Деиндивидуализация это в психологии: Деиндивидуализация это

Деиндивидуализация

Социально-психологический феномен — утрата индивидами самосознания и самобытности; возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке. Деиндивидуализация, как и многие другие социально-психологические феномены, обратимое явление: после возвращения ситуации в нормальное состояние деиндивидуализация пропадает.

Многие социологи и социальные психологи изучали деиндивидуализацию. Густав Ле Бон высказал предположение, что при некоторых обстоятельствах люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой. Это может быть связано с утратой запретов и с тенденцией людей вести себя нетипичным и даже аморальным способом.

На исследователей деиндивидуализации большое влияние оказали впечатления от фашистской Италии и нацистской Германии. Этим объясняются их довольно путаные рассуждения о том, что человек морально укрывается в социальной группе, в результате высвобождается поведение, до этого сдерживаемое моральными запретами.

На самом деле, конечно, социальные группы бывают разными. В одних человек ощущает снижение моральных запретов. В других наоборот.

Никто не будет отрицать, что в трудовом коллективе, где каждый работник занимает свое место (не анонимен) и где на каждого обращают «персональное внимание», деиндивидуализация не развивается. Часто даже наоборот — человек не растворяется в коллективе, а кристаллизуется из него благодаря своим успехам и конструктивному влиянию на этот самый коллектив.

Тем не менее, однако, время от времени складываются социальные группы (часто стихийно — толпа хулиганов или футбольных фанатов), объединенные деструктивными влечениями. Участников этих социальных групп объединяет, энергетизирует в том числе и потребность в совершении аморальных и противоправных поступков. И просто потому, чтобы почувствовать себя на время свободным от всяческих запретов, и потому, что запреты мешают «выпустить пар». В результате появляются битые витрины, перевернутые машины, изнасилованные женщины и т.

д.

Зиллер отметил, что люди научаются связывать индивидуализацию с вознаграждающими ситуациями, а деиндивидуализацию — с потенциально наказующими. В благоприятных для себя ситуациях человек стремится к персональной ответственности — потому что ожидает поощрения. В неблагоприятных ситуациях человек наоборот стремится поделиться ответственность с окружающими, распылить ее, потому что ожидает наказания. Если наказание будет поделено среди многих окружающих, ему самому достанется лишь небольшая доля этого наказания.

«Мотором» такого рода деиндивидуализации является уже не потребность в свободе от запретов и не потребность «выпустить пар», а вполне рациональный расчет. Любому руководителю знакома ситуация, когда некоторые подчиненные проявляют избыточную активность для того, чтобы избежать персональной ответственности в случае провала: сваливают вину на других, изображают коллективный способ выполнения задачи и т.д. Опытные работники заранее готовятся к провалу: устраивают бесконечные «согласования» с разными людьми — спрашивают их мнение, чтобы затем поделиться с ними ответственностью в случае провала, втягивают других работников в свою сферу ответственности.

Разные люди по-разному склонны к деиндивидуализации. Сильнее склонны конформные личности, уже заранее настроенные на потерю идентичности. Люди с высоким интеллектом менее склонны к деиндивидуализации. Это объясняется тем, что они любят сами размышлять, не доверяясь другим, сами выстраивают приоритеты, целесообразуют свое поведение и т.д.

 


Социально-психологические феномены

  • Аутгрупповой фаворитизм
  • Власть
  • Групповая идентификация
  • Групповое мышление
  • Ингрупповой фаворитизм
  • Коллективное мышление
  • Культурный шок
  • Сдвиг риска
  • Социальная ингибиция
  •     … и другое
Социальные явления

  • Аномия
  • Конформизм
  • Общественное разделение труда

 


   RSS     [email protected] 

Деиндивидуализация — Психологос

Густав Ле Бон

Густав Ле Бон ввел понятие группового ума. Он высказал предположение, что при некоторых обстоятельствах люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой. Такая деиндивидуализация связана с утратой запретов и с тенденцией людей вести себя нетипичным и противонормативным способом. В историческом плане, люди очень медленно освобождались от деиндивидуализированного существования, погруженного в широкие родственные, племенные и родовые отношения.

Эрих Фромм изучал возникновение индивидуальности в человеческой истории и то чувство уникальности и свободы, которое сопровождает это развитие. В соответствии с Фроммом, индивидуализация сопровождается ощущением изоляции, которое часто мотивирует людей присоединяться к разным группам.

Фестингер, Пепитоун и Ньюком предположили, что фокусировка человека на группе, которая связана с его тяготением к группе, уменьшает внимание, уделяемое конкретным людям. Такая фокусировка на группе деиндивидуализирует ее членов, которые отодвигаются на второй план и в некотором смысле морально укрываются в данной группе. Поэтому деиндивидуализация снижает запреты конкретного человека в отношении вовлечения в противонормативные действия. В соответствии с этой формулировкой, тяготение к группе увеличивает деиндивидуализацию, которая, в свою очередь, высвобождает поведение, в обычных условиях сдерживаемое запретами.

Зиллер высказал предположение, что люди научаются связывать индивидуализацию с вознаграждающими ситуациями, а деиндивидуализация — с потенциально наказующими. Человек научается ожидать вознаграждений за хорошее выполнение определенных заданий и хочет оказываться индивидуально ответственным за такие действия. Однако всякий раз, когда он оказывается в ситуации ожидания наказания, у него будет возникать тенденция скрыться или рассеять ответственность путем ухода на второй план в группе.

Зимбардо предположил, что многочисленные и разнообразные факторы могут вызывать деиндивидуализацию, помимо фокусировки на группе или желания избежать отрицательной оценки моральной ответственности. К таким факторам относятся анонимность (в любой ее форме), размер группы, уровень эмоционального возбуждения, новизна и неопределенность ситуации, измененная временная перспектива (например, вследствие употребления наркотиков и алкоголя), степень вовлечения в групп.

деятельность и т. д.

Все эти факторы ведут к утрате индивидуумом чувства идентичности или самосознания, что, в свою очередь, вызывает снижение его восприимчивости к внешним стимулам и утрату когнитивного контроля над своими эмоциями и мотивациями. Результатом становится поведение, которое обычно находится под контролем внутренних сил, как положительных (любовь), так и отрицательных (агрессия). Деиндивидуализированный человек менее податлив к положительным или отрицательным санкциям со стороны агентов, не принадлежащих к данной группе, и потому его поведение в меньшей мере подчиняется внешним правилам и нормам.

Дайнер предпринял дальнейшую теоретическую модификацию этого понятия, связав деиндивидуализацию с самоосознанием. Люди, утрачивающие индивидуальность, не уделяют должного внимания своему собственному поведению и плохо сознают себя в качестве отдельных существ. Результат — неспособность осуществлять текущий контроль или анализ своего поведения и неспособность извлекать соответствующей нормы поведения из хранилища долговременной памяти.

Деиндивидуализированным людям также недостает предвидения, и их поведение страдает дефицитом продуманности или планирования.

С индивидуализацией и деиндивидуализацией оказался связанным довольно широкий спектр противонормативного поведения.

Деиндивидуализация (Определение + Примеры) | Практическая психология

Практическая психология

Знаете ли вы, что с 1972 года каждый год происходит по крайней мере одна смерть, вызванная «дедовщиной»? Для многих братств и женских клубов дедовщина является ритуалом. Это часто связано с обильным употреблением алкоголя, серьезными физическими испытаниями и просто отвратительными действиями.

Как это происходит так часто? Вы не можете себе представить, чтобы кто-то из причастных к дедовщине стал причиной чьей-то смерти, или чтобы кто-то из жертв выпил столько алкоголя по собственной инициативе. Индивидуумы не заморачиваются.

Но пребывание в группе, особенно в братстве или женском обществе, может серьезно изменить поведение человека. Для того, чтобы позволить иметь место дедовщине, должен быть некоторый уровень деиндивидуализации.

Что такое деиндивидуализация?

История деиндивидуализации

Примеры позитивной деиндивидуализации

Как предотвратить деиндивидуализацию?

Что такое деиндивидуализация?

Деиндивидуализация — это процесс, при котором человек теряет «чувство себя», когда он находится в группе. Они отождествляют себя с групповым менталитетом, даже если обычно он противоречит их собственному. Действия, чувства и убеждения группы становятся индивидуальными, и они начинают действовать в соответствии с ними.

Деиндивидуализация может привести к тому, что люди будут делать или говорить вещи, которые они не стали бы делать вне группы. Это может быть совершенно опасно в братствах, женских обществах, религиозных организациях или во время политических протестов. Но не всякая деиндивидуализация является нездоровой или насильственной.

Осознание деиндивидуализации и того, как она может повлиять на ваше мышление, может помочь вам сохранить сильное чувство собственного достоинства даже в большой толпе.

Почему деиндивидуализация работает?

Есть несколько причин, по которым люди теряют чувство собственного достоинства, когда их окружает большая группа людей.

Распределение ответственности (Эффект свидетеля) 

Кто несет ответственность за прекращение агрессивного поведения большой группы? В большой группе кто отвечает за то, чтобы вмешаться и помочь тому, кто может быть в беде? Можно утверждать, что каждый несет эту ответственность. Так почему вам действовать?

Распределение ответственности — это форма атрибуции, при которой другие люди предполагают, что кто-то другой должен нести ответственность за действия. Может быть, вы думаете, что парень рядом с вами более ответственен за действия, потому что он больше и сильнее. Или человек, близкий к двум ссорящимся людям, должен нести ответственность за то, чтобы их разнять. Чем больше людей вы видите в толпе, тем больше людей вы можете возложить на них ответственность.

Анонимность

Когда вы стоите в одиночестве, люди могут идентифицировать вас только как того, кто вы есть. Но когда вы находитесь в толпе, вы можете почувствовать, что потеряли эту возможность. Вместо этого вы идентифицируетесь как кто-то в толпе. С анонимностью и без ответственности вы можете действовать так, как не поступили бы, если бы знали, что несете за это ответственность.

Внушаемость

Когда люди не знают, что сказать или что сделать, они обращаются к другим. В толпе или вне ее они позволяют другим «заполнять пробелы». это внушаемость может привести к тому, что вы будете помнить вещи неправильно, изменить свое мнение о вещах или действовать определенным образом. В толпе вы можете наблюдать, как многие люди прямо или косвенно «внушают» вам верить во что-то или действовать определенным образом. Трудно не поверить, что что-то правильно или неправильно, когда люди предполагают, что это так.

История деиндивидуализации

Эти идеи не новы для мира социальной психологии. В 1895 году французский психолог Гюстав Лебон опубликовал Толпа. Книга предполагает, что когда люди образуют толпу, идеи толпы берут верх. Как заразный вирус, подхватывает всех. Он также предположил, что менталитет толпы интеллектуально слаб, эмоционален и приводит людей к более примитивному уровню.

Работа Лебона вдохновила многих психологов развить эти идеи, но только в 1952 году стал использоваться термин «деиндивидуализация». Психологов Леона Фестингера, Альберта Пепитона и Теодора Ньюкомба часто называют первыми, кто ввел термин «деиндивидуализация». Они расширили идеи Лебона, заложив основу идеи деиндивидуализации в концепцию, которую мы знаем сегодня.

В 1969 году Филип Зимбардо предположил, что «нормально заторможенное поведение» — это не просто то, что приводит к смерти из-за дедовщины или политическому насилию. Он расширил идеи деиндивидуализации, включив в них больше положительных примеров, к которым я перейду через минуту. Конечно, сам Зимбардо не особо зациклен на положительных результатах. Возможно, вы помните, что за всей демонстрацией стоял Зимбардо.

Как и все идеи в социальной психологии, исследователи продолжают определять и развивать идею деиндивидуализации, чтобы соответствовать постоянно меняющемуся миру.

Примеры позитивной деиндивидуализации 

В начале этого видео я говорил о братствах. Не все примеры деиндивидуализации связаны с дедовщиной, насилием или греческими буквами. Возможно, вы сами сталкивались с некоторыми из этих примеров!

Марафонский бег

Возьмите пробежавший марафон . Не каждый бегун в гонке мог (или хотел бы) пробежать 26,2 мили за один раз. Но в большой толпе у всех зашкаливает адреналин, и бегуны мотивированы добежать до финиша. Возможно, будет «легче» отбросить сомнения и страхи и просто продолжать бежать со стаей.

Волонтерство

То же самое можно сказать и о долгом волонтерском дне. Возможно, вы не захотите посадить несколько десятков деревьев в лесу или доставить дюжину еды бездомным, если вы один. Но когда ты в группе, работа не кажется работой. Более мотивирует идти с группой людей, которые полны решимости выдержать холод или работать весь день, чтобы помочь другим.

Религиозные организации

Тогда, конечно, вы можете увидеть деиндивидуализацию в религиозные организации. Вы можете отправиться кормить голодных со своей религиозной группой. Или, в крайнем случае, вы можете пойти на войну во имя своих религиозных идеалов. Легко поддаться более экстремальным убеждениям и действиям, когда у вас есть группа последователей, оправдывающих то, что вы делаете.

Как предотвратить деиндивидуализацию?

Деиндивидуализация происходит не только в культах или братствах. Это не просто приводит к плохим вещам. Но чем больше вы будете осознавать этот процесс, тем легче будет отойти в сторону, когда что-то пойдет вразрез с вашей индивидуальной моралью.

Будьте внимательны, оставайтесь осознанными и оставайтесь твердыми в том, во что вы верите, даже если вы находитесь в толпе «деиндивидуализированных» людей, которые могут вести себя иначе.

Практическая психология

Практическая психология начиналась как сборник учебных материалов для студентов-психологов в 2016 году, созданный студентом в этой области. С тех пор он превратился в онлайн-блог и канал на YouTube, предоставляющий советы, инструменты и академическую поддержку людям из всех слоев общества в области психического здоровья. С более чем 2 миллионами подписчиков на YouTube, более 500 статей и ежегодным охватом почти 12 миллионов студентов, он стал одним из самых популярных источников психологической информации.

Деиндивидуализация в психологии: определение и примеры

Деиндивидуализация определяется, когда аспекты ситуации заставляют людей отступать от самоощущения, позволяя им изменить свое поведение.

Деиндивидуализация в психологии — одна из причин того, что люди по-разному ведут себя в толпе.

В толпе люди испытывают деиндивидуализацию: потерю самосознания.

Когда происходит деиндивидуализация, люди могут чувствовать меньше ответственности и могут стать антиобщественными или даже жестокими.

Определение деиндивидуализации

Психолог Леон Фестингер был первым, кто использовал термин деиндивидуализация в статье 1952 года.

Фестингер писал, что деиндивидуализация в группе или толпе приводит к ослаблению поведения людей.

Людям часто нравится находиться в группах, которые деиндивидуализированы, поскольку они теряют чувство собственного достоинства.

Типичные примеры деиндивидуализации:

  • Когда люди танцуют в ночном клубе, они двигаются и ведут себя так, как никогда бы не поступили в других ситуациях.
  • Эффект онлайновой расторможенности заставляет людей вести себя по-разному, когда они онлайн, и когда они взаимодействуют лицом к лицу.
  • Люди в воинских частях вынуждены вести себя так, как в других местах.

Пример исследования деиндивидуализации

Психологи исследовали деиндивидуализацию разными способами.

Один из них касается измены и влияния на нее деиндивидуализации.

Люди будут обманывать по разным причинам самыми разными способами — в любви, в финансах и на работе, — но социальные психологи особенно интересуются общими характеристиками ситуаций, в которых люди изменяют.

Именно этот вопрос вдохновил профессора Эда Динера и его коллег в 1970-х годах на проведение классического исследования социальной психологии детской честности на Хэллоуин.

Кошелёк или жизнь?

Динер и его коллеги наблюдали за 27 домами в Сиэтле в вечер Хэллоуина, когда туда пришли дети, чтобы угоститься сладостями (Diener et al., 1976).

Сразу за дверью на столе стояли две миски, одна наполнена шоколадными батончиками, другая – монетами и пятицентовиками.

Когда дети прибыли в своих костюмах, им сказали взять по одной шоколадке, но не трогать деньги.

Затем ведущая сказала детям, что ей нужно вернуться к своим исследованиям в другой комнате.

На самом деле она смотрела в дверной глазок, чтобы узнать, сколько конфет и/или денег они возьмут.

Но это была не просто проверка детей на честность, это была проверка того, как различные ситуационные факторы повлияют на то, что они сделают.

Прежде чем покинуть комнату, каждый из хостов в каждом из домов создал ряд различных экспериментальных условий.

Экспериментаторы хотели изучить три основных фактора: влияние нахождения в группе, анонимность и перекладывание ответственности за любое мошенничество: ).

  • Анонимность: иногда ведущий спрашивал у детей их имена и адреса, иногда нет.
  • Перераспределение ответственности: иногда всем детям говорили, что самый маленький ребенок, которого может видеть хозяин, несет ответственность за лишние конфеты или деньги.
  • За ночь 1352 ребенка вошли в 27 домов по всему Сиэтлу, некоторые в одиночку, некоторые в группах, многие воодушевились своими костюмами на Хэллоуин.

    В каждом доме ведущий после экспериментальной манипуляции выходил из комнаты и наблюдал за детьми, ожидая, как анонимность и перекладывание ответственности повлияют на то, обманывают ли они их и насколько.

    Анонимность и деиндивидуализация

    Хорошая новость заключается в том, что в целом, во всех условиях, около двух третей детей были абсолютно честными и не взяли ни одной лишней шоколадки и не прикоснулись к пенни и пятицентовикам.

    Но последствия анонимности, пребывания в группе и переключения ответственности были драматичными:

    Как видите, когда дети приходили одни и были выявлены, обманывали только 8 процентов.

    Однако, когда они пришли в группу, были анонимными и ответственность за любой обман была переложена на самого маленького ребенка, средний уровень обмана подскочил до 80 процентов.

    Результаты показали, что каждый из факторов не просто аддитивен, но взаимодействует друг с другом, чтобы побудить еще больший процент детей к списыванию.

    Исследователи выявили некоторые дополнительные интригующие тонкости из собранных ими данных.

    Их также интересовало, почему дети жульничали: только потому, что они были в группе, или потому, что лидер жульничал, а остальные копировали?

    Их результаты показали, что эффект моделирования действительно имел место, потому что в группах, где обманывал первый ребенок, другие дети также с большей вероятностью обманывали.

    4 фактора, предрасполагающих к изменам

    Этот эксперимент является яркой демонстрацией деиндивидуализации: когда аспекты ситуаций заставляют людей ощутить себя, включая их этические и моральные кодексы, отступать и позволяют им легко поддаваться влиянию действий других.

    Деиндивидуализация может быть, по крайней мере частично, причиной социальной лености, склонности людей расслабляться при работе в группе.

    Но социальное безделье — наименьшее из обвинений, выдвигаемых против деиндивидуализации.

    Это явление обвиняют во всех видах социальных беспорядков, особенно в антиобщественном, деструктивном поведении, которое иногда наблюдается в толпе (хотя, по мнению некоторых ученых, взрывоопасность толпы преувеличена, ср.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts