Что такое понятийное мышление: Понятийное мышление

Содержание

Понятийное мышление

Категории

Кирилл Карпенко

Понятийное мышление – это высший уровень развития мышления. В его основе лежат понятия (обобщения, абстракции).

Понятийное мышление состоит из четырёх основных элементов:

  1. Понимание сущности явлений, главных, а не второстепенных признаков.
  2. Понимание родо-видовой иерархии понятий.
  3. Понимание причинно-следственных связей, развития явлений.
  4. Понимание единства противоположностей.

Эксперт понимает сущность явления. Дилетанты видят второстепенные характеристики.

The Expert (Русский дубляж)

Понимание сущности

Главные характеристики явлений часто скрыты, поэтому мы пытаемся понять явления через случайные, ситуационные, эмоциональные признаки.

Например, люди часто отождествляют домашнее и семейное образование, опираясь на ситуационную характеристику: место обучения. Но сущность образования – это цели, стандарты и парадигмы, лежащие в его основе.

Также многие испытывают трудности в понимании сущности светского образования. Часто даже считают, что элементы одежды учеников определяют характер образования.

Я почти всегда хожу в солнцезащитных очках. Нередко окружающие воспринимают это как экстравагантный стиль и спрашивают, почему я в очках. Стиль – это второстепенная характеристика очков, побочный эффект. Сущность солнцезащитных очков отражена в их названии: они защищают глаза от солнца (заодно и от ветра, пыли, снега и дождя).

Понимание родо-видовой иерархии

Когда мы понимаем сущность явлений, осваиваем понятия, нужно эти понятия упорядочивать, структурировать. Пример такого упорядочивания биологическая классификация живых существ. Птица – это родовое понятие. Воробей, голубь, чайка – видовые понятия.

Понимание причинно-следственных связей

Что появилось раньше: яйцо или курица?

Когда явления существуют вместе, мы склонны считать одно из них причиной, а другое следствием. Например, раньше люди считали, что живые существа самозарождаются: мыши появляются из грязного белья, а мухи из гнилого мяса. Есть гнилое мясо, есть мухи. Нет гнилого мяса, нет мух. Связь между мухами и гнилым мясом была настолько сильной и очевидной, что гнилое мясо считали причиной, а мух следствием. Истинную причину мух – яйца самок мух – сложнее заметить, поэтому настоящая причинно-следственная связь оставалась не понятой.

Понимание единства противоположностей

Истина парадоксальна. Древний символ инь-ян символизирует единство противоположностей: тёмное и светлое, день и ночь, мужчина и женщина. Противоположности составляют единство, взаимопроникновение и взаимодополнение.

Инь-ян символизирует единство противоположностей.

Примером такого единства является андрогинность и интерсекс.

Часто родители считают, что можно либо любить детей, либо контролировать, что это взаимоисключающие модели воспитания. Однако лучшим стилем родительского поведения является авторитетный, сочетающий высокий контроль и любовь.

Притча о правоте иллюстрирует способность мудрых людей, обладающих развитым понятийным мышлением, видеть единство противоположностей. Люди, не обладающие понятийным мышлением, опираются на случайные, второстепенные, ситуационные характеристики, поэтому не способны объединить возникающие противоречия.

Схема понятийного мышления

Понятийное мышление состоит из четырёх элементов.

Диагностика мышления

Исключение картинки позволяет понять уровень мышления.

Один из способов определить особенности мышления – исключение понятий или картинок.

Человека просят, например, сказать, какое слово лишнее в списке и почему: птица, стол, очки, молоток? Если человек говорит, что птица, потому что она живая, а остальное не живое, то это понятийное мышление. Однако, если человек исключает птицу, потому что она летает, то это уже исключение не по понятийному, а по функциональному признаку, значит у человека более низкий допонятийный уровень развития мышления. Самолёт тоже летает, поэтому более важно, что птица живая, а самолёт, стол, очки и молоток искусственные.

Если человек исключает птицу, потому что она имеет перья, а остальные предметы гладкие, то это ещё более низкий уровень мышления: за основу обобщения взят случайный, малозначительный признак. Если человек исключает любой другой предмет по любому признаку, то его мышление тоже не достигло понятийного уровня. Например, можно исключить молоток, потому что им бьют: это функциональное отличие, а не сущностное.

Обновлено: 24 марта 2022

Новые статьи

  • Кирилл Карпенко. Записки школьного психолога: для родителей 27 декабря 2022
  • Земля: Жизнь без людей / Aftermath: Population Zero (Кристофер Роули, 2008) 🌏 27 декабря 2022
  • Всенаука – бесплатные книги 📚 24 декабря 2022
  • Доисторическая планета / Prehistoric Planet (Энди Джонс, Адам Валдез, 2022) 🦖 08 августа 2022
  • Эйджизм 27 июля 2022
  • Миф подросткового возраста 25 июля 2022
  • Сознательное питание 21 июля 2022

Популярные материалы

  • org/Article»> Психологическое айкидо
  • 55 правил Рона Кларка для успеха в обучении каждого ребёнка
  • Теория игр Эрика Берна
  • Обращайтесь к человеку по имени
  • Думайте в духе «Выиграл/Выиграл»
  • Стратегии поведения в конфликте
  • Календарь жизни в неделях
  • org/Article»> Рон Кларк
  • Стили родительского поведения
  • Психологическая амортизация
  • Светская школа
  • Успешные переговоры
  • Тест. Умеете ли вы определять эмоции по выражению лица?
  • Притча о трёх ситах Сократа
  • org/Article»> Растождествление, или «Мои ботинки — это не я!»

Понятийное мышление: по ступеням познания

В процессе познания окружающей среды, получения новых знаний люди опираются, прежде всего, на свой опыт и ощущения. Именно так познает мир ребенок.

По мере взросления у человека развивается способность сравнивать, видеть логические связи между предметами и явлениями, а затем и обобщать увиденное. Такое обобщение влечет за собой формирование и усвоение понятий – как уже существующих, так и созданных внутри собственного опыта. В дальнейшем человек способен распознавать и идентифицировать предметы и явления как ранее виденные или незнакомые, относить их в ту или иную категорию понятий. Это и есть понятийное мышление.

В подробностях о нем вы сможете узнать на нашей программе «Когнитивистика», а в этой статье мы вкратце затронем его общие аспекты.

Инструменты понятийного мышления

Понятийное мышление не является врожденным. Оно нарабатывается в процессе взросления, более глубокого знакомства с окружающим миром, обретения нового опыта и знаний. Более того, его формирование требует определенного уровня развития и владения определенными инструментами когнитивного восприятия.

Основные инструменты понятийного мышления:

  1. Анализ – изучение составных частей или признаков предметов и явлений.
  2. Синтез – способность объединять части в целое.
  3. Сравнение – сопоставление явлений или событий между собой.
  4. Абстракция – выделение основных признаков и способность оперировать ими вне конкретной ситуации и безотносительно данного предмета в будущем.
  5. Обобщение – сведение разных понятий в единую категорию.
  6. Систематизация – сведение категорий в логическую систему.

Понятие как таковое имеет две особенности. С одной стороны, это итог некоего мыслительного процесса. С другой стороны, это начало и возможность нового мыслительного процесса, но уже на более высоком уровне. Чтобы лучше понять эти особенности, следует рассмотреть составные элементы понятийного мышления.

Составные элементы понятийного мышления

Понятийное мышление – это высший уровень мыслительных процессов. Это больше, чем просто абстрактное мышление или способность к обобщениям. Понятийное мышление требует владения всеми инструментами, и только тогда оно сможет стать логичным и целостным.

4 основных элемента понятийного мышления:

  1. Понимание сущности процессов, явлений, умение различать главные и второстепенные признаки.
  2. Понимание родовой и видовой иерархии понятий.
  3. Понимание причинно-следственных связей процессов и явлений.
  4. Понимание единства противоположностей.

Далее стоит отдельно остановиться на каждом элементе понятийного мышления, чтобы проще было сложить картину в целом.

Понимание сущности процессов и явлений

Основные характеристики процессов и явлений не всегда самоочевидны, поэтому добираться до сути приходится через череду случайных единичных признаков и/или событий. Для этого нужно научиться анализировать получаемую информацию, синтезировать единичные процессы в целостную картину, выделять основной объединяющий фактор. Это путь к навыкам абстрактного мышления, когда человек сможет абстрагироваться от второстепенного и уловить главное в процессе или явлении.

Понимание родовой и видовой иерархии понятий

После того как стала понятна суть процесса или явления, нужно отнести его к той или иной категории. Ранее выделенные объединяющие факторы и способность абстрагироваться от второстепенных признаков облегчает данную задачу. Наиболее наглядным примером служит биологическая классификация живых существ. Например, птицы – это родовое понятие, а воробьи, вороны, чайки – видовые классификации.

Это пример уже готового обобщения и систематизации понятий, однако решая свои собственные жизненные задачи (например, постановка целей и расстановка приоритетов), нам тоже приходится приводить свои планы и действия в некую иерархическую систему.

Понимание причинно-следственных связей

Тут самое время вспомнить шутку, популярную некоторое время тому назад: «Вася всегда ездит в плацкартном вагоне, поэтому у него нет денег». У многих людей рядом стоящие явления зачастую сплетаются в мозгу настолько чудодейственным способом, что они не в состоянии различить, где причина, а где следствие.

Для тех, кто не является фанатом железнодорожного сообщения, поясним, что плацкарт – это самый дешевый способ добраться куда-либо, и им обычно пользуются те, кто желает с экономить. Случаев, чтобы человек превратился из богача в бедняка из-за поездок в плацкартном вагоне, пока не наблюдалось, поэтому у Васи нет денег вовсе не из-за трат на плацкарт, а, наоборот, он ездит плацкартом, потому что, вероятнее всего, не имеет денег на оплату более комфортного способа перемещения.

Формирование причинно-следственных связей и их правильное понимание – головная боль большинства педагогов средних учебных заведений, т.к. абстрактное мышление у детей формируется постепенно, с разной скоростью и степенью успешности. Более того, есть такие врожденные заболевания, связанные с поражением участков головного мозга, которые исключают или сильно ограничивают возможность формирования абстрактного мышления.

И даже абсолютно здоровым взрослым людям бывает трудно абстрагироваться от чего-либо и посмотреть на процесс со стороны. Особенно, если взрослые и здоровые люди не получили нормального образования, которое является важным фактором развития интеллекта.

Понимание единства противоположностей

Единство противоположностей наблюдается везде. Это плюс и минус в математике, черное и белое в изобразительном искусстве, минор и мажор в музыке, день и ночь в живой природе, положительно и отрицательно заряженные частицы, важные для понимания многих физических и химических процессов.

И даже в психологии можно встретить такой постулат, что достоинства человека – это продолжение его недостатков, и наоборот. Примерно столь же часто можно встретить попытки опровергнуть данный постулат, что лишь подтверждает его актуальность. А чтобы превратить недостатки в преимущества, нужно обладать достаточно высоким уровнем понятийного мышления, которое позволит осознать, что единство и борьба противоположностей – это и есть движущая сила прогресса, и без этого развитие стало бы невозможным. Зачем человеку осознавать это все? Давайте подумаем!

Зачем нужно понятийное мышление

Самые внимательные читатели могут удивиться подзаголовку: как зачем? Ведь, вроде, уже подробно расписали, что понятийное мышление предполагает понимание сути явлений и процессов, их причинно-следственных связей и т.д. Вопрос в другом: зачем нам это все понимать? Действительно, а что изменится, если мы, подобно детям, каждый день будем открывать мир по-новому и видеть только самые яркие его стороны? И что с того, что они окажутся второстепенными?

В общем-то мы уже начали говорить о том, что некоторые врожденные заболевания, связанные с поражением участков головного мозга, исключают или сильно ограничивают возможность формирования абстрактного и понятийного мышления. Такие люди изначально считаются умственно неполноценными, не могут освоить сложные профессии, требующие высшего или среднего специального образования.

Более того, они не в состоянии полностью адекватно понимать окружающих, которые оперируют абстрактными понятиями, необходимыми для описания процессов, которые нельзя наблюдать в режиме «здесь и сейчас». А такая необходимость есть. Как минимум, это запрет движения на красный сигнал светофора, потому что движение на красный свет может привести к аварии. Увидеть последствия нарушения запрета, конечно, можно, однако это слишком дорогая цена для такого способа объяснения.

Также мы начали говорить о том, что среди умственно и физически здоровых людей тоже возможно недопонимание, связанное с неодинаковым уровнем развития понятийного аппарата, а также разным жизненным опытом, уровнем знаний, сферой деятельности и т.д. Тут проблему могло бы решить приведение всех понятий к единому знаменателю.

Как говорил французский философ и математик Рене Декарт, цитируем: «Договоритесь о терминах, и половина человеческих споров исчезнет». Другими словами, значительная часть разногласий возникает не по существу обсуждаемой темы, а потому, что люди по-разному понимают понятия, которыми оперируют.

Это особо заметно, когда что-либо обсуждают представители разных профессий, т.к. в разных сферах одно и то же слово может иметь разные значения. Так, если в психологии слово «реализация» обычно подразумевает воплощение в жизнь планов, идей, целей, то в торговле «реализация» – это факт продажи чего-либо покупателю. Такая путаница может наблюдаться и в более близких сферах. Например, реализация лекарств в аптеке – это продажа, а под реализацией лекарственных препаратов в больнице в условиях стационара подразумевается расход лекарств для лечения больных.

Еще более разительными могут быть отличия в трактовке юридических терминов правоведами и обычными гражданами без юридического образования. Именно поэтому в договорах часто прописано, что следует понимать под тем или иным термином. Теперь подытожим сказанное.

Для чего нужно понятийное мышление:

  1. Для синтеза, анализа, сравнения, обобщения и систематизации явлений, признаков, процессов.
  2. Для понимания причинно-следственных связей явлений и процессов.
  3. Для понимания сути, родовой и видовой иерархии предметов, процессов, явлений.
  4. Для понимания процессов и явлений, которые нельзя проверить эмпирическим путем.
  5. Для донесения окружающим информации, которую нельзя продемонстрировать наглядно.
  6. Для принятия решений и адекватного осознания их последствий.
  7. Для взаимопонимания в обществе, семье, на работе.

Как видим, роль понятийного мышления многогранна. Встает вопрос: а можно ли его развить? Или нужно лишь ожидать естественного взросления ребенка и уповать на то, что его понятийное мышление сформируется на должном уровне само по себе? Вовсе нет! Более того, свои мыслительные навыки можно улучшить даже во взрослом возрасте! Например, наша программа «Когнитивистика» позволяет освоить самые разные типы и способы мышления, которые вам обязательно пригодятся в жизни. А сейчас подробнее остановимся на развитии понятийного мышления у детей.

Как развивать понятийное мышление

Начнем с детского возраста. Ранее мы выяснили, что у маленьких детей понятийного мышления нет, они способны воспринимать мир только так, как они его видят. В этом контексте интересен эксперимент, поставленный швейцарскими психологами Жаном Пиаже и Барбель Инхельдер. Суть в следующем: детям дошкольного возраста демонстрировали макет, на котором было сооружено три горы разной высоты. Каждая из них имела свою особенность – домик, речка, заснеженная вершина. Также детям давали посмотреть фотографии, где все три горы были сфотографированы с разных сторон, и просили указать на те фото, где гора выглядела так, как они ее видят. На этом этапе с заданием справлялись все.

Затем с другой стороны макета помещали куклу, у которой вместо головы был гладкий шар, и просили детей выбрать фото, где изображение совпадает с тем, как его могла бы видеть кукла. Глаз у куклы не было, т.к. вместо головы был гладкий шар, а просто предположить, где могли бы быть у куклы глаза и как она могла бы видеть горы, у детей стабильно не получалось. В итоге все дети выбирали фото, где гора изображена так, как видят ее они сами.

Напомним, макет был сфотографирован со всех сторон, и если бы дело было лишь в неточном угадывании направления взгляда, дети ошиблись бы только с ракурсом обратной стороны горы. Однако в отсутствие четкого указания, где у куклы глаза и куда она смотрит, дети, не обладающие понятийным мышлением, просто давали ответ из своего уже знакомого опыта, не пытаясь анализировать ситуацию.

К слову, работая учителем в школе и помогая директору обрабатывать итоги тестов IQ, которые проходили школьники, Жан Пиаже обратил внимание, что дети примерно одного возраста совершают одни и те же ошибки. Это дало толчок новым исследованиям, в результате чего Пиаже вывел классификацию стадий развития интеллекта у детей.

Стадии развития интеллекта у детей по Пиаже:

  1. Сенсомоторный интеллект (0-2 года) – простейшее восприятие с помощью органов чувств.
  2. Дооперациональные представления (2-7 лет) – дети создают свои образы и аналогии.
  3. Конкретные операции (7-11 лет) – начинают развиваться навыки абстрактного мышления – математические операции с невидимыми предметами, понимание родовой и видовой классификации животных и т.д.
  4. Формальные операции (после 12 лет) – способность понимать метафоры, точку зрения других людей, если она отличается от собственной, и прочее.

Можно ли как-то ускорить интеллектуальное созревание ребенка и помочь ему овладеть понятийным мышлением? В разумных пределах – да. Ключевые слова – в «разумных пределах». Естественно, что годовалый ребенок не поймет объяснение, предназначенное для младшего школьника. Однако помочь детям подниматься по ступеням познания и сделать этот подъем более легким и приятным мы, взрослые, вполне можем.

Как развивать понятийное мышление у детей

Развивать мышление ребенка лучше всего в игровой форме. Это наиболее адекватный подход, особенно для детей младшего возраста. Так будет легче всего объяснить малышу элементарные вещи и нивелировать типовые ошибки восприятия, допускаемые в младшем возрасте.

Типовые ошибки восприятия и их исправление:

  1. Маленькие дети всегда считают, что любой большой предмет тяжелее любого мелкого, поэтому будет полезным наглядно показать, что большой предмет (допустим, упаковка ваты) может быть легче мелкого (допустим, камня).
  1. Детям сложно выстроить в своем сознании родовую и видовую иерархию, поэтому с ними стоит играть в «лишнее слово»: например, найти лишнее слово в ряду «соловей, воробей, курица, птица, страус». После объяснить, что соловей, воробей, курица и страус – это птицы, и перейти к родовидовой иерархии понятий.
  1. Детям сложно научиться синтезировать понятия и явления, поэтому им нужно помочь конкретными примерами. Например, объяснить, что ложка – это столовый прибор, столовые приборы – это приспособления для еды. И попросить назвать другие столовые приборы, т.е. приборы, которые используются для еды.
  1. Детям сложно обобщать увиденное и услышанное и выделять главный признак. Поэтому для начала стоит предлагать выбор из готовых вариантов. Например, прочитать короткий рассказ и выбрать 1 из 3 заголовков, наиболее точно отражающих суть. Потом задачу можно усложнить и попросить ребенка придумать заглавие самостоятельно.
  1. Школьникам можно предложить учебу «от обратного»: сначала посмотреть вопросы к параграфу, а потом читать параграф, пытаясь найти ответы на вопросы.

Четких возрастных ограничений по пунктам нет, и вы всегда можете ставить задачи уровнем выше или, как гласит одна из концепций Льва Выгодского, в «зоне ближайшего развития». В двух словах, зона ближайшего развития – это то, что ребенок уже в состоянии осознать, но еще не может понять самостоятельно и нуждается в помощи взрослого.

Разумеется, приемов развития понятийного мышления намного больше. Обращаем внимание, что обучение понятийному мышлению является обязательным элементом. Как считает руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ Людмила Ясюкова, сформировать понятийное мышление без обучения невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки [Чеснокова Т., 2013]. Под изучением подразумеваются и школьные уроки, и занятия в детском садике, и познавательные беседы, которые ведут родители с детьми дома.

Развивать понятийное мышление могут и взрослые, но им это придется делать самостоятельно: читать книги, смотреть новости, изучать экономические обзоры, попытаться освоить новое хобби и профессию. В таком активном режиме инструменты понятийного мышления задействуются быстрее, и, как следствие, мышление развивается лучше. Учитесь, развивайтесь и познавайте эту жизнь во всех ее проявлениях! Мы желаем вам радости познания и просто радости в этой жизни!

Ключевые слова:1Когнитивистика

Концептуальное мышление —

Перейти к содержимому

Некоторое время назад мой хороший друг спросил меня о том, как ему улучшить навыки концептуального мышления у некоторых из его сотрудников. С радостью дав ему небольшой совет, он превратил то, что я ему дал, в простое общее руководство, которым он теперь делится с лидерскими группами в Вашингтоне. Я подумал, что вам это тоже может понравиться..

Концептуальное мышление – способность:

  • видеть «общую картину» и лучше понимать контекст
  • воспринимать и воображать, предсказывать и выдвигать гипотезы, а также делать выводы и размышлять.
  • понять, как вещи «связаны и связаны» с:
    • идентифицировать задействованные системы и их взаимосвязь
    • делать обоснованные прогнозы на будущее
    • план достижения оптимального результата.

Концептуальные мыслители очарованы понятиями, идеями, отношениями и философией. Они задают много вопросов и намеренно все обдумывают.

Развитие навыков концептуального мышления

Попросить кого-то думать по-другому, не дав ему какой-либо способ сделать это, — настоящая проблема. Простые инструменты, такие как рисунки, блок-схемы и т. д., направляют мышление и помогают выработать привычку использовать визуальные инструменты, которые развивают концептуальное мышление.

Ключевым моментом является приглашение к использованию основных инструментов визуализации и демонстрация их использования. Это более эффективно, чем просто говорить кому-то, что делать. Ставьте задачи, используя инструменты, которые вы представляете, например. создайте блок-схему основных процессов или визуализируйте взаимодействие с клиентом или интеллект-карту всех аспектов работы и превратите ее в план проекта с помощью программного обеспечения.

Например, такие инструменты, как:

Блок-схемы процессов Воображение Концептуальные карты
Взаимоотношения DiGraphs Планирование жизни Интеллект-карты

Интеллект-карты, в частности, обеспечивают целостное представление, сохраняя связи и позволяя идеям, проблемам и т. д. течь и развиваться творчески. И это усиливается с помощью программного обеспечения Mind Mapping.

Чтобы увидеть, что возможно, получите бесплатные пробные версии MindGenius (отличное программное обеспечение для бизнеса, которое делает больше, чем просто составление карт разума) и iMindMap — лучшее программное обеспечение для составления карт разума.

В книге Интеллект-карты в бизнесе  также представлены iMindMaps во множестве различных приложений.

Ключом к развитию навыков концептуального мышления является изучение и практика некоторых основных техник. Не думайте, что это врожденная способность, которая у кого-то есть, а у кого-то нет.

Билл является соучредителем Mindwerx International и Buzan Center Australia. Его внимание сосредоточено на обеспечении образования, обучения и содействия, чтобы помочь отдельным лицам и организациям лучше думать, учиться и внедрять инновации.

Поиск:

Категории

  • Статьи
  • Креативное мышление
  • электронные новости
  • Инновация
  • Лидерство
  • Инструмент разума
  • Изучение навыков обучения

Последние сообщения

  • GPS, карта или компас — какой у вас стиль руководства?
  • Пятый этап обучения внедрению инноваций
  • Четыре этапа обучения: достаточно ли их для внедрения инноваций?
  • Сила «почему» в стратегическом мышлении
  • Для успешного онлайн-обучения — Eat That Frog

Бесплатные электронные курсы – подписка

Ссылка для загрузки страницы

Концептуальные навыки — Мышление за пределами

Арти Кулкарни

Арти Кулкарни

Координатор трансформации, специалист L&OD

Опубликовано 30 июня 2015 г.

+ Подписаться

На прошлой неделе обсуждение с моим коллегой навыков, необходимых людям в организации, заставило меня вернуться к следующему «подходу к навыкам» Роберта Каца:

  • Технические навыки — это способность выполнять определенную работу или деятельность.
  • Человеческое мастерство – это способность работать с людьми
  • Концептуальный навык – это способность работать с идеями и концепциями.

Согласно Katz (1955), чем выше кто-то был в организации, тем меньше технических навыков требовалось и больше концептуальных навыков. Тем не менее, человеческие навыки необходимы всегда, независимо от уровня или положения в организации.

Причиной нашего обсуждения был вопрос, заданный одному из моих коллег человеком, который был идентифицирован как человек с высоким потенциалом на среднем уровне управления. Вопрос был – Как развить концептуальные навыки?

Но что такое концептуальные навыки в организационном контексте?

Как объяснил Роберт Кац, концептуальные навыки включают в себя способность видеть предприятие в целом; это включает в себя признание того, как различные функции организации зависят друг от друга и как изменения в любой одной части влияют на все остальные; и это распространяется на визуализацию отношений отдельного бизнеса с отраслью, сообществом и политическими, социальными и экономическими силами нации в целом. Признавая эти отношения и воспринимая важные элементы в любой ситуации, лидер должен быть в состоянии действовать таким образом, который способствует общему благополучию всей организации.

Это включает в себя понимание абстрактных отношений, разработку идей и творческое решение проблем.

Как развить концептуальные навыки?

Для развития концептуальных навыков человеку необходимо смотреть на картинку в целом, а не только на ее части. Это включает в себя критическое осмысление предмета и анализ того, как действие повлияет на результат. Вот несколько способов развития концептуальных навыков:

  1. Наблюдение: Внимательно наблюдайте за руководителями, как они анализируют любую ситуацию и предпринимают действия. Какие факторы они учитывали при принятии решений? Анализировать результаты своих действий.
  2. Определите проблемы внутри организации и рассматривайте их как тематические исследования. Изучите ситуацию и найдите решения для них. Обсудите их с людьми, чтобы получить другую точку зрения.
  3. Посещайте семинары/тренинги по управлению бизнесом и общайтесь с людьми из отрасли и за ее пределами. Обсудите их бизнес-сценарии, чтобы лучше понять
  4. Прочтите об успешном бизнесе/новых технологиях и процессах и о том, как они повлияют на бизнес в будущем
  5. Обсуждайте идеи с людьми. Это помогает заполнить пробелы в нашем собственном мышлении и выйти с новыми идеями
  6. Найдите наставника — человека с большим опытом для обсуждения идей
  7. Простые инструменты, такие как рисунки, блок-схемы, интеллект-карты и т. д., направляют мышление и помогают в концептуальном мышлении.
  8. Доброволец для межфункциональных заданий или ротации должностей, чтобы получить доступ к различным функциям в организации

Ключ к развитию навыков концептуального мышления заключается в том, чтобы смотреть дальше и действовать, чтобы учиться.

Буду рад услышать ваше мнение/вклад/предложения по теме

  • Альтернативные факты

    25 февраля 2017 г.

  • Вы должны быть в системе, чтобы изменить систему

    27 июля 2015 г.

  • Вы посещали свою гембу в последнее время?

    9 июля 2015 г.

  • Будь сильным, будь уязвимым….

    18 июня 2015 г.

  • Стойкая двусмысленность

    10 июня 2015 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts