Что изучает психолингвистика: Психолингвистика как способ глубинного изучения речи и языка

Содержание

Психолингвистика это (как наука)

Психолингвистика изучает связь языка и психических процессов. Что происходит в психике, когда мы говорим или воспринимаем речь? Как осваиваем новый язык?

Почему люди, которые живут в разных странах и говорят на разных языках, так неодинаково воспринимают окружающий мир? Как происходит развитие детской речи? Над исследованием такого круга проблем работают специалисты по психолингвистике.

Впрочем, основы психолингвистики будут интересны не только профессионалам. Каким речевым формулировкам мы верим безоговорочно, а какие заставляют отнестись к говорящему скептически? О чем могут свидетельствовать речевые ошибки и оговорки? Как передать смысл текста на другом языке с наименьшими потерями? Все мы не раз сталкивались с ситуациями, когда были бы полезны психолингвистические знания, хотя, скорее всего, осознанно и не размышляли об этом.

Среди других наук

Психолингвистика как наука, возникшая на пересечении двух отраслей знаний, связана с дисциплинами самой разной направленности.

В числе смежных с ней наук есть как естественные, так и гуманитарные.

Конечно, больше всего общего у психолингвистики с психологией и лингвистикой (языкознанием), особенно с некоторыми их разделами. Например, одной стороны, это общая, возрастная, педагогическая, социальная психология, а с другой — грамматика какого-либо языка, этнолингвистика, философия языка и некоторые другие разделы языкознания.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Подробнее про логопедию

В научном мире все еще однозначно не определились, отраслью какой из двух материнских наук считать психолингвистику. Где-то она изучается в курсе психологии, где-то — лингвистики. Все большее число ученых склоняется к тому, чтобы называть психолингвистику не разделом какой-то области знаний, а полноправной самостоятельной дисциплиной.

С какими другими науками связана психолингвистика?

  • Философия как наука, «давшая жизнь» общей психологии и задавшая общее направление психолингвистических исследований.
  • Семиотика — наука о знаках и знаковых системах, одной из которых считается язык.
  • Логика, дающая представление о логико-смысловой организации высказывания.
  • Социология, которая дает важные сведения об индивидуальном, групповом и других уровнях социализации личности, которые влияют на ее речь.
  • Медицина, в особенности неврология, оториноларингология и психиатрия, предоставляющие богатый материал о речи и ее нарушениях.

Самостоятельная дисциплина

Продолжительные этапы развития, долгая история становления — этого у психолингвистики не было. По крайней мере, как у самостоятельной науки. Да, отдельные концепции, затрагивающие связь мышления и речи, можно обнаружить еще в глубокой древности, однако официальный год рождения психолингвистики — 1953-й. В нашей стране активно развиваться эта наука стала еще на десятилетие позже.

И хотя сейчас психолингвистика — завоевавшая признание дисциплина со своей системой понятий, предметом, задачами и методами, по некоторым вопросам ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению. Например, тот же предмет психолингвистики во многих источниках трактуется по-разному.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Во-первых, как речевая деятельность, то есть письмо, чтение, говорение и другая целенаправленная деятельность, опосредованная языком. Во-вторых, как сам язык — инструмент, необходимый для речевой деятельности. И, в-третьих, сама речь человека, психический процесс ее порождения и восприятия. Такая троичная структура предмета объясняется тем, что психолингвистика — составная дисциплина, объединяющая сразу две науки.

Рекомендуем: Что такое профессиограмма?

Обозначим методы психолингвистики. В соответствии с известной классификацией научных методов, которая принадлежит выдающемуся советскому психологу Борису Герасимовичу Ананьеву, их можно объединить в четыре группы.

Психолингвистическое изучение речевой деятельности происходит с помощью группы организационных методов. К ним относится сравнительный анализ, с помощью которого можно сравнивать разных людей (скажем, с нормальной речью и с ее нарушениями) или разные стороны речевой деятельности.

Лонгитюдное исследование, заключающееся в продолжительном наблюдении за каким-либо элементом речевой деятельности одного человека или нескольких, позволяет проследить, как усваивают язык дети. Также применяется комплексный метод, сочетающий различные способы исследования.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Вторую разновидность представляет комплекс эмпирических (опытных) методов. Сюда входит пара очень популярных в разных науках методов: эксперимент и наблюдение. Интересно, что изучаемый и изучающий в методе наблюдения может быть одним и тем же человеком: тогда мы говорим о самонаблюдении.

Рекомендуем: Когнитивное развитие — это

Методы третьей группы — обрабатывающие — используются, как ясно из их названия, для обработки полученных данных. Интерпретационные методы, составляющие последнюю группу, необходимы, чтобы правильно истолковать результаты исследования.

Практическая значимость

Какое практическое приложение могут обрести данные психолингвистического исследования? Прикладная психолингвистика актуальна во многих сферах жизни человека. Прежде всего психолингвистические теории и концепции играют важную роль при разработке методик обучения языку — как иностранному, так и родному.

Такое же большое значение психолингвистика имеет для педагогики, оказывая неоценимую помощь логопедам и коррекционным педагогам. Да и вообще, данные психолингвистики в целом используются специалистами, имеющими дело с патологиями развития: например, они значительно облегчают работу врачей-психиатров.

Психолингвистика в судебном и следственном процессе помогает определить истинность или ложность высказывания, установить авторство анонимного текста (не всегда удается стопроцентно установить конкретное имя, но пол, возраст и основные черты характера автора определяются довольно точно).

Рекомендуем: Социальное поведение

Развитая телекоммуникация, то есть комплекс средств и объектов, позволяющих передавать сообщения на большие расстояния, делают особенно актуальными возможности психолингвистики в сфере рекламы, пропаганды и других влияющих текстов массовых коммуникаций. Также возрастает необходимость психолингвистической экспертизы текстов, предназначенных для массовой аудитории, которая позволяет определить, не нарушает ли текст (чаще всего это сообщение в средствах массовой информации) рамок закона.

Вообще, можно сказать, что в существовании таких прикладных видовых деятельности (а вернее, в возникающих перед ними задачах, которые могут быть решены этой наукой) психолингвистика и находит основной толчок к развитию. Автор: Евгения Бессонова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

что это за науки, объект и предмет исследований

Содержание

  • 1 Что изучает нейролингвистика?
    • 1. 1 Предмет изучения
    • 1.2 Интересные факты
    • 1.3 Методы нейролингвистики
    • 1.4 Нейролингвистика и занятия с детьми
  • 2 Нейролингвистическое программирование
  • 3 Что изучает психолингвистика?
    • 3.1 Предмет и объект изучения
    • 3.2 Методы психолингвистики
    • 3.3 Связь психолингвистики с другими науками
    • 3.4 Языковая способность в психолингвистике
    • 3.5 Теория речевой деятельности в психолингвистике
    • 3.6 Текст как объект психолингвистики
    • 3.7 Речевое воздействие в психолингвистике
    • 3.8 Психологическая теория деятельности как основа психолингвистики
    • 3.9 Ментальный лексикон в психолингвистике
  • 4 Краткий экскурс в историю психолингвистики
    • 4.1 Психолингвистика первого поколения
    • 4.2 Психолингвистика второго поколения
    • 4.3 Психолингвистика третьего поколения
  • 5 Вопросы психолингвистики в современной культуре речи
  • 6 Книги для самостоятельного обучения
  • 7 А что же дальше?

Нейролингвистика и психолингвистика — научные термины, смысл которых у нас вряд ли получится толково и доходчиво объяснить в двух словах. Если только вы не научный деятель и не профессионал в этих или смежных областях.

Нейролингвистика — это научная дисциплина, тесно связанная с психологией, неврологией, лингвистикой. Психолингвистика — это комплексная наука, относящаяся и к психологическим, и к лингвистическим дисциплинам.

Эти две науки идут рядом, решая общие проблемы. Нейролингвистику еще называют психолингвистикой мозга. Для начала как-то так. Если вам интересно, давайте узнаем об этом больше.

Что изучает нейролингвистика?

Предмет изучения

Нейролингвистика — это наука, изучающая функционирование отделов головного мозга, связанных с речевой деятельностью человека.

Она занимается исследованием человеческого мозга и дает ответы на вопросы:

  • какие участки мозга отвечают за языковую способность;
  • как работает нервная система в процессе речевой деятельности;
  • какую роль в формировании речи играют правое и левое полушарие;
  • как воспринимает мозг информацию на неродном языке;
  • как влияют на речь локальные поражения головного мозга.

Основными проблемами нейролингвистики является широкий диапазон проводимых исследований и отсутствие точности и ясности ее положений. Человеческий мозг — слишком сложный предмет для изучения, чтобы можно было устанавливать четкие закономерности по отношению к нему.

Нейролингвистика возникла в середине прошлого столетия для решения практических задач диагностики и речевой коррекции. Ей предшествовал период длиною в 100 лет, когда данные о нарушениях речи, связанных с патологическим состоянием мозга, накапливались и изучались.

Ключевыми фигурами возникновения, становления и развития науки являются французский хирург и антрополог Поль Брока, немецкий психоневропатолог Карл Вернике, советский нейропсихолог А. Р. Лурия.

Интересные факты

В результате научных изысканий стало известно, что:

  1. Речевая деятельность человека координируется обоими полушариями головного мозга. При этом левое полушарие отвечает за правильность речи, а правое — за образность и эмоциональную окраску.
  2. Для процесса говорения и восприятия значимую роль играет левое полушарие. В нем находится зона Брока, ответственная за артикуляцию и грамматику, и зона Вернике, делающая возможным понимание речи и использование словарного запаса. Работая сообща, зона Вернике «собирает словарный пакет» для зоны Брока, где он «форматируются в текстовый файл и озвучивается». Повреждения в зоне Брока делают речь медленной и грамматически неверной, но связной; а нарушения в зоне Вернике — быстрой, правильной, но бессмысленной.
  3. Речевые зоны в коре головного мозга соседствуют с двигательной и слуховой зоной. Их деятельность взаимосвязана.

Какие методы использует нейролингвистика в своих исследованиях?

Методы нейролингвистики

Нейролингвистические исследования проводятся следующими методами:

  1. Метод наблюдения. С помощью метода прямого наблюдения устанавливается связь между нарушениями в мозгу человека и изменениями в его поведении.
  2. Проникающие вмешательства.
    Этот метод связан с «проникновением в мозг» для лечения и исследования. При этом используются химические вещества, тепло, холод, электричество.
  3. Нейровизуальные методы. Электроэнцефалография, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс позволяют без хирургического вмешательства наблюдать за деятельностью различных участков головного мозга у здоровых людей или выявлять повреждения в мозговой ткани.

Использование многочисленных методов продвигает науку вперед, но лишний раз доказывает, что каждый случай индивидуален, и одинаковое повреждение мозга может по-разному выглядеть в поведении нескольких людей. Немаловажно и то, что направленность исследований на функционирование отдельных участков мозга влечет за собой противоречия и нестыковки, потому что мозг — это орган, имеющий целостную структуру.

Тем не менее, стремительно развиваясь, нейролингвистика предлагает приемы и методы для практического применения в жизни человека.

Нейролингвистика и занятия с детьми

В настоящее время обучение в школе требует от ребенка больших психических и физических затрат. Зачастую детский мозг не справляется с обработкой информации, поступающей извне, и работает в режиме перегрузок. Отсюда немотивированность, лень, невнимательность, тревожность, неуспеваемость.

Своевременная и правильная нейролингвистическая помощь в корне меняет ситуацию. С помощью индивидуальной программы из игр и упражнений формируются навыки, необходимые для усвоения школьной программы, устраняется причина неуспеваемости — несформированность речевых способностей.

В итоге появляются хорошие оценки и желание учиться, самостоятельно делать уроки и с удовольствием посещать учебное заведение.

Нейролингвистическое программирование

НЛП, или нейролингвистическое программирование, — это популярное направление практической психологии. НЛП разрабатывает прикладные техники, повышающие эффективность коммуникаций для получения преимуществ в различных сферах деятельности человека.

НЛП учит наблюдать, понимать и воздействовать на себя и окружающих, а именно:

  • помогает глубже понимать смысл речи собеседника,
  • делать свою речь более гибкой для восприятия,
  • владеть невербальными приемами общения,
  • управлять своей мотивацией и эмоциональным состоянием,
  • исцелять фобии и психологические травмы, поддерживать свое психическое здоровье,
  • определять глубинные переживания человека и устанавливать с ним доверительный контакт и пр.

В научных кругах нейролингвистическое программирование относят ко лженауке из-за невозможности полноценного обоснования его теоретических положений.

Также НЛП подвергается критике по этическим соображениям. Поощрение манипуляций людскими ресурсами, воздействие на человека против его воли при решении своих задач, несоблюдение специалистами НЛП норм морали и нравственности порождают вопросы этического характера и беспощадную критику этой «псевдонауки».

Несмотря на неоднозначное отношение к данной дисциплине, ее приемы работают и приносят пользу, если соблюдать экологичность в их применении.

А теперь поговорим об основах психолингвистики.

Что изучает психолингвистика?

Предмет и объект изучения

Психолингвистика изучает речевые процессы с позиции психических механизмов, лежащих в их основе. В психолингвистике язык, как психическое явление, является отражением внутреннего мира человека.

Психолингвистика как наука относится и к лингвистическим дисциплинам, так как изучает язык, и к психологическим, потому что рассматривает его в аспекте психики. А также принадлежит к числу дисциплин по социальной коммуникации, поскольку язык — это средство общения в социуме.

Психолингвистика дает ответы на вопросы:

  • как рождается и воспринимается речь;
  • связаны ли язык и мыслительный процесс;
  • каким образом происходит процесс чтения;
  • какие процессы происходят при изучении родного и иностранного языков;
  • почему нарушается речь при неправильной работе центральной нервной системы;
  • что может сказать о человеке его речевая манера поведения.

Основными ее проблемами являются:

Эта наука имеет два основных раздела: теоретическая и прикладная психолингвистика.

Теоретическая психолингвистика исследует речевую деятельность и речевое общение, а также некоторые аспекты познавательной деятельности человека. Она решает задачи по изучению речи в необычных ситуациях, например, при разных патологиях, в периоде ее становления, при психоэмоциональных переживаниях, при общении на жаргоне или диалекте.

Прикладная психолингвистика широко применяется в самых разных областях общественной жизни человека:

  • обучение языкам в учебных заведениях;
  • речевая коррекция при отклонениях от нормы;
  • идентификация личности в судебной психиатрии;
  • использование в средствах массовой информации;
  • экспериментальная риторика — мастерство убеждения.

Как она получает языковой материал?

Методы психолингвистики

В психолингвистике используются следующие методы:

  1. Самонаблюдение. Его суть — в наблюдении своих мыслей и чувств, которые представляют собой материал для исследования.
  2. Наблюдение. В обычных условиях наблюдают за вербальными и невербальными манерами человека. На основе этих данных строятся предположения о свойствах его психики, которые отражает мимика лица, привычка говорить, жестикулировать, создавать дистанцию и пр. Результаты анализируются, оцениваются, обобщаются. Допустимо применение фото-, аудио-, видеоаппаратуры.
  3. Эксперимент. Этот метод считается основным и самым объективным. Он основан на применении различных методик, например, методика чтения с саморегуляцией скорости, методика записи движения глаз, методика прямого толкования слова, ассоциативный эксперимент и др., с помощью которых собирается материал для психолингвистического анализа.
  4. Обработка. Это сравнение и описание полученных фактов.

Связь психолингвистики с другими науками

Психолингвистика связана и активно взаимодействует с такими науками, как:

  • философия — определяет стиль мышления;
  • психология — изучает тот же объект — речевой процесс;
  • лингвистика — исследует роль грамматической основы в понимании сообщения, изучает смысловую нагрузку слова, опирается на законы психолингвистики при формировании навыка орфографии;
  • семиотика — занимается изучением языка, как знаковой системы;
  • социология — изучает различные категории социализации человека, например, персональная, групповая;
  • медицина — логопедия, психиатрия, неврология предоставляют данные для исследования речевых патологий и норм;
  • технические науки, где есть возможность аппаратного и компьютерного наблюдения за речевой деятельностью.

Давайте познакомимся с ключевыми понятиями этой научной дисциплины.

Языковая способность в психолингвистике

Языковая способность — это психофизический механизм понимания и воспроизведения речевых единиц.

Существует два подхода к вопросу о ее природе:

  • биологическая, согласно которой эта способность врожденная и развивается по мере взросления;
  • социальная, утверждающая, что на ее формирование влияет опыт речевого общения.

В психолингвистике различают несколько ступеней языковой способности:

  • Правильность —- соблюдение языковых правил;
  • Скорость — выстраивание речи во времени;
  • Насыщенность — богатый словарный запас и разнообразие словесных форм;
  • Адекватный выбор — соответствие сообщения его сути и ситуации;
  • Адекватный синтез целого текста — правильное соединение предложений в тексте.

Языковая способность считается отлично развитой, если человек владеет этой многоступенчатой моделью.

Теория речевой деятельности в психолингвистике

Речевая деятельность — это социальная деятельность, при которой высказывание используется для определенной цели. Предметом ее является мысль, посредством которой отражаются фрагменты окружающего мира и происходит их детальный анализ.

Цель речевой деятельности — формирование мысли и ее построение, а задача — правильное отображение мысли через систему вербальных и невербальных знаков. Она может осуществляться как посредством общения, так и через внутреннюю речь, которая связана с мышлением.

Общая структура речевой деятельности в психолингвистике изображена на схеме:

Текст как объект психолингвистики

В психолингвистике слово, предложение, текст рассматриваются как знаки языка.

Слово — это основная структурная единица, с его помощью называются предметы, явления, события. Предложения состоят из слов, и в них уже учитывается коммуникативная ситуация, позиция говорящего и реакция слушающего. Текст складывается из предложений и является завершенным произведением речетворчества.

Текст, как единица речевого общения, регулирует отношения между говорящими, структурирует речевую деятельность. Он обладает цельностью, связностью, отражает чувства автора и его отношение к написанному, может содержать невербальные элементы, например, иллюстрации, цвет, шрифт, оказывающие решающее значение на осознание.

Интересно: при восприятии текста читатель пропускает его через свою призму миропонимания, что может искажать замысел автора. Степень этого несоответствия определяется тем, насколько автор и читатель не похожи, как личности.

К знакам речевой деятельности в психолингвистике также относится интонация.Темп и ритм выполняют выразительную и соединительную для элементов языка роль.

Речевое воздействие в психолингвистике

Речевое воздействие — это разнообразные формы социальной коммуникации:

  • митинги, выступления перед аудиторией;
  • средства массовой информации;
  • реклама;
  • пропаганда.

Психолингвистика рассматривает как при этом языковые и речевые характеристики текста влияют на восприятие и обработку сообщения. Он должен привлекать внимание, быть легким в восприятии, иметь воздействующий эффект.

Психологическая теория деятельности как основа психолингвистики

Начало развития психологической теории деятельности — конец двадцатых годов прошлого столетия. Она оперирует такими терминами, как деятельность, действие, цель, сознание, поведение.

Деятельность — это многоуровневое понятие, состоящее из отдельных видов, действий, операций и функций. Действие, как основная единица деятельности, — это сознательное движение к поставленной цели. Цель — это видение конечного результата.

Так как действие сопряжено с поведением и сознанием, то сознание и поведение неразрывно связаны. Занимаясь деятельностью, человек действует целенаправленно и активно. Цель действия бывает биологической, например, прием пищи, а может носить социальный характер.

Отсюда следуют основные принципы психологической теории деятельности, лежащей в основе речевой деятельности:

Ментальный лексикон в психолингвистике

Ментальный лексикон — это инструмент психики, обеспечивающий пользование словами и осуществляющий доступ к информационной базе человека.  Наиболее сильные связи в нем — это семантические (смысловые), они отражают знания человека о мире и его закономерностях.

Поиск слов в ментальном лексиконе является важной стадией процесса осмысления речи. При ее восприятии человеком устанавливается связь между тем, что он слышит и тем, что хранится в памяти. Слова имеют свои характерные признаки, согласно которым хранятся в многоступенчатом механизме ментального лексикона.

А теперь давайте проследим за развитием психолингвистической науки.

Краткий экскурс в историю психолингвистики

До возникновения психолингвистики в середине прошлого столетия учеными в области психологии и языкознания разрабатывались психолингвистические идеи, относящиеся к сфере будущей науки.

Таким образом, речь, как высшая функция психики, и язык, как средство речевой деятельности, являлись предметом изучения и психологов, и лингвистов. К середине ХХ века накопленного материала было достаточно, чтобы объединить усилия ученых этих двух наук.

Труды одного из основоположников отечественной психолингвистики Л.С. Выготского, а также других научных деятелей, таких как

послужили предпосылкой для возникновения психолингвистики как отдельной науки. Немалую роль в этом сыграли и американские ученые

Становление отечественной психолингвистики приходится на 60-е годы ХХ столетия. Благодаря своим лучшим представителям —

психолингвистическая школа активно развивается и своими достижениями завоевывает мировое признание.

Современная психолингвистика в России ориентируется на изучение процессов порождения речи, ее понимания; на анализ способности человека мыслить, определять свое отношение к действительности и отражать это в своей речи. Сегодня прикладная психолингвистика активно развивается и имеет большие перспективы.

Развитие науки можно разбить на три этапа.

Психолингвистика первого поколения

Этот этап психолингвистики относится к пятидесятым годам 20 века и характеризуется доминированием концепции американского ученого Чарлза Осгуда.

Ее отличают:

  • психологическое направление — речевые действия трактуются с психологической точки зрения;
  • реактивизм, когда теория речи выглядит как схема «стимул — реакция» в виде речевого приспособления к среде;
  • атомизм, когда слова усваиваются отдельно, а затем обобщаются;
  • индивидуализм, когда процесс коммуникации упрощен до схемы «говорящий — слушающий».

Психолингвистика второго поколения

Второй этап — психолингвистика американских ученых Н. Хомского и Дж. Миллера, шестидесятые годы 20 века.

Ее особенности:

  • лингвистическая ориентация — большое внимание уделено языковой грамматике;
  • алгоритмичность, когда предложение рассматривается отдельно от коммуникативной ситуации и изолируется от целостного осмысленного текста;
  • изоляционизм — провозглашение идеи универсальных правил владения языком, согласно которой человек может без труда освоить любой язык;
  • преодоление атомизма — не просто освоение отдельных слов, а умение составить высказывание.

Психолингвистика третьего поколения

Психолингвистика 3 поколения начинает свой отсчет с середины 1970-х гг. и связана с именами Д. Верча, Ж. Мелера, Ж. Нуазе, Д. Дюбуа, Р. Румметфейта.

Ее отличия:

  • ориентация на когнитивную (познавательную) психологию;
  • неприемлемость принципа реактивности;
  • преодоление изоляционизма — психолингвистические процессы рассматриваются в связи с мышлением, общением, памятью.

Вопросы психолингвистики в современной культуре речи

Процесс общения — это не просто обмен мыслями, идеями и чувствами, а обоюдное осмысление предмета и взаимное влияние в процессе общения. Эффективность этого процесса определяется именно психологическим воздействием.

Оно становится возможным, если участники оперируют одной знаковой системой, то есть разговаривают на одном языке. Речь — это универсальное средство общения, когда вероятность донести смысл сообщения наиболее велика.

Действия, направленные на увеличение результативности речевого воздействия, используются в экспериментальной риторике, которая учит мастерству убеждения через речь, применяя на практике знания психолингвистики.

Вот примеры некоторых из них.

При общении важно проявлять уважение к собеседнику: не прерывать его, изъясняться просто и доступно, не использовать слова, которые можно истолковать неправильно.

В деловом общении демонстрация поддержки, доброжелательности, похвала, выражение одобрения помогают поддержанию речевого контакта.

Установлению контакта способствует также использование имени собеседника. Это увеличивает доверие и сокращает дистанцию при диалоге.

При коммуникации немаловажную роль играет язык жестов. Так, легкий наклон головы, приветливая улыбка, добрый взгляд в начале общения обеспечат дружескую атмосферу.

Словесное приветствие, пауза — вот уже собеседник включается в общение. Теперь необходимо обратить внимание на его эмоциональное состояние, чтобы в ходе диалога поддержать заданный тон или мягко его трансформировать в нужное состояние.

На следующем этапе — определение стратегии и тактики делового общения. Нужно постараться вовлечь партнера в активное обсуждение темы, а выявление его самооценки даст возможность распределить роли.

Поддерживать доброжелательную атмосферу необходимо для успеха мероприятия.

При невербальном деловом общении большое внимание уделяется следующим моментам:

  • выражение лица спокойное и уверенное;
  • поза непринужденная и открытая;
  • осанка ровная;
  • дистанция приемлемая, взгляд обращен к партнеру;
  • жесты сдержанные;
  • тон голоса соответствует ситуации;
  • голос негромкий;
  • соблюдение пауз.

Так навыки речевого и невербального общения помогают обмениваться информацией в процессе совместной деятельности.

Книги для самостоятельного обучения

Предлагаем перечень учебников, лекций и статей по данной тематике:

А что же дальше?

Вот и подошло к завершению наше информационное погружение в научные глубины нейролингвистики и психолингвистики. Надеемся, что интерес к ним у вас не погас.

Если у вас есть желание овладеть навыками вербального и невербального общения, научиться управлять своими эмоциями, устанавливать контакты и строить доверительные отношения, выучить иностранный язык или усовершенствовать родной, то эти знания не будут лишними — они раскрывают механизмы, которые лежат в их основе.

Ну, а если наша статья побудила вас к познанию более детальному — успехов, захватывающих идей и неограниченных возможностей!

Полное руководство по психолингвистике

Полное руководство по психолингвистике…

Пожалуйста, включите JavaScript

Полное руководство по психолингвистике | English Finders


Что такое психолингвистика?

Быстрая навигация

Термин «психолингвистика» происходит от психологии (психический процесс) и лингвистики (систематическое изучение языкового развития), которые являются отраслями науки.

Психология занимается систематическим изучением человеческого опыта и поведения (Knight and Hilgert in Ahmadi, 1992). Напротив, лингвистика — это научное изучение языка, включая все, что он составляет и с чем связано.

Фундаментальная цель психолингвистики состоит в том, чтобы допустить умственный процесс изучения, производства и правильного понимания языка. Он также изучает, как люди усваивают, понимают и сохраняют язык.

Следовательно, он занимается изучением языка психологии, включая человеческий опыт и поведение.

Психолингвистика – раздел языкознания

Психолингвистика как раздел языкознания занимается изучением взаимоотношений между языком и человеческим разумом. Основная цель психолингвистики заключается в том, как человеческая психология может приобретать, производить и понимать язык.

Возникла для изучения людьми в разных областях, например, психологии, когнитивистике, фонетике и т. д.

Как отдельная область науки возникла в конце 1950-х и 1960-х годах в связи с революцией Хомского. Идеи, представленные Хомским, стали настолько жизненно важными, что быстро получили широкую огласку и оказали значительное влияние на большое количество современных взглядов на язык и его усвоение.

В результате психолингвисты начинают исследовать такие вопросы, как обращение с глубинными и поверхностными структурами предложений. В первые длительные периоды развития психолингвистики планировались специальные исследования, чтобы выяснить, находится ли в центре обработки грамматическая структура.

На основе изменения предложений впервые было установлено, что простота составления связана с синтаксической сложностью. Во всяком случае, позже выяснилось, что не только синтаксическая многогранность добавляет хлопот подготовки. Но, кроме того, существенное влияние на него оказывают семантические элементы.

Научное наблюдение по психолингвистике

Психолингвистика исследует, как ребенок закрепляет свой родной язык. Давайте посмотрим, как ученые наблюдают аспекты психолингвистики и овладения языком.

Скиннер (1957) рассматривал изучение языка как формирование языковой привычки посредством механизма стимула, реакции и подкрепления (бихевиористская гипотеза). Хомский (1957, 1968) показал, что за изучение языка отвечает устройство овладения языком (LAD) (теория врожденности).

Леннеберг (1966, 1967, 1969) утверждал близкое соответствие между физическим развитием и стадией языкового развития (биологическая теория. Холлидей (1975) преувеличенно говорит, что язык развивается, так как ребенок должен взаимодействовать с другими в их состоянии (социологический подход

Кроме того, в нем изучается, как ребенок развивает свой первый язык и родной язык, проходя несколько стадий от доязыковой стадии до взрослой стадии

Кроме того, он фокусируется на природе и процессе изучения второго языка через понятия о мониторе (Крашен, 1977, 1981), интеръязык (Селинкер, 1972), аккультурация (Шуман, 1978, 1990), универсальная грамматика (Хомский, 1980) и так далее.

Кроме того, он охватывает изучение факторов изучающих второй язык (L2), таких как способности, отношение, мотивация, возраст, интеллект, когнитивные стили, личность и другие, влияющие на скорость обучения или успеваемость.

Однако, поскольку мы знаем, что психолингвистика изучает языковое развитие, ее можно разделить на несколько подкатегорий. Например:

  1. Психолингвистика развития
  2. Нейролингвистика
  3. Клиническая лингвистика
  4. Освоение второго языка

1. Психолингвистика развития

Психолингвистика развития обычно имеет дело с тем, как дети понимают звуки своего первого языка и как они воспроизводят звуки своего первого языка. Это можно рассматривать как «развитие речи ребенка».

В период овладения языком ребенок пытается подражать своим родителям, когда учится говорить на родном языке?

Тем не менее, психолингвистика развития изучает, как дети могут овладеть языком и сформулировать эти правила.

Нейролингвистика

Нейролингвистика в основном занимается взаимосвязью между человеческим мозгом и лингвистическими процедурами. Кроме того, речь идет о функции мозга при обучении и о том, как правильно использовать язык.

Затем нейролингвистика анализирует, как структура мозга влияет на изучение языка.

Клиническая лингвистика

Клиническая лингвистика занимается изучением людей, страдающих повреждением головного мозга, которое влияет на их способность обрабатывать и воспроизводить речь.

Он также занимается некоторыми нарушениями речи, которые мешают людям понимать и говорить на языке.

Овладение вторым языком

Психолингвистика также занимается тем, как люди могут овладеть вторым языком. Другими словами, это связано с тем, как люди развивают свое владение иностранным языком. Вот как студент может найти процедуру овладения вторым языком, изучая психолингвистику.

Подводя итог, можно сказать, что психолингвистика как раздел языкознания описывает психологический процесс овладения языком.

Далее, то, как люди усваивают второй язык и должным образом используют язык, короче говоря, имеет дело с отношениями между речью и человеческим разумом.

Однако после вышеизложенного мы поймем, что такое психолингвистика в языкознании. Ведь психолингвистика как раздел языкознания занимается анализом отношений между языком и человеческим разумом.

Ссылка

Лайонс, Дж., и Уэльс, Р. (ред.) (1979) Психолингвистические статьи. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета.

Взгляните на эти полезные ссылки:

  • Что такое морфема в лингвистике?
  • Отличие фонетики от фонологии
  • Характеристики языка
  • Определение языка учеными
  • Определение синтаксиса в лингвистике

4.5 2 голосов

Рейтинг статьи


Удаяна Сеть | Университет Удаяна

Психолингвистика : Введение

я Ненгах Судипа

nengahsudipa@unud. ac.id

И. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Прикладной словарь Longman Лингвистика , 1985, Джек С. Ричардс, Джон Т. Платт и Хайди Вебер определяют Психолингвистика как изучение (а) умственного процесса, который человек использует для производства и понимание языка и (б) как люди изучают язык. Психолингвистика включает изучение РЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ, роли ПАМЯТИ, ПОНЯТИЙ и др. процессы в использовании языка и то, как социальные и психологические факторы влияют на использование языка (стр. 234). Согласно с Хартли (1982:16) в своей книге под названием « Лингвистика». для изучающих язык , Психолингвистика исследует взаимосвязь языка и разума при обработке и производить высказывание и в овладении языком. Осгуд и Себеок (1965) в их книга по психолингвистике: A Обзор теории и проблем исследования, определяет Психолингвистика   имеет непосредственное отношение к процессу кодирование и декодирование, поскольку они связывают состояния сообщения с коммуникаторами состояний. Langacker (1973:6) в своей книге под названием Язык и его структура гласит, что психолингвистика  это исследование овладения языком и языковое поведение, а также психологический механизм, отвечающий за их. Слама (1973:39) в своей книге под названием Введение. к Психолингвистике говорится, что Психолингвистика  в самом широком смысле с отношениями между сообщениями и характеристиками человека лица, которые выбирают и интерпретируют их. Поль Фрайсс написал введение до Problems de Psycholinguistique, , цитируемое Slama (1973:39), утверждает, что Psycholinguistics — это изучение отношения между нашими потребностями в выражении и общении и средствами предлагает нам язык, усвоенный в детстве и позже. Эйчисон (1998:1) в своей книге The Articulate Млекопитающее: введение в психолингвистику определяет психолингвистических исследований о языке и разуме. Харлей (2001:1) в своей книге Прологомены к теории словообразования определяет как исследование умственного процесс использования языка, в то время как Клак и Кларк (1977:4) в своей книге, озаглавленной Психология и язык: введение к Психолингвистике утверждает, что психология языка связана с три основные вещи, а именно понимание, производство и приобретение .  Таким образом, психолингвистика изучает психическое процессы, которым подвергаются люди при использовании языка (Dardjowidjojo, 2003:7)

II. ПОКРЫТИЕ

От предыдущего определение, Психолингвистика в основном охватывает три основных аспекта:

2.1 Язык Понимание

Это подраздел можно разделить на две основные ветви: (а) язык восприятие и (б) понимание языка. В этом разделе, поскольку концепции этих двух существенно не отличаются, следующие описания предназначены для того, чтобы показать их кратко. Кларк и Кларк (1977) разделил это понятие на два (1) понимания связанных с пониманием высказываний, которые мы слышать (ßвосприятие), и (2) понимание по отношению к действие – необходимо предпринять после осмысления произошло (ßпонимание). Первое можно определить как умственный процесс, при котором слушатель воспринимает звук, производимый говорящим, использующим такие звуки для формирования интерпретации о что имеет в виду говорящий. Можно просто сказать, что понимание составляет форма значения из звуков. Последнее происходит после того, как слушатель поймет высказывания, должны ли быть предприняты какие-либо действия в соответствии с такими понимание, это называется Использование приговоров 90 147 (Dardjowidjojo, 2003: 59).

2.2 Языковая продукция

Mayer (2000:49), цитируемый Dardjowidjojo, (2003:141) утверждает, что высказывание проходит три этапа: а) осмысление, (б) формулировать, (в) формулировать. Концептуализировать означает, что говорящий планирует концептуальная структура, которая должна быть произнесена, это также называется стадией сообщения. Формулировка, которую также называют грамматической кодировкой. означает этапы, на которых соответствующие элементы извлекаются из ментального словаря. а затем классифицировать синтаксически (N, V, Adj, NP, VP, Adv и т. д.). Последний Стадия артикуляции также называется фонологической. кодировка содержит структуру и контент, которые уже готовы к произносить по звуку.

Проблемы встречающиеся во время языковых производств, среди прочего: (а) паузы, напр. Эх кто… пришли сюда вчера?. О, Али пришел сюда вчерашний день. В Bahasa Indonesia вы можете услышать ,  si Anu…., и т.д, о ану…ня… (б) ошибок, которые можно подразделить на две (и) описки язык, напр.  вы были здесь в прошлый понедельник? О, вторник. В Bahasa Indonesia вы можете услышать.. ambil itu kepala… о келапа (ii) афазия, разновидность речевого заболевания, человек не в состоянии правильно говорить из-за повреждения головного мозга или других нарушений языковой памяти.

2.3 Язык Acquisition

            Джон Лайонс в своей книге под названием Language and Linguistics (1981:252) заявил, что психолог и лингвисты предпочитают использовать термин приобретение а не учиться. Причина просто в том, что приобретение нейтрально по отношению к в отношении некоторых последствий, которые стали ассоциироваться с семестр обучение  психологии.

2.3.1 Теории

            С психолингвистической точки зрения теории овладения языком из трех:

(а) Поведениеcis

FB Скиннер, один из последователей бихевиоризма, утверждал, что ребенок вступает в мир с tabularasa , чистый сланец, не несущий предвзятого представления о мире или о языке, и затем этот ребенок формируется под влиянием окружающей среды, медленно обуславливаемой различными способами. графики подкрепления (Браун и др.1980:18). Модель S (Стимул) и R (Реакция) представлена ​​в поддержите эту идею.

(б) Металлистика

Холлидей (1964:178) в своей книге Лингвистика. Науки и преподавание языков сказал: «Мы знаем, что все нормальные человеческие младенцы рождаются с потенциалом приобретения языка», и далее Уилкинс (1972:168) в своей книге Лингвистика в Преподавание языков сказал, что все изучают язык не потому, что они подвергаются аналогичному процессу кондиционирования, но поскольку они обладают врожденная способность, которая позволяет им усваивать язык как нормальную процесс созревания. Браун (1980:21) утверждал, что каждый новорожденный приносит то, что называется Устройства для овладения языком (LAD) состоит из: (i) устройств для различения отличительных звуков; (ii) Устройства для организации языковых единиц, которые будут классифицированы и разработаны позже; (iii) Приемы языковой системы, которая возможна или невозможна; (4) Устройства для использования языковой системы, основанные на развитии языковой системы, для того, чтобы создать невозможную систему вне найденных лингвистических данных.

(с) Познавательный

В В 1960-х годах лингвисты-менталисты предложили новый подход под названием «Когнитивный подход». Подходы». Этот подход сочетает в себе предыдущие теории, ребенок рождается с языковыми способностями и под влиянием окружающей среды. Важный момент следует учитывать при таком подходе, заключается в том, что успех ребенка в использовании, понимать и овладевать языком зависит от зрелости его познавательный. Когнитивные теории предполагали, что существует принцип, основанный на языковая организация, используемая ребенком для интерпретации и управления языковая среда. Все это психический процесс, хотя и не легко наблюдать, оно явно имеет физическую основу. Это отличие от бихевиористской идеи.

2.3.2 Изучение языка и изучение языков

Основное отличие между изучением языка (LA) изучением языка (LL)

LA считается подсознательным усилием (помните не без сознания ) значение что любые языковые вещества могут быть забрать  в любое время, из любых источников и в любом месте. это свободно и естественно, так что это кажется очень автоматическим. LL считается в сознании , поэтому при получении любой языковой системы она должна контролироваться учебным планом или планироваться по плану урока. Этот процесс должен осуществляться искусственным образом и поддерживаться метод обучения. Его можно представить следующим образом:

Типы

Язык Приобретение

Язык Обучение

1

Подсознание

Сознание

2

Бесплатно

Контролируемый

3

натуральный

Искусственный

4

Автомат

Запланировано

5

Природа

Воспитание

                                              

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Психолингвистика  охватывает три основных аспекта, а именно: (a) Понимание языка, (b) производство языка и (c) овладение языком. Целесообразно пересмотреть добавление еще одного существенного аспекта. т.е. Биологическая и неврологическая основа из-за чего людям удается говорить на языке по сравнению с другими специями.

 

ССЫЛКИ

Эйчисон, Джин. 1998. Членистое млекопитающее: Введение в Психолингвистика. Лондон: Рутледж

Браун, Доглас Х. 1980. Принципы изучения языка и Обучение . Нью-Джерси. Зал

Кларк, Герберт Х. И Ева В. Кларк. 1977. Психология и язык. : Введение в психолингвистику. Нью-Йорк: Harcout Brace and Jovanovich, Inc.

Dardjowidjojo, Соенджоно. 2003. Псиколингвистик : Пенгантар Пемахаман Бахаса Манусия . Джакарта : Яясан Обор Индонезия

Холлидей, МАК. Август Макинтош и Питер Стревенс. 1964. Лингвистические науки и преподавание языков.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts