Что такое произвольность: Произвольность это

Произвольность как компонент готовности к школьному обучению

Наш разговор пойдет о произвольной сфере, или волевой (так звучит ее название в работах А.Л. Марцинковской, Я.Л.Коломинского, А.А.Панько и некоторых других.

В психологическом словаре можно прочитать следующее толкование данных понятий:

«Произвольные движения — внешние и внутренние телесные двигательные акты (процессы), сознательно регулируемые субъектом на основе имеющийся у него потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого результата». (17, с. 62),

«Воля — способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов». (17, с. 93).

Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя вставать, успевать в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ (а первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ).

Надо внимательно слушать учителя и выполнять все указания. Писать можно только то и только там, где указала учительница. И каждое такое правило, каждое «надо» требует, чтобы ребенок подчинял им свои действия, мысли, желания; умел сдерживаться и контролировать свое поведение.

Прочти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности — главный камень преткновения психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе — вопрос весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что с одной стороны произвольное поведение считается новообразование младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной деятельности этого возраста, которая является ведущей, а с другой стороны — слабое развитие произвольности мешает обучению в школе.

А.Л.Марцинковская пишет, что волевая готовность необходима для нормальной адоптации детей к школе и ее условиям. «Речь идет не столько об умении ребят слушаться, хотя выполнить определенные правила школьного распорядка тоже, важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого» (4, С. 9).

Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте успешнее достигается цель в игровой ситуации. Значительно изменяется к семи годам степень произвольности движений ребенка. Так, если в три года ребенок осознает результат и способ действий с предметами, но не способен еще осознать отдельные этапы движения, то в шесть — семь лет движения становятся объектом сознательной волевой деятельности.

Д.Б.Эльконин считает, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющий ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает трудно. «Функция контроля еще очень слаба, пишет Д.Б.Эльконин — и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь зарождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения». (24, с. 287). Далее Эльконин выделяет параметры произвольности (их мы уже перечисляли).

Ульенкова У.В. говорит о произвольности как о способности саморегуляции. В своей статье она пишет: «Формирование способности к саморегуляции в онтогенезе определяется сложным диалектическим взаимодействием многих факторов.

Немаловажную роль в этом играет природный фактор, в частности свойства нервной системы. Однако ведущая роль в формировании у детей саморегуляции как способности принадлежит целенаправленному и квалифицированному педагогическому управлению. Уровень сформированности саморегуляции находится в прямой зависимости от степени сформированности действий самоконтроля на всех основных этапах деятельности: в связи с принятием или самостоятельной разработкой общей стратегии предстоящей деятельности и способов ее выполнения, с реализацией программы деятельности через конкретную систему действий и операций, сличением полученного результата с ранее принятой программой, оценкой объема и качеством достигнутого».

(22, с.70).

Н.И.Гуткина выделяет несколько типов поведения:

  1. волевое поведение;
  2. поведение осуществляемое согласно «чувству долга»;
  3. действия по чужому принуждению;
  4. импульсивное поведение.

Волевое поведение является самой высокой ступенькой развития в данном плане.

Характеризуя данный психологический параметр Н.И.Гуткина пишет следующее: «Произвольная сфера должна быть развита настолько, чтобы ребенок мог действовать в соответствии с принятым намерением, кроме того, необходима произвольная организация познавательной деятельности». (6, с. 5).

Л.И. Божович, основываясь на исследованиях А.Н.Леонтьева и К.М.Гуревича, пишет о том, что произвольность — это способность соподчинять мотивы. В дошкольном возрасте формируются качественно новые особенности мотивационной сферы, которые выражаются:

1). В появлении новых по своему строению опосредованных мотивов;

2). В появлении иерархии мотивов.

«Только в дошкольном возрасте … начинает возникать соподчинение мотивов, основанное на сознательно принятом намерении, то есть на доминировании такого рода мотивов, которые способны побуждать деятельность ребенка вопреки существующим у него непосредственным желаниям». (1, с. 312).

С точки зрения Н.И.Гуткиной первоклассники, не готовые к школьному обучению, характеризуются не слабым развитием произвольности, или невозможностью сознательно управлять своим поведением, а слабым развитием воли, проистекающим из недоразвития аффективно-потребностной сферы. То есть источником произвольности является развитая аффективно-потребностная сфера. Это еще раз наглядно показывает, что все параметры психологической готовности взаимосвязаны.

Итак, произвольное поведение рождается в игре и к концу дошкольного возраста происходит формирование основных структурных элементов — ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия.

Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознаны, удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения. «Возрастающее умение анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорят о психологической готовности ребенка к обучению в школе, в возможности сознательно приобретать двигательные умения уже трудового порядка, сложные формы умений и навыков типа письма, рисования, игры на инструментах …» — писал психолог Я.З.Неверович (16, с.154).

Гуткина Н.Н. в своих работах рассматривает произвольность как функцию мотивации. Она ссылается на работу В.В.Мануйленко, которая была опубликована в 1948 году, где в качестве экспериментальной модели произвольного действия исследовалась способность ребенка к удержанию определенной позы. Проверялось, сколько времени испытуемый может не двигаться и не менять позу. В ходе исследования выяснилось, что дети 3-4 лет не могут еще контролировать свое поведение, и этот результат полностью согласуется с данными А. Р.Лурии (1946) о том, что лобные доли, отвечающие за осуществление целенаправленной деятельности человека, окончательно формируются лишь к 4-5 годам. Интересно, что ребята 5-6 лет впервые начинают применять некоторые приемы, позволяющие им не отвлекаться, например, смотрят вниз или прямо на экспериментатора. И, наконец, в 6-7 лет дети могут довольно длительное время сохранять требуемую позу и не отвлекаться.

Таким образом, исследования З.В.Мануйленко показали, что в принципе дети 6-7 лет уже в состоянии сознательно регулировать свои действия, и эти данные подтверждаются исследованиями в области нейропсихологии и нейрофизиологии о созревании и функционированию структур головного мозга. В таком случае, почему же слабое развитие произвольности ставиться чуть ли не на первое место среди причин трудности обучения первоклассников? Для ответа на этот вопрос надо обратиться к проблеме мотивации. Для того, чтобы поведение сознательно регулировалось, человек должен хотеть что-то сделать или понимать, для чего это ему нужно.

В исследованиях З.В.Мануйленко было показано, что произвольное удержание позы существенно улучшилось, если детям предлагалось не просто выполнять задание взрослого, а поза была необходимой для роли, которую должен был исполнять ребенок в игре. Таким образом, произвольное поведение резко улучшилось с изменением мотивации, когда ребенок сам хотел добиться того, что от него требовалось. Исходя из результатов этого исследования, можно предположить, что слабое развитие произвольности у учащихся первого класса объясняется либо просто отсутствием необходимой мотивации учения, либо задержкой психического развития, в свою очередь приводящей к отсутствию учебной мотивации.

Но ни в коем случае нельзя утверждать, что если в 6 лет наблюдается доминирование игровой мотивации, то это свидетельствует о задержке развития, поскольку шестилетние дети по периодизации психического развития относятся к старшим дошкольникам, для которых игра является ведущей деятельностью. Именно поэтому психологи настойчиво рекомендуют обучать шестилеток в игре, позволяющей ребенку осуществлять произвольное поведение.

Таким образом, обучение, не опирающееся на адекватную возрасту мотивацию, приводит к тому, что ученик не проявляет произвольного поведения. Отсюда Н.И.Гуткина делает вывод, что у современных первоклассников плохо развита произвольность, определенный уровень развития которой необходим для школьного обучения, и потому произвольность рассматривается как самостоятельная составляющая психологической готовности к школе.

Произвольность в конце дошкольного возраста выражается в умении ребенка принимать цели, поставленные взрослыми, действовать соответственно этим целям, выполнять действия по образцу. В дальнейшем — на протяжении всего младшего школьного возраста ребенок учится управлять своим поведением и деятельностью. Происходит это очень медленно и постепенно, а требования, предъявляемые к детям буквально с первых дней пребывания в школе, ориентированы на достаточно высокий уровень развития произвольности.

Проблема недостаточного развития произвольности в начальной школе проявляется во многих учебных затруднениях детей, в трудностях взаимодействия с учителем и одноклассниками. Особая значимость этого новообразования обуславливает необходимость организации помощи ребенку со стороны школьного психолога. Поэтому актуальной является разработка и реализация развивающих занятий по формированию произвольности.

Вывод.

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, что произвольность как компонент готовности к школе действительно является очень важным, значимым, показывающим не только готов ли ребенок выполнять инструкцию взрослого, но и готов ли он к принятию «внутренней» позиции школьника.

2. Поскольку произвольность выступает как системообразующий параметр, пронизывающий все стороны психического развития ребенка, формирование произвольности должно осуществляться целенаправленно. По нашему глубокому убеждению подготовкой детей к школе должны заниматься не только психологи. Важный вклад должны вносить родители и воспитатели.

Список литературы

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвящение, 1968. — 464с.
  2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка.// Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 240 с.
  4. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Знание, 1994. — 190с.
  5. Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5-7 лет. С.-Пб.: Образование, 1992. — 32 с.
  6. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. — М.: 1993. — 35 с.
  7. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей 6-7-летнего возраста./ Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М.; 1988.
  8. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. — М.: Педагогика, 1991.
  9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе — М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
  10. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. — М.: Знание, 1987.

«Что такое произвольность, и для чего она необходима первокласснику». Блог Психолога

Когда родители шести-семилеток просят детского психолога произвести диагностику ребенка на предмет готовности к школе, то, как правило, добавляют, что он уже интеллектуально развит. И оказываются совершенно правы. Детки, пришедшие на прием, в большинстве своем имеют хорошо развитое мышление, восприятие, воображение, развитую мелкую моторику, грамотную речь. Но помимо этого ребенок должен иметь хотя бы частично сформированную учебную мотивацию и хорошо развитую произвольность. Что такое учебная мотивация всем родителям более-менее понятно. Это когда ребенок хочет идти в школу, и готов на уроках заниматься и трудиться. А что такое произвольность, им никто никогда не объяснял до прихода на консультацию к детскому психологу. Так что же такое произвольность? А произвольность — это умение акцентировать свои психические процессы на том, на чем призывает ребенка учитель. Говоря житейским языком, произвольность — это умение слушать то, что говорит учитель, смотреть туда, куда велит учитель, вспоминать то, о чем просит учитель и выполнять то, что он диктует. И никак иначе. В итоге, ребенок с созревшей произвольностью будет способен следить за ходом урока, за словами педагога, выполнять все его требования, и, соответственно, он усвоит учебный материал. Что же происходит на уроке с ребенком, у которого произвольность еще слабо развита? А происходит то, что ребенок, присутствуя на этом уроке, практически на нем отсутствует. Почему? Потому, что когда нам нравится куда-то смотреть, и мы смотрим – это получается у нас непроизвольно – само собой. А когда нам велят куда-то смотреть, то нам надо для начала иметь на это мотивацию, создать намерение, подключить свою волю и затем искусственно удерживать свое внимание на том, на чем необходимо. Это и есть произвольный процесс. То есть – когда мы делаем то, что надо, а не то, что нам хочется в данный момент. Смотрим, куда показывает учитель, слушаем, что он говорит и пишем то, что он диктует. Если ребенок внутренне готов к этому, то он сможет концентрировать свое внимание на надписи на доске и удерживать его на ней столько, сколько нужно. Если не готов – то он невольно переводит свой взгляд с доски на птичку за окном, на пуговичку на курточке, затем начинает листать тетрадь, достает из портфеля альбом и принимается активно рисовать в нем карандашами. Учитель, одноклассники и тема занятия, сами по себе куда-то «уплыли от него», и он самозабвенно занимается тем, к чему его непроизвольно тянет, забыв обо всем. Я сколько раз наблюдала на уроке, когда ученик вставал и ходил по классу, потом что ему так хотелось. Девочка вставала из-за парты, подходила к окну и произносила «Ой, а вон моя мама стоит». Ребенок на подготовительных курсах к 1 классу уже через 10 минут от начала занятия вставал, подходил к педагогу и начинал ему рассказывать о своей жизни, забыв, что идет урок, и все работают. Родителям подобных детей я не рекомендовала отдавать их в 1 класс в текущем году. Именно по причине отсутствия произвольности. Но психолог может только рекомендовать. А прислушаться к его рекомендациям или нет – уже решает родитель. Это его право. Знаю родителей, которые впоследствии признавались, что надо было еще годик подождать, не отдавать ребенка в школу, как рекомендовал психолог. К такому выводу они пришли на основании неуспешной учебной деятельности своего ребенка. Самое страшное, когда детей со слабой произвольностью родители начинают ругать. Непомерные амбиции и самолюбие взрослых сталкиваются с объективной ситуацией не весьма полной готовности их детей к учебной деятельности. И, «бушуя» от несогласия с такой ситуацией, родители выплескивают свой гнев на детей, что бессмысленно и жестоко. Как можно развивать произвольность? Вы не поверите – в игре! Ребенок дошкольник должен как можно больше играть в ролевые игры со сверстниками, где есть правила. Поскольку состояние игры для него естественно, то именно в этой вкусной для себя стихии он учится подчиняться правилам, держать на внутреннем плане условия игры, добиваться своих целей.

Я неоднократно спрашивала родителей детей, чья произвольность оставляла желать лучшего, играл ли ребенок со сверстниками в предшкольные годы? И все 100% отвечали «нет». Ребенок сидел дома и гулял только с мамой или бабушкой. Когда Ваш ребенок носится с ватагой ровесников во дворе и играет в «Черепашек ниндзя» или в «Дочки-матери», соблюдая определенные правила игры – не мешайте ему. И чем больше положительных эмоций будет в этой игре – тем лучше.

Исп. Изображ.: «Пляс Анверс», Федерико Дзандоменеги

Дата: 26 ноября 2021

Произвол Определение и значение | Dictionary.com

  • Игры
  • Рекомендуемые
  • Поп-культура
  • Советы по написанию

[ ahr-bi-trer-ee-nis ]

См. синонимы для произвол на Thesaurus.com
существительное

  1. качество подчинения воле, суждению, усмотрению или личному предпочтению человека: Конечно, все это не имеет смысла; это просто показывает произвольность и субъективность того, что считается непристойным. Учащиеся должны признать, что в любом рейтинге есть определенная произвольность, и меньше беспокоиться о том, поднялась ли школа немного вверх или вниз в тот или иной год.

  2. качество отсутствия видимой причины или закономерности; случайность: эти несоответствия показывают произвольность, несоответствие и ненадежность того, что запоминается.

  1. состояние или свойство быть неконтролируемым или неограниченным законом; тирания: Когда бюрократия служит только самой организации, верховенство закона может легко превратиться в произвол. Настоящим бременем для крестьян был произвол самодержавной формы правления.

  2. Языкознание, семиотика. (слов или языка) качество отсутствия соответствия между звуками или формой слова и формой, функцией или значением обозначаемой вещи: Произвольность слов абсолютна, потому что слова являются абстракциями.

  3. Математика. качество неопределенности или отсутствия определенного значения: произвольность ε завершает доказательство для этого случая.

Происхождение произвола

1

произвольный + -ness

Другие слова из слова произвольный iness

  • арбитраж
  • арбитраж
  • арбитраж
  • арбитраж
  • произвол
  • произвол
  • произвол
  • арбитраж 90 004
  • арбитраж
  • арбитраж бар
  • арбитр

Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023 г.

Как использовать произвольность в предложении

  • Также большое внимание уделялось бустерам микротранзакций, которые предъявляли к игроку произвольные требования, поощряющие траты или больше гринда.

    Все игры Assassin’s Creed, ранжированные | Элиза Фавис, Джин Парк | 11 ноября 2020 г. | Washington Post

  • Люди, подавшие заявки на получение услуг, описывают трудный и произвольный процесс отбора.

    Людям с нарушениями развития была обещана помощь. Вместо этого они сталкиваются с задержками и отказами. | Эми Сильверман для Arizona Daily Star, с анализом данных Алексом Девоидом, Arizona Daily Star | 5 ноября 2020 г. | ПроПублика

  • Хотя фирмы могут обращаться в суды, если они считают действия CFIUS произвольными или деспотичными, это может быть долгим делом.

    Как секретный CFIUS стал мощным оружием в торговых войнах | Джефф | 19 октября 2020 г. | Fortune

  • В Израиле действует сложный режим разрешений для палестинцев, который правозащитные группы называют эксплуататорским и произвольным.

    Палестинцы нарушают режим самоизоляции, чтобы отправиться на пляж | Фиона Зублин | 18 сентября 2020 г. | Ози

  • Она знает, что означающее имеет произвольное отношение к означаемому.

    Настоящая история любви в романе Элиф Батуман «Идиот» — это роман с языком | Констанс Грейди | 11 сентября 2020 г. | Vox

  • Более того, как только Гриндейл будет спасен, они быстро объявляют о своей помолвке, еще больше раскрывая его произвол .

    Финал сезона «Сообщество»: Гриндейл снова смотрит в бездну | Канцлер Агард | 18 апреля 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ

  • Она избрана не каким-то сиюминутным произволом , а в результате вышеизложенных наследственных условий: она подчиняется.

    Жизнь Джорджа Элиота, Том. III (из 3) | Джордж Элиот

  • В Его деяниях не может быть неправильности, непоследовательности, произвола или каприза, ибо это означало бы несправедливость.

    Жизнеспособность мормонизма — Краткие очерки | Джеймс Э. Талмейдж

  • Предполагалось, что произвол был главной чертой всего процесса.

    Библия и жизнь | Эдвин Холт Хьюз

  • Все законы должны быть справедливыми, иначе это произвол а не закон.

    Элементы морали | Поль Джанет

  • Иногда она противится и ссорится с ней, если у матери меньше такта, чем самоуправства .

    Девушка того времени и другие социальные очерки, Vol. II (из 2) | Элиза Линн Линтон

ПРОИЗВОЛЬ определение | Кембриджский словарь английского языка

Как произносится произвол ?