Что такое речевой этикет и зачем он нужен
Речевой этикет — это правила и принципы, которые помогают людям эффективно общаться. Человеку, который им следует, легче знакомиться, ладить с окружающими, избегать и улаживать конфликты. Детям и подросткам эти знания помогут самостоятельно решать проблемы через общение, а взрослым пригодятся в карьере и личной жизни.
В разных культурах речевой этикет отличается. Кореец при знакомстве поинтересуется вашим семейным положением, возрастом, местом работы и должностью. Собеседнику нужно знать это, чтобы понять, как с вами разговаривать и насколько низко кланяться. Такие порядки есть во многих странах Юго-Западной Азии со строгой иерархией в обществе. В России задавать личные вопросы малознакомому человеку невоспитанно.
Тон разговора зависит от ситуации и собеседника. В этой статье расскажем, как вести себя с людьми, в общении с которыми вы соблюдаете дистанцию. Например, с посторонними на улице и в магазине, новыми знакомыми, коллегами, клиентами, партнерами по бизнесу и начальниками.
Что регулирует речевой этикет
Этикет и стиль: лучшие книги
- Манеры общения
Вежливость, доброжелательность, грамотность и умение слушать ценятся в любой культуре. По русскому речевому этикету также принята сдержанность, которая отражается не только в выборе тем для разговора, но и в голосе.
Говорите в среднем темпе — для лучшего понимания — и не слишком громко. Сухая манера общения невежлива, так как собеседнику покажется, что он вам неприятен. Но и чересчур возбужденный тон может поставить человека в неловкое положение. Поэтому говорите спокойно, но не отстранено. Интонация должна быть ровной, без долгих пауз, чтобы слушатель легче вас воспринимал.
- Взгляд
Смотрите в лицо. При этом не нужно постоянно смотреть в глаза собеседнику, ему может стать неуютно. Достаточно редких и коротких взглядов с улыбкой.
- Поза и жесты
Когда вы общаетесь, держите спину прямо, расслабьте плечи. Примите открытую позу, то есть старайтесь не скрещивать руки и ноги. Нельзя держать руки в карманах, раскачиваться и отворачиваться от собеседника. Не следует соглашаться одним кивком, нужно также выразить это словесно. Если знакомый разговаривает с группой людей, не отвлекайте его приветствием. Просто кивните или помашите ему.
- Табу
Самые очевидные запреты — это грубые и нецензурные выражения. Также по этикету запрещены любые неодобрительные высказывания в адрес незнакомых. Если вам нужно сделать замечание знакомому, например подчиненному, отведите его в сторону и говорите негромко. Не отчитывайте других в присутствии посторонних людей. Не обращайте внимание на ошибки собеседника, неточные или неудачные выражения и ни в коем случае не делайте замечаний по поводу того, как он говорит.
При общении в компании нельзя монополизировать разговор. Не принято говорить громче других. Невежливо обсуждать с одним из собеседников вопросы, касающиеся только их двоих. Например, говорить о людях, которые неизвестны остальным. Нельзя говорить «он» или «она» про кого-то, кто присутствует при разговоре, или про уважаемого и известного всем человека.
Как вести себя в стандартных ситуациях
- Обращение к незнакомцам
В русском языке с этими словами непросто. Нейтрально-вежливые в советское время «товарищ», «гражданин» и «гражданка» вышли из обихода, а взамен ничего не появилось.
Один из выходов — использовать формулы обращения без называния собеседника: «Извините, можно вас спросить?», «Простите, вы не скажете…», «Будьте добры, как пройти…» и другое. Отвечать нужно так же вежливо: «Простите, не знаю», «Извините, не могу сказать, я нездешний».
Молодежь и людей среднего возраста можно называть «молодыми людьми» и «девушками», если вы старше или разница в возрасте невелика. Если вы младше, используйте вежливые формулы без называния собеседника. Также стоит учить детей обращаться к незнакомым ребятам: «Извини. ..», «Прости…».
Остальные выражения спорные. Обращения «мужчина» и «женщина» многим кажутся грубыми. На самом деле, ничего оскорбительного в них нет. Все дело в шипящих «ж», «щ», которые придают этим словам неблагозвучность. Филолог и лингвист Иосиф Стернин считает, что оба выражения можно использовать по отношению к людям среднего и старшего возраста в неофициальной обстановке. Только произносите эти слова быстро и с вежливой интонацией.
Выражения «дедушка», «бабушка» прямо указывают на возраст, поэтому используйте их осторожно. Допустимо обращаться так к пожилым в неофициальной обстановке, если они не стесняются своих лет и внешне выглядят как люди преклонного возраста.
- Деловая переписка
Всегда указывайте тему письма. Так адресат сэкономит время и быстрее вникнет в суть вопроса. Обращайтесь к человеку по имени, если оно вам известно. Перепроверяйте, как его зовут, и расшифровывайте инициалы.
После приветствия кратко поясните, зачем вы обращаетесь. Если вы пишете не первый раз, напомните суть вопроса.
«Добрый день, Михаил Павлович,
пишу вам по поводу завтрашнего собрания»
Деловую переписку ведут, чтобы решать рабочие вопросы, поэтому сообщения должны быть понятными, информативными и сдержанными. В них не место шуткам, метафорам и эмоциям.
Старайтесь также избегать канцелярита, то есть тяжеловесных конструкций.
Например:
«Оповещаю вас о возможности прохождения диспансеризации всеми сотрудниками компании…».
Чем проще вы напишите, тем лучше:
«Дорогие коллеги, вы можете пройти диспансеризацию с 1 сентября по 5 октября в поликлинике по адресу…».
Чтобы грамотно писать и выражаться, читайте пособия по русскому языку. Издательство АСТ выпускает современные книги, которые содержат разборы самых распространенных ошибок и написаны простым и понятным языком.
Также мы продолжаем издавать классические справочники и пособия профессора Дитмара Розенталя, которые давно стали настольными книгами профессиональных редакторов, корректоров, филологов и журналистов.
- Выражение точки зрения
Высказывайте мнение негромко и кратко и подкрепляйте его объяснением. Не выражайтесь категорично, то есть так, будто вы не допускаете другой точки зрения. Когда говорите, смотрите на всех участников разговора, а не только на одного из собеседников, к которому обращаетесь.
- Несогласие
Нельзя соглашаться «сквозь зубы» и показывать, что вы делаете это неохотно. Если вы не согласны, смягчайте ответ: «да, но…», «мне кажется…», «может быть, я и не прав, но…». Говорите развернуто и приводите доводы, чтобы убедить собеседника.
Другой выход — не отвергать идею или предложение прямо, а показать, что вы сомневаетесь и задать вопрос: «Вы не думаете, что это решение рискованное?».
- Разрешение, отказ и запрет
Когда позволяете что-то, взгляните на человека доброжелательно. Отказывая в просьбе, смотрите собеседнику в лицо, говорите негромко, со спокойным выражением лица. Кратко объясните, почему не можете это сделать. По возможности подскажите человеку, кто еще может ему помочь. Если вас пригласили куда-то, выразите сожаление и поясните, почему не придете: вы заняты, нездоровы или у вас другие планы.
Когда отказывают вам, покажите, что не обижаетесь: «Ну что ж, жаль, понимаю…». Когда запрещаете, говорите негромко и дайте развернутое объяснение, почему это нельзя делать.
- Замечание
Их можно делать людям, если они нарушают ваше личное пространство или общественный порядок. Негромко извинитесь и объясните ситуацию. Например, человек в соседнем сидении самолета вызывает вас на разговор, а вы хотите побыть в тишине. Объясните, что вы устали и впереди вас ждет тяжелый день.
- Совет
Давайте его только знакомым, которые попросили вас об этом. Когда советуете, говорите негромко и не привлекайте внимание окружающих.
Советовать незнакомцам можно только в тех случаях, когда вы проявляете заботу.
Например:
«Пройдите, пожалуйста, а то вас заденет дверью».
- Комплименты
В гостях похвалите хозяев за приготовленное угощение и за гостеприимство. Делайте комплименты нарядно одетым женщинам и подмечайте, если они постриглись. Но не все может быть предметом внимания. Не принято говорить о зубах, ушах, носе и щеках.
Если вам сделали комплимент, примите его и поблагодарите собеседника. Невежливо отрицать похвалу и спорить. Также невоспитанно высмеивать человека:
«Умеете вы говорить комплименты женщинам».
- Извинение
Смотрите человеку в лицо и говорите достаточно громко и отчетливо, чтобы он вас слышал. Если вы обидели кого-то при других, то извиниться нужно при всех свидетелях ссоры. Объясните человеку, в чем вы виноваты перед ним и почему вы так поступили.
Принимая извинения, дайте понять, что вы простили человека: «хорошо», «это уже прошло, давайте забудем», «хорошо, пусть больше у нас не будет таких недоразумений». Покажите, что ваши отношения восстановились — «с любым может случиться», «я тоже так ошибался» — и смените тему разговора.
- Поведение в общественных местах
Не разговаривайте и не смейтесь слишком громко, чтобы не мешать окружающим. Нельзя упоминать в общественных местах фамилии людей, о которых вы говорите, — рядом могут быть их знакомые. Не принято обсуждать личные проблемы, отношения в семье и на работе. Можно говорить об этом в общем, без подробностей. Нельзя выяснять отношения и ссориться на публике.
Не следует задавать попутчикам, с которыми разговорились в долгой дороге, или другим малознакомым людям личные вопросы. Например, спрашивать про семейное положение, детей, зарплату, работу и другое.
Расскажите друзьям:
Отправьте новость
на email:
Политика публикации отзывов
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].
2. Мы за вежливость
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
3. Ваш отзыв должно быть удобно читать
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
6. Отзыв – место для ваших впечатлений
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast. ru.
7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
8. Мы уважаем законы РФ
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.
Особенности речевого поведения дошкольников. Влияние речевого поведения родителей на речевое поведение ребенка
Главная СобытияСеминарыОсобенности речевого поведения дошкольников. Влияние речевого поведения родителей на речевое поведение ребенка
12.03.2016
Дорогие родители!
Приглашаем на наш семинар «Особенности речевого поведения дошкольников. Влияние речевого поведения родителей на речевое поведение ребенка», который проведет дефектолог/логопед Феррои Людмила Мамедовна
Семинар состоится 12 марта 2016г. по адресу: ул. 2-я Брестская, д. 39/4 (м. Белорусская-кольцевая, выход к Белорусскому вокзалу).Начало в 15.00, окончание в 19.00
Семинар ориентирован на родителей, уже воспитывающих приемных детей.
Речевое поведение ребенка – сложное явление, связанное с особенностями его воспитания, обучения, со средой, в которой он привычно общается.
Речевое поведение ребенка служит индикатором его особенностей мотивации поведения и эмоционального состояния, а также составной частью его социального поведения.
Очевидно, что по мере взросления усиливается действие внешних факторов, одним из которых является языковое окружение ребенка.
С помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, приветливо глядя ему в глаза; он учится приветствовать людей в принятой форме; он учится благодарить за оказанное внимание.
Существуют печальные примеры, которые показывают, к чему приводит, если «много и с любовью» не говорить с ребенком.
Семинар проводится при поддержке фонда КАФ и фонда Amway
Участие в семинаре бесплатное, предварительная запись обязательна! Для того чтобы записаться на семинар позвоните по телефону: 8 985 999 49 45 или напишите Ваше ФИО и номер контактного телефона по адресу: marina08. [email protected]
Предполагается перерыв на чай (горячая вода, чай, кофе и сахар будут организованы на месте).Плюшки приветствуются!
До встречи!
Поделиться
Все Новости семинары истории
Истории14.07.2023
Дом, в котором нужен свет Новости13.07.2023
Ищем волонтеров-психологов для сопровождения наставников Новости11.07.2023
Треть россиян испытывают уважение к приемным семьям Новости10.07.2023
«Если один человек уходит и все рассыпается — значит, системная помощь не налажена» Истории08.
13.07.2023
Ищем волонтеров-психологов для сопровождения наставников11.07.2023
Треть россиян испытывают уважение к приемным семьям10.07.2023
«Если один человек уходит и все рассыпается — значит, системная помощь не налажена»07.07.2023
Отношение россиян к приемному родительству: что изменилось?04.07.2023
Благобегуны фонда приняли участие в Красочном забегевсе новости29.05.2023
Приглашаем врачей присоединиться к занятиям обучающего курса21.05.2023
Приглашаем приемных родителей на курс «Дети с ОВЗ»17.05.2023
Приглашаем приемных родителей на курс «Подростки»28.04.2023
Приглашаем врачей на обучающий курс «Медицинские тонкости и психологические особенности развития детей с опытом сиротства и жестокого обращения»24.04.2023
Пятнадцатый семинар онлайн-школы для приемных родителей детей с трудным поведением все семинары14. 07.2023
Дом, в котором нужен свет08.07.2023
«Вместо сказки перед сном Тимур просит рассказать, как мы его искали»07.07.2023
«Мы не специалисты, мы просто мама и папа». Как изменилась жизнь Жени в приемной семье29.06.2023
Виолетта помогает21.06.2023
Такая разная депривациявсе историиЧто такое вербальное поведение? — Специальное обучение
Вербальное поведение, также известное как VB, представляет собой метод обучения языку, который фокусируется на идее о том, что значение слова находится в их функциях. Термин был введен Б. Ф. Скиннером. Чтобы научить ребенка с языковыми задержками значению слова, нужно сначала научить его функции. Например, вместо того, чтобы просто учить слово, мы должны научить их функциональному применению этих слов. Например, ребенок с аутизмом может произнести слово «туалет», когда увидит его, но может не сказать «туалет», когда ему нужно в туалет, или правильно ответить на вопрос, для чего нужен туалет.Предлагаемые ресурсы:
Комплект учебных материалов по социальным историям Basic Social Expressions Тренировка манд по модальностям: эффективные методы обучения функциональному общению Набор «Создание языка для младших школьников»
Что такое вербальное поведение?
Когда Б. Ф. Скиннер написал книгу «Вербальное поведение» в 1957 году, описывал ли он технику, которую Энн Салливан использовала для обучения Хелен Келлер общению? Келлер потеряла зрение и слух в возрасте девятнадцати месяцев, когда младенцы обычно начинают использовать разговорную речь. Ее учительница Энн Салливан потратила годы на то, чтобы научить ребенка общаться, но использовала ли она методы, которые определяет Скиннер? Ответ заключается в том, что она, вероятно, не использовала те идеи, которые Скиннер разработал почти полвека спустя. Тем не менее, возможно, в некоторой степени использовалась прикладная поведенческая терапия.
Определение термина
Вербально-поведенческая терапия использует понятия, аналогичные прикладному поведенческому анализу. Это метод обучения общению людей, которые еще не освоили язык, с помощью оперантного обусловливания. Он состоит из четырех «непредвиденных обстоятельств»: мотивационной операции, различающего стимула, реакции и подкрепления. Эти четыре фактора обеспечивают мотивацию учащихся к изучению языка для удовлетворения своих потребностей.
History of the Technique
В 1957 году Б. Ф. Скиннер, уже известный ученый-бихевиорист, написал свою книгу, подробно изложив несколько теорий о том, как изучается язык. Книгу критиковали за то, что она не была подкреплена никакими эмпирическими исследованиями или экспериментами; это был просто набор теорий, основанных на наблюдениях Скиннера. В 19Однако в 70-х годах Марк Сандберг, Винсент Карбоун и Джеймс Партингтон начали глубже изучать теории как метод лечения определенных языковых недостатков. Это привело к разработке метода терапии, основанного на предложениях Скиннера. С тех пор терапия, отдельно или в сочетании с другими подходами, использовалась, чтобы помочь многим людям, в том числе аутичным детям, овладеть речью.
Как он используется для обучения общению?
Разница между этим методом и методами, которые Энн Салливан использовала при обучении Хелен Келлер, является основной причиной использования слов. Скиннер продвигал использование мотивации для обучения языку. Это не просто изучение названий вещей, как в знаменитом эпизоде «вода, ва-ва», но изучение функции названной вещи. Например, если бы мисс Келлер испытывала жажду и ее рука была направлена к воде, вытекающей из насоса, прежде чем она смогла бы утолить жажду, то «вода» была бы связана с этой удовлетворенной потребностью в ней. Если бы она просто узнала название жидкости, возможно, она не возникла бы в ее уме как нечто, что могло бы удовлетворить ее потребность. У нее было бы желание узнать название предмета, чтобы в следующий раз, когда она захочет пить, она могла сообщить о своей потребности в воде. Короче говоря, язык изучают, потому что он достигает цели.
Вербальные операнты
Проблема с обучением списку названий вещей и не связыванию их с функцией может быть объяснена размышлениями об аутичном ребенке, которого научили слову для туалета, согласно Special Learning.com. Ребенок знает, что это за вещь, и может сказать слово, но когда ему нужно его использовать, он может не понять, как использовать его для удовлетворения своей потребности. Это означает, что он не перейдет к использованию языка, чтобы попросить в туалет. В Verbal The Process of Verbal Learning Therapy 9 есть четыре типа или оперантов.0003
Используя четыре типа слов, учащихся учат общаться как вербально, так и невербально. Манды обычно предъявляются первыми, и правильные ответы дают положительный результат. Например, терапевт может поднять конфету и произнести слово «конфета». Затем учащиеся должны показать — вербально или невербально — что они понимают, что объект — это конфета, если они хотят его получить. Подсказки даются, когда это необходимо, чтобы помочь учащимся прийти к правильному ответу в процессе, называемом безошибочным обучением. По мере улучшения состояния учащихся помощь постепенно прекращается. Людей учат, что любой вид общения может дать положительный результат. Поначалу указывать на объект так же приемлемо, как говорить слово «конфета». В конце концов, терапевт будет работать над тем, чтобы сформировать соответствующую вербальную реакцию из первоначального невербального поведения. Одна из предпосылок вербально-поведенческой терапии заключается в том, что «можно научить любого функциональному использованию языка».
Стоимость
Справедливо сказать, что все образовательные услуги для аутичных людей сопряжены со значительными затратами. Вербально-поведенческая терапия — как специфическое вмешательство — вероятно, не субсидируется за счет страховки. Скорее всего, его можно включить в состав других услуг, таких как прикладной поведенческий анализ или логопедия. Вмешательства, связанные с аутизмом, как правило, в некоторой степени покрываются страховкой, но это будет зависеть от конкретной страховой компании или государственной правовой политики. Без финансовой помощи услуги для аутичных людей, включая терапию вербального обучения, вероятно, будут стоить многие тысячи долларов.
Работает ли словесная обучающая терапия?
Существует множество неофициальных свидетельств того, что терапия вербального обучения эффективна. Он основан на надежной теории обучения и обладает значительной внешней достоверностью. Он используется в сочетании с методами ABA уже почти полвека. К сожалению, чего не хватает, так это большого количества подтвержденных исследованиями доказательств. Существует некоторое эмпирическое подтверждение изучения вербальных оперантов, но очень немногие исследования исследуют эффективность вербального обучения в целом. Это, конечно, не означает, что это не работает. Скорее, он просто не изучался с помощью надежного научного процесса с использованием рандомизированных контролируемых испытаний.