Что изучает психофизиология как наука: Психофизиология | это… Что такое Психофизиология?

Клиническая психофизиология — Южно-Уральский государственный университет

Размер шрифта

Межбуквенный интервал

Семейство шрифтов

  1. Образование
  2. Учебный план 37.05.01, 2021, (5.5), Клиническая психология
  3. Клиническая психофизиология
Программа дисциплины

Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины «Клиническая психофизиология» является формирование у студентов представления о физиологических механизмов психической деятельности в норме и при психических и соматических расстройствах, понимание которых необходимо для создания естественнонаучного фундамента профессионального образования клинических психологов. Задачи дисциплины: 1. Систематизировать и интегрировать знания по естественно-научным дисциплинам (анатомия центральной нервной системы, психо- и нейрофизиология) и клинической психологии. 2. Сформировать способность использовать знания по психофизиологии здорового и больного человека для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных задач медицинским психологом.
3. Сформировать способность и готовность к взаимодействию с представителями смежных областей в сфере нейробиологии и клинической практики.
Краткое содержание дисциплины
Дисциплина включает лекционный курс и цикл практических занятий. Лекционный курс и практические занятия представлены тремя разделами, отражающими как теоретико-методологические основы клинической психофизиологии, так и вопросы основных сфер применения знания по клинической психофизиологии в медицине. Изучая дисциплину «Клиническая психофизиология», студенты приобретают знания по истории развития нейронаук, знакомятся с основными методами психофизиологии и особенностями их применения в клинике, изучают имеющие клиническое значение психофизиологические механизмы формирования различных расстройств психической и соматической сферы в сравнении с нормой. В целом изучение курса должно подкрепить материалистическое мировоззрение, естественно-научный способ мышления и научить студентов основным приемам познавательной деятельности в сфере нейробиологических наук и клинической практики.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ОПК-1 Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии
  • ОПК-3 Способен применять надежные и валидные способы количественной и качественной психологической оценки при решении научных, прикладных и экспертных задач, связанных со здоровьем человека, в том числе с учетом принципов персонализированной медицины
  • ПК-2 Способность применять современные методы и методики психологической помощи в связи с задачами лечебного процесса
Вы нашли ошибку в тексте:

Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.

Психофизиология: история возникновения, задачи, содержание

Больше на нашем канале, подписывайтесь прямо сейчас

В течение недели сразу у нескольких коллег и клиентов обнаружился интерес к вопросам относительно теории психофизиологии. Предлагаю вашему вниманию обзорный текст об истории возникновения, задачах и содержании данной научной отрасли.

Исследователей уже давно интересовал вопрос о том, как происходящие внутри нас физиологические процессы влияют на наше мышление, психическое развитие, память, интуицию. Например, каким образом мозг заставляет писателя взять ручку, ощутить вдохновение и создать глубокое по красоте языка и содержанию произведение? Как процессы, происходящие в нашей голове, заставляют нас испытывать те или иные чувства, а также связывают нас с культурой, религией, политикой, искусством? Иными словами, ученые стремились понять, каково соотношение психического и физического в человеке. Соединив физиологию и психологию, они создали психофизиологию — новое направление в мировой науке.

Термин «психофизиология» появился в начале XIX века благодаря французскому философу Н. Массиасу, который использовал термин для обозначения исследований психики, опирающихся на точные объективные физиологические методы. Похожее определение — «физиологическая психология» — использовал в своих работах основоположник психологии Вильгельм Вундт. Однако наш выдающийся соотечественник Александр Романович Лурия в опубликованных в 70-е годы прошлого века работах развел эти два понятия, определив, что физиологическая психология изучает физиологию отдельных сложных психических процессов и функций, а психофизиология ищет физиологические основы целостных форм поведения человека и животного.

Психофизиология – это наука, использующая психологическую и физиологическую информацию, областью изучения которой являются физиологические параметры человеческого поведения.

Задачами психофизиологии являются:

  • Изучение физиологических механизмов получения, передачи и анализа центральной нервной системой информации о внешней и внутренней средах организма;
  • Изучение механизмов принятия решений и их реализации на уровне головного мозга и организма в целом;
  • Знание физиологических основ внимания, мотивации, памяти, мышления, движения;
  • Знание физиологических основ эмоциональных реакций в обычных и стрессовых ситуациях;
  • Знание механизмов нарушения физиологических функций, связанных с психикой человека;
  • Умение использовать наблюдение динамики физиологических параметров для целей психодиагностики;
  • Умение оказывать корректирующее влияние на психику и поведение пациента, используя знания физиологических коррелятов психических процессов;
  • Умение использовать психокоррекцию для положительного влияния на измененные физиологические параметры и состояния организма пациента (особенно актуальное на сегодняшний день направление в работе детского психолога).

К методам психофизиологии относятся: наблюдение, тесты, моделирование, эксперимент и электрофизиологические методы (ЭРГ — графическое выражение биоэлектрической активности, возникающей в ответ на световую стимуляцию сетчатки; ЭОГ – электроокулография и ЗВП — зрительные вызванные потенциалы).

Психофизиология делится на несколько основных ветвей, каждая из которых конкретизирует и изучает какое-либо направление психической деятельности человека на основе физиологических законов. Назовем их:

1) Когнитивная психофизиология — направление, изучающее физиологические законы познавательной деятельности. Здесь информационный подход позволяет исследователю рассматривать и изучать процессы мозга и психическую деятельность не отдельно, а в определенной взаимосвязи – в системе.

2) Возрастная психофизиология — изучение изменения физиологических параметров психологии человека в процессе его взросления.

3) Сравнительная психофизиология — наука, выявляющая и устанавливающая различия в архитектуре и функционировании человеческого мозга, а также различия поведения разных видов животных и человека.

4) Дифференциальная психофизиология — область психофизиологии, изучающая естественнонаучные причины индивидуальных различий психики человека. Здесь используются 2 главных метода: сравнение физиологических и психологических показателей и наблюдение изменений физиологических процессов непосредственно во время протекания какой-либо психической деятельности.

5) Психофизиология профессиональной деятельности – направление, изучающее психофизиологические свойства человека в процессе конкретной деятельности, которые оказывают свое влияние на качество работы.

Также стоит отметить, что наука психофизиология находится в тесной связи с другой наукой – нейропсихологией, изучающей мозговую организацию психологической деятельности. Становление психофизиологии как одной из ветвей нейронауки связано с успехами, достигнутыми британскими исследователями (в частности — школой электрофизиологов во главе с А. Эдрианом, которая внесла большой вклад в изучение электрической активности нейронов и в общую теорию ЭЭГ).

Достижения психофизиологии широко используются в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, клинической психологии, психофизиологии труда, спорта и других отраслях науки. Сегодня исследователи продолжают делать новые открытия, которые помогают нам лучше понимать себя и процессы, происходящие внутри нас. Благодаря этим знаниям человек может творить себя и свою жизнь в соответствии со своими желаниями, быть здоровым и счастливым.

Психофизиология — Психология здоровья — IResearchNet

Психофизиология, дисциплина, уходящая своими корнями в древнегреческое общество, является одной из нескольких научных дисциплин, изучающих отношения между разумом и телом. Психофизиология традиционно определяется как любое исследование, в котором зависимая переменная является физиологической мерой, а независимая (или предикторная) переменная — поведенческой. Исследования, изучающие, как различные раздражители (например, обнаженные фотографии и фотографии жертв несчастных случаев) влияют на физиологические параметры (например, частоту сердечных сокращений и потливость ладоней), точно отражают дисциплину психофизиологии. Психофизиология отличается от смежных дисциплин, таких как физиологическая психология, главным образом тем, что психофизиологические исследования, как правило, проводятся на людях и являются неинвазивными, тогда как физиологическая психология, как правило, проводится на животных и с большей вероятностью использует инвазивные процедуры.

В последние десятилетия резко возросло количество психофизиологических исследований. Этой тенденции способствовали новые технологии, удобное в использовании оборудование и растущий опыт исследователей. Однако, что более важно, психофизиологические измерения позволили исследователям оценить теоретические конструкции, которые до сих пор оставались гипотетическими. При этом психофизиологические методы способствовали теоретическим достижениям. К классическим направлениям психофизиологии относятся изучение ориентировки, внимания и защитных рефлексов; когнитивная обработка; беспокойство, стресс и эмоции; и личность.

Хотя все интересуются обработкой данных в центральной нервной системе, большинство психофизиологов либо «шея вверх», либо «шея вниз», различие, которое отражает используемые ими меры и, в частности, расположение их сенсоров.

Психофизиологи с поднятой шеей, как правило, изучают электрическую активность и потенциалы мозга, тогда как психофизиологи с направленными вниз шеями, как правило, изучают конечные точки активности вегетативной нервной системы (например, частоту сердечных сокращений и кровяное давление) или скелетно-мышечной активности.

Возможно, ни одна область не является лучшим примером психофизиологии, чем изучение стресса, явления, уникально подходящего для психофизиологического исследования из-за его знакомой связи с телесными реакциями. Редкий человек никогда не чувствовал, как его или ее сердце подпрыгивает от волнения или его или ее кровь закипает от гнева. К добру или к худу, стресс — это часть жизни. Кроме того, стресс связан с множеством заболеваний, включая гипертонию, сердечно-сосудистые заболевания и инсульт. Таким образом, психофизиология, связанная со стрессом, имеет долгую и выдающуюся историю, а также большое будущее.

Психофизиология, связанная со стрессом, сосредоточена на деятельности вегетативной нервной системы (ВНС) в целом и сердечно-сосудистой системы в частности. Действительно, эту область часто называют исследованием сердечно-сосудистой реактивности на стресс (CVR). Исследователи в этой области обычно оценивают текущую сердечно-сосудистую деятельность во время отдыха или исходного периода, а затем в период стресса, когда от участников требуется выполнять арифметические действия в уме, решать сложные задачи, представлять короткую речь или выполнять аналогичные задачи. Сердечно-сосудистая реактивность относится к изменению физиологической активности от уровня покоя до уровня задачи. Общая гипотеза, лежащая в основе этого исследования, заключается в том, что преувеличенная, повторяющаяся или длительная реакция сердечно-сосудистой системы на стресс указывает на повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний и/или гипертонии. Вегетативная реакция, ответственная за сердечно-сосудистые изменения, также ответственна за другие физиологические последствия, включая изменения активности нейроэндокринной и иммунной систем. Вредные для здоровья последствия стресса объясняются активностью симпатической нервной системы (СНС), системы, исторически связанной с реакцией «бей или беги».

Самыми простыми и наиболее широко используемыми показателями сердечного ритма являются частота сердечных сокращений и артериальное давление (т. е. систолическое и диастолическое). Исследователи могут оценить эти меры с минимальным оборудованием и обучением. К сожалению, такие показатели, как частота сердечных сокращений и артериальное давление, не обладают достаточной специфичностью с точки зрения их вегетативного происхождения, поскольку они имеют несколько детерминант ВНС. Возьмем, к примеру, частоту сердечных сокращений, которая контролируется СНС и парасимпатическими (ПНС) ветвями ВНС. Из-за тонического подавления частоты сердечных сокращений ПНС в нормальных условиях увеличение частоты сердечных сокращений от исходного уровня до стресса может быть вызвано (1) снятием нормального парасимпатического ограничения, (2) усилением симпатической активации или (3) некоторой комбинацией этих двух факторов. Таким образом, увеличение частоты сердечных сокращений не обязательно указывает на активность СНС.

Более того, то, что может показаться отсутствием изменений в частоте сердечных сокращений, может отражать уравновешивающие парасимпатические и симпатические влияния, которые эффективно компенсируют друг друга. Аналогичная загадка существует для изменений артериального давления, которые могут отражать (1) повышенный сердечный выброс, (2) повышенное периферическое сопротивление, (3) синергетическое сочетание этих двух факторов или (4) компенсирующее их сочетание.

Неспособность этих мер предоставить однозначную информацию об активности SNS побудила к поиску мер, которые могут предоставить такую ​​информацию. Одним из заметных достижений в этом отношении является метод, называемый импедансной кардиографией.

Импедансная кардиография (ЗКГ) — это неинвазивная методика, которая позволяет исследователям оценивать ударный объем сердца на постоянной основе, по каждому удару. Кроме того, форму волны, полученную в результате ZCG, можно использовать в сочетании с другими формами волны, такими как электрокардиограмма (ЭКГ), для получения большого количества информации о текущей работе сердца и для лучшего определения источников ВНС такой активности.

Вкратце, импедансная кардиография работает, посылая высокочастотный (переменный ток или радио) ток через грудную полость и оценивая электрический импеданс грудной клетки. Небольшие вариации этой активности, увеличенные математически и электронным образом, указывают на дискретные сердечные события, включая начало выброса левого желудочка, пиковую скорость выброса и закрытие аортального клапана, последнее сигнализирует об окончании систолы. Используя специальные уравнения, можно оценить кривую ZCG для оценки ударного объема сердца (SV). Оценки ударного объема, в свою очередь, могут быть объединены с оценками частоты сердечных сокращений для получения сердечного выброса (CO = HR x SV).

В дополнение к ударному объему и сердечному выбросу кривые ЗКГ и ЭКГ можно использовать для оценки нескольких систолических временных интервалов (ИППП), выраженных в миллисекундах. ИППП описывают различные аспекты работы сердца в процессе сокращения. Систола состоит из двух фаз: периода предвыброса (PEP) и времени выброса левого желудочка (LVET).

ПКП отражает время от деполяризации желудочковых нервных волокон и мышечной ткани до начала выброса желудочков и отражает, сколько времени требуется сокращающемуся сердцу, чтобы создать достаточную силу для выброса крови в предсердную систему. Сердце, которое сильно бьется (т. е. с большой сократительной силой), будет иметь относительно короткий ПКП, тогда как сердце, которое бьется менее сильно, будет иметь относительно длинный ПКП. Таким образом, ПКП напрямую отражает изменения сократительной силы сердца. Поскольку анатомические исследования показали, что сократительная способность сердца почти полностью контролируется СНС, практически без уравновешивающего влияния ПНС, ПКП обеспечивает относительно однозначную меру симпатического влияния на сердце. Аналог PEP, LVET, отражает время в миллисекундах от начала выброса желудочка до закрытия аортального клапана. Несмотря на то, что он важен для расчета УО, сам по себе LVET не дает уникальной информации о функции ВНС.

Импедансная кардиография также позволяет получить другие полезные показатели, прежде всего общее периферическое сопротивление (ОПС), которое отражает общее состояние артериальной вазоконстрикции и/или вазодилатации. TPR оценивается путем среднего артериального давления (MAP) и вычета изменений сердечного выброса (TPR = MAP/CO * 80). Теоретически после исключения влияния сердечного выброса на изменение артериального давления то, что остается, должно отражать изменения общего периферического сопротивления.

Общее периферическое сопротивление важно для психофизиологов, потому что они могут использовать его вместе с CO для изучения лежащей в основе гемодинамики артериального давления. Например, повышение систолического артериального давления и диастолического артериального давления может отражать изменение сердечного выброса, изменение периферического сосудистого сопротивления или и то, и другое. Возможно, более важно то, что то, что выглядит как отсутствие изменений артериального давления, может отражать увеличение CO в сочетании с уменьшением TPR, влияния, которые могут компенсировать друг друга с точки зрения общего артериального давления.

Показатели, полученные с помощью импедансной кардиографии, могут пролить свет на этот вопрос. Более того, такие расстройства, как остановка сердца и артериальная гипертензия, могут по-разному относиться к сердечным и сосудистым реакциям.

Общее периферическое сопротивление также важно как показатель активности симпатической нервной системы. Это связано с тем, что процессы вазоконстрикции и вазодилятации — источники TPR — контролируются исключительно СНС без уравновешивающего влияния ПНС. Следовательно, увеличение TPR может указывать на усиление активности СНС в плане вазоконстрикции. К сожалению, общая оценка TPR, как это делается в большинстве психофизиологических исследований, может отражать уравновешивающие сосудосуживающие и сосудорасширяющие влияния, первое из которых вызвано нервной стимуляцией СНС, второе — циркулирующим адреналином в первую очередь в сердце, легких и крупных мышцах. Таким образом, отсутствие изменений в TPR может отражать отсутствие измеримой вегетативной активности или может отражать уравновешивающие вазоконстрикцию и сосудорасширяющие эффекты.

Как стресс влияет на эти параметры? На этот вопрос нет однозначного ответа, в первую очередь потому, что конструкт стресса не является единственным. Несмотря на преобладающее мнение об обратном, психофизиологам уже давно известно, что не существует единой формы стресса, а существует несколько форм стресса. Эти формы отличаются различными комбинациями парасимпатической и симпатической активности и паттернами активности в СНС (например, вазоконстрикция по сравнению с вазодилатацией, повышенный сердечный выброс по сравнению с повышенным периферическим сопротивлением, наличие или отсутствие адреналина и кортизола). Ситуация усложняется тем, что исследователи не согласны ни с формой, ни с полезностью конкретных видов стресса, ни с психологическим значением каждого из них. Тем не менее, в этом отношении существует несколько хороших кандидатов. Например, хотя они используют разную номенклатуру, исследователи определили реакцию мобилизации энергии, которая состоит из значительного увеличения сердечной деятельности, увеличения вазодилатации и восприимчивости артерий к кровотоку, а также высвобождения адреналина. Более того, этот сердечно-сосудистый паттерн был связан как с аппетитными (например, вызов), так и с аверсивными аффективными реакциями (например, страх, гнев). Второй хороший кандидат отражает более сдержанную форму стресса и состоит из сильного увеличения периферического сосудистого сопротивления и низкого или сниженного сердечного выброса. Эта форма более однозначно ассоциируется с негативными аффективными состояниями, такими как угроза и бдительность.

Хотя для определения различных типов реакции на стресс требуется дополнительная работа, важный урок заключается в том, что ни одна физиологическая мера не может быть достаточной в качестве индикатора «стресс». Вместо этого исследователи, использующие психофизиологический подход, должны использовать как можно больше показателей вегетативной функции и использовать эти показатели для поиска паттернов физиологической реакции. Кроме того, исследователи также должны позаботиться о том, чтобы дополнить свои физиологические показатели показателями поведенческой активности или производительности и аффективной реакции, чтобы дополнительно определить тип или типы стресса, о которых свидетельствуют участники их исследований.

Ссылки:

  1. Бласкович, Дж., и Каткин, Е.С. (ред.). (1993). Реакция сердечно-сосудистой системы на психологический стресс и сердечно-сосудистые заболевания: анализ доказательств. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
  2. Качиоппо, Дж. Т., Тассинари, Л. Г., и Бернтсон, Г. Г. (ред.). (2000). Справочник по психофизиологии. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  3. Томака, Дж., Бласкович, Дж., Келси, Р. М., и Лейттен, К. Л. (1993). Субъективные, физиологические и поведенческие эффекты оценки угрозы и вызова. Журнал личности и социальной психологии, 65, 248-260.

Вернуться к психологии здоровья.

Опасно или выполнимо? – Association for Psychological Science – APS

Физиологические реакции являются неотъемлемой частью наших эмоций и переживаний, и все мы проявляем физически обнаруживаемые признаки нашего эмоционального и эмпирического состояния. Например, на защите диплома или диссертации вы, скорее всего, будете чувствовать беспокойство и нервозность; эти ощущения сопровождаются увеличением частоты сердечных сокращений, частоты дыхания и кожно-гальванической реакцией (активностью потовых желез). Несмотря на существование этих физиологических маркеров, большинство учебных программ для выпускников сосредоточено на обучении измерению поведения, эмоций и познания, а не на измерении телесных изменений. Хотя эти более традиционные психологические меры информативны, изучение психофизиологии добавляет дополнительную информацию, позволяя измерить взаимосвязь между психологической и физиологической реакцией. Измеряя эти физиологические изменения, вы получаете ценную объективную информацию о внутреннем состоянии человека, которое в противном случае могло бы остаться незамеченным и незарегистрированным.

Психофизиологические измерения становятся все более популярными в исследованиях. Согласно опросу, проведенному авторами, в выпусках журнала Psychological Science за январь-апрель 2009 г. примерно 27% эмпирических статей включали те или иные психофизиологические измерения по сравнению с 13% исследований журнала, опубликованных в период с января по апрель 2004 г. Кроме того, физиологические измерения могут быть включены во многие психологические области. Например, Richman, Bennett, Pek, Siegler и Williams (2007) измерили сердечно-сосудистую реактивность (то есть артериальное давление и частоту сердечных сокращений) у белых и черных взрослых, которым давали задание на припоминание гнева. Они обнаружили, что участники с более высокой сердечно-сосудистой реактивностью и более медленным восстановлением, как правило, набирали более высокие баллы по показателям дискриминации в прошлом, низкого цинизма и высокого оптимизма. Таким образом, результаты Ричмана и его коллег предполагают, что сердечно-сосудистая реактивность может различаться в зависимости от прошлого опыта (например, дискриминации) и личностных качеств (например, цинизма и оптимизма).

Хотя идея включения психофизиологии в план вашего исследования может показаться привлекательной, новичка она может пугать. Тем не менее, с некоторыми базовыми знаниями, это вполне выполнимо. В таблице 1 представлена ​​информация о некоторых распространенных психофизиологических показателях, выходных показателях, обычно связанных с этим показателем, о том, почему вы можете использовать этот показатель и какое оборудование или материалы доступны.

Исследование «Обязательно знать»

Изучите историю. Помимо определения наиболее подходящих участников для интересующего вас вопроса исследования (например, какой пол, какой возраст), вы также должны учитывать возможные смешанные переменные. Например, потребление кофеина перед оценкой частоты сердечных сокращений может искусственно завысить частоту сердечных сокращений и тем самым исказить ваши данные. Поэтому важно определить и устранить переменные, которые могут привести к физиологическим различиям между людьми, не связанными с вопросом вашего исследования. Таким образом, не забудьте тщательно собрать анамнез для каждого участника.

Уточните методы сбора. Другие важные детали, которые следует учитывать при разработке исследования, включают время сбора данных, маркеры событий и периоды эпох. Некоторые психофизиологические показатели, такие как уровень кортизола, сильно различаются в течение дня; поэтому важно получать образцы в одно и то же время в течение дня (Gunnar & White, 2001). Во время сеанса также важно получить маркеры событий, которые позволят вам точно определить, когда событие произошло во время сбора данных. Некоторое оборудование включает способ отметки события; однако также можно легко использовать секундомер, чтобы отметить время предъявления стимула. Наконец, исследователи, которые собирают психофизиологические данные, должны использовать периоды эпох или периоды записи, достаточно длинные, чтобы зафиксировать интересующее событие. Хотя это может варьироваться в зависимости от измерения, обычно рекомендуется не менее 60 секунд для записи сердечно-сосудистых заболеваний (Berntson et al., 19).97).

Обратите внимание на свои юниты. После того, как вы собрали данные и начали их анализ, важно знать единицы измерения, которые вы анализируете. Например, сердечные данные можно анализировать как количество ударов в минуту или периоды сердца (т. е. время между ударами сердца), которые связаны обратной зависимостью. Более того, важно понимать направление меры; уменьшение меры может фактически означать увеличение физиологического возбуждения. Например, при измерении времени прохождения импульса, времени, которое требуется пульсу крови, чтобы пройти от сердца к пальцу, уменьшение времени (т. е. пульс быстрее достигает пальца) указывает на повышенное возбуждение. Сначала это может показаться нелогичным, но в этом есть смысл: чем быстрее бьется сердце, тем быстрее пульс крови достигает вашего пальца, и тем меньше времени для этого требуется. Тем не менее, в других измерениях (например, частота сердечных сокращений) увеличение показателя указывает на увеличение возбуждения. Всегда помните, что увеличение выходного индекса не обязательно отражает увеличение возбуждения.

Как узнать больше

Оба автора согласны с тем, что они узнали больше, делая, а не читая, хотя мы настоятельно рекомендуем Справочник по психофизиологии (Cacioppo, Tassinary, & Berntson, 2007). Имея в виду эту базовую информацию, начните разговаривать с другими и приобретайте опыт работы в различных лабораториях, собирающих психофизиологические данные. Вскоре вы разовьете навыки проведения собственных психофизиологических экспериментов.

Каталожные номера

Бернтсон Г.Г., Биггер Т., Дуэйн Э.Л., Гроссман П., Кауфманн П.Г., Малик М. и др. (1997). Вариабельность сердечного ритма: происхождение, методы и предостережения относительно интерпретации. Психофизиология , 34 , 623-648.

Качиоппо, Дж.Т., Тассинари, Л.Г., и Бернтсон, Г.Г. (Ред.). (2007). Справочник по психофизиологии. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Де Меерсман, Р.Э., и Штейн, П.К. (2007). Модуляция блуждающего нерва и старение. Биологическая психология, 74, к. 165-173.

Фаулз, округ Колумбия, Эдельберг, Р., и Ликкен, Д. Т. (1981). Публикация рекомендаций по электрокожным измерениям. Психофизиология , 18 , 232-239.

Гуннар М.Р. и Уайт Б.П. (2001). Показатели кортизола в слюне при оценке младенцев и детей. В Л.Т. Певица и П.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts