Что такое я концепция в психологии: Я-концепция . Что такое «Я-концепция «? Понятие и определение термина «Я-концепция » – Глоссарий

«Я-концепция» характеристика, особенности, значение — Блог Викиум

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а также исходя из мнения окружающих. Безусловно, мнение о себе играет одну из важнейших ролей в том, как сложится жизнь человека и чего он сможет добиться.

Содержание:

  • 1 Зарождение
  • 2 Что значит эта система
  • 3 Как формируется система
  • 4 Структура
  • 5 Воздействие системы на жизнь человека

Зарождение

Впервые такое понятие обрело жизнь в XIX-XX веке, а спустя некоторое время оно начало свое активное развитие. Спустя 40 лет, после того, как концепция начала развиваться, ее уже активно начали применять в зарубежной и отечественной психологии. Несмотря на все попытки, исследователям не удалось прийти к единому мнению в области терминологии, что частично объединило систему «Я-концепция» и самоанализ.

Что значит эта система

В психологической литературе «Я-концепция» определяется как система, направленная на изучение самого себя. «Я-концепция» возникает у человека тогда, когда он взаимодействует с обществом, что влияет на его индивидуальное психическое развитие.

Как формируется система

Любой человек на протяжении всей своей жизни связан с внешним миром, который заставляет его функционировать в разных ролях. Таким образом, каждая личность создает свое собственное «Я». Проводя самоанализ и разделяя свои образы, человек проводит внутренний самоанализ. По мнению одного из психологов образ личного «Я» постоянно меняется, показывая себя с разных сторон. Именно поэтому, когда происходит формирование собственного «Я» из разных образов, оно включает в себя основные черты характера о конкретном человеке.

Структура

Система «Я-концепция» имеет определенную структуру, которую обозначили ученные. В нее входит:

  • когнитивная часть, которая отвечает за то, как видит человек свою личность;
  • оценочная, то есть самооценка личности;
  • поведенческая – поведение, которое состоит из определенных действий, а также реакций.

Подобные разграничения являются лишь условными, так как сама система является чем-то целостным, где каждая структурная часть тесно взаимосвязана между собой.

Воздействие системы на жизнь человека

«Я-концепция» отвечает за внутреннюю согласованность человека с самим собой. Когда человек получает какие-то новые знания и опыт, которые не расходятся с его видением, он всегда готов к принятию. Но, если данный опыт не сопоставляется с внутренним «Я», человек старается его отвергнуть или же получить отрицательный урок.

Второй функцией данной системы является своеобразный фильтр, который помогает определить переосмыслить личности какие-либо происходящие события. Третьей функцией «Я-концепции» является ожидание человека того, что в его понимании должно произойти.

Исходя из всего перечисленного, можно прийти к выводу, что «Я-концепция» является основополагающей в развитии личности и характера каждого человека, а также его деятельности и взаимодействии с обществом. Научиться лучше понимать себя, свои эмоции, а также эмоции других поможет авторский курс Викиум — «Эмоциональный интеллект».

Что такое Я-концепция? Это определения, природа и теории

Главная »Социальная психология»Что такое Я-концепция? Это определения, природа и теории

Опубликовано Authralbalaji NiwlikarLeave A Comment

Содержание

  • 1 Введение в Self Concept
    • 1.1. самосознания
      • 3.1 1. Самосознание
      • 3.2 2. СЕЗВОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
      • 3.3 3. СЕЗВОЙ ЭТИКАЦИЯ
      • 3.4 4. Self Suceem
    • 4 Теории самостоятельной концепции
      • 4.1. Негативной Я-концепции у подростков
      • 6 Ссылки

      Введение в Я-концепцию

      Я-концепция — это то, как мы воспринимаем себя и наши представления о наших компетенциях и качествах.

      В этой статье мы обсудим все о себе, его природе, его теориях и, самое главное, его роли в нашей социальной жизни.

      Это накопление знаний о себе, таких как убеждения относительно –

      • Черты личности
      • Физические характеристики
      • Способности
      • Значения
      • целей
      • ролей

      В подростковом возрасте самооценка становится более абстрактной и сложной. Более того, он становится иерархически организованным в виде когнитивных ментальных репрезентаций или самосхем, которые направляют обработку релевантной для себя информации.

      Родители, друзья, учителя и другие значимые лица играют жизненно важную роль в формировании представления ребенка о себе. Наше взаимодействие с другими людьми, наш опыт и значение, которое мы им придаем, служат основой нашего «я». Структура «я»

      поддается изменению в свете нашего собственного опыта и опыта других людей.

      Щелкните здесь для практического теста MCQ

      Определения Я-концепции
      • Harter (1996)- «Я-концепция — это наш целостный образ нас самих. Это наша полная картина наших способностей и качеств. По сути, это когнитивная конструкция, которая определяет, как мы относимся к себе, и направляет наши действия».
      • Purkey (1988) – «Я-концепция определяется как совокупность представлений каждого человека о себе».
      • Согласно Саймондсу (1957) самость — это то, как индивидуум реагирует на самого себя. Есть четыре аспекта
      1. Как человек воспринимает себя?
      2. Что он думает о себе?
      3. Как он себя оценивает?
      4. Как он усиливает или защищает себя?
      • Американская психологическая ассоциация (АПА) – Я-концепция – это описание и оценка себя, включая психологические и физические характеристики, качества , навыки , роли и так далее 900. Я-концепции со временем способствуют формированию у человека чувства идентичности.

      Природа Я-концепции

      Для того, чтобы понять природу Я-концепции, мы должны осознавать, что существует разница между «Я» и «Я-концепция» Представление человека о себе основано на о том, как они видят себя. С другой стороны, я-концепция представляет собой более полную оценку себя. Более того, оно во многом основано на том, как человек видит себя, ценит себя, думает о себе и чувствует себя.

      Развитие Я-концепции человека происходит с учетом различных аспектов. Такие аспекты, как Мотивация, Потребность, Отношение, Темперамент и т. д., следовательно, Я-концепция вполне субъективны .

      Что питает это развитие или изменение? Ответ — самоанализ. Мы часто оглядываемся назад и анализируем свои мысли, поведение и действия. Это помогает подпитывать изменения, которые необходимы в самооценке человека. Следовательно, она играет огромную роль в формировании личности.

      Структура себя впоследствии формируется посредством взаимодействия с окружающей средой, особенно со средой, состоящей из значимых других (например, родителей, братьев и сестер, родственников). Другими словами, по мере того, как ребенок становится социально чувствительным и по мере того, как его или ее когнитивные и перцептивные способности созревают . Я-концепция становится все более дифференцированной и сложной. В значительной степени тогда содержание собственной Я-концепции представляет собой социальный продукт.

      Например, человек дружелюбный и спокойный, поэтому больше испытывает позитива. Это, в свою очередь, положительно повлияет на его/ее восприятие себя. Поэтому такой человек, скорее всего, будет оптимистом.

      Аспекты личности

      Есть четыре основных аспекта личности. Это самосознание, представление о себе, самоэффективность и самооценка.

      1. Самосознание 

      Это качество или черта, которые включают сознательное осознание своих мыслей, чувств, поведения и черт. (Вишня, 2018 А). Это понимание того, что человек имеет отдельную идентичность от других. Согласно Пиаже, самосознание начинает проявляться в возрасте от 15 до 24 месяцев.

      2.Я-образ

      Я-образ – это личное представление или ментальный образ, который мы имеем о самих себе. Это внутренний словарь, который описывает человека, включая такие вещи, как умный, красивый, уродливый, талантливый, эгоистичный или добрый и т. д. Этот аспект динамичен и меняется.

      3. Самоэффективность

      Самоэффективность — это вера человека в свою способность достичь определенной цели или задачи. Это зависит от веры человека в собственную компетентность. Maddux (2002) определил это как «то, что, как мне кажется, я могу сделать с моими навыками при определенных условиях».

      4. Самоуважение

      Самоуважение – это уважение к самому себе. Согласно Селигману, самооценка — это «ваша общая оценка себя как личности, высокая или низкая, основанная на всех положительных и отрицательных представлениях о себе».

      Теории Я-концепции

      Согласно Карлу Роджерсу , каждый человек имеет тенденцию актуализировать себя. Кроме того, у психически здоровых людей наблюдается соответствие между их опытом и их Я-концепцией. Принимая во внимание, что невротики отрицают осознание своих сенсорных и эмоциональных переживаний.

      Например, если психически здоровому студенту грозит провал на экзаменах, он выяснит причины и постарается преодолеть свою слабость. Но те, кто отрицает этот опыт, могут принять эскапистскую позицию. Более того, он/она может давать ложные отговорки, не будет принимать неудачу и обвинять в ней других.

      Есть два важных понятия, связанных с этим :

      Настоящее я (образ себя)

      Настоящее я – это то, чем мы являемся на самом деле. Это очень важно для хорошего психологического здоровья. Подросток может воспринимать себя красивым или некрасивым, хорошим или плохим человеком. Прямое представление о себе влияет на то, как человек чувствует, думает и действует в этом мире.

      Истинное Я, которое создается и развивается через актуализирующую тенденцию, это то Я, которым можно стать.

      Это наша внутренняя личность. Это может быть не идеально, но это наша реальная часть (Grice, 2007).

      Идеальное я

      Это то, чем мы хотим быть. Например, девочка может захотеть стать танцовщицей, а мальчик — игроком в крикет. Он представляет наши динамичные амбиции и цели.

      Под «идеальным я» Роджерс имел в виду некоторые цели, которые нам недоступны. Роджерс предлагает что-то нереальное, стандарт, которому мы не можем соответствовать. Это в основном эквивалентно суперэго в теории Фрейда. (Hjelle & Ziegler, 1992)

      Это может привести к разрыву между реальным Я и идеальным Я.

      Если идеальное «я» и реальное «я» похожи, наша концепция «я» верна. Высокая конгруэнтность между реальным я и идеальным я ведет к большее чувство собственного достоинства и здоровая, продуктивная жизнь . Когда между ними имеется большой разрыв или несоответствие, это приводит к неадекватности .

      Признаки негативной Я-концепции у подростков

      Несколько признаков могут указывать на негативную Я-концепцию подростка. Они могут включать одно или несколько из следующего:

      • Плохая успеваемость в школе
      • Мало друзей
      • Принижение себя и других
      • Отказ от комплиментов
      • Поддразнивание других
      • Проявление чрезмерного гнева
      • Чрезмерная ревность
      • Выглядит тщеславным
      • Не решается попробовать что-то новое

      Щелкните здесь, чтобы ознакомиться с практическим тестом MCQ

      Ссылки
      • Барон, Р. А. и Бирн, Д. (1997). Социальная психология, 8-е издание. Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
      • egyankosh.ac.in
      • Государственное бюро по производству учебников и исследованию учебных программ Махараштры, Пуна.
      • Национальный совет образовательных исследований и обучения

      КатегорииСоциальная психологияТегиАмериканская психологическая ассоциация (АПА), Подходы к социальной психологии, Аспекты Я, Карл Роджерс, Определения Я-концепции, идеальное Я, Природа Я-концепции, реальное Я, Я-концепция, Самоэффективность, Самооценка, Самообраз, самосознание, Признаки негативной Я-концепции у подростков, Социальное познание, социальная жизнь, Теории Я-концепции

      Самоконцепция — IResearchNet

      Определение Я-концепции

      Я-концепция относится к характерным представлениям людей о том, кто они есть и на что они похожи. Хотя психологи часто говорят о я-концепции, я-концепция человека обычно состоит из разрозненного набора идей, а не из единого единого представления о себе. Я-концепция основана на субъективном опыте. Это означает, что самооценка человека может отличаться от того, какой он или она на самом деле.

      История Я-концепции

      Одним из первых психологов, написавших о я-концепции, был Уильям Джеймс, психолог конца 19 века. Джеймс различал I и ME. Я – это часть Я, которая активно воспринимает и думает. Я — это часть Я, которая становится объектом мыслей и восприятий человека. Я-концепция относится прежде всего к Я.

      Адаптивные функции Я-концепции

      Наличие Я-концепции — уникальная человеческая черта. Способность формировать представление о себе, по-видимому, развилась, потому что она способствовала выживанию и размножению ранних людей. Поскольку у людей есть самооценка, они могут рассматривать себя в разные времена и обстоятельства. Таким образом, одна из адаптивных функций Я-концепции заключается в том, чтобы помогать людям планировать будущее. Цели, особенно идеалы и обязательства, действительно занимают центральное место в представлениях людей о себе. Когда нынешнее «я» человека отличается от его или ее желаемого «я», это мотивирует человека предпринять действия, чтобы приблизиться к желаемому «я». Другая адаптивная функция Я-концепции заключается в облегчении социального поведения. Когда люди рассматривают себя так же, как своих партнеров по взаимодействию, это помогает им предсказать, как другие будут вести себя по отношению к ним. Общий культурный фон может привести к тому, что люди одинаково интерпретируют свои представления о себе. Например, люди, живущие в западных культурах, таких как США или Франция, склонны считать себя более независимыми от других. Напротив, люди, живущие в восточных культурах, таких как Япония или Индия, склонны считать себя более взаимозависимыми. Когда люди имеют схожие представления о себе, они могут лучше понимать друг друга.

      Структура Я-концепции

      Я-концепция имеет определенную структуру. Одним из важных аспектов структуры Я-концепции является самосложность. Люди со сложной самооценкой различают множество различных аспектов или измерений самих себя. Люди с простой я-концепцией рассматривают себя только с точки зрения нескольких широких аспектов или измерений. Люди с простой Я-концепцией более уязвимы к стрессу, чем люди со сложной Я-концепцией. Это связано с тем, что люди со сложной я-концепцией могут преодолевать отрицательную обратную связь в одной области самости (например, увольнение с работы), обращая внимание на другие области самости (например, семейную жизнь, религию). Люди с простой самооценкой не могут следовать этой стратегии.

      Другим важным аспектом структуры Я-концепции является то, являются ли представления о себе имплицитными или явными. Эксплицитные представления о себе — это представления о себе, которые люди осознают сознательно. Имплицитные представления о себе — это представления о себе, которые бессознательно удерживаются. Представления о себе могут становиться бессознательными, когда люди используют их снова и снова, так что эти идеи становятся автоматическими умственными привычками. Эксплицитные представления о себе легче наблюдать, чем неявные представления о себе. В основном это происходит потому, что люди сами не знают о своих имплицитных представлениях о себе. Тем не менее, неявные представления о себе можно наблюдать косвенно, потому что они влияют на то, как люди реагируют на важные для себя объекты или ситуации. Неявные представления о себе особенно часто определяют поведение людей, когда они полагаются на свою непосредственную интуицию, например, когда люди реагируют очень быстро или отвлекаются.

      Мотивы самооценки

      Когда люди узнают о себе, некоторые виды информации особенно ценны для них. Интуитивно кажется вероятным, что люди должны быть заинтересованы в получении точной информации о себе. Желание получить точную информацию о себе было названо мотивом самооценки. Как выясняется, самооценка — не единственный мотив, окружающий я-концепцию. Было обнаружено, что три дополнительных мотива влияют на то, как люди конструируют свои представления о себе. Во-первых, люди хотят получать положительную, самоутверждающуюся обратную связь, что известно как мотив самосовершенствования.

      Во-вторых, люди хотят подтвердить то, что они уже думают о себе, что называется мотивом самопроверки. В-третьих, люди хотят учиться вещам, которые помогают им совершенствоваться, что известно как мотив самосовершенствования.

      Самооценка, самоутверждение, самопроверка и самосовершенствование вместе определяют, какую информацию люди используют для построения своих представлений о себе.

      Однако мотивы иногда противоречат друг другу. Например, самосовершенствование заставляет людей предпочитать положительную обратную связь, даже если их самооценка негативна. Однако самопроверка приводит к тому, что люди с негативной самооценкой предпочитают негативную обратную связь. Конфликт между мотивами самосовершенствования и самопроверки был тщательно изучен психологом Биллом Суонном и его коллегами. Эти исследователи обнаружили, что самосовершенствование стимулирует немедленную эмоциональную реакцию людей на важную для них информацию. Однако самопроверка все еще может преобладать в когнитивных представлениях людей о самих себе. Таким образом, люди с негативной самооценкой могут усваивать негативную обратную связь, даже если эта обратная связь эмоционально болезненна для них. Люди с позитивной самооценкой не испытывают этого конфликта, потому что для них как самосовершенствование, так и самопроверка способствуют получению положительной обратной связи.

      Различные мотивы самооценки становятся доминирующими при различных обстоятельствах. Самоутверждение — самый автоматический мотив, по крайней мере, среди людей, живущих на Западе. Таким образом, самосовершенствование становится сильнее, когда люди отвлекаются или эмоционально возбуждены. Самооценка становится сильнее, когда люди обдумывают плюсы и минусы того или иного образа действий. Самопроверка становится сильнее, когда люди обладают большой уверенностью в своих убеждениях о себе. Наконец, самосовершенствование становится сильнее, когда люди верят, что могут изменить свои собственные атрибуты. Более того, самосовершенствование особенно сильно развито у представителей восточных культур.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts