что это такое, определение эмоционального состояния человека, понятие базовых эмоций – nenumerolog
Каждый человек по умолчанию обладает своеобразным набором эмоциональных состояний, позволяющих ему воспринимать и выражать собственные переживания, связанные с явлениями окружающей действительности. Подобные триггеры запускают ответные процессы и реакции, и нередко побуждают к совершению действий как рационального, так и спонтанного характера. Личностное отношение к поступкам передается в форме разнообразных психических проявлений, которых — в зависимости от выбранной концепции трактовки — насчитывается весьма внушительное количество. Каким образом раскрывается понятие чувства в психологии личности, как такое определение звучит простыми словами, и что это значит для человека? Давайте разбираться.
Общее представление
Базовый подход, принятый в рамках науки, определяет пять основных составляющих чувственного восприятия окружающего мира. К их числу относятся зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Этот перечень неразрывно связан с аналогичным количеством органов, за каждым из которых закреплена своя функциональная задача: глаза, уши, нос, кожа и язык. Это инструменты, при помощи которых происходит познание и ощущение действительности.
Однако в последние годы все более отчетливой становится тенденция, направленная на расширение привычных списков. Многие специалисты выдвигают тезисы, согласно которым ограничение, изначально обусловленное конкретными формами восприятия, является необоснованным и подлежит комплексному пересмотру. Причина — в разнообразии эмоционального спектра, проявляющегося в каждом случае прямого или косвенного задействования перечисленных механизмов. В школе Ненумерологии изучают, в том числе, и эту тему с нуля. Уже после прохождения первой ступени вы сможете лучше понимать и управлять собственными ощущениями, а также научитесь легко выбирать подход к нужному человеку.
Критерии чувств в психологии
Существует ряд характеристик, отличающих чувственное осознание от других проявлений эмоций. Опираясь на общепринятые дифференцирующие критерии, психологи выделяют следующие аспекты.
Валентность
Деление на позитивные, негативные и двойственные реакции. Последний вариант, также определяемый как амбивалентный, характерен для человека с двойственным отношением к чему-либо. Противоречивые мысли, идеи, постоянные колебания между решениями свойственны такой личности.
Интенсивность
Сила проявления, позволяющая выделить и подчеркнуть приоритетные и второстепенные чувства. В этом случае речь идет о наличии у человека силы воли и способности к контролю в отношении собственного поведения.
Стеничность
Действенная мотивация, побуждение к выражению чувственной реакции. Стремление самовыражения естественно для каждой личности. В тех случаях, когда отдельно взятый субъект стремится искусственно сдерживать возникающие порывы, используется понятие «астеничность».
Классификация в зависимости от сферы
Разнообразие возникающих ответных психологических посылов не всегда позволяет эмоциональным людям объяснить состояние, которое они испытывают в конкретный момент времени. Для упрощения оценки также применяется дифференциация, позволяющая выделить отдельные примеры чувств в психологии — это способствует упорядочиванию и систематизации, в дальнейшем помогающей определить оптимальные методики самоконтроля.
Моральные
Возникают в рамках человеческого взаимодействия, и представляют собой субъективное восприятие, на основе которого происходит разделение дозволенных и недопустимых действий. В качестве примеров можно привести наиболее распространенные формы, такие как патриотизм, жестокость, любовь или эгоистичность.
Интеллектуальные
Обуславливают врожденное стремление получать как можно больше разнообразных впечатлений. К их числу относятся любопытство, азарт, сомнение или предвкушение.
Эстетические
Внутренняя эмоциональная реакция на «красоту и уродство». Каждый воспринимаемый объект или явление провоцирует в ответ удовлетворенность, наслаждение, восхищение, ненависть, отвращение, злость и т. д.
В чем различие между чувствами и эмоциями
Любое ощущение, возникающее у человека, является отражением его переживаний и восприятия окружающей действительности. Чтобы ощутить нечто конкретное, необходимо задействовать врожденные сенсорные органы, обеспечивающие возможность сбора и анализа важной и вторичной информации о встречающихся явлениях. Чувственное реагирование подразумевает набор приобретенных человеческих качеств, каждое из которых допускает возможность развития на протяжении всего жизненного цикла. Это обуславливается генетическим кодом, проявления которого наблюдаются уже с момента появления ребенка на свет.
Физическое формирование может различаться — этот процесс определяется генетикой, физиологией, влиянием внешних и внутренних факторов. В итоге у одних людей оказывается лучше развито зрение, у других — слух, у третьих — обоняние и т. д. В памяти запечатлеваются моменты, приносящие наибольший объем эмоциональной энергетики — как положительной, так и отрицательной. Как результат — возникновение определенного ощущения, источником которого становятся личные переживания.
Несмотря на очевидную взаимосвязь понятий, психологи все же выделяют ряд различий между чувственным восприятием и эмоциями, определяя последние в качестве заложенного на инстинктивном уровне реагирования, связанного с изменением внешних обстоятельств и окружающей среды. Чувства же, в свою очередь, являются элементом социального происхождения, развитие которого сопряжено с воспитанием и обучением. Человек учится чувствовать и анализировать получаемый опыт по мере взросления, тогда как эмоциональные реакции доступны каждому от рождения.
Еще один дифференцирующий аспект — возможность контроля и управления волевым усилием. Контролировать чистые эмоции заметно сложнее ввиду неосознанности и молниеносности их формирования, являющегося ответом организма, направленным на удовлетворение возникающей здесь и сейчас потребности. Для чувства характерно сознательное проявление, что несмотря на объективную сложность и неоднозначность, все же оставляет варианты для подавления с помощью силы воли.
Критерий предметного отношения также не распространяется на эмоциональные реакции, возникающие ввиду столкновения с положительным или отрицательным внешним фактором. Удивление, страх или недоумение — с точки зрения формы их выражения — остаются неизменными, вне зависимости от того, что или кто именно их вызывает. Что же касается чувственных переживаний, то здесь речь идет о наличии определенного объекта и специфике его субъективного восприятия. Любовь к родителям, к детям и к супругу проявляется по-разному в каждом из случаев.
Наконец, с точки зрения мотивационного влияния ощущения оказываются более эффективным средством, нежели эмоции. Именно они стимулируют и побуждают человека на совершение объектно-ориентированных поступков, тогда как эмоциональное проявление представляет собой действие, по сути, являющееся обратной реакцией.
Общая классификация чувств в психологии
Между чувствительностью и эмоциональностью существует прямая взаимосвязь — чем сильнее развита первая, тем более насыщенной оказывается вторая. Исходя из этого, напрашивается логически обоснованный вывод: возникающие в момент взаимодействия с внешними факторами ощущений способны стать причиной возникновения разных по содержанию эмоций. В соответствии с принятой классификацией их делят две категории — позитивные и негативные. В первую входят такие состояния, как удивление, радость или интерес. Ко второй относятся вина, страх, гнев, стыд, презрение, страдание и отвращение. Чтобы понять, какие из указанных вариантов являются преобладающими для конкретного человека, необходимо изучить весь доступный спектр. Только так можно познать себя как личность, и окружающий мир — как неотъемлемую часть жизни.
Чувства, производные от четырех базовых эмоций
Для ключевых инстинктивных реакций, выступающих следствием столкновения с определенными аспектами действительности, характерны определенные проявления, выражающиеся в следующих формах.
Страх
Одно из наиболее действенных и побудительных состояний, следствием возникновения которого — в зависимости от обстоятельств — выступают опасение или тревожность, паническое восприятие и недоверчивость, беспокойство, нервозность, смущение и т. п.
Грусть
Ответ на триггеры, оказывающиеся существенными для организма, и провоцирующие разнообразный набор чувственных реакций — начиная с усталости, тоски и подавленности, и заканчивая отчаянием, стыдом или обидой.
Злость
В этом случае в зависимости от степени влияния и значимости провоцирующего фактора, в качестве сознательного проявления могут наблюдаться различные степени — от недовольства и досады до ненависти и ярости. Сюда же принято относить ревность, цинизм, брезгливость и зависть, возникающие на фоне внешнего раздражителя.
Радость
Для позитивного набора характерно разнообразие форм, среди которых самыми легкими можно считать умиротворение, любопытство или оживление, а наиболее яркими — эйфорию, экстаз и глубокое удовлетворение. И, разумеется, любовь, проявляющуюся по-разному в зависимости от того, на какой именно объект она направлена.
Определение своих чувств: как научиться ими управлять
Необходимость разработки критериев классификации обуславливалась потребностью в систематизации, являющейся отправной точкой к дальнейшему управлению. Для обучения контролю важно осознавать факторы, влияющие на предпочтение сознанием определенной реакции, и найти варианты, наиболее точно отражающие внутреннее эмоциональное состояние. Используя представленную таблицу, можно охарактеризовать и разобраться в структуре сложных переживаний, представив их в нескольких категориях:
Критерии выбора | Виды чувств | ||
Стеничность | Мотивирующие к проявлению активности (стенические) | Провоцирующие пассивность или расслабление (астенические) | |
Валентность | Позитивные | Негативные | Нейтральные |
Сильные | Слабые | Средние |
Так, выраженное стеническое ощущение — к примеру, любовь — в наименее ярко выраженной форме будет определяться как симпатия. Злость, в свою очередь, проявляется на аналогичном уровне как легкая неприязнь.
Учитывая многообразие человеческих переживаний, дать подробное и четкое определение собственного чувственного восприятия зачастую оказывается довольно сложно. И хотя ежедневно каждый из нас сталкивается со множеством эмоциональных реакций, для большинства с трудом удается охарактеризовать даже с десяток чувств. С точки зрения американского психолога П. Экмана, в качестве приоритетных следует выделять семь основных эмоций: презрение, удивление, радость, печаль, страх, гнев и отвращение. Каждая из них провоцирует собственный набор, от которого зависят совершаемые ответные поступки.
Повышенная эмоциональность способна повлиять на восприятие человеком окружающей действительности. Для совершения правильных поступков, соответствующих возникающим обстоятельствам, важно в первую очередь осознать внутреннее состояние, и прилагать усилия, исключающие превалирование при принятии решений инстинктивных реакций, способных причинить вред. Ориентируясь на следующую таблицу, Вы сможете найти подходящую характеристику:
Исходная эмоция | Сопряженные чувства |
Радость | Любопытство, бодрость, умиротворение, нежность, спокойствие, восторженность, эйфория, любовь и т. д. |
Злость | Досада, пренебрежительность, неприязнь, недовольство, цинизм, ревность, агрессия, гнев, завистливость, ненависть, отвращение. |
Грусть | Скука, печаль, разочарование, тоска, подавленность, опустошение, обида, отчаяние, угнетенность, апатия, безразличие. |
Страх | Обеспокоенность, мнительность, неуверенность, нервозность, тревожность, боязнь, паника, недоверчивость. |
Таким образом, используя базовую классификацию, приведенную в рамках указанных таблиц, можно лучше разобраться с собственным восприятием тех или иных жизненных обстоятельств и факторов, оказывающих влияние на психологическое состояние. Что в свою очередь должно способствовать контролю, исключающему сопутствующее негативное влияние, оказываемое на окружающих. Эти и другие знания в области статического психоанализа изучают в школе Ненумерологии — уникальный метод дает возможность быстро определять собственные эмоции и ощущения окружающих, такой навык позволит управлять своей жизнью и легко находить подход к любому человеку.
Практическое применение в повседневной жизни
Умение дифференцировать позитивные или негативные эмоции считается в психологии отправной точкой на пути к овладению умением контролировать собственные инстинктивные реакции. Чтобы грамотно оценивать и характеризовать свои внутренние переживания, важно придерживаться корректного подхода к оценке настроения.
Начальный этап с точки зрения психологии — это определение критериев чувств исходя из классификации, представленной в рамках первой таблицы, то есть отнесение их к стеничной, валентной или интенсивной категории. Вторая стадия — выбор первичной эмоции соответственно табличному распределению по перечням, соответствующим ключевым формам эмоций. И, наконец, завершающая фаза — определение конкретного названия для текущего состояния, а также переживаний, спровоцировавших его наступление.
Внутренние противоречия, вызванные повышенной чувствительностью, нередко мешают человеку наслаждаться жизнь, сохранять рассудительность и спокойствие. Это перманентный стресс, на фоне которого возможны потеря аппетита и бессонница, предрасположенность к депрессивному настроению и мрачным мыслям. Подобные факторы, безусловно, не идут на пользу ни физическому, ни моральному самочувствию, и чем дольше продолжается цикл — тем выше вероятность наступления ощутимого ущерба. Умение управлять собственным состоянием, построенное на грамотном подборе таблицы чувственных проявлений, позволяет избавиться от негативных факторов, и сохранить эмоциональное здоровье не только себе, но и окружающим.
Заключение
Итак, мы с вами рассмотрели основные тезисы о том, что называется эмоциями и чувствами в психологии, и как эти определения могут кратко охарактеризовать инстинктивные и сознательные человеческие реакции. Конечно, на сегодняшний день даже эксперты, специализирующиеся на исследованиях в этой области, не могут точно подсчитать общее количество возможных вариантов — субъективное восприятие может как варьироваться в диапазоне пяти базовых значений, так и оперировать куда большими числами. Впрочем, несмотря на подобную несогласованность, умение управлять собственной чувствительностью и эмоциональностью остается важнейшим фактором, обеспечивающим душевную гармонию и жизненное благополучие в любых обстоятельствах. Обучиться этим навыкам можно в школе Ненумерологии — уже после прохождения первой ступени вы сможете создавать полезные связи с другими людьми, лучше понимать себя и научитесь легко выбирать подход к нужному человеку.
Эмоции и чувства в психологии
Эмоции и чувства – это синонимы или же два разных понятия? Увы, даже психологи не сходятся в едином мнении, а нам «простым смертным» приходится томиться в догадках, пытаясь дать определение своим душевным потемкам. Итак, сегодня мы берем на себя непосильный груз – наша задача найти, чем отличаются чувства от эмоций, вопреки пассивной психологии.
ЭмоцииЭмоции возникли гораздо раньше чувств, они древнее и во многом понятнее. Эмоции – ситуативны, они возникают в качестве оценки ситуации или же, как результат удовлетворения и неудовлетворения человеческих потребностей окружающими обстоятельствами. То есть, вы хотите пить и испытываете жажду. Вы выпили стакан воды и больше не испытываете жажду. Все зависит от обстоятельств.
Таким образом, если обстоятельства удовлетворяют наши «запросы», мы испытываем положительные эмоции: радость, возбуждение, удовольствие. Если окружающая среда не дает нам возможности реализовать свои потребности, возникают следующие эмоции: разочарование, горе, страх, печаль, грусть.
Учитывая то, что даже в психологии эмоции и чувства неразрывны, продолжим с характеристики чувств.
ЧувстваЧувства – вторичны, они возникли на основе эмоций в ходе эволюции. То есть, чувства – это приобретенные эмоции. Чувства не зависят от перемены ситуации, они могут существовать в нас всю жизнь неизменно. Но, при этом, чувства могут выражаться разными (кардинально разными!) эмоциями. Например, мать любит своего ребенка и это чувство длиною в жизнь. Ребенок может ее рассердить, обидеть, разочаровать, тогда она будет испытывать гнев, печаль и прочее – это проявление чувства любви посредством эмоций. Но в то же время, мать может гордиться ребенком, восхищаться, умиляться, тогда она будет испытывать эмоции восхищения, радости, умиления.
Демонстрация эмоций и чувствИтак, с характеристикой эмоций и чувств мы разобрались. А теперь посмотрим, как распознать их проявление на окружающих людях.
Эмоции – осознанны, мы легко можем объяснить, почему испытываем ту или иную эмоцию. Что касается выражения, то чаще всего они проявляются в виде жестикуляций, интонаций и мимики. Но не тут-то было. Хотите изучать эмоции – следите за детьми. Они еще не «отшлифованы» социумом, и все их эмоции заметны и не скрыты. А взрослые научились скрывать свои эмоции, а также делать вид, будто испытывают те или иные виды эмоций. Для изучения таких «скрытых» проявлений эмоций возникла наука физиогномика.
Чувства мы проявляем посредством слов, но никогда не можем толком объяснить, почему мы испытываем то или иное чувство. Спросите мать, почему она любит своего ребенка, или не надо так высоко, почему она не любит лук?
Виды чувств и эмоций
Для того чтобы легче определять грань между двумя понятиями, предлагаем вам ознакомиться с видами чувств и эмоций.
Чувства:
- Моральные или нравственные чувства – возникают в качестве результата соответствия моральных норм человека и общества. Во многом моральные чувства возникают на протяжении всей жизни под влиянием окружающей среды, людей. К нравственным чувствами относятся патриотизм, любовь, дружба, уважение, презрение, отчужденность, привязанность. Моральные чувства имеют социальный характер и многогранное проявление.
- Интеллектуальные чувства – это радости и разочарования познания, все то, что связанно с познавательной деятельностью.
- Эстетические чувства – это умение человека воспринимать и/или создавать прекрасное. Причем, чем больше человек познает прекрасное, тем больше он его способен воспринимать и понимать.
Эмоции:
Положительные:
- блаженство;
- удовольствие;
- симпатия;
- радость;
- восторг.
Нейтральные:
- любопытство;
- изумление;
- безразличие;
- удивление.
Негативные:
- отчаянье;
- горе;
- печаль;
- страх;
- тревога;
- тоска.
Похожие статьи
Телепортация человека В этой статье мы расскажем о телепортации, предполагаемых механизмах этого феномена и о том, фантастический это вымысел или все же реальная возможность. |
Как улучшить настроение? Причин плохого настроения существует масса, да и это не удивительно при условиях современной жизни. Как поднять себе настроение и поднять эмоциональный уровень расскажет эта статья. |
Ассоциативная психология Ассоциативная психология, как уже можно догадаться из ее названия, изучает ассоциации, которые свойственны большинству представителей хомо сапиенс и используются для развития многих качеств человека, на пример, памяти. | Гендерная психология Эта статья расскажет о понятии гендерной психологии и той области науки, которую она изучает. Гендер — это не просто пол, как принято считать, а совокупность качеств, которые человек проявляет в социуме. |
(Определение и компоненты эмоций)
Статьей поделилисьРЕКЛАМА:
Эмоции: Краткие заметки об эмоциях (Определение и компоненты эмоций)!
Человеческие существа опираются на мотивы, и как разумные существа мы в определенной степени пытаемся удовлетворить их разумным образом.
РЕКЛАМА:
Но на этом наша жизнь не заканчивается, мы тоже эмоциональные существа. Действительно, большинство наших повседневных дел связаны с чувствами и эмоциями. Нашими лучшими достижениями, жалкими неудачами, нашим благородным характером и безобразным поведением управляют эмоции.
Мы взволнованы, когда сдаем экзамен, и подпрыгиваем от радости. Мы кричим, когда злимся, мы сожалеем о смерти любимого человека.
Мы дрожим, когда боимся. Радость, печаль, страх, сочувствие, сочувствие, любовь и привязанность — все это эмоции, которые влияют на нашу жизнь и поведение. Жизнь была бы тосклива без эмоций и чувств.
Они придают жизни цвет и изюминку. Надлежащий контроль над своими эмоциями и их выражение делают нашу жизнь приятной, отсутствие контроля и неправильное выражение приводят к страданию.
Определение :РЕКЛАМА:
Термин «эмоция» происходит от латинского глагола «movere», что означает возбуждать, волновать, беспокоить или двигаться. Вудворт определял эмоцию как «сознательное возбужденное состояние организма».
Компоненты эмоций :Есть три компонента эмоций.
а. Познание:
Этот компонент служит в первую очередь для того, чтобы влиять на оценку данной ситуации, побуждая нас так или иначе проявлять эмоции или не проявлять их вовсе.
б. Чувство:
В повседневной жизни мы думаем о чувствах. Наиболее очевидны изменения чувств у возбужденного человека. Чувства имеют непосредственное мотивационное значение.
Они вызывают многие физиологические процессы в сердечно-сосудистой системе и вызывают повышение артериального давления, изменение полового влечения. Они также стимулируют нервную систему и вызывают широкомасштабную электрохимическую активность.
в. Поведение:
Поведенческий компонент включает мимику, позы, жесты и голосовые реакции.
Изменения во время эмоций :РЕКЛАМА:
Изменения во время эмоций делятся на внешние и внутренние изменения.
Внешние изменения:
Во время эмоций происходит много внешних или наблюдаемых изменений.
а. Голос меняется в зависимости от типа эмоции. Эксперименты доказали, что эмоции можно идентифицировать по голосу.
б. Меняется выражение лица. Мы можем определить эмоцию, которую испытывает человек, глядя на его лицо.
в. Будут изменения в языке тела, такие как скованность мышц, скручивание пальцев, движения рук и ног.
д. Потливость.
эл. Морщины на лбу.
ф. Покраснение глаз.
г. Появление волос на коже и т. д.
Внутренние изменения:
Многие внутренние изменения происходят во время эмоций. Эти внутренние изменения являются результатом стимуляции
ВНС имеет 2 подразделения. Симпатический отдел подготавливает тело к встрече с чрезвычайной ситуацией либо путем борьбы, либо бегства, т. е. борется, если это возможно, в противном случае убегает от ситуации. Он стимулирует надпочечники и вызывает избыточное выделение адреналина и норадреналина. Адреналин циркулирует по всему телу и стимулирует жизненно важные органы, что приводит к последующим внутренним изменениям.
а. Увеличение частоты сердечных сокращений, что приводит к увеличению АД
b. Увеличение частоты дыхания
c. Повышение уровня сахара в крови
d. Снижение работы желудочно-кишечного тракта – поэтому мы не испытываем чувства голода при эмоциональных состояниях
e. Изменения частоты мозговых волн
f. Расширение зрачков
г. Снижение секреции слюны и сухость во рту.
После преодоления чрезвычайной или эмоциональной ситуации следующим шагом является восстановление энергии, затраченной во время эмоции. Эту работу выполняет парасимпатический отдел.
Главная ›› Эмоции
Эмоции
Заметки об установках: значение, природа, компоненты и типы установок
Эмоциональный интеллект: краткий очерк об эмоциональном интеллекте
9000 0 Эмоции | Введение в психологию |Чему вы научитесь: объяснять теории эмоций и то, как мы выражаем и распознаем эмоции
По мере того, как мы движемся по своей повседневной жизни, мы испытываем множество эмоций (которые мы часто называем «чувствами»). Эмоции — это субъективные состояния бытия, которые, с физиологической точки зрения, включают физиологическое возбуждение, психологическую оценку и когнитивные процессы, субъективные переживания и экспрессивное поведение. Эмоции часто являются движущей силой мотивации (как положительной, так и отрицательной) и выражаются и передаются посредством широкого спектра действий, таких как тон голоса и язык тела.Наша психологическая оценка ситуации основывается на нашем опыте, происхождении и культуре. Поэтому у разных людей могут быть разные эмоциональные переживания сходных ситуаций. Однако способность воспроизводить и распознавать эмоциональные выражения лица кажется универсальной. Тем не менее, культуры различаются тем, как часто и при каких обстоятельствах «нормально» выражать различные эмоции, а также тем, как интерпретируются различные выражения эмоций.
Цели обучения
- Сравните и сопоставьте теории Кэннона-Барда, Джеймса-Ланге, двухфакторную теорию эмоций Шахтера-Зингера и другие теории эмоций
Теории эмоций
Наши эмоциональные состояния представляют собой комбинацию физиологического возбуждения, психологической оценки и субъективных переживаний. Вместе они известны как компонентов эмоции . Эти оценки основаны на нашем опыте, происхождении и культуре. Поэтому у разных людей могут быть разные эмоциональные переживания даже при сходных обстоятельствах. Со временем было предложено несколько различных теорий эмоций, показанных на рис. 2, для объяснения того, как различные компоненты эмоций взаимодействуют друг с другом.Теория Джеймса-Ланге эмоций утверждает, что эмоции возникают в результате физиологического возбуждения. Вспомните, что вы узнали о симпатической нервной системе и нашей реакции «бей или беги», когда нам угрожают. Если бы вы столкнулись с какой-то угрозой в вашем окружении, например с ядовитой змеей на заднем дворе, ваша симпатическая нервная система инициировала бы значительное физиологическое возбуждение, которое заставило бы ваше сердце биться быстрее и увеличить частоту дыхания. Согласно теории эмоций Джеймса-Ланге, вы испытаете чувство страха только после того, как произойдет это физиологическое возбуждение. Кроме того, разные модели возбуждения будут связаны с разными чувствами.
Другие теоретики, однако, сомневались, что физиологическое возбуждение, возникающее при различных типах эмоций, достаточно отчетливо, чтобы привести к большому разнообразию переживаемых нами эмоций. Таким образом, была разработана теория эмоций Кэннона-Барда . Согласно этой точке зрения, физиологическое возбуждение и эмоциональное переживание возникают одновременно, но независимо друг от друга (Lang, 1994). Итак, когда вы видите ядовитую змею, вы чувствуете страх в тот самый момент, когда ваше тело начинает реагировать на борьбу или бегство. Эта эмоциональная реакция была бы отдельной и независимой от физиологического возбуждения, даже если бы они происходили одновременно.
Теории Джеймса-Ланге и Кэннона-Барда получили некоторую эмпирическую поддержку в различных исследовательских парадигмах. Например, Chwalisz, Diener и Gallagher (1988) провели исследование эмоциональных переживаний людей с травмами спинного мозга. Они сообщили, что люди, неспособные получать вегетативную обратную связь из-за травм, все же испытывали эмоции; однако у людей с меньшим осознанием вегетативного возбуждения была тенденция испытывать менее интенсивные эмоции. Совсем недавно исследования, изучающие 9Гипотеза обратной связи по лицу 0007 предполагала, что подавление выражения эмоций на лице снижает интенсивность некоторых эмоций, испытываемых участниками (Davis, Senghas, & Ochsner, 2009). В обоих этих примерах ни одна из теорий не подтверждается полностью, потому что физиологическое возбуждение, по-видимому, не является необходимым для эмоционального переживания, но это возбуждение, по-видимому, участвует в усилении интенсивности эмоционального переживания.
Двухфакторная теория Шахтера-Зингера эмоций — еще одна вариация теорий эмоций, учитывающая как физиологическое возбуждение, так и эмоциональные переживания. Согласно этой теории, эмоции состоят из двух факторов: физиологического и когнитивного. Другими словами, физиологическое возбуждение интерпретируется в контексте возникновения эмоционального переживания. Возвращаясь к нашему примеру с ядовитой змеей на вашем заднем дворе, двухфакторная теория утверждает, что змея вызывает активацию симпатической нервной системы, которая в данном контексте определяется как страх, а наш опыт — это страх.
Рисунок 2 . Этот рисунок иллюстрирует основные положения двухфакторных теорий эмоций Джеймса-Ланге, Кэннона-Барда и Шахтера-Зингера. (упоминание «змейка»: модификация работы «таблетный»/Flickr; упоминание «лицо»: модификация работы Кори Занкер)
Важно отметить, что Шахтер и Сингер считали, что физиологическое возбуждение очень похоже на различные типы эмоций, которые мы испытываем, и поэтому когнитивная оценка ситуации имеет решающее значение для реальных переживаемых эмоций. На самом деле, можно было бы ошибочно приписать возбуждение эмоциональному переживанию, если бы обстоятельства были правильными (Schachter & Singer, 19).62).Чтобы проверить свою идею, Шахтер и Сингер провели хитрый эксперимент. Участники мужского пола были случайным образом распределены в одну из нескольких групп. Некоторым участникам вводили инъекции адреналина, которые вызывали телесные изменения, имитирующие реакцию симпатической нервной системы на борьбу или бегство; однако только некоторым из этих мужчин было сказано ожидать этих реакций как побочных эффектов инъекции. Другим мужчинам, которым вводили адреналин, сказали, что либо инъекция не будет иметь побочных эффектов, либо приведет к побочному эффекту, не связанному с симпатической реакцией, например, к зуду в ногах или головной боли. После получения этих инъекций участники ждали в комнате с кем-то еще, кого они считали еще одним субъектом исследовательского проекта. На самом деле другой человек был сообщником исследователя. Сообщник по сценарию демонстрировал эйфорическое или гневное поведение (Schachter & Singer, 19 лет).62).
Когда испытуемых, которым сказали, что они должны ожидать появления симптомов физиологического возбуждения, спросили о каких-либо эмоциональных изменениях, которые они испытали, связанных либо с эйфорией, либо с гневом (в зависимости от того, как вел себя их сообщник), они не сообщили ни об одном. Однако мужчины, которые не ожидали физиологического возбуждения в результате инъекции, с большей вероятностью сообщали, что испытывали эйфорию или гнев в зависимости от поведения назначенного им сообщника. В то время как все, кто получил инъекцию адреналина, испытали одинаковое физиологическое возбуждение, только те, кто не ожидал возбуждения, использовали контекст, чтобы интерпретировать возбуждение как изменение эмоционального состояния (Schachter & Singer, 19). 62).
Сильные эмоциональные реакции связаны с сильным физиологическим возбуждением. Это заставило некоторых предположить, что признаки физиологического возбуждения, включающие учащение пульса, дыхания и потоотделение, могут служить инструментом для определения того, говорит ли кто-то правду или нет. Предполагается, что большинство из нас проявили бы признаки физиологического возбуждения, если бы вели себя с кем-то нечестно. Полиграф , или тест на детекторе лжи, измеряет физиологическое возбуждение человека, отвечающего на ряд вопросов. Кто-то, обученный читать эти тесты, будет искать ответы на вопросы, которые связаны с повышенным уровнем возбуждения, как потенциальные признаки того, что респондент мог быть нечестным в этих ответах. Хотя детекторы лжи по-прежнему широко используются, их достоверность и точность весьма сомнительны, поскольку нет доказательств того, что ложь связана с каким-либо конкретным паттерном физиологического возбуждения (Saxe & Ben-Shakhar, 19). 99).
Связь между нашим переживанием эмоций и нашей когнитивной обработкой их, а также порядок, в котором они возникают, остаются предметом исследований и дискуссий. Лазарус (1991) разработал когнитивно-опосредованную теорию , которая утверждает, что наши эмоции определяются нашей оценкой стимула. Эта оценка является посредником между стимулом и эмоциональной реакцией, она является немедленной и часто бессознательной. В отличие от модели Шахтера-Зингера, оценка предшествует когнитивному ярлыку. Вы узнаете больше о концепции оценки Лазаря, когда будете изучать стресс, здоровье и образ жизни.
Два других известных взгляда возникают из работы Роберта Зайонца и Джозефа Леду. Zajonc утверждал, что некоторые эмоции возникают отдельно от нашей когнитивной интерпретации или до них, например чувство страха в ответ на неожиданный громкий звук (Zajonc, 1998). Он также верил в то, что мы могли бы небрежно назвать интуитивным чувством, — что мы можем испытывать мгновенную и необъяснимую симпатию или неприязнь к кому-то или чему-то (Zajonc, 1980). Леду также считает, что некоторые эмоции не требуют познания: некоторые эмоции полностью обходят контекстуальную интерпретацию. Его исследования в области нейронауки эмоций продемонстрировали основную роль миндалевидного тела в возникновении страха (Cunha, Monfils, & LeDoux, 2010; LeDoux 19).96, 2002). Стимул страха обрабатывается мозгом по одному из двух путей: из таламуса (там, где он воспринимается) непосредственно в миндалевидное тело или из таламуса через кору и затем в миндалевидное тело. Первый путь быстрый, а второй позволяет больше обрабатывать детали стимула. В следующем разделе мы более подробно рассмотрим нейронауку эмоционального отклика.
Психология в музыке
Нейробиолог Джоспе Леду не только изучает эмоциональную обработку и обусловливание у крыс — он также является солистом своей группы The Amygdaloids. Его группа часто объясняет в своих песнях психологическую музыку. См. пример этого в песне Fearing.Смотри
Просмотрите теории эмоций в следующем видеоролике «Ускоренный курс психологии».Подумайте об этом
- Вспомните случаи из своей жизни, когда вы были в абсолютном приподнятом настроении (например, баскетбольная команда вашей школы только что выиграла соревновательный матч национального чемпионата) и очень боялись (например, вы собираетесь произнести речь на уроке публичных выступлений перед аудиторией из 100 незнакомцев). Как бы вы описали, как ваше возбуждение проявлялось физически? Были ли заметные различия в физиологическом возбуждении, связанные с каждым эмоциональным состоянием?
Глоссарий
язык тела: эмоциональное выражение посредством положения тела или движения
теория эмоций Кэннона-Барда: физиологическое возбуждение и эмоциональный опыт происходят одновременно
когнитивно-опосредованная теория: наша эмоции определяются нашей оценкой стимула
компонентов эмоции: физиологического возбуждения, психологической оценки и субъективного опыта
эмоция: субъективное состояние, часто описываемое как чувства
гипотеза обратной связи по лицу: выражения лица способны влиять на наши эмоции полиграф: тест на детекторе лжи, который измеряет физиологическое возбуждение людей, когда они отвечают на ряд вопросов
Двухфакторная теория эмоций Шахтера-Зингера: эмоции состоят из двух факторов: физиологического и когнитивного
Лицензии и атрибуции
Лицензионный контент CC, ранее опубликованный
- Описание эмоций.