ЧТО ТАКОЕ РАЗУМ?
ЧТО ТАКОЕ РАЗУМ? Нажмите клавишу ENTER для поиска или ESC для отменыScientology TV
- Верования и практики
- Саентологические принципы и кодексы
- Что саентологи говорят о Саентологии
- Познакомьтесь с саентологом
- Внутри церкви
- Основные принципы Саентологии
- Введение в Дианетику
- Любовь и ненависть.
Что такое величие? - Найти церковь
- Идеальные саентологические церкви
- Продвинутые организации
- Наземная база Флага
- «Фривиндз»
- Распространение Саентологии по всему миру
- Саентологи @в жизни
- Как оставаться здоровыми
- Торжественные открытия
- Саентологические праздники
- Дэвид Мицкевич, духовный лидер религии Саентологии
- Дорога к счастью
- Прикладное образование
- Криминон
- Нарконон
- Правда о наркотиках
- Объединяйтесь за права человека
- Гражданская комиссия по правам человека
- Cаентологические добровольные cвященники
- Истоки и основные принципы
- Внутри церкви
- Саентология: её организация
- Начальные книги
- Аудиокниги
- Вводные лекции
- Вводные фильмы
- Начальные религиозные услуги
- Как разрешать конфликты
- Динамики существования
- Компоненты понимания
- Как противостоять опасному окружению
- Помощь при болезнях и травмах
- Целостность и честность
- Супружество
- Шкала эмоциональных тонов
- Решение проблемы наркотиков
- Дети
- Инструменты для использования в работе
- Этика и состояния
- Причина подавления
- Расследования
- Основы организации
- Основы связей с общественностью
- Задачи и цели
- Технология обучения
- Общение
Разум – Лекции и книги Александра Хакимова
Александр Хакимов
«Уровни сознания»
Структура человеческой личности.
РазмышленияСверхдуша
Душа
Ложное эго
Разум
Ум
Чувства
часть 4
«БУДДХИ — РАЗУМ»
Чтобы переступить этот порог познания себя, необходимо иметь искреннее желание осознать свою духовную природу. Настоящее искреннее желание сопровождается жертвенностью. Чем можно пожертвовать ради этого? Настоящая сила желания будет доказана тогда, когда человек пожертвует ради высшего совершенства своими чувствами и умом. Их нужно оторвать от бессмысленного блуждания в потемках и догадках и направить глубоко ввысь.
ПРИНЯТИЕ НЕОБХОДИМЫХ И ПОЛЕЗНЫХ РЕШЕНИЙ
Погружаясь вглубь себя, человек будет открывать внутри себя все более необъяснимые и сложные явления. Но они сложны и необъяснимы только для ума. Поэтому человек, пользуясь по привычке своими несовершенными чувствами и умом для того, чтобы что-то понять, лишь попадает в трудное положение.
Итак, мы рассмотрели уже три уровня сознания: уровень чувств, уровень ума и уровень разума. Если внимание (сознание) человека сосредоточено на чувствах, то у него есть два выбора. Первое – это возможность пользоваться объектами чувств, которые он преобразовывает в предметы своего быта и культуры. Второе – это возможность пользоваться фантазией своего ума. Можно ведь создавать бесконечные творческие комбинации форм, пространства среды, например, архитектурные сооружения, прекрасные интерьеры, посуду и мебель, красивые картины, люстры и скульптуры. Другими словами, можно бесконечно создавать условия для максимального удовлетворения своих чувств.
Если же душа направляет свое сознание на уровень ума, тогда у человека добавляется еще один выбор. Первый выбор был только что описан выше – это обратиться вниз, к органам чувств, к их способности ощущать наслаждение и придумывать новые варианты счастья. Новый выбор такой – можно обратиться наверх, к разуму, который не идет на поводу чувств и ума и который всегда предлагает трудный, жертвенный и подчас героический путь. Разум готов идти на жертву ради блага души. Он хочет идти к высшей цели. Поскольку разум призывает идти по вертикали вверх, а чувства настойчиво тянут по вертикали вниз, то в уме возникает серьезный внутренний конфликт, возникает некая раздвоенность или даже «разорванность» личности.
Из-за того, что чувства и разум сильно противоречат друг другу, личность попадает в сложное положение – расчленение на части неестественно для души. Приходят сомнения, и именно в сомнениях, в неспособности принять решение личность теряет себя, теряет свою свободу. Чаще всего в этой борьбе большинство из нас поддается давлению чувственных желаний и, в конце концов, дает волю чувственным наслаждениям. Отпуская лошадей, люди выбирают путь деградации лишь потому, что он приятен. В этой книге мы с вами пойдем трудным путем, мы осуществим подъем выше по вертикали. Мы сделаем выбор, который, может быть, никогда еще не решались сделать раньше.Итак, мы приняли решение поднять свое внимание, энергию души на уровень буддхи, разума. Когда внимание сосредоточено на разуме, человек обретает еще большую свободу выбора, потому что обретает способность общаться со своим истинным Я, подходя к осознанию того, что он и есть душа. Человек может чувствовать вкус вечности своего бытия, получая священные знания сверху, и одновременно он может направить эти знания на ум и чувства в форме руководства. Он как бы пронизывает духовным знанием и блаженством всю структуру личности, объединяя все в единое настроение, в полное целое. Таким образом, между чувствами, умом и разумом устраняются различия и противоречия. Разум побеждает сложный, противоречивый ум своей цельностью и простотой. Приведем бытовой пример:
«Пей лекарство, и болезнь уйдет», – просит Разум.
«Не могу, вкус отвратительный», – повинуясь сигналу чувств, по-детски отвечает Ум.
«Но ведь ты не выздоровеешь, а значит, будешь страдать».
«Нет, я не хочу страдать. А может, выпить другое лекарство, которое вкуснее?» – изворачивается изобретательный Ум.
«От другого лекарства болезнь не уйдет», – настаивает Разум.
«Ну, тогда хотя бы только одну капельку?».
«Нет, малой дозой не победить болезнь».
«Тогда что же делать? Положение-то безвыходное».
«Выход есть – выпей лекарство, и болезнь уйдет»…
Выход, оказывается, есть – он в терпении, а не в анализе ощущений. Можно заметить, что разум побеждает ум всего лишь одним неопровержимым аргументом – научным фактом, поэтому все теории ума теряют силу.
«Я умираю, доктор, продлите мне жизнь», – горячо просят Ум и Чувства.
«Это невозможно, каждому отведен свой срок, и потому каждый человек должен умереть», – выносит вердикт «холодный» разум Врача.
«Как же мне быть?» – стенает Ум.
«Вспомни о душе. Ты душа, которая на самом деле не умирает. Для тебя не существует ни рождения, ни смерти»…
Серьезная проблема возникает тогда, когда человек отвергает су-ществование души. В этом случае разум полностью теряет свободу вы-бора. Его выбор остается только внизу, где он вынужден просто служить чувствам и уму. Принимая руководство ума, он направляет свое могущество на достижение славы, богатства и власти, чтобы обессмертить себя в смертном мире, обессмертить свое материальное имя. Прикрываясь возвышенными сантиментами, вроде филантропии, коммунизма, гуманизма и даже альтруизма, он, в конечном счете, служит тем же чувствам и уму. Поэтому, создавая даже великие цивилизации при помощи материального разума, мы не можем найти в них ни одной счастливой и гармоничной личности, потому что хозяйка, душа, знающая истинное счастье, была отвергнута и забыта.
Все, что делает разум, – практично, применимо и полезно для всех, даже если это кому-то не нравится. Например, у каждого человека в от-дельности есть склонность нарушать законы. Почти каждому человеку нравится это делать из-за выгоды, которую приносит преступная дея-тельность, и остроты ощущений, которые появляются в уме. Но обществу в целом, которое состоит из тех же людей, это не нравится, потому что, услышав о росте преступности, в общество проникает и недоверие к людям, усиливаются беспокойство и страх того, что любой из них может сам стать жертвой преступления. Если в обществе воцаряется нездоровая атмосфера, люди замыкаются в себе. Им трудно сотрудничать друг с другом.
Иными словами, существует сила полного целого, которая устанавливает законы для усмирения чувств, для того, чтобы создать благоприятную атмосферу во всем обществе, обучая людей делать то, что полезно всем, то, что честно по отношению ко всем, то, что чисто, и то, что делается с истинной любовью ко всем. Именно в этом сила разума. Тогда как эгоистические чувства и ум, отпущенные на волю, стремятся к насилию и порокам.
Может показаться, что платформа рационального разума холодна и бесчувственна. Но это не совсем так; пожалуй, даже наоборот, она как раз самая глубокая платформа осознания жизни. И с различных уровней жизнь совершенно по-разному выглядит и переживается. С уровня чувств – это одно переживание, с уровня ума – другое, с уровня разума – это уже третье. Возьмем любовь. Любовь очень привлекательна, она считается одной из высших целей нашей жизни. Эту цель никто не устанавливал, она естественно существует в сердце человека как потребность души, то есть мы все хотим переживать ее – настоящую, чистую и светлую.
Давайте проанализируем любовь в этих трех различных измерениях сознания. С уровня чувств любовь есть не что иное, как любовь к наслаждению запахом, вкусом, цветом, касанием и т. д. Все приятное привлекает и вызывает симпатию. Мы любим красивые одежды, модельные стрижки, экстравагантную обувь, обворожительные духи. Так, с уровня чувств можно руководить жизнью человека, посредством его симпатий и антипатий. Тот, кто приятен для наших чувств, постепенно становится другом, а тот, кто неприятен, вызывает неприязнь и может стать врагом. Например, собака – это неизменный друг хозяина, она его любит, и эта любовь поддерживается просто запахом его тела и солоноватым вкусом кожи его рук и лица. Но чужая собака, сориентированная на запах другого хозяина, готова разорвать на куски этого человека. Как! Это же «чужой» запах и вкус! Вот какая странная любовь возникает на платформе чувств.
Любовь разума – это высшая реальность, поэтому она преодолевает все препятствия и иллюзии. Известна история о любви Будды. В него влюбилась женщина легкого поведения, она привлеклась его сияющей внешностью, не осознавая истинного положения Будды. Она призналась ему в любви прямо в присутствии учеников, приведя всех в смущение. Будда ответил ей доброй улыбкой и… тоже признался в любви. Однако, когда женщина приблизилась к нему, он мягко сказал ей, чтобы она не спешила, потому что ее любовь требует проверки. Он пообещал, что, проверив ее любовь, найдет ее сам и тогда коснется ее. Ученики были напуганы таким обещанием, ведь монах не должен касаться тела женщины, а Будда всегда исполнял свои обещания. Сияя от счастья, женщина ушла и стала ждать обещанного. Прошло время, и ученикам показалось, что все уже забыто и кончено между ними, но через год Будда, обедая с учениками, вдруг вскочил на ноги и с громким возгласом: «Иду к тебе, иду!» побежал куда-то. На вопрос учеников он ответил, что его зовет любимая женщина. Ученики не смогли остановить Будду, но бежали вслед за ним. Когда они достигли места их первой встречи, то обнаружили там эту женщину, лежащую на земле и пораженную страшной проказой. Кровь и гной сочились из ее тела, распространяя вокруг зловоние. Вид этой женщины поверг учеников в ужас. Но Будда подошел к ней и поднял ее на руки. Он сказал: «Я люблю тебя, и пришел, чтобы коснуться твоего тела. Где же все те, кто раньше признавались тебе в любви и касались тебя? Почему они не приходят сейчас?» Он исцелил ее от болезни, и она стала его верной ученицей. Это маленькая иллюстрация о любви на платформе разума, которая не зависит от телесного состояния жизни и очень похожа на святую родительскую любовь.
Что такое разум? — Институт разума и жизни
«Полет птицы происходит не внутри ее крыльев, а по отношению ко всему животному и окружающей среде», — делится автор. Здесь стая журавлей, летящих над водой, олицетворяет такую встроенность и взаимосвязь. Мы предлагаем читателям исследовать собственную интерпретацию. Художник: Сирин Тада
Роши Джоан Галифакс рассказывает историю о том, как в начале 1970-х годов между Джонасом Солком, разработчиком вакцины против полиомиелита, и Грегори Бейтсоном, антропологом и системным теоретиком, произошла беседа о разуме. Бейтсон спросил: «Где разум?» Солк указал на свою голову. Бейтсон усмехнулся, покачал головой и указал на пространство между ними, сделав круговой жест, чтобы включить их обоих.
Я лично видел Бейтсона и Солка в 1975 году, когда они выступали на конференции Ассоциации Линдисфарна1, организованной моим отцом, Уильямом Ирвином Томпсоном. Мне было двенадцать лет. Солк открыл конференцию, представив видение коллективного перехода человечества к новой эпохе процветания, мира и просвещения, основанной на достижениях медицины, расширении доступа к образованию и экономическом развитии, а также изменении ценностей от конкуренции к сотрудничеству. . Бейтсон снова покачал головой и проворчал, что картезианские графики Солка, отображающие переход, основаны на том же якобы свободном от ценностей технократическом мышлении, которое породило кризисы нашего индустриального общества. Графики накладывали линейные концепции на запутанные и круговые модели наших отношений друг с другом и живым миром. Как сообщил Тед Морган2 из The New York Times Magazine : «Евангелие от Грегори, как его стали называть на конференции, заключалось в том, что такие катастрофические ошибки, как загрязнение, перенаселение, возможность таяния антарктического ледяного покрова или разрушения озонового слоя и угроза ядерной войны возникла из-за несоответствия между тем, как мыслит человеческий разум, и тем, как на самом деле устроен мир».
Мне было всего двенадцать лет, но присутствие и идеи Грегори очаровали меня. Два года спустя он жил с нами в общине Линдисфарн, пока заканчивал свою книгу «9».0003 Разум и природа: необходимое единство . Летом 1977 года он и мой отец организовали еще одну конференцию, на которую они пригласили нейробиолога Франсиско Варела, антрополога Мэри Кэтрин Бейтсон (дочь Грегори) и квантового физика Дэвида Финкельштейна, среди прочих. Хотя их беседы носили научный и философский характер, их вдохновляла убежденность в том, что нам необходимо понимать разум, чтобы справляться с нашими катастрофическими ошибками, особенно с той, которую мы сейчас называем климатическим кризисом. Грегори настаивал на том, что нам необходимо понять «образ, который соединяет»3, особенно теперь, когда мы рискуем разрушить свое место в нем. Эта срочность подстегнула мой интерес к разуму и поддерживает мотивацию в моей работе сегодня.
Когда мы спрашиваем, что или где находится ум?, возникает искушение попытаться привязать его к вещи (мозгу) или месту (внутри головы). Но если ум по своей сути реляционен, то его нельзя зафиксировать. Вместо этого мы должны искать закономерности, в которых это проявляется.
Эван подробно рассказывает о познании 4E и о том, почему сегодня так важно понимать
человеческий разум в деталях.
Разум в жизни
В Разум и Природа Бейтсон спросил: «Какая закономерность связывает краба с лобстером, орхидею с первоцветом и всех четырех со мной? А я тебе? Вопрос подразумевает, что паттерны, составляющие жизнь и разум, переплетены.
Одним из связующих паттернов является то, что живые существа «делают себя сами». Они производят и поддерживают себя, индивидуально и коллективно. Самосоздание легче всего увидеть в одноклеточных организмах. Они воплощают круговой узор, который биологи Умберто Матурана и Франсиско Варела назвали «аутопоэзисом». Клетка состоит из полупроницаемой мембраны, сетей химических реакций, происходящих внутри мембраны, и взаимозависимости между мембраной и сетями, так что сети производят мембрану, а мембрана обеспечивает необходимые условия для регенерации сетей. Этот круговой паттерн делает одноклеточный организм самовоспроизводящимся (аутопоэтическим) целым.
«Создание смысла» — еще один связующий паттерн в живом мире. Организмы – это существа, создающие чувства. Они устанавливают свои собственные цели и придают смысл своему взаимодействию с окружающей средой. Например, бактерии движутся к тому, что они находят привлекательным, и удаляются от того, что считают отталкивающим. Они общаются друг с другом с помощью химических сигналов и тем самым регулируют экспрессию генов друг друга в ответ на колебания плотности их клеточной популяции. Как и все организмы, они изменяют свою собственную среду и окружающую среду других организмов. Жизнь — это осмысление в ненадежных условиях, а осмысление — начало ума.4
Осмысление также может быть началом разума, способности чувствовать. Бактерии используют реснички и жгутики, чтобы чувствовать препятствия и плавать вокруг них. Чувствуют ли они собственное движение и то, на что натыкаются? Чувствуют ли они удовольствие и боль или возбуждение и страдание, когда плывут к полезным химическим веществам и удаляются от вредных? Чувствуют ли они собственное состояние жизни? Наблюдая за ними со стороны, кажется, нет однозначного способа узнать. Но вполне разумно думать, что осмысление и чувствительность идут рука об руку.
Однажды я смотрел видео о микробах, живущих в кишечнике термитов. Видео поступило от Линн Маргулис, микробиолога, известного своими работами о роли симбиоза в эволюции клеток и соавтора гипотезы Гайи, согласно которой все организмы и неорганический материал Земли образуют единую саморегулирующуюся систему. (Она показала это видео на другой встрече в Линдисфарне в 1980-х годах.) Термит способен переваривать древесину, потому что его кишечник содержит протистов, крошечные организмы, расщепляющие целлюлозу. Внутри каждого простейшего живут бактерии спирохеты. Они превращают побочные продукты расщепленной целлюлозы в источник энергии, который могут использовать термиты. Когда я слушал, как Маргулис описывает эти формы жизни, сразу бросался в глаза тот факт, что жизнь и разум основаны на паттернах совместной взаимозависимости. Она была убеждена, что эти организмы разумны, и, слушая ее дотошное и страстное их описание, я не мог не видеть их такими же.
В 2012 году группа видных нейробиологов опубликовала Кембриджскую декларацию о сознании, в которой говорится, что многие животные, в том числе не только позвоночные, но и многие беспозвоночные, являются разумными существами. По их словам: «весьма доказательств указывает на то, что люди не уникальны в обладании неврологическими субстратами, которые генерируют сознание. Нечеловеческие животные, включая всех млекопитающих и птиц, а также многие другие существа, включая осьминогов, также обладают этими неврологическими субстратами». С 2012 г. растет консенсус5 в отношении разумности млекопитающих, птиц и некоторых головоногих моллюсков (осьминогов, кальмаров и каракатиц). Тем временем ученые продолжают спорить о рыбах и насекомых. Многие из этих дискуссий происходят в важном новом журнале Разум животных . Этот журнал и Кембриджская декларация о сознании являются важными шагами, потому что они поддерживают распространение морального внимания на нечеловеческих животных, способных причинить вред.
Тем не менее, вопрос о том, может ли разум распространяться на все организмы, а не только на животных, остается открытым. Ограничение разума животными с мозгом — это рабочее предположение или гипотеза, а не установленный факт. Мы не знаем, какие неврологические субстраты ответственны за сознание животных. На более глубоком уровне нам не хватает понимания того, как мозг как физическая система может генерировать сознание в смысле субъективного опыта. Поэтому мы должны допустить возможность того, что все живое разумно6, а не только определенные животные.
С точки зрения непрерывности жизни и разума, мозг или нервная система не создают разум, а скорее расширяют диапазон разума, уже присутствующего в жизни. Расширение связано с многоклеточностью и перемещением на расстояние. Организм, состоящий из множества клеток и быстро перемещающийся на большие расстояния, должен уметь координировать восприятие и действие, сохраняя при этом целостность как структурное единство. Нервная система делает это возможным. Он связывает органы чувств и нервные окончания с эффекторами (мышцами, железами) внутри тела, тем самым интегрируя тело, удерживая его как структурно сложное и подвижное единство. Осмысление здесь принимает знакомую форму животного восприятия, действия и эмоции.
…мозг или нервная система не создают разум, а скорее расширяют диапазон разума, уже присутствующего в жизни.
Когда мы подходим к высокосоциальным животным, таким как млекопитающие и особенно приматы, осмысление становится тем, что философ Ханне Де Джагер называет «совместным осмыслением»7. Рассмотрим родительскую заботу. Заботливые отношения между родителем и младенцем сильно влияют на развитие мозга младенца, особенно систем мозга, имеющих решающее значение для социального развития. Воспитывающие отношения совместно регулируют физиологию родителя и младенца. У человека способность ребенка следить за глазами родителя и делиться с ним вниманием приводит к формированию чувства собственного достоинства, так как ребенок приходит к пониманию того, что он сам является объектом внимания со стороны родителя. При совместном осмыслении люди непосредственно участвуют в осмыслении друг друга. Именно об этом социальном образце отношений Бейтсон сигнализировал в своем разговоре с Солком.
Активный разум
Концепции непрерывности жизни и разума, аутопоэзиса, осмысления и партисипативного осмысления занимают центральное место в «активном подходе» в когнитивной науке, первоначально предложенном Франсиско Варела8 и впоследствии развитом мной и многими другими9. Его основная идея заключается в том, что познание — это не представление независимого внешнего мира независимым внутренним разумом, а вместо этого разыгрывание или порождение значимого мира посредством воплощенного действия. Мы можем построить эту идею разыгрывания, описав подход «4E» к познанию, согласно которому познание воплощается, внедряется, расширяется и разыгрывается.
Идея о том, что познание воплощено, означает, что оно напрямую зависит от тела как функционального целого, а не только от мозга. Например, исследования зрительного восприятия10 показали, что то, как люди двигаются, напрямую влияет на то, что они видят. Они делают разные суждения о глубине и трехмерной структуре в зависимости от того, двигаются ли они активно или пассивно совершенно одинаково по отношению к одному и тому же стимулу. Самогенерируемая двигательная активность не просто вызывает восприятие; это часть восприятия. Видение не происходит внутри мозга; это происходит в интерактивном отношении между телом и миром. Мозг в решающей степени способствует этому взаимодействию, но не создает его сам по себе.
Другой пример — жест. Исследования показывают, что жест — это не просто сопровождение речи и мысли; это их неотъемлемая часть. Жесты мысли в действии.11
Будучи воплощенным, познание также внедряется в окружающую среду. Он в значительной степени опирается на физическую и социальную среду, которая служит каркасом — для создания и поддержки — непрерывного познания. Познание — это работа всей сопряженной системы мозг-тело-окружающая среда, а не эпизод внутри головы.
Идея о расширении познания означает, что окружающая среда является не только внешним каркасом для познания, но и частью познания, когда она правильно связана с мозгом и остальным телом. Технологии, особенно письменность и компьютеры, предоставили новый вид внешней памяти, расширяющей личную и культурную память. Для многих из нас это можно проиллюстрировать, представив, как бы вы себя чувствовали, если бы потеряли свой мобильный телефон. Биологическая память и внешняя память вместе составляют гибридную когнитивную систему. Память выходит за пределы того, что содержится внутри отдельной головы.
Психолог Мерлин Дональд называет взаимозависимость человеческой биологии и культуры «симбиозом культуры и мозга»12. Человеческий мозг приспособлен к среде символической культуры и не может нормально функционировать, если он не встроен в эту среду. В то же время символическая культурная среда является созданием когнитивных способностей, которые делает возможным человеческий мозг. Дональд утверждает, что эта культурно расширенная когнитивная система сделала возможным эволюционное расширение разума, сделав возможным произвольное (самонаправленное) внимание и метапознание (способность думать о своих собственных психических процессах и обращать на них внимание) — именно те умственные способности, которые необходимы для и подчеркивается многими стилями практики медитации.
Эти идеи связаны с долгой историей исследований в области культурной психологии. В начале XX века советский психолог Леся Выготский13 предположил, что все высшие психические процессы (связанные с метапознанием) проявляются в развитии дважды — во-первых, социально, а во-вторых, интериоризируясь индивидуально. Социально ребенок участвует с другими в культурных практиках и совместной умственной деятельности; при повторном опыте ребенок усваивает совместную умственную деятельность так, что она становится индивидуальной. Например, при совместном внимании ребенок и воспитатель узнают друг друга, что они обращают внимание на один и тот же предмет (скажем, на игрушку). В конце концов, ребенок начинает понимать, что он тоже может быть объектом общего внимания, и поэтому он усваивает внешний взгляд на себя. Получение такой внешней перспективы изнутри имеет решающее значение для метапознания. Психолог Майкл Томаселло14 развивает эту идею. Он предполагает, что произвольное внимание и метапознание являются интернализованными формами социального познания, зависящими от способности делиться намерениями, подражать другим и делиться вниманием. Короче говоря, чувство собственного достоинства и способность обращать внимание на собственный разум рождаются из совместного осмысления.
Теперь мы можем вернуться к действию. Идея того, что познание является активным, состоит в том, что будучи воплощенным, внедренным и расширенным, оно разыгрывает или порождает живой мир значения и актуальности.
Вот аналогия. Птице нужны крылья, чтобы летать, но полет птицы не в ее крыльях; это отношение между целым животным и окружающей его средой. Полет – это вид воплощенного действия. Точно так же вам нужен мозг, чтобы думать или воспринимать, но ваше мышление находится не внутри вашего мозга; это отношения между вами и миром. Познание воплощается в смыслообразовании. В более общем смысле вам нужен мозг, чтобы иметь человеческий разум, но ваш разум не находится внутри вашего мозга; это отношения между вами и миром, включая общество и культуру.
…вам нужен мозг, чтобы иметь человеческий разум, но ваш разум не находится внутри вашего мозга; это отношения между вами и миром, включая общество и культуру.
Активный подход подразумевает, что локализация разума внутри мозга неправильно определяет границы когнитивной системы. Лучшей единицей анализа является связанная система мозг-тело-мир. Эта идея занимает центральное место в «когнитивной экологии», которая использует инструменты и точку зрения активной когнитивной науки для изучения «когнитивных экосистем».
Эдвин Хатчинс, один из основных ученых, ответственных за когнитивную экологию, определяет когнитивную экосистему15 как систему отношений между когнитивными процессами и структурами в сообществе. Одним из увлекательных примеров, который он описывает, является дописьменная микронезийская корабельная навигация. Мореплаватели Микронезии совершают путешествия на большие расстояния через открытый океан, используя систему отсчета, происхождение которой определяется лодкой. Когда земли не видно, они ложатся на лодку и представляют, что она неподвижна, а острова движутся мимо них, отслеживая при этом ночные траектории звезд. Навигация возникает из когнитивной экосистемы, состоящей из культурных практик, привычек внимания и воображения, а также способов использования тела для взаимодействия с материальным и социальным окружением. Культурные практики (морская навигация) управляют когнитивными способностями (внимание, воображение и телесное осознание) и тем самым реализуют когнитивные действия в мире (морские путешествия). Как писал дзэнский мастер XIII века Догэн, используя образ плавания в лодке16 как метафору жизни: «Когда вы плывете в лодке, ваше тело, ум и окружающая среда вместе составляют безраздельную деятельность лодки. Вся земля и все небо являются безраздельной деятельностью лодки».
Хатчинс обращает внимание на опасность игнорирования культуры при анализе человеческого познания. Если культурные практики различны, когнитивные процессы могут быть разными, даже если когнитивные системы во всем остальном схожи. Например, хотя активация части лобных долей мозга, называемой дорсолатеральной префронтальной корой, необходима для управления вниманием, два мозга с одинаковыми паттернами активации в этой области могут участвовать в совершенно разных когнитивных действиях, в зависимости от того, как два человека находятся в состоянии самоконтроля. культурно оформлено. Для понимания выполняемой когнитивной деятельности важна не активность мозга сама по себе, а то, как ее культурно заставляют работать.
Эван выступает с основным докладом «Что такое внимательность? Воплощенная когнитивная перспектива» на Международном симпозиуме созерцательных исследований 2016 года.
Значение для изучения разума
Все это относится к науке, особенно к когнитивной нейронауке.17 Научные эксперименты — это культурная практика. В случае исследований изображений мозга каждый эксперимент с участием людей использует культурные практики в богато структурированном культурном контексте. Учитывая, что культурные практики управляют когнитивными способностями для получения когнитивных результатов, приписывание наблюдаемых когнитивных результатов в эксперименте по нейровизуализации исключительно мозгу участников необоснованно. То, как эти мозги вовлечены в культуру, имеет решающее значение. Разум возникает не только из того, что находится внутри мозга, но и из того, что находится внутри мозга — из физического и социального мира.
Эта перспектива также имеет важное значение для созерцательной науки. Хотя до сих пор медитация изучалась в основном на отдельных людях, практика медитации зависит от социальных сообществ практикующих. Эти сообщества включают в себя культурные обычаи, привычки посещения и способы использования тела. Если вы практиковали медитацию в различных условиях японского или североамериканского дзэндо, в центре медитации прозрения или в поликлинике, вы поймете, что я имею в виду. Культурные практики, особенно ритуальные (будь то религиозные или светские), управляют когнитивными способностями, такими как внимание и осознанность, и тем самым превращают медитацию в когнитивное действие. Учитывая, что ментальные эффекты медитации зависят от общины и культуры, сосредоточение внимания только на биологических и психологических показателях отдельных практикующих неадекватно.
Вспомните, что медитация, особенно практика внимательности, требует умственных способностей (произвольного внимания и метапознания), которые происходят из совместного осмысления и социального познания. Когда мы практикуем медитацию, мы используем когнитивные навыки, возникающие в результате социального познания. Медитация является социальной не только потому, что это культурно организованная практика, проводимая в сообществе. (Это верно даже для отшельников: они поддерживаются обществом, и смысл, который они придают своей практике, создан социально и культурно.) Это социально еще и потому, что когнитивные способности, которые оно использует, по своей сути являются социальными.
Я не имею в виду, что все, что относится к осознанию или сознанию, конституировано обществом. Я оставляю открытым вопрос о том, существует ли «чистое осознание», превосходящее социально сконфигурированный разум. Концепция чистого осознания важна для многих азиатских созерцательных традиций. Тем не менее, даже если можно «отдохнуть» в чистом, недвойственном сознании, в ту минуту, когда человек думает или осмысливает этот опыт, включая осмысление его как «недвойственного», он оказывается в мире метапознания, языка и социальной жизни.
Возвращение домой
Я заканчиваю тремя мыслями.
Первый посвящен созерцательной науке. С энактивной точки зрения нам необходимо перейти от преимущественно биоповеденческой и особенно нейрокогнитивной точки зрения к исследованию созерцательных практик с точки зрения когнитивной экологии. Мы должны перейти от сосредоточения внимания только на измерениях мозга и поведения к изучению того, как культурные практики управляют когнитивными навыками, относящимися к медитации. Культурная психология и когнитивная антропология особенно важны для этой работы.
Вторая мысль касается разума. Я начал с мысли, что разум по своей сути реляционен и не может быть узко определен с точки зрения структуры (мозга) или местоположения (внутри головы). В буддийской традиции Махаяны мы находим аналогичную мысль: «Ум не находится ни внутри, ни снаружи, и его нельзя постичь между ними обоими». Это утверждение из «Вималакирти-сутры» выражает идею недвойственности, что переживаемые нами двойственности — ум и мир, субъект и объект, я и ты, мы и они — иллюзорны, а реальность и опыт недвойственны. Говоря языком философии мадхьямаки (срединного пути), ум нельзя «обнаружить в ходе анализа». Его нельзя схватить — ни внутри, ни снаружи, ни между ними обоими. Но нельзя также понять и его непостижимость. Как пишет Роберт Турман18, «цепляющий ум не может понять свою предельную неспособность схватывать; он может только культивировать свою терпимость к этой неспособности».
Один из способов думать, что разум можно схватить, состоит в том, чтобы думать, что его можно зафиксировать и идентифицировать, по существу, как мозг. Но это значит овеществлять ум и смешивать его с одним из основных его состояний (по крайней мере, у животных). Овеществление — обращение с чем-то как с мысленно постижимой вещью, существующей независимо — это как раз та когнитивная тенденция, которую буддизм Махаяны определяет как результат невежества и как основу страстных желаний и страданий. Если мы серьезно относимся к буддийскому прозрению, а также к прозрениям активной когнитивной науки, нам нужно задаться вопросом, как мы можем создать науку об уме, которая по-прежнему помнит о непостижимости ума.
Последняя мысль касается этики знания. Учитывая, что поиски знаний бесконечны, а объем знаний бесконечен, но мы — конечные существа, что и как мы должны стремиться узнать? Бейтсон призывал культивировать мудрость — знание, настроенное на модели, которые соединяют — и любовь — взаимное признание и заботу друг о друге и биосфере. Поиск знаний об уме должен служить этим целям.
Активная перспектива помогает нам держать эти цели в поле зрения. Это напоминает нам, что паттерны, связывающие жизнь и разум, охватывают всю Землю, на которой мы живем.
Есть чем поделиться? Пишите нам по адресу инсайты@mindandlife.org.
Поддержите нашу работу подарком Mind & Life.
Примечания
- 1.
Лекции Линдисфарнской ассоциации Бейтсона и Солка можно прослушать на пленках Линдисфарна: https://centerforneweconomics.org/envision/legacy/lindisfarne-tapes/ Лента С-1 (Солк) и Лента С-2 (Бейтсон).
- 2.
Морган Т. (1976). В поисках Epoch B. The New York Times Sunday Magazine . [Интернет-статья]
- 3.
Бейтсон Г. (1979). Разум и природа: необходимое единство. Э. П. Даттон, стр. 8.
- 4.
Томпсон, Э. (2007). Разум в жизни: биология, феноменология и науки о разуме. Издательство Гарвардского университета, главы 5 и 6.
- 5.
Берч, Дж., Шнелл, А.К., и Клейтон, Н.С. (2020). Измерения животного сознания. Тенденции в когнитивных науках , 24 (10), 789-801. https://doi.org/10.1016/j.tics.2020.07.007
- 6.
Томпсон, Э. (2022). Может ли вся жизнь быть разумной? Журнал исследований сознания , 29 (3-4), 229-265. https://doi.org/10.53765/20512201.29.3.229 [Бесплатный препринт]
- 7.
Де Джагер, Х., и Ди Паоло, Э. (2007). Совместное осмысление: активный подход к социальному познанию. Феноменология и когнитивные науки , 6(4), 485-507. https://doi.org/10.1007/s11097-007-9076-9
- 8.
Варела Ф.Дж., Томпсон Э. и Рош Э. (1991 г./пересмотренное издание 2017 г.). Воплощенный разум: когнитивная наука и человеческий опыт . Массачусетский технологический институт Пресс.
- 9.
Ди Паоло, Э. А., Куффари, Э. К., и Де Джагер, Х. (2018). Лингвистические тела: преемственность между жизнью и языком . Пресс МТИ.
- 10.
Векслер, М., и Ван Бокстель, Дж. Дж. (2005). Восприятие глубины активным наблюдателем. Тенденции в когнитивных науках , 9(9), 431-438. https://doi.org/10.1016/j.tics.2005.06.018
- 11.
Макнейл, Д. (2005). Жест и мысль . Издательство Чикагского университета.
- 12.
Дональд, М. (2001). Такой редкий разум: эволюция человеческого сознания . WW Norton & Company.
- 13.
Выоцкий Л. (1978). Психика в обществе: развитие высших психических процессов . Издательство Гарвардского университета.
- 14.
Томаселло, М. (1999). Культурные истоки человеческого познания . Издательство Гарвардского университета.
- 15.
Хатчинс, Э. (1995). Познание в дикой природе . Массачусетский технологический институт Пресс.
- 16.
Танахаши, К. (ред.). (1985). Луна в капле росы: сочинения дзен-мастера Догэна . Макмиллан, стр. 85.
- 17.
Томпсон, Э. (2020). Почему я не буддист . Издательство Йельского университета, глава 4.
- 18.
Thurman, RAF (Trans.). (1976). Священное учение Вималакирти: Писание Махаяны . Издательство Пенсильванского государственного университета.
Так ваш мозг создает ваш разум
Биотехнология
Ваш разум на самом деле представляет собой непрерывную конструкцию вашего мозга, вашего тела и окружающего мира.
By- Lisa Feldman Страница архива
25 августа 2021 г.
Научная фотобиблиотекаЧто у тебя на уме? Возможно, это странный вопрос, но если его задать, вы могли бы описать его как часть себя, которая делает вас тем, кто вы есть, — ваше сознание, мечты, эмоции и воспоминания. Ученые долгое время считали, что такие аспекты разума имеют определенные местоположения в мозгу, такие как цепь страха, область памяти и так далее.
Но в последние годы мы узнали, что человеческий мозг на самом деле является мастером обмана, и ваши переживания и действия не раскрывают его внутреннюю работу. Ваш разум на самом деле является продолжающейся конструкцией вашего мозга, вашего тела и окружающего мира.
Каждый момент, когда вы видите, думаете, чувствуете и ориентируетесь в окружающем вас мире, ваше восприятие этих вещей строится из трех составляющих. Один из них — это сигналы, которые мы получаем из внешнего мира, называемые чувственными данными. Световые волны попадают на сетчатку и воспринимаются как цветущие сады и звездное небо. Изменения давления достигают улитки и кожи и становятся голосами и объятиями близких. Химические вещества попадают в нос и рот и превращаются в сладость и специи.
Вторым компонентом вашего опыта являются чувственные данные о событиях внутри вашего тела, таких как кровь, текущая по вашим венам и артериям, ваши легкие расширяются и сжимаются, а ваш желудок булькает. Большая часть этой симфонии безмолвна и, слава богу, вне вашего сознания. Если бы вы могли непосредственно ощущать каждый внутренний рывок и грохот, вы бы никогда не обратили внимания ни на что, что находится вне вашей кожи.
Наконец, третий ингредиент — прошлый опыт. Без этого сенсорные данные вокруг и внутри вас были бы бессмысленным шумом. Это было бы похоже на бомбардировку звуками языка, на котором вы не говорите, так что вы даже не можете сказать, где заканчивается одно слово и начинается следующее. Ваш мозг использует то, что вы видели, делали и чему научились в прошлом, чтобы объяснять чувственные данные в настоящем, планировать ваши следующие действия и предсказывать, что будет дальше. Все это происходит автоматически и незаметно, быстрее, чем вы успеваете щелкнуть пальцами.
Эти три ингредиента могут быть не всей историей, и могут быть другие способы создания других видов разума — скажем, в футуристической машине. Но человеческий разум создается мозгом в постоянном разговоре, мгновение за мгновением, с телом и внешним миром.
Когда ваш мозг вспоминает, он воссоздает кусочки прошлого и плавно их объединяет. Мы называем этот процесс «воспоминанием», но на самом деле это сборка. На самом деле ваш мозг может конструировать одно и то же воспоминание (или, точнее, то, что вы воспринимаете как одно и то же воспоминание) каждый раз по-разному. Я не говорю здесь о сознательном воспоминании чего-либо, например о воспоминании лица вашего лучшего друга или вчерашнего обеда. Я говорю об автоматическом, бессознательном процессе взгляда на объект или слово и мгновенного понимания, что это такое.
Каждый акт признания — это конструкция. Вы не видите своими глазами; ты видишь своим мозгом. Точно так же и для всех других ваших чувств. Ваш мозг сравнивает сенсорные данные, поступающие сейчас, с вещами, которые вы ощущали раньше в аналогичной ситуации, когда у вас была аналогичная цель. Эти сравнения включают в себя все ваши чувства одновременно, потому что ваш мозг одновременно конструирует все ощущения и представляет их в виде грандиозных паттернов нейронной активности, которые позволяют вам ощущать и понимать окружающий мир.
Мозг также обладает удивительной способностью комбинировать кусочки прошлого по-новому. Они не просто восстанавливают старый контент; они генерируют новый контент. Например, вы можете распознавать вещи, с которыми никогда раньше не сталкивались, например изображение лошади с оперенными крыльями. Вы, вероятно, никогда не видели Пегаса в реальной жизни, но, подобно древним грекам, вы можете впервые увидеть изображение Пегаса и сразу же понять, что это такое, потому что — чудесным образом — ваш мозг может собирать знакомые идеи, такие как «лошадь» и «конь». «птица» и «полет» в связный мысленный образ.
Ваш мозг может даже наложить на знакомый объект новые функции, которые не являются частью физической природы объекта. Посмотрите на фотографию на рисунке 1. Современные компьютеры могут использовать машинное обучение, чтобы легко классифицировать этот объект как перо. Но это не то, что делает человеческий мозг. Если вы найдете этот предмет на земле в лесу, то наверняка это перо. Но для автора XVIII века это перо. Для воина племени шайеннов это символ чести. Для ребенка, притворяющегося секретным агентом, это удобные фальшивые усы. Ваш мозг классифицирует объекты не только на основе их физических характеристик, но и в соответствии с их функцией — как объект используется. Он проходит этот процесс каждый раз, когда вы смотрите на клочок бумаги с лицом мертвого лидера и видите валюту, которую можно обменять на материальные блага.
Рисунок 1. Человеческий мозг может классифицировать этот объект по тому, как он будет использоваться. Компьютеры, использующие машинное обучение, увидят только перышко.GETTY
Эта невероятная способность называется созданием специальных категорий. Мгновенно ваш мозг использует прошлый опыт, чтобы построить такую категорию, как «символы чести», с этим пером в качестве члена. Принадлежность к категории основана не на физическом сходстве, а на функциональном — как бы вы использовали объект в конкретной ситуации. Такие категории называются абстрактными. Компьютер не может «распознать» перо как награду за храбрость, потому что эта информация не содержится в пере. Это абстрактная категория, созданная в мозгу воспринимающего.
Компьютеры не могут этого сделать. Во всяком случае, еще нет. Они могут назначать объекты уже существующим категориям на основе предыдущих примеров (процесс, называемый контролируемым машинным обучением), и они могут группировать объекты в новые категории на основе предопределенных признаков, обычно физических (неконтролируемое машинное обучение). Но машины не создают на лету абстрактные категории, такие как «волосы на лице для мнимых шпионов». И они, конечно, не делают этого много раз в секунду, чтобы понять и действовать в чрезвычайно сложном социальном мире.
Точно так же, как ваша память является конструкцией, ваши чувства тоже. Все, что вы видите, слышите, обоняете, пробуете на вкус и чувствуете, является результатом некоторой комбинации вещей снаружи и внутри вашей головы. Когда вы видите одуванчик, например, у него есть такие особенности, как длинный стебель, желтые лепестки и мягкая, мягкая текстура. Эти функции отражаются в потоке чувственных данных. Другие функции более абстрактны, например, является ли одуванчик цветком, который нужно поместить в букет, или сорняком, который нужно вырвать из земли.
Мозг также должен решить, какие данные чувств важны, а какие нет, отделяя сигнал от шума. Экономисты и другие ученые называют это решение проблемой «стоимости».
Значение само по себе является еще одним абстрактным, сконструированным свойством. Он не присущ чувственным данным, исходящим из мира, поэтому его невозможно обнаружить в мире. Ценность — это свойство этой информации по отношению к состоянию организма, который ее воспринимает, — к вам. Важность ценности лучше всего проявляется в экологическом контексте. Предположим, вы животное, бродящее по лесу, и вы видите размытую фигуру вдалеке. Имеет ли она для вас ценность как пища, или вы можете игнорировать ее? Стоит ли тратить энергию на его достижение? Ответ частично зависит от состояния вашего тела: если вы не голодны, расплывчатая форма имеет меньшее значение. Это также зависит от того, предсказывает ли ваш мозг, что фигура хочет вас съесть.
Многие люди не занимаются охотой на регулярной основе, за исключением рынков. Но тот же процесс оценки стоимости применим ко всему, что вы делаете в жизни. Человек, приближающийся к вам, друг или враг? Стоит ли смотреть этот новый фильм? Должны ли вы работать дополнительный час или ходить по барам с друзьями, или, может быть, просто немного поспать? Каждая альтернатива — это план действий, и каждый план сам по себе является оценкой стоимости.
Та же схема мозга, которая участвует в оценке стоимости, также дает нам наше самое основное чувство, которое вы знаете как свое настроение и которое ученые называют аффектом. Аффективные чувства просты: ощущение приятного, неприятное, возбужденное, спокойное. Аффективные чувства не являются эмоциями. (Эмоции — это более сложные категориальные конструкции.) Аффект — это просто краткое изложение представлений вашего мозга о метаболическом состоянии вашего тела, что-то вроде показаний барометра. Люди доверяют своему аффекту, чтобы указать, имеет ли что-то отношение к ним или нет, то есть имеет ли вещь ценность или нет. Например, если вы чувствуете, что эта статья абсолютно блестящая, или что автор не в своем уме, или даже если вы потратили силы, чтобы дочитать до этого места, то она имеет для вас ценность.
Мозг превратился в органы управления. В ходе эволюции многие животные развили более крупные тела со сложными внутренними системами, которые нуждались в координации и контроле. Мозг — это своего рода командный центр для интеграции и координации этих систем. Он доставляет необходимые ресурсы, такие как вода, соль, глюкоза и кислород, туда и когда они нужны. Эта регуляция называется аллостазом; это включает в себя предвидение потребностей тела и попытку удовлетворить их до того, как они возникнут. Если ваш мозг хорошо выполняет свою работу, то за счет аллостаза системы вашего тела большую часть времени получают то, что им нужно.
Для выполнения этого критического метаболического баланса ваш мозг поддерживает модель вашего тела в мире. Модель включает в себя сознательные вещи, такие как то, что вы видите, думаете и чувствуете; действия, которые вы совершаете без раздумий, например ходьба; и бессознательные вещи вне вашего сознания. Например, ваш мозг моделирует температуру вашего тела. Эта модель управляет вашим осознанием тепла или холода, автоматическими действиями, такими как блуждание в тени, и бессознательными процессами, такими как изменение кровотока и открытие пор. В каждый момент ваш мозг угадывает (на основе прошлого опыта и данных органов чувств), что может произойти дальше внутри и вне вашего тела, перемещает ресурсы, запускает ваши действия, создает ваши ощущения и обновляет свою модель.
Эта модель — ваш разум, в основе которого лежит аллостаз. Ваш мозг не эволюционировал, чтобы думать, чувствовать и видеть. Он эволюционировал, чтобы регулировать ваше тело. Ваши мысли, чувства, чувства и другие умственные способности являются следствием этого регулирования.
Поскольку аллостаз лежит в основе всего, что вы делаете и чувствуете, подумайте, что произошло бы, если бы у вас не было тела. Мозг, рожденный в бочке, не имел бы телесных систем, которые нужно было бы регулировать. У него не было бы телесных ощущений, в которых можно было бы разобраться. Он не мог создать ценность или повлиять. Следовательно, у бестелесного мозга не было бы разума. Я не говорю, что разуму требуется реальное тело из плоти и крови, но я предполагаю, что ему требуется что-то вроде тела, наполненного системами для эффективной координации в постоянно меняющемся мире. Ваше тело является частью вашего разума — не каким-то призрачным, метафорическим образом, а очень реальным образом, связанным с мозгом.
Ваши мысли и сны, ваши эмоции, даже ваш опыт прямо сейчас, когда вы читаете эти слова, являются следствием центральной миссии по сохранению вашей жизни, регулированию вашего тела путем создания специальных категорий. Скорее всего, вы не так переживаете свой ум, но под колпаком (внутри черепа) именно это и происходит.
Лиза Фельдман Барретт — профессор психологии Северо-восточного университета и автор книги «Семь с половиной уроков о мозге 9».0003 и Как создаются эмоции: тайная жизнь мозга. Узнайте больше на LisaFeldmanBarrett.