Скандал из-за «домашки». Почему делать уроки с ребенком — плохая идея?
Уже в младшей школе «домашка» часто становится источником ссор, конфликтов, постоянного раздражения в семье. Ребенок открывает учебники и тетрадки, только когда мама сидит рядом (со злым и нервным лицом). Как исправлять ситуацию и с чего начать, советует детский психолог Светлана Филяева.
Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт, сказкотерапевт
Мамы на консультациях иногда жалуются: «Вот я собираюсь вечером уходить с работы — и мне даже домой ехать не хочется, потому что представляю, что сейчас снова через это проходить». Если есть эмоциональное напряжение, постоянный негативный фон, связанный с уроками, значит, существует какая-то «поломка». Были сделаны какие-то ошибки и закрепился очень токсичный сценарий общения ребенка и родителя вокруг выполнения домашнего задания.
Когда мне говорят: «Да никто не хочет делать домашку», «ой, из-за уроков все ссорятся», «все дети забивают на уроки», я как детский психолог хочу сказать «Нет, не все!». Да, иногда у детей бывает — как в любом рабочем процессе — ситуация напряжения: устал, не дотянул, забыл, не получилось. Но на постоянной основе такого быть не должно. И младший школьник вполне способен делать уроки сам.
Тройку получать стыдно?
Что же мешает наладить процесс? Причина очень часто… в позиции родителя, а не в том, что ребенок «какой-то не такой». Если из-за домашки у вас постоянно скандалы, то сначала полезно задать себе несколько вопросов.
- Как я относился в школе к урокам?
- Что мне говорили родители про успеваемость?
- Хвалили меня или нет за хорошие оценки?
- Как часто и за что меня ругали?
- Какие у меня сейчас есть страхи, если ребенок будет учиться недостаточно хорошо?
- Какие у меня ожидания, что для меня значит учиться хорошо?
Очень распространенная история — излишний перфекционизм родителей. У нынешних мамы и папы были очень требовательные родители или собственная установка, что хорошие девочки/мальчики учатся хорошо, что тройку получать стыдно, а двойку получать вообще нельзя.
Часто такие родители и к своей учебе в школе относились чересчур требовательно, много переживали, нервничали, для них очень важны были оценки, то, как смотрит учитель. Они и к своей нынешней работе относятся ответственно. И очень часто уже с первого класса такой родитель бессознательно начинает требовать от ребенка идеального выполнения уроков. Потому что кажется, что именно так и делает хороший родитель.
Если мама — перфекционист
Обычно осенью на прием приходят мамы и папы, которые просто не могут смотреть на ужасные прописи детей. Когда ребенок учится в первом классе и отрабатывает сложный навык — палочки, закорючки, петельки, — бывает трудно и получается не сразу. И родитель, увидев покосившиеся палочки, начинает повторять: «не стараешься», «ленивый», «из тебя ничего не выйдет».
Это ошибка родителей, которые попадают в ловушку перфекционизма. Требовательным, очень критичным к ребенку взрослым нужно прежде всего поработать со своей установкой «как я отношусь к ошибкам».
К чему ведет чрезмерная требовательность родителей?К тому, что у ребенка падает самооценка, появляются неврозы, боязнь школы, страх получить плохую оценку.
Ребенок 6−8 лет воспринимает себя глазами и оценками родителей. И если он все время слышит «из тебя ничего не получится», «ты не стараешься», «ты ленивый», то у него развивается роль пассивной жертвы.
И, конечно, уходят навыки самостоятельности: если у меня ничего не получается, и я плохой, то рядом есть взрослый, который лучше знает, как надо, и поэтому я отдаю весь контроль ему.
Уроки делаются только под крики мамы или папы. И у нас получается замкнутый круг.
Что я советую? Поинтересоваться литературой про часть личности, которая у нас называется Внутренний Критик, разобраться со своими нерешенными детскими проблемами, с терминами успешности (что это для вас сейчас?) и оценить риски: хотите ли вы сохранить контакт с ребенком или вы хотите хорошие оценки, хотите ли вырастить индивидуальность или хотите вырастить человека, который постоянно ждет инструкций, механистически выполняет указания и у которого в конце концов пропадает желание учиться вообще.
Советую прочитать вместе с ребенком книжку Маши Рупасовой «Работа над ошибками, или Давайте ошибаться правильно». Здесь действие происходит в какой-то фантастической школе. Каждая глава посвящена ситуации, связанной с ошибками. И учителя каждый раз дают детям какой-то вывод (например, «Все, кто учатся, ошибаются»), подсказывают, что делать, если ты ошибся.
На страницах мы постоянно встречаем двух персонажей (две внутренние роли) — доброго друга и сердитого критика (аналог внутреннего критика личности). Вот что они говорят ребенку:
- Сердитый критик: «Ты глупый» — Добрый друг: «Ты учишься и ты уже много знаешь»
- «Это слишком трудно для тебя» — «Все что сейчас тебе легко, когда-то было трудно»
- «Ты не должен ошибаться» — «Неправда, ошибаться необходимо, ведь мозг человека учится на ошибках»
- «У тебя ничего не выходит» — «Ты молодец, что не сдаешься»
- «Какой позор!» — «Не волнуйся, подыши и успокойся».
У нас задача, конечно, растить внутри ребенка «доброго друга», который будет помогать ему развиваться, поддерживать, когда что-то не получается, когда сам собой недоволен или тобой недовольны другие.
Эту книжку советую давать читать ребенку, а еще лучше читать вместе. Здесь есть про эмоции и про то, как использовать ошибку как трамплин для роста, как заниматься своей работоспособностью, о первых навыках тайм-менеджмента.
Как развить самостоятельность у детей?
Если вы поймали себя на том, что все пошло по неверному сценарию, то нужно обязательно отдавать ответственность ребенку, развивать самостоятельность, дать возможность ему делать свои ошибки и побудить его найти свою мотивацию к учебе, услышать свой собственный голос. Это процесс пошаговый и поэтапный: одним днем не получится.
Случай из практики: девочка училась во втором классе. Родители проверяли все тетрадки каждый день, были довольно придирчивы. Если находили помарку и делали замечание, то дочка очень негодовала, плакала, — и родители пришли на консультацию с жалобой на то, что у ребенка преувеличенная плаксивость.
Когда стали разбираться, выяснилось, что она, оказывается, хочет делать все уроки сама. Родители — как раз перфекционисты — возразили: «Ну как же, она получит двойки!».
Договорились провести эксперимент — не проверять домашнюю работу неделю. Прошла неделя — оказалось, что все хорошо, девочка все делала (да, с ошибочками, помарками), двоек не было. Успех стали закреплять, а для этого заключили соглашение и выработали правило: ребенок сам приходит к родителям тогда, когда что-то трудно и не получается. Второй вариант — когда она сама сомневается, что сделала хорошо, и поэтому хотела бы кому-то показать.
И это стало работать. Прошло 3 года. Знаю, что последний триместр закончила со всеми пятерками.
1. Советую провести эксперимент — взять и на неделю отпустить ситуацию и посмотреть, а что будет? Возможно, появятся двойки — хорошо, с этим можно поработать, подтянуть. Возможно, появятся двойки и пятерки, — станет понятно, что с какими-то предметами все сложно, нужна помощь.
Проанализируйте, а как вам далась эта неделя? Хотелось ли заглянуть в тетрадки? Как себя вел ребенок: он подсобрался или, наоборот, решил вообще ничего не делать?2. Хорошо работает, когда уроки проверяются не каждый день, а например, договариваемся, что только во вторник и четверг. Дни, когда тебя никто не дергает, оказываются более спокойными, ребенок учится сам распределять время. А для родителя это более спокойный вариант, потому что он все равно контролирует процесс и если видит, что что-то запущено, то в выходные можно подтянуть.
3. Еще вариант: договариваемся, что проверяем, например только математику или иностранный, а если русский и история идут на ура, то их и не смотрим. То есть выбираем те предметы, которые даются сложнее, требуют больше концентрации.
Постепенно зона самостоятельности увеличивается.
Могу посоветовать книжку. Дэвида Аллена «Как привести дела в порядок — в школе и не только».
3 книжки о школе для тревожных родителей
У родителей часто бывают завышенные ожидания, не по возрасту ребенка. Они любят вспоминать: «Да я в шесть лет сам готовил обед», «всегда сам делал уроки, никто мои тетрадки не проверял». Родители часто не понимают своеобразие возраста, возможности возраста, специфику психотипа своего ребенка.
Эти книжки немножко повернут взрослого в сторону ребенка, напомнят, что действительно делают дети в возрасте 6, 7, 8 лет, какие бывают ситуации, развеселят и помогут снять напряжение вокруг всего, что связано со школой.
Читайте их вместе с ребенком, обсуждайте.
«Хедвиг наконец-то идет в школу!» Фриды Нильсон. Главная героиня — это веселая девочка, которая постоянно влипает в какие-то странные ситуации и ставит в тупик то учителя, то родителей. Но тем не менее, когда мы читаем про ее жизнь, то понимаем, что это ее способ расти, ее способ усваивать новую информацию, учиться, заводить друзей. Это противотревожная для родителей книжка.
«Светлик Тучкин и Пузырь желаний» Виктории Ледерман. Герой учится в младшей школе. Он загадывает желание, чтобы у него было меньше уроков и больше времени поиграть. И — оп! — переносится во времени назад и оказывается в детском саду. Как же он счастлив! А потом оказывается, что ему неинтересно играть с самосвалом, ему ужасно не хочется спать днем и возиться в песочнице. Получается еще одна волшебная ситуация, — и теперь Светлик оказывается в школе в классе постарше. Какой ужас: на уроках он вообще ничего не понимает. В итоге, когда он возвращается в свою реальность, то прыгает от счастья и думает «Это то, что я хочу! И все эти уроки я буду делать, потому что это я могу».
«Как курица лапой» Энн Файн. История напомнит о том, что мы все в чем-то не вписываемся в стандарты. Она про детей, которым что-то не дается: кто-то хорошо ловит информацию на слух, но ему страшно трудно писать, кому-то легко сидеть на уроках, а кому-то нужно побегать и побеситься, кому-то на уроках нужно обязательно рисовать на полях — и только так он воспринимает то, что говорят. Одному мальчику в классе нелегко даются учебные навыки, и мы узнаем, как на него реагируют другие дети, учителя, что он сам о себе думает. Взаимодействие между героями меняет очень многих. Книжка про терпимость, принятие и то, что каждый ценен своей уникальностью и что ни в коем случае нельзя требовать от ребенка того, что он по своей природе не может дать.
Читайте также:
Спокойные игры для переменки: 15 идей
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день… просто играть
Дислексия у ребёнка: вовсе он не «издевается» и не «ленится»!
психологиясоветы
«Ведь я уже делал уроки вчера». Что вспоминают о школе известные белгородцы. Новости образования
«Я вырос в семье военного и за годы учёбы поменял шесть школ, поэтому для меня 1 сентября часто означало новую школу, новый класс, новые впечатления. И этот день я всегда ждал с нетерпением.
Сам день 1 сентября на моей памяти всегда какой‑то солнечный, погожий. Уроков нет, прошли первые ознакомительные занятия, ты встретился со старыми друзьями или познакомился с кем‑то – и в 12 часов ты свободен. И ты идёшь домой и понимаешь, что у тебя ещё есть полдня перед учёбой, которые ты можешь провести так, как хочешь».
Оксана Катанская, артистка БГАДТ им. М. С. Щепкина:
«Самый первый День знаний запомнился мне холодом и сильным ветром.
Фотографии с того дня меня очень веселят. На них я в новой красивой форме, на голове красивая заколка, но дрожу и ёжусь от холода, волосы растрёпаны. Как ни старалась мама уговорить меня улыбнуться, ну или хотя бы придать лицу менее страдальческое выражение, ничего не вышло: «Мне здесь не нравится, заберите меня отсюда».
На самом деле всё, конечно же, было торжественно и празднично, но по фото этого не скажешь. Тут на фото начало праздника, и я просто «не улыбаюсь».
Тимур Халиуллин, органист Белгородской филармонии:
«Я помню свой первый День знаний, запах цветов. Помню свой первый костюм, который поначалу мне было надевать так неудобно, некомфортно.
Но главное воспоминание о 1 сентября – осознание того, что в школу нужно пойти не только в этот день, но и во все остальные дни тоже. Я плакал, когда мама заставляла меня делать уроки, и говорил: «Ну как же так, ведь я их уже делал вчера!»
Тогда же у меня началась музыкальная школа по классу фортепиано – много часов труда за инструментом, с книгами, а на это нужно время.
В учёбе я отличался прилежностью, но знания давались мне с большим трудом, особенно на начальном этапе. Больших успехов я не показывал. Каким‑то забиякой в школе я, конечно, не был. Но любил делать что‑то нестандартное: залезать на деревья, сбегать с территории школы.
Фото: Юрий Коренько (архив)
Детство Тимура. Почему органист белгородской филармонии в детстве занимался только музыкой
Дружбы с одноклассниками я не завязал, да и немудрено: в начальной школе я менял класс четырежды. Сначала учился в обычном классе, потом на два года попал в татарский класс – учил сам язык и некоторые предметы на татарском. Затем вернулся в свой первый класс и, наконец, перешёл в класс английского.
В итоге начальная школа дала мне главное: я понял, что не хочу быть, как все. Мне не нравилось то, что одноклассники не любили музыку. Я был единственным мальчиком, кто ею занимался. И пообещал себе, что никогда не стану таким, как другие. Такая родилась амбициозная цель – и я её добился.
Очень тёплые воспоминания сохранил о первой учительнице – Надежде Семёновне. Сохранилась фотокарточка с 1 сентября: я в огромных очках, в том самом неудобном костюме – и она, Надежда Семёновна, учительница первая моя».
Вячеслав Воробьёв, ветеран ОМОНа, Герой России:
«Я окончил среднюю школу № 19 в Белгороде. Помню, что на моё самое первое 1 сентября была страшная жара.
Ещё до сих пор помню формулу по вычислению дискриминанта и всё жду, когда она мне в жизни пригодится».
Евгения Кондратюк, директор фонда «Святое Белогорье против детского рака»:
Фото: Павел Колядин
«В первый класс я пошла в 1986 году в белгородскую школу № 8. К этому моменту умела и читать, и писать, поэтому учебный процесс для меня был скучным. Но мне разрешали читать книги на уроках, так что я благодарна учителям.
1 сентября выдалось солнечным. У меня была коричневая школьная форма. В то время носила длинные волосы, поэтому на голове сделали два барашка с бантами. Ещё я была в очках. А бабушка мне связала гольфы крючком. Провожали меня на линейку мама, дедушка и бабушка. Всё было очень торжественно. Мне кажется, что тогда этому придавалось даже больше значения, чем сейчас.
Ещё помню, что 1 сентября мы рисовали птицу мира – голубя – в альбоме. Я напачкала карандашом. Голубь у меня получился некрасивым – даже расплакалась. Учительница меня успокаивала.
О начальной школе сохранились тёплые воспоминания. Успела побыть и октябрёнком, и пионером. Первую мою учительницу звали Галина Михайловна. Это была добрая пожилая женщина.
В 3-м классе мне из Германии привезли джинсы и водолазку. В них я явилась на линейку, тайком от мамы. Случился скандал. После этого меня чуть не исключили из пионеров.
В начальной школе я была круглой отличницей, получала похвальные листы. В старших классах перевелась в школу № 45».
Андрей Божко, руководитель Белгородской общественной организации «Общество любителей древней истории»:
«1 сентября 1992 года я переступил порог Колыхалинской начальной школы. Наше село Колыхалино входит в состав Шелаевского сельского поселения Валуйского округа.
Мои впечатления от этого далёкого дня сохранились на фотографиях.
Вот я стою, маленький, скромненький мальчик, с букетом тюльпанов – мама собрала их на огороде. Новый костюмчик, туфельки, этакая стрижка под горшок. Мама специально отвезла меня для этого в райцентр, в парикмахерскую возле валуйского жд/вокзала. Обычно стриг наш сосед, но это было нечто.
Начальная школа в Колыхалино была совсем маленькая. На других фотографиях этого дня видно: всего нас было 34 человека – и учеников, и учителей. Из них 7 первоклассников и моя первая учительница по имени Раиса. Очень тёплые от неё впечатления. Жаль, что после 1-го класса она почему‑то ушла из школы, и нам дали новую классную руководительницу.
Фото: Павел Колядин
Как в Белгороде прошёл День знаний (фоторепортаж)
Настоящая семейная атмосфера – это большое преимущество миниатюрной школы в селе.
На переменках мы вместе носились, играли в прятки в зарослях у школы. Сама школа была недалеко от моего дома. Фактически стала вторым родным домом.
А ещё, разумеется, в образовательном плане к каждому из нас был обеспечен сугубо индивидуальный, внимательный подход, более тщательный, чем в классах с большим числом учеников. В Колыхалинской начальной школе нас прекрасно подготовили, и затем уже в пятом классе в Шелаевской школе у меня не было трудностей.
В те времена мы ходили в Шелаево 2 км пешком или на велосипедах. Это сейчас уже везде есть школьные автобусы. Кстати, теперь все маленькие колыхалинцы ездят на них в Шелаевскую школу. А нашей начальной школы уже нет – в её здании расположился детский садик».
Сергей Тетюхин, олимпийский чемпион, директор ВК «Белогорье»:
Фото: Павел Колядин
Новости ВРФ
Кто придумал домашнее задание? — The Edvocate
Распространяйте любовь
Домашнее задание является частью жизни детей, родителей и воспитателей. Но кто придумал понятие домашнего задания? Что случилось, чтобы сделать его стандартом в образовании? Вот краткий обзор истории домашних заданий в Соединенных Штатах.
Происхождение домашнего задания: мифы и история
Кто первым изобрел домашнее задание? Возможно, мы никогда не узнаем наверняка. Его история была сформирована множеством людей и событий. Начнем с двух его ключевых влиятельных лиц.
Сомнительный Роберто Невелис из Венеции
Домашнее задание обычно приписывается Роберто Невелису из Венеции, Италия, который изобрел его в 1095 или 1905 году, в зависимости от ваших источников. Однако при ближайшем рассмотрении он кажется скорее интернет-легендой, чем реальной фигурой.
Гораций Манн
Гораций Манн, политик и реформатор образования 19-го века, был ключевой фигурой в разработке домашних заданий. Манн, как и его современники Генри Барнард и Кэлвин Эллис Стоу, был увлечен новым единым национальным государством обязательной государственной системы образования Германии.
Обязательные задания были даны учащимся Volksschulen («Народные школы») для выполнения дома в свободное время. Когда такие либералы, как Иоганн Готлиб Фихте, стремились организовать поддержку единого немецкого государства, это требование подчеркивало власть государства над личностью. Хотя домашнее задание было установлено до того, как Фихте начал участвовать в Volksschulen, его политические цели можно считать катализатором его принятия в качестве образовательного требования.
Гораций Манн был движущей силой создания государственного государственного образования в Америке, финансируемого за счет налогов. Во время поездки в Германию в 1843 году он стал свидетелем работы системы Volkschule и привёз некоторые из её идеалов, в том числе домашнее задание.
Домашнее задание Американской государственной школьной системы
Домашнее задание не всегда широко применялось, несмотря на то, что оно является почти универсальным элементом американского образовательного опыта. Родители и педагоги продолжают спорить о его преимуществах и недостатках уже более века.
1900-е годы: настроения против домашних заданий и запреты на домашние задания
Запрет на домашние задания был введен в тихоокеанском штате Калифорния в 1901 году, всего через несколько десятилетий после того, как идея домашних заданий пересекла Атлантику. Ограничение, которое распространялось на всех учащихся моложе 15 лет, действовало до 19 лет.17.
Примерно в тот же период известные журналы, такие как Ladies’ Home Journal и The New York Times, публиковали замечания родителей и медицинских работников, изображающие домашнюю работу вредной для здоровья детей. 1930: Домашняя работа как детский труд
Группа под названием Американская ассоциация детского здоровья в 1930 году признала домашнюю работу формой детского труда. Это заявление представляло собой менее чем благоприятный взгляд на домашнюю работу как на подходящий метод обучения, учитывая, что недавно были приняты законы, запрещающие детский труд.
Начало-середина 20-го века: домашние задания и прогрессивная эра
Учителя начали искать способы сделать домашнее задание более личным и значимым для отдельных учащихся во второй половине 19-го и 20-го века, когда произошли современные образовательные изменения. Может ли это быть источником постоянной темы эссе «Что я делал на своих летних каникулах?»
Холодная война: разогрев домашнего задания
После Второй мировой войны холодная война усилила напряженность в отношениях между Соединенными Штатами и Россией в 1950-е годы. Полет Спутника-1 в 1957 году усилил вражду между Россией и США, особенно среди их молодежи.
Лучший способ гарантировать, что американские учащиеся не отстают от своих российских сверстников, особенно в чрезвычайно конкурентных областях науки и математики, заключался в том, чтобы чиновники образования в Соединенных Штатах задавали сложные домашние задания.
1980-е: домашняя работа для нации в опасности
What Works, публикация Министерства образования США 1986 года, называет домашнюю работу одной из наиболее эффективных учебных тактик. Это произошло через три года после новаторского исследования 9.0003
Начало 21 века: Домашние задания запрещены Возврат
Многие преподаватели и другие заинтересованные лица снова ставят под сомнение ценность домашних заданий. На эту тему опубликовано несколько публикаций.
К ним относятся:
- Дело против домашней работы: как домашняя работа вредит нашим детям и что мы можем с этим поделать Сара Беннетт и Нэнси Калиш (2006)
- Битва за домашнюю работу: точки соприкосновения администраторов, учителей и родителей (третье издание) психолога Университета Дьюка доктора Харриса Купера (2007 г.)
- Конец домашней работы: как домашняя работа разрушает семьи, перегружает детей и ограничивает обучение профессора образования доктора Этты Краловек и журналиста Джона Бьюэлла (2000)
Домашнее задание до сих пор является спорной темой. В некоторых школах вводятся запреты на выполнение домашних заданий, подобные тем, которые были введены в начале века. Учителя по-разному относятся к запретам, а родители пытаются справиться с нарушением их распорядка дня, вызванным такими запретами.
Истинная реальность, стоящая за этим — малиновый
Поиск- Развлечения
- Витрина
Фото предоставлено Зигмундом
София Векер, редактор
16 марта 2021 г.
Домашнее задание. Чего-то почти все в школе — независимо от возраста, класса и места жительства — боятся. Но зачем нам домашнее задание?
В 1905 году итальянский учитель Роберто Невилис изобрел понятие «домашнее задание». Первоначально его целью было использование в качестве наказания для учеников, которые ленились в классе, или для тех, кто был непослушен или груб со своим учителем. Эта практика стала популярной и стала более часто использоваться во всем мире. Через несколько лет после того, как она была изобретена, она стала стандартной вещью, которую почти все учителя во всем мире начали регулярно раздавать ученикам после уроков каждый день или большую часть дней.
Учащиеся, как правило, морально и физически истощены, когда приходят домой со школы, занятий спортом или после занятий, а домашние задания создают еще больший стресс для их тарелок. В то время как другим учащимся может нравиться домашнее задание или ему нравится выполнять его, потому что это может принести им пользу в учебе или помочь избежать скуки. В любом случае, домашние задания имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
В настоящее время учителя назначают домашнюю работу либо на то, что осталось от занятий, либо на дополнительную работу, чтобы помочь расширить темы, преподаваемые в школе. Но действительно ли это разумная и веская причина давать домашнее задание? Как уже упоминалось ранее, учащимся нравится возвращаться домой после долгого учебного дня, расслабляться и проводить свободное время или, возможно, тусоваться со своими друзьями и/или семьей. Но если у них есть задания, выполнение которых может занять несколько часов, и все они должны быть выполнены к полуночи, это лишает студентов драгоценного свободного времени.
Как бы нам не хотелось это признавать, домашние задания имеют некоторые преимущества. Учащиеся, которым нужна дополнительная помощь или практика по теме или предмету, могут извлечь пользу из дополнительных домашних заданий. Другим может понадобиться дополнительная практика, чтобы улучшить свое понимание или, возможно, продвинуться по предмету, чтобы получить более высокие баллы за тесты и викторины.
Несмотря на дополнительную помощь при выполнении домашних заданий, это не всегда необходимо. Как упоминалось ранее, некоторым учащимся может быть трудно выполнять домашнюю работу из-за времени, их личной жизни, и это может просто не понадобиться некоторым учащимся, поэтому это не должно быть необходимо для них.
Хотя домашняя работа раздражает и не всегда необходима, мы должны продолжать делать все возможное и выполнять эту задачу, потому что она принесет нам пользу в дальнейшей жизни. Но я прошу учителей дать ученикам передышку или дать им время отдохнуть после долгого и тяжелого дня.