Чувство собственности влюбленных — Психология PRO
Вероятно, главная проблема привязанности заключается в том, что влюбленному удается каким-то образом себя убедить, будто ему может принадлежать другой человек, так же, как принадлежат любимые вещи. И убежденность эта может держаться до конца жизни, сталкивая с повторяющимися «граблями»: ревность, чувство собственности, обиды. Любимый для влюбленного – это такая супер «вещь», обладание которой тешит и доставляет несоизмеримо пронзительней, чем владение неодушевленным имуществом.
За последние пару недель сразу несколько человек обратились со схожей проблемой. Пишу статью по горячим следам.
Чувство собственности радует иллюзией обладания и доставляет боль, когда эта иллюзорная радость ставится под угрозу. Проще говоря, влюбленного медом не корми, дай только почувствовать, что вот этот самый классный и безгранично важный человек – «МОЙ!!!» Влюбленный жаждет почувствовать, словно у него есть несокрушимо твердое право на обладание любимым человеком.
На деле это осуществляется при помощи постоянных провокаций, проверок и доказательств ответных чувств. И всякий раз, когда «чувства» хоть как-то, хотя бы неуловимо, подтверждаются, влюбленного охватывает ослепляющее ликование, вызванное иллюзией, что его персональный кодекс счастья с тысячью законов и правил вступает в силу и будет послушно любимым исполняться.
По сути, вся сила страстной «любви» держится на простодушной убежденности влюбленного, что все его ожидания во чтобы то ни стало осуществятся и настанет всепоглощающее счастье. Влюбленный любит тем сильней, чем больше надежд и ожиданий умудрился нацепить на жертву своей «любви».
«Любишь – значит, мой», а «раз мой – то должен» – и далее ненасытный список выдуманных обязанностей и ограничений, не имеющих никаких реальных оснований. Впрочем, реалистичными основаниями могут быть неразвитые в нашей стране религиозные обычаи или формальные договоренности, регламентирующие каждый ожидаемый шаг.
Но гарантировать стабильных чувств эти искусственные шаги не могут, поэтому даже, когда отношения зажаты в тисках жестких правил, надежда влюбленного чередуется с безнадегой.Накал любовных страстей так велик, а опоры для них настолько шаткие, что драматизм противоречащих друг другу чувств попеременно зашкаливает до самых критических пиков, где в голове влюбленного непрерывно решается самый главный, судьбоносный вопрос – будет в его жизни счастье или нет. И решается это не единожды и навсегда, а многократно и хаотично. Тревожное, болезненное счастье то и дело сменяется ужасом, где влюбленный в зависимости от темперамента практикует либо отчаяние, либо истерику.
Такая стремительная смена противоречащих друг другу декораций грядущего будущего – от счастья до ужаса и обратно, может происходить по несколько раз на дню, просто потому, что под ними нет никакой реальной почвы. Как выше уже говорилось, влюбленный настолько сильно жаждет почувствовать себя собственником, что для провокации чувства собственности в своем уме использует все мыслимые поводы – какими бы ненадежными они ни были: каждое располагающее слово любимого, каждый поворот его головы – словно обещание мечты, на которое влюбленный наивно и самозабвенно покупается.
Парадокс ситуации в том, что огромнейшая, эмоционально насыщенная ставка делается на несуществующую, воображаемую опору. Самообольщение влюбленного не имеет никаких надежных оснований, поэтому почти неизбежно рассыпается на глазах, либо удерживается соразмерно объему энергии, которой закачивается самообман.
Нет никакого обладания, есть лишь его болезненная, шаткая иллюзия – наивное, воинственное чувство собственности. Мы не можем сделать из другого человека свою собственность. Даже, когда есть возможность поставить другого человека в тотальную зависимость от себя, все равно «обладание» не может быть стопроцентно надежным, потому что так устроена сама жизнь. Наши тела не железные, не вечные, в любой день может случиться все, что угодно. Чувства могут угаснуть, тело погибнуть, ситуация вывернуться с ног на голову. На progressman.ru теме такой скоропостижной непредсказуемости посвящена статья о легкости бытия.
Если бы обладание было чем-то нерушимым, только тогда у него могли бы быть несомненные основания и чувство собственности оказалось бы оправданным. Однако в реальности так не бывает. Каждый человек – не статичный, послушный болванчик, а живое воплощение развивающейся, спонтанной жизни.
И все же, необязательно рассматривать обладание как иллюзию; шаткое, временное, без ощутимых, устойчивых границ и правил – именно в такой форме оно «реально». Мы обладаем другими людьми в очень условной и относительной форме.
На словах можно отделить привязанность от чувства собственности и сказать, что привязанность – условно «основательна», когда имеет свои, относительно крепкие опоры. Если, например, с партнером сложились сравнительно стабильные отношения и держатся в течение года, то вероятность их продолжения на следующий день действительно очень высокая. Именно поэтому надежность так важна для крепких, доверительных отношений, как в любви, так и в дружбе.
Иными словами, когда у привязанности есть подтвержденные временем, предсказуемые основания, она может быть вполне оправданной и приносить больше радости, чем каких-то проблем. И все же, даже самые стабильные отношения может постичь крах, и чем дольше длилась радостная привязанность, тем большее психическое опустошение настигает от потери.
Но это вовсе не значит, что надо непрестанно, напряженно держать руку на пульсе и ожидать от партнера какого-то подвоха. Скорей, все это подразумевает, что нерушимый душевный покой не может быть основан исключительно на единственной внешней стихии. Не все упирается в отношения. Дружба, работа, увлечения, мировоззрение, личные качества и способности, духовность и самопознание: чем ближе сфера к самой сути нашего человеческого существа, тем крепче ее опоры.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
- Про счастье в отношениях
- Любовь и отношения: на поверхности и в глубине
- Привязанность под маской любви
- Влюбленность и подсознание
Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!
6 комплексов собственника: как вещи владеют нами
Комплексы собственникаВ книге «Предсказуемая иррациональность» Дэн Ариэли утверждает, что у чувства собственности есть шесть странных эффектов.
1. Собственность усиливает чувственное восприятие ценности
Стоит нам чем-то завладеть, как мы начинаем к этому привязываться. Факт обладания предметом уже увеличивает его ценность в наших глазах: у нас складываются отношения с каждой вещью.
2. Мы склонны фокусироваться на потерях
При продаже мы словно выпускаем из виду финансовую сторону и вместо этого сосредоточиваемся на предмете, который вот-вот уйдет из рук, пишет Дэн Ариэли. Нежелание чувствовать себя плохо заставляет запрашивать непомерную цену за старый дом, машину или коллекцию раритетных пластинок.
3. Нам кажется, что все разделяют наши чувства
Неужели потенциальные покупатели понимают, как тяжело нам расстаться с этими затертыми, пыльными виниловыми дисками? Да ничего подобного, они скорее обратят внимание на их сомнительный внешний вид или посмеются над убогим музыкальным вкусом.
4. Вложенные усилия обостряют восприятие ценности
Купленный однажды стол, собранный собственноручно после мучений, кажется дороже такого же стола, купленного в готовом виде. Когда мы вкладываем усилия, мы отдаем предмету часть себя, поэтому его ценность возрастает. Других людей это не интересует и не должно.
5. Виртуальная собственность
Людям удается почувствовать, что им принадлежит некий предмет, прежде чем они действительно им завладеют. Дэн Ариели говорит, что цены на сайтах-аукционах часто взлетают благодаря чувству воображаемой собственности. Стоит заявить первую ставку, и мы уже видим эту вещь в своих руках. Когда кто-то перебивает ставку, мы тут же повышаем порог, потому что с тех пор, как мы мысленно завладели этим лотом, он приобрел исключительную ценность.
6. Частичная собственность
Асы маркетинга знают о силе чувства собственности и применяют уловки, чтобы раскрутить покупателя на частичное владение: ведь оно почти наверняка станет полным. Мало кто отвозит мебель в магазин по истечении 30-дневного периода гарантированного возврата денег, потому что мы к ней привязались, она наша.
Будем объективныВыходит, мы запрашиваем баснословную цену за имущество не от жадности. Отношение к разному барахлу действительно сильно меняется, как только оно становится нашим. К сожалению, пристрастия приводят к негативным последствиям. Устанавливая немыслимую цену на вещи, которые пытаемся продать, мы вообще ничего не продаем. Напротив, когда покупаем, втягиваемся в виртуальную и частичную собственность, хотя не особенно нуждаемся в этих вещах.
Казалось бы, проблемы решаются просто: стараться объективно оценивать имущество и обдумывать каждую покупку. Говорить всегда проще, чем делать. Трудно оставаться беспристрастным, когда продаешь то, чем дорожишь, и легко создавать воображаемые отношения с тем, что хочется получить.
Теоретически рецепт «Как побороть комплексы собственника» состоит в объективности и беспристрастии. Возможно ли такое просветленное отношение к собственности? Что скажете?
4 вещи, которые дадут сотрудникам чувство собственности
Вы видели заголовки — вовлеченность сотрудников пугающе низка. На самом деле, исследование Gallup показывает, что только 15 % сотрудников во всем мире вовлечены в свою работу. Существует множество стратегий, направленных на борьбу с этой апатией и вовлечение сотрудников, но одна из наиболее важных заключается в культивировании культуры собственности.
Когда сотрудники чувствуют ответственность за свою компанию и свою работу, они с большей вероятностью сделают все возможное. В конце концов, у них есть «шкура в игре». В культуре собственности сотрудники меньше руководствуются правилами и больше своими личными ценностями, и они с большей вероятностью примут правильные решения, даже если их никто не поймает, если они выберут легкий путь.
Собственность важна еще и потому, что дает сотрудникам чувство автономии. Вместо того, чтобы постоянно держать за руку, сотрудники сосредоточатся на том, что нужно компании в целом, а не только на том, что требуется от них. Это потому, что они чувствуют себя заинтересованными в успехе команды. Сравните это с сотрудниками, которые делают то, что им говорят, и ничего больше, и вы начнете понимать истинную важность культуры собственности.
Ваши сотрудники являются живым свидетельством культуры вашей компании, и важно начать с прочного фундамента. Как только вы почувствуете, что можете доверять своим сотрудникам усердную работу за правильные стимулы, вы можете начать изучать следующие варианты для создания культуры собственности.
Table of Contents
- Вовлечение всех в создание видения и целей вашей компании
Традиционно руководители наверху определяют видение компании, а затем диктуют его сотрудникам ниже по лестнице. Большинству бизнес-лидеров, годами работавших в окопах, редко приходит в голову, что есть и другой путь. Но есть. Когда сотрудники на всех уровнях вносят свой вклад в видение компании, развивается гораздо большее чувство сопричастности. Привлекайте как можно больше сотрудников к мозговым штурмам. Дайте каждому возможность определить видение и ценности, которые, по их мнению, должны продвигать компанию вперед.
Скажем, финансовое учреждение разрабатывает новое видение и расставляет приоритеты в наборе ценностей. Чтобы вовлечь широкий круг сотрудников в процесс видения, компания может обратиться ко всем сотрудникам с помощью опроса, а затем нанять людей из разных отделов для проведения сеансов видения, на которых исследуются сильные стороны компании, цели и то, что работает хорошо. Заявление о видении, которое является результатом работы этой межведомственной команды, будет иметь большую поддержку, потому что сотрудники сыграли жизненно важную роль в его формировании. Хотя сотрудники могут озвучивать новые интересные идеи, возможно, самым важным результатом этих усилий станет усиление чувства сопричастности.
- Предоставление сотрудникам автономии в их ролях
Если сотрудники хотят чувствовать себя собственниками, крайне важно, чтобы они имели контроль. Это включает в себя контроль над тем, как выполняются их роли. Согласно исследованию бизнес-школы Бирмингемского университета, в котором приняли участие 20 000 сотрудников, повышение степени самостоятельности приводит к повышению уровня удовлетворенности работой. По возможности предоставьте сотрудникам некоторый контроль над тем, где и как они выполняют свою работу. Вы можете разрешить им работать удаленно один день в неделю. Вы обязательно должны дать им право делать то, что лучше для компании. И все это без необходимости консультироваться с менеджером по каждому отдельному решению.
Конечно, некоторые решения следует оставить на усмотрение топ-менеджеров, но есть и другие, которые лучше принимать сотрудникам, наиболее близким к ситуации. Дайте членам вашей команды обучение, необходимое им для принятия обоснованных решений. Это означает предоставление любого отраслевого контекста, необходимого для их роли, и обучение их решениям, в которых они не уверены. Со временем они обретут больше уверенности после того, как услышат ваши отзывы о ситуациях, когда они не знали, какой маршрут лучше всего выбрать. Ваши сотрудники не всегда будут принимать решение, которое приняли бы вы, но вам нужно смириться с этим. В конце концов, развитие автономии требует, чтобы вовлеченные стороны доверяли друг другу.
- Разделение прибыли
Для компаний, которые уже являются прибыльными, планы участия в прибыли могут помочь сотрудникам заинтересоваться их работой. Фактически, компании видели, как планы участия в прибылях повышают лояльность и вовлеченность сотрудников, повышая производительность. При реализации отсроченного плана участия в прибыли может возникнуть сложность, и на нее распространяются правила IRS. Есть более простые способы мотивировать сотрудников, в которых они нуждаются.
Используйте план распределения прибыли наличными, чтобы предоставить сотрудникам заранее определенную долю прибыли в виде наличных денег, чеков или опционов на акции. Эти доходы облагаются налогом как часть обычного вознаграждения работникам. Такой подход дает вам большую свободу в определении правил и правомочности. Например, вы можете установить, что сотрудники, проработавшие дольше всех, будут получать большую долю прибыли.
- Буквальный переход права собственности
Когда соучредители King Arthur Flour обдумывали наилучшую стратегию для своего долгожданного ухода, они хотели убедиться, что их компания останется верной своему маленькому городу. Корни Вермонта. Вместо того, чтобы продать крупному инвестору или передать бразды правления члену семьи, они передали свои акции компании в программу владения акциями сотрудников (ESOP) в течение восьми лет.
Даже если вы не создавали свою компанию, имея в виду ESOP, вы всегда можете ввести его поэтапно. У консалтинговой фирмы Pariveda не было ESOP до 2007 года, но теперь компания на 34 процента принадлежит сотрудникам. В конце концов, это станет 100-процентным. Для основателей Pariveda ESOP — это не стратегия выхода, а продвижение людей вперед. Эта точка зрения подтверждается исследованиями, показывающими, что ESOP может привести к повышению вовлеченности работников и увеличению прибыли. Например, группа исследователей из Университета Айовы, Университета Виллановы и Университета Индианы обнаружила, что если компания владеет значительной долей сотрудников, ее прибыль может быть на 4 % выше, чем у других компаний, не имеющих такой программы.
Культура собственности не формируется за одну ночь. Это результат месяцев и лет усилий. Рассмотрите описанные выше шаги и решите, какие из них подходят для вашей компании. Когда ваши сотрудники имеют долю в вашей компании, вы можете быть удивлены улучшениями в производительности.
Как создать чувство собственности
Блог
- Стив ВерБург
- Идейное лидерство
Если спросить, скажут ли сотрудники, что они работают на вас или с вами? Если ответ первый, ваша компания должна лучше работать над созданием чувства собственности. Чувство собственности — один из 13 методов сотрудников, которые, как показали исследования Дейла Карнеги, повышают производительность и превращают членов команды в будущих лидеров.
Сотрудники заслуживают того, чтобы их ценили за их самоотверженность, успех на работе и лояльность. Давайте рассмотрим несколько способов улучшения корпоративной культуры. Некоторые стратегии предусматривают вознаграждение сотрудников, в то время как другие не стоят ни копейки; они такие простые, вы можете начать сегодня.
Почему важно создавать чувство собственностиСотрудники, которые испытывают чувство собственности, с большей вероятностью останутся в компании. Кроме того, сотрудники прикладывают больше усилий к работе, когда чувствуют причастность.
Удержание сотрудников и их счастье приравниваются к превосходной работе за меньшее время, что часто приводит к увеличению прибыли компании. При этом давайте рассмотрим несколько советов, которые помогут вам создать чувство сопричастности в вашей организации и команде.
Совет № 1. Поделитесь своим долгосрочным видениемСотрудникам ежедневно говорят, что делать. Часто эти разговоры не объясняют «почему». Руководители компании и другое руководство осведомлены; не следует ли вооружать сотрудников той же информацией?
Обмен информацией может происходить на ежеквартальных или ежемесячных обеденных встречах. Делитесь целями, инициативами и задачами компании. Объясните, как они влияют на всех. В следующий раз, когда вы назначите проект, подчеркните цели, упомянутые на собрании, объяснив, почему этот проект жизненно важен для итоговой прибыли компании.
Совет № 2. Включите их в процесс принятия решенийЕсли вы хотите, чтобы сотрудники проявляли больше инициативы, вовлеките их в процесс принятия решений. В конце концов, есть разница между завершением проекта и владением проектом. Как сказал Дейл Карнеги, «люди поддерживают мир, который они помогают создавать». Для этого обратитесь к сотрудникам с проблемой или вызовом. Обсудите варианты и решения. Это помогает создать культуру без микроменеджеров, которая позволяет сотрудникам решать проблемы.
Совет № 3. Поощряйте самоотверженность и успехЕсли руководство компании получает бонусы и другие вознаграждения за инициативы, почему бы не поощрять сотрудников? Опционы на акции являются примером буквального владения компанией. Опционы на акции являются мотивирующим фактором для правомочных сотрудников, а также для новых и потенциальных сотрудников.