Почему отвращение — самая недооцененная человеческая эмоция
Штатный журналист газеты The Boston Globe и постоянный автор журнала Wired Дрейк Беннетт обобщает современные научные труды, в которых доказывается, что человек стал человеком благодаря способности испытывать отвращение.
Теги:журнал
мораль
«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — писал Иммануил Кант, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Откуда взялся это моральный закон? Что лежит за нашим пониманием того, что хорошо, а что — нет? Тысячи лет существовало лишь два ответа на эти вопросы. Для глубоко религиозных людей мораль — это слово господне, переданное через святых в кущах или на горных вершинах. Для философов вроде Канта это набор правил, выработанных усилием разума, в позе роденовского мыслителя — подбородок, подпертый кулаком. А что, если и то, и другое — неверно? Что, если, напротив, наши суждения о морали объясняются куда более приземленными мотивами? Что если один из них — не божественная заповедь или голос разума, а просто вопрос того, насколько ситуация, пусть даже в небольшой мере, вызывает желание блевануть?
К этому тезису начинают склоняться некоторые ученые, занимающиеся проблемами поведения: довольно значительный корпус наших моральных убеждений может быть объяснен врожденным чувством отвращения. Растущее число довольно провокационных и весьма умных работ доказывают, что отвращение определяет наши моральные принципы. Исследования показали, что люди, которым особенно отвратительны жуки-пауки, как правило, отрицательно относятся к однополым бракам и абортам. Если засунуть людей в дурно пахнущую комнату, они будут более категоричны в высказываниях по поводу неоднозначного фильма или человека, не вернувшего забытый кошелек. Мытье рук частично снимает с людей чувство вины в связи с собственными прегрешениями и загадочным образом высвобождает чувство отвращения, отчего они начинают усматривать неправедное в самых что ни на есть безобидных историях.
Сегодня психологи и философы пытаются собрать эти изыскания в единую теорию моральной роли отвращения и эволюционных процессов, ее определивших: подобно тому, как наши зубы и язык сформировались для того, чтобы обрабатывать пищу, а уже потом стали задействованы в более сложном процессе коммуникации, отвращение изначально возникло как эмоциональная реакция, благодаря которой наши предки держались подальше от тухлого мяса и прочей заразы. Но со временем эта реакция была позаимствована социальным разумом, чтобы контролировать рамки допустимого поведения. Сегодня некоторые психологи полагают, что мы шарахаемся от греха в точности так же, как от тухлятины, и когда какая-нибудь особа заявляет, что ее тошнит от вечного вранья политиков, она испытает такое же омерзение, как от тарелки, кишащей тараканами.
«Отвращение, пожалуй, самая недооцененная моральная эмоция и менее всего изученная, — говорит Джонатан Хайдт, психолог Университета Вирджинии. — Она становится политически куда более значимой с момента начала культурных войн 1990-х, а с расцветом психологии морали отвращение стало одной из самых горячих тем». Психологи вроде Хайдта исследуют область так называемых моральных эмоций — не только отвращения, но и других, как, скажем, гнев или сострадание — и ту роль, которую эти чувства играют в том, как мы формируем моральные коды и применяем их в нашей повседневной жизни. И некоторые — немногие — вроде Хайдта, заходят так далеко, что готовы утверждать, будто все системы морали в нашем мире гораздо точнее характеризуются не тем, во что верят их адепты, а тем, какие эмоции их питают.
В психологии к подобным идеям относятся с изрядной долей скепсиса. И даже среди последователей этой теории идут бурные дебаты по поводу реальной силы моральных обоснований — то ли наше поведение определяется нашими мыслями и рассудком, то ли мысли и рассудок — не более, чем изощренное логическое объяснение того, к чему нас неизбежно и неотвратимо влекут эмоции. Некоторые считают, что мораль — это просто-напросто то, как люди объясняют кое-какие склонности и убеждения, появившиеся, чтобы помочь нашим предкам выжить в мире, который столь серьезно отличается от нашего.
Несколько ведущих исследователей в этой области встретились в середине прошедшего лета на небольшой конференции в Западном Коннектикуте, чтобы представить свои изыскания и выводы. Среди прочего они обсуждали, надо ли рассматривать их теорию как только лишь описательную, либо она должна стать еще и средством оценки религий и систем морали, а значит, решать, какие из них более (или менее) разумны и оправданны — а такие идеи уже могут глубоко оскорбить религиозную часть населения во всем мире.
Но даже сам факт существования подобных исследований — шаг поистине радикальный. Агностицизм — ключевой момент для научного поиска — это то, чего сильно опасаются философы и теологи. Говоря, что мораль — результат капризов человеческой эволюции, «моральные психологи» посягают на понятие универсальности, на котором зиждется большинство систем морали — на идее того, что просто некоторые вещи правильные, а другие — нет. Если эволюционная теория о моральных эмоциях верна, тогда человеческие особи, будь они менее социальными созданиями или даже имея по ходу истории существенно иной рацион, могли бы добраться до наших времен с букетом совершенно других религий и этических норм. А может, мы бы и вовсе не развили понятия морали.
Модель моральных эмоций предлагает еще один радикальный вывод. Получается, что мораль — это не способ, как считали Будда и Блаженный Августин, обуздать наши животные страсти, а всего лишь производное от этой самой животной природы.
Люди — крайне брезгливые существа. Даже когда мы едим мясо, мы готовы переваривать только мизерную часть видов существующих на земле съедобных животных. Нас отталкивают незнакомые привычки в гигиене, физический контакт с чужаками, даже наше собственное тело — его запах и волосы, жировая ткань и отмирающие кожные клетки, любого рода производимая им жидкость, за исключением слез. Не говоря уже о том, сколь многие испытывают непреодолимое отвращение к манипуляциям с генами, склонности обмениваться одеждой или определенным видам сексуальной активности.
Животные не обременены подобными чувствами. У многих особей есть вполне ясные предпочтения в отношении еды, но не любить не значит питать отвращение. «Вы можете не употреблять какие-то продукты по разным причинам — вы не станете есть камень, не будете есть невкусную или пресную пищу, — говорит Пол Блум, психолог Йельского университета, который изучает эмоцию отвращения, а также зарождение представлений о морали у детей младшего возраста. — Но отвращение к еде имеет одно определенное свойство — оно вызывает отчетливую гримасу, отражающую беспокойство по поводу того, с чем вы вступаете в контакт.
Исследователи описывают отвращение как целый пучок единовременных ощущений и реакций: мы испытываем отторжение и физически дистанцируемся от неприятного нам объекта. Нас тошнит, и пульс замедляется. И, как заметил Чарльз Дарвин, мы непроизвольно строим гримасу, призванную отогнать запах и выплюнуть то, что мы только что съели, — мы морщим нос, открываем рот и высовываем язык.
Происхождение отвращения довольно загадочно, но, вероятно, оно появилось, когда в рационе наших охотников-собирателей предков стало больше мяса — испорченное мясо гораздо опаснее испорченных овощей, и сегодня нам тоже куда отвратительнее некоторые вещи, которые происходят от животных, чем от растений. Но оттого, что отвращение так хорошо работало, предостерегая людей от вредной пищи — так же было и с очевидными признаками заразных болезней на других людях (язвы, нарывы и прочее), — Хайдт и компания предполагают, что по мере того, как человеческое общество делалось все более сложным, отвращение стало выполнять и социальную функцию.
Отчасти вследствие биологического отбора, отчасти как приобретенная модель поведения отвращение превратилось в дисциплинирующий механизм, который отбивает охоту к чреватым неприятностями поступкам. Понимание того, что предательство или насилие над ребенком — преступление, — это одно, но явственное ощущение тошноты — куда более действенная форма социального контроля.
Гримаса, вызванная отвращением, которая у психологов зовется «зевком», тоже служит новым целям. Изначально будучи чисто защитной мерой, она превратилась в социальный сигнал: явный знак отвращения к нарушению телесных и поведенческих границ и недвусмысленное предупреждение самим нарушителям.
«Реакция отвращения, действуя на поле социальных правил, оказывается вовлеченной в более высокие моральные сферы», — говорит Дэниел Келли, философ и автор готовящейся к выходу книги о морали и отвращении. И поскольку отвращение служит теперь не той цели, ради которой оно вообще появилось, случаются несовпадения между вещами, которые его вызывают, и нашей реакцией — когда инстинкт вынуждает людей реагировать не вполне объяснимым для них самих образом.
Отец современных исследований на тему отвращения — психолог Пол Розен. В серии экспериментов 1980-90-х годов, которые похожи на сюжеты розыгрышей из передач со скрытой камерой, он изучает, насколько сильна эта эмоция и что именно в отвратительных вещах вызывает у нас отторжение. Профессор Университета Пенсильвании, Розен предлагал одним людям сок, в котором плавал стерилизованный таракан, другим — шоколадную помадку в форме собачьих какашек. Опрашивал участников, станут ли они носить тщательно выстиранный свитер, который когда-то принадлежал Адольфу Гитлеру. Во всех случаях люди отказывались, хотя они знали, что таракан и свитер чистые, а помадка — это помадка. Просто им было противно.
Розен считает, что сила реакции отвращения приводит к своего рода магическому образу мышления. «Ощущение запачканности — вот, что действительно интересно, — говорит он. — Когда таракан касается чего-то, нам кажется, что в этот предмет заодно перекочевала и какая-то частица самого таракана».
Более недавние исследования обратились к роли, которую играет отвращение в вопросах того, что хорошо, а что — плохо. Например, Блум, работая вместе с психологами Дэвидом Пизарро и Йоэлом Инбаром в Корнуэлльском Университете, обнаружили, что люди, которые набирают больше очков по шкале измерения силы отвращения (образец тезиса: «Я стараюсь избегать того, чтобы какая-либо часть моего тела коснулась сидения в туалете, даже если оно кажется вполне чистым»), как правило, при прочих равных, считают греховными однополые браки и аборты.
Работы других психологов показывают, что существует неосознанная связь между аморальностью и собственно грязью, инфекцией. В известном исследовании 2006 года Чэнь-Бо Чжун и Кэйти Лильенквист отметили, что, вспоминая о прошлых аморальных поступках, люди испытывали потребность вытереть руки дезинфицирующей салфеткой, а, проделав это, гораздо легче смотрели на совершенное. Чжун и Лильенквист назвали это «эффектом Макбет».
Если говорить об абортах и однополых браках, понятно, что это подспудно связано с телом, поэтому не так уж удивительно, что здесь может быть замешано отвращение. Но некоторые исследователи обнаружили, что эмоция действует, и когда речь идет о более абстрактных суждения в области морали.
В исследовании, опубликованном в прошлом году в журнале Science, команда по руководством Ханы Чепмэн, аспирантки по психологии Университета Торонто, обратилась к теме отвращения и несправедливости. Ученые заметили, что участники эксперимента, которые играли в игру и сочли ее результаты несправедливыми, инстинктивно принимали то же выражение лица, что и люди, которым предлагалось что-то действительно отвратительное. Получается, несправедливость может вызывать у нас отвращение.
«У людей не бывает подобного выражения, когда они, скажем, злятся, — утверждает Чепмэн. — Оно привязано исключительно к эмоции отвращения».
Хайдт проводил исследования, в которых люди провоцировались на чувство отвращения, а затем им предлагалось оценить некоторые поступки с точки зрения морали. В одном из экспериментов бедным участникам пришлось прокомментировать четыре сюжета, пока они находились в комнате, накачанной сульфидом аммония — «пердежным спреем». Он заметил, что вонь сделала тестируемых весьма жесткими и суровыми судьями, и не только в вопросах, имеющих отношение к телесной сфере, — к примеру, следует ли двоюродным братьям и сестрам вступать в интимную связь и жениться — но и в таких, как надо ли людям ехать на работу на машине, если они могут дойти до нее пешком, и стоит ли киностудии выпускать неоднозначный с точки зрения морали фильм.
В другом исследовании Хайдт получил еще более впечатляющие результаты. При помощи постгипнотического внушения он заставил своих подопечных испытать приступ отвращения при звуке нейтральных слов (для одной половины группы им было «брать», для другой — «часто»). Затем они прочитали короткую характеристику милого, открытого, внимательного молодого человека, президента студенческого совета по имени Дэн. Если в этой характеристике попадалось кодовое слово, люди проникались к Дэну неприязнью и находили причины осудить его поведение и оправдать свою антипатию, но причины эти не имели никакого отношения к прочитанной характеристике: «Дэн — сноб, жаждущий популярности», — сказал один. «Есть ощущение, что он замышляет что-то нехорошее», — сообщил другой.
Для Хайдта все эти результаты лишь подтверждают его идею того, что моральные обоснования — просто-напросто история, которую мы придумываем постфактум, чтобы объяснить свои инстинктивные эмоциональные реакции. В данном случае речь идет о сильном, но довольно-таки случайно возникающем чувстве отвращения. «Моральное обоснование зачастую напоминает пресс-секретаря секретной организации — то есть постоянно выдает исключительно убедительные аргументы по поводу ситуаций, истоки и цели которых совершенно неизвестны», — писал Хайдт в 2007-м в журнале Science.
Многие психологи и философы тем не менее пока не слишком охотно сводят моральные обоснования к статусу пресс-секретаря. В особенности, психологи-эволюционисты, которые долго изучали то, как дети и подростки обучаются этическим нормам поведения. Они очень скептически относятся к идее, что поведение определяется эмоциями вроде отвращения. Для них аргументация Хайдта — явное обобщение нескольких весьма двусмысленных исследований.
«Чем изо дня в день занимаются люди? Они разговаривают, рассуждают, оценивают», — отмечает Мелани Киллен, психолог-эволюционист в Университете Мэриленда. Другими словами, утверждает она, люди на самом деле живут умозаключениями. «Это не прерогатива одних лишь философов. В статьях по эволюционной психологии имеются тонны примеров того, как осмысление моральных норм проявляется в моральных оценках».
Критики полагают, что разделять эмоцию и мышление, как это делает Хайдт, — бессмысленно; это две стороны взаимосвязанного процесса. Киллен также отмечает, что многое из того, что исследует Хайдт, относится к сфере табу, и некоторые из этих табу можно с одинаковой легкостью признать и догмами в вопросах общественных норм, и настоящими моральными оценками. Даже если отвращение формирует эти социальные взгляды, говорит она, нет никаких доказательств того, что оно играет какую-либо роль в вопросах морали более широкого спектра.
«Инцест или поедание собственной собаки не являются на сегодняшний день актуальными темами с точки зрения морали. Сегодня ими можно считать утечку нефти в Мексиканском заливе, войну в Ираке, права женщин в мусульманских странах, детскую малярию в Африке», — говорит Киллен.
Даже среди ученых, изучающих отвращение, есть те (к ним относятся, например, Блум и Пизарро), кто не до конца убежден в том, что эмоция может формировать морально-этические решения более абстрактного характера. «Нас безусловно отвращают аморальные поступки, в которых задействованы кровь, рвота, прочие моменты телесного происхождения, — говорит Блум. — Гораздо интереснее, если окажется, что люди, особенно подверженные эмоции отвращения, испытывают совершенно иные чувства по поводу налогового кодекса».
Хайдт признает, что эта область еще мало изучена, но он находит все больше доказательств, подтверждающих его теорию. В 2007-м он помогал провести исследование, показавшее, что люди, которым демонстрировали фильм об американских неонацистах, не только испытывали отвращение, но у них сводило горло, как будто их вот-вот вырвет, а пульс замедлялся. А гнев — другая эмоция, которую они испытывали, — вызывал учащенное сердцебиение.
Но для Дэвида Пизарро самый интересный и, быть может, самый важный вопрос, требующий ответа, — это насколько изменчива эмоция отвращения. Пятьдесят лет назад многие белые американцы легко признавались в том, что им противно при мысли, что они пьют из того же питьевого фонтанчика, что и черные. Сегодня таких людей найдется немного. Почему это изменилось? Чувство отвращения ослабло оттого, что они больше времени проводят в смешанных ресторанах, офисах и автобусах, либо они нашли способ подавить свои ощущения? Пизарро не знает наверняка, но очень хочет выяснить.
«Настоящая работа в этой области только-только началась, так что сделано пока еще очень мало, — говорит он. — Думаю, вопрос как раз дозрел до того, чтобы вплотную заняться его решением».
Отвращение — Психологос
01 октября 2022 г., 21:40
Отвращение — чувство, которое может возникнуть при виде (ощущении) гадкого и отвратительного.
Чувство отвращения при виде гадкого и отвратительного может и не возникнуть, если человек, например, не склонен переживать в принципе или не любит эту конкретную эмоцию. Увидел отвратительное — убрал, если можно, и все.
Чувство отвращение может возникать и без собственного гадкого и отвратительного: человек может вначале создать себе чувство отвращения, а потом все, что захочет назвать «отвратительным», будем видеть именно таким гадким и отвратительным.
Также «отвращением» называют
Люди часто говорят об отвращении, на самом деле подразумевая совсем другое.
Нередко называют отвратительным то, что на самом деле просто страшно, и не важно, обоснованно или нет.
Прикоснуться к некоторым насекомым — тоже «отвратительно», а на самом деле просто банально страшно. А вдруг укусит?
Природа чувства отвращения
В связи с чем в биологической истории формировалось чувство отвращения? Наверное, корни разные.
Одно из возможных объяснений — рвотный рефлекс вырабатывался на то, что было вредно для попадания внутрь организма.
Отвратно — и идет обратно.
Другая возможная причина — чувство отвращения как форма страха, защищающего от опасных вещей.
Трупный запах отвратителен — возможно, это потому что трупный яд один из самых сильных, и есть чего бояться. Ухаживать за больным… Тоже есть страх на уровне инстинкта, ибо некоторые болезни — на самом деле заразны (а инстинкту не объяснишь, чем именно болен человек, и каков характер этого заболевания).
Отвращение – чувство-сигнализатор, необходимый для выживания, также, как боль или страх. За средневековую небрезгливость Европа платила тысячами умерших от чумы и холеры, а за индустриальное расширение городов – миллионами погибших от тифа и оспы. Потому и закрепляется в любой городской культуре идеал чистоты, величественный и сияющий, как снежная вершина Эвереста, который хозяйке дома суждено покорять каждую свободную минуту, будь он проклят …
Чувство отвращения в онтогенезе
Реакция отвращения на некоторые (только на некоторые!) запахи и предметы — по всей видимости, врожденная. При этом чувство отвращения, похоже, врожденным не является… Смотри Врожденные эмоции и Чувство отвращения в онтогенезе
Смысл чувства отвращения
На определенном этапе развития, пока к разуму ребенка обращаться затруднительно, управление его поведением и формирование его отношений в отношении непривлекательных вещей и поступков достаточно успешно решается через формирование чувства отвращения. В этом смысле можно сказать, что у развитой личности обязательно должно быть естественное (то есть глубоко воспитанное) отвращение к некоторым вещам, недопустимым в человеческом общежитии: от физической нечистоплотности до нечистоплотности моральной.
С другой стороны, с развитием позитивного мышления и формированием осознанных ценностей, человек все меньше нуждается в чувстве отвращения. Оно успешно заменяется и другими, более позитивными чувствами, и просто действенным, а не переживательным отношением к жизни. Мы делаем, то что надо, и любим то, что достойно.
В этом случае отвращение не исчезает, оно становится просто маловостребованным.
Для чего люди создают себе чувство отвращения и испытывают его
Люди не всегда сами создают себе чувство отвращения, иногда оно приходит само, как безусловный рефлекс. Но чаще люди его создают, хотя и не обязательно сознательно, и иногда просто по привычке. Зачем? Для самых разных задач. Например,
- чтобы испытать чувство превосходства над кем-то, более конечно низким и гадким,
- чтобы кому-то отомстить и показать, какой он отвратительный,
- чтобы не делать неприятное дело. Ведь если дело совсем отвратительное, то разве можно его делать? (а кому делать это малоприятное, но нужное дело — вопрос не ставится. И его будут делать те, кто не стал создавать себе чувство отвращения).
- а кто-то его создает, чтобы как раз быстрее сделать неприятное дело.
Если дело неприятное — человек часто склонен его откладывать, «забывать», занимаясь более приятным. А если раскрутить себя на то, что существующая ситуация отвратительна, то она будет бить по чувствам, не забудется, и дело будет сделано.
Как люди создают себе отвращение
Отвращение — неприятное чувство, тем не менее люди регулярно его сами себе создают. Как правило, для этого достаточно две вещи:
- убежденность, что данный человек или какое-то дело является отвратительным (при некоторой фантазии и гибкости интеллекта делается без труда), и
- лицо, выражающее отвращение (в первую очередь губы растягиваются в сторону и поджимаются внутрь).
Легче создавать себе отвращение тем, кто привык во всем видеть отвратительное и часто пользуется словами-стартерами, запускающими переживание отвращения. Смотри статью Отвратительное.
Как не испытывать отвращение
Если:
- держать спокойное, нейтральное выражение лица,
- держать спокойное дыхание
- и не фиксировать специальное внимание на том, что делаешь (не создавать негативную сказку),
то можно находиться рядом с самыми отвратительными запахами, картинками и кинестетическими ощущениями, не испытывая чувства отвращения. Так можно убирать за тяжелым лежачим больным, наводить порядок там, где уже все давно сгнило, решать другие житейские задачи.
- Эмоциональные акции и реакции
- Чувство
- Эмоции в человеческой жизни
Комментарии (12):
Гость, 17 мая 2016 г., 08:50
Довольно полезно. Благодарю.
Гость, 27 июня 2017 г., 00:02
Здравствуйте! У меня есть подруга, которая брезгует питаться в общественных столовых или пить из одной бутылки с мамой и папой. В компании на прогулке мы обычно покупаем большие бутылки води и спокойно можем пить из горла , а она даже смотреть на это не может. Дома у неё отдельная ложка, вилка, тарелка и кружка. Как можно её понять? Это психическое заболевание или привлечение таким образом к себе внимание?
2ответаКозлов Николай Иванович, 27 июня 2017 г., 05:42
Не усложняйте жизнь поисками глубинных причин, скорее всего всё гораздо проще: перед нами обычная невоспитанность, точнее прямо таки дурное воспитание. Хорошо воспитанный человек так себя не ведет.
3ответаГость, 03 июля 2017 г., 10:51
Одна коллега непрерывно мыла руки и никогда не ела вместе с нами. Зато сморкалась в кухонную раковину. Вышеприведенный пример: по-моему, болезненная странность.
Гость, 18 апреля 2019 г., 03:21
Если человек не хочет писть из вашей чашки, и это у него вызывает отвращение, то эначит этот человек просто ЧИСТОПЛОТЕН.
Гость, 07 ноября 2020 г., 18:18
А может просто брезгливость? Неприятно пить после кого-то из бутылки, если извините, горлышко неприятно пахнет чужими слюнями.
Гость, 03 июля 2017 г., 07:12
Вспомните элементарные правила гигиены. Пить из одной бутылки это просто не гигиенично. Что Вам мешает купить каждому индивидуальную бутылку воды? Хотя бы из тех соображений, что из большой неудобно пить. И, действительно, не усложняйте жизнь. Сразу ярлыки навешали на подругу «психическое заболевание», «привлечение внимания». Она просто такая и всё. Думаю, у Вас тоже есть какие-нибудь привычки, которые некоторым людям кажутся не вполне приемлемыми, а для Вас они совершенно нормальные.
1ответГость, 07 августа 2018 г., 11:56
Полностью поддерживаю Ваше мнение! Я тоже не могла бы пить из бутылки после кого-то. И даже со своим ребёнком, если такие обстоятельства, даю сначала напиться ему и только потом пью сама, чтобы ему не пришлось пить после меня. Я считаю это просто гигиенической потребностью. И не могла надеть чужие вещи, носить чью-то обувь, а если ещё и знать как моют ложки/вилки в общественных местах питания, то очень даже понятно, почему я предпочитаю не заходить поесть там. И из-за острой чувствительности к запахам, я не езжу в общественном транспорте старого образца, где засаленные сиденья, где пассажиры висят один на другом, как кильки в жестяной банке, и конечно запахи пота и грязных носков мужчин-работяг…
1ответГость, 20 ноября 2019 г., 10:00
Поддерживаю, нужно или поменьше обращать внимание на чужие привычки, или следовать общепринятому этикету, чтобы никого не ущемлять: а значит из горла не пить всем, и всем не сморкаться в раковину (для этого есть носовой платок) и т. д..Чаще всего я на мелочи стараюсь не обращать внимания, если человек не навязывает свои требования, или не мешает окружающим.
Гость, 07 января 2020 г., 20:24
Здравствуйте! Меня всю жизнь интересует вопрос, что со мной не так, как у всех женщин. Мне неприятно, даже отвратительно даже просто прикоснуться руками к украшениями, особенно с камнями. Поэтому я никогда ничего не ношу. В детстве я испытывала отвращение к мужчинам, переодетым в женщин и особенно носящим украшения. Что это?
Гость, 11 марта 2020 г., 02:18
Здравствуйте. Меня долгое время преследует чувство отвращения ко всем материальным вещам и не только материальным. Это довольно-таки сложно правильно объяснить. Нет, мне не противно прикасаться к материальным вещам. Просто я чувствую отвращение к ним. Или же взять на пример паблики в вк, я не чувствую отвращения к всем постам и т.д., но попробовав себя в роли админа, я почувствовала себя отвратительно, как будто я делаю что-то, от чего мне в самом деле противно. Подобная запара с материальными вещами, просто намного сложнее объяснить, что я чувствую.
Гость, 08 мая 2020 г., 16:27
Последний абзац прекрасен! Очень помогает ещё при общении с бывшей при встречах (общий ребёнок, не избежать). Но эти 3 вещи у меня выработались самостоятельно за 2-3 месяцев. Прочитал тут и улыбнулся.
Материалы по теме:
01 янв. 2012 г.
Что такое эмоции?
Эмоции — это быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление.
7Подробнее01 янв. 2006 г.
Разум и чувства
Внимание к чувствам — это всегда внимание вовнутрь.
3Подробнее01 янв. 2014 г.
Врожденные эмоции
Врожденные эмоции — эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, но где социальный фактор и обучение родителями играет, по-видимому, минимальную роль.
0ПодробнееОпределение и значение отвращения — Merriam-Webster
1 из 2
отвращение di-ˈskəstdis-gəst,
также diz-
: выраженное отвращение, вызванное чем-то крайне неприятным : отвращение с отвращением сморщила нос 900 03 его отвращение к тому, как СМИ освещают эту историюотвращение
2 из 2переходный глагол
1
: вызывать отвращение, отвращение или отвращение : оскорблять Ему противна мысль есть сырое мясо.2
: заставить (одного) потерять интерес или намерение испытывает отвращение к своему невежествунепереходный глагол
: вызывать отвращение
Синонимы
Существительное
- отвращение
- отвращение
- ужас
- отвращение
- тошнота
- отвращение
- отталкивание
- отвращение
глагол
- брутто
- тошнота
- отложить
- оттолкнуть
- отпор
- бунт
- больной
- turn off
Примеры предложений
Существительное Он смотрел на жирную еду с отвращением . Когда в воздухе поплыл запах мусора, она сморщила нос с отвращением . Он говорил о своем отвращении к тому, как средства массовой информации сосредотачиваются на знаменитостях. К большому неудовольствию некоторых слушателей, речь несколько раз прерывалась несколькими людьми в зале. Она покачала головой с отвращением , когда я описал сцену. Глагол Она вегетарианка, потому что идея есть мясо абсолютно вызывает отвращение у . Фотографии вызывают отвращение у некоторых людей. Узнать больше
Последние примеры в Интернете Бургер сразу же стал сенсацией в социальных сетях: некоторые выражали полное отвращение , а другие были заинтригованы. — Энтони Робледо, USA TODAY , 12 июля 2023 г. Многие студенты Гарвардского университета описывали чувства разочарования, отвращения и беспокойства в четверг после того, как Верховный суд отменил позитивные действия при приеме в колледжи. — Глоуб Стафф, 9 лет.0097 BostonGlobe.com , 29 июня 2023 г. Действительно, комментарии на Reddit и резкая (оправданная) реакция женщин, чьи лица использовались в клипах, свидетельствуют о глубоком чувстве отвращения . — ПРОВОДНОЙ , 23 июня 2023 г. Каждый раз его тон не скрывал его отвращения к предмету, меняющему правила игры, от спешки, без спешки до сделок с оплатой за игру, замаскированных под нулевые преимущества. —Кевин Скарбински | , al , 1 июня 2023 г. Внезапно отвращение местных законодателей к кандидату в президенты не означало верной гибели. — Даниэль Штраус, Новая Республика , 1 июня 2023 г. Когда судья закончил объяснять условия освобождения Нило, женщина встала с отвращением . — Айви Скотт, BostonGlobe.com , 12 июня 2023 г. отвращение начинается в вашем мыслящем мозгу, а не в ваших животных инстинктах. — Кэролайн Делберт, Popular Mechanics , 28 апреля 2023 г. Есть чувство отвращения к состоянию мира, и в то же время желание прорваться через эти преграды и преодолеть эти проблемы. — Billboard Japan, Billboard , 8 февраля 2023 г. Создатели часто бывают шокированы, а вызывают отвращение у тем, насколько грязны их ложки и какой мусор удаляется. — Аманда Лорен, Better Homes & Gardens , 1 июля 2023 г. Умные или нет, но болельщики Nationals и Red Sox должны были испытывать отвращение к отъезду их франчайзинговых игроков. — Дилан Эрнандес, , Лос-Анджелес Таймс, 9.0098 , 10 июня 2023 г. Если палестинцев обескураживает строительство израильских поселений, то израильтяне испытывают отвращение к палестинским учебникам, в которых детей учат убивать евреев. —Майкл Орен, Министерство иностранных дел , 31 мая 2023 г. С тех пор как МакКрори проиграл переизбрание, он старался изображать из себя некоего возвышенного умеренного человека, который испытывает отвращение к Трампу и поддерживает как левых, так и правых. — Даниэль Штраус, 9 лет.0097 Новая Республика , 12 июня 2023 г. Йокичу был отвратителен звонок, в то время как звонок зарядил энергией фанатов Хит на Kaseya Arena и спровоцировал серию 7-0, чтобы начать четвертую четверть из Майами. — Энтони Гариб, USA TODAY , 10 июня 2023 г. Комментарий заставляет Энди и Лизу скривиться, и все в комнате испытывают отвращение к нему, даже Шварц. — Марлоу Стерн, 9 лет.0097 Rolling Stone , 8 июня 2023 г. Деверс, , возмущенный упущенной возможностью, швырнул свой шлем и биту на землю. — Алекс Спейер, BostonGlobe.com , 28 мая 2023 г. Только для подписчиков: «Даже не сказала мне»: мама из Нью-Джерси испытывает отвращение к смене ВМФ после смерти ее сына на тренировках SEAL. — США СЕГОДНЯ , 5 мая 2023 г. Узнать большеЭти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «отвращение». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Этимология
Глагол и существительное
среднефранцузское desgouster , от des- dis- + goust вкус, от латинского gustus ; сродни латинскому gustare по вкусу — больше по выбору
Путешественник во времени
Первое известное использование отвращения было в 1598 годуПосмотреть другие слова того же года
Словарные статьи Рядом с
отвращениенезамаскированный
отвращение
отвращение
Посмотреть другие записи поблизостиПроцитировать эту запись «Отвращение.
» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/disgust. По состоянию на 22 июля 2023 года. 1 из 2 существительное отвращение dis-gəst: сильное чувство неприязни, особенно вызванное чем-то отвратительным или злым
отвращение
2 из 2 глагол: вызывать отвращение
отвращение прилагательное
с отвращением наречие
Еще от Merriam-Webster о
отвращениеНглиш: Перевод отвращение для говорящих на испанском языке
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращенийФу, брутто! Почему люди запрограммированы на отвращение.
В то время как отвращение в основном защищает людей от болезней, немного испачкаться может иметь свои преимущества. Исследования показывают, что у детей в возрасте до одного года, которые физически взаимодействуют с собакой, вероятность развития астмы снижается на 13 процентов.
Фотография Луизы ДжонсПожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
В конце 1860-х годов Чарльз Дарвин предположил, что отвращение может иметь эволюционную цель. Он писал, что отвращение было врожденным и непроизвольным, и оно развилось, чтобы наши предки не ели испорченную пищу, которая могла бы их убить. Дарвин выдвинул гипотезу, что ранние люди, наиболее склонные к отвращению, выжили, чтобы передать свои гены, в то время как более смелые в питании вымерли.
Однако спустя много лет ученые не обращали особого внимания на отвращение. Только в начале 1990-х, десятилетии, когда игровые шоу жадно убивали участников, это отвращение привлекло больше внимания в психологических и поведенческих исследованиях. С тех пор ученые определили различные типы отвращения и исследовали, как они влияют на наше поведение.
Исследования показывают, что Дарвин был в основном прав: отвращение является основным аспектом поведенческой иммунной системы, совокупностью действий, на которые влияют некоторые из самых примитивных инстинктов, поддерживающих наше тело в отличном состоянии.
«С точки зрения поддержания нашего здоровья отвращение связано с меньшим количеством инфекций, поэтому это полезная эмоция в контекстах, связанных с болезнью», — говорит Джошуа Акерман, доцент психологии Мичиганского университета. В январе, например, исследователи сообщили, что люди, врожденно более склонные к отвращению, действительно чувствовали себя лучше во время пандемии COVID-19, вероятно, потому, что они склонны к более гигиеничным действиям, таким как мытье рук.
Однако отвращение гораздо сложнее, чем представлял себе даже Дарвин. Исследования также показывают, что именно то, что мы находим отвратительным, проистекает из лоскутного одеяла врожденных реакций и разнообразного жизненного опыта, зависящего от нашей культуры и окружающей среды. А для некоторых людей отвращение может зайти слишком далеко, мешая нам делать грубые вещи, которые на самом деле поддерживают наше здоровье, например, есть ферментированные продукты, богатые пробиотиками.
«Это может быть обоюдоострый меч, потому что это также связано с отвращением к незнакомым вещам, таким как еда, некоторые из которых действительно могут улучшить наше здоровье и иммунную функцию», — говорит Акерман.
Вот что говорят последние научные данные о защитном эффекте отвращения, о том, почему некоторых людей, особенно детей, тянет к непристойным вещам, и о том, как люди используют эту психологическую реакцию, чтобы соответствовать различным культурным нормам и получать некоторые интригующие преимущества для здоровья.
Корни отвращенияВ 2005 году на окраине тропических лесов Амазонки в Эквадоре группа антропологов отправилась на встречу с шуарами, коренным племенем, когда-то известным созданием сморщенных голов убитых врагов. Сейчас они отказываются от этой практики, и многие сообщества приветствуют коммерцию, туризм и ученых со всего мира, надеющихся извлечь уроки из их образа жизни. Одним из таких посетителей была Тара Сепон-Робинс, эксперт по паразитам из Колорадского университета в Колорадо-Спрингс.
Спустя почти полтора века после того, как Дарвин написал свое предложение об отвращении, Сепон-Робинс решил изучить, как культура, окружающая среда и эмоции влияют на то, как люди защищают свое тело от болезней. До этого большинство подобных исследований были сосредоточены на промышленно развитых культурах. Но чтобы лучше понять эволюционную цель отвращения, исследователям пришлось изучить его в среде с высоким содержанием патогенов, которая больше напоминает жизнь наших предков.
Спрятавшись в туманных тенях Анд, некоторые добровольцы Шуар жили в традиционных хижинах с земляными полами, а другие жили в домах с бетонными полами и металлическими крышами. Многие из них занимались натуральной деятельностью, такой как охота, рыболовство, садоводство и собирательство, что привело их к контакту с возможными патогенами, включая аскариды и власоглавы, которые процветают в почве, загрязненной экскрементами. Cepon-Robins опросила 75 участников о том, что им не нравится.
«Больше всего им претили такие вещи, как прямое попадание в фекалии и употребление чичи — напитка, который готовят, пережевывая юку и выплевывая ее», — говорит Сепон-Робинс. Чича — это традиционный ферментированный напиток, и это один из основных источников воды в более деревенских общинах шуаров. Не сама чича вызвала отвращение у респондентов, а то, кто ее сделал. «Пить чичу от больного человека или человека с гнилыми зубами — это то, что они считали отвратительным», — говорит она.
Затем исследователи взяли образцы крови и фекалий у участников и сравнили их здоровье с их уровнем отвращения. Как сообщили ученые в феврале этого года в Proceedings of the National Academy of Sciences , люди с наивысшими показателями чувствительности к отвращению имели наименьшее количество вирусных и бактериальных инфекций.
В исследованных сообществах респонденты не могли избегать вещей, которые некоторые люди в промышленно развитых культурах могли бы считать отвратительными, например грязи, и их отвращение не защищало их от более крупных паразитов. Тем не менее, отвращение помогло им свести к минимуму контакт с выделениями тела, которые могли быть переносчиками микробных заболеваний, что привело Сепона-Робинса к мысли, что отвращение развилось для защиты наших предков от болезней, как и предполагал Дарвин.
Если это правда, то почему многие дети так увлечены слизью и грязью?
Почему нам нравится быть грубыми?В несколько нелогичном повороте теории Дарвина дети могут любить быть грубыми, потому что это дает им эволюционное преимущество.
Мы уже знаем, что не все микробы вредны для нас. От нашей кишечной флоры до микробов на нашей коже, микробы работают с нашей иммунной системой, чтобы поддерживать равновесие нашего тела, защищать нас от патогенов и многое другое. Наука также говорит нам, что купание в небольшом количестве грязи, особенно когда дети находятся близко к земле или контактируют с животными, помогает им укрепить иммунную систему, которая может легче бороться с болезнями.
«Дело не столько в том, чтобы испачкаться, сколько в том, чтобы позволить им взаимодействовать с окружающим миром», — говорит Джек Гилберт, профессор педиатрии Калифорнийского университета в Сан-Диего. Гилберт не бегает за своими детьми с дезинфицирующими салфетками. Он позволяет им испытать природный букет микробов, потому что знает, что от этого зависит их будущая иммунная система.
«У детей, которые физически взаимодействуют с собакой в возрасте до одного года или около того, вероятность развития астмы снижается на 13 процентов», — говорит он. «Дети, которые растут на ферме и взаимодействуют с большим количеством сельскохозяйственных животных, получают 50-процентную скидку. Это воздействие на самом деле очень важно для остановки хронических аллергических заболеваний».
Детство — фактически учебный лагерь для иммунной системы — по крайней мере, до определенного возраста. Одно исследование, проведенное в 2014 году, показывает, что у большинства детей чувствительность к отвращению начинается примерно через 90 343 пять 90 344. Именно в это время дети чаще подвергаются воздействию более опасных форм микробной жизни, таких как респираторно-синцитиальный вирус и Giardia, микроскопический паразит, вызывающий диарею.
«Это возраст, когда их отнимают от груди, поэтому они начинают находить пищу для себя и брать много еды в рот, но их иммунная система еще не полностью развита», — говорит автор исследования Джошуа Роттман, доцент психологии в колледже Франклина и Маршалла в Ланкастере, штат Пенсильвания. «Каждый год из-за болезнетворных микроорганизмов и паразитов умирает много действительно маленьких детей. Это может быть отчасти потому, что они не испытывают отвращения».
Некоторые взрослые тоже находят грубые вещи привлекательными. Мы благоразумно проверяем содержимое наших тканей, смотрим кровавые фильмы, наслаждаемся слизистой едой, и мы возвели доктора Прыща Поппера на вершину славы. Что с нами не так?
Решение по этому вопросу еще не принято. Но у исследователей есть несколько идей. Некоторые эксперты, в том числе Роттман, приписывают наше рвение к фактору ick « доброкачественному мазохизму », при котором наш мозг находит удовольствие в негативных вещах. Другие предполагают, что именно наша подсознательная склонность к решению проблем делает грубое таким неотразимым.
«Это связано с ценностью изучения угрозы, чтобы вы могли лучше защитить себя в будущем или нейтрализовать угрозу сейчас», — говорит Лейт Аль-Шаваф, доцент психологии в Университете Колорадо, Колорадо-Спрингс. «Итак, если у вашего ребенка открытая рана и из нее сочится гной, вы должны узнать больше об этом, позаботиться о своем ребенке и помочь ему».
Оба варианта могут быть правдой. Есть и третья гипотеза: грязь все еще может быть полезна для иммунной системы взрослых, говорит Гилберт. «Я думаю об иммунной системе как о садовнике, — говорит он. «Он нужен для поддержания сада микробов, с которыми мы соприкасаемся каждый день, для того, чтобы не пускать хороших и плохих. Хорошие оказывают огромное влияние на наше здоровье».
ВысококультурныеОднако для большинства взрослых то, что люди находят отвратительным, зависит от культуры и окружающей среды, за исключением короткого списка общих вещей.
«Ряд вещей, которые являются патогенными, отвратительны повсеместно, поэтому фекалии, рвота, открытые раны, гной — извините, это какой-то грубый разговор», — смеется Аль-Шаваф. «Кроме того, гнилые продукты — гнилое мясо почти всегда отвратительно, и общее между всеми этими вещами заключается в том, что они представляют риск патогенов».
Однако даже то, что люди склонны считать грубыми, может принести пользу здоровью.
«Многие кочевые арктические культуры в таких местах, как Гренландия и северная Скандинавия, обычно едят тухлое мясо, — говорит Роттман. «Это на самом деле помогает им получать витамин С и предотвращает цингу. Так что это обычная часть их рациона; они не считают это отвратительным».
Как бы невероятно это ни звучало, тухлое мясо было неотъемлемой частью палеолитической диеты. Разложение мяса облегчает его переваривание и помогает сохранить витамин С, также известный как аскорбиновая кислота, снижая его pH. Напротив, более распространенная практика приготовления мяса разрушает этот важнейший витамин. Древние арктические люди, которые находили гнилое мясо отвратительным, могли не пережить зиму.
Чрезмерно обостренное чувство отвращения, боязнь незнакомой пищи или отсутствие культурного образования также могут помешать некоторым людям питаться и вести более авантюрный образ жизни — и, возможно, получать аналогичные преимущества. Многие люди в западных обществах любят есть креветок, но они могут отвернуться от других членистоногих, таких как сверчки, которые являются основным продуктом питания в других частях мира. Нет ничего плохого в том, чтобы есть сверчков. Они просто отличаются от того, к чему мы привыкли, и все больше людей продвигают сверчков как более экологически чистый источник белка.
Исследователи из разных областей продолжают исследовать отвращение, чтобы мы могли лучше понять наш мир и самих себя. Отвращение является частью равновесия общества. Слишком мало, и мы можем заболеть. Слишком много его может изолировать нас и даже нанести вред нашему здоровью. Продолжение распутывания этого сложного гобелена может помочь исследователям расшифровать разнообразие человеческого поведения.
«Есть вещи, которые мы находим отвратительными, но может возникнуть привыкание», — говорит Сепон-Робинс. «Медсестры привыкают иметь дело с биологическими жидкостями. Наш страх перед вещами, которые могут быть немного грубыми, исчезает, когда мы сталкиваемся с ними снова и снова, и они не убивают нас».
Читать дальше
Ваш гормональный дисбаланс — и что это вообще означает?- Наука
Ваш гормональный дисбаланс — и что это вообще значит?
Прелесть гормонов в том, что они существуют для поддержания баланса тела.