Что такое гротеск и гипербола: Чем гротеск отличается от гиперболы?

33. Гипербола и литота. Гротеск.

Гипербола – стилистическая фигура или художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Гиперболой является художественной условность; вводится в художественную ткань произведения для большей выразительности (пример: «реки крови», «море смеха»). Характерна для поэтики, эпического фольклора, для поэзии романтизма и жанра сатиры (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.В. Маяковский).

Противоположная гиперболе стилистическая фигура – литота.

Литота – троп, обратный гиперболе. Преуменьшение признака предмета (пример: «мужичок с ноготок», «мальчик с пальчик»).

Гротеск – тип художественной образности, основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.

В истории и теории литературы в гротеске видели то комический прием, то сатирическое заострение (Гоголь, Салтыков-Щедрин), то акцентировали в нем смелость фантастической образности (абсурдисты (Ионеско, Беккет), М. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Роковые яйца»). Гротеск отличается самим типом условности – открыто и сознательно демонстрируемым. Гротеск создает особый гротескный мир – мир аномальный, неестественный, странный и именно таким его представляет себе автор. Эстетика гротеска как бы не нуждается в логически-объективированной мотивировке. Гротеску свойственно резкое смещение «форм самой жизни». Сама форма гротеска освящает вольность вымысла, обуславливает совмещение полярностей, разрушает общепринятые, «застывшие» формы мышления и поведения во всех сферах бытия.

Художественный образ – всеобщая категория художественного творчества: присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов.

Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, обыкновенно – такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы вроде «паруса» у М. Ю. Лермонтова).

Символ – это самостоятельный художественный образ, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни.

Появление символических образов было подготовлено длительной песенной традицией.

Первоначально образы-символы представляли собой изображения природы, вызывающие эмоциональные аналогии с человеческой жизнью. Наряду с ней иносказательное, символическое значение нередко стали получать изображения отдельных людей, их действий и переживаний, знаменующие какие-то более общие процессы человеческой жизни (забыли Фирса в доме).

Символ – универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями – образа художественного с одной стороны, знака и аллегории – с другой.

Принципиальное отличие символа от аллегории состоит в том, что смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он не отделим от структуры образа, не существует в качестве некой рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ, а потом извлечь из него. Здесь приходится искать и специфику символа по отношению к категории знака. Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего.

В Символе изображённое явление жизни воспринимается прежде всего в своём прямом, самостоятельном значении, его иносказательный смысл проясняется в процессе свободно возникающих затем эмоциональных ассоциаций. Аллегория – это предвзятое и нарочитое средство иносказания, в котором изображение того или иного явления жизни сразу обнаруживает своё служебное, переносное значение. Условное изображение в искусстве отвлечённых идей, которые не ассимилируются в художественном образе, а сохраняют свою самостоятельность и остаются внешними по отношению к нему.

Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т. п.). В противоположность многозначности символа смысл аллегории характеризуется однозначной постоянной определённостью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь путём истолкования содержащихся в образе явных или скрытых намёков и указаний, т. е. путём подведения образа под какое-либо понятие (религиозные догматы, моральные, философские, научные идеи и т. п.). Поскольку в художественном образе всеобщее и особенное нераздельно переплетены друг с другом, аллегория не может исчерпывать содержания образа, даже будучи существенным и необходимым его компонентом. В литературе многие аллегорические образы взяты из мифологии и фольклора. На аллегории строятся басня, моралите, притча.
Эмблема
основывается на смежности явлений жизни. Так же относится к символу, как метонимия к метафоре. Условное пояснение отвлеченного понятия, идеи с помощью какого-либо изображения (например, голубь – эмблема движения сторонников мира).

В узком смысле – символическое изображение, обычно снабженное кратким девизом и более подробным дидактическим текстом; образец характерного для культуры маньеризма и барокко жанра литературно-художественной эмблематики. Специальные сборники эмблем, метафорически поясняющих самые различные богословские, политические и этико-бытовые понятия, пользовались широкой популярностью во 2-й половине 16-18 вв. и оказали значительное воздействие на литературу, а также изобразительное и декоративно-прикладное искусство этой эпохи.

Гротеск и гипербола в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (Гаргантюа и Пантагрюэль Рабле)

Гаргантюа и Пантагрюэль

Франсуа Рабле

Краткое изложение

Читается примерно за 20 минуты

Сочинения

19 сочинений

Сочинение


Эпоха Возрождения дала миру множество знаменитых имен: писателей, скульпторов, художников, музыкантов. Художники-гуманисты усматривали объект своего творчества в изображении человека, его чувств, умственных способностей и качеств, так как и сами художники этой выдающейся эпохи тоже были неординарными личностями. Можно даже сказать, что эпоха создавала человека нового времени, а человек создавал эпоху.

Франсуа Рабле — представитель французского Ренессанса, хотя виднейшим представителем этой эпохи его сделало одно художественное произведение.

Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» стал именно тем произведением, благодаря которому имя известного французского врача и ученого-энциклопедиста вошло в мировую историю литературы шестнадцатого столетия.

Фантастическая страна Утопия, изображенная в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», расположилась где-то во Франции. Об этом свидетельствуют описания Парижа и провинциальных городков, в которых живут простые трудолюбивые ремесленники и крестьяне.

Роман Ф. Рабле написанный в форме сказки-сатиры. Автор саркастически изображает каждого из представителей схоластической науки, религиозные распри и самых церковников, с жизнью которых был хорошо осведомлен еще со времени пребывания в монастырях.

Рабле широко использует аллегорию для изображения как положительных, так и отрицательных общественных явлений.

Опираясь на фольклорные источники, автор создал образы людей, жадных к знаниям и к самой жизни. Огромный рост Грангузье, Гаргантюа и Пантагрюэля были олицетворением их безграничных знаний, чрезвычайной образованности, благородства чувств, искренности, доброты и способности на самопожертвование ради обиженных.

Великаны-короли создавали законы, направленные на благосостояние своего народа.

Сатира и гиперболы Рабле не абстрактные, они опираются на реальную подпочву. В литературе периода Возрождение довольно распространенной была тема путешествий, в основе которых лежали реальные события. Рабле использует эту тему для своих сатирических аллегорий, которые иногда изменяются сугубо фантастическими описаниями.

В разделе о Пушистых котах автор разоблачил алчных и жестоких чиновников-судей, деятельность которых основана на отрицательных человеческих чертах: «У нас здесь учат того, чего самые никогда не учили!. . У нас здесь бьют и учат того, чего самые никогда не учили!.. У нас здесь бьют и приказывают при этом смеяться!.. У нас здесь признаются в том, чего никогда не совершали, не творили и совершаться-творить не думали!».

Рабле в гротескной форме проводит мысль, которая основой всего существующего есть плоть, материя, которая высочайшим критерием в оценке мира есть близость к природе. То, что противостоит этому суждению,- отвратительное и безобразное.

Важным эпизодом произведения является рассказ о пребывании путешественников на острове царицы Квинтэссенции, которая употребляла в пищу лишь абстракции, категории, мечты, шарады, антитезы и просеивала свое время через большое, красивое решето. Франсуа Рабле высмеял лжезнания и полнейшую оторванность от реального мира.

В борьбе со средневековой реакцией Франсуа Рабле использовал все возможные формы комического, среди которых — сатирический гротеск. Писатель всегда смеется, так как это — его испытанное оружие.

Очень большим было влияние гениального французского сатирика на мировую литературу.

У Рабле было чему поучиться, ведь эрудиция писателя поражала современников. Он был одним из величайших гуманистов прошлого. Ценнейшим для нас есть его суждения о свободном обществе, в котором будет возможным существование гармонично-развитой личности, так как эта мечта была, есть и будет актуальной для представителей всех времен и народов.

Другие сочинения по этому произведению


Пантагрюэль — характеристика литературного герояУтопия в романеОбразы великанов романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»«Гаргантюа и Пантагрюэль» книга смеха сквозь слезыБахтин о романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»Роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»Образы главных героев в романе «Гаргантюа и Пантагрюель»Произведение Рабле роман «Гаргантюа и Пантагрюель»Черты гуманизма в произведении Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»Панург — характеристика литературного герояРоман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»Характеристика образа ГаргантюаХарактеристика образа ПанургаГаргантюа — персонаж романаГаргантюа и Пантагрюэль (роман Ф. Рабле)Характеристика образа ПантагрюэляПантагрюэль — сын короля ГаргантюаСатира в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Что такое гипербола? 🕮 Определение и значение гиперболы + примеры

Главная

Блог

Что такое гипербола?


Содержание

Что такое гипербола

Так что же означает гипербола? Гипербола, пожалуй, одна из наиболее широко признанных форм изобразительного языка, которая пронизывает повседневную жизнь через индустрию рекламы и развлечений.

Гипербола — это использование преувеличения для дополнительного эффекта. Автор может использовать гиперболу, чтобы добавить драматизма или комизма в ситуацию или даже в целях пропаганды.

Определение и значение гиперболы

Гипербола, как и другие обороты речи, используется для передачи идей, эмоций и изображений более эффективным способом, чем простой язык. Например, автор может сказать, что Мария живет в большом доме.

Читатель знает, что Мэри живет в большом доме, но это все. Никакого другого контекста, объясняющего, насколько велик дом, не приводится. Такие характеристики, как размер, часто связаны с опытом читателя и могут не точно отражать намерения автора.

Например, для богатого человека, всю жизнь прожившего в особняке, большой дом может означать нечто совершенно иное, чем то, что может себе представить человек с очень небольшими деньгами. В этом примере автор может захотеть использовать гиперболу, чтобы сформулировать свою идею и придать ей контекст, чтобы читатель мог лучше понять, что он имеет в виду.

В этом случае автор может написать: «Дом Марии настолько велик, что в него может поместиться все население города». Так сильно преувеличивая размер дома Марии, у читателя не возникает вопросов о том, насколько велик дом Марии.

Примеры гиперболы

Гипербола использовалась в литературе на протяжении многих веков. Героические драмы, которые представляют собой драмы с упором на величие и излишество, часто используют гиперболу, чтобы усилить эффект и эпический характер жанра.

Современные сказки также используют гиперболу, чтобы преувеличить подвиги и характеристики своих главных героев. Например, американская небылица о Поле Баньяне в значительной степени опирается на гиперболу, чтобы показать гигантский рост и способности Баньяна.

Гипербола также часто используется в комедиях для юмористического описания кого-либо или чего-либо.

В рекламе и пропаганде гипербола используется почти исключительно, что привело к тому, что она имеет несколько негативный оттенок. Обычно рекламодатели или те, кто пишет пропаганду, используют гиперболу, чтобы преувеличить преимущества или заявления о своих продуктах, чтобы увеличить продажи, улучшить имидж или повысить популярность того, что они рекламируют.

Современный термин «ажиотаж» — это сокращенное производное от этого термина.

Гипербола в предложении

Гиперболы часто можно успешно комбинировать со сравнениями и метафорами для повышения их эффективности, хотя автор должен быть осторожен, чтобы не использовать общеупотребительные фразы, рискуя стать клише. Кроме того, преувеличения эффективны только в том случае, если они чрезвычайно дикие, иначе не было бы гиперболы.

Как и все фигуры речи, при правильном использовании и в соответствующем контексте гиперболы могут использоваться для лучшего выражения намерений и смысла автора.

Что такое видео с определением гиперболы

Теги:гипербола, гипербола-определение, гипербола-смысл

Об авторе
Маркус Леенген

Я литературный любитель! Мне нравится писать статьи для FigurativeLanguage.net

.

Какие примеры гиперболы и гротеска в «Шинели»?

Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Спросите репетитора

Начать бесплатную пробную версию

«Шинель» содержит множество примеров гиперболы, в том числе описание рассказчиком органов государственной службы и работников, рассказ об имени Акакия Акакиевича, идею подражания начальству. Гротескные детали включают появления Акакия и Петровича и проявления Акакия в виде призрака.

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Какие примеры гиперболы и гротеска в «Шинели»?» eNotes Editorial , 24 мая 2021 г., https://www.enotes.com/homework-help/what-are-examples-of-hyperbole-and-grotesquerie-2777325. По состоянию на 31 января 2023 г.

Рассказ Николая Гоголя «Шинель» начинается прекрасным образцом гиперболы (умышленного преувеличения ради акцента). Рассказчик убедительно утверждает, что

нет ничего раздражительнее ведомств, полков, судов, словом, всякой отрасли государственной службы.

Это, конечно, преувеличение. Безусловно, есть на свете более раздражающие вещи, чем государственная служба (хотя она, вероятно, достаточно раздражает многих людей), и не каждое ведомство, полк, суд или сектор одинаково раздражает. Тем не менее, рассказчик хочет подчеркнуть эту раздражающую особенность таким образом, чтобы выделиться, поэтому он выбирает гиперболу.

Эта гипербола продолжается в следующей строке:

Каждый человек, прикрепленный к ним [отраслям государственной службы], в настоящее время считает все общество оскорбленным в своем лице.

Опять же, это утверждение явно не совсем верно, но оно подчеркивает самомнение некоторых бюрократов, проявляемых как представители общества, и их чувствительность к оскорблениям.

Чуть позже в рассказе рассказчик рассказывает, как Акакий Акакиевич получил свое имя, и заявляет, что «это был случай необходимости». На самом деле это было не так, конечно. Его мать могла дать ему любое имя, которое она выбрала, но рассказчик использует гиперболу, чтобы выразить то, что казалось единственно подходящей альтернативой в то время.

Еще позже рассказчик отмечает, что в России

все заражено любовью к подражанию; каждый человек подражает и копирует своего начальника.

Опять же, это не совсем так, но это представляет сильную тенденцию, и преувеличение подчеркивает это.

Рассказчик также включает некоторые детали, которые кажутся довольно гротескными. У Акакия Акакиевича, например, шея выпирает из-под воротника, как «шеи тех гипсовых котов, которые виляют головой». Это дает нам довольно ужасный мысленный образ Акаки как своего рода болванчика. Кроме того, у этого человека была привычка носить на шляпе всякий мусор, потому что он всегда ходил под окнами, когда кто-то выбрасывал мусор. Бедняга Акакий даже так мало внимания уделяет своему ужину, что глотает все, что в это время летает, вместе со своей говядиной и луком.

Дальнейшие гротескные подробности появляются в описании портного Петровича с его одним глазом, рябым лицом и деформированным ногтем большого пальца, который «толст и крепок, как панцирь черепахи». История заканчивается на довольно гротескной ноте. После смерти Акакия Акакиевича люди начинают сообщать о призраке, появляющемся ночью на Калинкином мосту. Этот призрак стягивает плащи с плеч прохожих, наводя ужас на всех, но особенно на одного «известного деятеля», который когда-то не помог Акакию вернуть его собственный украденный плащ.

Утверждено редакцией eNotes

Пальто

Последний ответ опубликован 08 января 2021 г. в 11:42:37.

Как молодые чиновники относятся к Акакию Акакиевичу в «Шинели»?

1 Ответ воспитателя

Шинель

Последний ответ опубликован 31 марта 2020 г. в 8:15:52

В абзаце 1 «Шинели» автор описывает поведение, принятое среди благовоспитанных чиновников. Насколько это описание важно для отрывка?

1 Ответ воспитателя

Шинель

Последний ответ опубликован 16 декабря 2019 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts