Что такое эмоции в психологии: Эмоции: что это, виды и функции

Содержание

Эмоции — что, как и почему? – Психология без соплей

У нас есть большой и подробный (бесплатный) курс о том, что такое эмоции, откуда они берутся, что означают и как научиться в них разбираться — все, что нужно знать об эмоциях, там уже есть. Но никогда не помешает четко и кратко повторить самое главное.

Только не воспринимайте нижеизложенное как пустые психологические лозунги, в которые нужно просто поверить. Написано все это для того, чтобы запустить мыслительный и исследовательский процесс, а не для того сразу же выдать готовые ответы. И не принимайте простоту за легковесность! При всей очевидности этих идей, даже практикующие психологи порой упускают их из виду. 

Итак, эмоции…
  1. #1: Эмоции не врут и не ошибаются
  2. #2: Эмоции — это наше отношение
  3. #3: Эмоции могут быть противоречивыми
  4. #4: Не бывает неправильных эмоций
  5. #5: Эмоции имеют биологическую основу
  6. #6: Эмоции говорят что-то о нас
  7. #7: Вызвать чужую эмоцию невозможно
  8. #8: Вызвать свою эмоцию невозможно 
  9. #9: Эмоции содержат импульс к действию
  10. #10: Эмоция не есть поведение
  11. #11: Чувства  — это…
  12. #12: Эмоции выражаются невербально
  13. #13: Мы не чувствуем, что чувствуют другие
  14. ПОНИМАНИЕ СВОИХ ЭМОЦИЙ — ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!
  15. Психология начинается с эмоций!

#1: Эмоции не врут и не ошибаются

В отличие от мыслей, которые существуют в виртуальной ментальной среде и могут функционировать в отрыве от объективной действительности, эмоции всегда жестко связаны с реальностью. И если про возникшую мысль можно сказать «я просто так подумал», то эмоция «просто так» никогда не возникает. 

Эмоция — есть реакция на событие (внешнее или внутреннее). И эта реакция не бывает ошибочной, она не лжет и не заблуждается. Если какая-то эмоция возникла, то отвертеться уже нельзя. Неправильно подумать о чем-то можно, а неправильно почувствовать — нельзя. Интеллектуально ошибиться можно, эмоционально — нельзя. В рассуждениях можно заблуждаться, в переживании эмоций — нельзя.

Если вы увидели паука и подумали, что это тарантул, есть вероятность, что подумали вы неправильно — ошиблись, заблуждаетесь. Но если вы испытали страх, никакой ошибки быть не может — здесь и сейчас вы боитесь этого паука. 

#2: Эмоции — это наше отношение

Мысли содержат в себе информацию о наблюдаемом событии, явлении или объекте — то, что мы по этому поводу думаем. Эмоции — это то, как мы к данному событию или явлению относимся. Мышление — процесс вычислительный, требующий времени. Эмоции — мгновенны и не требуют калькуляций, а являются прямой реакцией организма и психики на исходное событие. 

Сода и уксусная кислота соединяясь вступают в химическую реакцию. Им не нужно для этого думать. Реакция продиктована химическими свойствами элементов и начинается мгновенно. Так и эмоция — есть прямая и непосредственная реакция на то, что попало в наше восприятие. И эта реакция отражает нашу индивидуальную структуру, которая в данной конкретной ситуации выдает данные конкретные эмоциональные эффекты.

Смысл эмоциональной «химической» реакции в том, чтобы дать нам мгновенную первичную оценку ситуации, отталкиваясь от которой мы уже действуем дальше — приближаемся или отдаляемся, защищаемся или расслабляемся. Получив удар током, мы рефлекторно отдергиваем руку. Испытав эмоциональный удар (например, испуг), мы так же рефлекторно отскакиваем и только потом можем обдумать, что случилось. Эмоциональная реакция мгновенна и выражает наше отношение к объекту на дорациональном уровне.  

#3: Эмоции могут быть противоречивыми

Один и тот же объект может вызывать у нас целый спектр эмоциональных переживаний. Например, тот же самый паук может вызвать у нас одновременно страх и интерес или вызывать отвращение в целом, но при этом нам может нравиться его окрас.

Это свойство эмоционального восприятия лежит в основе психологических внутренних конфликтов. Например, к одному и тому же человеку мы можем одновременно испытывать противоположные чувства — любить и ненавидеть, бояться и испытывать притяжение. Эта ситуация совершенно нормальна и не является признаком психологической проблемы. Напротив, ожидание и тем более требование от себя полной согласованности эмоциональных реакций — это грубая психологическая ошибка.

Обратите внимание, что в случае подобных противоречий эмоции будут привязаны к разным аспектам объекта. Нравятся глаза, не нравится форма носа. Радует чувство юмора, пугает буйный нрав. То есть каждая из эмоциональных оценок по отдельности никакого противоречия в себе не содержит.

#4: Не бывает неправильных эмоций

Сода не может среагировать на уксус как-то неправильно. Реакция жестко продиктована свойствами соды и уксуса — вопрос о правильности или неправильности здесь вообще не стоит. Однако, с точки зрения плохо осведомленного наблюдателя, реакция может быть неожиданной — не той, что предполагалась. Например, мать может обнаружить, что испытывает негативные эмоции к своему ребенку — это для нее неожиданно. Но с точки зрения эмоциональной механики, возникшая эмоция совершенно нормальна и естественна, хоть и может быть не вполне обычной. 

Сами по себе эмоции не хорошие и не плохие — подобные оценочные категории к ним вообще неприменимы. Нам может быть не понятно, почему возникла та или иная эмоция, нам может не нравиться, что она возникла, но все это не говорит о том, что эмоция какая-то неправильная. Сода не виновата в том, что она шипит, попадая в уксус. Проблема возникает только, если сода сравнивает себя с сахаром, а уксус с чаем — там ничего не шипит, да.

В наличии эмоций, какими бы они ни были, нет и не может быть никакой проблемы. Мы — живые люди и реагируем так, как реагируем. Никакого регламента правильных эмоциональных реакций не существует. Однако в нашей культуре некие рамки все-таки устанавливаются. Например, считается, что ребенок должен безусловно любить своих родителей. Но в реальности это далеко не всегда так, и если никаких позитивных чувств к своим родителям ребёнок не имеет, это нормально — так бывает.

#5: Эмоции имеют биологическую основу

Базовые эмоциональные реакции по своей природе инстинктивны — они не зависят от воспитания, культуры или религии. Эмоции ребенок испытывает с самого рождения, задолго до того как научится говорить или хотя бы понимать происходящее вокруг. На более поздних этапах развития сознания мышление может принимать участие в формировании эмоционального фона, но первоначально — сначала эмоции, потом мысли.

И будучи биологическим механизмом определяющим взаимодействие организма с внешним миром, те или иные эмоции у нас присутствуют всегда.

Невозможно быть живым и ничего не чувствовать. Мы чувствуем эмоции непрерывно, хотя бы в виде того, что мы называем «настроением». 

Человек разумный в своей основе, в самой своей сердцевине имеет иррациональное начало — эмоции. Исходное наше восприятие окрашивается эмоциями еще до того, как до сознания. Мы не видим мир в чистом виде, мы всегда видим мир плюс наше к нему отношение. Мы не можем не оценивать происходящее, можем только быть осознанны в своем отношении. 

#6: Эмоции говорят что-то о нас

С одной стороны, эмоция — это наша ответная реакция на то, с чем мы столкнулись. Увидели змею — испытали страх, который говорит нам, что перед нами что-то потенциально опасное. То есть эмоция сообщает нам некоторые субъективно полезные сведения о том, что мы видим. Но какой-нибудь другой человек, увидев эту же самую змею, испытает не страх, а, скажем, интерес. И эта эмоция тоже будет субъективно ценной. Но ни страх, ни интерес не имеют отношения к самой змее — сама по себе она не страшная и не интересная.

 

С этой точки зрения, испытываемые нами эмоции больше говорят о нас, чем о воспринимаемом объекте.  Если человек испугался змеи, то это объективный факт о данном человеке — он боится этой змеи. Но о самой змее это ничего нам не говорит — если, глядя на нее, мы испытываем какие-то эмоции, то это исключительно на нашей совести, змея тут не при чем!

Поэтому если нас раздражает другой человек, это не значит, что он плохой. А если вызывает симпатию, это не значит, что он хороший. Но о себе мы теперь можем сказать: во мне есть что-то такое, из-за чего один человек мне нравится, а другой нет. Если я раздражаюсь, во мне есть что-то такое из-за чего это раздражение происходит. Сам раздражитель — только триггер эмоциональной реакции, а не ее источник. И точно так же с симпатией: красота в глазах смотрящего. 

Мы не виноваты в том, что мы чувствуем то, что мы чувствуем. Но мы несем за это полную и безоговорочную ответственность. Если мы что-то чувствуем, дело в нас!

#7: Вызвать чужую эмоцию невозможно

Следствие пункта #5. Если эмоции являются нашим собственным порождением, а объект является лишь спусковым крючком, поводом для их возникновения, то нет никакой возможности напрямую вызвать эмоцию в другом человеке. 

Например, невозможно человека оскорбить — человек всегда оскорбляется сам. Мы можем намеренно создать условия, в которых другой человек в силу своих индивидуальных особенностей вероятно почувствует себя оскорбленным или обиженным. Но напрямую вызвать чувство оскорбленность или обиды невозможно.

Распространенное в человеческих отношениях манипулирование оказывается возможным только потому, что люди живущие в одном обществе имеют похожие больные места, на которые можно надавить и вызвать предсказуемую эмоциональную реакцию. Но всегда найдется человек, который в той же самой ситуации испытает совершенно иные эмоции.

#8: Вызвать свою эмоцию невозможно 

Еще одно следствие из пункта #5. Эмоция не является предметом нашего выбора — это реакция всей системы в целом на среду в которой она оказалась. Сода, попадая в уксус, вызывает бурную шипящую реакцию с выделением углекислого газа — таково ее свойство. Но сода не может зашипеть просто так, без уксуса. Для данной конкретной реакции ей нужна кислота. 

Так и человек не может испытать или создать у себя какие-либо эмоции на ровном месте. Будет кислая среда — будет кислая эмоция. И никак иначе. Любые попытки намеренно спровоцировать у себя какие бы то ни было эмоции невозможно. Невозможно полюбить то, что не любится само собой. Невозможно испытать интерес к тому, что не интересно. Невозможно захотеть то, чего не хочется. 

А из этого уже следует и противоположное: имеющуюся эмоцию невозможно остановить до тех пор, пока мы остаемся в среде, которая её порождает, или пока в нас не прогорит тот специфический внутренний элемент, который вступил в реакцию. Сода в уксусе будет шипеть, пока не закончится сода или уксус, и никак иначе — остановить уже идущую реакцию нельзя. 

#9: Эмоции содержат импульс к действию

Еще одно принципиальное отличие эмоций от мыслей. Эмоция — это не просто реакция и отношение, это еще и импульс к действию. Страх — это только реакция на потенциальную опасность, но и энергия для того, чтобы этой опасности избежать. Интерес — это не просто обнаружение чего-то ценного в познавательном смысле, но и энергия, чтобы этот интерес реализовать — приблизиться и рассмотреть внимательнее. 

Злость: «Мне не нравится!» «Я против!» 
Мотив к действию: я хочу изменить ситуацию! Нужно повлиять, устранить препятствие, и, возможно, разрушить (в зависимости от интенсивности). 

Радость: «Мне нравится» «Это хорошо для меня!»
Мотив: я хочу продолжить! Ещё! Нужно к этому стремиться! 

Страх: «Мне что-то угрожает!»
Мотив: я хочу избежать опасности! Мне нужно защитить себя! 

Грусть: «Я утратил что-то важное и не могу этого изменить» 
Мотив: я хотел бы вернуть утраченное, но мне нужно смириться.  

Интерес: «Это интересно! Это ценно!» 
Мотив: я хочу узнать получше! Мне нужно это исследовать! 

Удивление: «Ого! Что-то непонятное!» 
Мотив: я хочу понять! Нужно разобраться! 

Неприязнь: «Я недоволен! Это неприятно!» 
Мотив: я не хочу этого! Нужно избежать контакта! 

Стыд: «Я сделал что-то плохое!»
Мотив: я хотел бы быть другим! Мне нужно исправить ошибку! 

Нежность: «Мне очень приятно и ценно это!»
Мотив: я хочу с этим быть! Мне нужно это сохранить!

Мышление не способно создавать устойчивый мотив к действию. Все, что нас по-настоящему в жизни мотивирует, имеет эмоциональную природу. Именно поэтому попытки заставить выполнять себя ценную, с рациональной точки зрения, работу заведомо обречены на провал. Рассудок формирует только идеи, он не способен создать мотивацию. Энергия к действию содержится в эмоциях. 

#10: Эмоция не есть поведение

Возникновение эмоции напрямую связано с ситуацией, в которой мы находимся. Контролировать эмоции мы не можем — они появляются без нашего спроса и ведома. И все они абсолютно нормальны и естественны. Однако, с точки зрения жизни в обществе, проявлять все эмоции без разбора было бы не разумно. И это то, что нас отличает от животных — наше поведение не связано напрямую с эмоциями. 

Возникающие эмоции что-то говорят о нас, как о людях, но еще больше о нас говорят наши поступки, наше поведение. Экстремально сильная эмоция (аффект) всегда подчинит себе поведение, но своем обычном диапазоне интенсивности эмоции носят лишь совещательных характер. Мышление, рассудок, здравый смысл — более высокий уровень сознания, который может принять решение пойти наперекор имеющимся эмоциям.

Поэтому неправильным будет сваливать ответственность за свое поведение на неконтролируемые иррациональные эмоции. Зрелое сознание вполне может держать под контролем их проявление. Поэтому именно наше поведение — то, что нас по-настоящему характеризует. Не эмоции, не мысли и намерения, а то, что мы в конечном счете делаем или не делаем.

#11: Чувства  — это…

Первоначальные эмоции, из которых соткана переживательная сфера человеческого сознания, очень просты и узконаправленны. Однако вместе с развитием и усложнением сознания, мы все больше имеем дело не с чистыми отдельными эмоциями, а с комплексными переживаниями включающими в себя сразу же несколько эмоций в связке с ментальными конструкциями: мыслями, установками, убеждениями. Эти эмоционально-смысловые комплексы называются чувствами

Например, чувство одиночества может быть смесью из грусти и боли возникающих в связке с желанием близости, убеждением о ценности такой близости, страхе эту близость не получить никогда и сомнениями в себе по этому поводу. 

Любовь, ревность, обида — это все комплексные переживания, в которых отдельные самостоятельные эмоции переплетены между собой и связаны с имеющейся у человека системой убеждений. Поэтому, например, любовь боится анализа — расщепления на составляющие элементы — в результате которого, оказывается, что «в борще нет борща». И по этой же причине психологическая деконструкция  ревности, обиды и прочих подобных чувств приводит к расслаблению и отпусканию.

#12: Эмоции выражаются невербально

Будучи частью механизма биологической обратной связи, который заложен в человека от природы, а не от воспитания, эмоции, как таковые, не нуждаются в словах. И то, что мы придумали для отдельных эмоций свои названия, не означает, что слова — лучший способ для их выражения. Наоборот, к словам как средству передачи своих эмоциональных переживаний мы прибегаем в самую последнюю очередь.

Свои собственные эмоции мы переживаем, прежде всего, на телесном уровне, и только затем появляется мысль, описывающая содержание эмоции привычным для нас образом. Но никакое описание не способно вместить в себя саму эмоцию, оно может на нее только указать, сослаться. И то же самое происходит с восприятием чужих эмоций — их мы считываем не из того, что человек говорит о своих переживаниях, а из того, как он это делает.  

Наши эмоции проявляются в нюансах нашего поведения: в интонациях, в позе, в мимике и только в последнюю очередь — в наших словах. Способность транслировать чувства и эмоции в словах — это литературное искусство, доступное далеко не каждому. И именно этот эффект лежит в основе нашего инстинктивного недоверия к другому человеку, которое возникает, когда сигналы на вербальном и невербальном уровнях не совпадают — тогда мы инстинктивно чувствуем подвох и опасность. 

#13: Мы не чувствуем, что чувствуют другие

Мы способны считывать эмоциональное состояние человека по его невербальным проявлениям, но мы неспособны воспринимать чувства другого человека непосредственно. Все что нам доступно — это догадки и предположения.

Если, глядя на человека, мы чувствуем печаль, это не значит, что и сам человек чувствует такую же печаль. Это означает только то, что вид этого человека здесь и сейчас вызывает у нас печаль. Если мы видим чужие страдания и испытываем жалость к этому человеку, это еще не значит, что человек тоже себя жалеет — фактически он сам может переносить свои страдания более стойко, чем мы, глядя на него.  

Человеческое сочувствие возможно, но не в том смысле, что мы можем по-настоящему разделить печали и радости другого человека. Сочувствие подразумевает коммуникацию и верификацию — снятие своих проекций и получение более точных сведений о состоянии другого человека, чем наше субъективное впечатление.

ПОНИМАНИЕ СВОИХ ЭМОЦИЙ — ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!

Эмоциям нет дела, понимаем мы их или нет — они сильнее всех наших заблуждений и сопротивлений. Если эмоции того захотят, они заставят сойти с ума и пойти вразнос даже самого рационального человека. Эмоции реально могут разрушить психику, но изначальная их цель в другом — в том, чтобы помочь нам выжить и реализовать свою жизненную задачу. И если какой-то человек не видит жизни ни радости, ни смысла, мы у него всегда обнаружим хроническую глухоту к своим эмоциям. 

Эмоции — это то, что наполняет нашу жизнь вкусом и значением. И если по какой-то причине мы отказываемся жить в согласии со своими чувствами, то нас ждет жизнь полная страданий — от тихой отравляющей все депрессии до настоящего сумасшествия и совершения поступков выходящих далеко за грань разумного.  

Согласие с собой, другими людьми и миром вокруг целиком и полностью зависит о того, насколько человек осознан в отношении своих эмоций и понимает ли он роль и функцию эмоций в своей жизни. Именно поэтому любая психологическая работа начинается с решения этой задачи — познакомиться со своими эмоциями, научиться их ясно видеть, считывать их смысл и содержание.

А если вас интересует развитие и раскрытие своего потенциала, то понимание своих эмоций и навык свободного ориентирования в эмоциональном пространстве — это то, без чего развитие неизбежно превратится в бесконечную ходьбу по кругу. Искреннее, честное изучение себя — это прежде всего изучение своих эмоций. И именно это выводит нас на новые уровни сознания. 

И если вы уже много лет занимаетесь психологией и вам кажется, что для вас здесь все очевидно, будьте осторожны — здесь очень легко обмануться. И составляя программу курса, мы обнаружили это на себе: очевидные вроде бы истины оказались глубже, чем казались. Поэтому, даже если вы уже хорошо знакомы с психологией, есть смысл пробежаться по всем темам и перепроверить свое понимание.

Психология начинается с эмоций!

Наша рассылка

БУДЬТЕ В КУРСЕ!

Новости сайта, статьи, видео

с доставкой на дом

БУДЬТЕ В КУРСЕ!

Новости сайта и публикации

с доставкой на дом

Детская психология | Эмоции

Развить темперамент, переделать холерика в флегматика – невозможно, т.к. это все органика и мы в меньшей степени можем на это влиять. Но есть то, на что мы можем повлиять помогая нашему ребенку адаптироваться в мире взрослых , расти и развиваться в гармонии с собой и окружающим миром. Речь идет о развитии эмоциональной сферы ребенка.

 

  В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, гнев, восторг, удивление, тревогу, доверие, стыд, страх и т.д. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной « или вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка. Задача взрослых  — научить малыша понимать свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.

 

   Группа американских психологов (А.Хьюстон,Дж.Каган, Дж. Конджер, Р.Массен) таким образом определили последовательность развития психических процессов – «Трехмесячный младенец, способный узнавать явление, вырастает  в годовалого ребенка, способного вспоминать явление, потом в полуторагодовалого, способного предвидеть события, и , наконец, в двухлетнего, который осознает, что он способен сделать, что он чувствует , чем он похож на других людей и чем он от них отличается.»

 

   Эмоциональная сфера начинает свое развитие с момента появления на свет и первое свое проявление она начинает в т.н. «комплексе оживления», реакция малыша на внешние раздражители. Существуют результаты исследований, которые доказывают, что уже четырех месячные младенцы реагируют мимическими проявлениями на боль от укола ( в них присутствуют и гнев, и печаль), ограничение свободы движений рук вызывает у них реакцию гнева, и на уход мамы они уже отвечают негативными эмоциями.

  В первые годы жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. Именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств – его радость безмерна, обида глубока, страх искренен.

  В раннем возрасте уже создаются предпосылки для формирования  личности. Примерно с 1, 5 лет у ребенка начинает формироваться самосознание: малыш разглядывает себя в зеркале и узнает свое отражение, начинает произносить местоимение «Я», «Мне», старается повлиять на действия других людей. Как отмечают многие авторы (Смирнова, Обухова, Уайт), в этом возрасте у детей развивается способность к эмпатии. Это проявляется в стремлении малышей утешить того, кто плачет, обнять и погладить явно расстроенного сверстника или значимого взрослого. (фото)

 В раннем возрасте ребенок с большой легкостью заражается чувствами окружающих его людей. Уже с середины второго года жизни у наиболее общительных детей может возникать чувство симпатии по отношению к сверстникам. Малыши начинают сочувствовать, помогать друг другу, иногда готовы поделиться игрушкой, сладостями.

   Каждый возрастной этап в  жизни человека делает акцент на развитии одной, определенной сферы личности. На этапе от 1,5 и вплоть до 4 лет происходит  формирование долговременной эмоциональной памяти. Именно на этом этапе мы можем наблюдать, как девочка 2х лет обхватывает голову руками – точно как мама, малыш старательно хмурит брови – как папа, грозит пальчиком, как дедушка. Малыши учатся выражать свои чувства взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

  По мнению американских психологов и др. авторов, у детей в возрасте от 1,5 до 2 лет начинается формирование нравственных норм поведения. Дети болезненно реагируют на сломанные игрушки, запачканную одежду, грязные руки и т.д. Усваивая нравственные нормы, малыши  пытаются понять, как необходимо вести себя в своем окружении, какие паттерны поведения являются правильными, а какие нет.

Особенно важным становиться период с 2х до 3х лет.

 

 На этом этапе формируются и корректируются основные черты характера, личностные акцентуации. Происходит  принятие модели поведения взрослых. (фото) На этом этапе основным становиться психо- эмоциональное развитие ребенка. Если первые два года были этапами накопления знаний, то теперь можно достаточно ярко увидеть и проанализировать результаты. Начинается  реальное, осознанное восприятие окружающего пространства. Многие малыши на данном этапе, защищаясь, уходят от реальности, придумывают свой собственный мир. Это защитная реакция организма говорит о росте и развитии Вашего ребенка. Реальные события, реальное пространство может пока еще не соответствовать запросам 2-х –4-х летнего малыша. Здесь еще много непонятного, неизвестного и поэтому пугающего. Придумывая себе воображаемых друзей, называя себя вымышленным именем, ребенок ищет и находит точку опоры в смоделированных им же самим ситуациях – они придуманы им, поэтому предсказуемы и не страшны.

 

( Важность этого возрастного  периода мне помог понять случай, который произошел со мной, когда после окончания института я начинала работать в псих. консультации.  Не имея еще достаточно опыта, я, разбирая сложный случай семейного конфликта с женщиной 32х лет,  обратилась за помощью к своему преподавателю, профессору психологии. Вопрос, который он мне задал кардинально изменил мои представления , он спросил – Не знаешь, что с ней происходило в возрасте 2х-3х лет?) (фото)

   В этот же возрастной период происходит закладка навыков социального взаимодействия. Ребенок именно на этом этапе впервые обращает внимание на своих сверстников, как губка впитывает любое эмоциональное проявление своих близких, внимательно слушает сказки, ищет любую возможность удовлетворить свою потребность в развитии эмоциональной сферы. В зависимости оттого насколько  спокойно, а главное , психологически комфортно, ребенок проживет этот период, во многом определит способность ребенка устанавливать конструктивные взаимоотношения, долгосрочные эмоциональные привязанности, способы вхождения в коллектив ( школьный, коллектив офиса) и т.д.

 

  Помочь нашему малышу мы можем, формируя и развивая у него Навыки Конструктивного Взаимодействия. Проще говоря, рассказывая ему «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?».  И если кто-то может сказать —  Еще рано, то, как видите, в последствии может быть уже поздно. Преподносить ребенку знания об основах социального взаимодействия лучше всего, разбирая вместе каждую конфликтную ситуацию. Я расскажу, как это происходит в группе детей, а затем, как это применить индивидуально. Самый распространенный конфликт в группе – Малыш принес новую игрушку и никому не хочет ее давать- Мы предлагаем  — Ребята, садитесь, сейчас я вам расскажу сказку — Берутся 2е мягкие игрушки (замечено, что проекцию на людей, и даже на изображения людей дети не принимают) , получается такой импровизированный кукольный театр. История с двумя медвежатами отражает то, что происходило в группе. Важно, что при этом способе дети не получают готовую ситуацию, инструкцию к действию, а сами убеждаются , что  конструктивные решения ведут к положительному финалу. Поэтому вне зависимости не от чего, необходимо проигрывать сказки  в 2х вариантах. Точно также можно и нужно разбирать конфликтные ситуации дома. (Пример конфликта, сказка).  Безусловно, необходимо развивать т.н. «эмоциональный словарь»  ребенка, (рисунки) обращать внимание на изображения лиц в различных эмоциональных состояниях, можно предложить вспомнить, когда ребенок сам был в таком состоянии, как он себя чувствовал, хотел бы он вернуться и т.д.

 

   Общение со сверстниками тоже может доставить малышу множество эмоций, причем как положительных, так и отрицательных. Например, на втором году жизни ребенок может почувствовать беспокойство при приближении другого ребенка, а на третьем году детям свойственно эмоциональное заражение друг от друга: они хохочут, визжат, прыгая вместе. Дети, которые посещают ясли, имеют больший опыт общения со сверстниками. Однако не всегда это опыт конструктивного общения. Иногда таким детям свойственно более частое по сравнению с домашними  детьми  проявление отрицательных эмоций, например гнева, ярости, обиды, поскольку в яслях, детском саду, более тесное общение и , естественно, дети ущемляют интересы друг друга (отбирают игрушки, толкаются  и т. д). Это происходит потому , что ребенок раннего возраста в общении с другими детьми всегда ориентируется на собственные желания , без учета желаний другого. Ребенок еще не умеет сопереживать  другим людям.  И хотя этот механизм сопереживания формируется лишь в дошкольном детстве, взрослые уже в период раннего детства могут подготовить для него базу: говорить с ребенком о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей .( При этом хорошо использовать «Я» сообщения). Таким образом, общение со сверстниками тоже может дать положительное влияние на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста.

 

   Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Малыш может вдруг броситься на шею маме и «задушить» ее в объятиях , а может неожиданно закричать «Ты плохая, уходи!». В таких случаях рекомендуется поощрять ребенка к выражению чувств. Это поможет родителям понять причину дискомфорта ребенка и освободит  малыша от накопившихся негативных эмоций. Однако, это не значит поощрять враждебное поведение или припадки гнева, которые требуют понимания, но и самого строго к себе отношения.

  Для детей 2х-3х лет, которые входят в период кризиса 3х лет, характерны яркие эмоциональные вспышки. Они могут возникнуть и в том случае, если малыш, пытаясь сделать что-то самостоятельно, не справляется задачей. Например, ребенок пробует поставить кружку в кухонную мойку и не дотягивается до нее. Кружка отшвыривается прочь, малыш начинает кричать, топать ногами. Гнев может быть направлен и на «непослушный» предмет, и на взрослого, внимания которого добивался ребенок.

  Хотелось бы обратить Ваше  внимание на значимость собственного имени для ребенка. Дети  с раннего возраста привыкают к звучанию своего имени. Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности. Особый интерес дети проявляют к своим тезкам, реальным людям или героям детских книжек. Все, что происходит с тезками, воспринимается более эмоционально. 

 

Детский психолог — Сказкотерапия

 

 Для решения воспитательных, обучающих, развивающих, а также направляющих, корректирующих поведение ребенка, существует метод, который в последнее время имеет  модное название «сказкотерапии».

 

О сказкотерапии, а также других коррекционных методах : игротерапия, арт-терапия, метод театрализации и др. Подробно будет рассказано позже

Что такое эмоции? (Consumer Psychology 101)

Эмоция – это чувство связанное с физическими и психологическими изменениями, влияющими на наше поведение. Например, потребитель, ожидающий открытия дверей большой ежегодной распродажи в своем любимом магазине вместе с сотней других людей, скорее всего, будет взволнован. Может быть, ее сердцебиение немного учащается, поскольку она предвкушает все выгодные сделки, которые ей предстоят.

На самом базовом уровне мы можем охарактеризовать такую ​​эмоцию, как возбуждение, двумя измерениями:

  1. Валентность, т. е. положительная или отрицательная эмоция
  2. Возбуждение, т. е. уровень энергии, производимой эмоцией

Наши чувства влияют на наши действия во всех аспектах жизни, включая решения, которые люди принимают на пути к покупке. Раскрытие эмоций в поведении потребителей может помочь брендам установить более значимые связи с клиентами, поскольку они превращают транзакционные моменты в трансформационный клиентский опыт.

Чтобы помочь вам понять эмоции потребителей, мы ответили на ваши самые популярные вопросы об отношениях между брендом и потребителем и движущих силах потребительских настроений:

Как эмоции влияют на то, как потребители принимают решение о покупке?

Эмоции влияют на то, что мы должны делать во всех аспектах жизни, в том числе при принятии решений о покупках. Изменчивость валентности и возбуждения эмоции действует как источник информации, которая помогает людям решить, следует ли им продолжать или остановиться, предпринять действия или тщательно подумать. Положительные эмоции служат сигналом к ​​продолжению поведения, тогда как отрицательные эмоции предполагают, что нам следует подумать о чем-то другом. И в то время как эмоции с высоким уровнем возбуждения побуждают нас действовать, эмоции с низким уровнем возбуждения дают нам возможность думать.

Потребитель в примере вверху испытывает позитивную эмоцию возбуждения с высокой энергией. Она готова действовать. В возбужденном состоянии она с меньшей вероятностью оценит качество товара с большой скидкой, чем если бы она была расслаблена. С другой стороны, потребитель, который наткнулся на толпу, намереваясь приобрести только несколько основных товаров, может почувствовать себя подавленным или разочарованным. Хотя это также эмоции высокого возбуждения, они негативны. Таким образом, этот потребитель готов действовать, но, скорее всего, таким образом, чтобы вывести его из ситуации, вызывающей негативное чувство. Она может зайти в магазин и просто взять эти несколько товаров, не тратя время на просмотр других проходов, или она может просто уйти и сделать покупки в менее людном магазине.

Какие эмоции чаще всего влияют на покупательское поведение?

Все эмоции могут повлиять на решение о покупке. Более важен тип покупки и тип мышления, который облегчит покупку. Эмоции сильного возбуждения, например, облегчают импульсивные покупки, потому что потребители настроены на действие. С другой стороны, в некоторых ситуациях могут быть полезны эмоции с низким уровнем возбуждения, что будет способствовать более глубокому мышлению.

Рассмотрим, например, бренд, который не является лидером категории, но выпускает отличный продукт. Потребители, которые покупают по привычке и не особо задумываются о покупке, вероятно, более склонны покупать лидера категории. Но потребитель, который более расслаблен или даже скучает (в обоих случаях эмоции слабого возбуждения), с большей вероятностью проведет некоторое исследование. В этом состоянии потребитель охотнее читает дополнительную информацию о бренде-претенденте и с большей вероятностью рассматривает фактические характеристики продукта по сравнению с конкурентами. Таким образом, при рассмотрении эмоций бренд должен думать о своем типе продукта, своем положении в конкурентной среде, а также о когнитивном и поведенческом состоянии, которое принесет наибольшую пользу этому бренду.

Какие инструменты могут использовать бренды для измерения эмоций потребителей?

Для измерения эмоций можно использовать различные инструменты. Физиологические измерения, такие как кодирование лица или частота сердечных сокращений, безусловно, интригуют, потому что они, по-видимому, напрямую связаны с эмоциями. Тем не менее, физиология сама по себе не является достаточным маркером эмоций. Физиологические меры идеально дополняют другие меры, которые обеспечивают контекст того, как человек интерпретирует ситуацию. По этой причине исследователи должны полагаться на установленную меру эмоций, основанную на структуре, которая фокусируется на уровнях валентности и возбуждения эмоций. При этом они должны спрашивать потребителей об основных эмоциях, которые они легко понимают, о которых могут рассказать и которые имеют четкие последствия для их вероятного поведения.

Какие бренды преуспевают в использовании эмоций для управления потребительским поведением?

На ум приходит бренд Peloton. Peloton меняет индустрию высококлассных упражнений, о чем свидетельствует выручка, которая удвоилась по сравнению с прошлым годом и достигла почти 1,0 миллиарда долларов в 2019 году. Peloton может частично объяснить этот успех способностью бренда создавать сильную эмоциональную привлекательность. Peloton использует эмоции сильного возбуждения, такие как вдохновение. Их реклама, в которой привлекательные люди достигают своих целей под энергичную музыку во время тренировок рано утром или поздно вечером, побуждает потребителя к действию. Эмоции, вызванные этой рекламой, могут побудить потребителей игнорировать такие соображения, как стоимость, физическое пространство, необходимое для размещения оборудования в их доме, и отсутствие удобств, которые в противном случае приходят с традиционным тренажерным залом.

Как эмоции влияют на идентичность бренда?

Потребители с большей вероятностью будут идентифицировать себя с брендом, если он ассоциируется у них с положительным опытом и эмоциями. Но эмоции, связанные с брендом, также должны соответствовать цели бренда. Например, использование вдохновения Peloton полностью согласуется с брендом, учитывая его присутствие в фитнес-пространстве. Однако тот же тип эмоций сильного возбуждения, вероятно, не подходит для роскошного спа-салона, который способствует спокойной и расслабляющей обстановке.

Эмоционально ли потребители связаны с вашим брендом? LRW’s Pragmatic Brain Science Institute ® может помочь вам оценить и сформировать то, как потребители взаимодействуют с вашими продуктами и услугами на эмоциональном уровне. Когда вы будете готовы стать партнером, свяжитесь с LRW (теперь Material), заполнив эту форму.

6 типов основных эмоций и их влияние на наше поведение

Время чтения: 9 минут

То, как мы реагируем на раздражители, определяет наш повседневный опыт и общее качество жизни. Эти реакции представляют собой эмоции, которые влияют на наши действия, поведение и принятие решений.

Исследователей давно интересует, почему люди так реагируют на раздражители. В процессе возникли различные теории об эмоциональной психологии. Понимание того, что такое базовые эмоции, необходимо для улучшения реакции и восприятия.

Что такое эмоции в психологии?

Эмоция — это сложное психологическое состояние, вызванное раздражителями. Это то, как человек реагирует на важные или важные ситуации.

Улыбающееся лицо означает счастье; плачущий может очень хорошо сигнализировать о печали. Многие культуры полагаются на узнаваемые выражения лица, чтобы понять, что чувствует человек. За каждой эмоцией стоит процесс, который начинается со стимула, инициирует внутреннюю реакцию и приводит к зримому выражению.

Эмоции инстинктивны, непроизвольны, потому что они вызваны определенными событиями, которые не поддаются контролю человека. Вот почему то, как мы реагируем, также становится непроизвольным. Наши эмоциональные переживания могут изменить наши мысли и восприятие, связанные с конкретным событием, поэтому они влияют на поведение.

Эмоция или чувство или настроение

Люди часто используют слова «эмоция», «настроение» и «чувство» как синонимы, но психологи говорят, что это разные вещи:

  • Эмоции кратковременны и интенсивны, и обычно имеют определенную и идентифицируемую причину.
  • Настроение длится долго, но обычно оно мягче, и часто бывает непросто определить конкретную причину настроения. Кроме того, настроения не имеют четкой отправной точки.
  • И чувства являются результатом специфических эмоций, и на них могут влиять многие факторы, например убеждения, воспоминания.

Хотя психологи и исследователи продолжают искать ясное понимание эмоций, вот что известно на данный момент.

Каковы ключевые элементы эмоций?

Эмоции связаны с тем, как люди справляются с ситуациями, которые они считают значимыми для себя. Эмоциональные переживания состоят из 3 ключевых элементов — субъективного переживания, физиологической реакции и поведенческой реакции. Давайте посмотрим на каждую часть.

Субъективное переживание

Субъективное переживание, также называемое стимулом, вызывает эмоцию. Это может быть встреча или потеря любимого человека, женитьба, комплимент и так далее. Субъективный опыт вызывает разные эмоции у разных людей. Тем не менее, это отправная точка всех эмоций. Хотя основные эмоции выражаются людьми независимо от воспитания или культуры, переживания, вызывающие их, могут быть весьма субъективными.

Физиологическая реакция

Когда мы испытываем эмоцию, мы одновременно испытываем физиологическую реакцию. Многие физиологические реакции контролируются симпатической нервной системой, например учащение пульса.

Это типичная физиологическая реакция, являющаяся частью реакции «бей или беги» , которая срабатывает, чтобы защитить вас от предполагаемых угроз. Психологи считают, что физиологические реакции могли помочь людям развиваться и выживать на протяжении всей истории.

Поведенческая реакция

На этой стадии происходит реальное выражение эмоций. Можно улыбаться, хмуриться, смеяться или плакать в ответ на ситуацию. Точная реакция на раздражители варьируется от одного человека к другому и от одной культуры к другой, хотя исследования показывают, что многие выражения универсальны. Социальные нормы и индивидуальное воспитание также могут влиять на поведенческую реакцию.

Поведенческие реакции важны, потому что они сигнализируют другим людям о том, что мы чувствуем. Наша способность понимать поведенческие реакции связана с нашим эмоциональным интеллектом, и фактическое выражение эмоций играет огромную роль в нашем общем языке тела.

Но исследования также показывают, что поведенческих реакций жизненно важны для нашего благополучия . Выражение поведенческих реакций, как положительных, так и отрицательных, лучше для нашего здоровья в целом, чем подавление эмоций.

Сколько существует типов человеческих эмоций?

Количество существующих человеческих эмоций — тема, которая до сих пор интригует исследователей и психологов. Очевидно, что существуют базовые и сложные эмоции. Первый развился как механизм выживания в ответ на экологические проблемы, с которыми столкнулись наши далекие предки, а второй эволюционировал, чтобы соответствовать сегодняшним социокультурным ожиданиям.

Базовые эмоции , такие как счастье или страх, возникают автоматически и связаны с определенным выражением лица. Они встроены в наш мозг, поэтому являются врожденными, универсальными, быстрыми и автоматическими. Каждая базовая эмоция запускает поведение с высокой ценностью выживания.

Но сложные эмоции , такие как горе, сожаление или ревность, не так легко распознать, потому что они могут различаться по внешнему виду в разных культурах. Существует гипотеза, что сложные эмоции состоят из двух или более основных. Например, ненависть можно описать как смесь гнева, страха и отвращения.

За прошедшие годы было разработано множество теорий эмоций, касающихся базовых эмоций. Они также различаются подходами к классификации эмоций.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

По словам Роберта Плутчика, профессора Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна, существует восемь основных эмоциональных измерений. Он разработал систему классификации, известную как « колесо эмоций », которая продемонстрировала, как разные эмоции могут возникать одновременно.

Теория Плутчика группирует эмоции в четыре пары противоположностей:

  • Счастье против печали
  • Гнев против страха
  • Доверие против отвращения
  • Удивление против предвкушения

Его теория предполагает, что эмоции перекрываются, как цвета на цветовом круге, и могут комбинироваться, чтобы сформировать разные чувства, как разные цвета можно смешивать для создания других оттенков. Например, первичные эмоции, такие как счастье и предвкушение, объединяются, чтобы сформировать вторичные эмоции, такие как волнение. А базовые эмоции, такие как доверие и радость, можно объединить, чтобы создать любовь.

6 основных эмоций Пола Экмана

Психолог Пол Экман создал классификационную модель для определения эмоций, которые испытывают все люди. Система кодирования движений лица (FACS) оценивает движения глаз, головы и мимических мышц. Основываясь на FACS, Экман предположил, что существует шесть основных эмоций:

  • Счастье
  • Грусть
  • Страх
  • Гнев
  • Отвращение
  • Сюрприз

4 Основные эмоции, выявленные исследователями из Университета Глазго

Основываясь на работе Экмана, исследователи из Института неврологии и психологии Университета Глазго определили четыре основные эмоции. Их исследование было основано на универсальном языке тела и выражениях лица, которые выходят за рамки социокультурных влияний.

Согласно полученным данным, определенные эмоции задействуют одни и те же лицевые мышцы и могут рассматриваться как одно целое. Например, у отвращения и гнева одинаковые сморщенные носы, а у страха и удивления — приподнятые брови. Считается, что различия между отвращением и гневом, страхом и удивлением развились позже для социальных функций, а не для выживания.

Поэтому исследователи сократили количество базовых эмоций, включив в него:

  • Счастье
  • Грусть
  • Гнев
  • Страх

Каковы 6 основных эмоций?

Хотя в психологии существует несколько теорий эмоций, система кодирования лицевых движений психолога Пола Экмана (FACS) остается наиболее широко принятой. Итак, давайте поговорим о 6 основных эмоциях, которые повсеместно испытывают люди независимо от их культуры.

Счастье

Счастье — это больше, чем переживание позитивного настроения. Это приятная эмоция, которая характеризуется чувством радости, удовлетворенности, удовлетворения, удовлетворения и благополучия. Счастье заключается в том, чтобы наслаждаться жизнью и проживать ее в полной мере.

Многие определения счастья относятся к одной из трех категорий:

  • Краткосрочное — ваш текущий опыт, часто вызванный временными раздражителями
  • Среднесрочное – общее самочувствие и ощущение, что жизнь прожита хорошо
  • Долгосрочное – сознательный подход к процветанию человека

Большинство людей сознательно или бессознательно совершают действия, которые повышают их уровень счастья. Иногда эти действия могут иметь обратный или кратковременный эффект. Вот почему вы можете не знать, что ответить, когда вас спросят: « Вы счастливы?

Улыбка – самое распространенное выражение счастья на лице. Согласно исследованию Экмана, искренняя улыбка называется 9.0008 Улыбка Дюшенна и может быть идентифицирована по «гусиным лапкам» или морщинам в уголках глаз.

Другие способы выражения счастья включают:

  • Вздох содержания
  • Визг радости
  • Восторженное восклицание
  • Смех

Счастье играет важную роль в обществе, сигнализируя о дружелюбии и гарантируя, что никто не представляет угрозы. Это побуждает человека делать добро для себя и для выживания других.

Печаль

Грусть можно определить как временное эмоциональное состояние, характеризующееся чувством незаинтересованности, безнадежности, горя, разочарования и плохого настроения. Хотя многие считают печаль отрицательной эмоцией, она играет жизненно важную роль, сигнализируя о потребности в помощи или утешении . Все люди могут время от времени испытывать эту эмоцию, но если вы чувствуете грусть в течение длительного времени, это может быть признаком депрессии.

Самый верный признак грусти на лице — искривление внутренних уголков бровей. Другие изменения лица включают опущение верхних век, опущенный взгляд и опущенные уголки губ.

Люди также могут выражать грусть через подавленное настроение, плач, отчуждение от других людей или вялость. Постоянная грусть может быть признаком расстройства настроения, поэтому она требует оценки у опытного специалиста по психическому здоровью.

Страх

Страх вызывается реальной или воображаемой угрозой или опасностью. Хотя эта эмоция считается негативной, она играет жизненно важную роль, активируя реакцию «бей или беги» и защищая нас .

Выражение страха на лице можно спутать с удивлением. Человек может поднять брови, поднять верхние веки, отвести подбородок и напрячь губы. Пронзительный крик является голосовым выражением этой эмоции.

Постоянный сильный страх, вызванный ожидаемыми угрозами или даже нашими мыслями о потенциальных опасностях, может быть признаком тревожного расстройства. Это особенно проблематично, если оно мешает выполнению основных жизненных задач и может быть диагностировано только специалистом в области психического здоровья.

Отвращение

Отвращение — это эмоция, вызванная чем-то неприятным, что мы видим, обоняем или пробуем на вкус. Ученые предполагают, что эта эмоция развилась как реакция на вредную или смертельную пищу. Реакция отвращения может быть вызвана такими вещами, как кровь, инфекция, плохая гигиена, гниение и смерть.

Самый легко узнаваемый признак отвращения — сморщивание носа. Поднятие верхней губы в насмешку – тоже знак. Отвращение также может проявляться такими физическими реакциями, как позывы на рвоту или рвота.

Люди также могут испытывать моральное отвращение , когда видят, что другие делают что-то, что они считают аморальным, неприятным или злым. Отвращение сигнализирует нам о том, что нужно избегать или устранять что-то оскорбительное, токсичное или загрязняющее.

Гнев

Гнев — очень сильная эмоция, которая характеризуется чувством возбуждения, враждебности, антагонизма по отношению к другим людям и разочарования. Это может быть вызвано стрессом, неудовлетворенными потребностями, финансовыми проблемами, семейными проблемами и т. Д. Это также может быть частью реакции нашего тела на бегство или борьбу и побуждать нас защищать себя и парировать опасность.

Общие выражения гнева включают:

  • Вытягивание бровей
  • Сверкающие глаза
  • Плотно сжатые губы
  • Крик или высокий тон голоса

Гнев может быть полезен, когда он выражается конструктивно , и он может привести к действиям, которые помогут вам найти решение проблем, которые вас беспокоят. Однако, если оно чрезмерно или выражено нездоровым образом, оно может легко привести к вредному поведению по отношению к себе и другим. Если гнев не поддается контролю, он может перерасти в агрессию, оскорбления и насилие.

Сюрприз

Удивление — очень кратковременная эмоция, характеризующаяся физиологической реакцией на что-то неожиданное. Он может быть положительным, нейтральным и отрицательным, а также может вызвать реакцию борьбы или бегства.

Из всех видов эмоций удивление — самое кратковременное. В зависимости от триггера эта эмоция быстро сменяется гневом, радостью, страхом или отвращением. Поднятые брови, широко открытые глаза и отвисшая челюсть — обычные выражения лица этой эмоции.

Какие преимущества дает понимание эмоций?

Эмоции очень важны, потому что они помогают людям развиваться и выживать, и они играют решающую роль в нашем поведении. Они направляют наше поведение, чтобы помочь нам достичь положительного результата во всем, что мы делаем. Но они могут быть разрушительными, если не подходят к ситуации или вызывают реакцию, которую мы не можем понять.

Поэтому для нас очень важно понять свои эмоции и научиться управлять ими ( эмоциональное осознание ). А еще важно понимать эмоции других людей ( эмоциональный интеллект ).

Эмоциональный интеллект — это способность воспринимать, контролировать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей.

Это полезно, потому что:

  • Дает ясность ума
  • Повышает устойчивость
  • Помогает развивать здоровые и приносящие удовлетворение отношения
  • Повышает производительность труда

Люди с эмоциональным интеллектом — хорошие коммуникаторы, которые могут использовать свое понимание своих эмоций и эмоций других людей для продвижения к личному и социальному росту.

Подпишитесь

на наш дайджест о психическом здоровье

Позвольте нам поддержать вас на пути к улучшению психического здоровья.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts