Что такое субординация и какое у неё значение
Субординация – это такая схема взаимоотношений, при которой существует дистанция между подчиненным и начальником, старшим и младшим. То есть, более младший по должности обязательно должен относиться с уважением к старшему, не допуская панибратства.
Это правило деловой этики работает в обе стороны. Работник уважает авторитет босса, выполняет его поручения, в вежливой форме формирует свои замечания по работе.
При этом начальник также не позволяет себе отношения к подчиненному как к рабу. Все распоряжения должны отдаваться максимально четко, уважительно, в рамках обязанностей человека.
Субординация нужна для поддержания здоровой атмосферы в коллективе.
Содержание
- Как устанавливается субординация?
- Вертикальная субординация
- Горизонтальная субординация
- Какие бывают ошибки в таком подходе?
- Несоблюдение субординации
Как устанавливается субординация?
В любом рабочем коллективе должен быть перечень документов, определяющих трудовую иерархию.
К ним относятся:
- Трудовое соглашение, которое заключается между работником и работодателем перед тем, как взять его на работу;
- Должностные инструкции, регламентирующие поведение человека в коллективе в соответствии со своей должностью;
- Договор, заключаемый коллективом;
- Правила, определяющие внутренний трудовой распорядок.
Какая субординация бывает, плюсы и минусы такого подхода
Субординация бывает вертикальной и горизонтальной.
Вертикальная субординация
Данная модель взаимоотношений характеризует отношения между начальством и подчиненным. То есть, как бы сверху вниз.
Главный по отделу не позволит себе панибратских отношений со своими работниками. Работники не станут подшучивать над более старшим по должности. Соблюдается четкая иерархия.
Плюсы:
Коллектив отличается более слаженной работой, так как не тратит лишнее время на выяснение отношений с начальством. Благодаря сложившейся иерархии, все довольны занимаемым положением, не страдают от ущемления своих прав, не сравнивают себя с теми, кто в другом коллективе мог бы получить более благосклонное отношение от начальства.
Минусы:
Старшие по должности могут «перегнуть палку» в соблюдении субординации. Метод правления в компании станет напоминать скорее тоталитарный, нежели консервативный.
Трудящиеся, напуганные авторитаризмом начальника, перестают проявлять свой потенциал.
Проигрывают все.
Горизонтальная субординация
Так общаются между собой люди, занимающие равные должности. Это могут быть руководители разных отделов, работники одного.
Тут уже на передний план выходят другие правила общения. Приветствуется взаимоуважение, равноправие, взаимовыгодное партнерство.
Плюсы:
При должном отношении к работе совместное сотрудничество будет плодотворным, долгосрочным. Только если люди уважают идеи друг друга, они могут работать вместе, создавать что-то действительно стоящее.
Минусы:
Если рабочее взаимодействие выходит за рамки работы, становится дружеским, нередко использование людей в корыстных целях.
Некоторые люди выполняют лишнюю работу за своего «друга», который слезно умолял о помощи.
Необходимо соблюдать дистанцию, даже если люди занимают аналогичные должности.
Какие бывают ошибки в таком подходе?
- Если директор всего предприятия отдает распоряжения всему отделу без ведома руководителя, то так он подрывает его авторитет. Так делать ни в коем случае нельзя. Ведь людям еще работать под его началом. А как выполнять распоряжения того, кого ты не уважаешь?
- Контролировать процесс выполнения работы должен специально уполномоченный на это человек. Случайный человек из коллектива не может взять на себя такую обязанность.
- Наказывать своего сотрудника может только его непосредственный младший руководитель. Конечно, более высокие инстанции имеют право на это, но только в присутствии и согласии непосредственного начальства.
- Работодатель должен максимально четко озвучивать свои распоряжения: какая работа, в какой срок, какая задача в приоритете.
- Начальник выходит за рамки служебно-деловых отношений. Критикуется не выполненный объем, а личные качества сотрудника. Это совершенно недопустимо. Служащего нужно стимулировать к работе, а не наоборот.
Несоблюдение субординации
Конечно, пренебрежение правилами делового этикета не является уголовным преступлением. Но атмосферу в коллективе такая оплошность портит изрядно.
Если такое происходит со стороны работника, то могут быть применены следующие санкции:
- Увольнение;
- Лишение премии;
- Серьезный выговор.
Подчиненные же могут пожаловаться на свое руководство в вышестоящие инстанции.
Бывает такое, что сотрудника, нарушившего правила субординации, уволить очень сложно, так как его работа незаменима для коллектива. Постарайтесь поговорить с таким работником, выяснить причины его панибратского отношения. Следует применить в его адрес все же некоторые дисциплинарные взыскания. Начальник – лидер. Люди должны понимать, что к нему нужно относиться с должным уважением.
Субординация на работе: как соблюдать ее правила
Почему субординация на работе необходима для достижения эффективных показателей труда? Все успешные компании имеют собственную систему выстраивания взаимоотношений внутри коллектива. Она нацелена помочь создать максимально комфортную обстановку для всех участников трудового процесса. Рассмотрим, как коллегам вести себя между собой и с начальством.
Содержание:
- Определение субординации
- Виды субординации
- Законы о субординации
- Правила субординации между подчинённым и начальником
- Между руководителями
- Между подчинёнными
- Последствия нарушения субординации
- Советы по выстраиванию отношений в коллективе
- Заключение
Определение субординации
Что такое субординация? Этим латинским термином принято обозначать иерархическую систему отношений между коллегами. Её можно описать простой схемой «начальники-подчинённые». Положение внутри этой системы наделяет участника определёнными правами и обязанностями. Они связаны исключительно с его должностью и не касаются личных качеств. При повышении в должности человек автоматически займёт новое место внутри иерархии.
Систему деловых отношений в нашей стране ещё нельзя назвать совершенной. Многие начальники уверены в своём праве не только руководить, но учить и даже оскорблять работников. В то же время, многие подчинённые воспринимают руководителя как учителя, беспрекословного авторитета, замечания которого нельзя ослушаться или критиковать.
Правила субординации направлены на создание в коллективе понимания, кто за какой участок работы несёт ответственность. Такая система взаимоотношений помогает каждому работнику знать, с кого он вправе спросить, а кто вправе спросить с него. Именно упорядочение делового общения — главная конечная цель субординации.
Субординацией называется система взаимоотношений между коллегами. начальниками и подчинёнными
Виды субординации
Чаще всего субординация — это отношения между начальником и подчиненным. Но в полном смысле этого слова система касается в том числе отношений между руководителями разного уровня, внутри трудового коллектива, между прямыми и непрямыми руководителями и сотрудниками, а также между сотрудниками предприятия, не связанные подчинённостью.
Условно все отношения коллег и начальников строятся по одной из двух схем:
- Вертикальная. «Начальник — подчинённый». Именно об этой субординации говорят в большинстве случаев.
- Горизонтальная. «Коллега — коллега», «сотрудники аналогичных должностей разных отделов».
Для удобства понимания многосторонности субординации, удобно выделить 3 её разновидности:
- административная;
- этическая;
- функциональная.
Законы о субординации
В каждой организации система взаимоотношений между сотрудниками регулируется внутренним распорядком. Единый закон о субординации отсутствует. При разработке собственного порядка руководители предприятия в первую очередь опираются на Трудовой Кодекс: нельзя допустить нарушения прав кого-либо из сотрудников. Другими источниками информации о правилах субординации могут стать справочные пособия для руководителей и работников отделов кадров.
Возможно, государственный закон о субординации решил бы проблемы некоторых работодателей с организацией взаимоотношений между сотрудниками. Но на практике у каждой организации есть своя специфика, которую очень важно учесть при субординации, но невозможно вписать в общий законодательный акт.
От субординации зависит атмосфера в трудовом коллективе
Правила субординации между подчинённым и начальником
Соблюдать субординацию важно для здоровых отношений в коллективе и достижения высоких показателей производительности. Важно учесть все особенности предприятия и создать действительно работающую систему взаимоотношений между коллегами. Цель субординации не в том, чтобы возвысить начальников над подчинёнными, а в том, чтобы создать действительно эффективную схему управления.
Правила субординации касаются в первую очередь правил поведения на рабочем месте, порядка обращений и общения, возможность требовать от сотрудника или начальника исполнения служебных обязанностей. Общение между коллегами должно быть ровным, доброжелательным, без снисхождения или панибратства. Рассмотрим два основных варианта служебного общения: по горизонтали и по вертикали.
Между руководителями
Руководители разного уровня в большинстве организаций обязаны соблюдать субординацию друг с другом и с подчинёнными. Что важно знать? Руководитель вправе требовать от подчинённого исполнения всего объёма обязанностей в положенный срок. При этом он должен оставаться вежлив, корректен. В конфликтной ситуации нельзя оскорблять работника, поднимать на работника голос, высмеивать его. На эти действия наложено табу.
Руководитель может критиковать работника за какие-либо ошибки в работе, требовать объяснительных или привлекать к дисциплинарным взысканиям. В крайних случаях, работодатель расторгает трудовой договор в одностороннем порядке. При этом категорически запрещено «переходить на личности» — то есть критиковать сотрудника за его личные качества.
Плохие недалёкие начальники понимают субординацию как право унижать подчинённых. Такое мнение не имеет никакого отношения к реальности.
На начальника субординация накладывает даже более существенные ограничения, чем на рядового сотрудника. Он задаёт тон общения, он издаёт приказы и регулирует процесс работы. Начальник должен уметь критиковать, но при этом не переходить на оскорбления. Его критика — это метод для повышения качества работы, а не инструмент повышения самооценки.
Общение между двумя руководителями одного уровня строится как общение двух любых других равных коллег. Отношения начальника структурного подразделения с начальниками отделов строится по аналогии с общением «начальник-подчинённый».
Между подчинёнными
Деловые отношения между коллегами одного уровня, не связанных подчинённостью, строятся значительно проще. Как правило, достаточно придерживаться стандартных правил вежливости и делового этикета. Приветствие, рукопожатие, обращение на «вы» (на «ты» только с взаимного согласия) — этого достаточно для большинства организаций.
Работники одного уровня общаются как равноправные партнёры, но без панибратства. Если коллеги стали близкими друзьями, на работе проявлять это нежелательно: другие работники могут не понять новый формат общения или чувствовать себя при этом не комфортно. Чем более дружелюбной и ровной будет обстановка между коллегами, тем продуктивнее будет работа организации.
Начальник должен соблюдать требования субординации наравне со всеми
Последствия нарушения субординации
Несоблюдение правил делового общения в коллективе чревато негативными последствиями. Самое лёгкое последствие — нездоровая атмосфера в коллективе. Тяжёлое — конфликты, разлад производственного процесса. Если руководитель некорректно обращается с работниками, это демотивирует их, они теряют интерес к работе. Если не умеет делегировать полномочия, создаётся путаница, дезориентированность. Таким образом, нарушения субординации со стороны руководства грозят печальными последствиями.
Что будет, если порядок деловых взаимоотношений не будет соблюдать подчинённый? Скорее всего, он получит замечание, а в более сложных случаях — выговор. Нарушение субординации работником имеет более личные последствия, а начальником — более глобальные.
Советы по выстраиванию отношений в коллективе
Правильно выстроенная субординация служит общим целям и помогает компании быть эффективнее. Всем сотрудникам будет комфортнее, когда в коллективе будут общие правила общения и взаимодействия. Тон задаёт начальник: как он приветствует работников, как распределяет задачи, хвалит и критикует.
Подсознательно большинство работников перенимают тон общения руководителя и использует его. Начальник агрессивен и высокомерен — сотрудники ведут себя аналогично, стремятся всеми путями защитить себя от его нападок и думают об этом больше, чем о своих обязанностях. Начальник доброжелателен, всегда помогает и отвечает на вопросы — его отдел будет таким же.
Целесообразно разработать для компании стандарт делового общения. Он поможет сотрудникам сориентироваться на месте, понять, что именно от них требует организация говоря о «субординации». Готовые примеры таких стандартов можно найти в интернете и адаптировать для собственных целей.
Ни в каком виде недопустимы оскорбления, презрение, панибратство, истерики и ссоры. Любой из примеров такого неадекватного поведения не впишется в модель успешного предприятия. Все возникающие конфликты необходимо решать как можно быстрее, желательно с привлечением специальной комиссии по этике (формируется из членов коллектива).
Критика должна быть только прямой. Нельзя критиковать работника и тем более начальника в их отсутствие при коллегах. Например, руководитель предприятия не должен говорить работникам производственного цеха, что их начальник что-либо сделал не так (даже если это произошло в действительности). Это пагубно влияет на авторитет этого руководителя/работника, создаёт в коллективе прецедент сплетен и даёт каждому сотруднику возможность думать, что и в его отсутствие о нём говорят что-то плохое.
Заключение
Цель субординации — системы взаимоотношений между коллегами и начальством — создание в коллективе здоровой атмосферы, удобного регламента взаимодействия сотрудников. Благоприятный психологический климат безусловно положительно скажется на итогах работы. Субординация базируется на принципах подчинённости, соблюдения этики делового общения, отсутствие личного фактора и разумной дистанции.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте далее:
Определение подчиненности и значение — Merriam-Webster
под·или·дивизия·нация sə-ˌbȯr-də-ˈnā-shən
: размещение в более низком классе, ранге или позиции : действие или процесс подчинения кого-либо или чего-либо или состояние подчинения
Более того, в качестве предписывающего текста Библия толкуется как оправдывающая подчинение женщин мужчинам. Каллен Мерфи
Цена индивидуальное подчинение группе и ограниченная автономия нуклеарной семьи. Коринн Н. Найдеггер
После 1688 года, как и прежде, послание заключалось в подчинении установленной Богом власти, будь то царей или вышестоящих в обществе. Ричард В. Дэвис
Синонимы
- соответствие
- соответствие
- послушание
- подача
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе0003
Первое известное использование подчинения было в 1595 г.
Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи Рядом с
подчинениеподчинительный союз
подчинение
субординационизм
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Подчинение».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/subordinate. По состоянию на 10 ноября 2022 г.Ссылка на копию
Юридическое определение
подчинение
: действие или пример подчинения
также : средство правовой защиты в виде подчинения претензии
см. также справедливое подчинение
Еще от Merriam-Webster о
подчиненииАнглийский: перевод подчинение для говорящих на испанском языке
3
британский подчинение Speakers
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
гранильщик
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Сложные слова, которые вы должны знать
- Часто используется для описания «хода времени», что означает неумолимое ?
- Быстрый Безжалостный
- Медленно Непредсказуемый
Проверьте свой словарный запас с помощью нашего теста из 10 вопросов!
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Ежедневное задание для любителей кроссвордов.
ОТВЕТЬТЕ НА ТЕСТ