Правило трех единств, или Основы классицистической литературы
Каждый из нас в школе или институте слышал о таком понятии, как классицизм. Это эстетическое направление, встречающееся во многих видах культуры и искусства. Вообще, слово классицизм произошло от латинского classicus, что означает в переводе «образцовый». Навевает мысли о чем-то строгом, точном, даже античном, не так ли? Все верно, поэтика классицизма начинала складываться еще в эпоху позднего Возрождения в Италии, а окончательно сформировалась в XVII веке во Франции.
Основы этого направления — правила античного творчества Аристотеля, Горация — требуют строгого соблюдения канонов, которые в этом жанре незыблемы и беспрекословны к выполнению. Также эстетика классицизма имеет свою особую иерархию жанров: эпопея, ода, трагедия — «высокие» жанры; сатира, комедия, басня — «низкие». Давайте же рассмотрим основу литературного классицизма.
Правило трех единств
Включает в себя следующие понятия:
- Единство времени – действие строго в течение суток.
- Единство места – на протяжении всего произведения действия происходят в одном месте, как правило, это дом, дворец, усадьба и т. д.
- Единство действия – отсутствие побочных партий и персонажей, наличие одного основного сюжета.
Для чего нужно правило трех единств в литературе
Требование единства времени можно объяснить так: зритель, находящийся в театре на протяжении небольшого количества часов, не поверит событиям на сцене, длительность которых сильно не соответствует длительности самого спектакля. Если в пьесах Шекспира действие может занимать несколько месяцев, то в драматургии классицизма такое невозможно. Действие в пьесе, написанной в этом стиле, обязательно делится на пять актов и занимает не более суток. Физическое время восприятия зрителя непременно должно совпадать со временем действия на сцене.
На этих же принципах основывается и требование единства места. Полагалось, что зритель должен понимать, что перед ним все время одна и та же сцена. Этот строгий характер принципа классицизма особенно видно в сравнении с иным типом драматургии — шекспировским. Вспомним его пьесы, где действие переносится из одного места в другое. Требования единства времени и места сильно сокращали разнообразие сюжета произведений классицистической драматургии, но в то же время способствовали особой строгости и четкости построения пьесы.
Последнее требование — единство действия — в каждой пьесе количество действующих лиц должно быть минимальным; действие развивается логично, строго, четко, без побочных сюжетных линий. Зрителю трудно будет досмотреть постановку до конца, если в ней нет единства действия.
Классицизм в зарубежной литературе
Классицизм сначала опирался на теории Аристотеля и Горация — античных авторов. В европейской литературе заканчивает свое существование этот стиль с 1720-х годов. В нем также строго соблюдалось правило трех единств, о котором говорится ранее в статье.
Европейский классицизм в своем развитии прошел два основных этапа:
- Расцвет монархии, позитивное развитие науки, культуры и экономики. В это время писатели-классицисты видели своей задачей прославление монарха.
- Кризис монархии, критика недостатков в политическом строе. Авторы осуждают монархию.
Развитие классицизма в России
Это художественное направление нашло отклик в России позже, чем в остальных странах мира. Национальные традиции — вот на что опирался русский классицизм. Именно в этом и проявилась его уникальность и своеобразие.
Классицизм особенно сильно развивался в архитектуре, там он достиг очень больших высот. Это было связано с созданием и строительством новой столицы (Санкт-Петербурга) и активным ростом других городов России. Достижения классицизма проявились в большом количестве построек, например стрелка Васильевского острова (Ж. Ф. Тома де Томон) в Петербурге, Александро-Невская лавра (И. Старов), архитектура Царского села (А. Ринальди) и многие другие.
В Царском селе итальянский архитектор Антонио Ринальди работал над семью объектами, в числе которых Китайский театр, Чесменская колонна, Кагульский обелиск.
На фото Мраморный дворец (А. Ринальди) в Санкт-Петербурге.
Развитие классицизма в русской литературе
В России классицизм зародился во второй четверти XVIII века и подарил нам таких прекрасных творцов, как М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, В. Тредиаковский, Г. Р. Державин, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин и множество других великих имен.
Конечно же, больший вклад в развитие русского классицизма в литературе внес Михаил Васильевич Ломоносов. Им была разработана система трех «штилей», создан образец оды — торжественного послания, которое стало пользоваться большой популярностью в то время. Особенно четко традиции классицизма были отражены в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».
Кроме обязательного правила трех единств классицизма в литературе, к особенностям этого стиля в России также относят следующее:
- деление героев на отрицательных и положительных персонажей, обязательное наличие резонера — героя, выражающего позицию и мнение автора;
- присутствие в сюжете любовного треугольника;
- торжество добра в финале и непременное наказание порока.
Классицизм сыграл огромную роль в развитии мирового искусства. Это направление — основа, базис литературы. Классицистическому стилю принадлежит огромное количество великих произведений. Ежедневно во всех театрах мира играют известнейшие комедии, трагедии и пьесы, ставшие непревзойденными шедеврами.
Что такое требование трех единств?
Творчество Фонвизина, в том числе знаменитая комедия «Недоросль» , теснейшим образом связаны с особым направлением в литературе и в искусстве (живописи, архитектуре) , зародившимся в ряде европейских стран в пору подъема абсолютизма (личной власти монархов, олицетворявших единство, целостность, суверенитет (независимость) государств) в начале XVII века и получившим название классицизма (от лат. classcus — образцовый) . Влияние классицизма на художественную жизнь Европы XVII —XVIII вв. было широким, долговременным и в целом плодотворным.
В литературе классицизм наиболее полно проявился в лирике и в драматургии.
Классицизм считал, что нужно опереться на нормы прекрасного в античном искусстве, то есть в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, которые были изложены в трудах Аристотеля, Горация и других мыслителей и поэтов древности и строго их соблюдать, не отступая от творческих правил. Эти нормы и правила требовали от искусства, в частности от литературы, ясности изложения, точности выражения мыслей, порядка в построении произведений.
Классицизм отдавал предпочтение культуре перед дикостью и настаивал на том, что природа и жизнь, преобразованные человеком, выше природы и жизни естественной, не подверженной еще благородным усилиям человеческого ума, чувств, воли и рук.
Перед взором классицистов всегда стоял идеал прекрасной и завышенной жизни, преображенной искусством человека, и противостоящий эму хаос дикой естественной жизни, управляемой непонятными и казавшимися дурными законами. Следовательно, классицизму было свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей «норме», образу, которым в классицизме выступает классическая древность как пример совершенного и гармонического искусства.
Так как в реальной жизни обозначился конфликт между разумом и чувствами, то классицизм стремился к его разрешению и преодолению посредством гармонического и полного сочетания личных интересов человека с велениями разума и нравственного долга. При этом интересы государства считались главными и преобладающими над интересами отдельной личности.
Классицистическая драма обладает рядом особенностей. Для того, что действие сохраняло логическую стройность, классицисты видвинули требование «трех единств» единства места, единства времени и единства действия.
Первые два единства очень просты и носили формальный характер, из-за чего впоследствии не удержались в драматических произведениях.
Единство места требует, чтобы действие происходило в одном помещении и не выходило за его пределы, например в одном доме, но в разных комнатах. Так, действие комедии «Горе от ума» совершается в доме Фамусова, но то в кабинете Фамусова, то в спальне Софии, то в гостиной, то на лестнице и т.
Единство времени предполагает, что действие должно начаться и закончиться в течение одних суток. Например, действие начинается с приезда Чацкого в дом Фамусовых утром, а завершается его отъездом ночью.
Единство действия — наиболее принципиальное и глубокое требование теории классицизма. Законы драмы требуют напряженности и сосредоточенности действия, обусловленного, как правило, характерами героев, особой строгости в ведении сюжета: действие в драме и поведение героев должно быть направлено к одной цели, сохранять связь и стройность композиции во всех сценах и деталях и быть единым, сопряженным с основным противоборством действующих лиц.
Такое правило к драматическому сюжету и получило название «единство действия» . «Действие драмы, — писал В. Г. Белинский, — должно быть сосредоточено на одном интересе и быть чуждо побочных интересов… » Это означает, что в драме «все должно быть направлено к одной цели, к одному намерению» .
Классицизм строго придерживался так называемой иерархии жанров. Трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» . Комедия, басня, сатира — к «низким».
— Поэтика Аристотеля: три единства
Мы начнем этот экскурс в историю с обсуждения Поэтики Аристотеля , текста, написанного примерно миллиард лет назад (или 335 г. до н.э., в зависимости от того, кого вы спросите).
Эти сочинения сосредоточены на современных драматических трагедиях и могут быть более или менее полезны вам как современному писателю в зависимости от вашей личной техники. Тем не менее, основания существуют не просто так, и всегда полезно знать правила, даже если вы продолжаете идти вперед и игнорировать их. Тем более, что элементарные уроки рассказывания историй — это, по сути, просто упражнения в распознавании образов.
Цель Поэтика состояла в том, чтобы изучить некоторые элементы повествования, которые сделали трагедии такими душераздирающе грандиозными и успешными. В нем рассматривается множество вещей, связанных с темой, тоном и эмоционально удовлетворительными арками персонажей (которые мы неизбежно рассмотрим в следующем посте в блоге). Возможно, одной из самых важных тем является концепция катарсиса, то есть эмоционального очищения: тот момент, когда вы выпускаете воздух, который задерживали на протяжении всей ужасной сцены, которая обязательно должна была закончиться чьей-то смертью или катастрофой. Моменты катарсиса чрезвычайно важны, и научиться создавать их — ценный инструмент. Опять же, мы рассмотрим это в более позднем сообщении в блоге.
Аристотель тоже писал о комедиях, но, к сожалению, этот текст был утерян каким-то великим наводнением, или пожаром, или другим бедствием, которое всегда бесчувственно уничтожало творческие достижения, так что нам придется двигаться дальше только с трагедией.
Из щедрости Поэтики сегодня мы рассмотрим концепцию, известную как «Три единства» или «Драматические единства». Три Единства:
1. Единство Времени: действие пьесы должно происходить в короткой внутренней хронологии, в идеале не более 24 часов.
2. Единство места: действие должно происходить в минимальном количестве мест, в идеале всего в одном. Общественная площадь или дворцовый двор обычно хорошо служили этой цели.
3. Единство действия: Действие пьесы должно быть максимально лаконичным. Достигните эмоциональных ударов и соответствующих сюжетных точек в несколько эффективных шагов. Избегайте подсюжетов. Качество превосходит количество. (Если бы Аристотель знал, что такое нелинейное повествование, он, вероятно, тоже не советовал бы это делать.)
Возможно, вы инстинктивно согласились или не согласились с одним или всеми этими пунктами, так что давайте рассмотрим их достоинства и недостатки.
1. Единство Времени: С современной точки зрения этот кажется бесполезным. В современных средствах массовой информации истории могут растягиваться на любое количество времени, от жалких получаса до охвата целых поколений. Но во времена Аристотеля это служило большей цели; сцены были установлены в больших амфитеатрах, и актеры часто играли несколько ролей. Общение с течением времени могло быть сложным и запутанным, поскольку маски и язык тела использовались для общения разных персонажей в большом пространстве. Попытка запечатлеть разный возраст между этими персонажами может только замутить воду. В наши дни известные лица и описательная проза превращают вековое повествование в прогулку по парку, а нелинейное повествование не только возможно, но и часто желательно.
Тем не менее, для нас это тоже полезно. Нам надлежит помнить об инструменте безотлагательности — о чем-то, что может сыграть ключевую роль в любой истории, а не только в триллерах или приключениях. Растягивание хронологии вашей истории устраняет эту безотлагательность. Это не обязательно плохо, просто об этом нужно знать. Если вы хотите, чтобы внимание читателя неугасало, постарайтесь захватить его сейчас.
2. Единство места: снова , это было более полезно во времена Аристотеля, когда истории сталкивались с логистическими проблемами. Смена местоположения означала использование стандартных фрагментов или вытаскивание припева, чтобы сообщить нам о смене. Это могло быть неуклюжим и неуклюжим, и это отвлекало зрителей от непосредственности сцены.
Тем не менее, единство места — это то, что многие писатели недооценивают, и в результате их работа часто страдает. Персонажам нужны цели и направление, устойчивый баланс между прогрессом и препятствиями. Использование повествования в стиле видеоигры, предполагающее, что персонаж должен собрать 7 драконьих шаров, 150 покемонов или что-то еще, хорошо для эпизодического приключенческого сериала, но оно ослабляет силу вашего повествования, когда вы вставляете его в свои романы или фильмы: по сути, это становится монтажом многих мест и переживаний.
Хуже того, когда мы перетаскиваем их с места на место, фокус смещается с персонажей на пейзаж; мы видим, как декорации меняются за счет времени, проведенного с людьми, которые его занимают. Опять же, иногда это работает нормально (особенно в видеоиграх, где история и персонажи стоят на втором и третьем месте после игрового процесса), а иногда и в телешоу, но в меньшей степени для других медиа.
Вместо этого постарайтесь сохранить дух единства места Аристотеля. Выберите несколько ключевых локаций, между которыми мы можем переключаться (используя передовые технологии повествования), но сделайте эти локации прочно закрепленными в сознании вашего персонажа. Если они займут пространство, то и они, и окружающая среда будут казаться гораздо более живыми.
3. Единство Действия: Несмотря на тысячи лет между нами и Аристотелем, это единственный шаг, который я считаю правильным — ну, по крайней мере, на 85%. Единство действия необходимо для любой истории. Именно то, что делает голливудские боевики мелкими и производными, — это чрезмерное изобилие действия (и это нормально — вам разрешено наслаждаться этим! Да! Назовем это как есть: зрелищем, а не историей.)
Но «Действие» относится не только к перестрелкам и взрывам, оно описывает этапы, через которые ваша история достигает своего завершения (то есть сюжетные точки). Искусство хорошего письма — как с точки зрения языка, так и с точки зрения сюжета — заключается в краткости. Скажите, что вы хотите сказать, в как можно меньшем количестве слов. Чем лучше эти слова, тем элегантнее становится ваше письмо. Если ваша история обременена слишком большим количеством взлетов и падений, левых и правых, она будет восприниматься именно так и будет страдать из-за этого.
Помните, что это не полный обзор Поэтики. Если у вас есть склонность к литературе и вы хотели бы узнать о шагах по созданию трагедии, то я настоятельно рекомендую прочитать об этом больше (или просто прочитать непосредственно!) Это был лишь поверхностный взгляд на некоторые структурные элементы, и я вам купить копию (довольно дешево!) и сделать ее частью вашей справочной библиотеки.
- 18 сентября 2013 г.
- 6
wordweasel на Tumblr
Мы начнем этот экскурс в историю с обсуждения «Поэтики» Аристотеля , текста, написанного примерно миллиард лет назад (или 335 г. до н. э., в зависимости от того, кого вы спросите).
Эти сочинения сосредоточены на современных драматических трагедиях и могут быть более или менее полезны вам как современному писателю в зависимости от вашей личной техники. Тем не менее, основания существуют не просто так — и всегда полезно знать правила, даже если вы продолжаете идти вперед и игнорировать их. Тем более, что элементарные уроки рассказывания историй — это, по сути, просто упражнения в распознавании образов.
Цель Поэтика состояла в том, чтобы изучить некоторые элементы повествования, которые сделали трагедии такими душераздирающе грандиозными и успешными. В нем рассматривается множество вещей, связанных с темой, тоном и эмоционально удовлетворительными арками персонажей (которые мы неизбежно рассмотрим в следующем посте в блоге). Возможно, одной из самых важных тем является концепция катарсиса, то есть эмоционального очищения: тот момент, когда вы выпускаете воздух, который задерживали на протяжении всей ужасной сцены, которая обязательно должна была закончиться чьей-то смертью или катастрофой. Моменты катарсиса чрезвычайно важны, и научиться создавать их — ценный инструмент. Опять же, мы рассмотрим это в более позднем сообщении в блоге.
Аристотель тоже писал о комедиях, но, к сожалению, этот текст был утерян каким-то великим наводнением, или пожаром, или другим бедствием, которое всегда бесчувственно уничтожало творческие достижения, так что нам придется двигаться дальше только с трагедией.
Из щедрости Поэтики сегодня мы рассмотрим концепцию, известную как «Три единства» или «Драматические единства». Три Единства:
1. Единство Времени: действие пьесы должно происходить в короткой внутренней хронологии, в идеале не более 24 часов.
2. Единство места: действие должно происходить в минимальном количестве мест — в идеале, только в одном. Общественная площадь или дворцовый двор обычно хорошо служили этой цели.
3. Единство действия: Действие пьесы должно быть максимально лаконичным. Достигните эмоциональных ударов и соответствующих сюжетных точек в несколько эффективных шагов. Избегайте подсюжетов. Качество превосходит количество. (Если бы Аристотель знал, что такое нелинейное повествование, он, вероятно, тоже не советовал бы это делать.)
Возможно, вы инстинктивно согласились или не согласились с одним или всеми этими пунктами, так что давайте рассмотрим их достоинства и недостатки.
1. Единство Времени: С современной точки зрения этот кажется бесполезным. В современных средствах массовой информации истории могут растягиваться на любое количество времени, от жалких получаса до охвата целых поколений. Но во времена Аристотеля это служило большей цели; сцены были установлены в больших амфитеатрах, и актеры часто играли несколько ролей. Общение с течением времени могло быть сложным и запутанным, поскольку маски и язык тела использовались для общения разных персонажей в большом пространстве. Попытка запечатлеть разный возраст между этими персонажами может только замутить воду. В наши дни известные лица и описательная проза превращают вековое повествование в прогулку по парку, а нелинейное повествование не только возможно, но и часто желательно.
Тем не менее, для нас это тоже полезно. Нам надлежит помнить об инструменте безотлагательности — о чем-то, что может сыграть ключевую роль в любой истории, а не только в триллерах или приключениях. Растягивание хронологии вашей истории устраняет эту безотлагательность. Это не обязательно плохо, просто об этом нужно знать. Если вы хотите, чтобы внимание читателя неугасало, постарайтесь захватить его сейчас.
2. Единство места: снова , это было более полезно во времена Аристотеля, когда истории сталкивались с логистическими проблемами. Смена местоположения означала использование стандартных фрагментов или вытаскивание припева, чтобы сообщить нам о смене. Это могло быть неуклюжим и неуклюжим, и это отвлекало зрителей от непосредственности сцены. Но сегодня мы можем запечатлеть обширный пейзаж несколькими хорошо продуманными линиями, а визуальные средства еще больше упрощают перемещение с места на место.
Тем не менее, единство места — это то, что многие писатели недооценивают, и в результате их работа часто страдает. Персонажам нужны цели и направление, устойчивый баланс между прогрессом и препятствиями. Использование повествования в стиле видеоигры, предполагающее, что персонаж должен собрать 7 драконьих шаров, 150 покемонов или что-то еще, хорошо для эпизодического приключенческого сериала, но оно ослабляет силу вашего повествования, когда вы вставляете его в свои романы или фильмы: по сути, это становится монтажом многих мест и переживаний.
Хуже того, когда мы перетаскиваем их с места на место, фокус смещается с персонажей на пейзаж; мы видим, как декорации меняются за счет времени, проведенного с людьми, которые его занимают. Опять же, иногда это работает нормально (особенно в видеоиграх, где история и персонажи стоят на втором и третьем месте после игрового процесса), а иногда и в телешоу, но в меньшей степени для других медиа.
Вместо этого постарайтесь сохранить дух единства места Аристотеля. Выберите несколько ключевых локаций, между которыми мы можем переключаться (используя передовые технологии повествования), но сделайте эти локации прочно закрепленными в сознании вашего персонажа. Если они займут пространство, то и они, и окружающая среда будут казаться гораздо более живыми.
3. Единство Действия: Несмотря на тысячи лет между нами и Аристотелем, это единственный шаг, который я считаю правильным — ну, по крайней мере, на 85%. Единство действия необходимо для любой истории. Именно то, что делает голливудские боевики поверхностными и производными, — это чрезмерное изобилие действия (и это нормально — вам разрешено наслаждаться этим! Я люблю! Давайте просто назовем это так: зрелище, а не история.)
Но «Действие» относится не только к перестрелкам и взрывам, оно описывает этапы, через которые ваша история достигает своего завершения (точки сюжета). Искусство хорошего письма — как с точки зрения языка, так и с точки зрения сюжета — заключается в краткости. Скажите, что вы хотите сказать, в как можно меньшем количестве слов. Чем лучше эти слова, тем элегантнее становится ваше письмо. Если ваша история обременена слишком большим количеством взлетов и падений, левых и правых, она будет восприниматься именно так и будет страдать из-за этого.