Что такое социометрия в психологии: Социометрия как метод в психологии

Социометрия как метод в психологии

Любое сообщество людей представляет собой сложную структуру межличностных отношений и микрогрупп. Социальная психология, изучая характер этих отношений, использует разнообразные методики, но самой известной и популярной считается социометрия. Переводится этот термин как «социальное измерение», а разработчиком метода является американский психолог Джекоб (Яков) Морено.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Социометрическая теория Дж. Морено
  • 2 В чем суть социометрии
    • 2.1 Процедура проведения методики
    • 2.2 Обработка полученных результатов
  • 3 Социометрическая структура группы
    • 3.1 Социометрические статусы
    • 3.2 Микрогруппы в социометрической структуре

Социометрическая теория Дж. Морено

Свои исследования молодой врач Яков Морено Леви начал еще во время Первой мировой войны в лагере беженцев недалеко от Вены. Он обратил внимание, что результативность взаимодействия людей зависит от того, с кем они в данный момент контактируют. В одних случаях общение окрашено положительными эмоциями, и люди взаимодействуют с удовольствием, в других – возникает эффект отторжения, и у партнеров буквально все валится из рук.

На основании наблюдений Морено пришел к выводу, что социум подчиняется тем же законам притяжения и отталкивания, что и физический мир. Поэтому в любом сообществе есть люди, которые тянутся друг к другу и стремятся объединиться в микрогруппы по 3-4 человека. Эти микрогруппы играют важную роль в функционировании всего сообщества. На его жизнь большое влияние также оказывают те личности, что обладают даром притяжения и которым симпатизируют другие члены группы.

Эмигрировав в США, Дж. Морено продолжил свои исследования в специализированной школе для малолетних преступников, а потом даже открыл Социометрический институт. К середине 40-х годов учение Морено полностью оформилось, и сам автор выделял в нем три направления: социометрию, социодраму и психодраму.

В чем суть социометрии

Социометрия – это специальная экспериментальная методика, опирающаяся на математические методы. В настоящее время ее результаты используют социальные психологии для организации работы с любой группой: школьным классом, неформальной подростковой группой, трудовым коллективом и т. д.

Процедура проведения методики

Организация социометрических исследований довольно проста и не требует ни особой подготовки, ни специальных условий, ни оборудования. Участие в диагностировании не вызывает затруднения даже у школьников начальных классов.

Для проведения социометрии используются специальные вопросы (обычно всего один), которые должны поставить членов группы в ситуацию выбора. Обычно испытуемым предлагают указать трех наиболее предпочитаемых одногруппников и трех отвергаемых.

Сама формулировка вопроса во многом зависит от возраста и рода деятельности членов группы. Так, при исследованиях школьного класса могут быть следующие вопросы:

  • «Кого бы ты хотел/хотела пригласить на свой день рождения?» и «Кого бы ты никогда не пригласил к себе на день рождения?»
  • «С кем бы ты хотел/хотела пойти в поход?» и «С кем бы ты ни за что не хотел идти в поход?»
  • «С кем бы ты согласился оказаться на необитаемом острове?» и «Кого бы ты не хотел видеть рядом с собой на необитаемом острове?»

Для взрослых людей, членов профессиональной группы можно сформулировать вопросы несколько по-другому.

  • «Если бы вам предложили работать над важным проектом, с кем бы из коллег вы хотели сотрудничать?» и «С кем бы не хотели?»
  • «Если бы вы поехали в командировку, кого бы из коллег вы хотели видеть рядом с собой?»

Каждый участник исследования получает карточку, на которой он должен написать свою фамилию и вписать фамилии предпочитаемых членов группы и на оборотной стороне – отвергаемых. Кстати, часто психологи, диагностирующие группу, предлагают сделать только положительные выборы. И не столько потому, что обрабатывать результаты будет легче, сколько потому, что сама необходимость сделать отрицательный выбор может вызвать негативные эмоции. Мало кому нравится демонстрировать свою неприязнь к коллегам, постороннему человеку. Однако в ряде случаев без негативных оценок не обойтись, особенно, если в коллективе есть конфликты.

Но следует помнить, что социометрия – это один из методов, промежуточные результаты которого психолог должен сохранять в тайне, чтобы не ухудшить социальную ситуацию в группе.

Обработка полученных результатов

Для того чтобы получить материалы, которые будут анализироваться и использоваться в работе с группой, психолог на основании полученных данных должен решить ряд задач:

  1. Определить количество положительных и отрицательных выборов, которые получил каждый член группы.
  2. Выявить индивидов, получивших максимальное и минимальное количество голосов.
  3. Определить людей, не получивших ни положительных, ни отрицательных выборов.
  4. Составить рейтинг симпатий и антипатий.
  5. Установить наличие и количество взаимных выборов в отношении каждого члена группы.
  6. Определить наличие и состав микрогрупп.
  7. Установить связи между микрогруппами или их отсутствие.

Выполнить все это непросто, и можно запутаться, даже если группа сравнительно небольшая. Для облегчения анализа результатов в социометрии предусмотрено составление социограммы и социоматрицы.

Социограмма – это таблица, в которую заносятся фамилии участников и сделанные ими выборы. Для этого в первом столбце указываются порядковые номера и фамилии членов группы, в последующих столбцах только порядковые номера. Затем на пересечении строк и столбцов отмечают выборы. Например, №1 Андреев выбрал №3, №7 и №9. №2 Борисов выбрал № 1, №3 и №6 и т. д. В итоге в вертикальных столбцах будет хорошо видна общая сумма выборов по каждому члену группы.

Затем полученные данные переносятся в социограмму. Она представляет собой три (реже четыре) концентрических круга, в которых располагают номера участников в зависимости от количества полученных ими выборов. В центре – те, кто получил максимальное число выборов. Потом стрелками указываются и сами выборы, в том числе и взаимные.

Пример социограммы

Социограмма дает яркую картину межличностных отношений, и в ней хорошо заметны микрогруппы, а также связи между ними. В исследованиях школьных классов и молодежных групп психологи обычно помечают разными значками участником мужского и женского пола и помещают их на разных сторонах социоматрицы.

Показательно, что до старшего подросткового возраста между мальчиками и девочками практически не бывает выборов.

Социометрическая структура группы

Есть структура группы формальная, есть неформальная, а есть социометрическая. Особенность ее в том, что данный метод позволяет оценить субъективное отношение людей друг к другу. Их симпатии и антипатии, мало связанные с объективным положением индивидов в группе, их профессиональными, деловыми качествами, да и личными нередко тоже. Это следует учитывать, например, руководителю, который хочет воспользоваться результатами социометрии для распределения функций в коллективе или классе.

Социометрические статусы

Это важнейшая составляющая социометрической структуры. Определяется статус на основании полученных индивидом выборов.

Самое большое количество выборов и, соответственно, самый высокий статус имеют «социометрические звезды». Им симпатизируют многие члены группы, а иногда и большинство. Но было бы ошибкой отождествлять «звезд» с лидерами, так как они могут не обладать необходимыми для лидера качествами: организаторскими способностями, энергичностью и активностью, жесткостью и требовательностью. «Звезды» чаще всего просто приятные, симпатичные и отзывчивые люди. А получив назначение на должность формального лидера, «звезда» может частично утратить симпатии товарищей, так как лидеру иногда приходится принимать непопулярные решения или оказывать давление на членов группы.

Следом за звездами располагаются высокостатусные или «предпочитаемые». Они получили меньше выборов, чем «звезды», но пользуются значительным авторитетом в группе, и чаще всего в их числе находится потенциальный лидер.

Далее два статуса, граница между которыми довольна зыбкая. В сравнительно небольших группах их даже не разделяют. Это среднестатусные и низкостатусные. Они не имеют большого количества ни отрицательных, ни положительных выборов. Нередко индивиды с этим статусом составляют замкнутые микрогруппы, выбирая друг друга и не особо общаясь с остальными.

Следующий статус – «отверженные». Это индивиды, получившие больше отрицательных, чем положительных выборов.

«Пренебрегаемые» или «изгои» — члены группы, получившие только отрицательные выборы.

«Изолированные» — социальные психологи считают людей, не получивших ни положительных, ни отрицательных выборов, самым низким статусом. Их положение в межличностной иерархии даже хуже, чем у «отверженных». «Изолированные» как бы вообще не существуют для группы.

Социометрические статусы не заданы жестко и могут меняться. Конечно, перейти из статуса «изгоя» в статус «звезды» практически невозможно, но стать «предпочитаемым» вполне реально.

Микрогруппы в социометрической структуре

Как правило, социометрические исследования проводятся в малых группах с количеством членов немногим более 20. И в них социометрия позволяет выявить микрогруппы людей, объединенных взаимными выборами. Индивиды в таких образованиях связаны симпатиями и общими интересами, что делает микрогруппы устойчивыми элементами структуры социума.

Именно эти образования может эффективно использовать руководитель для организации работы группы в целом. Удобство и продуктивность малых объединений людей доказано в педагогике. Учителя и классные руководители давно и успешно используют в своей работе естественно сложившуюся структуру класса. Но и в работе с сообществами взрослых опора на микрогруппы может сделать коллектив более эффективным.

С другой стороны, конфронтация между микрогруппами, которая нередко случается, может оказаться разрушительной для коллектива в целом. И социометрия позволяет вовремя выявить наличие тенденций отвержения между отдельными мини-сообществами.

Преимущество социометрии, как метода, в относительной простоте – ее может провести даже психолог, не имеющий большого опыта. А еще социометрия очень информативна. На основании полученных данных можно создать развернутую картину межличностных отношений и определить вес каждого индивида в этих отношениях.

Тема 8. Социометрия

8.1. Общая характеристика метода социометрии, его возможности

и границы применения

8. 2. Основные характеристики социометрической методологии и техники

8.3. Организация и проведение социометрического опроса

8.4. Обработка и анализ данных социометрического опроса

8.1. Общая характеристика метода социометрии, его возможности и границы применения

Социометрия – это одно из теоретических и прикладных направлений в современной зарубежной социальной психологии и микросоциологии.

Некоторые авторы считают, что социометрию можно рассматривать как социологически реформированную ветвь психоанализа. Она возникла в первой четверти ХХ века, когда ученые попытались применить математические методы к изучению социальных явлений. Социометрию связывают с именем американского ученого Морено (родился в 1892 г.) – психиатра и социального психолога, который был учеником З.Фрейда.

По Морено

Социометрические методы – это система технических средств и процедур для метрического и качественного анализа социально-эмоциональных связей данного индивида с членами той группы, в которой человек работает и живет.

Термин «социометрия» состоит из двух латинских слов «socius» – товарищ, компаньон соучастник и «metrum» – измерение. То есть социометрическое измерение – это метрическое, количественное изучение эмоционально-психологических связей между людьми.

Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатий и антипатий среди членов группы (например, учебного, научного, армейского, спортивного или производственного коллектива).

С помощью социометрии можно:

  • получить информацию о динамике внутренних взаимоотношений в группе,

  • выявить характер и степень развития

    психологических взаимоотношений,

  • диагностировать состояние не только внутригрупповых, но и межгрупповых процессов общения,

  • измерить степень сплоченности или разобщенности в группе;

  • выявить по признакам симпатии и антипатии «лидера» группы и «отвергнутого»;

  • обнаружить внутригрупповые подсистемы, то есть сплоченные образования, во главе которых могут быть свои формальные лидеры.

Данные социометрии широко используются в воспитательной работе в учебных заведениях, при изучении стилей руководства в группах на производстве, в армии, спортивных организациях.

    1. Измеряемые переменные являются в значительной степени «социальными переменными», потому что они описывают качество межличностных связей в группах.

      1. Для диагностики взаимоотношений в группах социометрические инструменты могут применяться в социологии, социальной психологии, антропологии, психиатрии, педагогике.

        1. С помощью данного метода можно изучать, с одной стороны, малую группу в целом как миниатюрную социальную систему, а с другой – индивида и его социальную среду в том смысле, как она понимается субъектом.

          1. С помощью данного

            метода можно выявить, как надо изменить состав группы, чтобы ликвидировать конфликтные ситуации, улучшить психологическую атмосферу общения, повысить эффективность работы и т.д.

          2. Количественная сторона социометрической техники выражена в форме социометрических индексов, которые отражают различные эмпирические понятия (социометрический статус отдельного члена, групповая сплоченность и т.д.)

          Социометрия рассматривает малую группу как социальную молекулу, простую единицу общества.

          Объект исследования в социометрии – малая группа контактного типа. Социальный атом состоит из индивида и окружающих его людей, с которыми он эмоционально связан.

          Основное внимание Морено уделил психологическим взаимоотношениям людей в небольших группах.

          Поэтому он включил в социометрию экспериментальные методы, некоторые элементы психоанализа и теории ролей.

          Система социометрии по Морено состоит из 5-ти положений:

          1. Распределение симпатий и антипатий между людьми связано с существованием «теле» – невидимых, нематериальных сгустков эмоциональной энергии.

          «Теле» – простейшие единицы чувства, которые направлены от индивида к индивиду. Одна из основных задач социометрии измерить эти «теле».

          1. Ни один человек не может выжить без эмоциональных связей с другими людьми, поэтому «социальным атомом» общества является не отдельный индивид, а сосуществование индивидов.

          Выделяются два уровня взаимосвязи между индивидами:

            1. спонтанный уровень – на этом уровне находятся лица, с которыми данный индивид хотел бы вступить в контакт;

            2. реальный уровень – на этом уровне находятся те, кто действительно является эмоциональным партнером.

          Каждая личность по Морено – ядро атома, вокруг которого собираются воедино многочисленные роли, связанные с сосуществованием других участников.

          Спонтанные группы и роли влияют на поведение индивидов и групп и могут быть источниками острых конфликтов.

          Социометрический метод выполняет диагностические и терапевтические функции.

          1. Закон социальной гравитации: сплоченность группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна пространственной дистанции между ними.

          Эффективность групповой деятельности можно повысить, сблизив официальную и неофициальную структуру взаимных симпатий.

          1. Социологический закон: высшие формы коллективной организации должны развиваться из простейших.

          Морено считал, что любые преобразования дают наибольший эффект, когда их проводят на микросоциологическом уровне, то есть на уровне малых групп, а не уровне макроструктур, то есть общества в целом.

          1. Социодинамический закон: внутри любой группы человеческие привязанности распределяются неравномерно.

          Ограниченность области применения социометрического метода:

          • С его помощью изучают только малые группы, между членами которых имеются непосредственные контакты, достаточно сложившиеся и имеющие временной промежуток не менее полугода.

          • Выделяемые критерии не могут отразить полную картину внутригрупповых отношений.

          Малые группы – коллективы:

          Особенно важно использовать данный метод при комплектовании коллективов в экстремальных или приближенных к ним условиях, а также в условиях значительного влияния межличностных отношений на результаты совместной деятельности.

          Выявление положительных, конфликтных, напряженных или индифферентных участков в группе с помощью метода социометрии способствует активному управлению групповой деятельностью людей.

          Важные вопросы:

          • численность малых групп,

          • «нижние» (2–3) и «верхние» (20–40 чел.) границы,

          • основания для классификации этих групп.

          Основные признаки малых групп:

          Используемые в социометрии понятия:

          • формальные группы,

          • неформальные группы,

          • «группа членства» (группа, включающая в себя всех формально входящих в нее людей).

          • «референтная группа» (группа людей «значимого круга общения», нашедших и признавших друг друга).

          Существенным является также выяснение содержания и значение понятий «статус» и «социальная роль индивида».

          Уровни изучения межличностных отношений:

          Социометрическое тестирование – школьная психология

          Последнее обновление: среда, 21 декабря 2022 г. | Школьная психология

          Социометрическая оценка – это измерение межличностных отношений в социальной группе. Социометрические методы измерения или оценки предоставляют информацию о социальном статусе человека, то есть его социальном положении в группе. Школьная социометрическая оценка фокусируется на отношениях ребенка со сверстниками. Большинство методов социометрической оценки получают информацию о социальных отношениях путем оценки положительного и отрицательного социального восприятия детей друг друга. Исследователи обнаружили, что социометрическая оценка может быть полезна для определения социального положения детей и прогнозирования положительных или отрицательных социальных результатов детей.

          Измерение и понимание социального статуса ребенка важно по нескольким причинам. Установление дружеских отношений и позитивных социальных взаимодействий важны для социального развития детей. Дети с плохими отношениями со сверстниками часто испытывают негативные социальные и эмоциональные последствия, которые могут сохраняться на протяжении всей взрослой жизни. Эти негативные последствия могут включать депрессию, беспокойство, низкую самооценку, плохое представление о себе, социальную изоляцию и антиобщественное поведение, такое как агрессия и преступность. Исследователи подсчитали, что по крайней мере 1 из 10 детей испытывает негативные отношения со сверстниками. Таким образом, большое количество детей с плохими социальными отношениями могут быть подвержены риску развития поведенческих и эмоциональных трудностей.

          Методы социометрической оценки были внедрены в 1930-е годы. В 1950-х годах было опубликовано несколько книг по теме социометрии, и социометрические измерения часто были частью исследований и школьных оценок социальных отношений детей. Использование социометрических процедур сократилось в последующие десятилетия с развитием шкал оценки социального поведения и этических соображений, связанных с использованием социометрических методов.

          Существует множество методов социометрической оценки. Наиболее широко используются номинации сверстников, в которых дети в социальной группе или школьном классе анонимно определяют социальные предпочтения своих одноклассников. Например, детей могут попросить составить список из трех одноклассников, с которыми они хотели бы играть больше всего, и трех одноклассников, с которыми они меньше всего хотели бы играть. Другой метод номинации сверстников заключается в предоставлении списка имен детей в классе вместе с вопросами социального признания (например, «С кем вам нравится играть?», «Кто, скорее всего, будет один во время перемены?», «Кто получает больше всего в беде?»). Детей просят поставить крестик рядом с именем одного-трех одноклассников, которые, по их мнению, лучше всего подходят под описание предмета (рис. 1). Альтернативой для первых читателей является использование фотографий, а не списка имен, и чтение предметов вслух либо в индивидуальном, либо в групповом классе. В обоих методах количество номинаций суммируется для каждого ребенка, и результаты используются для выявления детей, которые положительно и отрицательно воспринимаются сверстниками.

          Другие социометрические методы можно описать как рейтинги коллег и социометрические рейтинги. Рейтинги сверстников проводятся путем предоставления списка имен детей в социальной группе или классе вместе с рейтингом по пунктам общественного признания. Используемые методы оценки могут варьироваться, обычно от трех до пяти ответов (например, «Согласен», «Нейтрально», «Не согласен»). В отличие от номинаций и рейтингов сверстников, социометрические рейтинги составляются взрослым (взрослыми), чаще всего классным учителем.

          Применение методов социометрической оценки привело к спорам и этическим проблемам в отношении их использования. Эти опасения связаны с использованием отрицательных номинаций и возможностью того, что дети будут сравнивать ответы, что может привести к негативным социальным и эмоциональным последствиям для детей, которые не воспринимаются положительно своими сверстниками. Эти опасения способствовали сокращению использования методов социометрической оценки, особенно в школьных условиях. Однако исследователи не нашли доказательств того, что негативные последствия возникают. Поэтому социометрическая оценка продолжает использоваться в качестве исследовательского инструмента для понимания детских социальных отношений.

          См. также «Вмешательство в поведение»; самооценка и эффективность;

          Социально-эмоциональная оценка

          Поставьте крестик под именем одного из одноклассников в ответе на каждый вопрос ниже

          Алан

          Берт

          Кара

          Диана

          Эдье

          Файд

          Гери

          Ганс

          Инга

          Хосе

          Коби

          Лиан

          Марк

          Отто

          Пол

          С кем бы ты больше всего хотел поиграть?

          Продолжить чтение здесь: Злоупотребление психоактивными веществами

          Была ли эта статья полезной?

          Социометрия в классе – Mondship

          Преподавание и обучение, происходящее в классе, тесно переплетены с социальным взаимодействием между учениками и учителями. Отношения между учащимися, а также между учащимися и их учителями устанавливают групповые процессы и динамику, что делает классную комнату одной из самых основных социальных сред в жизни ребенка.

          Школьный класс как группа

          Большая часть обучения в школах проводится в классах или группах. Группа — это набор из трех или более взаимозависимых лиц, которые влияют друг на друга, разделяют одни и те же цели и интересы, работают или действуют вместе. Школьные классы представляют собой полуформальные учебные группы, определяемые своими целями и структурой.

          Ученики и учителя в классе образуют маленькое общество. Подгруппы и общение между членами группы влияют на работу класса в целом. В то время как обучение является важной образовательной целью, развитие позитивных отношений в классе является важной социально-эмоциональной целью. Классы, которые достигают обеих целей, как правило, более успешны, чем классы, которые достигают только одной.

          Исследования показывают, что поведение группы определяется коммуникацией между ее членами и характером структуры, которая развивается благодаря этому взаимодействию. Атмосфера в классе оказывает сильное влияние на обучение и поведение каждого учащегося, поэтому понимание поведения в классе необходимо для прогнозирования и улучшения этого поведения.

          Понимание динамики и структуры класса может помочь учителям превратить класс в сплоченные группы, которые вместе работают над обучением и развитием.

          Что такое социометрия в образовании?

          Социометрия — это количественный метод измерения межличностного влечения. Социометрия, разработанная Джейкобом Л. Морено и Хеллен Холл Дженнингс, исследует структуру группы, измеряя социальные отношения, выражающиеся в привлекательности и неприятии между членами группы.

          Социометрия использует социограмму, графическое изображение взаимоотношений между членами группы. Каждый член группы представлен символом (квадрат, круг и т. д.), а стрелки и линии изображают типы отношений между членами (дружба, модели общения).

          Социометрия в образовании может использоваться для представления межличностных отношений, общения и групповой динамики. Он дает ценную информацию об отношениях любого ребенка с другими детьми и классом/группой в целом, а также о том, как эти отношения меняются с течением времени.

          Таким образом, социограмма предоставляет учителям полезную информацию о групповом поведении, улучшении управления классом и повышении эффективности обучения.

          Какие бывают виды социометрии?

          Типы социометрического статуса представляют собой социальный статус ребенка в классе (или группе сверстников). Типы социометрического статуса оцениваются, когда учащихся просят назвать, кто им нравится больше всего, а кто меньше всего в их классе. Учащихся просят выбрать своих любимых товарищей по играм или оценить каждого сверстника по шкале от «очень нравится» до «очень не нравится». Обычно детей просят назвать своих лучших друзей в классе. Эти номинации могут быть взаимными (два ребенка взаимно номинируют друг друга) и односторонними (один ребенок выбирает другого, но другой не отвечает взаимностью на номинацию).

          Based on the number of their reciprocated friendship nominations, children can be assigned a score classified into five sociometric status types:

          • Popular
          • Rejected
          • Neglected
          • Controversial
          • Average

          Popular

          Popular дети наиболее избраны и любимы одноклассниками. Эти дети характеризуются как дружелюбные, приятные и готовые к сотрудничеству. Они умеют развивать и поддерживать позитивные социальные отношения и чувствительны к другим. Популярные дети, как правило, обладают высокоразвитыми интеллектуальными и академическими способностями. Они редко прибегают к агрессивному поведению, но, как правило, напористы и успешно справляются со своими эмоциями.

          Отверженный

          Дети отверженного типа не нравятся своим сверстникам и имеют много негативных номинаций. Этот социометрический тип можно разделить на два подтипа:

          • Агрессивный и
          • Социально тревожный

          Отверженно-агрессивные дети демонстрируют деструктивное поведение с высоким уровнем враждебности и физической агрессии.

          Социально тревожные и замкнутые дети также часто отвергаются сверстниками. Хотя они не агрессивны, этим детям не хватает социальных навыков, необходимых для создания и поддержания социальных взаимодействий. Их часто воспринимают как очень застенчивых и настороженных, поэтому другие дети менее охотно приближаются к ним.

          Безнадзорные

          Безнадзорных детей скорее не замечают, чем не любят. Они получают положительные и отрицательные номинации. В то время как они могут предпочитать одиночные занятия и вести себя несколько разрушительно или агрессивно, заброшенные дети проявляют больше общительности в структурированных занятиях.

          Спорный

          Дети, принадлежащие к противоречивому социометрическому типу, нравятся одним сверстникам, но не нравятся другим, поэтому они получают как положительные, так и отрицательные номинации. Эти дети в равной степени проявляют агрессивное и позитивное социальное поведение (сотрудничество, общительность и т. д.).

          Средний

          Большинство детей относятся к средней категории. Средние дети не могут быть отнесены ни к одной из вышеупомянутых категорий. Они получают среднее количество положительных и отрицательных номинаций дружбы.

          Исследования показывают, что дети, которых любят одноклассники, не обязательно дружат в классе, и наоборот. Например, подгруппы очень агрессивных детей обычно не нравятся сверстникам, но все же могут иметь друзей.

          Пять социометрических типов связаны с различиями в социальных навыках, поведении и результатах развития. Исследования показывают, что симпатия одноклассников и наличие друзей помогает детям приспособиться к школе. Точно так же отказ увеличивает риск побочных эффектов, таких как одиночество и изоляция, СДВГ, правонарушения и депрессия.

          Что такое социометрические методы?

          Термин «социометрические методы» относится к множеству методов, позволяющих качественно измерить положительные и отрицательные отношения между членами группы, а также их социальный статус.

          About the Author

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

          Related Posts