Что такое синквейн и как его составлять в начальной школе: Синквейн в начальной школе. Что такое синквейн и как его составить? Синквейн по произведению я хочу в школу

Калинина Ю.О., Матвеева В.А., Растимешина Н.М.

Рейтинг

[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Калинина Ю.О., студент Московского городского педагогического университета [email protected]

Матвеева В.А., студент Московского городского педагогического университета mkmvv5@mail.ru

Растимешина Н.М., студент Московского городского педагогического университета [email protected] 

Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «НАЧАЛЬНОЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

В статье описывается опыт применения синквейна как методического приема в практике формирования у младших школьников читательских компетенций. Авторы делают попытку исследования условий продуктивного применения данного приема.

Слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Изначально синквейн возник в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии. В школах России синквейн начали активно применять с конца 20 века.

Существуют правила составления синквейна, которые отражают построение каждой из его строк. Первая строка состоит из одного слова, которое отражает в той или иной мере тему читаемого текста, поэтому представляет собой имя существительное в форме именительного падежа. Вторая строка состоит из двух слов – имен прилагательных, которые дают краткую характеристику темы, указанной в первой строчке. Третья строка состоит из трёх слов-глаголов, раскрывающих действия в пределах указанной в первой строчке темы. Четвертая строка представлена в виде предложения, которое отражает личное отношение читателя к теме текста и состоит из четырех слов. Это может быть самостоятельно придуманная фраза, крылатое выражение, цитата, пословица или поговорка.

Последняя, пятая строка, состоит из одного слова, являющимся своеобразным резюме темы. Составление такого краткого резюме, безусловно, требует определенного уровня развития мышления – логического, образного, ассоциативного, а также хорошего словарного запаса читателя [5].

Мы перечислили формальные правила составления синквейна, однако для эффективного применения этого приема следует дать также методическую оценку его использования.

На наш взгляд, синквейн можно эффективно применять для составления характеристики персонажей. Можно начать с составления синквейна героев сказок, которые часто имеют постоянные характеристики, поэтому легко запоминаются и воспроизводятся. Например, если дети уже читали сказки о животных, среди которых была лиса, то дать характеристику лисе в другой сказке или басне уже не составляет труда. Вот какую характеристику лисе из басни Эзопа «Лиса и козел» составили учащиеся начальных классов. В целях экономии представляем его в виде отдельных строчек, а не в виде пирамиды, которую и представляет собой синквейн:

Лиса. / Хитрая, наглая. / Зазевалась, упала, обманула. / Лиса – плутовка, всегда выкрутится. / Обман.

Понятно, что синквейн как текстовое читательское упражнение, требующее определенного уровня развития мышления и читательской практики, целесообразнее применять на этапе анализа текста художественного произведения и на обобщающих этапах урока литературного чтения [3]. Чаще всего синквейн используется на этапе рефлексии, так как позволяет объединить прежние и новые, полученные на уроке знания, впечатления, эмоции.

Синквейн помогает анализировать, систематизировать информацию в тексте, отбирать нужные для своего пересказа факты, осмысливать информацию, перерабатывать ее, особенно если ее много в тексте [2].

Очень важно при планировании работы провести анализ текста, чтобы выяснить, какие учебно-методические возможности он имеет. Это поможет спланировать продуктивную работу по формированию читательских текстовых умений у младших школьников с помощью синквейна, приобрести навыки понимания и интерпретации текста [1]. Опишем опыт работы по обучению младших школьников составлению выборочного пересказа на уроке литературного чтения на примере рассказа В. Бианки «Лесной оркестр» с помощью синквейна.

Рассказ невелик по объему – всего 245 слов, предложения короткие, простые, большинство из них даже не обременены второстепенными членами: «Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин». Этот текст удобно использовать с учащимися-второклассниками, у которых еще не в полной мере сформирована техника чтения; простой синтаксис помогает освоить содержание рассказа.

Однако с точки зрения информационной насыщенности текст рассказа отнюдь не так прост. В нем более 20 названий лесных птиц и зверей, для описания их весенних песен автор употребляет 12 слов-наименований, 8 из которых отглагольные существительные, которые не так просто опознаются (идентифицируются) читателями-второклассниками. Да и в целом, обработать такое количество информации для городских учащихся не так-то просто. Оно явно превышает объем оперативной памяти юного читателя. Нельзя требовать от учащихся передать в своем пересказе описание весенних голосов всех лесных обитателей. Но можно предложить «собрать свой лесной оркестр», т.е. выбрать из текста голоса тех лесных обитателей, которые учащимся знакомы, дети запомнили голоса птиц, поэтому выбрали. Можно заранее обговорить условия: включить в свой рассказ не менее пяти персонажей.

Для составления синквейна можно использовать вспомогательный раздаточный материал – разрезанную (у нас была в виде треугольников) бумагу, куда дети выписывали слова, служащие им опорой при пересказе. Можно также последовательно, в соответствии с работой над той или иной строчкой синквейна, предложить детям уже заполненные треугольники с различными словами, чтобы дети сами выбрали подходящие по смыслу слова в соответствии с замыслом своего рассказа: названия каких птиц и зверей они включают в свой «лесной оркестр».

Заметим, что и в первом, и во втором вариантах учащиеся непременно должны сверяться с текстом: перечитывать его, выбирать нужную информацию, группировать и обобщать ее. Так происходит формирование у младших школьников текстовых читательских компетенций, обеспечивая более высокий уровень освоения письменной речи в ее рецептивной форме [4].

Первую строчку синквейна в виду его небольшого объема и в соответствии с нашей учебно-методической задачей (каждый учащийся собирает материал и рассказывает о своем оркестре) первая строчка синквейна была составлена в коллективной работе – «оркестр». Для второй строчки мы предлагали второклассникам на треугольниках такие прилагательные: «звучный», «разнообразный», «громкий», «свистящий», «мелодичный», «птичий», «лесной», «весенний». Для третьей строчки также были предложены глаголы из текста, которых в нем значительное количество. Собственно, именно при компоновке глаголов каждый ребенок и определяется с составом своего оркестра, учитывая, конечно, при этом его характеристику, составленную с помощью двух прилагательных.

При составлении четвертой строчки синквейна мы показали второклассниками образцы трансформации фрагментов текста. Из предложения «На утренних и вечерних зорях не только птицы — все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеет» в коллективной работе мы составили такие короткие четырехсловные предложения: «Все лесные жители поют»; «Лесные жители поют и играют»; «Птицы поют на зорях». Были и другие варианты, например, из строчки «Весной птицам спать долго некогда» убирается слово «долго». Для учащихся это наглядные примеры трансформации текста.

В качестве последней строки синквейна второклассникам были предложены слова: «зима», «весна», «песня», «голос».

Учащиеся составили синквейны, по которым представляли свои рассказа. Все они были разные, поэтому второклассники слушали своих одноклассников с неослабевающим интересом.

Считаем, синквейн является приемом, который имеет универсальное применение. При составлении синквейна на уроках повышается интерес к изучаемому материалу, развиваются творческие способности учащихся, уменьшается время, отводимое на запоминание информации, расширяется словарный запас.

Литература

  1. Сильченкова Л.С. Интерпретационная деятельность как форма приобщения к чтению // Читательская культура в информационном обществе: формирование и социально-педагогическая поддержка: сб. статей по материалам конференции (Москва, 23 марта 2013 г.): в 2 ч. Ч. 2 / под ред. Е.С. Романичевой, Г.В. Пранцовой. – М.: Совпадение, 2013. – С. 127-132.
  2. Сильченкова Л.С. Методика обучения младших школьников чтению крупнообъемных произведений. Автореферат диссертации … кандидата педагогических наук. – М.: Московский педагогический государственный университет. – 1988. – 16 с.
  3. Сильченкова Л.С. Научные основы анализа художественного текста в начальной школе // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. Сборник трудов по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. – М.: МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Кафедра филологического образования. – 2015. – С. 213–221.
  4. Сильченкова Л.С. Роль правил в освоении младшими школьниками письменных видов речевой деятельности // Начальная школа. – 2016. – №4. – С. 23–27.
  5. Сильченкова Л.С., Егорова Е.С. Комплексная работа над словом на уроках литературного чтения // Начальное образование. – 2017. – Т.5. – №5. – С. 13–19.

http://izvestia-ippo.ru/kalinina-yu-o-matveeva-v-a-rastimeshina/

Диаманта как приём педагогической техники — Дидактор

Несмотря на бурное развитие информационно-образовательных технологий и использование в учебном процессе приёмов цифровой дидактики, без сомнения, по-прежнему актуальными и востребованными являются приёмы педагогической техники. Они используются как на обычных уроках, так и в рамках удалённого обучения. В условиях переизбытка информации очень важно использовать дидактические приёмы

критического мышления, чтобы лучше ориентироваться в изобилии противоречивых  фактов, событий, теорий и явлений. Среди педагогов всё больше распространяется оригинальный приём, являющийся своеобразным продолжением приёма синквейн (пять строчек).

Приём педагогической техники диаманта часто называют двойным синквейном.

Как и в случае с синквейном, это тоже стихотворение. Но на этот раз оно состоит из семи строк, в каждой из которых определено количество слов и  части речи. Конечный результат диаманты — установление сходства и различий между двумя противоположными по значению фактами, событиями, явлениями, историческими деятелями или литературными персонажами.

Какова схема диаманты?

 

Первая и седьмая строки — это заданные темы.

Вторая и шестая строки — определения, наиболее существенные признаки, связанные с этими темами.

Третья и пятая строки — действия, наиболее важные, ключевые процессы, происходящие с данными темами.

Четвёртая строка — ассоциации, сравнения двух тем, выраженные четырьмя существительными или двумя фразами.

Некоторые педагоги считают, что диаманту составлять сложнее, чем синквейн. На мой взгляд, наоборот — легче. Особенно если её составлять одновременно с начала и с конца. Ученик начинает описывать каждое из существительных — тем. Два понятия встречаются на четвёртой строке.

Примеры

Чаще диаманту применяют на уроках литературы и истории. Но каждый учитель-предметник сможет найти свои способы использования данного приёма.

Литература

Химия

Использование приёма диаманта возможно уже в начальной школе. Уже тогда формируется умение учеников сравнивать, выделять главное, существенное в каждом из понятий, явлений и т.д. Критически переосмысливать прочитанное.

В старших классах можно предложить ученикам при составлении диаманты самостоятельно подобрать вторую тему-антипод.

Примеры диамантов я нашёл на различных источников. Предлагаю использовать в диамантах изображения как напоминание ученику о предмете сравнения, противопоставления. Глядя на рисунок или фотографию, он вспомнит признаки, процессы, происходящие с предметом описания.

Рубрики: В помощь учителю, Приёмы педагогической техники, Цифровая дидактика | Метки: педагогическая техника

поэзия — Главная — MW LITERACY®

Если вы ищете инструмент для письма, который нацелен на практику частей речи и имеет четкую линию от начала до конца с базовой структурой, которая оставляет место для большого творческого самовыражения, вам может понадобиться подумать о том, чтобы принести синквейн в класс.

Существует множество видов синквейнов, но я сосредотачиваюсь на дидактическом синквейне со своими учениками. Это простой синквейн, который состоит из пяти строк и использует количество слов, а не количество слогов для составления каждой строки.

Структура выглядит следующим образом:

Строка 1: Какая у вас тема? Запишите его как одно существительное.

Строка 2: Опишите существительное из строки 1, используя два прилагательных.

Строка 3: Запишите три глагола действия, которые относятся к существительному из строки 1.

Строка 4: В четырех словах изложите свои мысли или чувства по поводу существительного из строки 1.

Строка 5: Что такое синоним для существительного из строки 1?

ПРИМЕР 1:

метель

Пушистый, белый

Flurrying, падение, накапливая

тепло и уютные внутри

Blizzard

Пример 2:

Суп

Hot, восхитительный

.

минестроне

ПРИМЕР 3:

экскаватор

большой, мощный

черпание, копание, формирование

передвижение по земле

строительный грузовик0003

Почему я их люблю

Использование этого типа синквейна имеет много преимуществ как для неохотного, так и для авантюрного писателя.

  1. Синквейн отлично подходит для разогрева письменных упражнений и пробуждения творческих способностей.

  2. Синквейн не слишком устрашающий. (Мы знаем, что это не может быть сказано обо всей поэзии!) Чинквапин обеспечивает структуру, и всего 5 строк не за горами. Учащиеся видят финишную черту.

  3. Написание синквейна побуждает учащихся — независимо от способностей — практиковаться в использовании подходящих и описательных существительных, прилагательных, глаголов и синонимов.

  4. Поскольку синквейны относительно короткие и могут быть написаны за один период написания, они идеально подходят для повышения уверенности в себе; учащиеся знают, что когда период написания закончится, они закончат поэтическое произведение.

  5. С практикой написание синквейна может стать увлекательным и творческим способом отражения и документирования чего угодно. Подумайте о том, чтобы начать вести журнал синквейна!

ThE list of topics to write about is endless… here are some suggestions:
  • A hobby or sport

  • A favorite food or drink

  • A holiday or celebration

  • Погода

  • Прошлый отпуск

  • Друг или член семьи

  • Любимое животное

  • Настроение

    0073
  • Полевая поездка

  • Обзор книг или фильма

  • Тема в области академического контента

Как использовать Cinquains в классе

. cinquain завершен, есть много способов включить их в свой класс и учебную программу.

  • Разминка при написании (тема не назначена)

  • Назначенная тема для отображения бюллетеня

  • Ежедневник для еженедельных записей синквейна

  • Классная тетрадь на заданную тему (отпуск, экскурсия, время года и т. д.)

  • Праздничные подарки для родителей (в виде закладки или в рамке)

  • Проверка понимания тем области содержимого

Ниже приведены шаблоны закладок, которые я создал для написания праздничных и сезонных синквейнов. (Доступны в моем магазине TpT.) Они больше, чем обычные закладки, чтобы оставить достаточно места для письма, и после завершения и ламинирования (или просто напечатаны на толстой линейке!), становятся полезными закладками для студента или в качестве подарка семье. член. В качестве альтернативы конечные продукты можно превратить в буклет класса или доску объявлений. С различными темами в рамках каждого праздника и сезона вы обязательно получите множество готовых синквейнов!

Я надеюсь, что этот пост вдохновит вас на использование синквейнов со своими учениками, и я хотел бы знать, как это работает.

Чтобы узнать больше о грамотности, присоединяйтесь ко мне по телефону INSTAGRAM , чтобы получать новые еженедельные материалы.

Блог

Учащиеся ЛЮБЯТ учиться, когда понимают, ЗАЧЕМ они это изучают. Я добился наибольшего успеха в общении даже с моими самыми сопротивляющимися учениками с помощью проектов. Проекты, которые я использую в своем классе, объединяют реальную жизнь, технологии и навыки, которым вы должны учить. Некоторые из моих любимых проектов для ВСЕХ ваших учеников (дифференцированных для удовлетворения всех стилей обучения и потребностей).

Нравится ли вам преподавать поэзию ? Какие стихи вам нравятся? Если вы обучаете учащихся старших классов, вам следует использовать стихи, которые будут связаны с учениками, и я обнаружил, что это означает юмор! Если вы можете заставить студентов читать и писать стихи, в этом все дело!

Итак, с чего НАЧАТЬ учить студентов анализировать стихи? Рекомендую начать с чтения любимых стихов вслух. Отыщите свои детские сборники стихов. Какие стихи вы помните из своего детства? Можешь прочитать какие-нибудь стихи? Какие были ваши любимые стихи? Кто были ваши любимые авторы? Если вы поделитесь своей любовью к поэзии, ученики это увидят.

Принесите сборники стихов из библиотеки в свой класс и установите большую витрину. Используйте стикеры со стрелками и размещайте их на страницах стихов, которые вам нравятся, и пишите что-то вроде: «Отличное использование аллитерации!» и «Автор повторяет слово «тук» три раза». и т. д.   Это простое задание показывает учащимся, что у вас на уме, когда вы читаете стихотворение. Расскажите о посыле стихотворения. Расскажите, о чем стихотворение. Перечитайте стихотворение, прислушиваясь к образцам и общему потоку слов. Какие-то слова выделяются? Какие слова? Как вы думаете, почему автор выбрал слова, которые он или она сделали, чтобы передать смысл? Прочтите стихи несколько раз. С каждым чтением вы будете открывать для себя то, чего раньше не видели. Эти кусочки головоломки помогают создать настроение, эмоциональный тон и посыл стихотворения. Самое главное, проделайте этот процесс со студентами, чтобы они поняли, что вы не можете прочитать стихотворение один раз и «уловить» его смысл с первого раза. Требуется много чтений.

Одним из моих любимых поэтов для чтения вслух со студентами является Шел Сильверстайн. Возможно, мое любимое стихотворение « Больной » с причинами, что… . . «Маленькая Пегги Энн Маккей не может сегодня пойти в школу. У нее корь и свинка, сыпь, рана и багровые шишки». {Вы должны надеть свою глупую актерскую шляпу и использовать отличный голос, когда будете читать это стихотворение!}  В этот момент все ученики со мной! {Даааа! Вставьте еще один счастливый танец учителя!}   Затем я прочитал стихотворение Сильверстайна «Сара Синтия Сильвия Стаут не выносила бы мусор». Видео стихотворения, прочитанного Шелом Сильверстайном . Теперь студенты на крючке! Стены сопротивления рушатся. Все учащиеся могут связать эти две темы болезни и нежелания выносить мусор. {Ура! Связь текста с самим собой.}

Самое интересное в анализе поэзии — выяснить, что хотел сказать поэт. Именно здесь вступает в действие образный язык. Это то, что придает поэзии такой музыкальный ритм и плавность. Это поток слов, ритм ритма, структура слогов, это слова, тщательно подобранные для создания образов в сознании читателя. ЭТО забавная часть поэзии. Нахождение всех этих письменных сокровищ!

Должен сказать, что мой личный опыт анализа поэзии в старшей школе был непростым. Воспоминание о моем 10-м классе; один из моих самых трудных лет, потому что в тот год я ходил в школу в Англии. Мои дядя, тетя и двоюродные братья были достаточно любезны, чтобы позволить мне жить с ними, чтобы получить незабываемый опыт иностранного студента по обмену, но тот год был одним из самых трудных в учебе. Один из моих любимых учителей преподавал английскую литературу, но я никогда не анализировал поэзию, а его класс был литературным на университетском уровне. У моих одноклассников по английскому был большой опыт анализа литературы. Мы проанализировали два стихотворения Шекспира, и это заняло у нас ВЕСЬ год. Да, мы потратили целый год на эти два стихотворения! Я помню, как переводил значение каждого слова в каждой строке. Между строк я нацарапал заметки, чтобы расшифровать смысл Шекспира. Мы проанализировали «Короля Ричарда II» и «Антония и Клеопатру». Чтобы помочь нам учиться, моя учительница повела наш класс посмотреть место рождения Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне, и мы посмотрели шекспировскую пьесу в лондонском театре. Какой это был опыт.

Сегодня учащихся начальной школы учат анализировать стихотворения в самом начале их школьной карьеры, и в результате, я могу вам сказать, сегодняшние учащиеся будут намного лучше подготовлены к тому, чтобы взяться за произведения Шекспира однажды из-за этого.

Еще одним ключом к успеху является то, что вы действительно вникаете в стихотворение и понимаете его, прежде чем пытаться преподавать его ученикам. Обучение детей анализу поэзии — это не одна из тех вещей, которые можно просто взять и научить; некоторые стихотворения действительно трудно понять взрослым, не говоря уже о том, чтобы попросить их понять учащихся. Вам действительно нужно провести время, думая, размышляя, задавая вопросы о том, что вы прочитали, и действительно сами понимаете стихотворение.

Если вы преподаете учебный план Common Core, ваши четвертый и пятый классы прочитают девять стихотворений из списка примеров заданий. ( Примеры заданий CCSS-ELA: стр. 66-70)  Я ЛЮБЛЮ поэзию, провел две недели, читая эти девять стихотворений с критическим взглядом, и решил выполнить тяжелую работу, на которую у учителей нет времени. Я решил создать карточки с задачами анализа поэзии для 4-го и 5-го классов для каждого из девяти стихотворений в списке образцов.

Вот как я предлагаю изучать стихи. Во-первых, узнать все о жизни поэта, чтобы получить представление о его или ее прошлом и жизни. Затем поищите в Интернете онлайн-ссылки, которые вы можете использовать, чтобы показать учащимся стихотворение. Затем прочитайте все, что сможете, о поэте и его жизни. Понимание периода времени, когда стихотворение было написано, и предыстория поэта необходимы для того, чтобы делать выводы о значении стихотворения. Затем прочитайте стихотворение строка за строкой, ища слова, которые учащиеся должны понять. Теперь ищите основной смысл. Ищите метафоры, использование сравнений, аллитераций и других образных выражений, которые используются для передачи смысла и изображения визуальной картины. Теперь придумайте списки вопросов, которые вы можете задать учащимся о стихотворении. Затем перечислите возможные ответы, которые могут прийти учащиеся. Определите настроение и тему.

Следующим по важности в обучении студентов анализу поэзии является предоставление им времени стать поэтами и написать свои собственные стихи. Объясните учащимся, что поэзия не обязательно должна быть рифмованной. Пусть они испытают удовольствие от написания собственных стихов о том, что их интересует.

Если создание собственных поэтических задач не для вас или у вас просто нет времени (я понимаю!!), я вас прикрою! Я создал огромную пачку карточек с задачами анализа поэзии , которые готовы к печати и использованию! Вы получите карточки задач анализа для каждого из 9стихи из списка CCSS Text Exemplar, резюме учителя, веб-ссылки на стихотворения, карточки с заданиями и ключи к ответам, буклет с записью, который вы можете использовать для всех ответов, биография поэта, как читать стихотворение и многое другое! Включены стихи: «Эхо зелени», «Новый колосс», «Кейси у летучей мыши», «Птица слетела с дорожки», «Туман», «Снежная пыль», «Красная Шапочка и волк». », «Они были моими людьми» и «Слова свободны, как конфетти». Я сделал тяжелую работу, так что вам не придется! Вот небольшой обзор материалов.
Чтобы увидеть полный комплект на TpT, нажмите ЗДЕСЬ.

В моем магазине TpT вы можете найти множество поэтических продуктов, таких как плакаты со словарем стихов с определениями и примерами, слайд-шоу PowerPoint, набор интерактивных записных книжек с фигуративным языком, Cootie Catchers, которые практикуют образный язык, 33 термина поэтического словаря и многое другое. . В комплект поэтического проекта входят 5 поэтических продуктов, которые дадут вам все необходимое для преподавания 6-недельного курса поэзии.

Мой независимый поэтический проект  обучает учащихся различным формам стихотворения, дает определение и примеры, чтобы учащиеся освоили поэтическую форму. В конце раздела проведите «Праздник поэта» и попросите людей просмотреть стихи, написанные учащимися. Я преподавал и усовершенствовал модуль, и набор на TpT стал моим самым продаваемым товаром, и его очень любят ученики, учителя и родители.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts