Что значит катарсис: Что такое катарсис и при чем здесь искусство

что это такое, психология, значение, состояние катарсиса

Единственное, что можно сказать о катарсисе уверенно: он благо для человека. Это проявление психики можно рассматривать хоть с медицинской, хоть с эстетической точек зрения, – результат один. Катарсис – это движение души вверх.

  • Что это такое
  • Немного истории
  • Катарсис как самосовершенствование
  • Психология
  • По Фрейду

Слово «катарсис» появилось в Древней Греции, его русский эквивалент – «очищение» как результат переживания. Понятие, у которого практически полторы тысячи толкований в философской литературе, имеет богатую историю.

Греческое религиозное врачевание катарсисом называло очищение тела или души от проявлений болезни (вредной материи).

Далее это понятие стало использоваться уже в культуре для характеристики религиозных праздников, а потом мистерий.

Став категорией философской, катарсис в трудах античной философии приобрел множество значений, его употребляли в связи с магией, религией, физиологией, медициной, мистерией, этикой, эстетикой, философией. Но основной оставалась трактовка об эстетическом переживании, связанным с очищением души.

Платон видел в переживании катарсиса освобождение духа от телесного бремени. Аристотель на понятии катарсиса «построил» свою «Поэтику».

В эпоху Возрождения идея великого грека о воспитательном воздействии трагедии получила дальнейшее развитие, но к этому добавилось и понимание катарсиса как эстетического наслаждения ради удовольствия.

К концу XIX века, благодаря практической деятельности немецких ученых и австрийца З. Фрейда, катарсис проник в психологию и психотерапию.

До сих пор некоторые психотерапевтические методики и приемы основаны на состоянии катарсиса: остром негативном переживании, которое, дойдя до крайней точки, резко становится позитивным.

О катарсисе можно говорить и как об импульсе к дальнейшему развитию личности, если сравнивать его с бурей и шквалом эмоций, переживаемых человеком при соприкосновении с культурой.

Воспринимая произведение искусства, индивид способен пропустить через себя все его события и эмоции, а значит – получить новый опыт. В данном случае катарсис становится кульминационной точкой в бескорыстном, солидарном и познающем сопереживании чувствам и делам других людей.

Эти очистительные эмоции раздвигают индивидуальные границы личности, и человек готов к восприятию новых чувств и знаний. Он преображается: он уже мудрее, свободнее, восприимчивей. Внутренний рост неизбежен.

Любая созидательная интеллектуальная деятельность обязательно содержит элементы катарсиса. Самая высокая степень их в познании.

Всякое познание ведет к самообразованию, то есть к сознательному строительству себя самого, к самосовершенствованию через постижение общечеловеческой культуры. Ведя эмоциональный диалог с культурой, человек самосозидает себя, а отсюда совершенствуется интеллект и меняется структура личности.

В современной психологии катарсис – это очищение через воображение и создание иллюзии. Психоанализ интерпретирует его как удовольствие, которое индивид получает от своих эмоций во время передачи ему эмоций других людей.

Психотерапия термином «катарсис» называет снятие напряжения, то есть эмоциональное высвобождение.

Негативные переживания, которые сидят в человеке, обязательно должны найти выход, иначе они будут угнетать и вызывать на бессознательном уровне психосоматические симптомы. Как считают психоаналитики, чтобы освободиться от болезни, нужно пройти через эмоции.

Воскрешение негативных эмоций с целью освобождения от них – в этом заключается психотерапевтическое лечение катарсисом.

Человеку для освобождения негативной психической энергии приходится неоднократно воскрешать болезненные воспоминания, вновь и вновь переживать травмирующую ситуацию. Это очень сильное напряжение для психики, так как эмоции давно загнаны глубоко внутрь.

Такой катарсис похож на подъем в рай через нестерпимые (но необходимые) муки преисподней переживаний.

Зигмунд Фрейд, отталкиваясь от результатов лечения гипнозом в психотерапии, связал явление катарсиса с проявлениями истерии.

Он считал, что симптомы этой болезни формируются по причине направления психической энергии, связанной с негативными переживаниями, на уровень бессознательного.

В своих исследованиях Фрейд применил гипноз с целью вызова катарсиса для излечения от истерии. Но раз за разом он убеждался, что гипноз не может быть панацеей, так как, несмотря на очевидные положительные результаты, устойчивого эффекта от лечения не получалось: слишком большим оказался процент повторных обращений.

Отказаться от гипноза заставило ученого и то обстоятельство, что достаточная большая часть пациентов поддавалась воздействию гипноза лишь частично, или не поддавалась вовсе.

Прекратив практику лечения гипнозом, он преуспел в новой психологической технике: Фрейд разработал метод, основанный на свободных ассоциациях (так называется техника в психологии, когда пациент называет первые пришедшие в голову образы).

Термину «катарсис», несмотря на длительную историю и широкое применение, на сегодняшний день так и не дано четкого и ясного определения.

До сих пор границы его понимания колеблются от медицинского «облегчения» до общекультурного «очищения» и «просветления» души человека.

Видео: На что направлены психотерапевтические тренинги Катарсис

КАТАРСИС

Михаил Заборв

Ко многим, обычно называемым функциям искусства: познавательная, воспитательная, эстетическая, гедонистическая, прогностическая, компенсаторская, социальная, развлекательная… я добавил бы еще одну, обычно не называемую — катализирующую, или интенсифицирующую функцию искусства. Более того, я полагаю, что это первичная функция, без которой другие функции не функционируют. Дело в том, что как процесс творчества, так и процесс восприятия искусства интенсифицируют, ускоряют наши психические процессы. Мы говорим в связи с этим о творческом вдохновении, об эмоциональном восприятии искусства, но и то и другое — это сильные психические процессы, и без них ничто другое невозможно. А духовное напряжение требует своего разрешения, разрядки.

Творчество — это глубокая сосредоточенность на определенной задаче, а средоточие возможно лишь через обработку очень обширной информации, и это огромное напряжение. Напряжение же разрешается по мере обработки этой информации и решения задачи, такова схема любой мозговой деятельности.

Это уместно сравнить с музыкой: фаза напряжения — это музыкальная

субдоминанта (S) и это поиск и временная рассредоточенность.

Высшее напряжение доминанта (D) — средоточие.

Разрешение напряжения — тоника (T).

Фаза S — это замедление творческого процесса, D сильно тяготеет к Т, а тяготение связано с ускорением, как в физике. В. Вундт полагал, что восприятие искусства состоит из «тяготений и задержек» и это верная идея, музыкальный наш пример ее конкретизирует, поскольку показывает, о каких именно тяготениях и задержках идет речь. Надо сказать, что названные основные музыкальные функции вездесущи и не только в музыке — это необходимые состояния любой природной самодвижущейся системы, любого организма и его психики (прием вещества-энергии-информации, обработка, отдача) поэтому понятия Т S D должны стать категориями философии, науки и особенно эстетики. Вещество-энергия-информация — весьма различные сущности, но одно без другого и третьего невозможно и в этом их единство. Отдача принятой энергии, очищение — это катарсис.

Катарсис — очень древнее понятие, которое насчитывает более тысячи различных толкований, мы будем придерживаться толкования данного Аристотелем, которое можно назвать общепризнанным.

Катарсис — духовное очищение Аристотель связывал с переживанием трагедии в театре. Для Аристотеля катарсис — это «Сострадание и страх», которые испытывает зритель при просмотре трагедии и специфическое чувство духовного очищения, которое он испытывает в конце. И очень интересно, от чего же мы очищаемся?

Перед нами гибнет герой, тем не менее несомненно, что мы испытываем это специфическое чувство облеягчения, очищения — катарсиса. Отчего же мы очистились, от главного героя? Так может быть, мы тайно желаем его гибели? Но почему? Потому что жизнь — это конкуренция и в нас живет тайное желание смерти ближнего? Мрачный сценарий в духе фрейдизма, и я бы не стал начисто его отрицать.

Еще один сценарий: не всякая смерть на сцене трагична. Так в трагедии «Гамлет» трагична не смерть Розенкранца и Гильденштерна и даже не смерть короля-убийцы, а смерть героев, которым мы сочувствуем: Клавдия, Офелии и, главное, смерть самого Гамлета. Это противоречит первому нашему сценарию, по которому катарсис наступает потому, что мы, якобы, тайно желали смерти героя, ведь именно этим героям мы сочувствуем, им сострадаем, почему же все–таки с их смертью приходит это чувство очищения-облегчения?

Наша гипотеза состоит в том, что театральная трагедия — это отражение не всякого убийства-смерти, а убийства ритуального, то есть это некое наследие древнего и не очень древнего обряда человеческого жертвоприношения — переход от реального убийства к символическому-театральному.

Что чувствует человек присутствующий при человеческом жертвоприношении, например при инквизиции? Он испытывает именно «страх и сострадание», о которых говорил Аристотель, переболевает болью жертвы, но тут появляется и ответ относительно облегчения-очищения-катарсиса которое испытывает зритель. Дело в том, что гибнет-то не он-зритель, а другой-жертва, отсюда и облегчение. Зритель же, испытав сильные чувства боли и напряжения «просыпается» от страшной реальности очищенным, живым и невредимым. Как тут не возрадоваться!

Казалось бы, вИдение трагедии через призму жертвенного комплекса вполне катарсис объясняет, все же возникает вопрос: безопасным человек может себя чувствовать и не присутствуя при инквизиции, или не посещая театр, почему же он покупает дорогие билеты в театр и почему народ толпами валит на всяческие аутодафе? Значит есть в человеке глубокая потребность испытывать эти чувства сострадания и страха, а я полагаю, что есть тут и чувства садомазохистские, ведь наслаждение жестоким зрелищем — садизм, а сострадание — мазохизм. И только испытав эти чувства, и таким образом изжив их, человек испытывает счастливое облегчение-очищение-катарсис.

В основе всего лежит физиология. Как необходимо человеку движение, потому что он почти весь состоит из мышц, для движения предназначенных, так необходимо ему задействовать свои нервно психические механизмы, и искусство вообще, трагедия в частности дают ему такие возможности, каких нет в рутинной его жизни, не подвергая при этом никакому риску. Вот, кажется, разгадка катарсиса?! На это и указывал Аристотель: искусство, музыка направляют наши переживания по безвредному, художественному пути и тем способствуют изживанию аффектов. Это гениальная мысль, она по-существу предвосхищает фрейдизм.

Но не сводим ли мы таким образом искусство к психофизиологической гимнастике и не теряем ли при этом что-то из духовности искусства?

В поисках духовности искусства и катарсиса обратимся к фрейдизму, но необычному, деконструированному. Такую деконструкцию мы произвели в статьях «Океанический секс, боги, художники», «Визионизм» см. здесь на сайте. Дело в том, что Фрейд и фрейдизм внимательно изучали и изучают секс человеческий, но не обратили внимания на филогенез, предысторию, а ее надо начинать с первобытного океана, где и жизнь и секс зародились и развивались там миллиарды лет. Дело в том, что самые древние жизненные инстинкты сохраняются и поныне в океане нашего подсознания.

В морской стихие размножение происходит без телесного контакта особей, чисто визуальным, или визионистским путем. Рыбы собираются в одном месте на «форум», потому что им необходимо «всенародное» присутствие и лицезрение и тогда они нерестятся и зачинают новую жизнь. После нереста многие рыбы умирают, значит нерест — это предсмертный их оргазм. Тут нужно обратить внимание на то, что «форум» и зрители решают и жизнь и смерть особи, все происходит через форум. Особь же реализует свою жизнь через ее отражение в других особях, в их душах и в их семени.

У людей это отображение в других людях не только жизненно важно, но зачастую оно даже важнее жизни, вспомним, к примеру, сколько людей погибло на дуэлях, защищая свою честь, то есть свое отражение в человечьих душах. Значит мое отражение в зеркале важнее меня самого, если зеркало передо мной духовное.

Теперь вернемся на форум настоящий-человеческий, таковым можно считать аутодафе, где сегодня сжигают для нас еретика Джордано Бруно, и вернемся в театр, где ставят для нас «Гамлета». Сожжение еретика — «суд божий», но как мы понимаем он вершится не на небе, а

на земле инквизиторами, а вот инквизиторы передают это на «суд» зрителя, ведь не даром аутодафе — «веселый праздник» на который приглашены толпы, все ведь в конце концов делается для зрителя, это его надо запугать, это он должен испытать страх и сострадание и очиститься от «скверны». Зритель — главный судья, он как бы пересаживается на трон божий, оставаясь при этом рабом, дрожащим от страха, ибо завтра может оказаться на костре. И все же все деется ради него, ради того впечатления, которое он получит. «Да освятится видение твое, о человек! Во вне небытие». Человечье видение — душа, в которой отражается мир и другие души — это душа мировая — божественная сущность.

Но если в жертвоприношении зритель он и бог и раб, «Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!» Державин, то в театре зритель свободен, он бог и царь. Отобразиться в душе зрителя — духовно осуществиться, а нет — духовная гибель — это верно как в отношении актера, так и режиссера и драматурга.

Но что же несут зрителю артисты? Если это трагедия, то это, в общем, жалоба богу, роль которого, как сказано, играет демиург-зритель, жалоба на несправедливость судьбы. И вот если зритель испытает сострадание и страх, поймет несправедливость рока, переболеет болью героя, то это и будет мазохистское переживание-изживание общественной боли, победа добра и справедливости в душе зрителя, и тогда придет духовное искупление, очищение — катарсис и зрителя и артиста.

Тут очень важен перенос определенного психического состояния из одной души в другую. На явление переноса или психического трансфера впервые указал Фрейд, мы хотели бы подчеркнуть, что психический трансфер имеет важное терапоидное значение. Ребенок, когда ему плохо плачет и тем переносит свою боль на любящую мать и это уже само по себе облегчает его страдание. Театральная трагедия переносит страдания героя в души зрителей, но поскольку это страдание не настоящее-художественное, оно легко изживается и сменяется катарсисом — своеобразная духовная гомеопатия, которая действует как в отношении артиста, так и зрителя.

Смеяться тоже нельзя в одиночестве, и тут нужен перенос юмора и веселья от юмориста к восприемнику и одновременно перенос веселья между восприемниками. Недостаточно изучить структуру юмористического текста, нужно еще понять структуру коллективного восприемника. Юмор тоже возникает из какого-то невыносимого конфликта, который резко разрешается своеобразной судорогой-смехом. Хочется вспомнить для примера один гениальный советский анекдот.

Вопрос: Чем отличается капитализм от социализма?

Ответ: При капитализме человек эксплуатировал человека, а при социализме совсем наоборот.

Тут полное противопоставление превращается в полное совпадение, отрицание в утверждение, утверждение снова в отрицание — это совмещение несовместимого, отсюда раздражение называемое смехом.

Комедия — это та же трагедия, только увиденная не побежденным, а победителем в жизненной борьбе. В комедии тоже кто-то падает, если не уничтожается, то изничтожается, превращается в карикатуру к радости победителя и зрителя иже с ним. Смех прерывист ха-ха-ха — это именно потому, что тут совмещается-чередуется несовместимое: напряжение и расслабление, невыносимое и радостное, логичное и нелепое, все же преобладает радость победы, разрядка, значит смех — это катарсис.

А Ван Гог разве не переносит свое страдание на зрителя? Этот перенос в искусстве всегда сложно опосредован: сначала выразить чувство на холсте, пройти через критику и артрынок и достичь зрителя, который находится под тотальным влиянием критики и, как в случае с Ван Гогом, встречается с художником уже после смерти художника. И все же коллективное переживание осуществилось и в нем реализован художник, зритель и само искусство. Реализуется и катарсис по принципу трагедии, по общему принципу: коль скоро крик достиг неба, где сидит высший судья — человек, то крик услышан, душа отразилась в душе — в этом осуществление и в этом катарсис.

Катарсис Определение и значение | Dictionary.com

  • Игры
  • Избранные
  • Поп-культура
  • Советы по написанию

Основные определенияПримерыBritishCultural

[ kuh-thahr-sis ]

См. синонимы для катарсис на Thesaurus.com
существительное, множественное число ка·тар·сес [кух-тахр-сиз]. / kəˈθɑr размер /.

  1. очищение эмоций или снятие эмоционального напряжения, особенно с помощью определенных видов искусства, таких как трагедия или музыка.

  2. Медицина/Медицина. очищение.

  1. Психиатрия.

    • психотерапия, которая поощряет или позволяет разрядить сдерживаемые, социально неприемлемые аффекты.

    • разрядка сдерживаемых эмоций с целью облегчения симптомов или постоянного облегчения состояния.

Происхождение катарсиса

1

Впервые записано в 1795–1805; от новой латыни, от греческого kátharsis «очищение», эквивалентное kathar- (вариант корня kathaírein «очищать», производное от katharós «чистый») + -sis -sis

Другие слова от катарсиса

  • hy ·per·ca·thar·sis, существительное

Слова Рядом катарсис

  • кетгут
  • кат-
  • Катар
  • Катариновое колесо
  • Кошачья арфа 90 004
  • катарсис
  • катарсис
  • Cathay
  • катхед
  • катектит
  • катектит

Dictionary. com Unabridged Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Как использовать катарсис в предложении

  • Бебадуби проявляет себя лучше всего, когда звучит как друг, взваливающий на плечи ваш эмоциональный багаж, превращая горе и разочарование в правду. катарсис .

    Beabadoobee хочет показать вам, что она больше, чем вирусная песня TikTok | Анинь Го | 29 октября, 2020 | Washington Post

  • В «Поэтике Аристотеля» он утверждает, что катарсис является центральным эффектом великой драмы — чувством очищения и пробуждения, возникающим в результате глубокой связи между аудиторией и главным героем.

    COVID может изменить то, как мы ходим в кино | Джейкмет | 15 октября 2020 г. | Fortune

  • Кинотеатры — лучшая среда для катарсиса , но они должны реагировать на изменения во взглядах и вкусах.

    COVID может изменить то, как мы ходим в кино | Джейкмет | 15 октября 2020 г. | Fortune

  • Фланаган, кажется, полагается на эмоциональный катарсис , чтобы отвлечь зрителей от того, как его сюжеты имеют тенденцию рушиться в финале.

    «Призраки поместья Блай» от Netflix — это спокойное, любящее исследование того, как изгнать своих призраков | Айя Романо | 9 октября 2020 г. | Vox

  • Ваши эмоции находят катарсис в опере — осторожно, в темноте.

    Первое убийство | Кэти Маклин | 19 августа 2020 г. | MIT Technology Review

  • Люди, для которых игра, открыто приглашающая к таким шуткам, является освобождающим катарсисом .

    Дело против карт против человечества: Макс Темкин ужасный человек? (Имеет ли это значение?) | Артур Чу | 29 июля 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

  • Прислушайтесь внимательно, и вы услышите немного эмоционального катарсиса .

    «А.К.А.» Дженнифер Лопес ужасна. Что случилось с ее музыкой? | Кевин Фэллон | 17 июня 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ

  • Но я всегда чувствую, что создание фильма — это катарсис , который останавливает кошмары, если хотите.

    Джеймс Кэмерон о том, как найти рейс Mh470, об изменении климата, о Леонардо ДиКаприо и многом другом | Марлоу Стерн | 12 апреля 2014 г. | THE DAYLY Beast

  • Встреча с подобными преувеличениями на странице служит своего рода катарсисом и дает своего рода перспективу.

    Обзор Lifetime «Цветы на чердаке»: инцест есть, а странной магии нет | Эндрю Романо | 16 января 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ

  • Если плач — это святой Грааль терапевтического катарсиса , то я явно терплю неудачу.

    «Лос-Анджелес Шринкс»: телевизионный сценарист узнает, что его Шринк находится в реалити-шоу «Браво» | Майк Чесслер | 8 апреля 2013 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

  • Однако он ссылается только на катарсис на зрителя, но не на катарсис автора над собой.

    Литература экстаза | Альберт Морделл

  • Он не симпатизировал поэзии, имеющей социальный посыл, и не понимал ее воздействия как катарсис .

    Литература экстаза | Альберт Морделл

  • Кишечник должен оставаться открытым с помощью мягкого катарсиса , например, касторового масла или таблетки алоэ.

    Женская книга с полезной информацией | Anonymous

  • Ее простая вера в имманентное добро воздействовала на его разум подобно духовному катарсису , очищая его от засоряющих убеждений.

    Кармен Ариса | Чарльз Фрэнсис Чулок

  • Дозы от двух до десяти гран можно повторять с подходящими интервалами до тех пор, пока не будет произведено катарсиса .

    Система практической медицины американских авторов, Vol. я | Различное

Определения катарсиса в Британском словаре

катарсис

/ (kəˈθɑːsɪs) /


существительное во множественном числе -ses

    9001 1

    (в аристотелевской литературной критике) очищение или очищение эмоций посредством вызывания жалости и страха , как в трагедии

  1. психоанальный привнесение в сознание вытесненных идей или переживаний с целью снятия напряжения: см. также абреакция

  1. очищение кишечника

    Происхождение катарсиса

    1

    C19: Новая латынь, от греческого katharsis, от kathairein до Purge, Purify

    Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd. 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

    Культурные определения катарсиса

    катарсис

    [(kuh-thahr-suhs)]


    Опыт эмоционального освобождения и очищения, часто вдохновленный или через искусство. В психоанализе катарсис — это освобождение от напряжения и беспокойства, возникающих в результате приведения в сознание подавленных чувств и воспоминаний.

    Новый словарь культурной грамотности, третье издание Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

    Что такое катарсис? Определение, примеры катарсиса в литературе?

    Определение катарсиса: Катарсис – это сильное эмоциональное воздействие трагедии на зрителей.

    Что означает катарсис?

    Что такое катарсис? Трагические драмы часто вызывают у зрителей эмоциональное воздействие, известное как катарсис.

    Вот несколько примеров катарсиса в драмах:

    В фильме Марли и я , катарсис наступит, когда умрет семейная собака Марли. В этот момент зрители эмоционально реагируют на трагедию, с которой могут столкнуться многие люди, смерть домашнего питомца.

    В пьесе Уильяма Шекспира « Ромео и Джульетта » катарсис происходит, когда молодые влюбленные совершают самоубийство. Зрители наблюдали за интенсивной историей любви этих двоих, и когда их трагический недостаток импульса берет верх, зрители испытывают жалость и шок от опрометчивого выбора самоубийства.

    Современные примеры катарсиса

    Вот несколько современных примеров катарсиса:

    В фильме Титаник катарсис происходит с любовью Роуз, Джек, погибает в океане после того, как непотопляемый корабль врезается в айсберг. Зрители последовали за Роуз и Джеком в их коротком путешествии страсти, и, наблюдая, как она теряет любимого мужчину, зрители чувствуют очищение от эмоций.

    В молодежном романе Джона Грина «Ошибка звезд » катарсис происходит, когда главная героиня Хейзел теряет своего бойфренда Августа из-за рака. На протяжении всей этой истории читатели вкладывали свои эмоции в эту молодую пару и переживают сильные эмоциональные переживания после этой трагедии.

    Функция катарсиса

    Цель катарсиса — дать зрителям чувство облегчения или очищения от эмоций, накопившихся на протяжении всей драмы. Обычно это очищение происходит после крупной катастрофы или трагического события, с которым сталкивается главный герой. Это трагическое событие обычно связано с аудиторией, например, со смертью или потерей.

    Как катарсис используется в литературе

    Вот несколько примеров катарсиса в литературе:

    В исторической драме Уильяма Шекспира « Юлий Цезарь » Цезарь был предан своим товарищем Брутом и жестоко убит. Брут чувствует огромную вину из-за этого действия, и катарсис происходит, когда он совершает самоубийство, вызывая чистку эмоций.

    В фильме Артура Миллера « Смерть коммивояжера » главный герой Вилли Ломан вызывает у зрителей чувство жалости из-за понимания стремления к достижению американской мечты. Когда он совершает самоубийство, аудитория испытывает катарсис, потому что страх недостижения личных целей и последствий этого присущ многим людям.

    Резюме

    Дайте определение катарсису в литературе : Катарсис — это сильный эмоциональный эффект, который трагедия оказывает на аудиторию. Часто зрители испытывают эти эмоции, потому что они могут относиться к тому, что испытали персонажи. Из-за этой жалости или страха у зрителей по отношению к ситуациям в спектакле, когда происходит катастрофа, они чувствуют чистку эмоций.

    Последний пример:

    В драме Софокла Царь Эдип Эдип женился на собственной матери, сам того не зная.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts