Чувства это что: Чувства это

Психотерапевт: Нелюбовь — это болезнь

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

10.02.2006 02:30

Рубрика:

Общество

Сусанна Альперина,Татьяна Хорошилова

Однако день 14 февраля радует не всех.

— А есть люди, которым в принципе не дано любить? — спрашиваю у знаменитого врача-психотерапевта, сексолога, кандидата медицинских наук, профессор Института психоанализа Александра Полеева.

Александр Полеев| Четвертая часть людей, согласно научным исследованиям, не испытывает чувства любви, — отвечает он. — Речь идет о тех, кто живет в цивилизованных странах, в так называемом золотом миллиарде, потому что на мировом уровне подобные исследования не проводились. Но это не значит, что эти люди не испытывают чувства привязанности, желания о ком-то заботиться, однако пережить романтическую любовь им не дано.

Российская газета| А что такое романтическая любовь?

Полеев| Это — очень важный и сложный феномен. Я писал статьи на эту тему, их можно посмотреть на моем сайте www.prosex.ru, и в книгах моих об этом есть. Большая настоящая романтическая любовь обычно бывает у нормального человека в жизни один, два, максимум три раза. Чаще она случаться не может, потому что это чувство — очень радостное, светлое и яркое, НО — истощающее. И психологически и физиологически. В ее основе лежат вовсе не эмоции, как может показаться, и вовсе не страсть (хотя они присутствуют), а так называемая двойная ошибка мышления. Прежде всего это — идеализация, когда обычный человек представляется нам необыкновенно умным, привлекательным и неординарным. Очень часто идеализация происходит, несмотря на то, что мы знаем реальные достоинства человека. Вторая ошибка мышления — это представление о единственности. Когда кажется, что только с этим человеком вы будете счастливы.

У мужчин бывает только часть этих расстройств, потому что представление о единственности партнерши у нас не выражено. А идеализация — да. Какая-то девочка может нам казаться самой обаятельной и привлекательной.

РГ| А вот те, кто любить не умеют, у них отсутствует романтическая любовь как таковая?

Полеев| Для того чтобы понять, что они не умеют любить, необходимо разъяснить: а что именно им не дано. Для чего природа придумала романтическую любовь? Можно же было бы так тихо создавать семью, как делают рациональные немцы. Воспитывать детей. Дело в том, что именно романтическая любовь пробуждает желание жить вдвоем — это во-первых. Второе — она пробуждает сексуальность. Романтическая любовь нужна прежде всего женщинам. Если бы ее не было, большинство из них остались бы фригидными. Романтическая любовь — очень важный процесс. Длится он не очень долго — от четырех до девяти месяцев. Больше длиться не может, потому что идет психологическая подстройка к другому человеку. Люди уже привязались друг к другу, появляется иной вид любви — менее острый.

Те, кто не умеет любить, — у них нет идеализации. Не потому, что они такие умные, а оттого, что они боятся кого-либо идеализировать и таким образом стать зависимыми от определенного человека, уязвимыми. Они, как правило, слишком хрупки. Но часть из них не может идеализировать и потому, что они слишком критичны. Иногда не только к другим, но и к себе. А без идеализации любовь не происходит. Еще один важный момент — пары, которые сошлись без романтической любви, гораздо чаще распадаются. Представьте, поженились люди по расчету. Это может быть психологический расчет, не обязательно материальный. Прожили они пять лет, стали взрослее, умнее, обеспеченнее. Стали смотреть на других. Думать — не перебраться ли к другому партнеру? Задают себе вопросы — и что я в ней (в нем) нашел? Но при этом вспоминают те шесть или восемь месяцев, когда безумно любили друг друга. И возникает мысль, мол, если у меня с ней (с ним) такое было, а с новым партнером такого эмоционального всплеска нет, стоит ли уходить?

РГ| Те, кто не способен испытать любовь, они сами это осознают?

Полеев| Как правило, да.

РГ| И страдают от этого?

Полеев| Они книжки читают, фильмы смотрят, у них есть друзья и подруги, которые им рассказывают о своих чувствах. Мужчины к этому относятся более спокойно. Они говорят: «Я тоже так хочу — быть увлеченным, чтобы гореть, чтобы спешить к ней на свидания. У меня такого никогда не было. Когда-то я это не уважал, а теперь понимаю, что это — здорово! Помогите». А женщины переживают тяжелее. Более того, они не могут состояться как женщины! Без любовного чувства они тяжело втягиваются в интимную жизнь. Чтобы войти в сексуальные отношения, необходима любовь, эмоциональный подъем. Поэтому женщины, неспособные любить, как правило, несостоявшиеся сексуально. Они видят влюбленных подружек и смеются над ними, мол, что ты в нем нашла, и маленького роста, и некрасивый, и получает всего 250 долларов. А потом — и другая подружка влюбилась, и третья, и четвертая. А у нее все никак! Она занимается сексом с мужчинами, но эмоционального-то подъема нет.

РГ| Отчего это бывает? Может, неспособные любить — это эгоистичные люди, зацикленные на себе?

Полеев| К эгоизму это не имеет прямого отношения. Эгоистичные люди тоже любят, правда, эгоистично.

РГ| Отсутствие любви — оно излечимо или нет?

Полеев| Излечимо, но это в большинстве случаев сложный психотерапевтический процесс. Дело ведь в особом складе личности. То, что эта личность не умеет любить, — это только вершина айсберга. За этим кроется другое. Неспособность к романтической любви, строго говоря, это болезнь. Потому что за ней тянется хвост проблем, например, неспособность преодолеть невротические комплексы, недостаток сексуальности. Строго говоря, это тяжелое невротическое расстройство, с которым женщины обращаются к специалистам часто. А мужчины так и ходят. Очень часто бывает так, что неспособность идеализировать, критичность и уязвимость с возрастом проходят. Особенно у мужчин. И человек по-настоящему влюбляется в 35 лет. И весь секс, все увлечения, которые были до этого, кажутся пошлым идиотизмом на фоне этого чувства.

РГ| Но хорошо, если это происходит в 35 лет, а не в 55.

Полеев| Бывает и в 55, но это — реже, потому что любовь требует большой энергетики, а в этом возрасте у человека ее уже просто нет.

РГ| А как же фраза «любви все возрасты покорны?» Мне кажется, что и в 55

лет у человека вдруг может появиться такая энергетика…

Полеев| Абсолютно не все возрасты покорны, если говорить о большой романтической любви. Такая любовь требует длительного горения, страсти. И сильно в 55 лет развернешься? Кто-то, конечно, сохраняет энергию. Но любовь требует не только психологических сил, но и подкрепления их физической энергией.

РГ| Бывает ли такое, что человек способен любить, но не себе подобного, а, скажем, деньги?

Полеев| Это случается достаточно редко. Можно воспылать страстью к какому-то предмету увлечения. Такое отношение встречается, например, у коллекционеров. Да, я видел в своей практике человека, который покончил с собой из-за невозможности купить понравившуюся картину Айвазовского (ему не хватило 10 тысяч долларов). Но это — люди неспособные на большую любовь к женщине, потому что их внутренние силы направлены на другое.

РГ| У меня возник такой вопрос, потому что некоторые в наше время ради заработка готовы пожертвовать любым светлым чувством ради кругленькой суммы.

Полеев| Это не значит, что светлое чувство в них не возникает. Но для того, чтобы любовь в них расцвела, она должна поддерживаться партнером. Романтическая любовь без взаимности быстро угасает. 

   валентинки

Валентин Распутин:

Писатель живет в Сибири. В Москву он прилетел на премьеру в МХТе им. Чехова спектакля «Живи и помни» по одноименной его повести. Главный герой повести Андрей Гуськов дезертирует с войны в конце войны и скрывается в окрестности родной деревни. Почувствовав присутствие мужа, Настена находит его и трепетно хранит эту тайну. Где-то вдалеке идет война, а в душах героев проснулось и заново расцвело «запретное чувство». Бездетная до войны Настена забеременела. В момент облавы на Андрея Настена кончает жизнь самоубийством…

Поступки распутинских героев созвучны сегодняшнему зрителю?

— Валентин Григорьевич, понравился ли вам спектакль?

— Да.

— Что больше движет вашими героями — любовь или супружеский долг?

— У моих героев долг замешан на любви. У них чистые замечательные отношения.

— А что такое, по-вашему, любовь?

— Это — очищающее чувство.

— А то, что называют сегодня любовью в телефильмах и передачах, посвященных взаимоотношениям мужчины и женщины?

— Это не любовь, а растление. Но зло не везде победило. Приезжайте к нам в Сибирь, посмотрите, как люди живут — и любят вопреки всему…

Валентин Юдашкин:

— Кто вам дал имя Валентин?

— Мама.

— Она знала, что оно означает?

— Думаю, что да.

— Чем сейчас вы заняты?

— Подготовкой к Неделе моды в Милане, в которой мы принимали участие, и нашему традиционному праздничному шоу, посвященному женскому дню. Моя новая коллекция называется «Кабаре».

— Что бы вы хотели пожелать в День святого Валентина?

— Любите и будьте любимы.

Валентин Черных:

— Валентин Константинович, вы автор сценариев к фильмам «Москва слезам не верит», «Любить по-русски», «Любовь земная» Евгения Матвеева. А все-таки чем отличается наша русская любовь?

— Ничем. Любовь она и в Париже любовь, и в Москве, и в Риме. Просто любить у нас, наверное, труднее.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Над поправками к десятисерийному фильму Мурата Ибрагимбекова. Названия еще нет, но я хочу предложить свое:»Москва бьет с носка».

— И о чем фильм?

— Да все о том же. Москва — город жесткий, может не только полюбить, но и обломить.

— А что у вас такой голос грустный?

— Собака умерла. Это как будто родного человека потерял.

Валентин Гафт:

— Что такое любовь?

— Я когда-то написал в своей книге «Любовь — короткая статья, но все зависит от чтеца».

— И что вы сейчас читаете?

— Моя последняя любовь — Ольга Михайловна Остроумова. Это судьба.

Валентин Смирнитский:

— Валентин Георгиевич, в «Трех мушкетерах» вы сыграли Портоса. Мушкетеры отличались рыцарским отношением к женщине. А сегодня они встречаются в жизни?

— Редко.

— Что бы вы пожелали людям, жаждущих любви?

— Найти свою половинку.

Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск:

Образ жизниСоциологияВсе о любви

Главное сегодня

Как человек выражает свои чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви

 Чувства — величайший дар человеку, неотъемлемая часть его личности. В обществе всегда ценились и ценятся истинные чувства. Они украшают самого человека и приносят радость другим.        По мнению психологов, чувство — это внутреннее отношение человека к чему-то, особое эмоциональное состояние. Любовь и ненависть, страсть и гнев, страх и радость — эти и многие другие состояния человека сформированы миллионами лет эволюции. Тот, кто умеет владеть своими чувствами, контролировать свое поведение, легко находит общий язык с людьми, спокойно и разумно воспринимает поступки окружающих. Чем богаче внутренний мир человека, тем разнообразнее проявление его эмоциональных состояний.        Наукой доказано, что положительные эмоции — радость, нежность, удовольствие и другие — являются более конструктивными, чем отрицательные: гнев, страх, грубость. Положительные эмоции являются основой формирования жизненных ценностей, например таких, как дружба и любовь.        Одно из прекрасных чувств — дружба -появляется между людьми не только тогда, когда их интересы, взгляды схожи, но и при их различии. «Дружба не нужна для жизни, она из тех вещей, без которых не нужна жизнь» (К. С. Льюис).        Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок.

Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Если же он, занятый своими проблемами и делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. Но круг общения подростка не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем раньше. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединить в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если подросток попадет в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности.        Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании.
Кроме того, не каждого подростка принимают в группу, часть из них оказывается изолированными. Обычно это неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. В переходный период между подростковым и юношеским возрастом (14-16 лет) общение со сверстниками необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет и другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается личностным, исповедальным. Юноша, как и подросток, приобщает другого к своему внутреннему миру — чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время. Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы, передаваемая другу информация достаточно секретна.
Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому, как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я».        Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Как выяснилось при опросе, только 33% мальчиков из выпускных классов находят, что «настоящая дружба среди сверстников встречается часто».        Способность любить закладывается с детства, она дарится человеку в первую очередь мамой, близкими людьми.        Если мама кормит ребенка грудью, гладит его нежными и теплыми руками, смотрит любящими глазами, все время с ним разговаривает, малыш чувствует, что мир полон любви, и сам начинает любить. Позже ему придется открыть для себя сложность взаимоотношений в семье, с друзьями. Однако его дружелюбие, готовность любить останутся незыблемыми.        Американский психолог Эрих Фромм писал, что когда в человеке развивается чувство индивидуальности, ему недостаточно присутствия родителей.
В нем возрастает потребность в единении еще с кем-то. Но влечение одного человека к другому, интерес к нему — это еще не любовь. Любовь образует более высокий уровень отношений человека к человеку. Она проявляется как стремление испытать радость, отраженную от радости любимого человека.        Психологи считают, что человек должен различать увлечение, влюбленность и любовь.        Отличить увлечение от влюбленности, а влюбленность от любви бывает нелегко. Сильное увлечение нередко определяет многие поступки человека и может послужить мотивом для создания семьи. Но вскоре оно проходит. При влюбленности предмет внимания обычно идеализируется.        Часто подростки считают любовью увлечение и влюбленность. Им порой трудно бывает отличить любовь от другого похожего чувства.        Старшеклассники, так же как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых «побед». Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные.
Причем многие одновременно увлекаются одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).        При увлечении, влюбленности и любви мы испытываем похожие эмоции и ощущения. Однако различить их все-таки можно, и лучший советчик в этом — время. Влюбленность может протекать долго, и кажется, что это именно тот человек, с кем хочется связать свою жизнь. Но проходит время, и люди остаются просто добрыми друзьями. Поэтому совет старших «не спешить» не лишен здравого смысла.        «Тайна сия велика есть», — сказано еще в глубокой древности о любви.        Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.        Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражена у мальчиков. Влюбляясь, они в общем-то верно называют дружбой зарождающуюся привязанность и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания эротизм.
       Когда 15-летняя девочка серьезно спрашивает: «Существует ли чистая любовь?» — это уже содержит в себе утверждение, что всякая чувственность, начиная с прикосновений и поцелуев, является «грязной». Углубление таких представлений может в будущем усложнить семейную жизнь.        С одной стороны, юношеская мечта о любви и представление об идеальной любви часто лишены сексуального содержания. С другой стороны, в подростковой среде (13-15 лет) нередки «грязные» разговоры, сальные анекдоты. Порнографические картинки вызывают у подростков повышенный интерес, позволяют им «заземлить», «снизить» волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены. Взрослые часто считают, что это присуще только «испорченным» мальчикам. На самом деле и «грязный» секс, и «возвышенный» идеал прекрасной возлюбленной могут существовать в сознании одного и того же подростка (вспомним А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. В. Вересаева, Д. Апдайка и др.).        Подростковый цинизм коробит взрослых, но надо учитывать, что обсуждение «запретных» вопросов (к ним относится не только секс, но и многие другие переживания, связанные с физиологическими изменениями в подростковый период) со сверстниками позволяет снять вызываемое такими разговорами напряжение и отчасти разрядить его смехом.
Однако следует беспокоиться не только о тех, кто ведет «грязные» разговоры, но и о тех, кто молча слушает: именно эти ребята, неспособные выразить и «заземлить» волнующие их смутные переживания, часто оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми.        Вот почему так важно общение подростка со взрослым человеком (педагогом, врачом, родителями), которые знают особенности физиологического развития психологии и сексуальности подростка.        Те кто работают с подростками должны приложить максимум такта и усилий, чтобы сохранить и укрепить в их душах ту тонкую «нить», которая связывает любовь, сексуальность и высокие нравственные принципы; помочь им понять, что сексуальность вне человеческих отношений — бессмысленна.        Известна пословица: «Та и красавица, которую сердце полюбит». В этом утверждении есть доля истины: любовь делает человека красивым. Как мудро заметил М. М. Пришвин: «Любовь — это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем».
       В подростковом возрасте юноша и девушка узнают, что такое первая любовь. Это чувство запоминается на всю жизнь. По своей природе первая любовь романтична. С ней связаны как радостные минуты, полные восторга, так и переживания, разочарования. Для некоторых первая любовь становится любовью на всю жизнь, а для кого-то это только одно из приятных воспоминаний. Тем не менее, природа создала человека таким, что он не может обойтись без любви…        Первая любовь — прекрасное светлое чувство. Подростки готовы отдаться этому чувству полностью, реализовать любовь через физическое сближение или брак. Но такая спешка мешает узнать все многообразие взаимоотношений между мужчиной и женщиной.        Существуют факторы, важные для гармоничных отношений двух любящих людей: терпение, взаимоуважение и понимание. Для создания семьи недостаточно иметь только материальную базу, нужны определенная психологическая и физиологическая совместимость, умение любить человека таким, каков он есть, и признавать его право быть самим собой, уступать в мелочах без ущерба для собственного самолюбия.
Материальное благополучие способствует стабильности брака, но оно никогда не заменит духовной близости.        Совместная жизнь при отсутствии искреннего чувства превращается в сожительство двух людей и становится им в тягость. Любви можно и нужно учиться, как и умению жертвовать, идти навстречу желаниям друг друга.        Чувства и характеры двух людей на протяжении совместной жизни подвергаются серьезным испытаниям. Каждый из молодоженов несет модель семьи, в которой он воспитывался, поэтому трудности и столкновения неизбежны.        Для нас привычно выражение: мужчины — это сильный пол, а женщины — слабый. Мужские и женские интересы и увлечения порой расходятся, а поведение и отношение к одним и тем же ситуациям различаются. Все эти различия обусловлены самой природой человека. Мужчина и женщина олицетворяют два противоположных начала: мужское и женское. Являясь частью целого, а не целым, они взаимодополняют друг друга.        В период взросления у подростка складывается собственное представление о том, каким должен быть мужчина и что значит быть женщиной. Этот процесс очень тонкий по своей природе, так как в формировании этих представлений участвуют физиологические и психологические факторы. Общение с лицами противоположного пола, традиции каждой семьи помогают понять и воспитать в себе мужские или женские качества. Для юношей важную роль играют не только одноклассницы, подруги, но в первую очередь — мама, сестра. Точно так же и у девушек общение с отцом, братом способствует формированию собственных взглядов.        Естественный, дружеский и теплый стиль общения в семье строится на искреннем уважении, когда ценят и видят женственность в девушке (женщине), а мужественность в юноше (мужчине).        Различия в строении тела и физиологических функциях дополняются наиболее типичными психологическими особенностями, присущими мужчинам и женщинам. Так, женщина нежна и заботлива, ей менее свойственна агрессивность характера, она спокойнее и мягче. Мужчина более решителен в действиях, поступках, более целеустремлен и прямолинеен. Мужчина и женщина соединяются, чтобы дать рождение новому человеку. В этом заключается их биологическое предназначение. Однако физиология человека вызвала к жизни такие понятия, как физическое влечение, страсть, стремление удовлетворить сексуальные потребности, не связанные с продолжением рода.        В любви соединяются мужчина и женщина. Их психология и мировосприятие различны. Иногда это мешает взаимопониманию, поэтому и мужчина и женщина должны учиться понимать друг друга, осваивать культуру межличностного общения.        Взаимоуважение между мужчиной и женщиной проявляется в поведении, разговоре. Ласковые и нежные слова необходимы обоим, но особенно женщине. Очень важен интерес к делам и проблемам партнера, стремление помочь ему словом и делом. Воспитание таких отношений начинается еще в подростковом возрасте, когда наиболее интенсивно идет формирование юношей и девушек.        Мужчине и женщине необходимо помнить о самоуважении и уважении друг к другу. Женщине свойственно быть заботливой, нежной и в то же время умеющей постоять за себя, своих детей, свою семью, а мужчине — сильным, добрым, справедливым, способным взять на себя ответственность за благополучие семьи. Юноша и девушка, мужчина и женщина представляют друг для друга неиссякаемый источник энергии и счастья. Именно такие взаимоотношения и взгляды становятся основой счастливой семейной жизни. follow.ru

 Чувства — величайший дар человеку, неотъемлемая часть его личности. В обществе всегда ценились и ценятся истинные чувства. Они украшают самого человека и приносят радость другим.

       По мнению психологов, чувство — это внутреннее отношение человека к чему-то, особое эмоциональное состояние. Любовь и ненависть, страсть и гнев, страх и радость — эти и многие другие состояния человека сформированы миллионами лет эволюции. Тот, кто умеет владеть своими чувствами, контролировать свое поведение, легко находит общий язык с людьми, спокойно и разумно воспринимает поступки окружающих. Чем богаче внутренний мир человека, тем разнообразнее проявление его эмоциональных состояний.

       Наукой доказано, что положительные эмоции — радость, нежность, удовольствие и другие — являются более конструктивными, чем отрицательные: гнев, страх, грубость. Положительные эмоции являются основой формирования жизненных ценностей, например таких, как дружба и любовь.

       Одно из прекрасных чувств — дружба -появляется между людьми не только тогда, когда их интересы, взгляды схожи, но и при их различии. «Дружба не нужна для жизни, она из тех вещей, без которых не нужна жизнь» (К. С. Льюис).

       Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Если же он, занятый своими проблемами и делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. Но круг общения подростка не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем раньше. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединить в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если подросток попадет в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности.

       Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не каждого подростка принимают в группу, часть из них оказывается изолированными. Обычно это неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. В переходный период между подростковым и юношеским возрастом (14-16 лет) общение со сверстниками необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет и другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается личностным, исповедальным. Юноша, как и подросток, приобщает другого к своему внутреннему миру — чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время. Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы, передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому, как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я».

       Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Как выяснилось при опросе, только 33% мальчиков из выпускных классов находят, что «настоящая дружба среди сверстников встречается часто».

       Способность любить закладывается с детства, она дарится человеку в первую очередь мамой, близкими людьми.

       Если мама кормит ребенка грудью, гладит его нежными и теплыми руками, смотрит любящими глазами, все время с ним разговаривает, малыш чувствует, что мир полон любви, и сам начинает любить. Позже ему придется открыть для себя сложность взаимоотношений в семье, с друзьями. Однако его дружелюбие, готовность любить останутся незыблемыми.

       Американский психолог Эрих Фромм писал, что когда в человеке развивается чувство индивидуальности, ему недостаточно присутствия родителей. В нем возрастает потребность в единении еще с кем-то. Но влечение одного человека к другому, интерес к нему — это еще не любовь. Любовь образует более высокий уровень отношений человека к человеку. Она проявляется как стремление испытать радость, отраженную от радости любимого человека.

       Психологи считают, что человек должен различать увлечение, влюбленность и любовь.

       Отличить увлечение от влюбленности, а влюбленность от любви бывает нелегко. Сильное увлечение нередко определяет многие поступки человека и может послужить мотивом для создания семьи. Но вскоре оно проходит. При влюбленности предмет внимания обычно идеализируется.

       Часто подростки считают любовью увлечение и влюбленность. Им порой трудно бывает отличить любовь от другого похожего чувства.

       Старшеклассники, так же как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых «побед». Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие одновременно увлекаются одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).

       При увлечении, влюбленности и любви мы испытываем похожие эмоции и ощущения. Однако различить их все-таки можно, и лучший советчик в этом — время. Влюбленность может протекать долго, и кажется, что это именно тот человек, с кем хочется связать свою жизнь. Но проходит время, и люди остаются просто добрыми друзьями. Поэтому совет старших «не спешить» не лишен здравого смысла.

       «Тайна сия велика есть», — сказано еще в глубокой древности о любви.

       Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.

       Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражена у мальчиков. Влюбляясь, они в общем-то верно называют дружбой зарождающуюся привязанность и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания эротизм.

       Когда 15-летняя девочка серьезно спрашивает: «Существует ли чистая любовь?» — это уже содержит в себе утверждение, что всякая чувственность, начиная с прикосновений и поцелуев, является «грязной». Углубление таких представлений может в будущем усложнить семейную жизнь.

       С одной стороны, юношеская мечта о любви и представление об идеальной любви часто лишены сексуального содержания. С другой стороны, в подростковой среде (13-15 лет) нередки «грязные» разговоры, сальные анекдоты. Порнографические картинки вызывают у подростков повышенный интерес, позволяют им «заземлить», «снизить» волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены. Взрослые часто считают, что это присуще только «испорченным» мальчикам. На самом деле и «грязный» секс, и «возвышенный» идеал прекрасной возлюбленной могут существовать в сознании одного и того же подростка (вспомним А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. В. Вересаева, Д. Апдайка и др.).

       Подростковый цинизм коробит взрослых, но надо учитывать, что обсуждение «запретных» вопросов (к ним относится не только секс, но и многие другие переживания, связанные с физиологическими изменениями в подростковый период) со сверстниками позволяет снять вызываемое такими разговорами напряжение и отчасти разрядить его смехом. Однако следует беспокоиться не только о тех, кто ведет «грязные» разговоры, но и о тех, кто молча слушает: именно эти ребята, неспособные выразить и «заземлить» волнующие их смутные переживания, часто оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми.

       Вот почему так важно общение подростка со взрослым человеком (педагогом, врачом, родителями), которые знают особенности физиологического развития психологии и сексуальности подростка.

       Те кто работают с подростками должны приложить максимум такта и усилий, чтобы сохранить и укрепить в их душах ту тонкую «нить», которая связывает любовь, сексуальность и высокие нравственные принципы; помочь им понять, что сексуальность вне человеческих отношений — бессмысленна.

       Известна пословица: «Та и красавица, которую сердце полюбит». В этом утверждении есть доля истины: любовь делает человека красивым. Как мудро заметил М. М. Пришвин: «Любовь — это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем».

       В подростковом возрасте юноша и девушка узнают, что такое первая любовь. Это чувство запоминается на всю жизнь. По своей природе первая любовь романтична. С ней связаны как радостные минуты, полные восторга, так и переживания, разочарования. Для некоторых первая любовь становится любовью на всю жизнь, а для кого-то это только одно из приятных воспоминаний. Тем не менее, природа создала человека таким, что он не может обойтись без любви…

       Первая любовь — прекрасное светлое чувство. Подростки готовы отдаться этому чувству полностью, реализовать любовь через физическое сближение или брак. Но такая спешка мешает узнать все многообразие взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

       Существуют факторы, важные для гармоничных отношений двух любящих людей: терпение, взаимоуважение и понимание. Для создания семьи недостаточно иметь только материальную базу, нужны определенная психологическая и физиологическая совместимость, умение любить человека таким, каков он есть, и признавать его право быть самим собой, уступать в мелочах без ущерба для собственного самолюбия. Материальное благополучие способствует стабильности брака, но оно никогда не заменит духовной близости.

       Совместная жизнь при отсутствии искреннего чувства превращается в сожительство двух людей и становится им в тягость. Любви можно и нужно учиться, как и умению жертвовать, идти навстречу желаниям друг друга.

       Чувства и характеры двух людей на протяжении совместной жизни подвергаются серьезным испытаниям. Каждый из молодоженов несет модель семьи, в которой он воспитывался, поэтому трудности и столкновения неизбежны.

       Для нас привычно выражение: мужчины — это сильный пол, а женщины — слабый. Мужские и женские интересы и увлечения порой расходятся, а поведение и отношение к одним и тем же ситуациям различаются. Все эти различия обусловлены самой природой человека. Мужчина и женщина олицетворяют два противоположных начала: мужское и женское. Являясь частью целого, а не целым, они взаимодополняют друг друга.

       В период взросления у подростка складывается собственное представление о том, каким должен быть мужчина и что значит быть женщиной. Этот процесс очень тонкий по своей природе, так как в формировании этих представлений участвуют физиологические и психологические факторы. Общение с лицами противоположного пола, традиции каждой семьи помогают понять и воспитать в себе мужские или женские качества. Для юношей важную роль играют не только одноклассницы, подруги, но в первую очередь — мама, сестра. Точно так же и у девушек общение с отцом, братом способствует формированию собственных взглядов.

       Естественный, дружеский и теплый стиль общения в семье строится на искреннем уважении, когда ценят и видят женственность в девушке (женщине), а мужественность в юноше (мужчине).

       Различия в строении тела и физиологических функциях дополняются наиболее типичными психологическими особенностями, присущими мужчинам и женщинам. Так, женщина нежна и заботлива, ей менее свойственна агрессивность характера, она спокойнее и мягче. Мужчина более решителен в действиях, поступках, более целеустремлен и прямолинеен. Мужчина и женщина соединяются, чтобы дать рождение новому человеку. В этом заключается их биологическое предназначение. Однако физиология человека вызвала к жизни такие понятия, как физическое влечение, страсть, стремление удовлетворить сексуальные потребности, не связанные с продолжением рода.

       В любви соединяются мужчина и женщина. Их психология и мировосприятие различны. Иногда это мешает взаимопониманию, поэтому и мужчина и женщина должны учиться понимать друг друга, осваивать культуру межличностного общения.

       Взаимоуважение между мужчиной и женщиной проявляется в поведении, разговоре. Ласковые и нежные слова необходимы обоим, но особенно женщине. Очень важен интерес к делам и проблемам партнера, стремление помочь ему словом и делом. Воспитание таких отношений начинается еще в подростковом возрасте, когда наиболее интенсивно идет формирование юношей и девушек.

       Мужчине и женщине необходимо помнить о самоуважении и уважении друг к другу. Женщине свойственно быть заботливой, нежной и в то же время умеющей постоять за себя, своих детей, свою семью, а мужчине — сильным, добрым, справедливым, способным взять на себя ответственность за благополучие семьи. Юноша и девушка, мужчина и женщина представляют друг для друга неиссякаемый источник энергии и счастья. Именно такие взаимоотношения и взгляды становятся основой счастливой семейной жизни.

follow.ru

Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram — ға

Idioticon — Эмоции и чувства

Это определение было включено в электронное письмо Triarchy Idioticon в январе 2016 года. Среди ответов были следующие:
===================
Ellin Krinsly
написал, чтобы напомнить нам о нашей культурной предвзятости:
«Моя первоначальная реакция на определение, которое вы представляете, заключается в том, что оно основано на Западе, исходя именно из индивидуального, человеческого взгляда, который излучает понимание из человеческого взгляда на мир.
…Более сложное или иначе окрашенное определение, которое я понимаю, заключается в перформансе, когда возможен обмен чувствами между исполнителем и аудиторией, более нюансированный, более тонкий, чем просто грубые эмоции, то есть радость, гнев. Обмен – это возможность трансформация
И в то время как человек может испытывать страх, восторг  в ответ на океан, океан как сам океан, отдельный от человека (отдельный для цели выражения этой концепции), состоит в том, что сам океан имеет чувство. Просторы океана источают качество чувств.»
===================
Ян Эшли написал, чтобы согласиться с определениями и сказать, что «Они резонируют с двойным циклом обучения (Крис Аргирис)».
====================
Теренс Лав написал, что мы исказили Дамасио и его определения чувств и эмоций. Он указал нам на статью, которую он написал, резюмируя определения Дамасио. В ключевом разделе этой статьи Теренс Лав пишет: « Эмоции
Дамасио использует техническое определение эмоций. Эмоции состоят из множества небольших изменений в физиологии человека (например, артериального давления, мышечного тонуса, внешнего вида), которые могут быть вызваны и выполнены без ведома человека. В эмоциях нет ничего особенно необычного или человеческого — многие животные проявляют эмоциональные реакции, особенно на изменения в окружающей их среде — например, кошка встает дыбом, выгибает спину и плюется, когда ей угрожают. ..

Следуя традиции, Дамасио делит эмоции на различные типы: первичные (универсальные) эмоции, состоящие из счастья, печали, страха, гнева, удивления и отвращения; фоновые эмоции, такие как благополучие, недомогание, спокойствие и напряжение; и вторичные (социальные) эмоции, такие как смущение, ревность, вина и гордость.

Чувства
Чувство эмоции относится к генерации неврологического образа (образ относится к репрезентативному неврологическому паттерну), представляющего внутри человеческого организма это эмоциональное состояние. При этом различают телесность эмоции как совокупность телесных изменений и отдельное внутреннее представление этой эмоции — чувство. Мы не обязательно осознаем любой из этих феноменов.

Ощущение собственного переживания эмоции
Сознательное ощущение эмоции требует дополнительного шага: ощущение себя как личности (ощущение себя), у которого есть это чувство и эта эмоция. Возможно, одно из самых важных открытий Дамасио состоит в том, что «чувство себя» необходимо для аффективных процессов. В литературе, посвященной аффекту и аффективному познанию, этому ощущению себя, сознания и той роли, которую они играют в чувствах и эмоциях, уделяется значительное внимание. Дамасио обращает внимание на важность понимания сложных взаимозависимостей между механизмами сознания и механизмами чувств и эмоций, чтобы понять любую их роль в функционировании человека. …

…Эмоции можно рассматривать как компоненты более высокого уровня гомеостатических процессов регуляции жизни (регуляция метаболизма, простые рефлексы, мотивация, биология удовольствия и боли и т. д.), которые вызывают стереотипно подходящее поведение, подходящее для выживания (P54). Относительные отношения показаны [ниже]. Сознание возникает как раз над границей между чувствами и высоким разумом.
Высокая причина: Сложные индивидуальные планы реагирования формулируются в сознательном разуме и могут выполняться как поведение
Чувства: Сенсорные паттерны, сигнализирующие о боли, удовольствии и эмоциях, которые могут стать «образами».
====================
Пэм Вудс написала, чтобы напомнить нам о разнице между восприятием и ощущением. Это еще одно важное различие, даже если последующее определение «эмоциональных чувств» расходится с нашим собственным определением, приведенным выше:

«В контексте танца (перформанса) Валери Престон-Данлоп (Verve, 1998, «Взгляд на танцы», стр. 41) предлагает:
 
[Ощущение и чувство иногда путают
Потому что слова для них
Неадекватны и
Ощущения возникают из наших сенсорных каналов
Наши глаза, уши, нос, кожа, мышцы и многое другое.]
Чувства разные.
Они возникают из нашей реакции на то, что с нами происходит
Они являются вариантами эмоциональных переживаний,
аффективные чувства и эмоциональные состояния,
все, что испытывают и используют танцоры.» Мэри Букер написала, чтобы напомнить нам, что Карл Юнг использует термин «чувство» и идею «функции чувства», чтобы указать на оценочный подход к миру, который склонен оценивать опыт и поведение с точки зрения хорошего и плохого, правильного и неправильного. Это является причиной большого непонимания Юнга и важным напоминанием.Однако его использование «чувства» явно отличается от обычного использования чувства/эмоции.

Она также указывает на буддийское использование, где «чувственный тон» (который может быть связан с идеей аффекта) предшествует чувству или эмоции.

Чувства подлинны и достоверны — Восприятие и убеждения сомнительны

Уилл Джоэл Фридман, доктор философии. опытный клиницист с опытом работы со взрослыми, парами, семьями, подростками и детьми старшего возраста с 1976 года. Его цель …Читать далее

Чувства также верны жизни и точны как прямая функция лежащих в их основе восприятий, мыслей и убеждений, соответствующих реальности и тому, что «есть»

Наши мысли создают контекст, который определяет наши чувства.
—Эллен Дж. Лангер, Осознанность

Любые чувства априорны («до факта») подлинны и достоверны . Будучи прямой обратной связью от вашего тела, чувства — это просто соматические отчеты о том, что происходит как внутри вас, так и в ближайшем окружении. Что бы вы ни чувствовали, это несомненно то, что вы чувствуете. Мы не знаем, что чувствует другое живое существо, и любое предположение или предположение о том, что чувствует другое человеческое существо, является спекулятивным, проблематичным и часто совершенно ошибочным. Дзэнский коан ясно изображает это:

Однажды Чжуан-цзы и его друг шли по берегу реки. «Как восхитительно рыбы развлекаются в воде!» — воскликнул Чжуан-цзы.

Изучите свои возможности сегодня

«Ты не рыба», — сказал его друг. «Откуда вы знаете, развлекаются рыбы или нет?»

— Ты не я, — сказал Чжуан-цзы. «Откуда ты знаешь, что я не знаю, что рыбы развлекаются?»

Конечно, ни Чжуан-цзы, ни его друг на самом деле знает , развлекались ли рыбы в воде или нет. На самом деле, это чистая спекуляция со стороны обоих! Тот факт, что то, что вы чувствуете, является подлинно и обоснованно тем, что вы чувствуете, не означает, что это чувство истинно для жизни и точно, поскольку на него может сильно влиять то, что вы думаете и что вы делаете. В некотором смысле, когда вы присутствуете и наблюдаете за своим умом со всеми его восприятиями, мыслями и убеждениями, все это начинается как «подозрения», поскольку ни одно из них не является правдой в действительности, это только концептуальные представления. После того, как их увидят насквозь, и если их распознают как не оказывающие чрезмерного влияния и не искажающие чувства, они станут «перспективными» и благоприятными с точки зрения искажения сообщения внутри чувства, поскольку оно ощущается на всем протяжении вашего тела, чтобы расшифровать его сообщение. В противном случае, посмотрите еще раз на то, что реально. Вот пример, чтобы увидеть влияние убеждений и здравомыслие видеть сквозь них:

Вы работаете в офисе в нерабочее время и вам кажется, что вы что-то слышите. Вы начинаете представлять всевозможные жестокие, жестокие и уродливые сценарии и начинаете сильно нервничать. Продолжая в том же духе, вы начинаете испытывать приступ паники.

Вы уговариваете еще одного сотрудника, который также работает в нерабочее время на том же рабочем месте, пойти исследовать звук, который вы услышали, потому что вы слишком сбиты с толку, чтобы сделать это. Неохотно другой сотрудник медленно открывает дверь и высовывает нос. Когда ничего не происходит, коллега осмеливается и начинает немного ходить. Довольно скоро этот сотрудник небрежно ходит и говорит: «Все ясно! Нечего бояться!»

Медленно выходя за пределы себя, вы тоже не находите ничего плохого и вскоре, вернувшись, говорите коллеге по работе: «Ну и дела, должно быть, это мое воображение. Большое спасибо.»

На этой иллюстрации показано, что ваши чувства дискомфорта, нервозности и паники были всем, что вы чувствовали, и, следовательно, подлинными и действительными чувствами. В то же время, подстрекаемые ложными и нереалистичными мыслями, эти чувства не были точным отражением действительности, то есть того, что соответствует или соответствует «тому, что есть» в данный момент. Что делать, когда чувства говорят нам одно, а прямая «проверка реальностью» говорит другое? Чему следует доверять как реальному — Присутствию или восприятиям и убеждениям? Вот двухэтапный подход:

Прежде всего, вы должны знать, что все чувства являются подлинными и действительными тем, чем они являются. Если кто-то стремится сказать, уговорить или убедить вас, что вы чувствуете себя не так, как вы, то в этот момент вы можете быть уверены, что этот другой человек не знает, о чем говорит, поскольку это касается ваших чувств, а не его или ее. . Такое поведение, призванное воздействовать и убедить вас в том, что то, что вы чувствуете, не так и это якобы какое-то другое чувство и что другой человек лучше вам знает, чем вы сами знаете, как вы себя чувствуете, «сводит с ума», т.к. это полностью противоречит вашей непосредственной реальности, тем самым заставляя вас думать, что вы «сходите с ума». В то время как намерение другого человека может казаться, возможно, в вашем и/или их воображении заботливым и любящим, реальность такова, что только каждый человек действительно может знать, что он или она чувствует в любой ситуации и в любой момент. в любое время и ни с кем другим, без всяких сомнений и исключений.

Во-вторых, сделайте паузу в присутствии и объективно наблюдайте извне, чем ум занят в данный момент, в частности, какое восприятие, мысль или убеждение возникают, а также что вы делаете. Обитая в просторном безвременном настоящем и привнося осознанность без суждения в то, что находится прямо перед вами, вы можете увидеть, что ваше эго-ум делает с вашим непосредственным опытом и чувствами, и в этот момент все раскрывается, растворяется и подчиняется остается только истина — что сейчас, здесь, Это!

Вовлечься в это движение сознания не так сложно, как может показаться, поскольку все чувства возникают в одном и только одном месте — в теле. Когда вы обнаруживаете что-то, что не находится в самом теле, наблюдая за умом, за исключением интуиции или вдохновения, очень высока вероятность того, что это восприятие, мысль, убеждение, концептуализация — все. Когда вы откроете один из них, посмотрите, насколько он точен в реальности этого момента. Обычно это называется «проверкой реальности», поскольку вы буквально проверяете восприятие, мысль или убеждение тем, что реально (например, в реальности) здесь и сейчас и соответствует тому, «что есть». Еще более конкретно, вы можете заметить, что вы делаете в действиях, и спросить, является ли это действие или действие «установкой» или влиянием на само чувство. Сидеть внутри и созерцать эти различия мощно поддерживает ясность Осознания.

Когда вы обнаружите, что восприятие, мысль или убеждение, а также действия или действия соответствуют объективной реальности, которую вы обнаруживаете в данный момент, это обеспечивает подтверждение того, что подлинное достоверное чувство также соответствует жизни и точно, что дает вам надежная опора в доверии ощущению реальности или «того, что есть» и принятию решений, которые вытекают из этого. Этот исключительный поступок укрепляет ваше чувство уверенности и твердой почвы, на которой вы можете предпринять любые и все соответствующие и необходимые действия. В то же время, когда вы обнаружите, что восприятие, мысль или убеждение в дополнение к действиям и действиям не соответствуют подлинному чувству, которое вы испытываете, тогда пришло время сознательно посмотреть и бросить вызов реальности и точности всего, что лежит в основе. эта чувственная обратная связь, поскольку теперь она вызывает большие подозрения в том, что она ошибочна, искажена, ошибочна или во всем остальном.

Довольно часто чувство просто следует за лежащим в его основе восприятием, мыслью или убеждением, а также действиями или действиями. Когда чувствами руководит то, что не соответствует действительности и является неточным, как выдумано нашим разумом или эго, наиболее практичным и полезным, конструктивным и эффективным будет вернуться к настоящему спокойно, сосредоточенно и методично деконструировать неточности. или ошибочное восприятие, мысль или убеждение. Точно так же не менее полезно наблюдать за тем, как определенное поведение и действия влияют на ваши чувства. Деконструкция того, что лежит в основе чувств, таких как восприятие, мысли и убеждения, может быть решена с помощью нескольких подходов к исследованию со специалистами-психологами. Автор и руководитель семинара Байрон Кэти отстаивала то, что она называет «работой», ставя тщательную деконструкцию убеждений в качестве центрального терапевтического фокуса.

Подводя итог, можно сказать, что не все чувства одинаковы. В то время как все чувства достоверно и достоверно отражают то, что происходит в вашем теле, как обратную связь от вашей внутренней и внешней среды, любой, кто противоречит тому, что вы чувствуете, как не тому, что вы чувствуете, говорит о том, чего он или она не знает, и, кроме того, может вы подвергаетесь серьезной опасности того, что вами будут «играть», манипулировать и злоупотреблять, если вы согласитесь на эту нездоровую, «сводящую с ума» поездку. Сила вашего «нет» во многом определяет качество вашего жизненного опыта. Предупрежден — значит вооружен, а практика делает совершенным.

Более того, предполагается, что правдивая точность чувств является прямой функцией лежащих в их основе восприятий, мыслей и убеждений, которые являются реалистичными и соответствуют реальности или тому, «что есть». Чем более прямая ассоциация, тем больше вы можете быть уверены, защищены и убеждены, что стоите на твердой реальной почве; чем менее прямая ассоциация с тем, что реально находится прямо перед вами в данный момент, тем меньше у вас уверенности, уверенности и уверенности в том, что происходит что-то реальное.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts