«Я-концепция» характеристика, особенности, значение — Блог Викиум
Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а также исходя из мнения окружающих. Безусловно, мнение о себе играет одну из важнейших ролей в том, как сложится жизнь человека и чего он сможет добиться.
Содержание:
- 1 Зарождение
- 2 Что значит эта система
- 3 Как формируется система
- 4 Структура
- 5 Воздействие системы на жизнь человека
Зарождение
Впервые такое понятие обрело жизнь в XIX-XX веке, а спустя некоторое время оно начало свое активное развитие. Спустя 40 лет, после того, как концепция начала развиваться, ее уже активно начали применять в зарубежной и отечественной психологии. Несмотря на все попытки, исследователям не удалось прийти к единому мнению в области терминологии, что частично объединило систему «Я-концепция» и самоанализ.
Что значит эта система
В психологической литературе «Я-концепция» определяется как система, направленная на изучение самого себя. «Я-концепция» возникает у человека тогда, когда он взаимодействует с обществом, что влияет на его индивидуальное психическое развитие.
Как формируется система
Любой человек на протяжении всей своей жизни связан с внешним миром, который заставляет его функционировать в разных ролях. Таким образом, каждая личность создает свое собственное «Я». Проводя самоанализ и разделяя свои образы, человек проводит внутренний самоанализ. По мнению одного из психологов образ личного «Я» постоянно меняется, показывая себя с разных сторон. Именно поэтому, когда происходит формирование собственного «Я» из разных образов, оно включает в себя основные черты характера о конкретном человеке.
Структура
Система «Я-концепция» имеет определенную структуру, которую обозначили ученные. В нее входит:
- когнитивная часть, которая отвечает за то, как видит человек свою личность;
- оценочная, то есть самооценка личности;
- поведенческая – поведение, которое состоит из определенных действий, а также реакций.
Подобные разграничения являются лишь условными, так как сама система является чем-то целостным, где каждая структурная часть тесно взаимосвязана между собой.
Воздействие системы на жизнь человека
«Я-концепция» отвечает за внутреннюю согласованность человека с самим собой. Когда человек получает какие-то новые знания и опыт, которые не расходятся с его видением, он всегда готов к принятию. Но, если данный опыт не сопоставляется с внутренним «Я», человек старается его отвергнуть или же получить отрицательный урок.
Второй функцией данной системы является своеобразный фильтр, который помогает определить переосмыслить личности какие-либо происходящие события. Третьей функцией «Я-концепции» является ожидание человека того, что в его понимании должно произойти.
Исходя из всего перечисленного, можно прийти к выводу, что «Я-концепция» является основополагающей в развитии личности и характера каждого человека, а также его деятельности и взаимодействии с обществом. Научиться лучше понимать себя, свои эмоции, а также эмоции других поможет авторский курс Викиум — «Эмоциональный интеллект».
Что такое Я-концепция? Это определения, природа и теории
Главная »Социальная психология»Что такое Я-концепция? Это определения, природа и теории
Опубликовано Authralbalaji NiwlikarLeave A Comment
Содержание
- 1 Введение в Self Concept
- 1.1. самосознания
- 3.1 1. Самосознание
- 3.2 2. СЕЗВОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
- 3.3 3. СЕЗВОЙ ЭТИКАЦИЯ
- 3.4 4. Self Suceem
- 4 Теории самостоятельной концепции
- 4.1. Негативной Я-концепции у подростков
- 6 Ссылки
Я-концепция — это то, как мы воспринимаем себя и наши представления о наших компетенциях и качествах.
В этой статье мы обсудим все о себе, его природе, его теориях и, самое главное, его роли в нашей социальной жизни.Это накопление знаний о себе, таких как убеждения относительно –
- Черты личности
- Физические характеристики
- Способности
- Значения
- целей
- ролей
В подростковом возрасте самооценка становится более абстрактной и сложной. Более того, он становится иерархически организованным в виде когнитивных ментальных репрезентаций или самосхем, которые направляют обработку релевантной для себя информации.
Родители, друзья, учителя и другие значимые лица играют жизненно важную роль в формировании представления ребенка о себе. Наше взаимодействие с другими людьми, наш опыт и значение, которое мы им придаем, служат основой нашего «я». Структура «я»
Щелкните здесь для практического теста MCQ
Определения Я-концепции- Harter (1996)- «Я-концепция — это наш целостный образ нас самих. Это наша полная картина наших способностей и качеств. По сути, это когнитивная конструкция, которая определяет, как мы относимся к себе, и направляет наши действия».
- Purkey (1988) – «Я-концепция определяется как совокупность представлений каждого человека о себе».
- Согласно Саймондсу (1957) самость — это то, как индивидуум реагирует на самого себя. Есть четыре аспекта –
- Как человек воспринимает себя?
- Что он думает о себе?
- Как он себя оценивает?
- Как он усиливает или защищает себя?
- Американская психологическая ассоциация (АПА) – Я-концепция – это описание и оценка себя, включая психологические и физические характеристики, качества , навыки , роли и так далее 900. Я-концепции со временем способствуют формированию у человека чувства идентичности.
Для того, чтобы понять природу Я-концепции, мы должны осознавать, что существует разница между «Я» и «Я-концепция» Представление человека о себе основано на о том, как они видят себя. С другой стороны, я-концепция представляет собой более полную оценку себя. Более того, оно во многом основано на том, как человек видит себя, ценит себя, думает о себе и чувствует себя.
Развитие Я-концепции человека происходит с учетом различных аспектов. Такие аспекты, как Мотивация, Потребность, Отношение, Темперамент и т. д., следовательно, Я-концепция вполне субъективны .
Что питает это развитие или изменение? Ответ — самоанализ. Мы часто оглядываемся назад и анализируем свои мысли, поведение и действия. Это помогает подпитывать изменения, которые необходимы в самооценке человека. Следовательно, она играет огромную роль в формировании личности.
Структура себя впоследствии формируется посредством взаимодействия с окружающей средой, особенно со средой, состоящей из значимых других (например, родителей, братьев и сестер, родственников). Другими словами, по мере того, как ребенок становится социально чувствительным и по мере того, как его или ее когнитивные и перцептивные способности созревают . Я-концепция становится все более дифференцированной и сложной. В значительной степени тогда содержание собственной Я-концепции представляет собой социальный продукт.
Например, человек дружелюбный и спокойный, поэтому больше испытывает позитива. Это, в свою очередь, положительно повлияет на его/ее восприятие себя. Поэтому такой человек, скорее всего, будет оптимистом.
Аспекты личностиЕсть четыре основных аспекта личности. Это самосознание, представление о себе, самоэффективность и самооценка.
1. СамосознаниеЭто качество или черта, которые включают сознательное осознание своих мыслей, чувств, поведения и черт. (Вишня, 2018 А). Это понимание того, что человек имеет отдельную идентичность от других. Согласно Пиаже, самосознание начинает проявляться в возрасте от 15 до 24 месяцев.
2.Я-образЯ-образ – это личное представление или ментальный образ, который мы имеем о самих себе. Это внутренний словарь, который описывает человека, включая такие вещи, как умный, красивый, уродливый, талантливый, эгоистичный или добрый и т. д. Этот аспект динамичен и меняется.
3. СамоэффективностьСамоэффективность — это вера человека в свою способность достичь определенной цели или задачи. Это зависит от веры человека в собственную компетентность. Maddux (2002) определил это как «то, что, как мне кажется, я могу сделать с моими навыками при определенных условиях».
4. СамоуважениеСамоуважение – это уважение к самому себе. Согласно Селигману, самооценка — это «ваша общая оценка себя как личности, высокая или низкая, основанная на всех положительных и отрицательных представлениях о себе».
Теории Я-концепцииСогласно Карлу Роджерсу , каждый человек имеет тенденцию актуализировать себя. Кроме того, у психически здоровых людей наблюдается соответствие между их опытом и их Я-концепцией. Принимая во внимание, что невротики отрицают осознание своих сенсорных и эмоциональных переживаний.
Например, если психически здоровому студенту грозит провал на экзаменах, он выяснит причины и постарается преодолеть свою слабость. Но те, кто отрицает этот опыт, могут принять эскапистскую позицию. Более того, он/она может давать ложные отговорки, не будет принимать неудачу и обвинять в ней других.
Есть два важных понятия, связанных с этим :
Настоящее я (образ себя)Настоящее я – это то, чем мы являемся на самом деле. Это очень важно для хорошего психологического здоровья. Подросток может воспринимать себя красивым или некрасивым, хорошим или плохим человеком. Прямое представление о себе влияет на то, как человек чувствует, думает и действует в этом мире.
Истинное Я, которое создается и развивается через актуализирующую тенденцию, это то Я, которым можно стать.
Это наша внутренняя личность. Это может быть не идеально, но это наша реальная часть (Grice, 2007).
Идеальное яЭто то, чем мы хотим быть. Например, девочка может захотеть стать танцовщицей, а мальчик — игроком в крикет. Он представляет наши динамичные амбиции и цели.
Под «идеальным я» Роджерс имел в виду некоторые цели, которые нам недоступны. Роджерс предлагает что-то нереальное, стандарт, которому мы не можем соответствовать. Это в основном эквивалентно суперэго в теории Фрейда. (Hjelle & Ziegler, 1992)
Это может привести к разрыву между реальным Я и идеальным Я.
Если идеальное «я» и реальное «я» похожи, наша концепция «я» верна. Высокая конгруэнтность между реальным я и идеальным я ведет к большее чувство собственного достоинства и здоровая, продуктивная жизнь . Когда между ними имеется большой разрыв или несоответствие, это приводит к неадекватности .
Признаки негативной Я-концепции у подростковНесколько признаков могут указывать на негативную Я-концепцию подростка. Они могут включать одно или несколько из следующего:
- Плохая успеваемость в школе
- Мало друзей
- Принижение себя и других
- Отказ от комплиментов
- Поддразнивание других
- Проявление чрезмерного гнева
- Чрезмерная ревность
- Выглядит тщеславным
- Не решается попробовать что-то новое
Щелкните здесь, чтобы ознакомиться с практическим тестом MCQ
- Барон, Р. А. и Бирн, Д. (1997). Социальная психология, 8-е издание. Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
- egyankosh.ac.in
- Государственное бюро по производству учебников и исследованию учебных программ Махараштры, Пуна.
- Национальный совет образовательных исследований и обучения
КатегорииСоциальная психологияТегиАмериканская психологическая ассоциация (АПА), Подходы к социальной психологии, Аспекты Я, Карл Роджерс, Определения Я-концепции, идеальное Я, Природа Я-концепции, реальное Я, Я-концепция, Самоэффективность, Самооценка, Самообраз, самосознание, Признаки негативной Я-концепции у подростков, Социальное познание, социальная жизнь, Теории Я-концепции
Самоконцепция — IResearchNet
Определение Я-концепции
Я-концепция относится к характерным представлениям людей о том, кто они есть и на что они похожи. Хотя психологи часто говорят о я-концепции, я-концепция человека обычно состоит из разрозненного набора идей, а не из единого единого представления о себе. Я-концепция основана на субъективном опыте. Это означает, что самооценка человека может отличаться от того, какой он или она на самом деле.
История Я-концепции
Одним из первых психологов, написавших о я-концепции, был Уильям Джеймс, психолог конца 19 века. Джеймс различал I и ME. Я – это часть Я, которая активно воспринимает и думает. Я — это часть Я, которая становится объектом мыслей и восприятий человека. Я-концепция относится прежде всего к Я.
Адаптивные функции Я-концепции
Наличие Я-концепции — уникальная человеческая черта. Способность формировать представление о себе, по-видимому, развилась, потому что она способствовала выживанию и размножению ранних людей. Поскольку у людей есть самооценка, они могут рассматривать себя в разные времена и обстоятельства. Таким образом, одна из адаптивных функций Я-концепции заключается в том, чтобы помогать людям планировать будущее. Цели, особенно идеалы и обязательства, действительно занимают центральное место в представлениях людей о себе. Когда нынешнее «я» человека отличается от его или ее желаемого «я», это мотивирует человека предпринять действия, чтобы приблизиться к желаемому «я». Другая адаптивная функция Я-концепции заключается в облегчении социального поведения. Когда люди рассматривают себя так же, как своих партнеров по взаимодействию, это помогает им предсказать, как другие будут вести себя по отношению к ним. Общий культурный фон может привести к тому, что люди одинаково интерпретируют свои представления о себе. Например, люди, живущие в западных культурах, таких как США или Франция, склонны считать себя более независимыми от других. Напротив, люди, живущие в восточных культурах, таких как Япония или Индия, склонны считать себя более взаимозависимыми. Когда люди имеют схожие представления о себе, они могут лучше понимать друг друга.
Структура Я-концепции
Я-концепция имеет определенную структуру. Одним из важных аспектов структуры Я-концепции является самосложность. Люди со сложной самооценкой различают множество различных аспектов или измерений самих себя. Люди с простой я-концепцией рассматривают себя только с точки зрения нескольких широких аспектов или измерений. Люди с простой Я-концепцией более уязвимы к стрессу, чем люди со сложной Я-концепцией. Это связано с тем, что люди со сложной я-концепцией могут преодолевать отрицательную обратную связь в одной области самости (например, увольнение с работы), обращая внимание на другие области самости (например, семейную жизнь, религию). Люди с простой самооценкой не могут следовать этой стратегии.
Другим важным аспектом структуры Я-концепции является то, являются ли представления о себе имплицитными или явными. Эксплицитные представления о себе — это представления о себе, которые люди осознают сознательно. Имплицитные представления о себе — это представления о себе, которые бессознательно удерживаются. Представления о себе могут становиться бессознательными, когда люди используют их снова и снова, так что эти идеи становятся автоматическими умственными привычками. Эксплицитные представления о себе легче наблюдать, чем неявные представления о себе. В основном это происходит потому, что люди сами не знают о своих имплицитных представлениях о себе. Тем не менее, неявные представления о себе можно наблюдать косвенно, потому что они влияют на то, как люди реагируют на важные для себя объекты или ситуации. Неявные представления о себе особенно часто определяют поведение людей, когда они полагаются на свою непосредственную интуицию, например, когда люди реагируют очень быстро или отвлекаются.
Мотивы самооценки
Когда люди узнают о себе, некоторые виды информации особенно ценны для них. Интуитивно кажется вероятным, что люди должны быть заинтересованы в получении точной информации о себе. Желание получить точную информацию о себе было названо мотивом самооценки. Как выясняется, самооценка — не единственный мотив, окружающий я-концепцию. Было обнаружено, что три дополнительных мотива влияют на то, как люди конструируют свои представления о себе. Во-первых, люди хотят получать положительную, самоутверждающуюся обратную связь, что известно как мотив самосовершенствования.
Во-вторых, люди хотят подтвердить то, что они уже думают о себе, что называется мотивом самопроверки. В-третьих, люди хотят учиться вещам, которые помогают им совершенствоваться, что известно как мотив самосовершенствования.Самооценка, самоутверждение, самопроверка и самосовершенствование вместе определяют, какую информацию люди используют для построения своих представлений о себе.
Однако мотивы иногда противоречат друг другу. Например, самосовершенствование заставляет людей предпочитать положительную обратную связь, даже если их самооценка негативна. Однако самопроверка приводит к тому, что люди с негативной самооценкой предпочитают негативную обратную связь. Конфликт между мотивами самосовершенствования и самопроверки был тщательно изучен психологом Биллом Суонном и его коллегами. Эти исследователи обнаружили, что самосовершенствование стимулирует немедленную эмоциональную реакцию людей на важную для них информацию. Однако самопроверка все еще может преобладать в когнитивных представлениях людей о самих себе. Таким образом, люди с негативной самооценкой могут усваивать негативную обратную связь, даже если эта обратная связь эмоционально болезненна для них. Люди с позитивной самооценкой не испытывают этого конфликта, потому что для них как самосовершенствование, так и самопроверка способствуют получению положительной обратной связи.
Различные мотивы самооценки становятся доминирующими при различных обстоятельствах. Самоутверждение — самый автоматический мотив, по крайней мере, среди людей, живущих на Западе. Таким образом, самосовершенствование становится сильнее, когда люди отвлекаются или эмоционально возбуждены. Самооценка становится сильнее, когда люди обдумывают плюсы и минусы того или иного образа действий. Самопроверка становится сильнее, когда люди обладают большой уверенностью в своих убеждениях о себе. Наконец, самосовершенствование становится сильнее, когда люди верят, что могут изменить свои собственные атрибуты. Более того, самосовершенствование особенно сильно развито у представителей восточных культур.
- 1.1. самосознания