Виды восприятия — Психологос
Восприятие бывает первичным и вторичным, произвольным (управляемым) и нет, личным и социальным. Есть и много других различений, характеризующих процесс восприятия: субъективность восприятия, модальности восприятия и пр.
Первичное и вторичное восприятие
Первичное восприятие формирует образ, картину ситуации на основе обработки ощущений от органов чувств. Другое название первичного восприятия — внешние чувства. Вторичное восприятие создает представление о происходящем на основе самой разнообразной информации, включая не только собственные ощущения, но и воспоминания, фантазии, рассказы окружающих и все что угодно другое.
Личное и социальное восприятие
Социальное восприятие (социальная перцепция) — восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.
Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями. См.→
Объемность восприятия
Если человек смотрит на происходящее только из одной точки зрения, его точка зрения одностороння. Если с разных позиций — его восприятие объемно. Если он, глядя, видит только то, что ожидает видит или видеть ему положено, говорят о том, что у него плоское восприятие. См.→
Модальности восприятия
Так же, восприятие отличается по модальности (визуал, аудиал, кинестетик, дигитал), в зависимости от используемого канала восприятия и последующей переработке в той или иной репрезентативной системе. Смотри Репрезентативная система, канал восприятия и модальность
Произвольность (управляемость) восприятия
Как правило, первичное восприятие полностью непроизвольная функция. Научиться воспринимать либо не воспринимать что-либо теоретически можно, практически очень сложно и мало когда востребовано.
Субъективность восприятия
В восприятии всегда, хотя и в разной степени, присутствует момент субъективности: то, что человек видит, зависит не только от того, что перед ним находится на самом деле, объективно, а еще и того, что это за человек, каков его прошлый опыт, привычки, страхи и надежды, в каком он настроении. Основные моменты, определяющие субъективность восприятия, это используемые шаблоны, ценностная избирательность, воображение и интерпретация, позиции восприятия, гендерные особенности. См.→
Живое, обдуманное — и пассивное, шаблонное восприятие
Восприятие может быть более и менее внимательным — мельком, живым, а не шаблонным и осознанным, обдуманным (а не рефлекторным).
Необдуманное (пассивное) восприятие – картинки постоянно сменяют друг друга, непрерывным потоком проходя через наше сознание. Они нам привычны и не очень важны – чего о них думать?
Мы видим мир целостным круглые сутки – а не только когда нам это нужно. У детей – чаще состояние живого и обдуманного восприятия – ведь вокруг так много нового!
Апперцепция
Когда мы обратили внимание и поняли, что увидели — такое восприятие называется апперцепцией. Что поняли – это уже вопрос второй. Разные люди разные ситуации трактуют очень по-разному.
Если в Болгарии вы кивнете – болгары подумают, что вы сказали нет…
Что такое виды восприятия в психологии
Понятие восприятия
Определение
Восприятие – психический процесс восприятия объектов и явлений действительности в совокупности их разнообразных свойств и частей, а также осмысления целостности отражаемого.
Результаты восприятия — всегда образ предмета. Ведь мы не только видим предмет в руках у других людей, но и ощущаем его вес, объем, чувствуем, если это металл – ощущаем холод металла. Все эти ощущения объединяются в один предмет.
В формировании и развитии восприятия объекта, участвуют элементы, которые передают ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, большое значение имеют память и мышление.
Как проходит процесс восприятия?
Восприятие ситуации складывается из трех больших процессов: выделение-приближение-вхождение. Каждый из этих процессов использует ощущения, знания, память, опыт.
Что формируется в процессе восприятия?
Восприятие формируется в процессе практики, так как это система перцептивных действий, которыми следует овладеть. Благодаря константности восприятия мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п.
Основные качества восприятия
Апперцепция. Зависимость восприятия от прошлого объекта, так как люди по-разному
воспринимают одни и те же вещи или слова.
Осмысленность и обобщенность. Восприятие – это не только чувственный образ, но и
осознание выделенного объекта. Это достигается пониманием сущности предмета.
Целостность. Из этого следует, что отдельные элементы предмета соединяются друг с
другом и образуют единое целое.
Константность. Относительное постоянство воспринятой величины, цвета, формы при
изменении ракурса и освещенности.
Избирательность. Предпочтение одних объектов в отношении других.
Предметность. По ощущениям предметы могут быть разными (одинаковые), но мы определяем
их не столько по их виду, сколько в соответствии с тем, как мы им пользуемся на практике или по их
главным свойствам.
Иллюзии восприятия
Не всегда человек правильно оценивает предметы окружающего мира. Известно, что бывают случаи искажения отражения при восприятии. Их называют иллюзиями восприятия. Иллюзии восприятия могут быть разными модальностями. Их больше всего в области зрения.
Определение
Зрительные иллюзии (обман глаза) – это ошибка восприятия, которая возникает при отражении некоторых пространственных свойств объекта (длин отрезков, величины объектов и углов, расстояний между объектами), движения и формы. Иллюзии в области зрения очень разнообразны.
Существуют следующие виды иллюзий:
Иллюзия Цёлльнера — эффект иллюзии данного типа основан на том, что глаз человека воспринимает все объекты в трёхмерном пространстве как точки, а не линии.
Рис. 1 Иллюзия ЦёлльнераОднако если объект находится в поле зрения, то, поскольку для человеческого глаза он выглядит как точка, то и все другие объекты, находящиеся в поле его зрения, тоже имеют вид точек.
Иллюзия Мюллера-Лайера — это оптическая иллюзия, возникающая при рассмотрении отрезков, которые окружены стрелками. Однако, если вы посмотрите на эту иллюзию с другой стороны, то увидите, что отрезок, который окружен “остриями”, кажется короче отрезка, который окружен “хвостовыми” стрелками.
Рис. 2 Иллюзия Мюллера-ЛайераЭто было первое описание иллюзии, которое сделал немецкий врач Франц Мюллер-Лайер в 1889 году. Но несмотря на множество исследований, природа иллюзии не совсем ясна. Это наиболее современная трактовка объяснения иллюзии заключается в том, что иллюзия – статистический результат наблюдений внешних изображений – в сценах естественные зрительные объекты, обрамленные остриями, имеют более короткие элементы с хвостовым оперением.
Иллюзия Поггендорфа – классическая оптическая иллюзия, названный в честь немецкого физика И. К., который обнаружил ее в рисунке, который ему прислал астрофизиком И. Цёлльнер. Иллюзия заключается в том, что человеческий глаз не может точно определить, является ли черная линия продолжением синей или же красной (рис 3.).
Рис 3. Иллюзия ПоггендорфаНо, к сожалению, это не так. Пока не существует ни одного приемлемого объяснения этой иллюзии. Может быть и так, что эффект возникает из-за того, что система зрительного восприятия у человека очень бедна при интерпретации диагональных линий. Однако причины этого до сих пор не ясно.
Иллюзия тяжести А. Шарпантье – искажение восприятия весовых признаков предметов вследствие прошлого опыта: если поднять два одинаковых по весу, но разных по объему предмета, то больший будет восприниматься как более тяжелый.
Рис 4. Иллюзия тяжести А. ШарпантьеИллюзия Аристотеля может быть объяснена следующим образом. При прикосновении к подушечкам пальцев, между которыми находится горошина, возникают ощущения, которые воспринимаются как прикосновение двух предметов.
Рис 5. Иллюзия АристотеляЭто ощущение вызвано тем, что в момент прикосновения к подушечке пальца горошина перемещается, т. е. меняет свое положение относительно подушечки пальца.
Причины возникновения иллюзий многообразны. Некоторые теории объясняют зрительные иллюзии действием периферийных факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие, напротив, – влиянием нескольких центральных факторов. Бывает, что иллюзии возникают вследствие действия особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижно-стоящей оси глаз). На самом деле есть ряд иллюзий, которые вызваны оптической несовершенством глаза.
Иллюзии могут быть обнаружены не только в области зрения, но и в других областях восприятия.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Виды восприятия
Различают несколько классификаций видов восприятия (рис. 6):
Рис. 6. Виды восприятияВосприятие пространства. Чувственно-наглядное отображение пространственных свойств вещей (их величины
и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего предмета и в
плоскости, и в глубину) и движений. Они задействуют все чувства для восприятия пространства. В то же время
восприятие пространства происходит на основе совместной деятельности визуального, двигательного и
вестибулярных анализаторов. Согласно полученным данным, у человека, который видел пространство до 95
процентов и более, имеется зрение.
Восприятие движения. Отражение изменений положения объекта в пространстве и во времени — это
восприятие направления и скорости перемещения объекта по отношению к наблюдателю. Объект и событие являются
одновременно отраженными друг в друге (или же отражаемыми как объект).
Восприятие времени. Отображает объективную длительность и последовательность событий. Время – это
ритмическая смена возбуждения с торможением на больших полушариях головного мозга. В восприятии времени
участвуют различные анализаторы системы; наиболее точную дифференцировку промежутка между событиями
осуществляют кинестетический и слуховой ощущения. И.М. Сеченов считал слуховой памятью измерение времени, а
слуховую память – временем. В этом смысле, длительные периоды времени в значительной мере определяются
характером переживаний, которые они имели на протяжении периода, и эмоциональным состоянием субъекта.
Восприятие человека человеком – это процесс психологического познания людьми друг друга, который
происходит в процессе непосредственного общения. Здесь задействованы все уровни психического отражения,
начиная от ощущения и заканчивая мышлением. В этом месте мы переходим к тому, что восприятие человека людьми
подчинено законам психического отражения, хотя объект восприятия является особым социальным значением среди
других предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость личности и ее объекта в процессе
восприятия, делает его на первом месте в процессе познания. Самое главное внимание при восприятии нового для
себя объекта уделяется таким особенностям внешности, которые наиболее значимы в отношении психических
свойств человеческой личности — экспрессии лица и выражению движений тела. Основные элементы человеческого
лица, как комплексного раздражительного фактора — волосы (прическа) или глаз.
При восприятии людьми друг друга происходит образование представлений людей друг о друге, умение различать
характерные черты характера, возможности человека, интересы, эмоциональные особенности, профессию людей и
т.п. В основном, это относится к профессиональной характеристике личности – как наиболее значимой в
социальном плане. Понимание профессиональной характеристики формируется более устойчивой позицией к личности
по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего
вида.
Восприятие сложных звуков, как правило, происходит их обработка слуховым анализатором звуков сложного
спектрального состава, как правило, изменяющегося в течение времени по алгоритму, разработанному для данного
источника. Мир сложных звуковых явлений имеет большое разнообразие, однако в нем есть ряд групп, которые
имеют общие признаки и принципы восприятия. К таким группам относятся: звуки синтетического материала
(технических сооружений), голосовые звуки, звуки речи; музыкальные звуки.
Восприятие устной речи — эта функция является одной из высших психических функций человека. В этом
виде речевой деятельности, как слушания (аудирования), внутренняя психическая сторона состоит в восприятии
устной речи.
Речевое восприятие — это неоднородный процесс. При рассмотрении этого процесса с генетической или
функциональной точки зрения, можно выделить уровни различения и опознавания. С точки зрения характера
обработки речевого сигнала выделяют сенсорный, перцептивный и смысловую уровни восприятия, в процессе
восприятия устной речи происходит акустическая обработка и выделение звуков в состав слова, который узнается
на перцептивном уровне. С помощью смыслового уровня устанавливается значение слова и всего сообщения в
целом.
Разделительный эффект и восприятие боли и дискомфорта от двух типов ортодонтических сепараторов
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Электронное письмо: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
. Лето 2004 г .; 5 (2): 172–176.
Ларс Бондемарк 1 , Катарина Фредрикссон, Сюзанна Илрос
принадлежность
- 1 Кафедра ортодонтии, факультет стоматологии, Университет Мальмё, Мальмё, Швеция. [email protected]
- PMID: 15615136
Ларс Бондемарк и др. Мир J Ортод. 2004 Лето.
. Лето 2004 г .; 5 (2): 172–176.
Авторы
Ларс Бондемарк 1 , Катарина Фредрикссон, Сюзанна Илрос
принадлежность
- 1 Кафедра ортодонтии, факультет стоматологии, Университет Мальмё, Мальмё, Швеция. [email protected]
- PMID: 15615136
Абстрактный
Цель: Изучить два типа ортодонтических сепараторов, уделяя особое внимание разделяющему эффекту и восприятию пациентами боли и дискомфорта.
Методы: Испытанные сепараторы представляли собой пружинные и эластомерные сепараторы.
В нем приняли участие 30 подростков, и всем было назначено лечение с помощью несъемного ортодонтического аппарата. Два пружинных и два эластомерных сепаратора помещали поочередно в левый или правый квадрант. После периода разделения в 5 дней степень разделения измеряли листовым измерителем. Для регистрации восприятия пациентов использовались девять опросников с визуальными аналоговыми шкалами и вопросами с фиксированными ответами.Результаты: Среднее расстояние составило 0,3 мм для пружинного типа и 0,4 мм для эластомерных сепараторов (P < 0,05). Пружины считались менее болезненными, чем эластомеры, но разница не была статистически значимой. У обоих сепараторов боль была наибольшей на 2-й день и почти полностью стихла к 5-му дню. Из-за боли 14 из 30 пациентов изменили свои пищевые привычки, а 13 принимали анальгетики.
Выводы: Разделительный эффект двух сепараторов считался клинически эквивалентным, и поскольку в период разделения возникают боли умеренной интенсивности, можно рекомендовать анальгетики и мягкую пищу.
Похожие статьи
Восприятие боли и дискомфорта при сепарации зубов.
Налбангил Д., Чакан Д.Г., Озтопрак М.О., Арун Т. Налбангил Д. и соавт. Ауст Ортод Дж. 2009 г.25 ноября (2): 110-5. Ауст Ортод Дж. 2009. PMID: 20043544
Эффект разделения и восприятие боли и дискомфорта от Кеслинга и эластомерных ортодонтических сепараторов: исследование In Vivo .
Кумар Б.Д., Чандра С., Сингх Р.Н., Шахи А.К., Шарма С., Сингх Б. Кумар Б.Д. и соавт. J Контемп Дент Практ. 2022 1 мая; 23 (5): 508-512. J Контемп Дент Практ. 2022. PMID: 35986458
Влияние низкоинтенсивной лазерной терапии на восприятие боли, связанное с использованием ортодонтических эластомерных сепараторов.
Furquim RD, Pascotto RC, Rino Neto J, Cardoso JR, Ramos AL. Фурким Р.Д. и соавт. Стоматологический пресс J Orthod. 2015 май-июнь;20(3):37-42. doi: 10.1590/2176-9451.20.3.037-042.весло. Стоматологический пресс J Orthod. 2015. PMID: 26154454 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.
Сепарация и восприятие боли эластомерными сепараторами, сепараторами Kesling и Kansal.
Трипати Т., Сингх Н., Рай П., Кханна Н. Трипати Т. и др. Стоматологический пресс J Orthod. 2019 20 мая; 24(2):42-48. doi: 10.1590/2177-6709.24.2.042-048.весло. Стоматологический пресс J Orthod. 2019. PMID: 31116286 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.
Боль и дистресс, вызванные эластомерными и пружинными сепараторами у пациентов, проходящих ортодонтическое лечение.
Al-Balbeesi HO, Bin Huraib SM, AlNahas NW, AlKawari HM, Abu-Amara AB, Vellapally S, Anil S. Аль-Балбиси Х.О. и др. J Int Soc Prev Сообщество Dent. 2016 ноябрь-декабрь;6(6):549-553. дои: 10.4103/2231-0762.195519. J Int Soc Prev Сообщество Dent. 2016. PMID: 28032047 Бесплатная статья ЧВК.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Влияние ортодонтического лечения на индекс массы тела, пищевые привычки и самооценку пациентов: проспективное когортное исследование с одной группой.
Гнанасамбандам В., Гнанесвар С.М. Гнанасамбандам В. и др. J Taibah Univ Med Sci. 2022 19 февраля; 17 (5): 818-825. doi: 10.1016/j.jtumed.2022.02.005. Электронная коллекция 2022 окт. J Taibah Univ Med Sci. 2022. PMID: 36050955 Бесплатная статья ЧВК.
Влияние функциональных и эстетических ожиданий на ортодонтическую боль.
Супакомоннун С., Митрираттанакул С., Чинтавалакорн Р., Саенгфай Н.Н. Супакомоннун С. и соавт. Дж Орофак Ортоп. 2021 сен 29. doi: 10.1007/s00056-021-00355-6. Онлайн перед печатью. Дж Орофак Ортоп. 2021. PMID: 34586434 Английский.
Оценка воздействия сепарации и восприятие дискомфорта на различных ортодонтических сепараторах: сравнительное клиническое исследование.
Шамсуддин С.В., Альшахрани С., Сэм Г., Джери С.Ю., Ранджан Бхуян С.К., Маханта Д. Шамсуддин С.В. и соавт. Дж. Фарм Биологически активная наука. 13 июня 2021 г. (Приложение 1): S642-S645. doi: 10.4103/jpbs.JPBS_765_20. Epub 2021 5 июня. Дж. Фарм Биологически активная наука. 2021. PMID: 34447171 Бесплатная статья ЧВК.
Эффективность фотобиомодуляционной терапии для ортодонтического контроля боли после установки эластомерных сепараторов: рандомизированное клиническое исследование.
Мирхашеми А., Расули С., Шахи С., Чинифоруш Н. Мирхашеми А. и др. J Lasers Med Sci. 2021, 22 фев; 12:e8. doi: 10.34172/jlms.2021.08. Электронная коллекция 2021. J Lasers Med Sci. 2021. PMID: 34084734 Бесплатная статья ЧВК.
Влияние острой боли и деформации периодонта из-за ортодонтического разделения на окклюзионную тактильную остроту здоровых людей.
Буччи Р., Кутрис М., Симеон В., Лоббезоо Ф., Микелотти А. Буччи Р. и др. Clin Oral Investig. 2021 декабря; 25 (12): 6833-6840. doi: 10.1007/s00784-021-03971-z. Epub 2021 5 мая. Clin Oral Investig. 2021. PMID: 33954851 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
термины MeSH
вещества
Процитируйте
Формат: ААД АПА МДА НЛМ
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Отправить по номеру
Типы нарушений зрительного восприятия – Шотландская сеть приобретенных мозговых травм
Существует широкий спектр отдельных компонентов, необходимых для точного визуального восприятия. Некоторые из этих компонентов включают:
- Восприятие цвета: способность точно различать цвета. Человек может перестать различать цвета. Некоторые люди могут видеть в оттенках серого. Зрение может казаться не таким четким, как до черепно-мозговой травмы. Это может повлиять на способность выбирать подходящую одежду, быстро находить правильные банки с едой в шкафу, обнаруживать визуальные подсказки о том, что еда испортится, сортировать правильную сдачу для оплаты проезда в автобусе, определять, что плита горячая, читать карты и т. д.
- Постоянство формы: способность распознавать формы и объекты, когда они представлены под разными углами, с разных расстояний или имеют разные размеры. Проблемы могут включать в себя трудности с узнаванием и выделением обычных вещей/людей (например, чашка, хранящаяся вверх дном, предмет одежды, скомканный на земле, и трудности с идентификацией людей под разными углами).
- Восприятие фигуры на фоне: способность фокусироваться и идентифицировать конкретный предмет как отдельный от фона. Он включает в себя возможность отфильтровывать ненужные окружающие элементы. Трудности возникают, когда люди не могут идентифицировать объекты по поверхностям, на которых они находятся, или по другим объектам, которые их перекрывают. Проблемы могут включать в себя выбор ножа из загроможденного ящика для столовых приборов, поиск кувшина на подносе с чашками, выбор рубашки, лежащей на кровати.
- Восприятие глубины: способность видеть или судить, насколько далеко что-то находится или сколько пространства между объектами. Проблемы с восприятием глубины могут повлиять на различные повседневные действия, например. ходьба вверх и вниз по лестнице, выбор предметов с полки, парковка автомобиля. Восприятие глубины важно для конструктивных способностей (например, письма, рисования, строительства) и топографических способностей (т. е. ориентироваться).
- Восприятие движения: интерпретация движения в момент его возникновения. Точное восприятие движения может помочь человеку отделить предметы от фона и может добавить дополнительную информацию, помогающую оценить расстояние. Проблемы с восприятием движения могут вызвать трудности с оценкой скорости и расстояния других людей, идущих в их окружении. Это может привести к тому, что человек будет испытывать беспокойство и трудности в связи с различными повседневными делами, например. они могут неохотно ходить в людных местах, могут с трудом оценивать скорость движения и безопасно переходить дорогу, могут испытывать трудности при занятиях спортом, могут быть не в состоянии безопасно налить жидкость в чашку.
- Пространственное восприятие: способность судить о размере, форме, движении и ориентации объектов в пространстве. Он включает в себя многие из вышеперечисленных компонентов зрительного восприятия и способность интегрировать визуальную информацию.
Для точного восприятия описанные выше отдельные компоненты необходимо интегрировать в единую «картинку» например:
- Синий цвет + небольшое удлинение + прямоугольная форма + круглые + черные элементы по углам + укрупнение будет распознаваться как приближающийся автомобиль .