Произвольность как компонент готовности к школьному обучению
Наш разговор пойдет о произвольной сфере, или волевой (так звучит ее название в работах А.Л. Марцинковской, Я.Л.Коломинского, А.А.Панько и некоторых других.
В психологическом словаре можно прочитать следующее толкование данных понятий:
«Произвольные движения — внешние и внутренние телесные двигательные акты (процессы), сознательно регулируемые субъектом на основе имеющийся у него потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого результата». (17, с. 62),
«Воля — способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов». (17, с. 93).
Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя вставать, успевать в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ (а первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ).
Прочти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности — главный камень преткновения психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе — вопрос весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что с одной стороны произвольное поведение считается новообразование младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной деятельности этого возраста, которая является ведущей, а с другой стороны — слабое развитие произвольности мешает обучению в школе.
А.Л.Марцинковская пишет, что волевая готовность необходима для нормальной адоптации детей к школе и ее условиям. «Речь идет не столько об умении ребят слушаться, хотя выполнить определенные правила школьного распорядка тоже, важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого» (4, С. 9).
Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте успешнее достигается цель в игровой ситуации. Значительно изменяется к семи годам степень произвольности движений ребенка. Так, если в три года ребенок осознает результат и способ действий с предметами, но не способен еще осознать отдельные этапы движения, то в шесть — семь лет движения становятся объектом сознательной волевой деятельности.
Д.Б.Эльконин считает, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющий ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает трудно. «Функция контроля еще очень слаба, пишет Д.Б.Эльконин — и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь зарождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения». (24, с. 287). Далее Эльконин выделяет параметры произвольности (их мы уже перечисляли).
Ульенкова У.В. говорит о произвольности как о способности саморегуляции. В своей статье она пишет: «Формирование способности к саморегуляции в онтогенезе определяется сложным диалектическим взаимодействием многих факторов.
Немаловажную роль в этом играет природный фактор, в частности свойства нервной системы. Однако ведущая роль в формировании у детей саморегуляции как способности принадлежит целенаправленному и квалифицированному педагогическому управлению. Уровень сформированности саморегуляции находится в прямой зависимости от степени сформированности действий самоконтроля на всех основных этапах деятельности: в связи с принятием или самостоятельной разработкой общей стратегии предстоящей деятельности и способов ее выполнения, с реализацией программы деятельности через конкретную систему действий и операций, сличением полученного результата с ранее принятой программой, оценкой объема и качеством достигнутого».
Н.И.Гуткина выделяет несколько типов поведения:
- волевое поведение;
- поведение осуществляемое согласно «чувству долга»;
- действия по чужому принуждению;
- импульсивное поведение.
Волевое поведение является самой высокой ступенькой развития в данном плане.
Характеризуя данный психологический параметр Н.И.Гуткина пишет следующее: «Произвольная сфера должна быть развита настолько, чтобы ребенок мог действовать в соответствии с принятым намерением, кроме того, необходима произвольная организация познавательной деятельности». (6, с. 5).
Л.И. Божович, основываясь на исследованиях А.Н.Леонтьева и К.М.Гуревича, пишет о том, что произвольность — это способность соподчинять мотивы. В дошкольном возрасте формируются качественно новые особенности мотивационной сферы, которые выражаются:
1). В появлении новых по своему строению опосредованных мотивов;
2). В появлении иерархии мотивов.
«Только в дошкольном возрасте … начинает возникать соподчинение мотивов, основанное на сознательно принятом намерении, то есть на доминировании такого рода мотивов, которые способны побуждать деятельность ребенка вопреки существующим у него непосредственным желаниям». (1, с. 312).
С точки зрения Н.И.Гуткиной первоклассники, не готовые к школьному обучению, характеризуются не слабым развитием произвольности, или невозможностью сознательно управлять своим поведением, а слабым развитием воли, проистекающим из недоразвития аффективно-потребностной сферы. То есть источником произвольности является развитая аффективно-потребностная сфера. Это еще раз наглядно показывает, что все параметры психологической готовности взаимосвязаны.
Итак, произвольное поведение рождается в игре и к концу дошкольного возраста происходит формирование основных структурных элементов — ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия.
Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознаны, удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения. «Возрастающее умение анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорят о психологической готовности ребенка к обучению в школе, в возможности сознательно приобретать двигательные умения уже трудового порядка, сложные формы умений и навыков типа письма, рисования, игры на инструментах …» — писал психолог Я.З.Неверович (16, с.154).
Гуткина Н.Н. в своих работах рассматривает произвольность как функцию мотивации. Она ссылается на работу В.В.Мануйленко, которая была опубликована в 1948 году, где в качестве экспериментальной модели произвольного действия исследовалась способность ребенка к удержанию определенной позы. Проверялось, сколько времени испытуемый может не двигаться и не менять позу. В ходе исследования выяснилось, что дети 3-4 лет не могут еще контролировать свое поведение, и этот результат полностью согласуется с данными А. Р.Лурии (1946) о том, что лобные доли, отвечающие за осуществление целенаправленной деятельности человека, окончательно формируются лишь к 4-5 годам. Интересно, что ребята 5-6 лет впервые начинают применять некоторые приемы, позволяющие им не отвлекаться, например, смотрят вниз или прямо на экспериментатора. И, наконец, в 6-7 лет дети могут довольно длительное время сохранять требуемую позу и не отвлекаться.
Таким образом, исследования З.В.Мануйленко показали, что в принципе дети 6-7 лет уже в состоянии сознательно регулировать свои действия, и эти данные подтверждаются исследованиями в области нейропсихологии и нейрофизиологии о созревании и функционированию структур головного мозга. В таком случае, почему же слабое развитие произвольности ставиться чуть ли не на первое место среди причин трудности обучения первоклассников? Для ответа на этот вопрос надо обратиться к проблеме мотивации. Для того, чтобы поведение сознательно регулировалось, человек должен хотеть что-то сделать или понимать, для чего это ему нужно.
В исследованиях З.В.Мануйленко было показано, что произвольное удержание позы существенно улучшилось, если детям предлагалось не просто выполнять задание взрослого, а поза была необходимой для роли, которую должен был исполнять ребенок в игре. Таким образом, произвольное поведение резко улучшилось с изменением мотивации, когда ребенок сам хотел добиться того, что от него требовалось. Исходя из результатов этого исследования, можно предположить, что слабое развитие произвольности у учащихся первого класса объясняется либо просто отсутствием необходимой мотивации учения, либо задержкой психического развития, в свою очередь приводящей к отсутствию учебной мотивации.
Но ни в коем случае нельзя утверждать, что если в 6 лет наблюдается доминирование игровой мотивации, то это свидетельствует о задержке развития, поскольку шестилетние дети по периодизации психического развития относятся к старшим дошкольникам, для которых игра является ведущей деятельностью. Именно поэтому психологи настойчиво рекомендуют обучать шестилеток в игре, позволяющей ребенку осуществлять произвольное поведение.
Произвольность в конце дошкольного возраста выражается в умении ребенка принимать цели, поставленные взрослыми, действовать соответственно этим целям, выполнять действия по образцу. В дальнейшем — на протяжении всего младшего школьного возраста ребенок учится управлять своим поведением и деятельностью. Происходит это очень медленно и постепенно, а требования, предъявляемые к детям буквально с первых дней пребывания в школе, ориентированы на достаточно высокий уровень развития произвольности.
Проблема недостаточного развития произвольности в начальной школе проявляется во многих учебных затруднениях детей, в трудностях взаимодействия с учителем и одноклассниками. Особая значимость этого новообразования обуславливает необходимость организации помощи ребенку со стороны школьного психолога. Поэтому актуальной является разработка и реализация развивающих занятий по формированию произвольности.
Вывод.
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, что произвольность как компонент готовности к школе действительно является очень важным, значимым, показывающим не только готов ли ребенок выполнять инструкцию взрослого, но и готов ли он к принятию «внутренней» позиции школьника.
2. Поскольку произвольность выступает как системообразующий параметр, пронизывающий все стороны психического развития ребенка, формирование произвольности должно осуществляться целенаправленно. По нашему глубокому убеждению подготовкой детей к школе должны заниматься не только психологи. Важный вклад должны вносить родители и воспитатели.
Список литературы
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвящение, 1968. — 464с.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка.// Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 240 с.
- Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Знание, 1994. — 190с.
- Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5-7 лет. С.-Пб.: Образование, 1992. — 32 с.
- Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. — М.: 1993. — 35 с.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей 6-7-летнего возраста./ Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М.; 1988.
- Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. — М.: Педагогика, 1991.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе — М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. — М.: Знание, 1987.
«Что такое произвольность, и для чего она необходима первокласснику». Блог Психолога
Когда родители шести-семилеток просят детского психолога произвести диагностику ребенка на предмет готовности к школе, то, как правило, добавляют, что он уже интеллектуально развит. И оказываются совершенно правы. Детки, пришедшие на прием, в большинстве своем имеют хорошо развитое мышление, восприятие, воображение, развитую мелкую моторику, грамотную речь. Но помимо этого ребенок должен иметь хотя бы частично сформированную учебную мотивацию и хорошо развитую произвольность. Что такое учебная мотивация всем родителям более-менее понятно. Это когда ребенок хочет идти в школу, и готов на уроках заниматься и трудиться. А что такое произвольность, им никто никогда не объяснял до прихода на консультацию к детскому психологу. Так что же такое произвольность? А произвольность — это умение акцентировать свои психические процессы на том, на чем призывает ребенка учитель. Говоря житейским языком, произвольность — это умение слушать то, что говорит учитель, смотреть туда, куда велит учитель, вспоминать то, о чем просит учитель и выполнять то, что он диктует. И никак иначе. В итоге, ребенок с созревшей произвольностью будет способен следить за ходом урока, за словами педагога, выполнять все его требования, и, соответственно, он усвоит учебный материал. Что же происходит на уроке с ребенком, у которого произвольность еще слабо развита? А происходит то, что ребенок, присутствуя на этом уроке, практически на нем отсутствует. Почему? Потому, что когда нам нравится куда-то смотреть, и мы смотрим – это получается у нас непроизвольно – само собой. А когда нам велят куда-то смотреть, то нам надо для начала иметь на это мотивацию, создать намерение, подключить свою волю и затем искусственно удерживать свое внимание на том, на чем необходимо. Это и есть произвольный процесс. То есть – когда мы делаем то, что надо, а не то, что нам хочется в данный момент. Смотрим, куда показывает учитель, слушаем, что он говорит и пишем то, что он диктует. Если ребенок внутренне готов к этому, то он сможет концентрировать свое внимание на надписи на доске и удерживать его на ней столько, сколько нужно. Если не готов – то он невольно переводит свой взгляд с доски на птичку за окном, на пуговичку на курточке, затем начинает листать тетрадь, достает из портфеля альбом и принимается активно рисовать в нем карандашами. Учитель, одноклассники и тема занятия, сами по себе куда-то «уплыли от него», и он самозабвенно занимается тем, к чему его непроизвольно тянет, забыв обо всем. Я сколько раз наблюдала на уроке, когда ученик вставал и ходил по классу, потом что ему так хотелось. Девочка вставала из-за парты, подходила к окну и произносила «Ой, а вон моя мама стоит». Ребенок на подготовительных курсах к 1 классу уже через 10 минут от начала занятия вставал, подходил к педагогу и начинал ему рассказывать о своей жизни, забыв, что идет урок, и все работают. Родителям подобных детей я не рекомендовала отдавать их в 1 класс в текущем году. Именно по причине отсутствия произвольности. Но психолог может только рекомендовать. А прислушаться к его рекомендациям или нет – уже решает родитель. Это его право. Знаю родителей, которые впоследствии признавались, что надо было еще годик подождать, не отдавать ребенка в школу, как рекомендовал психолог. К такому выводу они пришли на основании неуспешной учебной деятельности своего ребенка. Самое страшное, когда детей со слабой произвольностью родители начинают ругать. Непомерные амбиции и самолюбие взрослых сталкиваются с объективной ситуацией не весьма полной готовности их детей к учебной деятельности. И, «бушуя» от несогласия с такой ситуацией, родители выплескивают свой гнев на детей, что бессмысленно и жестоко. Как можно развивать произвольность? Вы не поверите – в игре! Ребенок дошкольник должен как можно больше играть в ролевые игры со сверстниками, где есть правила. Поскольку состояние игры для него естественно, то именно в этой вкусной для себя стихии он учится подчиняться правилам, держать на внутреннем плане условия игры, добиваться своих целей.
Я неоднократно спрашивала родителей детей, чья произвольность оставляла желать лучшего, играл ли ребенок со сверстниками в предшкольные годы? И все 100% отвечали «нет». Ребенок сидел дома и гулял только с мамой или бабушкой. Когда Ваш ребенок носится с ватагой ровесников во дворе и играет в «Черепашек ниндзя» или в «Дочки-матери», соблюдая определенные правила игры – не мешайте ему. И чем больше положительных эмоций будет в этой игре – тем лучше.
Исп. Изображ.: «Пляс Анверс», Федерико Дзандоменеги
Дата: 26 ноября 2021
Произвол Определение и значение | Dictionary.com
- Игры
- Рекомендуемые
- Поп-культура
- Советы по написанию
[ ahr-bi-trer-ee-nis ]
См. синонимы для произвол на Thesaurus.comсуществительное
качество подчинения воле, суждению, усмотрению или личному предпочтению человека: Конечно, все это не имеет смысла; это просто показывает произвольность и субъективность того, что считается непристойным. Учащиеся должны признать, что в любом рейтинге есть определенная произвольность, и меньше беспокоиться о том, поднялась ли школа немного вверх или вниз в тот или иной год.
качество отсутствия видимой причины или закономерности; случайность: эти несоответствия показывают произвольность, несоответствие и ненадежность того, что запоминается.
состояние или свойство быть неконтролируемым или неограниченным законом; тирания: Когда бюрократия служит только самой организации, верховенство закона может легко превратиться в произвол. Настоящим бременем для крестьян был произвол самодержавной формы правления.
Языкознание, семиотика. (слов или языка) качество отсутствия соответствия между звуками или формой слова и формой, функцией или значением обозначаемой вещи: Произвольность слов абсолютна, потому что слова являются абстракциями.
Математика. качество неопределенности или отсутствия определенного значения: произвольность ε завершает доказательство для этого случая.
Происхождение произвола
1произвольный + -ness
Другие слова из слова произвольный iness
- арбитраж
- арбитраж
- арбитраж
- арбитраж
- произвол
- произвол
- произвол
- арбитраж 90 004
- арбитраж
- арбитраж бар
- арбитр
Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023 г.
Как использовать произвольность в предложении
Также большое внимание уделялось бустерам микротранзакций, которые предъявляли к игроку произвольные требования, поощряющие траты или больше гринда.
Все игры Assassin’s Creed, ранжированные | Элиза Фавис, Джин Парк | 11 ноября 2020 г. | Washington Post
Люди, подавшие заявки на получение услуг, описывают трудный и произвольный процесс отбора.
Людям с нарушениями развития была обещана помощь. Вместо этого они сталкиваются с задержками и отказами. | Эми Сильверман для Arizona Daily Star, с анализом данных Алексом Девоидом, Arizona Daily Star | 5 ноября 2020 г. | ПроПублика
Хотя фирмы могут обращаться в суды, если они считают действия CFIUS произвольными или деспотичными, это может быть долгим делом.
Как секретный CFIUS стал мощным оружием в торговых войнах | Джефф | 19 октября 2020 г. | Fortune
В Израиле действует сложный режим разрешений для палестинцев, который правозащитные группы называют эксплуататорским и произвольным.
Палестинцы нарушают режим самоизоляции, чтобы отправиться на пляж | Фиона Зублин | 18 сентября 2020 г. | Ози
Она знает, что означающее имеет произвольное отношение к означаемому.
Настоящая история любви в романе Элиф Батуман «Идиот» — это роман с языком | Констанс Грейди | 11 сентября 2020 г. | Vox
Более того, как только Гриндейл будет спасен, они быстро объявляют о своей помолвке, еще больше раскрывая его произвол .
Финал сезона «Сообщество»: Гриндейл снова смотрит в бездну | Канцлер Агард | 18 апреля 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ
Она избрана не каким-то сиюминутным произволом , а в результате вышеизложенных наследственных условий: она подчиняется.
Жизнь Джорджа Элиота, Том. III (из 3) | Джордж Элиот
В Его деяниях не может быть неправильности, непоследовательности, произвола или каприза, ибо это означало бы несправедливость.
Жизнеспособность мормонизма — Краткие очерки | Джеймс Э. Талмейдж
Предполагалось, что произвол был главной чертой всего процесса.
Библия и жизнь | Эдвин Холт Хьюз
Все законы должны быть справедливыми, иначе это произвол а не закон.
Элементы морали | Поль Джанет
Иногда она противится и ссорится с ней, если у матери меньше такта, чем самоуправства .
Девушка того времени и другие социальные очерки, Vol. II (из 2) | Элиза Линн Линтон
ПРОИЗВОЛЬ определение | Кембриджский словарь английского языка
Как произносится произвол ?
Перевод произвольности
на китайский (традиционный)
專斷, 武斷, 霸道…
Увидеть больше
на китайском (упрощенном)
专断, 武断, 霸道…
Узнать больше
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Обзор
арбитраж
арбитражер
арбитражный БЕТА
произвольно
произвол
произвольный
арбитраж
арбитражный
арбитраж
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Пройди тест сейчасСлово дня
выслушать кого-то
ВеликобританияВаш браузер не поддерживает аудио HTML5
/hɪər/ НАСВаш браузер не поддерживает аудио HTML5
/hɪr/слушать кого-то, пока он не скажет все, что хочет сказать
Об этомБлог
Рычание, шипение и карканье: использование звуков животных для демонстрации человеческих эмоций