О.С. Елкина. «Сущность и особенности формирования …»
Перемены первого рода приводят к торжеству принципа максимизации, который постепенно превращается в осознанный принцип нового образа мышления. Этот принцип порождается новым этосом, который на первое место ставит выгоду и издержки, порождает рационализм, т. е. рыночное поведение, основанное на оптимизации полезности. Организующей силой человеческого поведения становится расчет на собственную выгоду: А.Смит называл это стремлением «улучшить свое положение» и утверждал, что подобный расчет, как правило, сопровождает нас на протяжении всей жизни, а простейший путь, который избирает большинство людей, чтобы улучшить свой положение, есть «увеличение богатства» [7, с. 253].
Перемены второго рода приводят к совершенно новой институциональной динамике, которая делает возможным чисто «экономический» способ мобилизации труда, основанный на принципах спроса и предложения.
Во-первых, индивиду нужен и реальный доход, и отдых;
Во-вторых, и того и другого у него не достаточно, чтобы удовлетворить свои потребности полностью, потому что время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены [3, с. 16].
Таким образом, человек вынужден делить свое время между различными целями, поэтому поведение человека в экономической системе неизбежно принимает форму выбора. «Выбор -есть действие, предполагающее затрату времени и редких ресурсов для достижения какой-либо цели, предполагающее тем самым, что они не будут использованы для достижения другой цели» [8, с, З].
Процесс выбора всегда есть переменная, зависимая от ситуации и особенностей личности.
Таким образом, экономический подход предполагает,
Максимизирующее поведение и стабильность предпочтений являются не просто исходными предпосылками для анализа, но могут быть выведены из концепции естественного отбора пригодных способов поведения в ходе эволюции человека. Экономический подход к человеческому поведению не предполагает, что все участники на каждом рынке непременно обладают полной информацией или совершают сделки, не требующие никаких издержек для их заключения. Неполноту информации не следует, однако, смешивать с иррациональностью или непоследовательностью поведения. Экономический подход исходит из теории оптимального или рационального накопления дорогостоящей информации, которая подразумевает; например, более значительные инвестиции в добывание информации при Принятии важных решений по сравнению с малозначащими, скажем, приобретение дома или вступление в брак по сравнению с покупкой хлеба или дивана. Собранная таким путем информация остается зачастую далеко не полной, потому что ее получение сопряжено с издержками -факт, использующийся в экономическом подходе для объяснения тех форм поведения, которые в других подходах понимаются либо как иррациональное или непоследовательное поведение, либо как традиционное [6, с.
Случаи, когда явно выгодные возможности упускаются, экономический подход не объясняет это иррациональностью. Напротив, он постулирует существование издержек, денежных или психологических, возникающих при попытках воспользоваться этими благоприятными возможностями, — издержек, которые сводят на нет предполагаемые выгоды и которые не так легко «увидеть» сторонним наблюдателям. Более того, экономический подход к человеческому поведению не требует, чтобы отдельные агенты непременно осознавали свое стремление к максимизации или чтобы они были в состоянии объяснить причины устойчивых стереотипов в своем поведении. Таким образом, он совпадает в этом с современной психологией и социологией.
Экономический подход предполагает, что субъекты экономической деятельности часто наталкиваются на препятствия, мешающие осуществлению их устремлений. Препятствия могут быть разного рода. Они могут быть материальные (финансовые, информационные и материальные), временные (ограничения по времени), формальные (ограничения, базирующиеся на писанных и неписаных законах) и неформальные (ограничения, связанные с традициями и обычаями).
Применение экономического подхода создает своеобразные рамки, в которых экономическое поведение предстает в полном объеме, но защищенное от эмпирической сложности мира. Так, если рассматривать поведение человека в общем, то на это поведение действует большое количество переменных — экономических, политических, правовых, религиозных, — и если бы перед исследователем стала задача представить экономическую жизнь во всей ее полноте, многие из этих разнообразных видов переменных пришлось бы внести и экономические модели. Обычный способ ограничения эмпирической сложности мира заключается в том, что; хотя внеэкономические неременные и влияют на поведение, в целях анализа исходят из предположения о неизменности многих переменных, т. е. эти переменные выступают в качестве «данных».
Одной из важных «данностей» традиционного анализа является экономическая рациональность: если индивид сталкивается с ситуацией экономического выбора, он изберет такую линию поведения, чтобы максимизировать свое экономическое положение.
Одной из важнейших предпосылок экономического поведения является экономическая культура как совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития: способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те или иные
источники и способы приобретения дохода и т. п.) наиболее важны или совсем не важны для них и их семей, а также представления людей о том, какие экономические отношения для них предпочтительны. Нормы в ссрсре экономики — это представления людей, а также их действия в сфере экономики, которые признаются полезными, правильными, нужными в тех или иных связанных с экономикой ситуациях [10, с. 30]. Экономическая культура отбирает (выбраковывает, сохраняет; накапливает) экономические ценности и нормы, необходимые для выживания и дальнейшего развития экономики, накапливает эталоны соответствующего экономического поведения, транслирует из прошлого в современность ценности и нормы, лежащие в основе труда, потребления, распределительных и других экономических действий и отношений, обновляет ценности и нормы, регулирующие развитие экономики, являясь тем резервуаром, откуда черпаются новые образцы поведения [4, с. 111-112]. Экономическая культура при взаимодействии с менталитетом нации формирует экономическое мышление индивидов, в результате определяется программа индивидуального экономического поведения и происходит собственно экономическое действие.Менталитет — «это глубинный уровень кол-флективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность готовностей, установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания и сам, в свою очередь, их формирует, выступая как порождающее сознание; как трудно определимый исток культурно-исторической динамики» [11, с. 176]. Формируясь исторически, веками, менталитет определяет национальную модель экономического и социального поведения — культуру потребления, производства и соответствующие мотивации.
В основе формирования российского менталитета лежало христианство, порожденное Западной цивилизацией, и наложенное на дух Востока. В результате сформировался особенный менталитет, свойства которого можно назвать парадоксом, мировосприятием «и то, и это «резко контрастирующим с западным менталитетом, для которого характерен подход с позиции «или — или». Это свойство русского менталитета свидетельствует об особенностях экономического поведения русской личности, и представляется важным фактором организации хозяйства в России. Русскому человеку свойственна глубина внутренней жизни, частичное передоверение личной свободы коллективу, бульшая степень внеэкономических составляющих хозяйственного успеха [12, с. 44-53].
Экономическое мышление — это процесс познания человеком, социальной группой, обществом в целом экономической действительности, осознания своего места в экономических отношениях и выработки на этой основе принципов своей деятельности [13, c.95]. На основе особенностей российского менталитета складывается особый тип российского экономического мышления, который формируется как сочетание свойств Запада и Востока. В основе российского экономического мышления лежит государственное экономическое мышление, связанное с восточны
Модель 3C от Кеничи Омае
Модель 3C была разработана гуру стратегии доктором Кеничи Омае, который представил ее в своей знаковой книге 1982 года «Мышление стратега: искусство бизнеса по-японски».
Модель объединяет три важнейших элемента, 3C, на которых, по мнению Омае, должна основываться любая эффективная бизнес-стратегия:
- Клиент (Customer)
- Компания (Corporation)
- Конкуренты (Competitors)
Каждый элемент важен сам по себе, но и влияет на другие. Например, у вас может быть новый продукт, который идеально соответствует потребностям ваших клиентов, но если конкурент запустит аналогичный продукт, который намного дешевле, вам придется пересмотреть всю свою корпоративную стратегию.
В совокупности 3C могут быть представлены в виде треугольника, как показано на рисунке 1 ниже.
Рисунок 1: Стратегический треугольник ОмаеОценивая стратегии, связанные с каждым C, вы можете посмотреть, как лучше всего интегрировать их в общий стратегический план. Итак, давайте рассмотрим каждый тип стратегии.
Стратегии, основанные на клиентах
В модели Омае клиентские стратегии — основа всех других типов стратегий, потому что вашей главной заботой и приоритетом должно быть удовлетворение потребностей ваших клиентов. Без надежной стратегии, ориентированной на клиента, вы не сможете удовлетворить потребности акционеров или других заинтересованных сторон.
Омае описывает следующие четыре подхода для разработки сильных стратегий, ориентированных на клиента:
1. Сегментация по целям
Посмотрите на различные способы, которыми клиенты используют ваш продукт. Например, некоторые люди могут рассматривать мыло с практической точки зрения, в то время как другим нравится, когда оно роскошное. Каждый из этих сегментов требует своего подхода и стратегии, а также корректировки продукта.
2. Сегментация по охвату
Скорее всего, вы хотели бы продавать свой продукт всем потенциальным клиентам по всему миру, но это редко бывает практично. Поэтому важно понимать, на каких клиентов вам выгодно ориентироваться, и как взаимодействовать с ними так, чтобы они вас высоко ценили.
3. Повторная сегментация
После некоторого времени на рынке, вы и ваши конкуренты с большой вероятностью одинаковым образом будете проводить сегментацию рынка. Например, вы все можете начать продавать мыло класса люкс, среднего класса и эконом-класса в одних и тех же ключевых географических регионах.
Это может повредить вашим конкурентным преимуществам, поэтому важно стратегически продумать свою сегментацию и найти новые способы разделения рынка. Что уникальное и необычное вы можете предложить определенной группе клиентов? Не могли бы вы представить новые продукты или предложить, например, улучшенный пользовательский опыт?
4. Адаптация к изменениям в составе клиентов
Иногда рынок, на котором вы находитесь, существенно меняется, и вам нужно переосмыслить то, как вы его обслуживаете. Когда это произойдет, ваше стратегическое внимание должно быть сосредоточено на изменении способа распределения корпоративных и бизнес-ресурсов.
Например, что произойдет, если сегмент элитного мыла значительно сократится, поскольку люди начнут покупать чистые органические продукты в экологически чистой упаковке? Как это повлияет на то, как вы распределяете корпоративные ресурсы или обслуживаете рынок?
Стратегии, основанные на компании
Здесь цель состоит в том, чтобы максимально использовать сильные стороны компании. Омае учитывает следующие три фактора:
1. Избирательность и последовательность
Ни одна организация не может быть лучшей во всем, поэтому она должна выбрать, как и где она может попытаться получить преимущество. Омае называет это «избирательностью и последовательностью».
Здесь вы выбираете ту область, в которой хотите быть лидером, и занимаетесь ею, развивая конкурентные преимущества, необходимые вам для успеха. В выборе того, на что направить усилия вам может помочь наш материал “Ключевые компетенции и факторы успеха”.
2. Решение “произвести или купить”
Организациям необходимо решить, в чем заключаются их сильные стороны в выбранной области. Есть ли у вас стратегическое преимущество в разработке и поставке собственных продуктов или лучше отдать их на аутсорсинг? Могут ли ваши конкуренты переориентировать производство, чтобы начать экономить средства и воспользоваться этим как преимуществом?
Если вы сможете более успешно адаптировать или изменять свои собственные производственные системы и процессы, то это может дать преимущество вам.
3. Экономическая эффективность
Здесь вы можете использовать три подхода:
- Сокращайте основные расходы более эффективно, чем ваши конкуренты.
- Сосредоточьте внимание только на наиболее прибыльных направлениях бизнеса или подразделениях с наибольшей рентабельностью: ваша выручка снизится, но вы компенсируете это снижением затрат..
- Оптимизируйте ресурсы: используйте их совместно с другими подразделениями организации или с другими предприятиями для достижения экономии за счет масштаба.
Стратегии, основанные на конкурентах
Здесь вам нужно отделить себя от своих конкурентов. Это означает, что выбранный вами способ действий – например, разработка вашего продукта, закупка расходных материалов или обслуживание ваших клиентов – должен приводить к преимуществу в цене, объеме или затратах.
Омае предлагает три способа достижения этой цели:
1. Сила имиджа
Когда ваш продукт очень похож на продукты ваших конкурентов, и вы ориентируетесь на тот же рынок, бренд и имидж становятся ключом к вашей дифференциации. Производители автомобилей, компьютеров и безалкогольных напитков полагаются на бренд и имидж, чтобы сделать свою продукцию привлекательной.
2. Различия в структуре прибыли и затрат
Попробуйте создать преимущество, используя различные формулы прибыльности. Возможно, вы могли бы найти способ снизить свои постоянные издержки или посмотреть, как вы получаете прибыль, и решить что-то изменить.
Например, чтобы компенсировать меньший объем, небольшой производитель должен иметь более высокую маржу, чем более крупные конкуренты. Чтобы затем использовать ее для поиска других способов получения прибыли. Больше стратегий лидерства вы можете рассмотреть в материале “Конкурентное позиционирование по М. Портеру”.
3. «Хито-Кане-Моно»
Это японская фраза, которая означает «люди, деньги и вещи». Идея состоит в том, что вы можете создать высокоэффективный бизнес, оптимизировав эти три ключевых ресурса.
Используйте работников наиболее эффективным способом, основываясь на их знаниях и ресурсах в организации. Используйте деньги с умом и выделяйте их тем людям и проектам, которые обладают наибольшим потенциалом. Кроме того, предоставляйте ресурсы, необходимые людям для эффективного выполнения своей работы.
|
Модель 3C (бизнес-модель анализа 3C) | WACA
Объяснение бизнес-модели 3C
Аналитическая бизнес-модель 3C была первоначально создана Кеничи Омае, консультантом по вопросам управления.
Он использовался в качестве стратегической бизнес-модели в течение многих лет и сегодня часто используется в веб-маркетинге.
Этот метод заставляет вас сосредоточить свой анализ на 3C или стратегическом треугольнике: клиенты, конкуренты и корпорации . Анализируя эти три элемента, вы сможете найти ключевой фактор успеха (KSF) и создать жизнеспособную маркетинговую стратегию. Многие варианты были получены из этого метода из-за его простоты.
Вы можете начать с любого из 3 «С», но рекомендуется сначала проанализировать клиентов, затем конкурентов и, наконец, компанию, в которой вы работаете.
Если вы сначала проанализируете корпорацию, вы склонны использовать данные компании в качестве стандарта для анализа конкурентов и клиентов. Понимание точки зрения клиента важно в маркетинге. Поэтому сначала узнают клиента , затем конкурентов на вашем рынке и, наконец, компанию.
The First C — Анализ клиентов
Проведение углубленного исследования потребителей — лучший способ понять, как привлечь внимание целевого рынка. Способность создавать броские фразы и креативную рекламу станет вашим хлебом насущным.
Демографические данные играют огромную роль в этом анализе. Выяснение целевого рынка вашего бизнеса и его желаний значительно повысит вероятность успеха ваших маркетинговых стратегий после того, как они будут запущены в обращение.
Такие данные, как располагаемый доход, симпатии и антипатии, откуда они получают информацию, совершают ли они импульсивные покупки или нет, и даже то, как они реагируют на уже доступные клиентские услуги или продукты, имеют неоценимое значение.
Используйте ответы из подробных интервью, анкет и пользовательских тестов, чтобы получить представление о сознании потребителей. Используйте это понимание для создания концептуальных диаграмм, коммуникационных дизайнов и персонажей, которые повысят популярность вашей компании и, надеюсь, помогут вам распространить свой продукт или услугу в мире.
Если они знают корпорацию, которую вы продвигаете, и доверяют ей, их реакция будет гораздо более заметной.
В Интернете есть несколько инструментов, которые можно использовать для анализа ответов клиентов. Вы можете просмотреть ответы, размещенные на популярных сайтах часто задаваемых вопросов, таких как ask.com или answer.com, чтобы найти подсказки о проблемах клиентов и вопросах, которые у них есть. Но вы должны быть осторожны, потому что есть и приманки от провайдера. Введите название услуги или продукта или название его категории, а также такие слова, как «беспокойство» или «вопрос», в качестве поисковой фразы, чтобы найти сообщения, которые могут быть подсказками. Например, если компания занимается продажей сноубордов, вы можете искать вопросы и опасения по поводу бренда компании или самого сноуборда.
Если провести опрос в реальном мире сложно, вы можете сделать это в Интернете с помощью поставщика услуг анкетирования. Вы также можете использовать облачный сервис для платных анкет, хотя пользовательские сегменты могут стать предвзятыми. Социальные сети также могут быть ценным источником информации.
The Second C – Анализ конкурентов
Вы можете использовать вышеупомянутые веб-сайты и результаты поисковых систем, чтобы обнаружить конкурирующие бренды и компании в дополнение к списку данных, которые предлагает ваш работодатель. Сайты-сравнения популярны во всех отраслях и упрощают изучение их продуктов и услуг.
Важно отметить, что, например, магазин гамбургеров будет иметь конкурентов не только в индустрии быстрого питания, но и в индустрии ресторанов и супермаркетов. Вам придется сузить свои результаты, чтобы вы могли уделять больше внимания тому, как конкурировать с тремя-пятью ведущими конкурирующими предприятиями.
Определив основных конкурентов, проанализируйте их. Сколько усилий они вкладывают в свой сайт? Какую крылатую фразу они в основном используют? Что они дают? Какие инструменты (например, информационные бюллетени и социальные сети) они используют для приглашения пользователей на свой веб-сайт? Какова их общая маркетинговая логика? В идеале вам нужно исследовать конкурентов с максимально возможной стороны, чтобы можно было полностью понять их маркетинговую деятельность.
Анализ конкурентов в основном проводится путем посещения их веб-сайтов, подписки на их информационные бюллетени, посещения их магазинов и/или получения услуг (эвристический анализ), которые они предлагают. Кроме того, вы можете провести пользовательский тест, чтобы сравнить компанию-клиента с ее конкурентом. Лучше всего использовать инструмент SEO, чтобы узнать, как о конкуренте говорят в Интернете, а также получить информацию, связанную с SEO. Для крупных веб-сайтов вы можете использовать инструмент анализа веб-сайтов конкурентов, такой как SimilarWeb, для получения полезной информации.
Подобный анализ конкурирующих предприятий позволит вам изнутри заглянуть в опыт их клиентов. Эти знания бесценны. Вы узнаете о хороших и плохих решениях, принятых конкурирующим отделом маркетинга, и сможете использовать эти знания в погоне за успехом и прибылью.
Третий C – анализ корпорации
Последний шаг, который вы захотите сделать с помощью этого метода, требует от вас анализа корпорации вашего собственного клиента. Вы захотите узнать, какие маркетинговые стратегии сработали для них в прошлом, а какие идеи потерпели неудачу. Лучший способ сделать это, опять же, с точки зрения клиента.
По результатам проведенного вами анализа клиентов и конкурентов перечислите «сильные стороны» компании и «ресурсы», которые их создают. Если у вас возникли проблемы с их поиском, спросите мнение реальных клиентов. Спрашивая, почему они предпочитают продукт вашего клиента, вы можете получить баллы для сравнения с конкурентами и того, как клиенты реагируют на текущие маркетинговые мероприятия.
Если вы можете проверить данные веб-аналитики с помощью такого инструмента, как Google Analytics, это также поможет вам. Контент, который вы считаете привлекательным, обычно имеет высокие значения средней продолжительности сеанса и PV.
На основании таких данных выяснить, какие страницы сайта компании интересны пользователям, а какие нет. Это может быть подсказкой о продуктах и услугах, соответствующих потребностям существующих пользователей.