Ораторская речь. Искусство ораторской речи, мастерство, функции, виды, построение, культура ораторской речи
Главная
Статьи
Полезное
Полезные советы
Ораторская речь
полезные советы, интересное
Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т.п. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало корню этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой («В русской традиции в качестве синонимов употребляются также слова «оратория» и «красноречие».)
Рассмотрим структуру ораторской речи, а для этого нужно познакомиться с основными правилами, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и, естественно, с лексическими и синтаксическими особенностями построения ораторской речи.
Из истории ораторства
Украинское и русское ораторское искусство уходит корнями в древние времена. Документальные образцы свидетельствуют, что риторы были на Руси такие же славные, как и в Древней Греции или Риме.
Среди ораторов периода Киевской Руси наиболее известны Иларион и Кирилл Туровский. Илларион (XI в.) Был первым русским митрополитом. Самой проповедью Илариона является «Слово« О законе и благодати », которая характеризует его как выдающегося оратора. Митрополит выступает против посягательств Византии на Русь, красноречиво и убедительно доказывает мистичность учение о мессианской миссии какого бы то ни было народа Илларион выступает как патриот, отстаивает самостоятельность Руси. «Слову« О законе и благодати »присущи образность эмоциональность и чрезвычайная мелодичность.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные турыВыдающимся украинским и российским оратором был Феофан Прокопович (1681-1736). Ф. Прокопович принадлежал к образованнейшим людей своего времени. Ученый, культурный и государственный деятель, публицист и оратор, он автор многих трактатов и проповедей: «Духовный регламент», «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей», патриотической оды в честь Полтавской битвы — «Епиникион».
Большое значение в развитии риторики имел «Духовный регламент» Ф. Прокоповича. В ней автор выступает страстным пропагандистом петровских реформ.
Впервые в истории отечественного ораторского искусства здесь изложены некоторые правила красноречия. «Духовный регламент» советует, как держаться пред-проводников во время речи: «Не следует проповеднику шататься вельми, будто веслом гребет. Не следует руками сплескуваты, в бока упираться, подскакивать, смеяться, и не следует и рыдать: но хоть возмутится дух, нужно елико возможно унять слезы. Ибо все это лишнее и негоже суть и слушателей возмущает ».
Фото активные, приключенческие, оздоровительные турыЗначительное внимание в этом уставе для духовных ораторов уделяется внешним приемам ораторского искусства позе, мимике, жестам. Решительно осуждается чрезмерное жестикуляция и чрезмерное оживление оратора. В ораторском тоне следует соблюдать чувство меры: сдерживаемое волнение, скупой жест всегда действуют сильнее и отчетливее. Умение владеть собой — залог успеха.
В «Духовном регламенте» четко формулируется положение о том, что духовный оратор должен быть скромным, не превозносить себя. Он не должен показывать, что стремится быть остроумным, не должен кичиться своим красноречием. Наоборот, подчеркивает Ф. Прокопович, «… хотя бы и стал хвалить его слово, то проповедник должен показать на себя, что ему слушать то стыдно, и всячески отводить от бахвальства и заводить другую беседу». Сам Ф. Прокопович был образцом такого оратора. Его жесты и мимика были скупы и вместе с тем выразительные.
Новый этап в развитии отечественной риторики открыл М. В. Ломоносов (1711-1765)-великий ученый-энциклопедист, родоначальник материалистической философии в России, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка. Теория красноречия рассматривается Ломоносовым в трудах «Краткое руководство по красноречию», «Краткое руководство к риторике на пользу любителей словесности», «Русская грамматика». М.В. Ломоносов дает следующее определение риторики: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем самым склонять других к твоей оне мнение». Для красноречия, по М. В. Ломоносовым, необходим ряд факторов: во-первых, дарование душевные, особенно остроумие и память, и дарования физические-громкий и приятный голос, осанкуватий вид. Однако одних лишь природных дарований для красноречия совершенно недостаточно.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные турыОдним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи.
М.В. Ломоносов предлагает следующую структуру построения речи:
1. введение,
2. толкование,
3. утверждение,
4. окончание.
Основа красноречия, по М.М. Сперанским, — это сила чувства и живое воображение.
М.М. Сперанский исходит из триединой задачи риторики: изобретательство (содержание), расположение, представление. Первая задача оратора — подобрать материал для речи, факты и аргументы, которые составят ее содержание. Вторая задача — расположить смысл в таком порядке, чтобы привлечь к себе внимание слушателей. Третья задача — выработать стиль, подходящий для реализации двух первых задач.
Оратор должен придерживаться и правил расположения второго рода — расположение частей речи. Речь, по Сперанским, должен состоять из четырех частей:
1. введения,
2. предлагаемых,
3. доказательств
4. заключительной части.
Выдающимся оратором и теоретиком красноречия был Александр Иванович Герцен (1812-1870). Голос Герцена звучал набатом. Он подчеркивал немость красноречия в политической деятельности. Вместе с тем решительно осуждал краснобайство, политическую трескотню. Разговорно-ораторское манеру Герцен использует в важнейшей труда своей жизни «Былое и думы», которую он писал 15 лет. Стиль произведения — это сплав мемуарно-лирической, публицистической, философской и историко-хроникального повествования. В произведении характеризуются выдающиеся ораторы и теоретики красноречия — Демосфен, Аристотель, Дантон, Робеспьер; значительное внимание уделено ораторскому искусству России — М. В. Ломоносову, А.Ф. Мерзлякова, Н.В. Буташевич-Петрашевский и многим другим.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные турыЗаметный след в истории украинского ораторского искусства оставили единомышленники и современники И.Я. Франко — Михаил Павлик и Остап Терлецкий.
С особой силой ораторское мастерство А. Терлецкого оказалась, в частности, в его последнем слове на вышеупомянутом Львовском процессе. Последнее слово Терлецкого было убедительным и страстным. Переполненный зал судебного заседания выслушал речь Терлецкого с большим вниманием. По просьбе М. Павлика А. Терлецкий записал текст своего последнего слова после процесса. М. Павлик собирался выдать материалы процесса отдельной брошюрой, польском и украинском языках. Однако, издать брошюру ему, к сожалению, не удалось.
Содержание и композиция
Небольшая предистория развития ораторства дает нам возможность понять, как развивалось данное направление, и какое значение оно имело в те времена.
Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации — разновидность ораторской прозы. Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема информации. Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к ее принятию, убеждать в своей правоте и т.д. Выступления различаются по тематике, объему, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают. Однако существуют устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступления. Совокупность этих приемов можно изложить в виде набора следующих рекомендаций:
К выступлению обязательно нужно подготовиться. Не следует рассчитывать на удачную импровизацию, если существует хотя бы малейшая возможность для подготовки.
Прежде всего, следует четко сформулировать тему выступления, спросив себя: что я хочу сказать? Не следует самоуверенно полагать, что говорящему это всегда и так ясно.
Определите цель выступления. Чего бы вы хотели добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Переубедить аудиторию? Изменить ход обсуждения? Внести существ венные дополнения в обсуждаемую проблему?
В начале выступления сразу же сформулируйте основную мысль выступления, основной тезис. Не следует затягивать введение тезиса. До тех пор пока слушатели не поймут, о чем вы собираетесь говорить, их внимание будет рассеянным, несосредоточенным. Помните, что если вы затягиваете изложение сути дела, то раздражение аудитории растет в геометрической прогрессии.
Определите главную мысль, расчлените ее на отдельные составляющие. Это членение должно быть проведено последовательно на основе одного принципа. Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. Каждая составляющая вашей главной мысли будет представлять отдельную часть вашего выступления, которая может быть названа по ключевому слову этой части выступления.
Начинайте изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов. Наконец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные турыВ случае необходимости подберите к каждому тезису соответствующую информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических опросов и т.п.
Свое мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы и т.п.
Высказываемая мысль будет более убедительной, если вы подкрепите ее примерами.
Приводя аргументы в обоснование своего мнения, расположите их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Поставьте самые сильные аргументы в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.
Оцените непротиворечивость всего текста в целом. Проверьте, насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала вашего выступления.
Наиболее типичные погрешности выступления: значительные отступления от основного содержания, непоследовательность, несоразмерность отдельных частей, неубедительные примеры, повторы.
Каждому выступлению свойственна своя специфика подготовки, но это не означает, что общие принципы работы над текстом выступления отсутствуют.
Информационное обеспечение выступления
Следует заранее продумать, какие цифры вы приведете. В речи не должно быть много цифрового материала, так как большое ко честно цифр утомляет слушателей, заслоняет главное. Цифры должны быть понятными, опираться на реальные фоновые знания аудитории. Например, широкой аудитории малопонятны или непонятны совсем цифровые данные об урожайности, надоях, количестве выработанных или затраченных энергоресурсов, спортивных рекордах и т.д. Поскольку редко кто может знать, какова урожайность, скажем, ржи или ячменя в средней полосе России и т.п., такие показателя следует приводить в сравнении. В аудитории, составленной из специалистов, цифрового материала может быть больше. Фоновые знания специалиста позволяют ему усваивать этот материал более быстро и легко.
В некоторых случаях цифры следует округлять; так они лучше воспринимаются и запоминаются (население Н. составляет почти 500 тысяч человек). Но округление нежелательно в сообщении о числе жертв, размере нанесенного ущерба; здесь округление может вызвать у слушателей чувство недоверия.
При подготовке текста выступления отдельное, самостоятельное направление работы составляет работа с цитатами. Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты рассчитаны па эмоции; другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи опираются на авторитет источника.
Контакт с аудиторией
Постоянный контакт с аудиторией — ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. Работа по поддержанию контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях.
Для успешного общения с аудиторией, постоянного контакта очень важно внести в выступления элементы диалога. Диалог — основная коммуникативная форма речи. Именно диалог представляет собой изначальную, первичную форму существования языка, отвечающую самой природе человеческого мышления, которое по своей природе диалогично. Любое сказанное или предполагаемое слово представляет собой реакцию на чужое слово.
О контакте с аудиторией следует помнить еще при подготовке текста выступления. Существуют специальные речевые действия, назначение которых — установление и поддержание контакта. К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Варианты этих речевых действий хорошо разработаны и приводятся в пособиях по речевому этикету. Следует выбрать для себя несколько вариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми в происходят достаточно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей.
Очень важную роль при поддержании контакта играют метатекстовые конструкции. Метатекст — это те слова и предложения вашей речи, в которых вы говорите о том, как она построена, о чем и в какой последовательности вы собираетесь говорить или писать, т.е. метатекст — это текст о тексте. Метатекстовое оформление выступления можно уподобить разметке проезжей части дороги и расстановке вдоль дороги знаков, обозначающих повороты, уклоны, трудные места. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на…; повторим, еще раз…; теперь перейдем к вопросу о…; во-первых…; во-вторых…; в-третьих…; в заключение хотелось бы сказать о том, что… и т.п.
Синтаксические особенности
Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего — свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом, прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.
Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5—7 слов.
Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространенные и малораспространенные, односоставные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные), неполные, неосложненные. Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений.
Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования — официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные, прежде всего на передачу и сохранение информации, а не на воздействие.
Лексические особенности
Восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на =ние, =тие, а также других подобных им. Любое отглагольное существительное — это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла, требующим развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных, как правило, малопригоден для ораторского выступления.
При подготовке ораторского выступления нельзя злоупотреблять также использованием терминов: не перегружайте текст терминологией и не используйте узкоспециальные термины.
Логика, этика, эстетика речи
Правила построения ораторской речи
Логические аспекты выступления изучены и разработаны достаточно глубоко, и с ними можно познакомиться в специальной литературе. Приведем несколько практических советов, которые следует помнить и которыми необходимо руководствоваться во время выступления:
Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.
Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.
Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.
Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение.
Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п.
В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы.
Логические законы
Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы.
Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль о каком-либо предмете, событии должна иметь определенное устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.
Закон непротиверечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере, одно из них необходимо ложно.
Закон исключенного третьего. Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое — необходимо ложно. Если в выступлении сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем — его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое — ложным.
Закон достаточного основания. Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные турыНа основе логических законов, которые носят формальный характер, фиксируют формальную правильность различных интеллектуальных операций в чистом виде, складываются конкретные правила, рекомендации, инструкции, предусматривающие достижение вполне определенного необходимого результата в практической деятельности.
Этика ораторского выступления
Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.
Доброжелателъностъ предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).
Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору.
Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).
Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете.
Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование аудиторией.
Не следует отождествлять взгляды человека с взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит.
Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полемизируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с цитатами.
Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т. д.
Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте.
В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных) тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали». Вы потеряете доверие.
Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т.п. Усугубление нежелательных последствий должав быть обоснованным.
Не следует требовать, чтобы вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам ваше обоснование представляется убедительным.
Полезные советы
Четыре шага к успеху:
1. Приходите на презентацию заранее. Тогда вы сможете пообщаться с гостями, установить контакты, которые потом помогут общаться с аудиторией. Нет ничего хуже, чем опаздывающий докладчик. Мастер проведения презентаций Эдвард Тафт приходит в зал за час до начала, подписывает свои книги и общается с людьми.
2. Оставляйте слушателям что-нибудь на память. Лучше всего — тезисы доклада или диск с презентацией. Во-первых, у гостей останется доказательство ваших слов, а это повышает доверие. Во-вторых, уходя не с пустыми руками, люди воспринимают информацию уже как что — то своё.
3. Никогда не извиняйтесь. Если человек извиняется, значит, он виноват, то есть заслуживает наказания. И слушатель его накажет — но просто перестанет слушать. Поэтому не стоит просить извинений из-за зависшего компьютера, из-за незнания ответа на вопрос и прочие. Корифеи презентаций не извиняются даже за опоздания. Они просто не опаздывают.
4. Используете вещественные доказательства. Если вы говорите про что-то и можете эту вещь принести в зал и показать — обязательно приносите. Это повышает убедительность слов докладчика. Эдвард Тафт, например, на своих семинарах упоминает книги Галилея и учебник геометрии 17 века — и всегда приносит их с собой.
5. Просите для проведения больше времени, чем вам требуется, и заканчивайте ее раньше, чем обещали.
6. Говорите меньше, чем знаете. По возможности разместите в раздаточных материалах больший объем материала.
Пять причин провала:
1. Непродуманная концепция презентации
2. Отсутствие креативных решений
3. Неумение удержать внимание слушателей
4. Перегрузка визуальной информацией
5. Отсутствие ораторских навыков у выступающего
Самым главным является то, что необходимо читать много литературы, художественной, научной, поэзии, прозы, обращаться к словарям, что бы разбираться и ориентироваться в понятиях слов и значениях. Полезным будет так же почитать научные труды философов и других просвещенных людей. Наполнив себя таким багажом знаний вы непременно выступите с самой лучшей речью, и в роли отличного оратора!
Заключение
Разобрав структуру речи, можно сделать вывод, что хорошее и эффективное выступление- выступление цельное в ритмико-интонационном отношении и в этическом плане. Но без знания правил построения ораторской речи, эффективность воздействия на аудиторию быстро снижается. Также нельзя забывать и о лексических и синтаксических особенностях, которые также помогают построить свою речь грамотно, правильно и профессионально.
Таким образом, готовясь к выступлению, мы должны позаботиться об убедительной содержательной разработки темы, ее хорошем информационным обеспечении. Речевое оформление выступления должно обеспечивать постоянный контакт с аудиторией и способствовать быстрому и надежному усвоению содержания.
Итак, ораторское выступление должно быть логично построено, автор не имеет права нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование выразительных средств украшает речь, усиливает ее воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме.
Назад в раздел
интересное история достопримечательности путешествия активный отдых походы что посмотреть природа отдых горы города полезные советы разное здоровье интересные факты москва туризм кавказ московская область туры крым владимир и область
Ораторское искусство: уроки риторики
Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих.
Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль. Цель данного курса ораторского искусства – предоставить возможность каждому бесплатно освоить онлайн материалы, уроки, упражнения, приемы и правила для овладения основами риторики.
Содержание:
- Что такое риторика?
- Проверочный тест
- Онлайн-уроки риторики
- Книги и учебники
- Видео
- 4 правила риторики
- Кейс «Развитие силы взгляда»
- Цитаты известных людей об ораторском искусстве
А если вы хотите разобраться в теме максимально подробно, записывайтесь на нашу программу «Современная риторика».
Что такое риторика?
Риторика – это слово, которое имеет древнегреческое происхождение (греч. rhetorike), и означает дословно «ораторское искусство». Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему?
Каждому из нас хотя бы несколько раз в жизни доводилось выступать на публике. И, наверняка, никто не сомневается в том, что чтобы отлично владеть ораторским искусством, нужно знать и уметь многое. Можно сказать, что способность выступать публично отражает наше интеллектуальное развитие и наши социальные навыки.
Знаменитое выступление Мартина Лютера Кинга
По определению Большой Советской Энциклопедии, «ораторская речь» — это вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Часто ораторское искусство отождествляется с красноречием , поэтому хороший оратор должен быть начитанным, обладать грамотной речью, уметь ясно выражать свои мысли. Но оратору также нужно уметь справляться со своим волнением, владеть своей дикцией и иметь хорошо поставленный голос. Кроме того, важно владеть речевой импровизацией, уметь отвечать на вопросы, поддерживать контакт с аудиторией, произносить текст с необходимой интонацией и многое, многое другое.
Большинству из описанных навыков, которые в совокупности и формируют ораторское искусство, можно научиться. Для этого важно работать над собой, осознавать, анализировать и исправлять неудачные моменты своих и чужих публичных выступлений, и главное, тренировать свои умения на практике. Наш тренинг поможет вам в работе над всеми этими сложными шагами на пути к воспитанию отличных ораторских навыков.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.
Cтатистика На весь экран
Онлайн-уроки риторики
Тренинг по ораторскому искусству, размещенный на данном сайте, является интеграцией многих методик, описанных специалистами выступлений на публике. Каждый из уроков предполагает развитие определенного навыка, способствующего становлению ваших ораторских способностей. Естественно, что каждый человек может по-разному владеть этими навыками, поэтому старайтесь обращать внимание на те уроки, которые кажутся именно вам самим наиболее полезными.
Урок 1. Подготовка речиВ этом уроке предложены общие рекомендации для подготовки публичного выступления. Подготовка речи является важнейшим секретом ораторского искусства. Многие специалисты риторики называют подготовку главным правилом успешного выступления. Дейл Карнеги писал, что хорошо подготовленная речь – это на девять десятых произнесенная речь. Однако процесс подготовки речи – это не только хороший содержательный материал, но и набор определенных этапов его оформления, структурирования, подачи, позволяющий избежать стандартных ошибок начинающего оратора.
Урок 2. План выступленияКак вы поняли из предыдущего урока, чтобы приготовить хорошее выступление, важно знать, о чем говорить и как правильно донести свои мысли до аудитории. Для этого необходимо составить план своего выступления, ориентируясь на который, вы сможете произнести великолепную ораторскую речь. Естественно, структура каждого публичного выступления индивидуальна и зависит от многих вещей, к которым относятся: количество и особенности слушателей, их заинтересованность, время выступления и многое другое. В данном уроке показаны основные правила составления плана публичной речи, которые вы сможете применить при любых обстоятельствах.
Урок 3. Ораторские приемыСобрав необходимый материал и поняв, о чем вы хотите говорить в публичном выступлении, а также составив план, можно переходить к содержательному оформлению речи. Для этого полезно использовать специальные ораторские приемы, которые направлены на улучшение восприятия информации слушателями. Приемов ораторской речи существует очень много. В данном уроке описаны основные и наиболее популярные из них. Кроме того, здесь вы найдете примеры и рекомендации к применению этих приемов для развития вашего ораторского мастерства.
Урок 4. Техника произнесения речиВ прошлом уроке вы познакомились с приемами риторики, которые помогают лучше раскрыть содержание вашего выступления. Для того чтобы произнести речь перед аудиторией, важно использовать методы подачи материала, из которых создается техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию и т.д. В этом уроке разобраны ораторские приемы, которые помогут вам во время произнесения текста выступления.
Урок 5. Запоминание текстаВ процессе подготовки к выступлению часто приходится запоминать важные части вашей речи, структуру выступления, различные факты и цитаты. Иногда запоминать нужно очень многое, и это может вызвать определенные трудности. Кроме того, во время выступления из-за волнения важные вещи могут просто вылететь из головы. Умение держать в памяти и внимании ключевые детали выступления является очень полезным навыком для любого оратора. В данном уроке приведены важные техники и программы запоминания текста публичной речи, а также предложены некоторые полезные методики для развития памяти.
Урок 6. Работа с аудиториейКаждый случай, когда вы произносите речь, уникальный. Если это рабочий отчёт на совещании, вас будут слушать по умолчанию. Но бывает и такое, когда за внимание аудитории нужно бороться, стараться донести до неё свои взгляды, получить поддержку. От этого может зависеть успех не только конкретного выступления, но и реализация вашей глобальной цели. Помните, как в фильме «Уолл-стрит» молодой брокер, которого играл Ч. Шин, получил всего 5 минут, чтобы убедить «акулу» биржевого рынка (М. Дугласа) взять его в свою команду? И на самом деле, как бы грамотно не была составлена речь, какие бы художественные средства и приёмы не использовались, какой бы ни была подготовка – конечный успех зависит во многом от того, насколько вы сможете заинтересовать аудиторию воспринимать сказанное. Несомненно, выступление должно быть уместным, но бывают случаи, когда апатию, а то и неблагосклонность, нужно преодолевать не только актуальностью или красивыми словами. Нужна стратегия работы с аудиторией, которая позволит повысить значимость речи, донести её идею и превратить слушателя в последователя ваших взглядов. О некоторых механизмах и хитростях взаимодействия с аудиторией мы и хотим поговорить в этом уроке.
На этой странице вы сможете найти полезные книги и учебники по ораторскому искусству и риторике, в том числе и аудиокниги в формате mp3. Многие материалы можно скачать абсолютно бесплатно.
Смотреть все книги и учебники →
В данном разделе тренинга по мастерству публичной речи вы сможете посмотреть видео известных выступлений выдающихся ораторов: Мартина Лютера Кинга, Стива Джобса, Владимира Ленина и других. Также здесь вы сможете найти видеозаписи с различных конкурсов, презентаций и выступлений людей перед инвесторами. Кроме того, в разделе присутствуют видеоуроки ведущих специалистов в области ораторского мастерства.
Смотреть все видео →
4 правила риторики
Перед началом обучения советуем обратить внимание на четыре ключевых правила риторики, о которых в начале XX века говорил один из знаменитых специалистов по ораторскому мастерству Дейл Карнеги:
- Первое правило. Начинайте произносить любую речь с сильным стремлением достичь своей цели.
- Второе правило. Старайтесь всегда готовиться к выступлению.
- Третье правило. Проявляйте уверенность, даже если вы не чувствуете себя уверенно.
- Четвертое правило. Больше практикуйтесь (это верно и для любых других навыков).
Эти четыре правила ораторского мастерства, по сути, являются основой любого хорошего выступления. Если вы не ставите себе цели достичь больших успехов в риторике, а только стараетесь подготовиться к конкретному выступлению, то они могут вам пригодиться.
Если же вы планируете более детально подойти к изучению искусства ораторской речи, мы будем рады предоставить вам полезную и интересную информацию в уроках на нашем сайте.
Кейс «Развитие силы взгляда»
Прочтите описание задания и переходите к его выполнению.
Cтатистика На весь экран
Далее предлагаем перейти к заключительной части урока.
Цитаты известных людей об ораторском искусстве
В заключение вводного урока предлагаем прочитать несколько вдохновляющих цитат известных людей об ораторском искусстве:
Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?
Платон
Краткость – лучшая рекомендация как для речи сенатора, так и оратора.
Цицерон
Много говорить и много сказать – не одно и то же.
Софокл
Главное в искусстве оратора состоит в том, чтобы не дать приметить искусства.
Квинтилиан
Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них.
Исократ
Не повышайте голоса, рассказ ведя, Неторопливо Строгого спокойствия Пусть будут ваши лица и глаза полны.
Эсхил
Ораторское искусство, тренинг, нужен не для того чтобы не тряслись колени, волнение – это хорошо, а для того чтобы научиться выступать, когда трясутся колени, когда ты переживаешь.
Дейл Карнеги
Финал – это последняя возможность для оратора произвести впечатление на аудиторию.
Джеймс Хьюмс
В ораторском искусстве величайшее мастерство – скрыть мастерство.
Джонатан Свифт
Самая важная вещь при публичном выступлении – это человек.
Генри Уорд Бичер
А теперь предлагаем приступить к занятиям.
Желаем вам успехов в овладении ораторским искусством!
Евгений Буянов1 Подготовка →
Ораторское искусство Определение и значение — Merriam-Webster
1 из 2
или ·a·to·ry ˈȯr-ə-ˌtȯr-ēˈär-
1
: место молитвы особенно : частная или институциональная часовня. В особняке была молельня для семейной молитвы.2
с заглавной буквы : ораторское собрание, дом или церковь
молельня
2 из 21
: искусство красноречиво или эффектно выступать на публике
2
а: публичные выступления с использованием ораторского искусства
б: публичное выступление, характеризующееся использованием стандартных фраз и обращением главным образом к эмоциям
Примеры предложений
Последние примеры в Интернете Маккензи осуществлял этот контроль, используя свою кафедру и свое харизматическое ораторское искусство как в своей церкви в Малинди, так и в Интернете. — Дэвид Маккензи, CNN , 19 июня 2023 г. Кредо или красноречие , которые должны нас воодушевлять, кажутся исчерпанными, независимо от того, происходят ли они от Маркса, Фрейда или капитализма (ново извращенного). — Мэтью Гэвин Франк, Harper’s Magazine , 21 февраля 2023 г. Сейчас на его месте, в главном алтаре молельни , висит копия, заказанная в 2009 году и нарисованная по фотографиям оригинала, мужественное факсимиле, совсем не похожее на подлинный Караваджо. — Теджу Коул, New York Times , 23 сентября 2020 г. Ни один из мужчин не проявлял особого интереса к причудливому ораторскому искусству . — Элиза Стрикленд, 9 лет.0067 IEEE Spectrum , 29 февраля 2012 г. Сочетание мастерского красноречия Байдена и беспрецедентной способности американцев переключать каналы означает, что этот президент не может командовать национальной аудиторией ни на что, кроме летающей тарелки, приземлившейся на лужайке Белого дома. — Уолтер Шапиро, Новая Республика, , 10 мая 2023 г. Во вторник премьер-министр Великобритании Борис Джонсон выступит перед украинским парламентом по видеосвязи с речью, которая напоминает непоколебимую 19-ю40 Ораторское искусство британского лидера военного времени Уинстона Черчилля в самые мрачные часы Второй мировой войны. — Washington Post , 3 мая 2022 г. Драма отпадает, и наступает момент красноречия . — Винсон Каннингем, The New Yorker , 7 марта 2021 г. Лишенный толпы, которая обычно заряжает энергией инаугурационные речи и требует 9Ораторское искусство 0067 , построенное на аплодисментах, Байден использовал момент, чтобы создать устойчивое чувство близости, разговор по душам, необычный для президентских речей и беспрецедентный на инаугурации. — Los Angeles Times , 20 января 2021 г. Узнать большеЭти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «ораторское искусство». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Этимология
Существительное (1)
Среднеанглийский oratorie , от англо-французского, от поздней латыни oratorium , от латинского orare
Существительное (2)
Латинское oratoria , от женского рода oratorius oratorical, от orare
Первое известное использование
Существительное (1)
14 век, в значении, определенном в смысле 1
9 0002 Существительное (2)около 1522 г. , в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование красноречие был в 14 векеПосмотреть другие слова из того же века оратория
красноречие
оратрикс
Посмотреть другие записи рядомПроцитировать эту запись
Стиль
MLAChicagoAPAMMerriam-Webster
«Ораторское искусство». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/oratory. По состоянию на 3 июля 2023 г.
Копия цитированияДетское определение
Ораторское искусство
1 из 2 сущ. или ·a·to·ry ˈȯr-ə-ˌtōr-ēˈär-,
-ˌtȯr-
: место для молитвыспециально : частная часовня
часовня
2 из 2 ораторское искусство2
: ораторский язык или речи
Еще от Merriam-Webster на
ораторское искусствоNglish: перевод ораторского искусства для говорящих на испанском языке
Britannica.com: энциклопедическая статья о ораторском искусстве
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложенийПодпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращенийприсваивать
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Ораторское искусство Определение и значение | Dictionary.com
- Игры
- Рекомендуемые
- Поп-культура
- Советы по написанию
1
[ awr-uh-tawr-ee, -tohr-ee, or- ]
См. синонимы к ораторское искусство на Thesaurus.comсуществительное
умение или красноречие в публичных выступлениях: евангелист своим красноречием побудил тысячи людей к покаянию.
искусство публичных выступлений, особенно формальных и красноречивых.
Происхождение ораторского искусства
11580–90; <Латинское ōrātōria, существительное женского рода от ōrātōrius оратора. См. orator, -tory 1
Другие слова для ораторского искусства
1 | риторика, подача, декламация |
Слова рядом ораторское искусство
- ораторский
- ораторский
- ораторский
- ораторский
- ораторский
- ораторский
- oratrix
- orature
- orb
- orbicular
- orbicular
Другие определения слова oratory (2 из 2)
ораторское искусство 2
[awr-uh-tawr-ee, -tohr-ee, or- ]
сущ.
место для молитвы, небольшая часовня или помещение для частных молитв.
(начальная заглавная буква) Римско-католическая церковь. любое из религиозных обществ светских священников, живущих в религиозных общинах, но не дающих обетов.
Происхождение ораторского искусства
213:00–50; Среднеанглийское <позднелатинское ōrātōrium место молитвы. См. оратор, -тория 2
Dictionary.com Полный текст Основано на Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
Как использовать ораторское искусство в предложении
Харизма Марио Куомо и ораторское искусство могли сохранить день его расцвета.
Эндрю Куомо прекращает работу в Олбани. Но политическая династия может устоять | Филип Эллиотт | 11 августа 2021 г. | Время
Оригинал Ораторское искусство должно быть на тему, которая глубоко волнует говорящего, и я помню, что был одним из немногих, кто высказал очень личную тему.
«Я собираюсь сказать это от всего сердца». Расплата Америки с расой дошла до выступлений и дебатов в старшей школе | Брайан Сето МакГрат | 25 декабря 2020 г. | Время
Когда-то предсказуемая средняя школа ораторское искусство начинает отражать более широкий сдвиг в том, как американцы говорят о расе, поле и распределении власти в Соединенных Штатах, даже если не все хотят слышать, что говорят эти молодые ораторы. сказать.
«Я собираюсь сказать это от всего сердца». Расплата Америки с расой дошла до выступлений и дебатов в старшей школе | Брайан Сето МакГрат | 25 декабря 2020 г. | Время
Дети в ораторском искусстве пишут о своих незарегистрированных родителях.
«Я собираюсь сказать это от всего сердца». Расплата Америки с расой дошла до выступлений и дебатов в старшей школе | Брайан Сето МакГрат | 25 декабря 2020 г. | Время
Эти оратории проводят четкие границы между говорящим и аудиторией, и их решения не всегда предполагают легкое согласие.
«Я собираюсь сказать это от всего сердца». Расплата Америки с расой дошла до выступлений и дебатов в старшей школе | Брайан Сето МакГрат | 25 декабря 2020 г. | Время
За свою ораторскую работу ему заплатили более 1,3 миллиона долларов (значительную сумму он пожертвовал на благотворительность).
Неприглядная правда о Кори Букере, золотом мальчике из Нью-Джерси | Оливия Нуцци | 20 октября 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ
Никакое количество приятно звучащих красноречий не разубедит его в его жесткой партийной программе.
Что Обама должен сказать в понедельник | Пол Бегала | 21 января 2013 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ
Он запускает в полет красноречие о былом величии Петры.
Петра ночью | Дэвид Фрум | 3 января 2013 г. | THE DAYDAY BEAST
И не зря: образы толпы на политических съездах могут быть так же важны, как ораторское искусство .
Вы преуспели, Мишель Обама | Мэнсфилд Фрейзер | 5 сентября 2012 г. | THE DAYDAY BAST
Такого рода ораторское искусство не обязательно является чем-то необычным в арабских странах, даже в тех, которые находятся в мире с Израилем.
Победа Мурси в Египте вызвала страх в Израиле | Дэн Эфрон | 19 июня 2012 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ
Академии для университетов, как зрелость для детства, красноречие для грамматики или вежливость для первых уроков вежливости.
Философский словарь, том 1 (из 10) | Франсуа-Мари Аруэ (он же Вольтер)
Одним из триумфов ораторского искусства Брайта было то, что оно постоянно производило эти народные возгласы.
Британская энциклопедия, 11-е издание, том 4, часть 3 | Различные
Таким образом, в красноречии как и в истории древние могут похвастаться самыми прославленными примерами, которым даже не было равных.
Свет маяка истории, том I | Джон Лорд
Сократ настоял на подарке ораторского искусства генералу армии, а также лидеру политической жизни.
Свет маяка истории, том I | Джон Лорд
Речь спикера была далека от ораторского искусства , но была настолько простой (хотя и хорошей), насколько это вообще возможно, и лишенной красноречия.
Дневник Сэмюэля Пеписа, полный | Samuel Pepys
Определения слова ораторское искусство в Британском словаре (1 из 3)
ораторское искусство 1
/ (ˈɒrətərɪ, -trɪ) /
900 04 сущ.
искусство публичных выступлений
риторическое умение или стиль
Происхождение ораторского искусства
1C16: от латинского (ars) ōrātōria (искусство) публичных выступлений
Производные формы ораторского искусства
- ораторское, прилагательное
- ораторское, наречие
Определения слова ораторское искусство в Британском словаре (2 из 3) 055
небольшая комната или уединенное место, отведенное для уединенной молитвы