Этапы формирования личности: Этапы и уровни развития личности

Этапы и пути развития личности по Н.И.Козлову

Человек не сразу становится и не в полной мере становится личностью, если личность понимать как ответственный субъект волеизъявления. Не у всех и не сразу формируется свое Я, не все в равной мере умеют и хотят жить свободно, не сразу, не у всех и в разной мере формируется ответственность.

От ребенка, как от личности, мы ожидаем немногого, от взрослого — существенно больше. На разных возрастных этапах и в разных ситуациях у нас разные мерки, чтобы отвечать на вопрос, кто и в какой степени проявил себя как личность и состоялся как личность.

Младенец и ребенок

Этапы развития личности младенца:

1. Зарождение как биологическая индивидуальность.

Свое, похожее на кого-то и непохожее на других лицо и тело, свои генетические программы.

2. Наличие Я, растущего в Я большое.

Младенец — личность, если у него есть Я, растущее в Я большое. Это, к сожалению, бывает не всегда. Смотри Я младенца

3. Формирование самоотношения «Я есть и хочу быть».

Невербально, неосознаваемо, но младенец еще в утробе матери и первые месяцы жизни может по-разному отнестись к себе. Это может быть самоотношение «Я есть и хочу быть» (выбор личности) либо “Я не хочу быть” или “Я не знаю, есть ли я”… Смотри Я младенца

4. Ребенок начинает осознавать себя как отдельное (от мамы и окружающих) и неповторимое «Я».

5. Доверие к миру. (здоровый фон для последующего развития)

Я – ОК, ты – ОК, мир – нравится. Этап Доверие по Эрику Эриксону.

6. Ребенок, когда заявляет о своих желаниях и сильно настаивает на своих потребностях — уже личность.

Личность начинается со своего хочу у ребенка. Хочу, которое он может и смеет проявить и на котором он может настоять. Смотри Кризис трех лет, Хочу и Надо, Этап Самостоятельность по Эрику Эриксону

7. Ребенок становится внутренне социальным.

Ребенок уже не равен своим природным влечениям, может подчинять свои природные влечения социальным нормам.

См. Первое рождение в ст. Личность рождается дважды

8. Свобода и предприимчивость.

Ребенок сам себе придумывает занятия. Этап Предприимчивость по Эрику Эриксону

Итог этого этапа развития личности — Человек-ребенок, Иждивенец

Подросток и молодой человек

Этапы развития личности подростка и молодого человека в порядке возрастания требований:

1. Умелость, организованность.

Организованные игры, знакомство с очередностью и последовательностью. Этап Творчество по Эрику Эриксону

2. Самоощущение, самосознание, понимание себя, рефлексия собственных мыслей и поступков.

Интерес к собственному внутреннему миру, вопросы себе и о себе.

3. Своеобычность, наличие собственного взгляда и своего стиля.

Умение жить своей головой, принимать собственные решения. Личность здесь — это внутренний стержень в человеке, что выделяет его из его окружения, что противостоит окружению и делает человека сильнее, чем его окружение. То, что делает человека выше генетики и шаблонов.

Источник внутренней свободы и самостоятельности. Личность — проявление Первой позиции восприятия, Формируется личность как «монада, по-своему, единственно ей свойственным образом воспринимающая, отражающая и создающая в себе мир». Смотри История понятия Личность Когда ты станешь Личностью? (когда ты начнешь жить своей головой, принимать свои решения?) — вопрос к подростку.

4. Самостоятельность в решениях, умение справляться с препятствиями и добиваться своего.

Когда считаю себя правым, преодолеваю сопротивление окружающих.

Развитая личность имеет волю — способна стать выше своего непосредственного (сегодняшнего) хочу во имя будущих интересов (это формулируется как Надо). Смотри Хочу и Надо, Воля, Второе рождение личности в ст. Личность рождается дважды

5. Честность, смелость, порядочность.

Это ценностно двухмерный мир: есть Зло, и есть Добро, между ними четкая граница, нужно быть всегда за правду и не врать никогда. Смотри Развитие нравственных ориентиров

6. Умение отстаивать свое мнение, свои права, свое достоинство.

Способность настаивать на своем, когда это свое уважается окружающими. Я — человек, а человека надо уважать!

7. Картина жизни.

Идеал дружбы, любви, семьи, общества. Этап Идентификации личности по Эрику Эриксону

Взрослый человек

Этапы развития личности взрослого человека в порядке возрастания требований:

1. Зрелые отношения. Понимание и опыт, что такое дружба и любовь. Знакомство с Близостью, умение и интерес быть в Близости.

Речь не о сексе (как таковом), а об особых отношениях, где люди близки и дороги друг другу. Смотри Близость. Этап Близость и одиночество по Эрику Эриксону

2. Зрелость как Мужчины (как Женщины).

Мужчина, который состоялся как Мужчина и утвердил свое Я в глазах себя, общества и женщин — личность. Смотри Развитие личности мужчины по Сергею Шишкову.

3. Зрелая заботливость, увязывание своих интересов с интересами других.

4. Зрелость жизненного опыта. Понимание своего жизненного пути. Мудрость.

Мудрый человек знает — у каждого правда своя, и действовать нужно в ситуации, когда сложно предугадать, как слово наше отзовется… Смотри Развитие нравственных ориентиров, Четвертая позиция Знание своих жизненных целей, ответственный выбор своего жизненного пути. Цельность (а не безнадежность) — по Эрику Эриксону

5. Зрелая активность. Умение действовать не потому что, а для того чтобы. Проактивность. Лидерство, Непрерывное развитие.

Умение ставить свои цели, прогнозировать развитие ситуации, планировать, ставить задачи и их решать. Развитая личность — тот, кто действует не потому что, а для того чтобы. Соответственно, тот кто имеет свои цели, может прогнозировать развитие ситуации, планировать, ставить задачи и их решать. Кто действует потому что — массовая личность. Способность непрерывно развиваться, опережая в своем развитии окружающих. Проактивность — обязательная составляющая развитой личности. Насколько человек реактивен, настолько он не личность (массовая личность).

6. Зрелая социальная ответственность.

Взрослый, который оставил след своей жизни в памяти многих — большая личность. Позиция Ангела. Этап Общечеловечность — самопоглощенность по Эрику Эриксону

Выборы

Выборы естественной личности задает не она сама, а ее окружение. Самоопределяющаяся личность делает свои выборы сама.

Выбор направления развития начинается с выбора общей жизненной направленности: Рост и Развитие, Личная жизнь и Семья, Дело и Бизнес. Позднее человек уточняет выбор и выстраивает свою личность под выбранное направление жизни. Смотри Вершина роста и развития личности

Выбор высоты: Потребитель, Творец.

46.Этапы становления личности

Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения.Формирование эгоиндентичностидлительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии,ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество .

В младшем школьном возрасте (4-я стадия)ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры.

Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я стадия)формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

 На 6-й стадии (молодость)для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми.

Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А.Н. Леонтьев).Личностью не рождаются – личностью становятся; личность формируется в онтогенезе относительно поздно.Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.

Отношения «Я-Ты» – это целиком взаимные отношения, включающие в себя полное переживание другого. Они отличаются от эмпатии (рассмотрения в воображении ситуации с точки зрения другого), потому что это больше чем «Я», пытающееся отнестись к «другому». «Не существует ‘Я’ как такового, а есть лишь фундаментальное Я-Ты». Это понятие было введено Мартином Бубером.

Бубер полагает, что мир для человека двойствен и это определяется двойственностью отношения человека к миру. Человек может принимать отношение рационалистически-сциентистского типа, которое автор называет также «функциональным», или «ориентирующим». В этом случае мы смотрим на мир только как на скопление безличных предметов и орудий, которые так или иначе могут служить нашим целям и интересам. Такое отношение нам необходимо, чтобы нормально ориентироваться в мире. Для того чтобы пользоваться предметом, следует обозначить его место среди других предметов, т.е. поместить его в то или иное пространство и время, в те или иные причинно-следственные связи.

Т.о. мы познаем Нечто. Там, где есть Нечто, есть и другое Нечто наряду с ним. При этом, считает Бубер, мы подчиняемся установке Я–Оно и используем соответствующий ей язык. Когда человек познает мир как объект, как Оно, мир остается непричастным процессу познания. Он лишь позволяет изучать себя, но не откликается, не соучаствует, ведь с ним ничего не происходит. Подход Я–Оно возможен в отношении предметов, людей и даже Бога. Мир Оно не есть зло сам по себе. Но, будучи единственным, он ущербен и уродлив, поскольку человек здесь отчужден от другого человека, от Бога и от самого себя.

Диалог означает, что мы можем обращаться к чему бы то ни было и к кому бы то ни было как к Ты, как обращаются к личности, к собеседнику, другу, к единственному в мире и неповторимому. Я и Ты при этом вступают в онтологический диалог, и мир предстает совершенно отличным от мира Оно и несоизмеримым с ним. Пространство, время и причинность здесь исчезают (Бубер в духе кантианства рассматривал их как априорные формы чувственного созерцания). В том случае, когда мы хотим понять два бытия, две субстанции в отношении Я–Ты, эти субстанции «изымаются» из отношения Я–Оно. Объект фактически перестает быть таковым и становится тоже субъектом – равноправным партнером и собеседником в диалоге.

Объяснение стадий психосоциального развития Эрика Эриксона

В 1623 году Уильям Шекспир писал: « один человек в свое время играет много ролей, его действия составляют семь возрастов », от крика младенца до окончательного забвения.

Триста лет спустя психолог Эрик Эриксон предложил более современный и менее предвзятый по отношению к половому признаку (равноправие был большой проблемой в Тюдоровской Англии) подход к психологической трансформации.

В Детство и общество г. Эриксон (1950) исследовал и нанес на карту личностное развитие людей на протяжении всей их жизни.

Эриксон, психоаналитик и профессор Гарварда, создал то, что впоследствии стало самой популярной и влиятельной теорией человеческого развития в психологии. Его модель, включающая восемь стадий психосоциального роста, заменила противоречивую теорию Фрейда, сосредоточенную на психосексуальном развитии.

Возможно, наиболее важно то, что каждая стадия — под влиянием биологических, психологических и социальных факторов — была последовательной: от рождения к младенчеству, от детства к взрослой жизни, от среднего возраста к, наконец, к старости.

И, в отличие от других теорий, трансформация личности не заканчивалась в подростковом возрасте, а, возникая в результате конфликта, продолжалась до конца.

В этой статье исследуются восемь стадий, из которых состоит теория развития Эриксона, а затем обсуждаются последующие критические замечания и наши собственные ресурсы для поддержки роста и развития сильных сторон.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Стадии психосоциального развития
  • Этап 1: Доверие Против Недоверие
  • Стадия 2: Автономия Против Стыд и Сомнение
  • Этап 3: Инициатива Против Чувство вины
  • Стадия 4: Промышленность Против Неполноценность
  • Стадия 5: Личность Против Ролевая путаница
  • Стадия 6: Близость Против Изоляция
  • Стадия 7: Генерация Против Застой
  • Стадия 8: Целостность Против Отчаяние
  • Критика теории Эриксона
  • 5 книг по теме
  • Релевантные ресурсы PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Стадии психосоциального развития

Эрик Эриксон (19 лет)58, 1963) Теория психосоциального развития предполагает, что наша личность проходит восемь стадий развития, от младенчества до старости.

Он утверждал, что социальный опыт ценен на протяжении всей жизни, причем каждый этап можно узнать по конкретному конфликту, с которым мы сталкиваемся между нашими психологическими потребностями и окружающей социальной средой.

Чтобы стать полноценными, уверенными в себе членами общества, мы должны успешно пройти каждый этап и разрешить два конфликтующих состояния; например, доверие против недоверие  и автономия против стыд .

В случае успеха мы обретаем основные человеческие добродетели и здоровую личность; мы хорошо адаптируемся и лучше подготовлены к трудностям в дальнейшей жизни.

Неудача, с другой стороны, приводит к трудностям в навигации по нашему будущему и глубокому влиянию на наше самоощущение, нашу личность. Остается чувствовать себя неадекватно.

На приведенной ниже диаграмме представлены восемь психологических стадий Эриксона и напряженность, наиболее актуальная на определенных этапах жизни (изменено из Syed & McLean, 2018).

Обратите внимание, что приведенные ниже возрастные диапазоны указывают на стадии, описанные Эриксоном, и различаются в литературе.

Этап 1:

Доверие Против Недоверие

На первом этапе психосоциальной модели Эриксона младенчество имеет решающее значение для нашего психосоциального развития.

В течение наших первых 18 месяцев мы не уверены в мире, в котором находимся, и должны развить базовое доверие.

В конце концов, мы полностью полагаемся на наших опекунов в плане тепла, любви, стабильности и заботы. Если мы надежны и предсказуемы, мы обретаем уверенность, чувство защищенности и ощущение безопасности в мире (Syed & McLean, 2018).

Если помощь непоследовательна и ненадежна, то доверие рухнет. Например, когда опекуны отвергают нас, не удовлетворяют наши потребности или эмоционально отстранены, мы можем прийти к выводу, что не можем полагаться на взрослых.

Неудача на первом этапе приводит к развитию страха, недоверия, подозрительности, беспокойства и, в конечном счете, веры в непредсказуемость мира. Мы можем начать беспокоиться, полагая, что не можем контролировать или влиять на окружающую среду.

Хороший баланс между доверием и недоверием означает, что мы остаемся открытыми для нового опыта и в то же время осознаем потенциальную опасность. В конце концов, маловероятно и неразумно, чтобы ребенок стал полностью доверять или полностью не доверять.

Успех на первом этапе ведет к добродетели надежды – чувству, что в какой бы кризис мы ни попали, рядом будет кто-то, кто поддержит и поможет.

Стадия 2:

Автономия против стыда и Сомнение

Второй этап. Основное внимание уделяется раннее детство — от 18 месяцев до трех лет — когда мы набираем независимость и повышенное восприятие контроля над нашими физическими навыками (Эриксон. , 1958, 1963).

Несмотря на то, что мы находимся на ранней стадии развития, мы начинаем развивать повышенное чувство личного контроля и приобретаем чувство независимости.

Обычно примерно в это время родители, учителя и опекуны начинают предоставлять детям некоторую степень выбора, позволяя им выполнять действия самостоятельно. Поэтому мы становимся все более подвижными и развиваемся физически, утверждая свою самостоятельность, одеваясь, играя с другими детьми и игрушками.

По словам Эриксона, приучение к горшку имеет решающее значение для обучения физическому контролю и, в конечном счете, для развития самостоятельности.

Успех в телесных функциях и контроль над простым выбором приводит к ощущению личной силы, чувства автономии, большей независимости и большему ощущению способности выжить в этом мире.

На втором этапе родители должны ожидать и поощрять своих детей исследовать границы, мягко расширяя их, избегая при этом критики, когда они терпят неудачу. Возникающее в результате чувство безопасности и уверенности имеет решающее значение для нашего продвижения на последующих этапах и ведет к добродетели воли.

Однако, если нас чрезмерно критикуют и контролируют или мешают заявить о себе, мы можем чувствовать себя неспособными выжить, ощущать недостаток самоуважения и чрезмерную зависимость от других. Действительно, чувствуя чувство стыд из-за несчастных случаев с туалетом может повлиять на наше чувство личного контроля и повысить уровень сомнений.

Соответствующий баланс между стыдом, сомнением и автономией необходим для добродетели воли – ребенка, верящего, что он может действовать намеренно, а не испытывать чувство неадекватности и сомнения.

Стадия 3:

Инициатива Против Вина

Третий этап психосоциального развития Эриксона происходит в дошкольном возрасте, в возрасте от трех до пяти лет.

На этом этапе нашего психосоциального развития — когда возникает конфликт между инициативой и виной — мы учимся самоутверждаться и обычно начинаем управлять игрой и социальными взаимодействиями.

Нашим родителям наше поведение может показаться энергичным, чрезмерно напористым или даже агрессивным, и тем не менее мы изучаем наши навыки межличностного общения.

Если нас слишком ограничивают от такого исследования — либо из-за родительского контроля, либо из-за усиленной критики — у нас может развиться чувство вины. Точно так же, хотя постоянные вопросы на этом этапе могут иногда утомлять, если опекуны ограничивают их, мы можем считать себя помехой, препятствующей нашему взаимодействию с другими.

И все же, если мы добьемся успеха на третьем этапе, мы научимся чувствовать себя способными, защищенными и способными проявить инициативу.

Если мы потерпим неудачу, мы можем страдать от чувства вины и неуверенности в себе и станем менее склонными к лидерству.

Успех на третьем этапе жизненно важен для развития целеустремленности, а не чувства вины. Однако баланс между инициативой и чувством вины остается ключом к развитию здорового мышления.

Стадия 4:

Промышленность Против Неполноценность

На четвертом этапе психосоциальной теории Эриксона — в возрасте от 5 до 12 лет — мы погружаемся в мир образования, учимся читать, писать и решать математические задачи (Erikson, 1958, 1963).

Учителя играют важную роль в нашем постоянном росте на этом этапе. В то же время группы сверстников и социальные взаимодействия приобретают все большее значение для развития нашей самооценки, и чувство гордости возникает по мере того, как мы успешно выполняем или завершаем задачи.

Действительно, получение одобрения является мотивирующим фактором, и вскоре мы учимся связывать его с демонстрацией определенных компетенций, которые ценятся нашими сверстниками и взрослыми.

За эти годы требования к нам значительно возросли; для нас становится важным научиться справляться со многими социальными и академическими ожиданиями (Syed & McLean, 2018).

В случае успеха развитие приводит к достоинству компетентности, в то время как неудача может привести к чувству неполноценности, когда мы чувствуем себя неспособными использовать определенные навыки.

Равновесие на четвертом этапе приводит к чувству выполненного долга и компетентности, и мы начинаем верить в свою способность справляться с существующими и новыми ситуациями.

Действительно, умение терпеть неудачи может быть решающим элементом нашего взросления, что ведет к развитию скромности, а успех удовлетворяет нашу базовую психологическую потребность в чувстве компетентности (Ryan & Deci, 2018).

Стадия 5:

Личность Против Ролевая путаница

Подростковый возраст может быть пугающим как для подростков, так и для родителей.

Новые возможности, опыт и изменения в теле и разуме на пятой стадии имеют решающее значение для нашего понимания того, кто мы есть, и оказывают значительное влияние на наши взрослые годы.

Эти годы становления — в возрасте от 12 до 18 лет — обеспечивают ценное и глубокое исследование убеждений, целей и ценностей при поиске личной идентичности и самоощущения.

Переход между детством и взрослой жизнью имеет решающее значение. Мы становимся все более независимыми и начинаем задумываться о карьере, семье, друзьях и своем месте в обществе.

Согласно Эриксону (1963), пятая стадия психосоциального развития существует « между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, которую должен развить взрослый. »

Таким образом, для молодых людей жизненно важно изучить роли, которые мы можем принять, когда станем взрослыми, в том числе в сексуальном плане, по мере того, как меняется образ нашего тела.

Успех приводит к убеждению, что мы остаемся верными тому, кто мы есть, что выражается в верности . Эриксон утверждает, что мы врастаем в наши тела и начинаем формировать свою личность в результате наших постоянных исследований. И при соответствующем поощрении и подкреплении мы движемся к большей независимости и более сильному чувству контроля и собственного «я» (Marcia, 2010).

В противном случае наша неспособность создать чувство идентичности в обществе (« Кто я? Я не знаю, что я хочу делать, когда стану старше ») приводит к замешательству и плохому чувству себя. Эта неудача может привести только к неуверенности и неуверенности в себе, в своем будущем и в том, где мы находимся.

Успех на пятом этапе, по Эриксону, ведет к верности – соответствию стандартам и ожиданиям социальной группы, к которой мы принадлежим. В конце концов, наше сознательное ощущение себя является результатом этого социального взаимодействия и имеет решающее значение для нашего баланса между идентичностью и путаницей.

В конечном счете, идентичность обеспечивает наше целостное ощущение себя — избегая кризиса идентичности — которое будет длиться всю нашу жизнь, определяя, как мы себя ведем и во что верим.

Загрузите 3 бесплатных набора инструментов для позитивной психологии (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

Стадия 6:

Близость Против Изоляция

Будучи молодыми взрослыми, мы стремимся исследовать личные отношения и наше желание формировать близкие отношения.

На шестом этапе теории психосоциального развития Эриксона юношеская взрослость происходит в возрасте от 18 до 40 лет. В это время может возникнуть серьезный конфликт, когда мы пытаемся сформировать долгосрочные обязательства вне нашей семьи, с разной степенью успеха.

И тем не менее, положительные результаты приводят к здоровым, счастливым отношениям, которые являются надежными и прочными, развивая добродетель любви . Эриксон (1963) считает, что способность любить знаменует окончательный успех шестой стадии, когда отношения значимы и продолжительны.

Неспособность – независимо от того, находится ли она под нашим контролем – сформировать соответствующие связи или избегать близости может привести к одиночеству, чувству изоляции и депрессии.

Те, у кого плохое чувство собственного достоинства, обычно эмоционально изолированы и менее привержены отношениям.

близость против изоляция стадия основывается на успехе или неудаче пятой стадии. В конце концов, сильное чувство личной идентичности имеет решающее значение для развития близких и крепких отношений.

Стадия 7:

Генерация Против Застой

Седьмая стадия психосоциального развития приходится на возраст от 40 до 65 лет.

Во время среднего возраста мы проявляем нашу потребность в долголетии, не обязательно в физическом смысле, но как продолжение жизни в наших детях или долгосрочное влияние, которое мы оказываем на других.

Мы стремимся оставить след в мире, взрастить то, что переживет нас. Мы можем искать способы быть более продуктивными и ценными для нашего общества, глядя на более широкую картину.

Примером успеха является забота – чувство полезности в жизни, достижения чего-то и вклада в общество. Мы гордимся тем, кто мы есть, чего мы достигли, нашими детьми и кем они стали, а также крепкими отношениями с нашим партнером.

Неудача выглядит совсем иначе. Мы чувствуем, что оказали незначительное влияние на мир, не сумев оставить во Вселенной ту брешь, которую описал покойный Стив Джобс. Если это так, то мы чувствуем себя непродуктивными, незаинтересованными, разочарованными и оторванными от мира, в котором живем.

Стадия 8:

Целостность Против Отчаяние

В отличие от предыдущих теорий, модель Эриксона охватывала всю жизнь от колыбели до могилы .

Наша последняя стадия психосоциального развитие ведет нас от 65 лет Возраст до смерти — известный как зрелость .

Это стадия размышления. Мы замедляемся, менее продуктивны и тратим время на анализ наших достижений на протяжении всей жизни.

Успех заключается в вере в то, что мы достигли своих целей и обрели счастье, что приводит к ощущению целостность , «чувство связности и целостности» (Эриксон, 1982). Мы чувствуем, что достигли многого и готовы встретить свой конец с чувством мира. Успех ведет к добродетели мудрости – чувству завершенности.

С другой стороны, неудача может быть воспринята как отчаяние и сожаление о том, что не сделано, не завершено или допущено. Мы горько относимся к прошлому и настоящему, боимся, что доживем до конца, не чувствуя, что прожили хорошо.

8 Стадии развития Эрика Эриксона

Критика теории Эриксона

Хотя теория психосоциального развития Эриксона оказала невероятное влияние, она столкнулась с рядом проблем, в том числе (Marcia, 2010; McCrae & Costa, 1997; Brown & Lowis, 2003; Orenstein, 2020):

  • Этапы не могут быть последовательными или разыгрываться в указанном порядке.
  • Возрастной диапазон для каждой стадии может быть неправильным.
  • 900:25 Восьмая стадия предполагает переход от активности к пассивности, но многие люди являются высокопродуктивными и активными членами сообщества в более зрелом возрасте.
  • Поиск идентичности может происходить много раз на протяжении всей нашей жизни, а не только в подростковом возрасте.
  • Процессы разработки на каждом этапе неясны.
  • Как человек разрешает конфликты и переходит к следующему этапу? Единый универсальный механизм кажется маловероятным.
  • Как мы на самом деле определяем успех? В конце концов, идея баланса будет различаться между людьми, культурами и, со временем, внутри нас самих.
  • Как мы разрешаем такие конфликты в дальнейшей жизни?

В Insight and Responsibility Эриксон (1964) сам признает некоторые из вышеперечисленных моментов. Он предполагает, что теория предлагает описательный обзор психосоциального развития и не пытается определить подробные механизмы или вовлеченные этапы.

5 Книги по теме

Эрик Эриксон имел долгую карьеру и оставил обширное наследие. Ниже приведен сокращенный список его ключевых работ, а также другие руководства по его теории.

  • Детство и общество – Эрик Эриксон (Amazon)
  • Проницательность и ответственность – Эрик Эриксон (Amazon)
  • Идентичность: Молодежь и кризис – Эрик Эриксон (Amazon)
  • Архитектор идентичности: биография Эрика Х. Эриксона — Лоуренс Фридман (Amazon)
  • Оксфордский справочник по развитию идентичности – Кейт Маклин и Мойн Сайед (Amazon)
  • Энциклопедия интеллектуальных расстройств и нарушений развития SAGE – Эллен Браатен (редактор) (Amazon)

Релевантные ресурсы PositivePsychology.

com

На сайте PositivePsychology.com есть множество ресурсов, которые помогут вам изучить вопросы личного развития:

  • Научитесь концентрироваться на своих сильных сторонах, а не на слабостях, используя модель «Осознай, исследуй, применяй».
  • Используйте руководство «Изучение сильных сторон характера», чтобы определить и поразмышлять над своими сильными сторонами.
  • «Принятие установки на рост» представляет собой отличное руководство по замене фиксированного мышления на заявления о росте.

Мастер-класс «Максимизация сильных сторон»© — это лучший инструмент, который поможет вам и другим определить и развить свои сильные стороны. Этот пакет коучинга — именно то, что вам нужно, чтобы стать практиком, основанным на сильных сторонах, и помочь клиентам раскрыть свой потенциал.

Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта подборка подписей содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Послание на вынос

Психосоциальная модель Эриксона распространяет идею личностного развития на всю нашу жизнь, от первых лет младенчества до старости.

Его работа была новаторской. Поэтапная психосоциальная теория привела к переосмыслению того, как мы развиваемся как люди, и к осознанию того, что мы продолжаем расти на протяжении всей жизни, а не только в ранние годы.

Тем не менее, мы должны осознавать, что модель является скорее полезным инструментом, чем проверяемой теорией; это дает призму, через которую мы можем рассмотреть нашу пожизненную трансформацию, а не предписанный набор шагов.

И все же самая сильная сторона модели — ее способность связывать нашу психологическую трансформацию от физического рождения до смерти, преодолевая конфликты на этом пути.

Хотя мы можем задаться вопросом, подходят ли эти этапы лично нам, мы признаем этапы, последовательность нашего развития и то, как мы переносим полученные знания в более позднюю жизнь.

Используйте модель Эриксона вместе с предоставленными инструментами личного развития, чтобы взглянуть на человеческий рост с течением времени, предлагая глубокий анализ и фокус на диалоге и самопознании.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три упражнения по позитивной психологии.

  • Браатен, Э. (2018). Энциклопедия SAGE по интеллектуальным нарушениям и нарушениям развития. ШАЛФЕЙ.
  • Браун, К., и Лоуис, М.Дж. (2003). Психосоциальное развитие пожилых людей: исследование девятой стадии Эриксона. Журнал исследований старения, 17 (4), 415–426.
  • Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество . Нортон.
  • Эриксон, Э. Х. (1958). Молодой человек Лютер: исследование психоанализа и истории. Нортон.
  • Эриксон, Э. Х. (1963). Молодежь: перемены и вызов. Основные книги.
  • Эриксон, Э. Х. (1964). Проницательность и ответственность. Нортон.
  • Эриксон, Э. Х. (1968). Личность: Молодость и кризис. Нортон.
  • Эриксон, Э. Х. (1982). Жизненный цикл завершен. Нортон.
  • Фрейдман, Л. Дж. (1999). Архитектор идентичности: биография Эрика Х. Эриксона. Издательство Гарвардского университета.
  • Марсия, Дж. Э. (2010). Жизненные переходы и стресс в контексте психосоциального развития. В TW Miller (Ed.), Справочник по стрессовым переходам на протяжении всей жизни (стр. 19–34). Springer Science + Business Media.
  • Маклин, К. К., и Сайед, М. У. (2015). Оксфордский справочник по развитию личности . Издательство Оксфордского университета.
  • МакКрей, Р. Р., и Коста, младший, П. Т. (1997). Структура черт личности как человеческая универсалия. Американский психолог, 52 (5), 509.
  • Оренштейн, Г. (2020, 9 марта). Эриксоновские стадии психосоциального развития. Получено 28 июля 2020 г. с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK556096/
  • .
  • Райан, Р. М., и Деси, Э. Л. (2018). Теория самоопределения: основные психологические потребности в мотивации, развитии и благополучии. Гилфорд Пресс.
  • Сайед, М., и Маклин, К. К. (2018). Эриксоновская теория психосоциального развития. В Э. Браатен, Энциклопедия SAGE по интеллектуальным нарушениям и нарушениям развития. ШАЛФЕЙ.

Развитие личности ребенка, 5 различных стадий развития личности у детей

Хотя развитие личности представляет собой постепенный процесс, его основы закладываются в течение первых пяти лет жизни. Читайте дальше, чтобы узнать больше об этом интересном процессе.

Мозг ребенка при рождении составляет одну четвертую от размера мозга среднего взрослого человека. Тем не менее, он удваивается в размере в первый год и вырастает почти до 90% к пяти годам. У новорожденного есть все клетки мозга (называемые нейронами), которые будут у него до конца жизни. Но связи между этими нейронами (называемые синапсами) — это то, что заставляет мозг работать, и эта «проводка», или связь, развивается быстрыми темпами в первые пять лет благодаря взаимодействию ребенка с окружающей средой.

То, как устроен мозг ребенка, определяет его убеждения, ценности, эмоции, мысли и поведение, что, в двух словах, и есть его личность. В то время как генетика (которая определяет темперамент и физиологию) играет значительную роль, качество опыта ребенка в первые несколько лет жизни также помогает сформировать его личность. Таким образом, этот опыт оказывает длительное влияние на здоровье ребенка, его счастье и способность учиться и добиваться успеха в жизни.

Зигмунд Фрейд, известный психоаналитик, подробно объяснил важность первых пяти лет в формировании личности человека. Его ученик Эрик Эриксон выделил восемь стадий развития человеческой личности, три из которых приходятся на первые пять лет. На каждом этапе ребенку необходимо справиться и успешно преодолеть экзистенциальный кризис, чтобы способствовать формированию всесторонней личности. Давайте рассмотрим каждый из этих этапов и то, как они формируют личность ребенка.

1. Младенчество: (0-18 месяцев)

Это возраст доверия против недоверия. Основной потребностью младенца является пища. Родитель/опекун, своевременно предвосхищающий и удовлетворяющий потребности ребенка, помогает ему научиться доверять другим, что также развивает его уверенность в себе и помогает младенцу стать счастливым малышом. Однако, когда родитель/опекун не реагирует на потребности ребенка, это вызывает у ребенка тревогу и наполняет ее сомнениями и недоверием.

Таким образом, родитель/опекун должен тепло относиться к ребенку и всегда оперативно удовлетворять его потребности.

2. Раннее детство: (1,5-3 года)

Второй этап социально-эмоционального развития – автономия против сомнения или стыда. Ребенок готов самостоятельно исследовать окружающую среду, так как его нервные и моторные навыки заметно развиваются к этому времени, хотя его суждение все еще находится в стадии разработки. На этом этапе следует наблюдать за ребенком и при необходимости направлять его. Предоставление ребенку права голоса при принятии решений, связанных с ним, повысит его уверенность и независимость. Тем не менее, «вертолетное воспитание» или отсутствие соответствующей возрасту свободы делать что-то самостоятельно может подорвать уверенность ребенка и наполнить его чувством неуверенности в себе.

Безопасный срединный путь для родителей — быть внимательными и вовлеченными, а также направлять ребенка по мере необходимости. Пусть малыш испытает управляемое исследование и выработает собственное суждение.

3. Среднее детство: (3-5 лет)

Третий этап – инициатива против вины. За это время ребенок учится действовать самостоятельно. Она становится более напористой и стремится больше исследовать и пробовать новые вещи. Ребенок также пытается наладить отношения с другими детьми и делать что-то вместе. Эти занятия воспитывают в ребенке инициативу и уверенность в себе. Это также помогает ребенку направить свою энергию в конструктивное русло и вызвать у него чувство счастливой вовлеченности.

Либо критика инициатив ребенка, либо запрет ей проявлять инициативу (при условии, что вы ее защищаете) могут задушить ее развитие и помешать успешному завершению третьей стадии. Это может наполнить ребенка чувством вины.

4. Позднее детство: (5-12 лет)

Трудолюбие против неполноценности – четвертая стадия развития. По мере того, как объем внимания и сила ребенка увеличиваются, он хочет приобретать новые навыки. Он начинает сравнивать себя с другими, чтобы понять, на каком он месте. Его переполняет чувство гордости за успешное выполнение задачи. На этом этапе, если ребенку дать почувствовать себя компетентным, он будет демонстрировать дальнейшее трудолюбие и стремиться к достижению поставленных перед ним целей.

Но, если не поощрять трудолюбие, у ребенка может начать развиваться комплекс неполноценности и неуверенность в себе. Это может помешать ему реализовать свой истинный потенциал.

5. Подростковый возраст: (12-18 лет)

Пятая стадия – идентичность против путаницы. На этом этапе подростки пытаются найти свое место в обществе, а также свою личную идентичность. Они стремятся к большей независимости и развивают свой собственный взгляд на жизнь.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts