39. Задатки и способности. Виды способностей.
Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения. Однако развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета. Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.
У
человека имеется множество самых разных
способностей: элементарные и сложные,
общие и специальные, теоретические и
практические, коммуникативные и
предметно-деятельностные. Способности
человека не только совместно определяют
успешность деятельности и общения, но
и взаимодействуют друг с другом, оказывая
друг на друга определенное влияние. В
зависимости от наличия и степени
развитости отдельных способностей, они
приобретают специфический характер. Способности и задатки выделяются в
качестве одного из параметров целостного
психического облика личности, они дают
психологическое описание человека с
какой-то специфической стороны, являющейся
жизненно значимой.
Способности развиваются из природных задатков человека. Многие способности в своем развитии проходят огромный путь, такой, что сложно даже оценить роль и характер задатков, стоявших в начале пути. Более того, у разных людей из одинаковых задатков могут развиться разные способности, а у истоков двух одинаковых способностей могут стоять разные природные задатки. Для большинства человеческих способностей развитие способностей начинается с рождения человека. Если он продолжает заниматься соответствующими видами деятельности, развитие способностей не прекращается до конца жизни.
В развитии любой способности можно (весьма условно и произвольно) выделить несколько характерных периодов.ТАЛАНТ — данная человеку чрезвычайная способность к определенному виду творческой деятельности, которая может проявляться в любых областях жизни, понятие соразмерное с гениальностью, но не тождественное последней. Мера экстраординарности Т. заранее рационально не определима, поэтому талантливые люди квалифицируются по результатам их деятельности (шедевры в литературе и других видах искусства, гениальные достижения в науке и технике, в военной и инженерной сферах, в политике, экономике и пр.) и по методам их достижения. Талантливые люди в особых случаях выделяются и поощряются обществом (для этого в нормально устроенном обществе существует институт наградного права). Уникальные способности человека могут быть направлены и на цели, не соответствующие моральным или юридическим общественным установкам. Природный или приобретенный талант нужно развивать, иначе его можно утратить.
28.Понятие о способностях. Задатки и способности.
Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют.
Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, несводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения. Однако развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета.
Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей, как вне деятельности, так и вне задатков. Задатки врожденны и статичны в отличие от динамических способностей. Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен, многозначен. Он получает свою определенность, только будучи, включенным в структуру деятельности, в динамику способности.
Возможно, из какого-то природного задатка у человека разовьются, например, математические способности, а возможно — другие.
У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные.
Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. В зависимости от наличия и степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер
Таким образом, Способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.
Иными словами, под Задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.
Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем чтобы целенаправленно формировать их способности.
Безусловно, способность связана с какими-то врожденными анатомическими особенностями структуры мозга, в первую очередь с особенностями его микроструктуры. Эти особенности сказываются на характере процессов отражения и поведения личности.
Характер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.
Характер понимается и как:
•система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
•мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
•отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.
Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.
Итак, темперамент понимается как составная часть личности. Он трактуется как характерная для данного индивида совокупность психических свойств, определяющих присущий ему способ взаимодействия с окружающей средой.
Сангвиник
Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. Обладая повышенной активностью, и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь.
Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.Холерик
Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
Флегматик
Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт.
Меланхолик
Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интраверты.
Склонность и способность — в чем разница?
наклон | способность | Связанные термины | В устаревших терминах разница между склонностью и способностьюзаключается в том, что склонность — это человек или вещь, которую любят или которой восхищаются, а способность — пригодность. В качестве существительных разница междусклонностью и способностьюзаключается в том, что наклонность представляет собой физический наклон или изгиб, а способность пригодность. Другие сравнения: в чем разница?Возможности и наклон
|
Соответствует ли ваша карьера вашим естественным склонностям и способностям? Эти 4 БЕСПЛАТНЫХ онлайн-теста раскрывают сложную истину
Каждый работающий профессионал должен раз в несколько лет находить время, чтобы подвести итоги своей карьеры. Учитывая множество переменных, определяющих счастье и успех в карьере, в том числе наши естественные предпочтения и способности, то, как наши предпочтения меняются со временем по мере нашего роста и обучения, а также случайные пути, которыми один путь ведет к другому и еще одному, мы можем никогда не достичь наши идеальные направления без периодической самооценки. Эти четыре теста помогут глубже понять вашу самую идеальную карьеру, а также дадут вам захватывающее представление о личности:
Карьерный личностный профайл
Этот 15-минутный тест на профориентацию, проведенный компанией Truity, измеряет ключевые личностные факторы, чтобы показать вам профессии, которые соответствуют вашим сильным сторонам. Он основан на мощных системах Holland Code и Big Five, чтобы получить точные результаты, чтобы дать вам представление о карьерных путях, которые лучше всего соответствуют вашим природным способностям.
Кодекс Голландии представляет собой трехбуквенный код, состоящий из трех доминирующих типов личности человека из следующих шести вариантов, согласно теории, разработанной психологом доктором Джоном Холландом: реалистичный, исследовательский, творческий, социальный, предприимчивый и традиционный. . Системы Большой пятерки проверяют открытость, добросовестность, экстраверсию, доброжелательность и невротизм.
Типологический тест Юнга
Этот тест раскрывает вашу типологию Бриггс-Майерс, а также сильные стороны ваших предпочтений и описание вашего типа личности применительно к карьере. Согласно теории психологических типов Карла Г. Юнга [Jung, 1971], люди могут характеризоваться предпочтением общей установки (экстраверт против интроверта), предпочтением одной из двух функций восприятия (ощущение против интуиции) и предпочтением одной или двух функций суждения (мышление против чувства).
Вывод поможет вам узнать о карьере и занятиях, которые соответствуют вашему типу личности, и даст вам лучшее понимание вашего стиля общения и обучения.
Career Explorer
Этот тест на основе искусственного интеллекта позиционируется как «самая продвинутая в мире оценка карьеры». Он начинается с анкеты, которая охватывает вашу историю и цели, предпочтения на рабочем месте, личность и интересы. Затем он предоставляет подборки карьеры, а также комплексное представление о себе и о том, что действительно важно для вас, включая оценку 146 качеств и ваших результатов по сравнению с другими людьми, прошедшими тест.