуры. Вместе с тем людям присущ также целый спектр («светлых») эмоций: ощущения радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями. Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистическим или же мрачным, пессимистическим; эгоистическим или же полным душевной щедрости, заботы о других; счаст-ливым или несчастным и т. д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или безнадежно больного.

Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающих напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыда, укоров совести, чувство долга, морального удов-летворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. В мировоззрении того или иного времени находят выражение типовые, преобладающие настроения, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил.

Эмоциональный мир человека определяет прежде всего его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении, в том числе в мировоззрении философском. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Мировоззрение – сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания.

Новый облик в целостном составе мировоззрения получают знания. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они в тенденции становятся больше, чем просто знанием, превращаются в познавательные убеждения – в целостный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды – ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе – всего мирового сообщества.

Итак, мировоззрение – сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, и интеллекта и эмоций, миропони-мания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убежде-ний и сомнений, общественно значимого и личностного, тради-ционного и творческого мышления.

В мировоззрении реально различичы – по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов – также повседневно-практический и теоретический пласты, уровни.

Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции могут в критических ситуациях захлест-нуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. И наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. Эти черты присущи жизненно-практическому миропониманию лишь в наиболее зрелых его проявлениях. Но и на этом уровне воззрения, формирующие мысли и действия, все же нечасто сами подвергаются специальному критическому анализу, осмыслению.

Это осуществляется уже на другом, теоретическом уровне миропонимания, к которому принадлежит и философия.

Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг – мировоззрение, а входящий в него меньший – философия.

В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философские системы взглядов претендуют на теоретическую мировоззрение обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов философии и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ в высоком смысле этого слова не только сам является носителем, творцом, реформатором определенного мировоззрения, но и видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение вообще предметом своего теоретического анализа, специального изучения, обязательно подвергнуть его критическому суду разума (характерно в этом отношении название трех важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»), воссоздать систему миропонимания и наиболее зрелой интеллектуальной форме.[

Рубрики: Философия | Дата публикации: 01.07.2010

Комментарии и Отзывы

Введение в философию. И. Фролов Философия читать, Введение в философию. И. Фролов Философия читать бесплатно, Введение в философию. И. Фролов Философия читать онлайн

Введение в философию. И. Фролов

противоположности, как интеллект и эмоции.

Мироощущение и миропонимание

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей — чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровень интеллектуальности, да и степень эмоциональной насыщенности мировоззрений неодинаковы. Но так или иначе, им присущи оба эти «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение — не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение — взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием.

Жизнь в мире природы и общества рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета и многие другие. Среди эмоций такого рода есть и окрашенные в «мрачные» тона: тревоги, напряжения, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Можно опасаться за своих близких, переживать за свою страну, народ, за жизнь на Земле, судьбы культуры, будущее человечества. Вместе с тем людям присущ и спектр «светлых» эмоций: радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями.

Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Общий эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистичным, или же мрачным, пессимистичным; полным душевной щедрости, заботы о других или эгоистичным и т. д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темпераменты, возраст, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающих напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыд, раскаяние, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы.

Эмоциональный мир человека как бы суммируется в его мироощущении, но находит выражение и в миропонимании, в том числе и в философском мировоззрении. Ярким выражением возвышенных эмоций такого типа могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [1].

В ткани мировоззрения разум и чувства не обособлены, переплетены и к тому же соединены с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере его узловые моменты, его основа, тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений — так велика их сила — люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть.

Таким образом, включаясь в мировоззрение, различные его составляющие приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение людей, окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию. Даже знания в контексте мировоззрения обретают особую тональность. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они уверенно и активно принимаются людьми. И тогда — в тенденции — становятся больше чем просто знанием, превращаясь в познавательные убеждения — в целостный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды — ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они составляют основу жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе — всего мирового сообщества.

С «переплавкой» взглядов в убеждения возрастает степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности широк. Он простирается от практической, жизненной познавательной несомненности (или очевидности), то есть вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного принятия нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию определенного типа и уровня.

Важная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение — обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней — без внутренней критичности, собственного анализа — называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности. Более того, идеологические, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и нашу отечественную историю, причиной тяжких бед. Вот почему так важно ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. От догм спасают здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность — неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям. Такое настроение называют цинизмом (по сходству с мироориентацией одной из античных школ, носившей такое название).

Итак, мировоззрение — единство знаний и ценностей, разума и чувств, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений. В нем переплетены общественно значимый и личный опыт, традиционные представления и творческая мысль. Соединены вместе понимание и действие, теории и практика людей, осмысление прошлого и видение будущего. Сочетание всех этих «полярностей» — напряженная духовно-практическая работа, призванная придать целостный характер всей системе ориентаций.

Объемля разные «пласты» опыта, мировоззрение помогает человеку раздвигать рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить себя с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается мудрость человеческой жизни, происходит приобщение к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то решительно осуждается, что-то бережно хранится и продолжается. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления.

Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание

Во все исторические эпохи обнаруживало себя и сохраняется в наши дни мировоззрение, основанное на здравом смысле и многообразном повседневном опыте. Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения включает в себя мироощущение, умонастроение, навыки поведения широких слоев общества. Ее нередко называют «жизненной или житейской философией». Она играет важную роль, поскольку является массовым и реально «работающим», не «книжным» сознанием. И вовсе не случайно в эпохи перемен новое политическое, экономическое, религиозное, нравственное мышление утверждается лишь тогда, когда осваивается тысячами, миллионами людей и начинает определять их жизнь и поступки.

Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку велик разброс в уровне образования и интеллекта его носителей, в характере их духовной культуры, национальных, религиозных и иных традиций. Отсюда и широкий диапазон его возможных вариантов от примитивных, обывательских форм сознания до просвещенного «здравого смысла». Жизненная философия людей образованных нередко складывается под влиянием их знаний и опыта в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политиков, чиновников. Анализируя, обобщая многообразный жизненный опыт, педагоги, публицисты, мастера художественного творчества формируют сознание многих людей. Как история, так и современная ситуация свидетельствуют о том, что личности, составляющие разум и совесть народа, цвет культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают воздействие и на взгляды отдельных людей, на общественное мировоззрение в целом и на мышление философов.

Мировоззрению в его массовых проявлениях присущи и сильные и слабые стороны. Оно заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание и сегодня не защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых (националистических и других) настроений, современных мифов (например, о панацее рынка и обогащения или же о вульгарно толкуемом равенстве) и иных не вполне зрелых проявлений массового сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии на него со стороны кланов и социальных групп, преследующих свои узкоэгоистические цели. Не застрахованы от таких влияний и профессионалы, занятые научным, литературным, инженерным и другим трудом.

Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции в критических ситуациях могут захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. С такого рода проблемами жизненно-практическое миропонимание справляется лишь в зрелых его проявлениях. Но и тут сложившийся образ мысли и поведения становится «второй натурой» и нечасто подвергается тщательному анализу, осмыслению.

Иное дело — критическая работа ума на основе сравнения разных форм опыта. Такая работа, как правило, осуществляется уже на другом — просвещенном, размышляющем уровне сознания. К зрелым интеллектуально-теоретическим (или критико-рефлексивным) формам миропонимания принадлежит и философия. Однако эту миссию выполняют не только люди «умствующие», «логические», наделенные ясным умом. В ней успешно участвуют и те, кого природа одарила глубокой интуицией, — гении религии, музыки, литературы, политики, наконец, журналисты, глубоко и масштабно схватывающие суть происходящего, судьбы людей, их нравственное величие и уродство, падение.

Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг — мировоззрение, а входящий в него меньший — философия.

В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования. Ранее сложившиеся позиции вновь и вновь выносятся на суд философского разума (характерно в этом отношении название трех важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»). Философ — специалист по мировоззрениям. Они для него — предмет специального анализа, прояснения, оценки. С помощью такого анализа тщательно выверяется смысловая и логическая добротность принципов, выводов, обобщений. Продумываются также нормы, идеалы, определяющие образ жизни, устремления людей. Но этим дело не ограничивается. Философ в высоком смысле этого слова — не только строгий судья, но и творец (или реформатор) определенного мировоззрения. Главную свою задачу он видит в том, чтобы выстроить систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его современников (и его самого) и вместе с тем, по возможности, отвечала взыскательным требованиям интеллекта.

Для понимания своеобразия философии необходимо также определить ее место среди других исторических типов мировоззрения, уяснить смысл слов «переход от мифа к логосу» — краткой формулы рождения философии.

2. Истоки философии

Миф

Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. К философским раздумьям, занятиям философией люди приходят разными путями. Но есть путь, по которому когда-то пришло к философии человечество. Чтобы понять своеобразие философии, важно хотя бы в общих чертах представлять себе этот путь, обратившись к первым шагам, истокам философского мышления, а также к мифологическому (и религиозному) миропониманию как предпосылке, предтече философии.

Мифология (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) — тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов

Разница между мировоззрением и идеологией

Автор: Hasa

Ключевое отличие — мировоззрение и идеология
 

Мировоззрение и идеология — это два термина, которые относятся к нашим убеждениям и идеалам. Мировоззрение – это то, как человек видит и интерпретирует мир. Идеология — это набор убеждений и идеалов, особенно тех, которые составляют основу экономической или политической теории и политики. Ключевое различие между мировоззрением и идеологией состоит в том, что Идеология 0007 часто используется в политическом и экономическом контексте, тогда как мировоззрение используется для обозначения общей перспективы человека на мир.

Что такое мировоззрение?

Проще говоря, мировоззрение означает то, как человек видит мир. Оксфордский словарь определяет мировоззрение как «особую философию жизни или мировоззрение». Американское наследие определяет его как «общую перспективу, с которой человек видит и интерпретирует мир».

Термин мировоззрение происходит от немецкого Мировоззрение. То, как мы рассматриваем наиболее важные аспекты мира, такие как религия, культура, знания, ценности и история, зависит от нашего мировоззрения. Именно наше мировоззрение помогает нам решить, что хорошо, правильно, рационально, красиво или ценно. Однако наши представления о мире могут быть либо правильными, либо неправильными, либо комбинацией того и другого.

Философы Норман Гейслер и Уильям описывают мировоззрение как «интерпретативную структуру, посредством которой или с помощью которой человек находит смысл в данных жизни и мира».

Что такое идеология?

Идеологию можно просто описать как набор идей и убеждений группы людей. Оксфордский словарь определяет идеологию как «систему идей и идеалов, особенно ту, которая составляет основу экономической или политической теории и политики». «Американское наследие» определяет его как «набор доктрин или верований, которые разделяют члены социальной группы или составляют основу политической, экономической или иной системы».

Цели, убеждения, ожидания и мотивы человека состоят из идеологии. Идеология может состоять как из сознательных, так и из бессознательных идей.

В политических и социальных исследованиях идеология относится к совокупности принципов, идеалов, мифов, символов и доктрин социального класса, движения, института или группы большинства, которая объясняет, как должно работать общество. Политические идеологии связаны с различными аспектами общества, включая образование, здравоохранение, судебную систему, экономику и социальное обеспечение и благосостояние, этническую принадлежность, армию, миграцию и иммиграцию, окружающую среду, торговлю и религию.

В чем разница между мировоззрением и идеологией?

Определение:

Мировоззрение:   Мировоззрение — это общая точка зрения, с которой человек видит и интерпретирует мир.

Идеология: Идеология – это набор идей и идеалов, особенно тех, которые составляют основу экономической или политической теории и политики.

Индивидуальное и групповое:

Мировоззрение: Мировоззрение может быть восприятием индивидуума.

Идеология: Идеология разделяется группой людей.

Контекст:

Мировоззрение: Мировоззрение связано с религией и философией.

Идеология: Идеология связана с экономикой и политикой.

Ссылка:
Гейслер, Н.Л., Уоткинс, В.Д., и Гейслер, Н.Л. (1989). Миры врозь: справочник по мировоззрениям. Гранд-Рапидс, Мичиган: Книжный дом Бейкера.
Изображение предоставлено:
«155991» (общественное достояние) Pixabay bs) – политический спектр -multiaxis.png (CC BY-SA 3.0) через Commons Wikimedia

Чем мировоззрение отличается от культурной среды?

5 Мировоззрение и культурная среда

Теперь будет очевидно, что культурная среда отличается от мировоззрения. Скажем немного больше об этой разнице, потому что она важна. Культурная среда относится корпоративно к группе или сообществу, в котором он проживает. С другой стороны, мировоззрение в первую очередь поддерживается индивидуально, хотя оно может быть общим и, следовательно, корпоративным. Таким образом, мы можем говорить о «христианском мировоззрении». Мировоззрение человека — это набор представлений о том, на что похож мир. Таким образом, он не делает различий между убеждениями, которых придерживаются сильно, и теми, которых придерживаются не так сильно. Он не делает различий между убеждениями, которые не подлежат обсуждению, и теми, которым мы доверяем на словах.

Культурная среда, напротив, подчеркивает глубоко укоренившиеся когнитивные и моральные обязательства, с помощью которых мы наполняем жизнь смыслом благодаря нашей совместной жизни с другими. Большая часть идейного содержания культурной среды неявна, хотя тщательное исследование может помочь сделать ее явной. В любом случае культурная среда оказывает гораздо большее влияние, чем мировоззрение. Мы видим это, когда слова и действия сталкиваются. Рожденные свыше христиане, например, считают брак священным в рамках своего мировоззрения. Тем не менее разводы среди них так же распространены, как и везде в культуре. Они также не придают этому особого клейма. Распространенность и широкое признание развода среди христиан отражает не столько их мировоззрение, сколько их культурную среду.

Путаница в различии мировоззрения и культурной среды стала камнем преткновения для христианской апологетики. Мировоззрение — это, по существу, набор предложений, и с предложениями следует правильно обращаться, противопоставляя их другим предложениям и объединяя их в аргументы. Культурная среда, напротив, гораздо более органична. Оно живет и дышит. Предложения и аргументы играют в них некоторую роль, но еще большую роль в них играют воображение и повествование.

Спросите себя о растущей оппозиции абортам за последние годы, что, возможно, является одним из немногих вопросов, где мы наблюдаем положительный прогресс в последнее время. Я полагаю, что апологетические аргументы о том, что жизнь начинается с зачатия, и что человек создан по образу Божию, сыграли здесь минимальную роль. Гораздо более мощным было использование ультразвука и других методов визуализации, чтобы показать человеческие характеристики плода, его способность очень рано испытывать боль и ужасающее насилие, которое вызывают аборты. Апологетика, чтобы быть эффективной, должна меньше сосредотачиваться на логическом анализе и больше на переобучении культурного воображения. Я вернусь к этому моменту.

6 Искушение гетто

Когда я преподавал апологетику в семинарии, я подчеркивал своим студентам, что, занимаясь апологетикой, им нужно выбраться из гетто. Конечно, сам термин «гетто» глубоко оскорбителен. Но я пытался донести свою мысль и привлечь внимание моих учеников. Есть менее нежелательные термины, которые говорят о том же. Но менее вызывающие возражения термины лишь смягчают суть спорного вопроса, а этот пункт достаточно серьезен, чтобы сделать его решительным. В любом случае, я останусь на термине «гетто», потому что день уже далеко, ночь близится, и нет смысла обдумывать слова.

Дело в том, что мы, христиане, легко поддаемся искушению освоиться в гетто. Но гетто — это не настоящая культурная среда, где должна происходить вся настоящая апологетическая работа, и на каком-то уровне мы всегда признаем этот факт. Гетто — это небольшой уютный анклав внутри более крупной культурной среды (поэтому мы также называем его субкультурой). В гетто мы все можем устроиться поудобнее, мы все можем говорить на одном языке, и, если культурная среда не слишком жестко бросает нам вызов, не говоря уже об активном преследовании, мы все можем заниматься своими делами и жить разумно. довольные жизни, убежденные, что все мы хорошие христиане, выполняющие работу Бога.

К сожалению, если более широкая культурная среда, включающая наше гетто, катится к чертям собачьим, как это часто бывает, мы обманываем себя, если довольствуемся просто жизнью в гетто.

Некоторые христианские конфессии настолько велики, что люди могут прожить в них всю свою профессиональную жизнь и в значительной степени уклониться от более широких проблем своей более широкой культурной среды. Но большое гетто остается гетто, и искупление никогда не происходит внутри гетто, а только путем выхода за его пределы и восстановления более широкой культурной среды для Христа. Это Божий мир. Культурная среда в конечном счете принадлежит Богу. И наша задача как христиан состоит в том, чтобы выкупить как можно больше, с учетом, конечно, падшего мира.

Как только мы осознаем, что не призваны жить в гетто, некоторые заблуждения, мешающие христианской апологетике, теряют силу. Если мы ошибочно примем гетто за нашу большую культурную среду, то мы, вероятно, проведем оскорбительные сравнения между структурами и институтами внутри гетто и более широкой культурой. Рассмотрим, например, комплекс неполноценности многих христианских колледжей и университетов и вытекающую из этого неуверенность, с которой они занимаются христианской апологетикой.

Эти школы знают, что наша культура не ставит их в один ряд с элитными учебными заведениями, такими как Гарвард, Стэнфорд и Массачусетский технологический институт. Но, довольствуясь проживанием в христианском гетто, они стремятся хотя бы к скупому признанию со стороны этих элитных школ, а любое такое признание требует игры по их стандартам, а эти стандарты неизменно коррумпированы. В частности, эти стандарты расправятся с твердой христианской апологетикой.

Тем не менее, вместо того, чтобы искать одобрения этих элитных институтов, христианские колледжи и университеты, если их заявления о том, что они христиане, имеют какое-либо значение, должны стремиться смело отстаивать и оправдывать христианские истины и достигать уровня учености, который соответствует лучшему или превосходит его. доступна среди элитных школ. Наша работа как христиан, и особенно как христианских апологетов, должна быть настолько хороша, чтобы наша культурная среда называла ее превосходной, даже если эта среда враждебна и, в конце концов, отказывает нам в этом одобрении.

Христианская академия призвана быть превосходной не в том, чтобы подражать светской академии, а в том, чтобы устанавливать интеллектуальную повестку дня, сочетающую выдающуюся ученость с отличительными чертами, которые явно продвигают христианскую истину в культурной среде.

Я уже говорил, что правды никогда не бывает достаточно. Это верно, если мы думаем об истине просто как о соединении слов вместе, чтобы сформировать истинные утверждения, и, таким образом, думаем об истине в абстрактном виде, мало связанном с реальной жизнью. Но есть и другой смысл, в котором истины достаточно, и апологетика целиком посвящена истине, при условии, что мы говорим об истине как о пребывающей не только в уме, но и в сердце, как о смелом и мужественном вызове испорченной культурной среде и о донесении этой истины. способом, который коррумпированная культурная среда не может игнорировать. В Луки 21:15 Иисус описывает, как дает своим последователям мудрость, которой ни один из их противников не сможет сопротивляться или противоречить.

Такая практическая мудрость должна быть частью апологетики. Речь идет не только о том, чтобы произнести правильные слова в правильном порядке, но и о том, чтобы внедрить их в культурный разговор, где их нельзя игнорировать и где они имеют значение. Христианская апологетика, если она хочет подняться над пустой болтовней, нуждается в убеждении и влиянии.

Далее: Как перейти от апологетики к риторике?


Весь анализ здесь.

Вот первая часть (Части 1 и 2), опубликованная по адресу Mind Matters News

Что делает аргументы в пользу Бога убедительными или нет? Достаточно ли правды? Взгляните на невыполненное обещание христианской апологетики: христианская апологетика, на мой взгляд, в основном занимается защитой, когда нужно играть в нападении.

Вот вторая часть (части 3 и 4): Правда ли это то, что ваши сверстники позволят вам говорить безнаказанно? Здравое, логическое мышление НЕ является нормой. Многие люди, стремящиеся сохранить хорошие отношения с лидерами и влиятельными лицами, вполне счастливо живут с непоследовательностью и непоследовательностью.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts