Дайте определение понятию абсолютизм: АБСОЛЮТИЗМ • Большая российская энциклопедия

АБСОЛЮТИЗМ • Большая российская энциклопедия

АБСОЛЮТИ́ЗМ (от лат. аbsolutus – без­ус­лов­ный, не­ог­ра­ни­чен­ный), гос. строй в странах Зап. Ев­ро­пы на поз­д­нем эта­пе до­ин­ду­ст­ри­аль­ной эпо­хи, ха­рак­те­ри­зую­щий­ся от­ка­зом от со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ных уч­реж­де­ний и пре­дель­ной кон­цен­тра­ци­ей вла­сти в ру­ках мо­нар­ха. На­ря­ду с по­ня­ти­ем А. в лит-ре бы­ту­ет пер­вич­ное по от­но­ше­нию к не­му по­ня­тие «аб­со­лют­ная мо­нар­хия», упот­реб­ляе­мое в ши­ро­ком (ни­чем не ог­ра­ни­чен­ная власть го­су­да­ря), а так­же в уз­ком, стро­го на­уч­ном, смыс­ле, сов­па­да­ю­щем с по­ня­ти­ем А.

Абсолютизм как историческое понятие

Тер­мин «А.» по­лу­чил рас­про­ст­ра­не­ние с сер. 19 в., од­на­ко то, что этот строй пред­став­лял со­бой це­ло­ст­ное яв­ле­ние, вклю­ча­в­шее не толь­ко ин­сти­ту­ты влас­ти, но в зна­чит. сте­пе­ни и со­ци­аль­ные от­но­ше­ния, осо­зна­ва­лось уже на­ка­ну­не Ве­ли­кой франц. ре­во­лю­ции. Тог­да суть это­го яв­ле­ния вы­ра­жа­ло по­ня­тие «ста­рый по­ря­док» (An­ci­en ré­gi­me). В 18 в. по­лу­чи­ли рас­про­ст­ра­не­ние так­же тер­ми­ны «дес­по­тизм» и «фе­о­даль­ный по­ря­док» – приб­ли­зит. си­но­нимы «ста­рого по­ря­д­ка». По­ня­тие А. сло­жи­лось для обо­зна­че­ния ухо­дя­ще­го в прош­лое строя и для борь­бы с ним, за­тя­нув­шей­ся на весь 19 в. В нём бы­ла за­ло­же­на идея ис­то­рич. раз­ви­тия – от уг­не­те­ния и не­ве­же­ст­ва к сво­бо­де и про­све­ще­нию, от са­мо­вла­стья к кон­сти­туц. строю. Бла­го­да­ря А. де Ток­ви­лю («Ста­рый по­ря­док и ре­во­лю­ция», 1856) А. стал рас­смат­ри­вать­ся так­же и в со­цио­ло­гич. кон­тек­сте не толь­ко как цен­т­ра­ли­за­ция влас­ти, но и как спо­соб ни­ве­ли­ро­ва­ния со­слов­ных (со­ци­аль­ных) раз­ли­чий.

Генезис и формирование политических теорий абсолютизма

По­ня­тие аб­со­лют­ной мо­нар­хии как фор­мы ор­га­ни­за­ции влас­ти го­раз­до древ­нее, чем по­ня­тие А. как эпо­хи ев­роп. ис­то­рии. Оно во­схо­дит к рим. пра­ву, к фор­му­ле юри­ста 2 в. Уль­пи­а­на: prin­ce­ps le­gi­bus so­lutus (или ab­so­lu­tus) est (го­су­дарь не свя­зан за­ко­на­ми). Оно упот­реб­ля­лось в средние ве­ка и ши­ро­ко рас­про­ст­ра­ни­лось в 16 в., став фак­ти­чес­ки са­мо­на­зва­ни­ем аб­со­лю­ти­ст­ских ре­жи­мов. Фо­ном для раз­ви­тия тео­рий аб­со­лют­ной мо­нар­хии в 15–17 вв. бы­ло фор­ми­ро­ва­ние по­ня­тия го­су­дар­ст­ва. В ан­тич. и ср.-век. по­ли­тич. мыс­ли гос­под­ст­во­ва­ла вос­хо­див­шая к Арис­то­те­лю син­кре­тич. мо­дель: со­ци­аль­ный, по­ли­тич., этич., пра­во­вой и ре­лиг. уров­ни ор­га­ни­за­ции об­ще­ст­ва не впол­не раз­ли­ча­лись. На уче­ние Арис­то­те­ля об иде­аль­ном го­су­дар­ст­ве опи­рались кон­цеп­ции «раз­дель­но­го су­ве­рени­те­та» (Ф. де Ко­мин, К. Сейс­сель и др.), объ­е­ди­няв­шие не­ко­то­рые чер­ты мо­нар­хии, арис­то­кра­тии и де­мо­кра­тии при при­ори­те­те силь­ной ко­ро­левской влас­ти, про­ти­во­по­ла­га­е­мой ти­ра­нии. В 15–16 вв. в свя­зи с ос­во­бо­ж­де­ни­ем по­ли­ти­ки от ре­ли­гии и мо­ра­ли раз­ви­ва­ет­ся и по­ня­тие го­су­дар­ст­ва (осо­бую роль сыг­рал трак­тат Н. Ма­киа­вел­ли «Го­су­дарь», 1532). К кон. 16 в. сло­во «го­су­дар­ст­во» (stato, état, state, Staat) на­чина­ет обо­зна­чать не со­сло­вие или «поло­же­ние» ко­ро­ля, но не­ко­то­рую аб­ст­ракт­ную сущ­ность, во­пло­ще­ние пуб­лич­ной вла­сти.

Важ­ней­ший этап в раз­ви­тии пред­став­ле­ний о го­су­дар­ст­ве – со­зда­ние франц. юри­стом Ж. Бо­де­ном тео­рии не­раз­дельно­сти су­ве­ре­ни­те­та («Шесть книг о рес­пуб­ли­ке», 1576), т. е. выс­шей гос. вла­сти, ко­то­рая це­ли­ком при­над­ле­жит мо­нар­ху, при этом пред­по­ла­га­лось, что аб­со­лют­ная мо­нар­хия со­вмес­ти­ма с пра­ва­ми и сво­бо­да­ми под­дан­ных и не мо­жет по­ся­гать на их соб­ст­вен­ность. Аб­со­лют­ная мо­нар­хия про­ти­во­пос­тав­ля­лась вост. дес­по­ти­ям, где го­су­дарь про­из­воль­но рас­по­ря­жа­ет­ся жиз­нью и иму­ще­ст­вом под­дан­ных. Да­же са­мые по­сле­до­ва­тель­ные при­вер­жен­цы её, не ис­клю­чая кар­ди­на­ла Ри­шельё, счи­та­ли, что на­ру­шать пра­ва под­дан­ных пра­ви­тель име­ет пра­во толь­ко в край­них случа­ях, во имя спа­се­ния го­су­дар­ст­ва (тео­рия «гос. ин­те­ре­са»). Т. о., А. прак­ти­че­ски раз­ви­вал­ся как сис­те­ма чрез­вы­чай­но­го управ­ле­ния, свя­зан­но­го преж­де все­го с вой­на­ми, вы­зы­вав­ши­ми по­треб­ность в уве­ли­че­нии на­ло­гов. В то же вре­мя в А. от­ра­жал­ся и ха­рак­тер­ный для эпо­хи об­раз мыс­ли: лю­ди 16–17 вв. вос­при­ни­ма­ли все­лен­ную как ие­рар­хию иде­аль­ных сущ­но­стей, в ко­то­рой ко­роль и при­ви­ле­ги­ро­ван­ные слои об­ра­зо­вы­ва­ли кон­ти­ну­ум, а че­ло­ве­че­ская во­ля бы­ла ог­ра­ни­че­на рам­ка­ми бо­го­ус­та­нов­лен­но­го по­ряд­ка. В идео­ло­гии А. на­ря­ду с ра­цио­на­ли­стич. по­ли­тич. тео­рия­ми боль­шое ме­сто за­ни­ма­ла идея Бо­же­ст­вен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния вла­сти.

Оппозиционные абсолютизму политические теории

Тео­ри­ям аб­со­лют­ной мо­нар­хии про­ти­во­стоя­ли идеи ти­ра­но­бор­че­ст­ва и обществ. до­го­во­ра. В эпо­ху Ре­фор­ма­ции 16–17 вв. по­ли­тич. кон­флик­ты час­то при­ни­ма­ли ре­лиг. фор­му. Вер­ность ис­тин­ной ре­ли­гии (на­ря­ду с пра­вом соб­ст­вен­но­сти) про­тив­ни­ки А. , преж­де все­го в про­те­стан­тских кру­гах, счи­та­ли ос­но­вой об­ществ. до­го­во­ра, на­ру­ше­ние ко­то­ро­го ко­ро­лём да­ёт под­дан­ным пра­во на вос­ста­ние. А. не ус­тра­и­вал и «уль­тра­мон­тан­скую оп­по­зи­цию»: мысль о том, что ко­роль по­лу­ча­ет власть не не­по­сред­ст­вен­но от Бо­га, а из рук на­ро­да, ру­ко­во­ди­мо­го муд­ры­ми пас­ты­ря­ми,– важ­ней­ший те­зис кар­ди­на­ла Р. Бел­лар­ми­на. Тра­гич. опыт гражд. войн по­ро­дил пред­став­ле­ние о том, что вер­ность ре­ли­гии вто­рич­на по от­но­ше­нию к об­ществ. по­ряд­ку. От­сю­да – идея абсо­лют­но­го ин­ди­ви­да (т. е. ин­ди­ви­да, взя­то­го до вхо­ж­де­ния в со­ци­аль­ные груп­пы, в т. ч. и в цер­ковь) как ос­но­вы об­ще­ст­ва. Ре­шаю­щий вклад в её раз­ра­бот­ку внёс англ. фи­ло­соф Т. Гоббс («Ле­ви­а­фан», 1651). По Гоб­бсу, аб­со­лют­ные ин­ди­ви­ды пре­бы­ва­ют в со­стоя­нии «вой­ны всех про­тив всех». По­дав­лен­ные стра­хом смер­ти, они ре­ша­ют пе­ре­дать аб­со­лют­ную власть го­су­дар­ст­ву. Гоббс дал наи­бо­лее ра­ди­каль­ное обос­но­ва­ние А. , но вме­сте с тем за­ло­жил фун­да­мент ли­бе­ра­лиз­ма как по­ли­тич. и эко­но­мич. тео­рии. Идея аб­со­лют­но­го ин­ди­ви­да раз­ру­ша­ла об­раз все­лен­ной как ие­рар­хии иде­аль­ных сущ­но­стей, а вме­сте с ним и ин­тел­лек­ту­аль­ные ос­новы А. В кон. 17 в. англ. фи­ло­соф Дж. Локк ис­поль­зо­вал идеи Гоб­бса уже для обос­но­ва­ния кон­сти­туц. строя.

Абсолютизм как государственный строй

Аб­со­лют­ные мо­нар­хии при­шли на сме­ну со­слов­но-пред­ста­вит. мо­нар­хи­ям. В 13–14 вв. в Ев­ро­пе сло­жи­лась сис­те­ма ор­га­нов со­слов­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва (пар­ла­мент в Анг­лии, ге­не­раль­ные и про­винц. шта­ты во Фран­ции, кор­те­сы в Ис­па­нии, рейхс­та­ги и ланд­та­ги в Гер­ма­нии). Эта сис­те­ма по­зво­ля­ла ко­ро­лев­ской вла­сти по­лу­чать под­держ­ку зна­ти, церк­ви и го­ро­дов в про­ве­де­нии по­ли­ти­ки, на ко­то­рую не хва­та­ло её собств. сил. Прин­ци­пом со­слов­ной мо­нар­хии бы­ла фор­му­ла: что ка­са­ет­ся всех, долж­но быть одоб­ре­но все­ми (quod omnes tangit, ab omnibus debet approbari). Рез­кое уси­ле­ние ко­ро­лев­ской вла­сти на­чи­на­ет­ся во 2-й пол. 15 – нач. 16 вв., пре­ж­де все­го в Ис­па­нии, Фран­ции и Анг­лии. В Ита­лии и Гер­ма­нии, где нац. го­су­дар­ст­ва сфор­ми­ро­ва­лись толь­ко в 19 в., тен­ден­ция к уси­ле­нию гос. вла­сти реа­ли­зо­ва­лась пре­им. в отд. кня­же­ст­вах («ре­гио­наль­ный аб­со­лю­тизм»). Свое­об­раз­ные аб­со­лют­ные мо­нар­хии сло­жи­лись так­же в Скан­ди­на­вии (с со­хра­не­ни­ем не­ко­то­рых со­слов­но-пред­ста­вит. ин­сти­ту­тов) и в Вост. Ев­ро­пе (с не­раз­ви­то­стью со­слов­ных прав и кре­по­ст­ни­че­ст­вом). Раз­ви­тие А. со­стоя­ло в фор­ми­ро­ва­нии гос. ап­па­ра­та, рос­те на­ло­гов и ста­нов­ле­нии по­сто­ян­ной на­ём­ной ар­мии при од­но­вре­мен­ном упад­ке ср.-век. со­сло­вий. В Анг­лии, од­на­ко, по­сто­ян­ная ар­мия поч­ти не по­лу­чи­ла раз­ви­тия, а пар­ла­мент со­хра­нил кон­троль над на­ло­га­ми. В то же вре­мя ук­ре­п­ле­нию аб­со­лю­ти­ст­ских тен­ден­ций в этой стра­не спо­соб­ст­во­ва­ло при­свое­ние мо­нар­хом функ­ций гла­вы сво­ей церк­ви.

Причины возникновения абсолютизма. Абсолютизм и общество

В сов. ис­то­ри­о­гра­фии воз­ник­но­ве­ние А. объ­яс­ня­лось клас­со­вой борь­бой кре­сть­ян­ст­ва и дво­рян­ст­ва (Б. Ф. Пор­ш­нев) или дво­рян­ст­ва и бур­жу­а­зии (С. Д. Сказ­кин). Сей­час ис­то­ри­ки всё боль­ше пред­по­чи­та­ют ви­деть в А. ре­зуль­тат со­ци­аль­ных и куль­тур­ных транс­фор­ма­ций эпо­хи гене­зи­са ка­пи­та­лиз­ма, не сво­ди­мых к еди­ной фор­му­ле. Так, раз­ви­тие тор­гов­ли ро­ж­да­ло по­треб­ность в про­тек­цио­нист­ской по­ли­ти­ке, на­хо­див­шей своё обос­но­ва­ние в иде­ях мер­кан­ти­лиз­ма, а рост гор. эко­но­ми­ки – в пе­ре­рас­пре­де­ле­нии до­хо­дов от неё в поль­зу зна­ти. И то и дру­гое, а так­же ог­ром­ные рас­хо­ды на вой­ны, вы­зы­вав­шие уси­лен­ное на­ло­го­об­ло­же­ние, – всё это тре­бо­ва­ло силь­ной гос. вла­сти. Дво­рян­ст­во ста­ло боль­ше за­ви­сеть от ко­ро­лев­ской служ­бы, рас­пад со­ци­аль­но­го един­ст­ва гор. об­щи­ны по­бу­ж­дал но­вые гор. эли­ты к сбли­же­нию со зна­тью и к от­ка­зу от гор. воль­но­стей в поль­зу мо­нар­хии, а воз­ник­но­ве­ние нац. го­су­дарств ста­ви­ло цер­ковь под кон­троль мо­нар­хии. А., рож­дён­ный из рас­па­да ср.-век. со­сло­вий, до кон­ца ос­та­вал­ся дво­рян­ским го­су­да­р­ст­вом, час­тич­но мо­дер­ни­зи­ро­ван­ным, но свя­зан­ным с ар­ха­ич­ным для 18 в. «об­ще­ст­вом при­ви­ле­гий».

Абсолютизм и культура

Аб­со­лют­ные мо­нар­хи по­ощ­ря­ли раз­ви­тие куль­ту­ры и нау­ки и од­но­вре­мен­но стре­ми­лись к кон­тро­лю над ни­ми. К эпо­хе А. вос­хо­дит гос. ин­сти­ту­цио­на­лиза­ция куль­ту­ры и нау­ки (соз­да­ние ко­ро­лев­ских ака­де­мий, на­уч. об­ществ). Куль­тур­ная по­ли­ти­ка бы­ла важ­ным сред­ст­вом ук­ре­п­ле­ния ко­ро­лев­ской вла­сти и «одо­маш­ни­ва­ния» дво­рян­ст­ва, ко­то­рое «дис­ци­п­ли­ни­ро­ва­лось» бла­го­да­ря при­двор­но­му эти­ке­ту. Со­вме­ст­но с цер­ко­вью А. до­би­вал­ся уси­ле­ния кон­тро­ля над мас­сой на­се­ле­ния, по­дав­ляя тра­диц. нар. куль­ту­ру и при­ви­вая на­ро­ду эле­мен­ты куль­ту­ры об­ра­зо­ван­ных элит. Ме­ж­ду раз­вити­ем А. и скла­ды­ва­ни­ем совр. ти­па лич­но­сти, ра­цио­наль­но кон­тро­ли­рую­щей собств. по­ве­де­ние, а так­же совр. пе­ни­тен­ци­ар­ной сис­те­мы, су­ще­ст­во­ва­ла не­сомнен­ная связь. А. уча­ст­во­вал в фор­ми­ро­ва­нии мен­та­ли­те­та и цен­но­ст­ных ори­ен­та­ций че­ло­ве­ка Но­во­го вре­ме­ни (пред­став­ле­ние о дол­ге и от­вет­ст­вен­но­сти пе­ред го­су­дар­ст­вом и др.).

Кризис абсолютизма. Просвещённый абсолютизм

Хо­тя во 2-й пол. 17 в. А. про­дол­жал ук­ре­п­лять свои по­зи­ции в ря­де ев­роп. стран (Скан­ди­нав­ские го­су­дар­ст­ва, Бран­ден­бург-Прус­сия), с сер. 17 в. поя­ви­лись пер­вые при­зна­ки его кри­зи­са. Наи­бо­лее за­мет­ным его сим­пто­мом ста­ла Англ. ре­во­лю­ция, а в 18 в. он стал оче­ви­ден поч­ти по­все­ме­ст­но. Аб­со­лют­ные мо­нар­хи по­пы­та­лись при­спо­со­бить­ся к раз­ви­тию эко­но­ми­ки и свет­ской куль­ту­ры с по­мо­щью по­ли­ти­ки т. н. про­све­щён­но­го аб­со­лю­тиз­ма – за­иг­ры­ва­ния с «фи­ло­со­фа­ми», от­ме­ны наи­бо­лее эко­но­ми­че­ски вред­ных при­виле­гий (ре­фор­мы Тюр­го во Фран­ции в 1774–76), а ино­гда от­ме­ны кре­по­ст­но­го пра­ва (Ио­си­фом II Габс­бур­гом в Бо­ге­мии, а за­тем и в др. про­вин­ци­ях Ав­ст­рии). Эта по­ли­ти­ка да­ла лишь крат­ко­вре­мен­ный эф­фект. Бур­жу­аз­ные ре­во­лю­ции и кон­сти­туц. ре­фор­мы кон. 18–19 вв. при­ве­ли к сме­не А. кон­сти­туц. мо­нар­хия­ми и бурж. рес­пуб­ли­ка­ми.

О фор­ме вла­сти в Рос­сии, род­ст­вен­ной ев­роп. А., см. Са­мо­дер­жа­вие.

Абсолютизм | Понятия и категории

Филипп де ШАМПЕНЬ (1602-1674). Портрет Людовика XIII. 1665.
Принято считать, что именно в его правление абсолютизм приобрел законченные формы.

АБСОЛЮТИЗМ (франц. absolutisme от лат. absolutus — безусловный, неограниченный) — форма правления, при которой верховная власть в стране целиком принадлежит одному лицу; неограниченная монархия. 

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 7.

АБСОЛЮТИЗМ (от лат. absolutus — безусловный) — неограниченная монархия, деспотическая, основанная на произволе форма государственного правления, при которой политическая власть принадлежит всецело одному лицу — монарху. Расцвет абсолютизма в Западной Европе — 17-18 века, в России — 18-19 века *.

Краткий политический словарь. М., 1988, с. 6.

Примечания

* В приложении к истории России 18-19 веков корректным является понятие «самодержавие». Термин же «абсолютизм» описывает только политические системы Западноевропейской цивилизации. Политическим изданиям советских времен свойственно было путать эти два разных понятия.

 

Проблема абсолютизма первых Стюартов привлекает в последнее время пристальное внимание историографии. И это неудивительно: в ней заключена «тайна» превращения времени правления Якова I и его преемника Карла I в пролог революции. Вместе с тем для раскрытия этой проблемы вовсе не требуется, как полагает Д. Илтон, «читать историю революции назад», напротив, историю правления этих монархов следует «читать вперед». Продуктивность такого чтения требует, однако, соблюдения двух условий: 1) умения за извивами политики двора и парламента видеть столкновение интересов больших общественных групп и 2) умения при анализе событий «текущего настоящего» не терять из виду сцепления времен — прошедшего и будущего.

..

Tags: 

История

Дальнейший рост буржуазного уклада. Восстановление крепостничества в Дании. В первой половине XVIII века политическая история Дании-Норвегии по сравнению с историей Швеции бедна событиями. Самодержавные монархи, включая долго царствовавшего Фредрика IV (1699-1730), несколько улучшили делопроизводство и судопроизводство, оздоровили финансы, развили средства сообщения, наладили мизерную помощь беднейшему населению. Предметом особой заботы правительства были города, промышленность и торговля. То было время крайнего меркантилизма. В начале XVIII века уже примерно пятая часть датчан проживала в городах. С окончанием Великой Северной войны удельный вес Копенгагена и датчан в балтийской торговле заметно вырос…

Tags: 

История

Абсолютизм, абсолютная монархия (от лат. absolutus — неограниченный, независимый, безусловный) — форма правления и государственного устройства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Абсолютизм — последняя стадия развития феодального государства. Возник в период угасания феодализма и зарождения капиталистических отношений, т. е. в период Позднего Средневековья. Складывался в странах Западной Европы с конца XV века, достиг апогея в период Нового времени, в XVII веке. Признаки Абсолютизма: 1) сосредоточение всей власти в руках монарха, прекращение деятельности сословно-представительных учреждений…

Tags: 

История

ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ – особая политика ряда европейских абсолютистских государств во 2-й половине 18 века, внешне получившая форму следования идеям Просвещения и выражавшаяся в проведении ряда реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавших шаг в сторону буржуазного развития).

Мысль о государстве во главе с «просвещенным монархом», следующим советам философов и способным преобразовать общественную жизнь на новых, «разумных», началах, получила широкое распространение среди части просветителей 18 века (особенно отчетливо она выражена у Вольтера). ..

Tags: 

История

Из всех западноевропейских стран лишь во Франции абсолютизм принял наиболее законченную, классическую форму, и сословно-представительные учреждения (Генеральные штаты) не созывались в течение долгого времени. Отвечая коренным интересам всего дворянства, абсолютизм защищал феодальную собственность на землю. Под его опекой продолжали оставаться незыблемыми главные налоговые и сословные привилегии класса феодалов в целом. Значительная часть государственных средств уходила на содержание армии и бюрократического аппарата, на материальную поддержку дворян.

Tags: 

История

Военные силы, которые абсолютистское государство могло противопоставлять натиску антифеодальных движений, складывались из двух элементов: вооруженной буржуазии в городах (буржуазной гвардии) и регулярной армии. Один интендант писал Кольберу, что население в его провинции покорно, когда знает, что там имеются войска, а когда их нет — становится буйным.

Все военные силы на территории провинции находились под командованием губернатора. Губернаторы как представители прежде всего военной власти на местах служили важным звеном централизованной военной машины. Централизация была главным стратегическим преимуществом власти, ибо народные движения даже в моменты их наибольшего подъема носили стихийный и местный характер…

Tags: 

История

Французское государство XVII века, построенное на принципе абсолютной власти короля, по своей классовой природе было диктатурой дворянства. Главным назначением абсолютистского государства была защита феодального строя, феодального экономического базиса от всех антифеодальных сил.

Основной антифеодальной силой являлось крестьянство. Сила крестьянского сопротивления в течение позднего средневековья все нарастала, и только централизованный орган принуждения — государство имело возможность успешно противостоять ей. Важным союзником крестьян было городское плебейство. Но только присоединение буржуазии к народным массам и руководство с ее стороны могли превратить стихийную борьбу антифеодальных сил в революцию. Важнейшей задачей абсолютизма было препятствовать образованию такого блока буржуазии, крестьянства и плебейства…

Tags: 

История

«ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ». История Русского абсолютистского государства второй половины XVIII века может быть разделена на два периода: 1) до крестьянской войны 1773 — 1775 годов; этот период принято называть периодом «просвещенного абсолютизма» и 2) период открытой дворянской реакции, особенно усилившейся с 1789—1790 годы в связи с революцией во Франции.

Расцвет «просвещенного абсолютизма» в России относится к 50—60-м годам XVIII века. Несмотря на либеральные фразы и демагогические приемы самодержцев, социальная природа самодержавия при «просвещенном абсолютизме» оставалась дворянской. Как и во многих странах той поры — в Австрии, Пруссии и др. — «просвещенный абсолютизм» в России был особой формой политики самодержавия, характерной особенностью которой было некоторое приспособление политики дворянского государства к требованиям поднимающегося капитализма…

Tags: 

История

В XVIII веке общественному и политическому строю Пруссии были свойственны те же черты, которые наметились уже достаточно отчетливо во второй половине XVII века. В стране продолжало усиливаться крепостничество. Возраставший экспорт сельскохозяйственных продуктов побуждал помещиков непрерывно увеличивать тяготы крепостнической эксплуатации. Барщина становилась все тяжелее; часть беднейших крестьян в некоторых местах была переведена на положение дворовых, отдававших полностью свой труд помещику за предоставление им скудной месячины.

Tags: 

История

Неудачи Австрии в двух больших войнах сделали для правящих кругов очевидной неотложность реформ. Эти реформы, осуществленные в правление Марии Терезии (1740 — 1780) и ее сына Иосифа II (1780 — 1790), весьма характерны для политики «просвещенного абсолютизма».

Как и в других странах, «просвещенный абсолютизм» в Австрии проводил реформы в интересах господствующего класса дворян и шел лишь на минимальные уступки поднимающейся буржуазии. Правительство стремилось только устранить наиболее грубые, мешавшие развитию страны феодальные институты. Наиболее важным из проведенных мероприятий была военная реформа, необходимость которой ощущалась особенно остро. В 1748 г., вскоре после окончания первой австро-прусской войны, в стране был введен новый порядок военного набора…

Tags: 

История

Страницы

  • 1
  • 2
  • 3
  • следующая ›
  • последняя »

Абсолютизм Определение и значение — Merriam-Webster

аб·​со·​лют·​изм ˈab-sə-ˌlü-ˌti-zəm 

1

а

: политическая теория, согласно которой абсолютная власть должна принадлежать одному или нескольким правителям

б

: правительство по абсолютному правителю или полномочиям : Деспотизм

2

: Адвокация правила по абсолютным стандартам или принципам

3

: Абсолютный стандарт или принцип

3

: Абсолютный стандарт или принципы

абсолютист

ˈab-sə-ˌlü-tist

существительное или прилагательное

абсолютистский

ˌab-sə-(ˌ)lü-ˈti-stik

имя прилагательное

Синонимы

  • автаркия
  • авторитаризм
  • самодержавие
  • Цезарьизм
  • царизм
  • царизм
  • царизм
  • деспотизм
  • диктатура
  • тотализм
  • тоталитаризм
  • тирания

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе

Примеры предложений

относительно абсолютизм Лорд Актон однажды заметил, что «абсолютная власть развращает абсолютно»

Недавние примеры в Интернете Отвергая комфорт морального абсолютизма и легкого возмущения, Филд держит Лидию Тар, великолепную художницу, и Лидию Тар, чудовищного человека, рядом — и настаивает на том, что эти двое на самом деле могут быть неразрывно, даже симбиотически связаны. Джастин Чангфильм, 9 лет0077 Los Angeles Times , 6 октября 2022 г. Среди прочего, смешение христианства и республиканской политики, поощряемое политическими элитами и мощно ощущаемое на низовом уровне, поощряет абсолютизм правых. Джонатан Стивенсон, The New York Review of Books , 7 сентября 2022 г. Этот абсолютизм приводил в замешательство политеистических японцев. Хироко Йода, 9 лет0077 The New Yorker , 26 июля 2022 г. Подобно вакцинному скептицизму или сопротивлению изменению климата, абсолютизм Второй поправки стал своего рода религией для многих консерваторов, в том числе в Верховном суде, и его пагубная сила теперь распространяется через наши границы. Ивонн Абрахам, BostonGlobe. com , 29 июня 2022 г. Эти победы были достигнуты на фоне принятия Республиканской партией Второй поправки 9.Абсолютизм 0077 и огнестрельное оружие как центральное место в его идентичности, рвение, с которым сторонники контроля над оружием не смогли сравниться, сказал г-н Миллер из юридического центра Duke по огнестрельному оружию. New York Times , 18 июня 2022 г. Это может показаться хорошей новостью для сторонников реформы оружия, которые на протяжении десятилетий рассматривали NRA как основную движущую силу абсолютизма оружия в Соединенных Штатах. Николь Хеммер, 9 лет0077 CNN , 30 мая 2022 г. Демократический абсолютизм демократов во многом конъюнктурен. У. Джеймс Антл III, Неделя , 13 мая 2022 г. Даниял говорит, что свобода слова Маска абсолютизм не имеет особого смысла в Индии, потому что с самого начала не было много ограничений на свободу слова на платформе. Барбара Ортутай, 9 лет0077 ajc , 14 мая 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «абсолютизм». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

абсолютный + -изм (в политическом смысле после французского absolutisme )

Первое известное использование

1823, в значении, определенном в смысле 1a

Путешественник во времени

Первое известное использование абсолютизма было в 1823 г.

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи около

абсолютизма

отпущение грехов

абсолютизм

абсолютный

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Абсолютизм.»

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/absolutism. По состоянию на 30 октября 2022 г.

Copy Citation

Подробнее от Merriam-Webster на

Absolutism

Nglish: Перевод Абсолютизм для носителей испанского языка

Британская английская absolutism

Последнее обновление: 13 октября 2022 г.

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите еще тысячи определений и расширенный поиск — без рекламы!

Merriam-Webster полное определение

в кембриджском словаре английского языка

Это не «свобода слова абсолютизм » и даже не чистый стандарт для лиц, принимающих решения в кампусе.

Из Вашингтон Пост